В 1922 г. в ходе кампании по изъятию церковных ценностей из В. м. было вывезено 5 серебряных напрестольных крестов и 2 наперсных креста, потир, 2 оклада, кадило, 2 ковшика для теплоты, ризы с 10 икон. В апр.-мае 1923 г. В. м. был ликвидирован, Всехсвятский и Благовещенский храмы обращены в приходские (закрыты в 1928 и в 1-й пол. 30-х гг.), большая часть ограды и кладбище уничтожены. Во Всехсвятской ц. открыли мастерские, в Благовещенском соборе - склады, колокольню и др. помещения отдали под квартиры. В 1935 г. на территории мон-ря было построено здание техникума, затем общежитие. В 1967 г. комплекс Благовещенского собора был передан Вязниковскому филиалу ГВСМЗ (впосл. Вязниковский историко-краеведческий музей) и отреставрирован. В 1993 г. Благовещенский храм был передан РПЦ, в нем возобновились богослужения. Решением Синода РПЦ от 7 марта 2000 г. В. м. был возобновлен, настоятельницей утверждена мон. Серафима (Старых). Регулярные богослужения совершаются в Благовещенском храме, ц. Трех святителей восстанавливается. Отремонтирована келейная пристройка, примыкающая к собору, построена деревянная ограда с воротами. Келейный корпус мон-рю не принадлежит. К кон. 2004 г. в В. м. проживало 7 сестер. Святыни: Смоленская Шуйская икона Божией Матери (XVIII в.), аналойная Смоленская икона (XVIII в.), переданная в В. м. из Серапионовой пуст., образ св. Матроны Московской с частицей мощей. По пятницам в В. м. служат молебен с акафистом Благовещению Пресв. Богородицы. Арх.: РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. 18; Ф. 280. Оп. 3. 41; Ф. 281 (ГРЭ по Владимиру); ГА Владимирской обл. Ф. 40, 556, 690, Р-24, Р-357; ГВСМЗ. ОР. 158. Ист.: ЖМП. 2000. 4. С. 21. Лит.: ИРИ. Ч. 3. С. 681-682; Веселовский К. А. , свящ. Вязниковский Благовещенский мон-рь. Владимир, 1867; он же. Вязниковский Благовещенский мон-рь//Тр. Владимирского губ. стат. комитета. Владимир, 1868. Вып. 7. С. 1-16; Голышев И. А. Рукописные синодики Вязниковского Благовещенского мон-ря//Владимирские ГВ. 1881. Ч. неофиц. 39; он же. Синодики Вязниковского Благовещенского мон-ря 1651, 1679, 1686 гг.//Владимирские ЕВ.

http://pravenc.ru/text/161157.html

С 29 апреля 2009 года становится подворьем Свято-Благовещенского женского монастыря города Вязники . С 11 марта 2014 года указом епископа Муромского и Вязниковского Нила подворье преобразовано в Архиерейское подворье святителя Иоанна Милостивого посёлке Мстера. При обители действует социально-реабилитационный центр " ЧАША СПАСЕНИЯ " для страждущих от наркомании и алкоголизма, а так же людей с тяжелой жизненной ситуацией. Подробнее... Благовещенский Вязниковский женский монастырь [ править править код ] Дата основания: 1641 Статус: действующий Адрес: Владимирская обл., Вязниковский р-н, г. Вязники, Музейный проезд, д.7 Женский монастырь вначале был основан как мужской в 1643 на месте старого убогого дома. Особым богатством и многолюдностью не отличался. В 1916 преобразован в женский, в 1921 закрыт, постройки заняты под жилье. Вновь открыт в 2000 как женский. Святыни: Древний чудотворный образ Казанской-Вязниковской иконы Божией Матери, Шуйская-Смоленская Икона Божией Матери, Икона " Споручница грешных " с частицей ризы Пресвятой Богородицы, Икона " Рождество Христово " с частицей яслей Господних, частица Животворящего Креста Господня, на котором был распят Христос, частица Ризы Пресвятой Богородицы, частицы мощей святаго Антония Великого – основателя монашества, святителей Иоанна Златоустого и Григория Богослова, частицы мощей Блаженной Матроны Московской, частицы мощей благоверных князей Петра и Февронии Муромских, преподобного Серафима Саровского, святителя Игнатия Брянчанинова, мироносицы Сусанны, Киево-Печерских отцов и Владимирских святых, частицы облачения святаго Иоанна Русского и святителя Спиридона Тримифунтского. Подробнее... Казанский скит (Акиньшино) [ править править код ] Дата основания: 2001 Статус: действующий Адрес: Владимирская обл., Вязниковский р-н, п. Мстера, д. Черноморье, д. 4 В 1666 году от Ромодановских земли перешли к княгине Ульяне Ивановне Одоевской, а в 1779 году на ризах местных икон встречается первое упоминание о князьях Куракиных. Екатерина Дмитриевна Куракина лично посещала Акиньшино в 1812 году, ища спасение от французов.

