В самом начале Патриаршества И. оказал поддержку Грузинской Церкви. В 1587 г. кахетинский царь Александр принес присягу царю Феодору Иоанновичу, к-рый взял на себя обязательство защищать Кахети от османов. В титул рус. царя были внесены слова «государь Иверские земли». В окт. 1588 г. Александр обратился в Москву с просьбой в связи с плачевным состоянием Церкви в Кахети прислать «для исправления православной веры христианской учительных людей». Рус. власти понимали важность укрепления позиций Православия в христ. царстве, оказавшемся во враждебном мусульм. окружении. И. направил в Кахети делегацию духовенства во главе с бывш. казначеем Троице-Сергиева мон-ря старцем Закхеем (Суровцевым), к-рый вручил царю Александру иконы Богоявления и «новоявленного великого чюдотворца» св. Василия Блаженного, царице - образы Богоматери «Одигитрия» и Василия Блаженного, 3 царевичам - иконы св. митрополитов Петра, Алексия и Ионы. Католикосу-патриарху Вост. Грузии (Мцхетскому) Николаю И. послал образ Спасителя в серебряном окладе. Для росписи груз. церквей И. направил в Кахети 3 иконописцев. Рус. послы привезли в Кахети 2 грамоты И.: царю Александру и католикосу-патриарху Николаю. В грамоте груз. царю И., извещая его о посылке в Кахети «учительных людей», писал о необходимости твердо держаться правосл. Символа веры и святоотеческого Предания, охранять свое царство от распространения ересей, почитать плотских родителей и духовенство, не посягать на церковное имущество. Второе послание намного обширнее. В предисловии патриарх отмечает, что в Грузинской Церкви возникли «соблазны» и она «не вполне держит христианскую веру», поэтому рус. первосвятитель считает необходимым преподать наставление в истинном благочестии. В 1-й ч. послания, целиком основанной на 3-м Слове из «Изборника» митр. Даниила , И. пишет об источниках учения правосл. Церкви; 2-я ч., почти вся заимствованная из Слова на богомилов Космы Пресвитера , посвящена обличению еретиков; в 3-й ч. патриарх ведет речь о монашестве; в 4-й описывает разделение власти на духовную и светскую («священство и царство»); в 5-й ч. говорит о необходимости добрых дел и исполнения Божественных заповедей; 6-я ч. посвящена критике протестантизма, католичества и ислама. В 3-6-й частях послания И. имеются многочисленные заимствования из «Книги на еретиков» («Просветитель») прп. Иосифа Волоцкого.

