М.С. Красовицкая Лекция 13. Богослужение будних св. четыредесятницы. Чтение покаянного канона прп. Андрея Критского в первые дни великого поста Наш Типикон полон не только всяких строгостей и непонятностей, но и глубокого понимания всей немощи человеческой природы, родительской заботы о каждом церковном чаде. Так, кафизма на вечерне может отменяться «труда ради бденнаго», потому что братия молилась всю ночь до утра. А в первый день Великого поста Типикон указывает звонить «к свету коснее», т.е. медленнее, не торопить людей на службу ради того, что на вечерней трапезе было утешение, после которого встать немножко тяжелее, чем будет дальше в посту, когда пища будет легкой, бодрящей, располагающей к усердным службам и поклонам. Интересно, что Типикон Святой горы Афон – этого центра православного монашества, вообще отменяет полунощницу в первый день Великого Поста. Первая служба понедельника 1-й седмицы Великого поста, полунощница, обладает с одной стороны великопостной особенностью, с другой – особенностью именно первого понедельника Великого поста. Вообще в посту полунощница вседневная совершается по обычному уставу, но на ней читается молитва Ефрема Сирина с 16-ю поклонами (3 земных, 12 малых и один земной, а до Никоновской реформы было 3 земных, затем 12 т.н. «метаний», т.е. поклонов, когда земли касаются только коленями и руками, не опуская головы, и один земной). В первый же день поста молитва Ефрема Сирина читается на полунощнице только с тремя поклонами, чтобы не было сразу слишком тяжело. Отошла полунощница, и мы вступаем в великопостный порядок богослужения. Первая служба, которую мы подробно разберем, это великопостная утреня. Чинопоследование будничной утрени изучено нами достаточно хорошо, и, опираясь на него, можно определить отличие великопостной утрени от вседневной. Первая часть утрени, если нет бдения – двупсалмие. Во св. Четыредесятницу есть дополнительные молитвы: в начале двупсалмия добавляется Трисвятое по Отче наш. Шестопсалмие и великая ектенья – как обычно, а дальше наступает момент, который отличает постный порядок от обычного: Аллилуйя со стихами. Служба с Аллилуйя противоположна службе сБог Господь. Аллилуйя является песнопением не менее радостным, чем Бог Господь, в нем воссылается хвала Богу в наиболее общей форме – «Хвалите Господа», «Слава Богу», «Хвала Всевышнему». Но Бог Господь – более праздничное песнопение: Господь пришел к нам на землю спасать нас, Мессия явился, и мы Его встречаем. Аллилуйя, как более скромное песнопение, лучше подходит к порядку великопостных служб.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Патриарх Кирилл: Цель воздержания — это не угнетение тела, а оказание помощи душе 27 февраля, 2015. Святейший Патриарх Кирилл Для многих воздержание от пищи является неким индикатором, который определяет степень наших волевых усилий, нашу волевую способность, а значит, помогает лучше понять себя. 26 февраля 2015 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставным богослужением в Троице-Одигитриевском ставропигиальном женском монастыре Зосимова пустынь. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Во время Великого поста мы, православные христиане, призваны обратить особое внимание на свою внутреннюю духовную жизнь и разглядеть в ней то, что требует исправления. Мы взираем внутрь самих себя не для того чтобы услаждаться своими добродетелями, талантами и успехами, не для того чтобы лишний раз сказать себе, какие мы правильные и хорошие, а для того чтобы увидеть свои слабости, свои недостатки и грехи. И Церковь во время Великого поста предлагает определенные средства, которые могут помочь человеку разобраться в этих сложных перипетиях своей внутренней жизни. Одним из таких средств является воздержание. Воздержание — это самоограничение. Если человек ограничен в пище под влиянием внешних обстоятельств, то чаще всего это связано с каким-то социальным, гражданским или имущественным неблагополучием, и потому не является добродетелью, а, скорее, является бедой, которую нужно исправлять. А когда человек добровольно себя ограничивает в пище, в питии, в удовольствиях, сдерживает свои чувства, тогда такое отношение к самому себе называется воздержанием и является одновременно добродетелью и средством для благоприятного воздействия на свою внутреннюю духовную жизнь. Во время поста предлагается воздержание от скоромной пищи, от употребления алкоголя. Позволяется в воскресные, праздничные дни употребить немного натурального некрепленого вина, а крепкий алкоголь вообще следует полностью исключить на время Великого поста. Ограничения касаются и пищи: мы не употребляем калорийную еду, животные жиры и даже рыбу, стараемся вкушать овощи, можно употреблять морепродукты. А в первую седмицу Великого поста даже вареную пищу предлагается употреблять только дважды в неделю, когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-tsel-v...