http://azbyka.ru/palomnik/Владимирская_о...

Благовещенский Вязниковский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Женский монастырь вначале был основан как мужской в 1643 на месте старого убогого дома. Особым богатством и многолюдностью не отличался. В 1916 преобразован в женский, в 1921 закрыт, постройки заняты под жилье. Вновь открыт в 2000 как женский. Содержание История [ править править код ] В декабре 1640 года в Вязниковскую слободу прибыл на поклонение незадолго до этого обретённой чудотворной иконе Казанской Божией Матери царь Михаил Фёдорович. Тогда-то к нему и обратился староста Иван Мухин с челобитной, в коей испрашивал дозволения на устройство в слободе монастыря. Государь с решением долго тянуть не стал и повелел устроить обитель у подножия горы Венец, на берегу речушки Выдерки у «убогих домов». В 1641 году монастырь был основан. В 1643 году построены были деревянная церковь во имя Благовещенья Пресвятой Богородицы с приделами преподобных Михаила Малеина и Алексия человека Божия в деревянные же настоятельские и братские кельи. Земля, на которой построен монастырь, в древности принадлежала «Ярополчью убогому дому».. В 1649 году по просьбе монахом царь пожаловал монастырю земли. Обители было отдано озеро Юхро и исток Юхорец с богатыми рыбными ловлями. Следующим вкладом государя в 1650 году стали огороды вдоль речки Выдерки. Члены царской семьи и ближайшее окружение стали вкладчиками монастыря, почти каждый год отписывая земли во владение вязниковским монахам. Вид монастыря с Советской улицы, 1930 год В 1683 году вместо деревянных церквей был построен каменный двухэтажный храм также в честь Благовещенья Пресвятой Богородицы вверху и в честь Трех Святителей внизу. Тогда же построен был и братский каменный корпус. Монастырь не был закрыт во время секуляризационной реформы 1764 года, когда мелкие обители ликвидировались. Однако, лишившись государевых вкладов, он был отнесён к заштатным. Оставшиеся во владении монастыря земли продолжали содержать его немногочисленную братию. В 1794 году над Святыми вратами освящена церковь в честь Всех Святых, заложенная двумя годами ранее. Приблизительно тогда же монастырские постройки замкнуло в себе кольцо каменной стены с четырьмя башенками. Были при монастыре и южные ворота.