http://pravenc.ru/text/578144.html

Да ведает же новоявленный ересеучитель с учениками своими, что они, в своей самоизмышленной вере о св. евхаристии, следуют не Иисусу Христу, а современным Ему, как и нам Иудеям. Да ведают, что они служат Христу не истинному, а самоизмышленному, что кланяются собственому самоизмышлению, кланяются, идолу своего собственному, болезненно-неумеренного самолюбия. Это им, а не одним только древним Иудеям внушает истинный Христос, говоря: старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, обличая именно их суемудрие, будто вся задача и спасение жизни заключается в том, чтобы работать на себя и на других для приобретения куска хлеба и всего нужного для земной жизни, не имея в виду жизни вечной, которой будто бы и не полагается, Это их, вместе с Иудеями, обличает истинный Христос, когда говорит, что Он сам есть хлеб, сходяй с небеси и даяй жизнь миру; что Он сам есть хлеб жизни, хлеб живой, хлеб такой, что ядущий его не умрет, но будет жить во век; что хлеб сей, который Христос Господь дает, есть именно плоть Его, которую Он дает за жизнь мира; что кто не ест плоти Сына человеческого, и не пьет крови Его, тот жизни не имеет в себе; что плоть Христа истинно есть пища и кровь Его истинно есть питие; что ядущий плоть и пиющий кровь Христа пребывает во Христе и Христос в нем; что как Христос живет Отцом, так и ядущий Христа жить будет Им, Христом!. Не одни современные Христу иудеи роптали, но и современный нам новоявленный ересеучитель вместе с Иудеями ропщет же на Христа за то, что Он говорит: Я есм хлтеб сшедший с небес; ропщет, как роптали и Иудеи, говоря: не Иисус ли это, сын Иосифов, которого отца и мать мы знаем? Как же Он говорит: Я сошел с небес? Как Он может дать нам есть плоть свою? Какия странные слова! Кто может это слушать! – Это им-то, ересеучителю с учениками, а не одним Иудеям, говорит Иисус в ответ, в обличение и в совет: не ропщите между собою. Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; если сам Бог его не наставить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Учение людей св. апостол Иоанн так и называет духами. «Возлюбленные! – так умоляет нас св. апостол, – не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они». И далее апостол ясно указывает, кого и что разумеет он под духами: «потому что много лжепророков появилось в мире» ( 1Ин. 4:1 ). И лжепророков, и учение их, – этих бесов, этих духов нечистых, апостол изображает такими чертами, как будто он пророчески видел наше время и все его нестроения: «Дети, как вы слышали, что придёт антихрист, и теперь появилось много антихристов. Они вышли от нас, но не были нашими, ибо если бы они были наши, то остались бы с нами, но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши. Вы знаете, что всякая ложь не от истины. Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это – антихрист, отвергающий Отца и Сына» ( 1Ин. 2:18–19, 21–22 ). Итак, если какое-либо учение, или кто-либо, желающий быть нашим учителем, бежит от имени Иисуса Христа, не признаёт Его святого Евангелия и святой Его Церкви, то здесь явное доказательство и явный знак, что учение и учитель не от Бога, не от истины, а ото лжи и от антихриста. Пусть такое учение будет заманчиво, пусть такой учитель обещает нам всевозможные блага, пусть нам впереди сулят и богатство, и покой, и радость, и свободу, – христианин должен решительно и бесповоротно отречься от таких учений. Ибо, в противном случае, он уподобится тем гадарянам, которым свиньи были дороже Небесного Учителя, так как они приносили им выгоды. Нечего и напоминать, что теперь среди нас много таких нечистых духов, много новых бесов, т.е. новоявленных учителей и новоявленных учений. Мы видим этих учителей: о Евангелии у них ни слова; к Церкви Божией у них вражда; к пастырям Христовой Церкви – ненависть; над верой святой – насмешка, к храмам – полная холодность и невнимание. Не раз случалось, что когда они выдавали свои затаённые мечты, они прямо говорили и говорят, что никакой религии не надо, а храмы надо отдать хотя бы под дома для плясок и увеселений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

17:4 И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; 17: 5 И на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным . 17:4 И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; 17: 5 И на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным . Так звучат патриархальная ненависть к городу и гнев отцов древних бедняков, выраженные тысячелетия назад. Патриархат, каким мы его знаем, возник из постоянной борьбы между новоявленной элитой и новыми обездоленными. Мой анализ во многом опирается на блестящие исследование историка-феминистки Герды Лернер. В эссе, посвященном истокам проституции, она писала: Другим источником коммерческой проституции было обнищание крестьян и их растущая зависимость от ссуд, которые они брали, чтобы выжить в голодные годы, и которые обрекали их на долговое рабство. Дети обоих полов отдавались в обеспечение ссуды или продавались для «усыновления». За рамками этих обычаев легко могла развиться проституция женщин, доход от которой получал глава семейства. Женщины могли стать проститутками, потому что их родители были вынуждены продать их в рабство или потому что их так использовали обедневшие мужья. Или же они могли работать сами на себя, только чтобы не попасть в рабство. Те, кому везло, могли достичь успехов в этой профессии и стать наложницами. К середине второго тысячелетия до н. э. проституция стала одним из вероятных занятий для дочерей из бедных семей. По мере того как нормы сексуального поведения для женщкн из обеспеченных классов все больше ужесточались, для приличных семей девственность их дочерей стала финансовым активом. Поэтому коммерческая проституция начала рассматриваться как социальная необходимость для удовлетворения сексуальных потребностей мужчин. Однако четкое разграничение между приличными и неприличными женщинами оставалось проблематичным.

http://predanie.ru/book/220215-dolg-perv...

