По учению новоявленных богомилов, в каждом человеке находится бес, действующий и говорящий вопреки воле самого человека. Впрочем, обитание бесов в людях служит только ко благу и спасению последних, как этому учит нас история гадаринского бесноватого, который, будто бы, не был бы спасен, если бы в нем не было легиона бесов. Бог оказывает особую милость тем, в которых находятся бесы, в более или менее, значительном количестве. Помучившись от бесов здесь, на земле, они уже не будут преданы мучениям в загробной жизни. Особенно в большом количестве, бесы вселяются в женщин, отчего они и причиняют много зла в мире. Задача жизни человеческой состоит, поэтому, в том, чтобы одержать победу над бесами. Победы этой можно достигнуть только молитвою и постом. Но церковные молитвы и таинства бесполезны, ибо все знают, как они совершаются. Бесы боятся лишь той таинственной молитвы, которую знает один основатель секты и которую он передаст перед своей смертью своему преемнику. Как ни сильна эта молитва сама по себе, но она утратит все свое значение, если ее одновременно будут знать два человека. Эта же молитва есть единственное средство для испрошения у Бога прощения грехов умершим людям, и для превращения мертворожденных детей в ангелов. Затем, желающий победить в себе бесов, должен морить их голодом и потому, никогда не должен есть скоромной пищи. Секта эта, по числу своих членов, не значительна. 3. Сютаевцы Секта эта стала известна с 1887 года. Она появилась, первоначально, в Тверской губернии. Основателем ее был крестьянин Василий Сютаев, от фамилии которого она и получила свое название. Лжеучение ее не представляет никакой самостоятельной или оригинальной системы. Оно есть смесь пашковщины с толстовством. В Петербурге Сютаев посещал «беседы» Пашкова, а оттуда вынес свое учение о духовном поклонении Богу, которое и распространял среди своих односельчан. У Толстого он позаимствовал идею непротивления злу, со всеми ее практическими выводами: отрицанием власти, законов, суда, военной службы, присяги и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Причащение они, так же, понимают в «духовном» смысле, как исполнение воли Божией. Муж и жена называются братом и сестрою. Священство мормоны признают только в лице своих лжепресвитеров, которых они сами избирают и рукополагают. Такие пресвитеры есть в каждой мормонской общине, и они пользуются особым почетом и уважением. Последователи этой секты веруют, что на их пресвитерах пребывает Дух Божий, а потому, считается хулой на Духа Святого осуждение действий и поведения пресвитеров. Кроме пресвитеров, у мормонов есть еще и другие должностые лица, принимающие участие в управлении общинами и в богомолении. Так, помощник пресвитера, называемый «Рукою», обязан выводить «грешников» из собрания «во тьму кромешнюю»; он же расстилает в собрании большое белое полотно, на середине которого нашит красный платок с кругами, для того, чтобы во время чтения молитвы, на присуществующих мог сойти Св. Дух. Сторож, стоящий у дверей молельни, называется «Ногою». Его обязанность – вводить в собрание приходящих и усаживать их на места. Эти должности заимствованы, по-видимому, от сектантов Общего упования. Исповедь у мормонов есть, и совершается перед пресвитером; но исповедуются не все, а только достойные, т. е., те, которые объявляют свое твердое решение – не грешить уже более после исповеди. На основании слов в книге Деяний Апостольских ( Деян. 19:19 ): «сложили цены их», исповедующийся мормон, по оценке пресвитером грехов его, платит пресвитеру за них цену от 100 до 300 рублей сер. и более, каковые деньги идут в пользу пресвитера, называемого в этом случае «Оком». Исповедовавшиеся считаются после того, «избранными», «святыми». 