Югско-Дорофеева мужская пустынь (ныне Рыбинск Ярославской области) основана в 1-й половине XVII в., упразднена в 1920-х гг., затоплена при строительстве Рыбинского водохранилища в 1940-х гг. Возмицкий (Рождества Богородицы на Возмищи) мужской монастырь близ Волоколамска известен с XV в., упразднен в 1764 г. Строителем монастыря именовался его основатель или управляющий на первых этапах создания обители до учреждения сана игумена или архимандрита. В крупных монастырях помимо игумена из братии назначались строители, ведавшие развитием архитектурного ансамбля. Варлаам (Старорушин; † 9 июля 1652 г.), хиротонисан во епископа Ростовского и Ярославского с возведением в сан митрополита в 1619 г. Чудов монастырь в Кремле (во имя Чуда святого архистратига Михаила в Хонех) основан в 1365 г. св. митрополитом Московским Алексием († 1378 г.), с 1764 г. первоклассный. Разрушен в конце 1920-х гг. Благовещенский мужской монастырь в Нижнем Новгороде. Основан в XIII в. владимиро-суздальским князем Юрием Всеволодовичем († 1238 г.) на правом берегу Оки недалеко от ее впадения в Волгу, с 1764 г. третьеклассный, закрыт в 1921 г. В советское время на территории обители размещался планетарий. Возрожден в 1993 г. Вознесенский Печерский мужской монастырь в Нижнем Новгороде основан в XIV в. св. митрополитом Дионисием († 1395 г.), в конце XVI в. из-за обвала горы был перенесен вверх по течению Волги, с 1764 г. первоклассный. Закрыт в 1924 г. В советское время на территории обители располагались жилые помещения, кинотеатр, реставрационная мастерская. В 1994 г. монастырь возобновлен. Его настоятелем является правящий архиерей Нижегородской епархии. Молченский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь в Путивле (Украина, Сумская область) основан в XVI в., с 1764 г. третьеклассный. Закрыт в начале 1920-х гг. В советское время на территории обители располагались ремесленное училище, детский дом, склады, завод радиодеталей. В 1997 г. возрожден как женский. Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь в Костроме основан в 1-й половине XV в. (по преданию его основателем был татарский мурза Чет), в 1744 г. преобразован в кафедру костромских архиереев, с 1835 г. первоклассный. Закрыт в 1919 г. В советское время на территории обители располагались общежития, с 1950-х гг. Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник. В 2004 г. монастырские здания переданы Русской Православной Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/4109389/

Керенский Тихвинский монастырь Тамбовской Епархии упразднённый девичий, находившийся в конце города Керенска. Построен в 1757 году. Церковь оного каменная во имя Тихвинской Божьей Матери в 1764 году по Духовным Штатам обращена в приходскую церковь . Кержатский монастырь См. Киржачский Введенский. Добавление из VI тома Кержаческий Благовещенский монастырь Упоминается в XV столетии. Князь Юрий Васильевич, скончавшийся в 1472 году, дал вклада в монастырь к Благовещенью на Кержач село Радково (см. Продолжение Древней Росс. Вивлиофики, ч. III, стр. 173). Керженский или на Керженце и Балбаше Успенский монастырь Иначе Кержебелмашский . См. Успенский Кержебелмашский. Кидекоцкий Борисоглебский монастырь Мужской, давно уже упразднённый. Находился близ города Суздаля, в Опольской десятине, на берегу реки Нерли, от города Суздаля к востоку в трёх вёрстах. Основан он был в начале XII столетия Георгием Всеволодовичем, Князем Суздальским. Название своё как монастырь так и место, на котором он был основан, получили от следующего обстоятельства: Князь Георгий так, как и предместники его, имел тут свой загородный дом. Красота местоположения пленила Князя столько, что он решился было тут утвердить Княжеский престол свой, а для сего устроить Кремль и Соборную церковь . Уже и к делу было приступлено (остатки земляного вала и поныне видны). Но неизвестно по какому случаю отменил намерение своё, и вместо того соорудил в Суздали Соборную церковь ; а из оставшихся от неё материалов построил близ своего загородного дома на помянутом месте (которое прозвал Кидекша, якобы кинутое) монастырь мужской во имя св. страстотерпцев Бориса и Глеба. Здесь в церкви погребён Князь Суздальский Борис Юрьевич, в 1159 году скончавшийся (см. книгу Хронограф). Этот монастырь в половине XVII столетия находился уже в запустении, однако считался ещё приписным к Печерскому Нижегородскому; а почему и когда к оному приписан – неизвестно. Кизический Казанский монастырь Мужской третьеклассный Казанской Епархии, расстоянием от города Казани в 2½ вёрстах.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