19. Так что же Эпикур? Мы часто вспоминаем о нем, доказывая, что новоявленные ученики язычников принадлежат к его школе и прямо следуют ему. Этого защитника удовольствий сами философы исключают из своего сообщества как поборника распущенности. А что, если мы покажем, что он, как это ни странно, лучше своих неожиданно появившихся приверженцев? Димарх 592 передает такое высказывание Эпикура: «Ни питье, ни еда, ни сыновья-наследники, ни связи с женщинами, ни изобилие рыбы и других яств, которые подаются на роскошных пирах, – ничто, кроме трезвенного рассуждения, не делает жизнь приятной» 593 . Ему же принадлежит наблюдение, что на пиру сохраняет умеренность тот, в ком нет неумеренного влечения к пирам, и что питающийся соком растений, хлебом и водой презирает изыски в пище, потому что они влекут за собой множество мучений 594 . И в другом месте: «Жизни придают вкус не обильные пиршества, не напитки, но воздержание». 20 . Если от подобных людей отрекается философия, неужели их не изгонит Церковь ? Нередко они, как это бывает на плохих судебных процессах, побивают себя своими же доводами. Например, их исходное утверждение гласит, что они не знают более сладостного удовольствия, кроме доставляемого пищей и питьем. Однако, уразумев, что такими заявлениями они не добьются ничего, кроме позора, и будут всеми оставлены, пожелали придать красоту и свежесть своим взглядам притираниями приемлемых рассуждений. Так, они вдрут заговорили: «Выбирая для наслаждения пир и музыку, мы лишаемся наслаждения, возникающего от восприятия слова. Хотя только оно может нас спасти». 21 . Разве не кажутся они нам нелепыми и несуразными в противоречиях своих рассуждений? Писание их осуждает так ясно, что этого трудно не заметить. О споре Павла с мудрецами века сего рассказывает Лука в написанной им исторической книге Деяний: Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: «что хочет сказать этот суеслов ?», а другие: «кажется, он проповедует о чужих божествах» ( Деян. 17:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

42). Реакция иудеев, по крайней мере нек-рых из них, также была позитивной (Деян 13. 43). Неделю спустя расстановка сил меняется. Видимо, в течение недели, прошедшей со дня 1-й проповеди, П. и Варнава общались с язычниками, приобретая у них все большую популярность. В иудейской же среде, напротив, оформилась оппозиция новоявленным проповедникам (Деян 13. 44-48). Ап. Лука описывает реакцию иудеев на речь П., но само содержание речи не приводит, только ее окончание. Евангелист представляет и П., и Варнаву произносящими речи, но можно предположить, что от лица обоих говорил П. Он объявил о том, что отныне основное внимание будет уделять язычникам, и торжественно завершил речь цитатой из прор. Исаии (Ис 49. 6). Пребывание П. и Варнавы в Антиохии Писидийской закончилось тем, что они были оттуда изгнаны (Деян 13. 49-52). Город Икония (Иконий, ныне Конья, Турция)), куда отправились П. и Варнава, находился примерно в 140 км от Антиохии Писидийской и представлял собой важный политический и экономический центр в Юго-Вост. Фригии. Проповедь апостолов также началась в местной иудейской синагоге, где они «говорили так, что уверовало великое множество Иудеев и Еллинов». Но и здесь проповедников ожидала жесткая оппозиция, причем не только со стороны иудеев, но и со стороны язычников (Деян 14. 1-2). Автор кн. Деяний не уточняет, кто были эти язычники: носители фригийской, эллинской или римской религии или представители разных групп. Однако он указывает на то, что инициаторами возмущения против проповедников были местные иудеи. П. и Варнава пробыли в Иконии «довольно времени, смело действуя о Господе…», так что в итоге «народ… разделился: и одни были на стороне Иудеев, а другие на стороне Апостолов». Дело кончилось тем, что язычники и иудеи хотели побить апостолов камнями, но, узнав об этом, П. и Варнава «удалились в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их, и там благовествовали» (Деян 14. 3-7). Листра (к северу от совр. Хатунсарая, Турция) была рим. колонией, находилась примерно в 35 км от Иконии.