2. Новоявленные богомилы Так называются сектанты, появившиеся в конце прошлого столетия в с. Ямном Богодуховского уезда Харьковской губернии. Организатором этой секты был солдат-кузнец, проживавший некоторое время на Кавказе, близ Персидской границы. Лжеучение его еще не сложилось в определенную систему. В основании его лежит, без сомнения, восточно-персидский дуализм борьбы двух начал – доброго и злого.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Не мало была возмущаема разными религиозными движениями и русская церковь . Уже при Владимире Святом замечалось в России влияние восточной ереси богомилов или павликиан, отвергавших иерархию и обряды и проповедовавших крайний аскетизм. В XIV веке еретик Мартин отвергал почитание икон, рационалисты-стригольники также отвергали иерархию, а вместе таинства и обряды церковные, а иные из них доходили до отрицания соборов и Библии 1 . В XVI веке смущал покой церкви дьяк Висковатый своим мелочным протестом против обычаев церковной живописи. В это время особенно сильно начинают тревожить русскую церковь споры об обрядах (о хождении посолонь, об аллилуйе, о перстосложении и брадобритии). Тогда же распространяется ересь жидовствующих, представлявшая собою смесь иудейства с рационализмом и отрицавшая догмат троичности, Божество Иисуса Христа и искупление, а затем все таинства и церковные обряды. Затем возгорелся спор Иосифлян с Белозерскими старцами из-за права монастырей владеть вотчинами. Не успел утихнуть этот спор как открылись ереси Бакшина и Косого, восстановивших ересь жидовствующих. Самые же ужасные волнения в русской церкви были вызваны исправлением богослужебных книг и обрядов, совершившимся в XVII веке при Никоне. Против фанатиков-раскольников, осмелившихся вооруженною рукою сопротивляться правительству, были воздвигнуты гонения и многие из них заплатили жизнью за своё упорство. В одно время с развитием обрядового раскола развивалось в простом народе и мистическое направление (секта людей Божиих или христовщина и другие). В конце XVII века среди духовенства замечается увлечение латинством, скоро, впрочем, подавленное, а в народе в XVIII веке начинают прививаться протестантские лжеучения (дело Димитрия Тверитинова и другие). В этом же столетии происходят различные споры среди иерархии русской, доходившие иногда до большого ожесточения и оканчивавшиеся для некоторых весьма печально. В начале текущего столетия в духовных кругах немало раздоров возбудило дело о переводе Библии на русский язык, а в последнее время немало волнений причиняют движение штундистов, зародившееся в 1850-х годах и явившееся самым ярким выражением религиозного брожения, совершавшегося в то время среди русского народа, и религиозно-социальная проповедь графа Толстого. Эти последние движения, опасные не только для православия, но и для христианства вообще, вызваны особенно усилившимся в последнее время наплывом бродячих идей, Рассмотреть оба эти движения, а равно показать, из каких пришлых элементов слагается новоявленный русский рационализм интеллигентного нашего общества – вот в чём и состоит задача предлагаемой вниманию публики нашей брошюры. Наплыв бродячих идей в Россию

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/brodjach...