1405 . Благовещенский – Коробовский, женский, ныне село Коробовка, Пол­тавской губ., Золотоношского у., Золотоношской волости, в 8 вер. к юго-зап. от Золотоноши, при р. Золотоноше. Осно­ван в 1719 г. игуменом Мошногорского мон. Киев. губ. Иоасафом Раковичем и сестрою его инокинею Анною, для поме­щения монахов Мошногорского мон., угне­таемых униатами. По прекращении гоне­ния иноки опять перешли в Мошногорский мон., но игумен Иоасаф оставил здесь для жительства своих 3 сестер. В 1760 г. монастырь весь выгорел и переведен в предместье гор. Золото­ноши, Зазуловку; с того времени начал называться Благовещенским Зазуловским. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 133, 211, 774; “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1848 г., XXIII, 421 (воспомин. о гор. Золотоноше). 1406 . Благовещенский – Микулинский, мужской, ныне село Микулино-Городище, Тверской губ., Старицкого у., в 40 вер. к вост.-юго-вост. от Старицы, при р. Шоше. В писцов. книгах XVI ст. значится: «Благовещенского м-ря, что в Микулине, 3 дерев. да починок; пашни полполчети сохи и проч.». Кала­чов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 2, 195. 1407 . Благовещенский в Пес­ках, женский, совсем уничтоженный, в гор. Пскове, против верхних реше­ток на р. Пскове, за Петропавловскою церковью. Об основании его говорится в летописи под 6929 (1421) год.: «того же лета Перхурей чернец Сопешка даде место земли, и поставиша церковь свя­тое Благовещение, и устроиша монастырь женьскый в Песках». Он продолжал существовать и в 1668–1689 г. “Полн. собр. лет.”, V, 23; Ратшин, 455; Токмаков, “Матер. для истор. и археол. опис. Новгор. губ.”, I, 37 (грам. 1693 г. о подсудн. крестьян.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 399, 14; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, 205; Василев, “Ист. стат. указат. г. Пскова”, 52. 1408 . Благовещенский – Суражицкий, мужской, ныне церковь в гор. Сураже, Черниговской губ. Основан в 1720 г. иеромонахом Симеоном Лущинским и обозным Стародуб. полка Афанасием Есимонтовским. В церкви на­ходится чудотв. икона Божией Матери, именуемая Новодворская, писанная св. Петром, митроп. Всероссийским, во время пребывания его на Волыни, где он устроил Новодворский-Ратский мон. Икона перенесена сюда из Елецкого Успенского мон. в Черниг., при учреждении мона­стыря. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 335; Ратшин, 542; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1871 г., II, Отд. 2, 23 (игум. Константин Усиевич с 1766 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Строения в обители сей ныне деревянные следующие: 1) две ЦЕРКВИ: а) СОБОРНАЯ на каменном фундаменте с двумя приделами. Первый – во имя Вознесения Господня, а другой – во имя Святого Николая; б) с трапезой тёплая во имя Покрова Пресвятой Богородицы; 2) КОЛОКОЛЬНЯ с воротами; 3) КЕЛЬИ Настоятельские о шести покоях; 4) КЕЛЬИ братские; 5) СЛУЖБЫ с ОГРАДОЙ. Содержание имеет он от доброхотных дателей, пашни и других угодий, которых состоит во владении его, по универсалу 1708 года Мая 20 Гетмана Мазепы и правам 1719 года Марта 1 по 1720 год Мая 19 Князя Януса Анзония Корибуты Вишневецкого пахотной земли на шестьдесят семь дней, а сенокосной на триста десять копен, от рыболовного озера, мельницы на реке Ирдине и от других выгод. Настоятельство Игуменское издавна учреждено, ибо в 1671 и 1701 годах упоминаются уже Игумены. Мстерский или во Мстере Богоявленский монастырь Мужской, упразднённый. До Штатов 1764 года находился в Суздальской Епархии при реке Мстере и селении сего же имени от Суздаля к юго-востоку в 71, от Владимира к востоку в 80 вёрстах. Мстерский или во Мстере Ивановский монастырь Девичий, упразднённый. До Штатов 1764 года находился в Суздальской Епархии при реке Мстере и селении сего же имени от Суздаля к юго-востоку в 71, от Владимира к востоку в 80 вёрстах. Мстиславский Духов или Духовский Тупичевский монастырь Могилёвской Епархии заштатный мужской. См. Тупичевский Духовский Мстиславский. Мурашкинский Спасский и Троицкий Два упразднённых монастыря. См. Мурошкинский. Муромский Благовещенский монастырь См. Благовещенский Муромский. Муромский Борисоглебский монастырь См. Борисоглебский Муромский. Муромский Воскресенский монастырь Упразднённый. См. Воскресенский Муромский. Муромский Спасов или Спасский монастырь Владимирской Епархии 3 класса мужской. Находится внутри города Мурома. Здания в нём все каменные, примечательнейшие же из оных есть следующие: 1) соборная ЦЕРКОВЬ во имя Преображения Господня; 2) КОЛОКОЛЬНЯ; 3) КЕЛЬИ Настоятельские и братские; 4) ОГРАДА кругом монастыря;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Кемский мужской монастырь Новомучеников и Исповедников Российских Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Кемский мужской монастырь Новомучеников и Исповедников Российских — православный мужской монастырь в Республике Карелия, основанный в 2000 году. При монастыре действует гостиница. Содержание История [ править править код ] В древнем северном городе Кемь, на берегу одноименной реки, впадающей в Белое море, расположен первый и пока единственный в России монастырь во имя святых Новомучеников и Исповедников Российских. Обитель создана решением Священного Синода в 2000 г. на месте полуразрушенного Благовещенского собора Кеми. Выбор именно этого северного города и этого храма для основания первой в России обители в память новомучеников не случаен. Именно в Кеми располагалось «управление северных лагерей особого назначения», знаменитый СЛОН, через кровавую машину которого прошли десятки тысяч русских людей и, прежде всего, епископы, священники и монахи – люди особо неугодные «власти соловецкой». Сюда, в Кемь, бывшее древнее владение Соловецкого монастыря , подаренное обители знаменитой Марфой Посадницей ещё в XV веке, стекались этапы со всей России. Здесь, в Благовещенском соборе, могли помолиться православные перед отправкой в Соловецкий лагерь. Трудно даже представить себе, сколько молитв возносилось в этом храме, помнят его стены и двух великих «архиепископов соловецких», как почтительно их называли, священномучеников Илариона (Троицкого) и Петра (Зверева) . Как бы образом другого мира были стоявшие рядом с храмом трехэтажное с длинным балконом здание управления лагерей, выполненное в стиле советского конструктивизма, и гостиница НКВД «Прибой». Управлять лагерями ссылали обычно проштрафившихся чекистов, в основном – за безудержное пьянство. Но и оказавшись далеко от Москвы и Ленинграда, новые хозяева хотели жить со столичным шиком. Чекистских кабинетов в здании было не так много, всего пять, зато большую часть здания занимал огромный зал ресторана, а в нем – отменные повара, знаменитые музыканты, оказавшиеся за решеткой, «культурные» официантки. Устав от многотрудной работы по сортировке узников, чекисты отдыхали вечерами, в то время как рядом, в храме, сотни уст еле слышно шептали молитвы о спасении России и вразумлении ее народа.