Радость поста Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: Великий пост. – Многая лета. – Поздравления и интервью. – Настоящий православный. – Культура и методика. – Чиновники – покровители сект. – Незаданные вопросы. – Униаты и украинские политики. – Языковая дискриминация. – Анекдот месяца. – Сумасшедшие и автобусы. – Торжество Православия. В понедельник, 23 февраля для православных верующих начался Великий пост. Кратко о времени подготовки к посту и самой Святой Четыредесятнице рассказывает сайт « Newsru.com » . «Восточная Церковь начинает Великий Пост с понедельника, который называется «Чистым». Порядок богослужений в период Великого Поста отличается тем, что по понедельникам, вторникам и четвергам в храмах не служится литургия, а читаются и поются Часы. По средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров св. Григория Двоеслова, по воскресеньям - литургия св. Василия Великого, а по субботам - обычная, св. Иоанна Златоуста». Как сообщает «Радонеж» со ссылкой на данные опроса РОМИР-Мониторинг, «22% российских граждан будут соблюдать Великий Пост» . Также в информации отмечено, что «большинство жителей России (54%) считают, что соблюдение постов способствует нравственному развитию человека». На сайте «Регионы России» в заметке, посвященной началу Великого поста, отмечено, что часто «пост понимают, прежде всего, как пищевые ограничения... Однако пост не предполагает доведения себя до полного изнеможения… Великий пост не сводится к телесным ограничениям. Это время, когда человеку положено трудиться и думать о душе. Вот почему издавна в течение Великого поста люди старались чаще посещать церковь, читать Евангелие, а также помогать нищим, сиротам и заключенным». И если раньше, в старой России во время Великого поста «создавалась особая атмосфера, которой волей-неволей подчинялись все окружающие: закрывались театры, прекращались великосветские приемы и рауты», то сейчас все иначе. Но и сегодня, отмечают авторы сообщения, «Великий пост может стать особым временем добрых дел и раздумий над смыслом своего существования».

http://pravoslavie.ru/4879.html

Скачать epub pdf ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ СЕДМИЦ И НЕДЕЛЬ (ВОСКРЕСЕНИЙ) ВЕЛИКОГО ПОСТА Кроме общего руководства к посту и покаянию, Церковь в богослужении Святой Четыредесятницы дает также особое руководство в священных воспоминаниях, соединенных с некоторыми днями Четыредесятницы. В первой ее половине Церковь побуждает к подвигу поста и покаяния, главным образом, тем, что показывает высокое достоинство подвига, а с недели четвертой – Крестопоклонной – она укрепляет верующих в подвиге высокими примерами подвижничества и терпения. ПЕРВАЯ СЕДМИЦА И ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА Первая седмица отличается особой строгостью поста, ибо приличнее всего иметь наибольшую ревность к подвигам благочестия при начале подвигов. Сообразно этому, Церковь на первой седмице совершает богослужение продолжительнее, чем в следующие дни. В первые два дня Четыредесятницы для тех, кто может, совсем не поставляется трапеза 399 . С понедельника по четверг на великих повечериях читается Великий канон святого Андрея Критского . В каноне собраны и представлены многочисленные образы поста и покаяния, приводится множество примеров из Ветхого и Нового Завета применительно к нравственному состоянию души грешника, оплакивающего свои грехи. Канон назван великим, как по множеству мыслей и воспоминаний, заключенных в нем, так и по числу содержащихся в нем тропарей (около 250, тогда как в обычных канонах их бывает около 30). Повечерие первых четырех дней первой седмицы называется «Малым стоянием» в отличие от «Андреева или Мариина стояния» на 5 седмице и великого стояния в Великий Пяток. Эти повечерия также называются «мефимонами» (греч. – «с нами»), потому что на этих повечериях поется песнь «С нами Бог». Внешнее отличие Великого канона святого Андрея Критского от других канонов состоит в том, что он имеет все 9 песней (включая также 2 песнь), и к каждому тропарю прилагается припев «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». В среду и четверг к покаянному канону прибавляются несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской, восшедшей от глубокого падения к высокому благочестию. Впоследствии к этому канону были присоединены тропари в честь его творца святого Андрея Критского .