2.3.3. Отказ Михаила вернуться в Киев – причина поставления Климента Смолятича. Не думаем, чтобы в такой ситуации новоявленный киевский князь изначально мог быть настроен на разрыв с патриархией и на избрание «собственного» митрополита. Поступить так значило бы окончательно скомпрометировать и без того сомнительную легитимность своего положения в Киеве, которая к тому же была дополнительно подорвана репрессиями Изяслава в отношении старшего из своих дядьев – туровского князя Вячеслава Владимировича, не только отодвинутого амбициозным племянником от киевского стола, но и лишенного своего собственного, туровского (ПСРЛ 2. С. 330; Назаренко 2009в. С. 399–400) 62 . Поэтому нам не кажется убедительным предположение А. Поппэ (1996. С. 455), будто все дело заключалось в непременном желании нового киевского князя в сложной ситуации «иметь в лице главы Русской Церкви послушное орудие своей политики» (аналогично: Vodoff 1988. Р. 118). Вряд ли нашелся бы князь, который не имел бы такого желания, однако же никто до Изяслава не ломал из – за этого канонической процедуры. Действительно, между вокняжением Изяслава и поставлением на митрополию Климента Смолятича прошел без малого год – срок достаточный для посольства в Константинополь и получения ответа оттуда. Источники оставляют нас в неведении о содержании этого ответа, но действия Изяслава не позволяют сомневаться в том, что он князя категорически не устроил. Речь не могла идти просто о задержке по тем или иным причинам с назначением нового митрополита: например, вследствие конфликта между патриархом и епископатом во время краткого, в 1146–1147 гг., патриаршества Косьмы II Аттика из-за близости последнего с соборно осужденным богомилом Нифонтом (Лебедев 1998. С. 137–139). Уже в феврале 1147 г., то есть, по всей вероятности, еще во время пребывания посольства Изяслава в византийской столице, Косьма был низложен. Подобные задержки случались и ранее – например, между прибытием на Русь самого митрополита Михаила и кончиной его предшественника Никиты прошло четыре (!) года. В своем сложном положении Изяслав, безусловно, предпочел бы подождать прояснения ситуации на патриаршестве (она наступила с восшествием на престол Николая IV Музалона в декабре 1147г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

506 Лучшее издание этого сочинения Прокла: Proclus. The Elements of Theology/Ed. E. R. Dodds. Oxford, 1963 2 . 507 Эго критическое издание действительно было опубликовано А. Ангелу В 1984 Г.: Νικολου Μεθνης νπτυξις τ ς θεολογικ ς Στοιχεισεως Πρκλου πλατονικο φιλοσφου//Nicholas of Methone. Refutation of Proclus’ Elements of Theology. A Critical Edition with an Introduction on Nicholas’ Life and Works/Ed. A. D. Angelou. Athens-Leiden, 1984. – Прим.ред. 509 Initia Philosophiae ас Theologiae ex platonicis Fontibus ducta/Ed. J. Th. Vömel. Frankfurt, 1825. S. 123. 511 Vömel J. Т. Nicolai Methonis Anecdoti//Examina Solemnia Gymnasii Francofartensis. Frankfurt, 1825. S. 3–34 и 1826. S. 2–28. 514 Dräseke J. Prokopios von Gaza « " Widerlegung des Proklus»//Byzantinische Zeitschrift, 6 (1897). S. 55–91. 515 Dodds E. R. Op. cit. P. xxxi; Stiglmayr J. Die Streitschrift des Prokopios von Gaza gegen den Neuplatoniker Proklos//Byzantinische Zeitschrift, 8 (1899), S. 226–301; Mercati G. Notizie di Procoro e Demetrio Cidone, Manuele Caleca e Teodoro Meliteniota ed altri appunti per la storia della teologia e della letteratura bizantina del secolo XIV. Vatican, 1931. P. 264–266. 