http://azbyka.ru/palomnik/Кемский_мужско...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МУРОМСКИЙ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Муромский Благовещенский монастырь. Фотография с сайта pskov-palomnik.ru Муромский Благовещенский мужской монастырь возник из скромной деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Ее сооружение церковное предание приписывает св. бл. князю Константину (Ярославу) Святославичу . Согласно церковному сказанию, жители Мурома долгое время исповедовали языческую религию , обожествлявшую силы природы. Прослышав об этом, князь Константин выпросил у своего отца Муром себе в удел, чтобы обратить жителей города в христианскую веру. В этом богоугодном деле ему помогали сыновья Михаил и Федор . Муромские язычники, не желая принимать князя, убили его младшего сына Михаила. Пораженные чудесным знамением от иконы Божией Матери, названной впоследствии Муромской , они раскаялись в своем злодеянии, и приняли крещение в водах озера Кстово, находившееся неподалеку от города. Вскоре на «Старом вышнем городище», укрепленном тыном и земляными валами, возвели первый муромский храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы . Рядом поставили княжеский дворец. Тело убиенного князя Михаила было положено при храме. Постепенно вся княжеская семья нашла упокоение у стен Благовещенской церкви. В 1547 г. на основе местного почитания была совершена общецерковная канонизация благоверного князя Константина и чад его Михаила и Федора. Мужской монастырь был основан на месте Благовещенского храма по обету царя Ивана Грозного . Он посетил Муром в 1552 году во время похода на Казань, горячо молился новым чудотворцам о даровании победы, и обещал в случае успеха учредить монашескую обитель. После взятия Казани в Муром прибыла артель зодчих. При строительстве каменного храма были найдены гробницы с мощами князей, которые с молебным пением торжественно поставили в новом Благовещенском соборе .