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

Мужская, была приписана к Крестному монастырю (см. ч. IV, стр. 358. 44 .. Благовещенская Сретенская пустынь Женская, упразднённая. Находилась в Архангельской Епархии в Онежском уезде, от города Онеги во 177 вёрстах. Строения в ней все деревянные ветхие. Благовещенская Ямецкая пустынь См. Ямецкая Благовещенская. Благовещенский Астраханский монастырь 3 класса женский. Местоположение имеет в городе Астрахани на гористом месте за белым городом, против восточных городских, называемых Вознесенских ворот, от реки Кутулевы в 120 саженях. Строения в этом монастыре как ЦЕРКВИ (из которых главная во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, почему и монастырь название своё Благовещенского имеет), так Игуменьинские и монахиньские КЕЛЬИ и ОГРАДА, в 1754 году построенная Преосвященным Мефодием, Епископом Астраханским, в бытность его ещё Архимандритом в Спасо-Преображенском монастыре, на иждивение Преосвященного Илариона, Епископа Астраханского, все деревянные. Благовещенский Виленский монастырь См. Виленский Благовещенский. Благовещенский Винницкий монастырь См. Винницкий Благовещенский. Благовещенский Вязниковский монастырь См. Вязниковский Благовещенский. Благовещенский Друйский монастырь См. Друйский Благовещенский. Благовещенский Дуниловский монастырь См. Дуниловский Благовещенский. Благовещенский Медынский или Мядынский монастырь Мужской, упразднённый. Находился в Медынском уезде Калужской Губернии и Епархии. До 1764 года состоял он приписным к Воскресенскому, Новый Иерусалим именуемому, монастырю, а с тех пор оставлен на своём содержании и потом вскоре упразднён. Благовещенский Муромский монастырь Владимирской Епархии, 3 класса мужской, находящийся в конце города Мурома, в старом Городище на горе, над рекой Окой. Построен в 1563 году по Указу Государя Царя Иоанна Васильевича из Государственной казны. Название Благовещенского имеет по главной каменной, во имя Благовещения Пресвятой Богородицы церкви, в коей почивают в одной раке мощи святых благоверных Муромских Князей, Константина и чад его, Михаила и Феодора, по верху земли открыто. Начальство в сем монастыре от самого основания оного доныне продолжается Игуменское. До учреждения Духовных Штатов было за ним 108 душ крестьян. Благовещенский Монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Пострадавший от пожара в 1703 г. Благовещенский храм указом Местоблюстителя Патриаршего престола митр. Стефана (Яворского) был вновь освящен, антиминс заменен новым. Стенопись расписанного в XVII в. храма неоднократно поновлялась, в т. ч. в 1860 г. артелью палехских иконописцев Н. М. Сафонова . В 1892 г. был поновлен и вызолочен иконостас. Вязниковский в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Вязниковский в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. В 1792-1793 гг. была построена и в 1794 г. освящена надвратная ц. во имя Всех святых, богослужения в к-рой совершались в день престольного праздника. 2-этажная, в стиле классицизма, вытянутая по продольной оси постройка с проходом в 1-м ярусе (заложен с юж. стороны), фланкированным колоннами, и собственно церковью во 2-м ярусе увенчана куполом с главкой на 3-ступенчатом барабане. Располагавшиеся к северо-западу от колокольни др. каменные кельи пострадали от пожара в 1750 г. и долгое время оставались недостроенными. Вероятно, именно в них, в 1791-1795 гг. находилось Вязниковское ДУ. В посл. четв. XIX в. кельи были расширены, в них проживали настоятель и часть братии, находились трапезная, кухня. В кон. XVIII - нач. XIX в. вместо деревянной была построена каменная ограда с 4 круглыми башнями. В связи со строительством шоссе Москва - Н. Новгород в 1839 г. юж. часть ограды была разобрана и построена параллельно шоссейной дороге. В 1883 г. за оградой близ юж. ворот была поставлена каменная часовня в память кончины имп. Александра II . В XIX в. на месте ц. Трех святителей (XVII в.) стояла небольшая каменная часовня. В Благовещенском соборе хранилось почитаемое распятие Господне (высота 3 аршина 11 вершков), по преданию приплывшее по р. Клязьме. С 1863 г. распятие износилось из В. м. по окрестным селениям (местонахождение после 1925 неизвестно). В соборе также хранились напрестольный крест и икона (после 1925 местонахождение неизвестно) с частицами от Креста Господня, камня от Гроба Господня, мощей апостолов Марка, Луки, Филиппа, Андрея Первозванного, великомучеников Пантелеимона, Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, Феодора Тирона, святителей Иоанна Златоуста, Лазаря, еп. Кипрского, Фотия, Алексия и Филиппа Московских, преподобных Ефрема Сирина, Александра Свирского, Никона Печерского и др. По случаю избавления г. Вязники от холеры в 1831 г. в В. м. каждое воскресенье служили молебен с акафистом св. Животворящему Кресту. Ежегодно 25 марта и 30 янв. из Казанского собора Вязников в В. м. совершался крестный ход. В сент. 1812 г. по распоряжению Владимирского еп. Ксенофонта (Троепольского) в В. м. была привезена Максимовская икона Божией Матери . В нач. нояб. 1812 г. образ был возвращен в кафедральный собор Владимира. В мон-ре хранились синодики 1651 (вклад протопопа Стефана Вонифатьева ), 1679 и 1686 гг.

