Троицкого мон-ря в центре Мурома; рядом с ним сооружается заново храм Иоанна Предтечи (1872) с мощным куполом и высокой колокольней сложной конфигурации и кирпичным декором (не сохр.). Судя по сохранившимся фотографиям, он был перестроен в русско-византийском стиле офиц. тоновской архитектуры, к-рая широко распространилась в России в сер. XIX в. и долго оставалась господствующей. На территории М. и В. е. она представлена сохранившимися памятниками, как ранними образцами - ц. Казанской иконы Божией Матери в с. Драчёве в Селивановском р-не (1847) и Никольским храмом в с. Степанькове Меленковского р-на (1850), так и зрелыми, напр. ц. Владимирской иконы Божией Матери в с. Тучкове (1874) (Судогодского у.), построенной под влиянием архитектуры грандиозного собора Боголюбской иконы Божией Матери в Боголюбове (сер. XIX в.) (Там же. С. 281, 367). В посл. трети XIX в. в М. и В. е. появляются храмы с преобладанием черт рус. стиля, напр. одноглавая Никольская ц. в с. Ст. Котлицы Муромского р-на (1867-1879) с массивным куполом и арочными стрельчатыми фронтонами. В формах позднего рус. стиля, изобилующего каменным узорочьем, построена уцелевшая кладбищенская колокольня в Меленках (1878) и Никольская ц. в урочище М. Угрюмово (дер. Скрипино Меленковского р-на). К этому же направлению архитектуры ретроспективизма относится и Спасо-Преображенская ц. нач. XX в. в урочище Спас-Железино близ дер. Теренино Селивановского р-на, ц. прп. Сергия Радонежского в с. Пьянгус Меленковского р-на (1910) и грандиозная Христорождественская ц. в урочище Семёновка в Муромском районе (Там же. 1996. С. 280, 281, 289, 335, 367), сооруженная незадолго до событий 1917 г. (ныне в руинах). Арх.: Опись древних церквей города Мурома и древних предметов в них находящихся: Рукопись кон. XIX в.//Науч. арх. МИХМ. 29. Ист.: Оклад г. Мурома с уездом 1676 г.// Добролюбов И. В., свящ. Церкви и мон-ри в г. Муроме и его уезде в кон. XVII ст.//Владимирские ЕВ. Ч. неофиц. 1885. 19. С. 572-583; 20. С. 602-607; 21. С. 620-629; 22.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

По словам матушки В., подобный случай произошел и в Волгограде. Там при фотографировании иконы Божией Матери Одигитрии полученное изображение разделилось на две части, где на одной стороне было изображение фотографируемой иконы, а с другой стороны было изображение этой иконы, где Богородица тоже была в кольчуге и в шлеме, а Младенец был одет в красный хитон. При попытке отделить образ Богородицы в кольчуге от изображения Богородицы Одигитрии, изображение опять поделилось на два образа. Поэтому Волгоградский образ состоит из двух изображений: Богородицы Одигитрии и Богородицы в кольчуге. Один из паломников в Почаевской Лавре видел подобный образ Богородицы в кольчуге и шлеме, только шлем Богородицы был дополнен защитным щитком от удара саблей по глазам. Подобный случай был и в Киеве. Кроме того, стало известно, что в Свято-Введенском Верхтеченском женском монастыре Курганской епархии было явление монаху Серафиму Пресвятой Богородицы. Она явилась ему в шлеме, кольчуге и с крестом в руке и дала повеление написать такую икону, как Она была явлена, и назвать этот образ Богородицей Русской. В этом монастыре была написана первая икона, тропарь и кондак. Впоследствии икона Богородицы была названа . Списки с иконы из Курганской епархии и с явленного Боголюбского снимка стали почитаемы по всей России. Символическое значение брони, шлема, креста в руке Богородицы дано в двух посланиях апостола Павла. (Первое послание апостола Павла к Солунянам 5,8) . (Послание апостола Павла к Ефесянам гл. 6 СТ.10 - 17) < Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.>