http://drevo-info.ru/articles/17746.html

Благовещенский мужской монастырь (Киев) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Благовещенский мужской монастырь - православный мужской монастырь Киевской епархии Украинской Православной Церкви. Создан путем преобразования приходского храма в монастырь в 2005 году. Содержание История [ править править код ] На окраине Киева находится район Бортничи. Среди Православных христиан Киева Бортничи были известны в свое время тем, что там, после войны, в небольшой церквушке служил известный, верующий и хороший батюшка – отец Леонид Соболев. В 60-ом году о. Леонид был переведен в такую же небольшую церквушку на Троещине, где, по пострижении в монашество с именем Серафим, образовал монашескую общину, а Бортничи были подзабыты… Но, видимо, благословенна Богом эта земля, - уже теперь, когда над нею плывет колокольный звон, многие люди рассказывают о бывших им много лет назад видениях и откровениях – не там, где стояла и стоит ещё теперь церковь о. Серафима, а где-то в районе кладбища видели они исходящие из земли снопы света - там, видимо, должен был возсиять свет небесноподобный. 26 мая 2001 года у стен благословенной Оптиной пустыни отошел " в путь всея земли " человек мужественной жизни, подвига исповедничества и глубокой веры – схиархимандрит Макарий (Болотов). Но не знатностью и известностью своего рода хвалился отец Макарий, если когда и хвалился, - всегда и во всем поминал и утешался он своими старцами, своими верными и ангелоподобными путеводителями на переменчивом, опасном и сложном жизненом пути. С глубоким уважением и любовью поминал батюшка своих глинских старцев: отцов Андроника и Серафима, митрополита Тетрицкаройского Зиновия (в схиме Серафима); свою прабабушку, первую настоятельницу Шамордино схиигумению Софию (Болотову); её брата иконописца Оптиной Пустыни о. Даниила Болотова, написавшего чудную и многим теперь известную икону " Спорительница Хлебов " ; и в первых, конечно же, своего почаевского старца, духовного сына и келейника преподобного отца Ионы Киевского – схиархимандрита Прохора (Дубровского).

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

Ульяновск. Покровский мужской монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1697. Ссылки:   Адрес: Россия, Ульяновская область, г. Ульяновск. Бывшая территория монастыря заключена между улицами 12 сентября, Ульяновской, Свияжской и рекой Свиягой. Фрагменты монастырского некрополя сохранились в южной части сквера им. И.Н. Ульянова; адреса сохранившихся построек - ул. Свияжская, д. 22 и 24 Координаты: 54.308618, 48.376105 Изменить описание Утраченные храмы монастыря: Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Покровский (Благовещенский) мужской монастырь (1697 г. – ок. 1934 г.). Строительство монастыря велось в 1697-1700 гг. П.И. Муромцевым. Первая церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородице была деревянной. Первоначально по ее названию монастырь назывался Благовещенским. В 1720-1724 гг. на ее месте П.И. Муромцев строит каменную Благовещенскую церковь с двумя приделами: левым - во имя четырех московских святителей: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа и правым - во имя Покрова Пресвятой Богородицы, который был освящен первым, что и определило второе название церкви и монастыря - Покровские. В 1724 г. сюда были переведены монахи из упраздненного Успенского монастыря, находившегося в Подгорье, а в 1764 г. – монахи Соловецкой пустыни. Позднее Муромцевым к церкви была пристроена каменная колокольня, в которой был устроен придел во имя Всех Святых, освященный в 1737 г. В 1846 г. на средства Е.А. Столыпиной этот придел был исправлен и переименован во имя св. Благоверного князя Александра Невского. Еще в 1764 г. монастырь имел каменную ограду размером 70х63 саженей и высотой немного более 3 аршин. В 1780 г. монастырь имел 1 каменную церковь, число других построек с годами менялось. Вокруг церкви был сад, с ее южной стороны размещалось кладбище для монашествующих. Между западной стеной ограды и р. Свиягой находились монастырские огороды. Со времени учреждения в 1832 г. самостоятельной Симбирской епархии Покровский монастырь был преобразован в Архиерейский дом, а штат его перемещен в Сызранский Воскресенский монастырь. В 1785-1787 гг. был построен деревянный на каменном фундаменте настоятельский дом, в котором в 1832-1844 гг. жили симбирские епископы. В этот же период в монастыре находилась духовная консистория, а в 1724-17?? гг. – богадельня для инвалидов, что требует дополнительной проверки. Скорее всего, отставные солдаты находились на содержании монастыря, но проживали за его стенами, и богадельня для них в таком качестве существовала в 1750-х – 1760-х гг. Первый епископ, Анатолий, в 1836 г. устроил при этом доме церковь во имя Святителя Митрофания, Воронежского чудотворца. В 1844 г. был куплен новый Архиерейский дом на Венце, но монастырь продолжает оставаться подворьем Архиерейского дома.

