И тогда Мария сказала удивительные слова. Это поразительно, Пресвятая Богородица, это поразительно: как могла Ты сказать эти простые и смиренные слова — не какие-то другие, которые не были бы возможны, как эти! Сказала смиренно и просто: «Се, раба Господня! ( как Господь скажет, так и будет ). Да будет Мне по Слову твоему!» «И отошел от Нее ангел». Какое удивительное событие, какое многозначительное! Какое страшное и поразительное! Вот — событие Благовещения. Необъяснимое. Непостижимое. Страшное. И кто сумел Ее так воспитать: кто сумел такой ум и такую удивительную силу смирения вложить в эту Богоотроковицу Мариам, Которая сказала: «Я — раба Господня»! И произошло важнейшее событие! Страшное событие Воплощения Сына Божия на земле. Вот именно это Евангельское зачало и читается в сам Праздник Благовещения . А что читается накануне? «Обычное» Богородичное Евангелие, которое мы слышим во все Богородичные праздники и, бывает, теряем понимание, какие тут события описываются и почему о них в эти дни говорится. Читаем: «Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету». Давайте посмотрим, что толкнуло Богоотроковицу идти в Горнюю страну с поспешностью (по-славянски «со тщанием», то есть, быстро, спешно)? Почему Она пошла? И вот тут мы не можем говорить за кого-то, тем более, моделировать то, что чувствовала Пресвятая Богородица. Пресвятая Богородица, прости нас, но мы хотим приблизиться немного к этому: что произошло в те дни после Благовещения! Размышляя и сознавая это событие, Она не могла усидеть дома: Она хотела с кем-то пообщаться, со своей близкой родственницей. И Она вовсе не хотела рассказать сразу — нет! Если уж Елисавета таилась «месяцев пять» и никому не говорила, так уж, конечно, и Богородица: Она ни в коем случае не хотела никому об этом рассказывать. Божия Матерь просто хотела побыть с кем-то из Своих, из близких. Ей хотелось хотя бы посмотреть на Свою родственницу Елисавету. Может быть, молчаливо поделиться, молчаливо порадоваться Елисавете и Самой вместе порадоваться о том, что произошло. Говорить Она ничего не хотела.

http://pravoslavie.ru/69792.html

Благовещение Пресвятой Богородицы празднуется Святой Церковью 25 марта (7 апреля). ПОСЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕЙ ПРАВЕДНОЙ ЕЛИСАВЕТЫ. После благовестия Архангела Пресвятая Богородица отправилась в нагорную иудейскую страну к родственнице своей Елисавете, жене священника Захарии. Войдя в дом, Она приветствовала Елисавету. Услышав это приветствие, Елисавета исполнилась Святого Духа и сказала Пресвятой Богородице: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? На это Пресвятая Дева Мария ответила: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды. Пробыв у нее около трех месяцев, Пресвятая Богородица возвратилась в дом Свой. Глава 2. Рождество Христово В царствование Ирода иудеи находились под владычеством римлян. Римский император, желая узнать, сколько у него подданных, велел сделать всенародную перепись. Каждый иудей должен был записаться в том городе, из которого происходили его предки. Иосиф и Мария, как происходившие из рода Давидова, отправились в Вифлеем. В Вифлееме в то время народу было много; свободного помещения в городе они не могли найти, а потому и приютились за городом в пещере, куда пастухи загоняли свои стада в ненастную погоду. Здесь Пресвятая Богородица родила Иисуса Христа, спеленала Его и положила в ясли. В это время неподалеку от пещеры находились пастухи со своими стадами. Вдруг им явился Ангел, окруженный необыкновенным светом. Пастухи испугались. Ангел сказал им: не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ныне родился Спаситель мира, Господь Иисус Христос; и вот вам знамение: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. Когда Ангел окончил эти слова, явилось множество других Ангелов, которые славили Бога и взывали: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Пастухи вошли в пещеру и нашли в ней Пресвятую Богородицу, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Поклонившись Спасителю, они рассказали Иосифу и Марии о том, что видели и слышали от Ангелов.