http://pravenc.ru/text/161157.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЯЗНИКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Собор в честь Благовещения Пресв. Богородицы. 1682-1689 гг. Фотография. Нач. ХХ в. Собор в честь Благовещения Пресв. Богородицы. 1682-1689 гг. Фотография. Нач. ХХ в. (Владимирской и Суздальской епархии), находится в г. Вязники Владимирской обл. Первоначально муж., основан указом царя Михаила Феодоровича в 1640/41 г. на зап. окраине Вязниковской слободы. В 1764 г. В. м. был отнесен к сверхштатным, оставлен «на своем пропитании», 22 апр. 1916 г. обращен в женский. Первоначально в В. м. находились деревянные 3-шатровый храм в честь Благовещения Пресв. Богородицы с приделами во имя прп. Михаила Малеина и св. Алексия, человека Божия (40-е гг. XVII в.), ц. во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (ок. 1652-1657) и «колокольница» на столпах. Вместо пострадавшего от пожара (ок. 1656/57) храма был построен и в 1677 г. освящен новый деревянный Благовещенский собор. Обветшавшие к кон. XVII в. деревянные храмы были разобраны и в 1682-1688 гг. на их месте был построен и в 1689 г. освящен каменный собор с верхней ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы и нижней - во имя Трех святителей (1699): высокий 2-светный четверик, увенчанный 5-главием, на подклете, с сильно выступающими 3-частной апсидой верхней и алтарным помещением нижней церкви. Четверик завершается ярусом закомар (росписи к-рых, зафиксированные фотографией нач. XX в., утрачены), опирающихся на карниз. Углы четверика отмечены пилястрами на уровне 1-го и сдвоенными колонками на уровне 2-го ярусов. Фасад храма и верхние части апсид украшены декоративными орнаментальными поясами, выложенными из кирпичей, барабаны глав - аркатурными поясками. Окна оформлены наличниками с килевидными кокошниками или углублены в небольшие арки. С зап. стороны храма расположена крытая паперть с шатровой колокольней (80-е гг. XVII в.) с севера и зданиями хлебной и келий (нач. XVIII в.) с юга. Под галереей-папертью находились 3 «палатки каменные порожние», в к-рых в кон. XVIII - нач. XIX в. располагалось Вязниковское духовное правление, а с 1892 г. церковноприходская школа, где обучались ок. 40 мальчиков. В подклете помещалась трапезная, а с 1773 г.- придел во имя сщмч. Антипы, еп. Пергамского.