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Закрыть itemscope itemtype="" > О планах, ожиданиях, упущениях, итогах и выводах Великого поста 19.04.2019 919 Время на чтение 7 минут «Успех духовной жизни измеряется глубиной сокрушения сердечного и смирения, без которых всё суета или прелесть » свт. Игнатий Брянчанинов 40 спасительных дней Великого поста уже позади. Это было самое благоприятное в году время для углубленной работы над собой, принесения покаяния, искупления грехов, изменения к лучшему своей жизни. До Пасхи осталась страстная седмица, наше шествие за Христом, идущим пострадать ради нас, чтобы избавить от временных и вечных страданий весь человеческий род. Оглядываясь на прожитые 40 дней, мы видим несоответствие нашей жизни тому замыслу, который мы имели перед началом поста. О наших планах на пост: Перед выходом на пост многие замышляли поститься каким-то определенным образом в отношении: а) улучшения режима дня, б) исполнения запланированных дел, б) режима питания, в) молитвенного делания, г) посещения храмового богослужения, д) Исповеди и Причащения, е) полезного духовного чтения, общения, совета и пастырского наставления, ё) ограничения или прекращения просмотра телевизора, «зависания» в соцсетях, уменьшения количества телефонных разговоров и т.д. О наших ожиданиях от себя: Многие намеревались преодолеть постоянную мысленную жвачку, рассеянность, несобранность при молитве, скупость, алчность, зависть; стремление к материальному преуспеянию и многие другие мысли, чувства и желания, которые одолевают нас в повседневной жизни. Кроме того, с помощью поста и молитвы мы хотели углубить покаянное чувство, искоренить греховные привычки, примириться и простить всех своих обидчиков, не помнить зла и не иметь ни на кого обиды, и еще много-много чего... Теперь нам важно подвести некоторые итоги прожитых дней и увидеть, что получилось, а что нет. Пусть каждый спросит себя: Еще до начала самого Великого поста, а затем до 5-й недели в посту, за богослужением мы слышали призыв св. Церкви: « Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...».

http://ruskline.ru/analitika/2019/04/20/...

Как проводим мы Великий Пост? «Постимся постом приятным благоугодным Господеви... »  (Стихира 1-й седмицы Вел. поста). Мы проходим сейчас, милостью Божию, благодатное поприще Великого поста, которое св. Церковь именует «временем благоприятным, временем покаяния» и которое приводит нас к радостному празднованию «Тридневнаго Воскресения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, спасающаго душы наша» (стихира в Неделю Сыропустную на вечерни). Но так ли мы проводим это спасительное для нас покаянное поприще, как должно? Блажен, кто, живя жизнью всей Церкви, всем сердцем своим переживает это время поста, вникая во все глубоко-назидательные мысли, связанные с великопостным Богослужением и впитывая в себя все те возвышающие душу чувства, которые стремится возбудить в нас св. Церковь богослужебными чтениями и песнопениями и соединенными с разными днями Великого поста празднованиями и воспоминаниями. Блажен, сугубо блажен, кто в наше время  неблагоприятное  остается  таким  – «отставшим от века», – несмотря на все происходящее вокруг него... В самом деле! Вот в огласительном поучении преподобного Феодора Студита , которое читается, согласно уставу, в среду первой недели Великого поста, мы слышим: " Теперь  и в городах и селениях прекращаются всякия смятения и беспорядки, а умножаются славословия и песнопения, милостыни и молитвы, которыми благий наш Бог умилостивляется и преклоняется к милосердию, умиротворяет души наши и подает нам прощение грехов...» Но где все это  теперь  – в наши дни? Было это когда-то в древней Византии, было у нас на Святой Руси, а теперь? – Теперь вся жизнь такова, что и в церковь -то пойти на великопостное Богослужение далеко не всякий может, кто и хотел бы! А уж «городам и селениям» в целом и дела нет никакого до нашего Великого поста... Мы не говорим уже о нашей несчастной Родине-России и других православных странах, подпадших под страшное иго безбожного рабства, но и тут, на свободном как-будто бы Западе,  что  мы видим? У нас – Великий пост и дивные возносящие нас к небу великопостные Богослужения, а у них, даже еще называющих себя «христианами», – ничего этого нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Аудио Содержание Предисловие Введение. Великий пост: путь к Пасхе Глава 1. Приготовление к посту 1. Желание (Неделя о Закхее) 2. Смирение 3. Возвращение в отчий дом 4. Страшный суд 5. Прощение Глава 2. Великопостные Богослужения 1. «Светлая печаль» 2. Великопостная молитва святого Ефрема Сирина 3. Священное Писание 4. Триодь Глава 3. Литургия Преждеосвященных Даров 1. Два значения причастия 2. Два значения поста 3. Вечернее причащение 4. Порядок службы Глава 4. Постное странствие 1. НАЧАЛО: Великий Канон 2. Великопостные субботы 3. Воскресенья великого поста 4. «Преполовение» (половина) великого поста: крест 5. На пути в Вифанию и Иерусалим Глава 5. Великий пост в нашей жизни 1. О принятии поста " всерьез» 2. Участие в великопостных Богослужениях 3. «...