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

Пресвятая Дева Мария жила при храме до четырнадцати лет. Родители Ее умерли. Священники, которые должны были заботиться о сироте, хотели отдать Ее замуж. Но Пресвятая Дева Мария сказала, что Она дала обет Богу всегда оставаться Девой. Тогда священники обручили Ее благочестивому старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и берег Ее. Пресвятая Дева Мария жила с Иосифом в Назарете. Здесь однажды явился Ей Архангел Гавриил и сказал: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты между женами! Ты родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус». Дева Мария в недоумении спросила Ангела: «Как это может случиться? Когда я мужа не знаю». Ангел сказал Ей: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышняго осенит Тебя, поэтому и рожденный Тобою назовется Сыном Божиим». Дева Мария со смирением приняла эту радостную весть и сказала: «Я раба Господня, пусть будет Мне по слову твоему». И отошел от Нее Ангел. Благовещение Пресвятой Девы Марии Православная Церковь празднует 25 марта. Тропарь праздника. Днесь спасения нашего главизна (начало), и еже от века таинства явление (откровение таинства, предопределенного от века), Сын Божий, Сын Девы бывает (становится Сыном Девы), и Гавриил благодать благовествует, тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. § 5. Посещение Пресвятой Девой Марией Елисаветы (Лк. 1:39–56) После Благовещения Пресвятая Дева Мария отправилась в Иудею навестить свою родственницу Елисавету, жену священника Захарии. Елисавета, по внушению Святого Духа, узнала, что Мария будет Матерью Господа, поэтому она громким голосом воскликнула: «Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего! Откуда мне такая милость, что ко мне пришла Матерь Господа Моего?». В ответе на это приветствие Пресвятая Дева сказала: «Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Боге Спасителе Моем, что Он призрел на смирение рабы Своей…». Пресвятая Дева Мария пробыла у Елисаветы около трех месяцев, а потом возвратилась в свой дом. § 6. Рождество Господа нашего Иисуса Христа (Мф. 1:18–25; Лк. 2:1–21)

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

16 апреля. Лазарева суббота. [В эту субботу Церковь вспоминает праведного Лазаря, которого Иисус воскресил спустя четыре дня после его смерти. Брат Марфы и Марии из Вифании, Лазарь был близким другом Христа. В то время Иисус ушел с учениками за Иордан. Сестры послали сообщить Ему, что Лазарь тяжело болен. К тому времени, когда весть достигла Иисуса, Он знал, что Лазарь уже умер, однако отправился в Вифанию, чтобы совершить небывалое чудо. Когда Иисус с учениками пришли в Вифанию, им сообщили, что Лазаря уже похоронили. Иисус попросил провести Его к могиле Лазаря и заплакал от скорби. Оказавшись возле погребальной пещеры, Он повелел отвалить камень, которым был завален вход, вознес молитву Отцу и воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него (Ин 11: 43-45)]. Ил.: Воскрешение Лазаря. Дмитрий Савинков, 2003. - С.4; 7 апреля. Благовещение Пресвятой Богородицы . [В этот день Церковь вспоминает событие, с которого началась земная история воплощения Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил приносит Деве Марии весть о том, что Она станет Матерью Сына Божьего. В память об этой благой вести и назван церковный праздник. Слова одной из самых известных и любимых молитв Церкви, обращенных к Пресвятой Богородице («Богородице Дево, радуйся...»), почти буквально повторяют обетование Деве Марии, произнесенное архангелом Гавриилом]. Ил.: Благовещение. Джордж Лоуренс Буллейд, 1903. - С.5; 18 апреля. Начало Страстной седмицы. [Страстной седмицей в Церкви называют неделю, которая предшествует Пасхе. На этой неделе во время богослужения вспоминают Тайную Вечерю, предание Иисуса Христа на суд, страдания Спасителя, его Крестную смерть и погребение. Эту седмицу Церковь чтит особо: каждый ее день называется великим, потому что он связан с величием искупительного подвига Иисуса Христа]. Фото Сергея Горбунова/Троице-Сергиева лавра. - С.5;

http://foma.ru/bibliografija-foma-4-228-...