http://pravenc.ru/text/161157.html

Были при монастыре и южные ворота. В 1912 году каменные кельи были перестроены и расширены. В монастырском хозяйстве были каменные сараи, погреб, конюшня, скотный двор, баня. При монастыре действовала школа. В 1916 году Благовещенский монастырь особым указом Священного Синода был преобразован в женскую обитель. Настоятельницей была назначена игуменья Серафима из Серапионово-Алексеевской общины, что за Клязьмой всего в нескольких верстах от Вязников. Монастырь закрыли в 1920-е годы. Монахини удалились в Серапионовскую пустынь, где впоследствии были арестованы. Игуменью Серафиму сослали в лагерь. В 1930-е годы на территории закрытого монастыря было выстроено здание техникума, при этом монастырская ограда с южными воротами разобраны до основания, а келейные корпуса отобраны в жилой фонд Вязников. Оба храма (чудом уцелела и Всехсвятская надвратная церковь) переданы музею. Только благодаря музею и присвоению собору статуса памятника архитектуры мы сейчас видим церковь практически в неизменённом виде. В 1990-х годах Благовещенский собор был передан Русской Православной Церкви, став приходским храмом. 21 июля 1999 года началось возрождение монастыря. http://meparhia.ru/eparh/31/42 Благовещенский семибратский монастырь был основан в 1641 году. Об открытии монастыря посадские люди во главе со старостой Вязниковской слободы Иваном Мухиным «били челом» самому государю. Выслушав челобитную, Михаил Федорович милостиво указал отвести под обитель место на окраине слободы у «убогих домов». Получив монаршее согласие, монахи с помощью своей паствы наскоро срубили небольшую церковь, поставили по соседству с ней кельи и оградили крепким тыном свои владения. Участок находился на берегу речки Выдерки, у подножия горы Венец, там, где сейчас спина к спине стоят обветшавший Благовещенский храм и построенный в годы советской власти техникум льняной промышленности. В те далекие времена поблизости от монастыря приютились покосившиеся срубы убогих домов, в которые клали тела умерших бездомных людей и самоубийц.

http://sobory.ru/article/?object=01074

В архивах Благовещенской обители сохранилась запись о том, как в монастырь приезжала специальная комиссия. Для высоких гостей готовили обеды: " Было куплено калачей, икры, вина и прочего на 16 алтын " . Кроме того, монахи должны были предъявить все свои описные книги, а для письма предоставить не только бумагу и чернила, но и своих подъячих. Помимо перечисленного, требовалось 10 алтын в день на содержание комиссии, а также корм для лошадей... По итогам переписи, у Благовещенского монастыря забрали несколько колоколов, обязав к тому же доставить их в Москву за свой счёт! Также обители запретили тратить оброчные деньги. Правда, потом этот запрет был частично снят, при условии, что монастырь будет предоставлять все расходные книги в монастырский приказ. В 1703 году город постигло страшное бедствие - пожар, в котором " оный град Ярополь с Вязниковской слободой выгорел без остатку " . Устояли только два собора - Казанский (находился на нынешней центральной площади Вязников) да Благовещенский. Однако все монастырские постройки сгорели дотла. На следующий год положение ещё больше ухудшилось - подаренные некогда царём Алексеем Михайловичем мельницы и озёра отбрали в казну. В 1786 году, когда Вязниковская слобода обрела городской статус, монастырь обязали отдать новому городу 66 десятин земли. Но желающих использовать землю не нашлось, и участок вскоре превратился в пустырь... А потом... потом были тихие годы: скудное финансовое содержание, частая смена игуменов да непрестанная молитва. Выжил монастырь, главным образом, благодаря помощи местных жителей. Они, кстати, собрали средства на Святые врата и монастырскую ограду, её возвели в 1810 году. Некоторое улучшение в жизни Благовещенского монастыря наметилось во время царствования Павла I, однако в итоге мужская обитель всё равно катилась к упадку. Буквально накануне революции она стала женской... В 1853 году Свято-Благовещенский монастырь возглавил иеромонах Сергий. При нём Благовещенский храм украсили росписями. Причём выполнять их пригласили известного по тем временам палехского иконописца Софонова.