http://pravicon.com/info-614

Мы имеем возможность увидеть живопись XII века – авторскую живопись, тот слой, который прежде был закрыт. Нынешние технические возможности, микроскоп с хорошей оптикой, новые технологии реставрации позволили осмотрительно вести работу по расчистке иконы, чтобы не нанести абсолютно никакого вреда памятнику. Довести до конца ту работу, которая прежде не была закончена. За века Боголюбскую икону переписывали или как-то поновляли 26–28 раз Вот даже на фотографиях видно, как постепенно происходит «изменение» иконы. А работа очень сложная, потому что на иконе много слоев записи, между собой уже давно перепутавшихся, поскольку многие слои были спемзованные – раньше во время поновления спемзовывали. Обратившись к летописным и литературным источникам и архивным материалам, я насчитал 26–28 случаев, когда Боголюбскую икону переписывали или как-то поновляли. Современная аппаратура позволяет увидеть, какая лесенка краски на иконе: на слое еще слой, и еще, и еще… До 20 слоев. А на некоторых участках было даже смещение рисунка. Киноварный цвет оказался записанным синим, а потом и более светлым голубым. И можно представить, в каком состоянии после парафина и канифольных заливок выявлялся потом такой вот киноварный цвет. Можно сравнить, какой стала икона после раскрытия лика на завершающем этапе работ и какой была. Боголюбская икона. Лик Божией Матери до реставрации. 2009 г. Боголюбская икона. Лик Божией Матери в процессе реставрации. 2015 г. Каждый этап реставрации был подготовлен научными изысканиями, мы разработали специальную методику, этот подход был одобрен. Так что это не лично мое или нашего реставрационного центра дело – в реставрации всегда довлеет принцип общественного мнения специалистов. Для этого создаются реставрационные советы, на реставрационном совете защищается методика и потом уже ей следуют. Ведется строгая отчетность по каждому шагу реставраторов. За время нашей работы было проведено 12 таких советов, на них приглашались выдающиеся и самые квалифицированные специалисты в области древнерусской живописи, как исследователи, так и реставраторы из различных организаций, специалисты из смежных областей.

http://pravoslavie.ru/94897.html

Если вы не можете сходить в музей – приглашаем вас на фотоэкскурсии В Международный День музеев мы приглашаем вас на фотоэкскурсии по лучшим музейным выставкам, посещенным корреспондентами «Правмира» и запечатленным специально для вас. «Святая Русь» Третьяковская галерея, май 2011 года. 450 произведений из 25 отечественных музеев, библиотек и архивов, и редчайший экспонат из Лувра – часть парадного облачения святого благоверного князя Андрея Боголюбского. 2-я часть экскурсии «Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо» ГМИИ им. Пушкина, лето 2014 года. 58 работ – первая масштабная выставка итальянского Возрождения в Москве. Выставку представляет ее куратор, главный научный сотрудник отдела старых мастеров Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, доктор искусствоведения Виктория Маркова. «Следствие длиною в век» Петропавловская крепость, Санкт-Петербург, лето 2014 года. Жизнь царской семьи с марта 1917 до июля 1918 года: от пребывания под домашним арестом в Царском Селе, в Тобольске и Екатеринбурге, до расстрела. Более 270 экспонатов: документов, фотографий, исторических реликвий. «За веру, царя и Отечество». Духовный фронт Первой мировой Государственный музей истории религии Санкт-Петербурга, август 2014 года. Более 120 памятников – уникальные по исполнению иконы, произведения живописи, скульптуры и графики (плакаты, открытки, листовки), воинские ордена и медали, военные мундиры и фотографии. «Россия в Первой мировой войне в кинохронике, фотографиях, документах» Новый Манеж, сентябрь 2014 года. Более 500 подлинных исторических документов, фотографии, живопись из собраний Имперского военного музея в Лондоне, Государственной Третьяковской галереи и Русского музея, графика из частных собраний. «Православная Русь. Моя история. Рюриковичи» Манеж, ноябрь 2014 года. 18 мультимедийных залов общей площадью 4000 квадратных метров с подробным рассказом об истории Древней Руси, с ее взлетами и падениями на протяжении семи столетий. «Помни. Преступления нацизма. Освободительная миссия Красной армии в Европе»