4) Практика Церкви.   Под практикой Церкви можно понимать всё ее устройство: богослужение, обряды, песнопения, молитвы, установления и т. д. В них изложены все истины христианской веры, раскрыты многие места Священного Писания и показано множество сторон в событиях, упоминаемых в Писании. Например, в книге Бытия рассказывается, что Иаков благословил сынов Иосифа: «простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии» ( Быт. 48:14 ), и он сделал это с особенным намерением ( Быт. 48:17–19 ). Таинственное значение этого действия объясняет Церковь , когда воспевает: «рук пременение патриарха Иакова на благословение чад державное креста Твоего предъявляше знамение» (Стихира на литии на праздник Воздвижения Креста Господня). Св. ев. Матфей говорит, что Иосиф, приняв свою жену, «и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца» ( Мф. 1:25 ). Частица «наконец» (ως [еос]) в Священном Писании может означать не только предел времени, после которого оканчивается предшествовавшее ему действие (см. Лк. 24:49 ), но и показывать непрерывность действия до определенного предела, не исключая возможность продолжения того же действия и после этого предела (см. Втор. 24:6 , Мф. 22:44 , 1Тим. 4:13 ). Выбор из двух значений в этом месте можно сделать на основании учения Церкви, которая в своих песнопениях называет Матерь Бога-Слова «девство и рождество сочетавшею» (Акафист Пресвятой Богородице. Икос VIII), «в рождестве сохранившею девство» (Тропарь праздника Успения Пресвятой Богородицы), «столпом девства» (Акафист Пресвятой Богородице. Икос X), «неискусобрачною» (Стихира на стиховне праздника Благовещения), которая пребыла Девою не только до рождества, но и в рождестве и по рождестве. Прп.  Иоанн Дамаскин пишет: «О блаженнейшая и непорочнейшая чета, Иоаким и Анна! От плода чрева вашего мы познаём вас, как негде сказал Господь: от плодов их познаете их. Вы проводили жизнь богоугодную и достойную Рожденной вами. Пожив целомудренно и праведно, вы произвели на свет украшение девства: прежде рождества Деву, в рождестве Деву, и по рождестве Деву – единую и по уму, и по душе, и по телу приснодевственную» (Слово на Рождество Пресвятой Богородицы) 147 . Такое толкование не вступает в противоречие со словом «первенец», потому что первородного сына всегда можно так назвать, несмотря на то, были ли после него другие сыны, или нет ( Исх. 13:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

В той песне, которую мы с вами пели, сказано о том, как душа человеческая жаждет Бога, с какими трудностями, с какими скорбями она приходит пред лицо Божие. Точно так же и Богоматерь раскрывает святая святых души Своей. Точно так же каждый человек радуется в надежде, когда он прочувствует благодатную радость, увидев свое предназначение на жизненном пути, если он исповедует истинную веру в Бога. Точно так же, как Пречистая Дева, он радуется тому, что призрел Господь на смирение раба своего. Слова же Богородицы «Величит душа Моя Господа» раскрывают всю глубину Ее веры. Это означает: люди, радуйтесь тому, что Господь, Спаситель наш, с нами. Вот величайшая красота, вот содержание, вот Царство Божие, вот вечность жизни в Боге, вот что составляет сущность человеческого бытия. Человек только на этом может строить свою жизнь, ее понимать, выполнять свое предназначение и быть для других тем, к чему он призван. Сколько великих радостей, великих тайн раскрывает перед нами таинство Благовещения! Вот видите, как Господь приходит, не как-нибудь, а совершая необычайное чудо, чтобы привести всех людей к вере. В словах «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» никто ни в чем не убеждается, а только раскрывается правда, сущность этой благодати. И Пречистая Богоматерь, идя на этот подвиг, принимая его, говорит: «Возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем». Она радуется этому спасению. Вот так же каждый из нас должен осознавать великую свою радость, как дитя Божие, великую возможность этой благодати, потребность в ней. Каждый человек должен иметь опору в радости о Боге, Спасителе своем. Вот в чем должна заключаться наша радость. И если бы мы могли так же радоваться о Боге, Спасителе нашем, то, наверное, у нас не было бы недостатков, и мы бы уже здесь, на земле, жили в Царствии Божием. Ведь Господь, Спаситель наш, Сам сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем; … ядущий хлеб сей жить будет во век». Вот видите, вы пришли сюда. А ради чего вы сюда пришли? Ради Чаши Христовой. Чаша Христова раскрывает перед вами всю полноту своей спасающей силы. Она принимает всех, совершая великое таинство посвящения, примирения, совершая великое таинство обожествления вас. Почему каждый из вас именно к этому и стремится? Это является центром нашей истинной христианской веры, нашим истиннейшим, лучшим желанием прийти в эту обитель, посетить ее. Мы все к этому стремимся. И завтра мы будем переживать это великое таинство. И по тому чувству, по тому желанию, по той мольбе, с которыми мы сюда придем, мы и получим благодать от Господа нашего.