только молитвою и постом» 4. Великопостный образ жизни, быт     Радостно приимем, вернии, боговдохновенное завещание поста, якоже прежде Ниневитяне: и паки, блудницы и мытари: яже покаяния проповедь от Иоанна есть; воздержанием уготовимся к преселению в Сион, Владычняго священнодейства, слезами предочистимся в нем божественного умовения. Помолимся видети образные зде Пасхи совершение, и истинныя явление. Уготовимся на поклонение Креста, и Воскресения Христа Бога, вопиюще к ему: Не посрами нас от чаяния нашего, Человеколюбче. Стихира на вечерне Сырного вторника Предисловие Это краткое толкование Великого Поста написано для тех все более многочисленных в наши дни читателей, которым хотелось бы лучше понять богослужебную традицию Церкви и принимать более сознательное участие в ее жизни. Мы знаем, что покаяние – начало и условие подлинной христианской жизни. Первое слово Христа, когда Он начал проповедовать, было: «Покайтесь» ( Мф.4:17 ). Но что такое покаяние? В суете нашей ежедневной жизни мы не успеваем задуматься над этим и считаем, что в общем-то, к чему нас обязывает Пост – это воздерживаться от скоромной пищи и излишних развлечений, пойти исповедаться, получить от священника разрешение грехов, причаститься (один раз за весь год!) и затем считать, что «все в порядке» до будущего года.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Патриарх Кирилл: Время Святой Четыредесятницы — время борьбы с самим собой 23 февраля, 2015. Святейший Патриарх Кирилл Молитесь о себе, испытывайте свою совесть, контролируйте свои мысли. 23 февраля. ПРАВМИР. 23 февраля 2015 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставным богослужением в Даниловом ставропигиальном монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Всечестной отец Алексий, наместник сей святой обители! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с началом спасительных дней Святой Четыредесятницы. Господь дает нам это время для того, чтобы, в первую очередь, мы могли в уединении, в молитве, через постное воздержание лучше понять самих себя. Самопознание есть одна из важных целей Великого поста. Это очень непросто — познать самого себя, потому что в каждый момент жизни мы разные. На это различие влияют внешние условия, а также искушения дьявольские. И то, что еще вчера казалось невозможным и недопустимым, сегодня совершаем с легкостью. И напротив — иногда следующий день помогает нам многое понять, увидеть в самих себе и раскаяться в грехах своих. Вот почему, кроме самопознания, во время Великого поста требуется и самоконтроль. Мы в обычное время мало контролируем самих себя. Не только слова и поступки, но даже мысли свои не контролируем. Если Великий пост приводит нас к этому навыку — контролировать свою мысль, то это означает, что пост для нас был не напрасен. Но и самоконтроля недостаточно. Все это служит тому, чтобы мы воспитывали самих себя. А потому самовоспитание — это то, что непременно должно сопутствовать постному поприщу. Из достижения этих трех целей и складывается весьма благотворное и положительное воздействие поста на душу человека. Но удивительные слова находим мы у Марка Постника, который говорит о том, что от поста бывает не только добро, но и зло. И в самом деле, входя в поприще Святой Четыредесятницы, возлагая на себя определенные труды и неся эти труды, мы вступаем в полосу особой опасности — самопревозношения и тщеславия, особенно когда самих себя сравниваем с другими людьми, и не только с нецерковными, но и воцерковленными братьями. Тщеславие, которое развивается, в том числе, нередко и от строгого исполнения поста, является горьким и опасным, ядовитым, как говорит преподобный Марк, плодом постного поприща. Как, не вкушая пищу, мы открываем свою душу к принятию пищи духовной, так, не сопровождая пост самовоспитанием, контролем, самопознанием, мы способны впустить в свою душу дьявола, который и добрые наши поступки обратит ко злу.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-vremya...