http://pravenc.ru/text/2581793.html

68 . Слушай небо,– приклони ухо земля, – и внемли вся тварь! Закон свят и заповедь свята, справедлива и блага. Прекрасно. Но если свято то, что доставляет нам божественное ведение в степени слабой и недостаточной, как бы под покровом буквы и сени, то сколь святее и божественнее благодать, дарованная нам Богом Словом? Она несравненно выше закона, доставляет нам более ясное и возвышенное откровение Троицы в духе и истине, посвящает и научает нас истинному и чистому познанию единого Бога и поклонению Ему, возрождает в высшее сыноположение Духом и ясно возвещает надежду царства небесного. Но враги благодати все это объявили идолопоклонством: до такой нелепости довело их нечестие! Так увлекаемые жалкими рассуждениями в неразумие и суету выходят они из границ здравого разума! Притом: закон имея только тень будущих благ, а не самый образ вещей, своими ежегодными жертвами, которые постоянно приносились, никогда не мог сделать совершенными людей подзаконных. Посему и не прекращалось приношение жертв. И однако закон свят, хотя и не мог сделать совершенными живших по нему. И заповедь свята, хотя она имела только тень будущего, а не самый образ вещей. – Что же такое самые вещи, которых закон был сению, т. е. благодать и истина, бывшие чрез Иисуса Христа, об этом пусть скажет необузданный язык новых язычников. Затем: закон ничего не усовершал и однако был свят. А что же Христос, Который ( Евр. 10:14 ) единем приношением совершил есть на веки освящаемых (ибо Он есть совершитель веры нашей, на Кого взираем)? Новоявленные Иудеи пусть снова распинают Его. Что дальше (говорят они), мы (потом) рассмотрим. А (теперь) опять обратимся к словам Павла и возможно внимательнее рассмотрим, насколько наше служение выше и превосходнее подзаконных священников и их священнодействий. Подзаконные священники, поскольку они, как люди, были облечены немощью, не только за народ, но уже и за самих себя приносили узаконенные жертвы ( Евр. 5:2–3 ). Наш же Первосвященник и Апостол исповедания нашего не имеет нужды, как те, делать это каждодневно сперва за свои грехи, а потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принесши (в жертву) самого Себя, и воссел одесную величествия на небесах, предтечею за нас вошед во внутреннейшее за завесу и соделавшись архиереем во век по чину Мельхиседекову (Евр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Братское послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви членам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей (6 октября 2001 г.) Всечестные архипастыри и пастыри – участники Собора, благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (Еф. 1, 2)! В преддверии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей Священный Синод, епископат, клир и вся Полнота Русской Православной Церкви с особым усердием возносят молитвы ко Господу и Спасителю нашему об упразднении горестного разделения чад Матери-Церкви, в рассеянии сущих, со своими единоверными братьями в России. Минул трагический двадцатый век, в котором Россию и ее Святую Церковь постигла година тяжких искушений. Великим грехом богоотступничества соблазнилось народное сердце. В духовном помрачении разрушались храмы, осквернялись святыни, грубо попиралась дарованная человеку Богом свобода, хитон церковный раздирали враги внутренние и внешние. Русская Церковь взошла на свою Голгофу и исполнилось евангельское пророчество Спасителя, когда в богоборческом соблазне предал... брат брата на смерть, и отец – сына; и восстали дети на родителей, и умертвили их (Мф. 10, 21). Однако верен Бог в Своих обетованиях, и, восходя на крест, православная Россия верила в свое воскресение. Ведь, по слову Апостола, ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8, 38–39). Кровью сотен тысяч мучеников и исповедников был омыт лик Земли Русской, и наша страна выстрадала свое исцеление от тяжкой болезни. По святым молитвам новоявленных угодников Божиих пало, наконец, иго воинствующего безбожия.