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-na-vsen...

Закрыть itemscope itemtype="" > Благовещение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии 06.04.2023 9895 Время на чтение 20 минут СОБЫТИЕ БЛАГОВЕЩЕНИЯ В день Благовещения Пресвятая Дева Мария услышала от Архангела Гавриила благую весть о том, что Она избрана Господом стать Матерью Спасителя мира, Который принесет людям освобождение от рабства греху и вечной смерти. С момента явления Архангела Деве Марии в жизни человечества началась новая, светлая эра. В Благовещении совершилось вочеловечение Божие - Таинство, превышающее всякие границы человеческого сознания. Второе Лицо Святой Троицы, Бог Слово, становится Человеком наитием Духа Святого, посланного от Отца. " Сын Божий неописанным существом воплотился от Девы " , исткал себе печать от Её крови и " не только заимствовал тело от Пречистой, но и душу, и все человеческое " . Творческое Слово, Которое было в начале, Которое вело еврейский народ в пустыне и являлось в столпе облачном, принимает наше человечество, чтобы обожить его. О явлении Архангела Гавриила Деве Марии повествует только святой евангелист Лука - в первой главе своего Евангелия (стихи 26-38). Приведем здесь его рассказ с краткими пояснениями. В шестой месяц после зачатия праведной Елисаветой святого Иоанна Предтечи Ангел Гавриил (или Архангел, как принято его называть) был послан от Бога в малоизвестный город Назарет, находившийся в колене Завулоновом в северной части Палестины, к Деве по имени Мария, обрученной мужу именем Иосиф, из дома Давидова (Лк. 1, 26-27). " Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами " (ст. 28). Явление Ангела и его необычайные слова смутили Марию, и Она стала размышлять об их значении. Успокаивая Её, Ангел предсказывает Марии о рождении от Нее Спасителя мира: " ...не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца " (ст. 30-33).

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/05/...