http://pravmir.ru/10-luchshih-muzeynyih-...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Требования к загружаемым на сайт изображениям Обратите внимание: целью сайта НЕ является сбор всех изображений икон, которые только можно найти в интернете. Цель сайта - опубликовать некоторое количество качественных фотографий типичных списков каждой иконы, а также фотографии редких разновидностей иконы. Интерес также представляют уникальные чудотворные списки икон, упомянутые в старинных книгах. Не стоит загружать на сайт одни и те же фотографии икон в разных рамках, с разной цветокоррекцией, коллажи, открытки, повторяющие уже загруженные изображения, и т.п. Если в выбранном разделе нет или совсем мало изображений, то принимается изображение почти любого, даже низкого качества, если же в разделе уже несколько изображений, то требования к качеству изображений повышаются: Несоответствующие требованиям изображения не публикуются, либо же публикуются с большой задержкой, если модератор сочтет изображение редким и ценным и сам возьмется за исправление изображения в свободное время (однако, это не гарантируется). Фото-гид, как надо и как не надо фотографировать иконы для публикации на этом сайте. Хочу заметить, что все эти проблемы решаются терпением во время съемки, либо же обработкой в графическом редакторе (если фотографию делали не Вы, и сфотографировать лучше уже не получится). Некоторые советы по исправлению изображений икон с помощью редактора Adobe Photoshop я предложил в видеогиде. Далее приводятся наиболее частые проблемы, с которыми приходится сталкиваться. СЛИШКОМ МАЛЕНЬКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ, НЕ ВИДНО НИ ПОДПИСЕЙ, НИ ЛИКА. Решение: установить в фотоаппарате максимальное разрешение, поднести фотоаппарат поближе к иконе или использовать сканер. Если изображение скачано из интернета, проверить наличие более качественных копий . Предложенную икону в достойном качестве можно найти в разделе Боголюбской иконы. Поверьте, качественные изображения делать не сложно и не долго, но они имеют куда больше пользы для посетителей сайта, чем представленные ниже " ущербные " изображения, сделанные на скорую руку с целью демонстрации.

http://pravicon.com/text-41

Александр Горматюк Сам Александр Горматюк в течение 6 лет ездил во Владимир так часто, что сотрудники местного музея стали считать, что он работает у них. «После того, как я стал реставрировать эту икону, в моей жизни изменилось всё! – говорит он. – Представьте, я лицом к лицу общался с иконописцем XII века!» Конечно, постоянно отправлять столичных реставраторов в командировки было не очень удобно. Но когда в июле 2010 года всерьез встал вопрос о перевозке иконы в Москву, в здании реставрационного центра имени Грабаря случился крупный пожар. Многие сочли это знаком. Будущие поколения должны увидеть эту икону Никто из реставраторов пока не берется судить о том, где и когда может быть выставлен подлинник иконы, встречи с которым ждут и ученые, и любители искусства, и верующие. «На вопрос о том, смогут ли наши потомки увидеть эту икону, я отвечаю: это возможно», – комментирует Александр Горматюк. Сейчас подлинник иконы находится в специально оборудованном помещении реставрационных мастерских Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Основной этап реставрации завершен, но впереди минимум два года мониторинга. Лишь убедившись, что состояние иконы стабильно, специалисты начнут подготовку к ее экспонированию. В настоящий момент доступ к Боголюбской иконе имеют лишь двенадцать человек из числа научных сотрудников, но благодаря качественным фотографиям на выставке в Центре имени Грабаря каждый желающий сможет увидеть икону такой, какой ее видел, возможно, сам князь Андрей Боголюбский. Дополняют экспозицию уникальные фотографии и редкие документы из архивов ГЦХРМ-ВХНРЦ, Государственной Третьяковской галереи, Владимиро-Суздальского музея-заповедника, а также специально привезенные из Владимира фрагменты белокаменной резьбы, оружия XII века и недавно подаренное Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику Евангелие писателя Ивана Шмелева. Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/creative/takoy-ee-vide...

Рис. 6. Изображение (фото) льва с процветшим хвостом на тулье рогатины Хотя львы на изображениях в Византийской традиции и на европейских изделиях времен первых крестовых походов достаточно узнаваемы, но стиль изображения их гривы более схематичен, чем на рогатине. Этот же стиль преобладает и в декоративно-прикладном искусстве Руси X-XIII веков. Часто грива льва напоминает кольчугу рыцаря, облекающую голову и торс животного, либо выделена лишь штриховкой (например [xxxiv] ). Исключением является стиль изображения гривы на отсеке обруча из Старой Рязани [xxxv] . Грива льва на этой детали обруча показана косматой, благодаря разделению на отдельные пряди, концы которых выходят за рамки общих очертаний зверя. Морда льва на изображениях порой напоминает человеческое лицо (например [xxxvi] ). Пасть «старо-рязанского» льва стилистически решена в виде трилистника, который вместе с очертаниями носа животного формирует крест, вероятно указывая на мирные, охранные его функции. Изображение «нашего» льва отличается почти «фотографической» точностью в передаче деталей морды, гривы, пропорций тела и конечностей. Косматость гривы передана отдельными локонами в манере близкой изображению «старо-рязанского» льва. Гипертрофированно, помимо процветшего хвоста, показаны когти зверя, подчеркивающие его хищный вид (Рис. 6). Есть все основания полагать, что древний художник видел это животное воочию, а не знаком с ним опосредованно по изображениям других мастеров или в Бестиариях. Находясь при посольствах, придворный мастер мог бывать в местах естественного обитания львов или видеть их при иноземных дворах. Это могли быть не только византийские владения, но и европейские города. Культ льва пропагандировал герцог Баварии и Саксонии Генрих Лев (Heinrich der Löwe, 1129-1195), при саксонском (город Брауншвейг) дворе которого содержался лев. Нельзя исключать и возможность того, что мастер, украшавший рогатину, был приглашен из Европы. Известно, что архитекторы из Германии, присланные императором Фридрихом I Барбароссой, внесли свой вклад в оформление Владимира и княжеской резиденции Андрея Боголюбского - Боголюбова [xxxvii] . Образ льва высокой достоверности с натуралистично изображенной гривой и хвостом с характерной кисточкой на конце можно видеть на капители готического собора XII века в Невере, Франция [xxxviii] .