http://sedmitza.ru/lib/text/429496/

Архив Пн Братское послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода членам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей 12 апреля 2005 г. 15:30 6 октября 2001 года под председательством Святейшего Патриарха Алексия II  состоялось  очередное  заседание  Священного Синода Русской Православной Церкви. Участники заседания обратились с братским посланием к членам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей, назначенного на 23 октября 2001 года. Всечестные архипастыри и пастыри участники Собора, благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (Еф. 1:2)! В преддверии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей Священный Синод, епископат, клир и вся Полнота Русской Православной Церкви с особым усердием возносят молитвы ко Господу и Спасителю нашему об упразднении горестного разделения чад Матери-Церкви, в рассеянии сущих, со своими единоверными братьями в России. Минул трагический двадцатый век, в котором Россию и ее Святую Церковь постигла година тяжких искушений. Великим грехом богоотступничества соблазнилось народное сердце. В духовном помрачении разрушались храмы, осквернялись святыни, грубо попиралась дарованная человеку Богом свобода, хитон церковный раздирали враги внутренние и внешние. Русская Церковь взошла на свою Голгофу и исполнилось евангельское пророчество Спасителя, когда в богоборческом соблазне предал… брат брата на смерть, и отец сына; и восстали дети на родителей, и умертвили их (Мф. 10: 21). Однако верен Бог в Своих обетованиях, и, восходя на крест, православная Россия верила в свое воскресение. Ведь, по слову Апостола, ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8: 38-39). Кровью сотен тысяч мучеников и исповедников был омыт лик Земли Русской, и наша страна выстрадала свое исцеление от тяжкой болезни. По святым молитвам новоявленных угодников Божиих пало, наконец, иго воинствующего безбожия.

http://patriarchia.ru/db/text/4896310.ht...

В этот же день Преосвященный Арсений соединился по телефону с Архиепископом Курским и Белгородским Ювеналием для обнаружения подтверждений того, что найденные мощи являются именно мощами святителя Иоасафа Белгородского . После дальнейших разысканий факт этот был установлен. И вот в солнечный день праздника Смоленской Иконы Божией Матери при огромном стечении народа, по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, мощи Святителя Иоасафа были торжественно переданы Митрополитом Минским и Гродненским Филаретом для вечного упокоения их в родных пределах. Мощи святого Иоасафа вернулись к своей пастве именно в то время, когда вернулось в Русскую Землю строительство Церкви Христовой. Новое обретение явилось как бы благословением великого строителя церковного здания новым подвижникам – строителям дня сегодняшнего. Такой смысл придал этому явлению Владыка Филарет, и слова его истинны. Много потрудился для дела строительства Церкви Христовой святитель Иоасаф Белгородский . Труды великого подвижника и послушника Божия не оставлены Господом нашим Иисусом Христом без внимания, «ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие» ( 1Кор. 15, 53 ). Нетленные мощи святителя Иоасафа, пребывая с нами, возрождают в нас нетленную радость и ревность к домостроительству Божию, ибо говорит Господь: «кто остался между вами, который видел этот Дом в прежней славе его, и каким видите вы его теперь? Не есть ли он в глазах ваших как-бы ничто? Но ободритесь ныне... и производите работы, ибо Я с вами» ( Агг. 2, 3–4 ). Молитва святителя Иоасафа Белгородского «Буди благословен день и час, в оньже Господь мой Иисус Христос мене ради родися, распятие претерпе и смертию пострада. О, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! В час смерти моея приими дух раба Твоего в странствии суща, молитвами Пресвятыя Твоея Матери и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки веков. Аминь.» 1 Житие новоявленного угодника Божия святителя Иоасафа, епископа Белгородского и Обоянского. М., 1911, с. 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010