Однажды, читая Священное Писание , Она остановилась на пророчестве пророка Исаии о рождении Божественного Искупителя от Девы: «Се Дева зачнет во чреве и родит Сына и наречет имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог». Она, прочтя это пророчество, сказала Себе: «как должна быть блаженна эта Дева и как бы я хотела быть хотя последней служанкой Ее». Вдруг является пред Ней небесный посланник – Архангел Гавриил и говорит Ей: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою! благословенна Ты между женами!» Мария смутилась от такого приветствия. Ангел же сказал Ей: «Не бойся, Мария! Ты заслужила благодать у Бога. Ты родишь Сына и назовешь его Иисусом, т. е. Спасителем, потому что Он спасет людей от грехов их. Он будет велик и назовется Сыном Всевышнего. И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и воцарится над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца». Но Мария, давшая обет никогда не выходить замуж, спросила: «Как будет это, когда Я не знаю мужа?» Ангел отвечал Ей: «Дух Святой сойдет на Тебя и сила Вышнего осенит Тебя, посему и Святое, рождаемое от Тебя, назовется Сыном Божиим». Мария сказала ему на это: «Я раба Господня, пусть со Мною будет по слову твоему». Тогда Ангел скрылся от Пресвятой Девы. Церковь установила праздновать Благовещение 25-го марта. Праздник этот очень важен для нас. Прежде люди жили только ожиданием Спасителя, надеждой на будущее избавление людей от греха и несчастья; со дня же Благовещения это спасение уже пришло на землю: Благовестие Архангела послужило самым началом спасения; потому-то в церковной песне на Благовещение говорится: «Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Это значит: «Сегодня начало нашего спасения и обнаружение тайны, назначенной прежде веков! Сын Божий становится Сыном Девы, и Гавриил возвещает благодать. Поэтому и мы с ним воскликнем Богородице: радуйся, благодатная, Господь с Тобою!»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Действительно, путь из Назарета в город Иудин, находящейся к юго–западу от Иерусалима и признаваемый ныне русскими паломниками за селение Тарабсал–Аин–Карим, где жили 3ахария и Елисавета, был путь нелегкий и не близкий. Путь этот пролегал по горным тропинкам и пустынным местам, так что и в настоящее время путешественники по св. местам встречают там большие неудобства. Но все эти неудобства и опасности, могущие быть в дороге, для Благодатной не имели места, так как Она предприняла этот путь во имя и по воле Избравшего Ее для великого дела служения тайны воплощения Сына Божия. Препобедив все по воле Всевидящего Бога, Мария достигла цели своего путешествия, пришедши в дом Захарии и Елисаветы 30 марта 34 . «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась св. Духа и воскликнула громким голосом и сказала: благословенна Ты между женами и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна уверовавшая потому что совершится сказанное Ей от Господа ( Лук. 1:41–45 ). Зная о происшедшем с Елисаветой от Архангела и не посвящая никого в тайну своего Благовещения, Святая Мария не ожидала для себя от Елисаветы таких возвышенных приветствий, какими встретила Ее будущая матерь Предтечи. Мария знала из рассказов о произшедшем с 3ахарией в Церкви ( Лук. 1:11–25 ) и заочно уже приветствовала дорогую для Нее чету. После же свидетельства Архангела о зачатии Елисаветы, лично пожелала принести поздравление с благодатным знамением милости Божией, явленной престарелым супругам. Но вместо приветствующей оказывается в положении приветствуемой и притом благоговейными, пророчески–вдохновленными словами. В тихом, скромном жилище Захарии и Елисаветы не ожидали Пресвятой Девы Марии. Да это вполне и естественно. Кто мог предполагать, чтобы в каком–то дальнем, захолустном Назарете могли узнать о произошедшем с праведной четой? Где же причина возвышенного приветствия Елисаветой Марии? Причина в самом пришествии Богоматери, потому что в этом свидании, как увидим ниже, Господь готовил новое чрезвычайное событие, во исполнение предвозвещенных слов Архангела Захарии ( Лук. 1:11–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как просто!.. как мирно! Без сомнений, без восторгов или даже без умалений себя. Ничего такого!.. Воля Божия такая? – Да… Бог все может? – Да… Девство останется? – Да… Все кончено: «Я – раба Господня!» Поразительная смиренно-покойная простота! У Пресвятой Девы – все произошло спокойно… Уже на одно то нужно обратить внимание, что Она молчит, а не говорит много. Ведь в сущности только одни вопрос и задала Дева, и тот – о девстве и о способе осуществления, а не о самой возможности по существу. Так в Евангелии… А потому так и было… И если от начала до конца вслушаться в тон благовещения, то он для такого необычайнейшего дела – поражает именно обратный, то есть не потрясенностью, не ужасом, не муками сомнения, – а СПОКОЙСТВИЕМ ПРИЯТИЯ. Даже вопрос: «Как это будет?», «Мужа не знаю». Как спокойно говорится, как мирно вопрошается! Нет – здесь не было «мук сомнения» ума. Здесь была вера чистой и смиренной души… Только такая и могла принять, и достойна была принять БЛАГОВЕЩЕНИЕ. Смущения же и недоумения – были. Они совершенно ошибочны… Но они – лишь легкие облачка на ясном небе… А не наоборот. Когда читаешь подобное же благовещение и того же архангела Гавриила Захарии, – видишь совсем иной тон… Он тоже смутился, но на него напал уже и страх… Этого страха не было с Девою. Не бойся – там и здесь… Но какая большая разница. Богородица только спрашивает: «Как это будет?» Захария же не верит: по чему я узнаю это!.. «Доказательства» причины ему… Мало ему явления архангела; мало того, что он (архангел. – Ред.) сказал про молитву «о чаде», про которую знал лишь Захария и Бог; мало ему предсказания о будущем имени, характере сына; мало того, что он не будет пить вина и сикера… А Захарии все это – не доказательства… Сомнения: я стар и жена моя – в летах преклонных, «заматоревшая», бесплодная. Если же ты не веришь, то зачем же молился? – мог бы спросить Гавриил. И веришь, и не веришь? – это не есть истинная вера. Это есть маловерие… А потому знай же Захария: я – Гавриил, пред Богом предстоящий... А так как ты не поверил словам моим, то будешь наказан: нем будешь до исполнения сказанного. И онемел. Вот и дождался «доказательства»… И тогда уже поверил…

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010