519 См. Против латинян о хуле на Святого Духа/Пер. еп. Арсений (Иващенко)//Два неизданных произведения Николая, епископа Мефон­ского, писателя XII в. Новгород, 1897. С. 5–49. 520 См. Παπαδπουλος Χ. Συμβολα ες τν στοραν το μοναχικο βου v λλδι. θ ναι, 1935. Σ. 34–66. 522 См. Δημητρακπουλος Α. Εκκλησιαστικ Βιβλιοθκη, Α. Σ. 266­292. О богомилах см. Σ. 267; о Николае Музалоне – Σ. 278. 524 Второе сочинение, название которого автор статьи почему-то не приводит: «К императору господину Мануилу против новоявленной ереси утверждающих, что спасительная Жертва за нас была принесена не Триипостасному Божеству» ( Πρς τν μγιστον βασιλα κρον Μανουλ κατ τ ς ρτιφανο ς αρσεως τ ν λεγντων τν σωτριον πρ μ ν θυσαν μ τ τρισυπστατα θετητι προσαχηθναι// Α. Δημ ητρακττουλος. Νικολου πισκπου Μεθνης Λγοι δο κατ τ ς αρσεως τ ν λεγντων τν σωτριον πρ μ ν θυσαν μ τ τρισυποσττ θετητι προσαχθ ναι, λλ τ Πατρ μν κτλ. Leipzig, 1865. Σ. 1–46.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

В самом начале Патриаршества И. оказал поддержку Грузинской Церкви. В 1587 г. кахетинский царь Александр принес присягу царю Феодору Иоанновичу, к-рый взял на себя обязательство защищать Кахети от османов. В титул рус. царя были внесены слова «государь Иверские земли». В окт. 1588 г. Александр обратился в Москву с просьбой в связи с плачевным состоянием Церкви в Кахети прислать «для исправления православной веры христианской учительных людей». Рус. власти понимали важность укрепления позиций Православия в христ. царстве, оказавшемся во враждебном мусульм. окружении. И. направил в Кахети делегацию духовенства во главе с бывш. казначеем Троице-Сергиева мон-ря старцем Закхеем (Суровцевым), к-рый вручил царю Александру иконы Богоявления и «новоявленного великого чюдотворца» св. Василия Блаженного, царице - образы Богоматери «Одигитрия» и Василия Блаженного, 3 царевичам - иконы св. митрополитов Петра, Алексия и Ионы. Католикосу-патриарху Вост. Грузии (Мцхетскому) Николаю И. послал образ Спасителя в серебряном окладе. Для росписи груз. церквей И. направил в Кахети 3 иконописцев. Рус. послы привезли в Кахети 2 грамоты И.: царю Александру и католикосу-патриарху Николаю. В грамоте груз. царю И., извещая его о посылке в Кахети «учительных людей», писал о необходимости твердо держаться правосл. Символа веры и святоотеческого Предания, охранять свое царство от распространения ересей, почитать плотских родителей и духовенство, не посягать на церковное имущество. Второе послание намного обширнее. В предисловии патриарх отмечает, что в Грузинской Церкви возникли «соблазны» и она «не вполне держит христианскую веру», поэтому рус. первосвятитель считает необходимым преподать наставление в истинном благочестии. В 1-й ч. послания, целиком основанной на 3-м Слове из «Изборника» митр. Даниила , И. пишет об источниках учения правосл. Церкви; 2-я ч., почти вся заимствованная из Слова на богомилов Космы Пресвитера , посвящена обличению еретиков; в 3-й ч. патриарх ведет речь о монашестве; в 4-й описывает разделение власти на духовную и светскую («священство и царство»); в 5-й ч. говорит о необходимости добрых дел и исполнения Божественных заповедей; 6-я ч. посвящена критике протестантизма, католичества и ислама. В 3-6-й частях послания И. имеются многочисленные заимствования из «Книги на еретиков» («Просветитель») прп. Иосифа Волоцкого.