http://ruskline.ru/analitika/2015/01/19/...

На выставке «Сокровища музеев России» телеканал «История» покажет премьерные серии проекта «Спасенные шедевры России» Москва, 8 ноября 2018 г.      Телеканал «История» и проект «Россия – Моя история» представляют кинолекторий «Спасенные шедевры России», который пройдет в рамках программы мероприятий центрального культурного события ноября – выставки «Сокровища музеев России». Уникальный многосерийный фильм расскажет о реставрации самых выдающихся памятников отечественной культуры, а приглашенные эксперты поделятся тонкостями реставрационных процессов. 10 ноября с темой «История русской реставрации» выступит Юрий Стариков – к.и.н МГУ им. М.В. Ломоносова, режиссер и сценарист телеканала «История». Он расскажет об истории реставрационного дела, о создании первых реставрационных мастерских в 1918 г., разрушенных памятниках декоративно-прикладного искусства, известных реставраторах и музейных фондах. После выступления пройдет показ дебютной серии цикла «Спасенные шедевры России», посвященной уникальным тканям, многие из которых известны только хранителям музейных коллекций и никогда не экспонировались. 17 ноября темой кинолектория станут живописные объекты реставрации и коллекционирования. Фильм посвящен истории спасения всемирно известных шедевров – Севастопольской панорамы, картин Дрезденской галереи, полотен европейских мастеров Нового времени. Реставрация этих произведений проходила в мастерской масляной живописи реставрационного Центра имени академика И.Э. Грабаря, которая ведет свою историю с середины прошлого века. В фильме использованы редкие архивные документы, фотографии, кинохроника и воспоминания реставраторов, стараниями которых даже «безнадежные» шедевры обрели вторую жизнь. 23 ноября на площадке лектория выставки «Сокровища музеев России» пройдет лекция Александра Горматюка – кандидата искусствоведения, художника-реставратора высшей квалификационной категории мастерской темперной живописи Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря. Тема лекции – «Реставрация Боголюбской иконы». Александр Горматюк продолжительное время проводил исследования и реставрировал одну из икон, представленных на выставке. Удивительная судьба боголюбского образа и ее реставрации завершится показом финальной серии премьер цикла «Спасенные шедевры России», посвященного сохранению памятников иконописного наследия русской культуры.