http://sobory.ru/article/?object=01074

Нил, еп. Муромский и Вязниковский, возглавляет Божественную литургию в день памяти благоверных кн. Петра и кнг. Февронии Муромских в Троицком соборе. Фотография. 2017 г. Нил, еп. Муромский и Вязниковский, возглавляет Божественную литургию в день памяти благоверных кн. Петра и кнг. Февронии Муромских в Троицком соборе. Фотография. 2017 г. В местной газете писали: «В «Троицком монастыре», занятом рабочими, нэпманами, «девицами свободных профессий», часть оставшимися монашками и т. д. творится полное безобразие: куда не взглянешь - кругом кучи навоза и всяких других отбросов. Неоднократно наблюдались даже такие случаи: как только выходят из квартиры - тут же и выливают все, что ни попало, около коридора. В особенности ужасна атмосфера в Доме Поволжья, в том же монастыре, где помещается большинство чуваш и татар. Зловоние с каждым днем распространяется все сильнее и сильнее, в особенности теперь, с наступлением долгожданной весны. Монастырь и Дом Поволжья надо очистить немедленно. Иначе там появится та или иная болезнь» (Там же. 1923. 45. С. 4). Неоднократно обращалось внимание на антисанитарию, царящую в зданиях мон-ря. Так, сообщалось: «В помещении быв. 3-й школы (здание при Троицком монастыре) организованно общежитие для взрослых поволжан. Их там много, среди взрослых имеются и дети, коих детские дома в силу перегруженности приютить не могут... Следует и помещения их приспособить для жилья! Нар не хватает, в силу этого значительная часть поволжан ютится на каменном полу, изобилующем грязью. У ворот и у входа в помещение образовалось из грязи топкое болото» (Там же. 48. С. 3). Надвратная ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. 1648 г. Фотография. 2016 г. Надвратная ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. 1648 г. Фотография. 2016 г. В 1924 г. на территории М. Т. м. проживали рабочие. Несмотря на закрытие обители, храм продолжал действовать. Один из рабочих писал в газетной заметке: «В зданиях Троицкого монастыря размещены рабочие. Церкви остались в распоряжении «черной братии». Своим обращением «к всевышнему» «черная братия» Благовещенского и Троицкого монастыря не дают покоя утомленному тяжелой работой трудящемуся люду: ранним утром и вечером безудержно барабанят колокола. Мое предложение: запретить оглушительный звон, снять колокола и перелить медь на полезные машины» (Там же. 1924. 186. С. 4).

http://pravenc.ru/text/2564388.html

В.Березин, В.Добронравов Город Вязники (краткий исторический очерк) Г. Вязники, – под 56° 15» северной широты и 59° 48» восточной долготы, на р. Клязьме находится в 105 верстах от губернского города, по Московско-Нижегородскому шоссе и в 6 верстах от станции «Вязники» М.-Нижегород. железной дороги. – Город расположен у подножия высокой горы, идущей по правому берегу Клязьмы. Уездный город Вязники получил свое начало в 1778 г. при образовании Владимирского наместничества, когда государственная Вязниковская слобода переименована была в город. Имя Вязниковской слободы встречается в исторических актах, начиная с XVII века. Но заселение этой местности началось, конечно, значительно ранее. Рядом с Вязниками в настоящее время находится Ярополченская слобода, имя же Ярополч встречается в актах XIV века. – Так в договорной грамоте вел. кн. Василия Димитриевича с его двоюродным дядею кн. Владимиром Андреевичем 1889 г. сказано; «а за каким делом отъимется от тобе Ржева, дати ми тобе во Ржевы место Ярополч да Медуши» 80 . Положим, что здесь имя Ярополч обозначает целый округ, принадлежавший вел. князю, который впоследствии назывался государевой Ярополченской волостью, но в виду того, что это имя сохранилось только в Ярополченской слободе, можно с достаточною вероятностью предполагать, что и в то время т. е. в 1389 г. здесь находилось уже поселение. Но никаких исторических сведений об этом поселении не имеется до начала XVII века. В начале XVII века, по свидетельству патриарших окладных книг 1628 г., существует уже Вязниковская слободка с церковью во имя св. Николая Чудотворца, а на Ярополченской горе село Минино с церковью во имя Архистр. Михаила; слободка и село были вотчиной боярина кн. Фед. Ив. Мстиславского, которому в то время принадлежала почти вся Ярополченская волость, ставшая после Мстиславского государевой дворцовой волостью. С 1685 г., по свидетельству тех же книг, в Вязниковской слободке появляется женский Введенский монастырь; в 1648 г. появляется мужской Благовещенский монастырь. – Село Минино значится и в писцовых книгах 145, 151 и 155 г. г.; в них кроме Архангельской церкви показана в Минине и другая церковь во имя св. Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010