http://pravenc.ru/text/578144.html

В этом отношении еще в X веке особо выделялся известный пресвитер Козьма 384 , который в своей работе Беседа против новоявленной богомильской ереси опровергал взгляды богомилов на сотворение мира и доказывал боговдохновенность Ветхого Завета 385 . Эта борьба против богомильского дуализма длилась очень долго, разжигаемая временами разными богомильскими апокрифами, которые распространялись еретиками и в которых, как правило, отрицался Ветхий Завет и приписывался, как и сотворение мира, сатане. Так, например, в апокрифе «Тайная книга» сатанинскими слугами называются даже Енох, Моисей, пророк Илия, Иоанн Креститель 386 . Против всех этих искажений библейского послания Церковь боролась, в частности, и переводами святоотеческих толкований ветхозаветных книг, в которых излагалась правильная позиция по отношению к поруганному Завету. В качестве примера можно привести так называемую Болонскую Псалтирь XIII века 387 , написанную «в граде Охриде, в селе Равне при царе Асене Болгарском». В сущности, речь идет о толковании Псалтири, приписываемом св. Афанасию Александрийскому 388 . Естественно, что все эти переводы благодаря единству литературного языка у всех православных народов славянской языковой сферы находили широкий круг читателей далеко за границами тех стран, где они были переведены, в их прямом употреблении или через новые переписывания 389 Лучшим примером этого является Шестоднев Иоанна Экзарха Болгарии 390 , переведенный и отредактированный в X веке, во время болгарского царя Симеона, переписанный в монастыре Хиландар Феодором Грамматиком (1263 год) и попавший в Московскую Синодальную библиотеку. (Феодор Грамматик «безбородый» переписал этот Шестоднев по распоряжению духовника монастыря Хиландар, известного биографа Доментиана.) 391 О том, что к апокалиптическо-пророческой литературе ветхозаветного типа 392 существовал огромный интерес, свидетельствуют многочисленные книги этого типа, относящиеся к XIII веку, которые распространялись как среди балканских славян, так и среди русских.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Затем была нужда в книгах для назидательного чтения, удовлетворявших своим содержанием благочестиво-аскетическим потребностям монашествующих. Этот отдел, если можно так сказать, специально монастырской библиотеки, более других обширный, составлялся из толкований на книги Св. бесед Златоуста, Евангелий Учительных, Евангелий Толковых, Феофилакта Болгарского , Апокалипсисов, Толкования Андрея Критского , и затем из Четьих-Миней, житий святых русской и Вселенской Церквей, Патериков азбучных, скитских, египетских, печерского, Прологов, Палеи, Пчелы, Творений отцов Церкви, Поучений Ефрема Сирина , Слов Григория Богослова , Лествицы Иоанна Лествичника , Симеона Нового Богослова , Словеса о пребывании иноческом и аввы Дорофея творения, Феодора Студита – поучения к своим ученикам, Книга Феодора Едесского – его житие и главы, Сборники житий святых и преподобных отец, Творений Дионисия Ареопагита , святого Афанасия епископа Александрийского к князю Антиоху о многих совопрошениях, Кирилла Александрийского огласительных и тайноводственных поучений, св. Василия Великого о постничестве, бесед на Шестоднев, Златоструя св. Иоанна Златоустог о и других слов и поучений, Торжественника постного, Маргарита Иоанна Златоустог о, его же – Пятидесятницы и Адриатисы, св. Иоанна Дамаскина Богословия (Небеса) и философии (Диалектика), св. Исаака Сирина поучений, творений препод. Нила Сорского , Григория папы Римского, Антиоха Черногорца, Петра Дамаскина , Григория Синаита , Зерцала Великого, Фомы Кемпийского о подражании Христу и разного рода сборников со статьями агиологического и святоотеческого содержания. Сравнительно меньший, по количеству, отдел состоял из книг канонического и обличительного, равно из книг разного богословского содержания. В его состав входили книги Иоанна, Экзарха Болгарского – его Шестоднев и книга «Небеса», св. Сильверста и препод. Антония вопросы о разных богословских предметах, Космы-пресвитера на новоявленную ересь – Богомилы, полемические сборники против латинян, Книга против папистов об исхождении Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Сия убо, яко услыша благочестия ревнитель, блаженный феодосий, абие к цареви пойде, и егда царя виде, и того к себе на едине особь