О.М. Захарова Введение Пост составляет важнейшую часть жизни православного христианина. Из 365 дней года от 180 до 200 являются постными, то есть половина церковного года – это время поста. Основным первоисточником знаний о посте является Триодь Постная, в которой содержатся все необходимые сведения о том, как подготовиться к Великому посту и как проходить святую четыредесятницу. Руководствуясь этим источником, христианин сможет не только с пользой для спасения провести Великий пост , но и научится поститься, чтобы уверенно проходить постный подвиг и в дни других, установленных Церковью постов в течение года. Однако в настоящее время мало кто знает смысл великопостных служб. Протопресвитер Александр Шмеман считает, что незнание Триоди является главной причиной изменения в христианском сознании понимания смысла и значения Поста, что мало – помалу обратило Пост в соблюдение чисто формальных предписаний и ограничений в пище. 1 Подлинный дух Великого поста в настоящее время утерян, и единственная возможность его вновь приобрести – это внимательное слушание и исследование песнопений Постной Триоди. Поэтому для современных христиан большое значение имеет изъяснение смысла богослужебных текстов. Систематизированные знания о посте необходимы для начинающего христианина, чтобы он имел четкое представление о том, что такое пост, из чего он складывается и какое значение имеет для временной и вечной жизни. Несмотря на то, что исследованию Постной Триоди посвящен ряд научных, богословских и популярных трудов, систематического исследования сущности и значения поста нет. Приведенный ниже обзор литературы показывает, что тема поста по Постной Триоди разработана не полностью, в малом объеме, в иных аспектах, с применением различной методики. Существует несколько подходов к изучению Триоди: уставной, исторический, пастырско-назидательный, богословский. К работам, носящим уставной характер относятся: 1 . «Лекции по литургике» схиархимандрита Иоанна (Маслова) . 2 . «Руководство к изучению богослужения Православной Церкви» протоиерея Константина Никольского .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Когда Христос стоит незримо… О самом необычном богослужении Великого поста 25 февраля, 2015 О самом необычном богослужении Великого поста Каждому христианину, более или менее регулярно посещающему храм, приступающему к спасительным Таинствам, известно, что Великий пост «не состоится», если хотя бы раз не прийти на Литургию Преждеосвященных Даров. Эта удивительная по своему покаянному настрою служба совершается в течение всего Великого поста по средам и пятницам; а в Страстную седмицу — в понедельник, вторник и среду. NB: статья написана в конце Великого поста 2013 года.  Господь рядом Конечно, она совершается в будни, конечно, трудно выкроить драгоценное утреннее время, занятое работой и заботами о ближних, — трудно, но можно. И нужно. Потому что без этой Литургии не сложится образ великопостного богослужения, да и сам Великий пост рискует остаться чисто гастрономическим предприятием. Почему? Потому что Литургия, которая служится в Великий пост по субботам и воскресеньям, это та самая Литургия, на которую мы ходим и в обычные, непостные дни. Она написана по чину святителя Иоанна Златоуста или святителя Василия Великого и почти ничем не отличается от той, которая служится в привычное время. Поэтому если и в пост ходить в храм исключительно по выходным дням, то будет полное ощущение, что поста нет, и все происходит, как всегда, быть может, лишь с небольшими нюансами. Чин Литургии Преждеосвященных Даров был написан в VI веке святителем Григорием Двоесловом, папой Римским. По духу и структуре она совсем другая, более, если так можно выразиться, великопостная, менее праздничная. Главная особенность — во время Литургии Преждеосвященных Даров происходит причастие заранее освященными Телом и Кровию Христовой. Заранее, то есть прежде текущего момента, отсюда и название. Если во время «простой» Литургии мы просим о том, чтобы по молитвам Церкви Господь и в этот раз пресуществил хлеб и вино в Свои Святые Тело и Кровь, то в течение всей Литургии Преждеосвященных Даров Дары уже есть и находятся в алтаре. Они были освящены на обычной, воскресной Литургии, и пребывают в храме с воскресенья. Таким образом, с самого начала Литургии Преждеосвященных Даров Сам Христос незримо стоит в Царских вратах, рядом с верующими. Осознание этого факта придает богослужению особый трепет.

http://pravmir.ru/kogda-hristos-stoit-ne...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010