http://pravoslavie.ru/117114.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Православный Дом Милосердия в Почаеве Боголюбовский Крестный ход 30.07.2012 731 Время на чтение 9 минут Блаженны милостивии, яко тии Бога узрят! Боголюбовский Крестный ход - это разноплановое мероприятие. Молитва в пути, службы в местах остановки перемежается с простым человеческим общением, с посещением значимых для всех нас мест, где стоят в молитвенном подвиге и выполнении заповедей Божиих настоящие герои нашего времени. Бывает так, что нас просят выступить перед людьми и мы организуем общественные слушания по конкретным вопросам, родительский форум или вместе с большими крестоходными иконами Божией Матери «Владимирская» и «Боголюбская» заходим в дом, в котором случилось горе. Так было в Жировицах. Иконы принесли в семью, где недавно умер муж, отец пятерых детей, р.Б. Андрей. Это событие стало большим утешением и радостью для глубоко скорбящей вдовы и всех детей. Бывает, что после молитвы мы с детьми делаем импровизированный концерт православных и патриотических песен для детей из детского дома, и конечно встречаемся с местными многодетными семьями, рассказываем им о наших делах, стараемся объединить, организовать сообщества и помочь друг другу. В Почаеве участникам нашего Крестного хода представилась возможность посетить совершенно уникальное место - Православный Дом Милосердия, находящийся прямо у стен Почаевской Лавры. Знакомство наше началось еще в прошлом году, когда духовник Дома Милосердия отец Ювеналий приезжал в Москву к своим чадам, нашим друзьям и соратникам. Очень мудрый, обаятельный, легкий в общении батюшка, он был прекрасно осведомлен о происходящих у нас процессах и разговаривал с нами о важных для нас вопросах. Он даже не просил помощи, просто показал фотографии обитателей Дома Милосердия. Всем стало не просто ясно, что нужно помочь, а что в этом случае нельзя не помочь. Старенькие монахини, подвизавшиеся по 30 лет на послушании в Лавре и желающие умереть возле родных стен, раковые больные, у которых нет дома и родных, их со страшными язвами никуда не берут, калеки с запущенными обмороженными ногами, трудно залечивающимися страшными ранами и еще много несчастных, больных и безвестных нашли приют в Доме Милосердия. Много лежачих больных, некоторые на колясках. Там их лечат, причащают, кормят, моют, дают кров и все что нужно для нормальной жизни и достойной человека смерти. Меня поразило, что помимо такой трудной работы с болящими и стариками Дом Милосердия помогает нуждающимся многодетным семьям! Вещи им детские собирают, передают сладости, канцелярию. Да еще и кормят всех, кто попросит! Не отпустят никого голодным и неутешенным.

http://ruskline.ru/analitika/2012/07/31/...

После того, как в «краеугольный камень» храма были вложены св. мощи, первые кирпичи стали класть владыка Гурий, о. ректор, духовенство, несколько семинаристов и сын бывшего ректора, гимназист Сергей Боголюбский 157 . Затем начались строительные работы, которые велись под непосредственным, почти ежедневным наблюдением архимандрита Вениамина 158 . Еще одним событием, которое привлекло повышенный интерес к семинарскому храму, стало совершение в нем литургии на греческом языке, с сохранением некоторых особенностей восточного богослужения. Первую такую литургию архимандрит Вениамин служил 5 мая 1902 года. Семинаристы заранее выучили песнопения и молитвы, многие из них даже переписали их тексты в тетрадки и охотно давали пояснения молящимся, переполнившим храм. Состав богомольцев был чрезвычайно разнообразный – от заброшенных судьбой на чужбину природных греков, которые с радостью слушали богослужение на родном языке, до крестьянина, пришедшего поинтересоваться, как будут читать и петь «не по-нашему». Особенно много в тот день собралось в храме учащейся молодежи – из классической гимназии, реального, технического, сельскохозяйственного училищ, городских школ 159 . Греческие литургии в семинарии при о. Вениамине повторялись ежегодно. Весной 1902 года исполнилось 50 лет со дня кончины В.А. Жуковского. 22 апреля Самарская духовная семинария почтила его память заупокойной литургией и панихидой. В своем слове о. ректор, исходя из мысли о христианском настроении и терниях жизни поэта, говорил о всепрощении и спасительной силе страданий 160 . А через неделю в семинарском зале, в присутствии епископа Гурия, демонстрировалось новейшее изобретение – «синематограф Люмьера». « " Живые фотографии» доставили учащимся большое удовольствие», – отмечали «Самарские епархиальные ведомости» 161 . В середине мая в семинарии начались выпускные экзамены, на них дважды присутствовал епископ Гурий. Выпуск состоялся 8 июня. После молебна архимандрит Вениамин сказал напутственную речь. В ней он еще раз напомнил о том, что важнее всего при исполнении пастырских обязанностей: «Если где, то здесь в особенности нужна горячая самоотверженная ревность». Из храма выпускники (в 1902 году их было 37 человек) прошли в квартиру о. ректора. Их прощальные слова дышали неподдельной признательностью: «Мало мы с Вами жили. Но и в это малое время мы вполне убедились не мыслью только, но и сердцем, что Вы искренне желали добра своим питомцам. И, как истинный и любвеобильный отец, во всякое время готовы были принять самое теплое участие в каждом из нас... По слову Христову, Вы могли с радующимися радоваться, с плачущими плакать. И за стенами школы мы сохраним к Вам такую же любовь, какую питали к вам здесь, в родной семинарии» 162 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010