призва, и вся беззаконная иудейского начинания подробно сказа, и како и в колику устремишася иудеи злобу, и толико в ревность по- движе царя, елико ни мала отложити, но вскоре собору собратися повелети, зело бо стыдяшеся добродетели мужа, и сладостно яже от него глаголемая приимаше, и во всем тщашеся ревности его подражатель быти. Не точию же добрый он ревнитель сими доволен бывает, но и царицу к подобней ревности божественной подвиже, такожде и патриарха. И убо царским повелением собор собрася. Председящу же тогда цареви с своими сыновы, шишманом, глаголю, и асенем, в новой от него зданной палате, к сим и патриарху kvp феодосию, таже священнейший митрополит великого преслава, дорофей протофрон, захария митрополит дрестерский, лазарь митрополит овчаполя, парфений ловчанский, мануил митрополит филинопольский, леонтий митрополит средеческий, иаков мадитский вдовствуя (sic), дорофей епископ, иоаникий архимандрит великия лавры святых 4 мучеников, а иже от пустыни пришли бяху с блаженным феодосием добродетельнии старцы и всяких божественных исполнении добродетелей, бяху сии: иеромонах савва, иеромонах тимофей, иеромонах дионисий, и прочиих иноков множества от равных монастырей. И православную веру проповедаша светлым гласом, яко единородное божие слово, прием нашу плоть от девических кровей богоматере, и совершен бог сый, совершен бысть человек, нашего ради спасения, яко аще кто не покланяется воплощенному христу богу и того богоматери, на иконе написанному по человечеству, да будет проклят и с неверными да осужден будет. И не точию о еврейских ересов, зле мудрствующих, проклята, но и скверную и богомерзкую богомилскую, сиречь масалианскую, ересь, и еще же и другую новоявленную, варлаамову и акиндинову глаголю ересь, и тоя служителии же и предстатели проклята, и далече от своих пределов отгнати осудивше, яко отсюду болгарстей земли таковых нечистых плевелей чисте устроитися, благочестивей же вере толико чисте сияти паче солнечных лучей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

78 Розенкрейцеровские «манифесты подчеркивают значимость каббалы и алхимии как сквозных «лейтмотивов» всего движения» (Йейтс Ф. Розенкрейцерское просвещение. М., 1999, с. 391). 79 Парнов Е. И. Трон Люцифера. – М., 1985, с. 50. Есть ли свой знак в том, что этот изданный стотысячным тиражом завуалированный учебник оккультизма был самой шумной и самой престижной книгой года начала «перестройки»?.. 80 Эзотеричность в этом смысле означает «то свойство духовного учения, которое исключает его адекватную передачу в форме рационализированного изложения, но подразумевает возможность преемствования путем непосредственного переживания, принимаемого как переживание истины и соединение с ней» (Юркевич А. Г. «Эзотеризм» как социально-культурный феномен//Дискурсы эзотерики. Философский анализ. М., 2001, с. 151). В этом смысле и в православии есть эзотеризм. Более того, такой эзотеризм как опыт «переживания» и «сочувствия» оказывается чертой, присущей не только любой живой религии, но и поэзии и музыке… 81 С поразительной откровенностью мне об этом рассказал «Виссарион», новоявленный лжемессия из Минусинска. После того, как в ходе нашего долгого разговора выяснилось, что он не знает религий Востока и Сибири, я спросил его: как же он собирается объединять то, чего не знает (его секта официально называется «Община Единой Веры»). На это «мессия» ответил, что название дано просто для привлечения людей, хотя на самом деле лично он считает, что буддизм и христианство несовместимы. 82 Зелинский Ф.Ф. Соперники христианства. Статьи по истории античных религий. Спб., 1995, сс. 144–145. 89 Беседа на новоявившую ся ересь Богомилоу Козмы Пресвитера//Бегунов Ю. К. Козма Пресвитер в славянских литературах. София, 1973, с. 322. 91 Ольденбург З. Костер Монсегюра. История альбигойских крестовых походов. Спб., 2001, С. 66, а также сс. 56–57.. 92 Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. «Оккультизм и Йога». Летопись сотрудничества. ТТ. 1–2. М., 1996, т. 1, с. 87. 98 Редкое упоминание веры в буддистских текстах, обычно презентующих свое учение как «знание»: «Благодаря ВЕРЕ приобщаются к Законоучению» (Нагарджуна. Драгоценные строрфы. 1,5. Цит. по: Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. М., 2001, с. 193).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uroki-se...

  001     002