http://sobory.ru/article/?object=29832

Республика Башкортостан Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Республика Башкортостан - субъект Российской Федерации. Столица: Уфа . Республика расположена в Предуралье и на склонах Юж. Урала, на севере граничит с Пермской и Свердловской областями, на востоке - с Челябинской обл., на юго-востоке, юге и юго-западе - с Оренбургской обл., на западе - с Татарстаном, на северо-западе - с Удмуртией. Содержание Православие в Башкортостане [ править править код ] Православие в Башкортостане появилось с русскими поселениями во 2-й половине XVI в. В 1579 году в Уфимском остроге, основанном в 1574 году, была построена первая деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. С 80-90-х годов XVI века в Уфе находились Сергиев и Успенский мужской монастыри, Вознесенский мужской монастырь на реке Усолке (Гафурийский р-н), с XVII века — уфимский в честь Рождества Христова женский монастырь. В конце XVI—XVIII веков православные приходы края были подчинены Казанской кафедре зауральской части Башкортостана, которая в 1621 году вошла в состав Тобольской епархии. В 1721 г. было создано Уфимское духовное правление, которое возглавил настоятель уфимского Успенского монастыря. 27 сентября 1799 г. учредили Оренбургскую и Уфимскую епархию с центром в Уфе. В 1859 году её разделили на Оренбургскую и Уральскую, Уфимскую и Мензелинскую епархии (с 1928 Уфимская и Давлекановская, с 1942 Уфимская и Мензелинская, с 1945 Уфимская и Башкирская, с 1952 Уфимская и Стерлитамакская). Свято-Успенский кафедральный собор г. Салавата Возрождение православной епархии в Башкортостане началось в 1990 году, когда её возглавил архиепископ Никон (Васюков). Число приходов быстро возросло с 17 в 1990 году до 160 в 1999 г . Населённые пункты [ править править код ] Уфа Святые Башкоркостана [ править править код ] Святыни [ править править код ] Монастыри Башкортостана [ править править код ] Все монастыри Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь [ править править код ] Успенский Свято-Георгиевский православный мужской монастырь расположен в с. Уса-Степановка Благовещенского района республики Башкортостан.

http://azbyka.ru/palomnik/Башкортостан

32) преобразование Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря в городе Серафимовиче Волгоградской области в женский монастырь (17.07.2002), 33) открытие Кизического мужского монастыря в Казани (17.07.2002), 34) преобразование прихода Казанско-Богородицкой церкви в селе Чимееве Курганской области в Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь (17.07.2002), 35) открытие Троицкого Оптина Рождества Богородицы женского монастыря в городе Волхове Орловской области (17.07.2002), 36) открытие Богородицкого Житенного женского монастыря в городе Осташкове Тверской области (17.07.2002), 37) открытие мужского монастыря во имя Животворящего Креста Господня в селе Антушкове Ильинского района Ивановской области (7.10.2002), 38) открытие Никольского мужского монастыря в Брянске (7.10.2002), 39) открытие Петропавловского женского монастыря в Брянске (7.10.2002), 40) открытие Троицкого Севского мужского монастыря в Севске (7.10.2002), 41) открытие Никольского мужского монастыря в городе Старая Ладога Ленинградской области (26.12.2002), 42) открытие Богородице-Тихоновского (Тюнина) женского монастыря в городе Задонске Липецкой области (26.12.2002), 43) открытие Свято-Георгиевского Мещевского мужского монастыря в городе Мещевске Калужской области (26.12.2002), 44) преобразование прихода в честь Богородско-Уфимской (Казанской) иконы Божией Матери в Уфе в Благовещенский женский монастырь (26.12.2002), 45) перемещение Успенского мужского монастыря в Уфе в село Уса-Степановка Благовещенского района (Республика Башкирия) (26.12.2002), 46) переименование Успенского мужского монастыря в Уфе в Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь в селе Уса-Степановка Благовещенского района (Республика Башкирия) (26.12.2002), 47) преобразование прихода Благовещения Пресвятой Богородицы в городе Благовещенске в мужской монастырь во имя Архистратига Божия Гавриила и прочих Небесных Сил бесплотных (7.05.2003), 48) преобразование Константино-Еленинского прихода во Владимире в Свято-Боголюбский Алексиевский мужской монастырь (7.05.2003),

http://patriarchia.ru/db/text/420130.htm...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010