Придел во имя св. Архангела Гавриила, в начале XVII в. представлял убогий внутренний вид, так как царь Михаил Феодорович в первом же году своего царствования нашел необходимым дать в этот и другие верхние придельные храмы всю новую церковную утварь и иконостас. Так, им была пожертвована в придел Архангела Гавриила – на престол одежда бархатная, червчатая, шелк зелен да лазорев с золотом; на жертвенник также одежда бархатная червчатая, шелк черн да лазорев, бел да зелен с золотом, а в иконостас: деисус с праздники и пророки – 20 образов в окладе серебряном, золоченом, басемном, с венцами сканными, царские двери, 2 столпца да сень, да благоразумный разбойник, – в окладах серебряных басемных, со сканными венцами, и кроме того, запрестольный образ Пресв. Богородицы в окладе среброзолоченом басемном, с венцами сканными золочеными и с финифтью, медный образ собора Архангела Гавриила, с окладом и венцами среброзочеными сканными, с финифтью, камнями и жемчугом; образ Благовещения Пресв. Богородицы в басемном среброзолоченом окладе, с венцами сканными и с финифтью, образ Смоленской Божией Матери в среброзолоченом басемном окладе, с среброзолочеными сканными венцами и с ожерельем, низанным жемчугом и украшенным камнями 76 . По описи 1681 г. иконостас в приделе был таков: царские двери с иконами Благовещ. Пресв. Богородицы и 4 евангелистов; на сени – в средине – образ Пресв. Троицы, а по сторонам – тайная вечеря, на столбцах в возглавиях – образ Спасителя и Божией Матери, по столбцам – образ трех Вселенских Святителей и Николая чудотворца, по сторонам – 5 святых диаконов, по правую сторону царских врат были местные образа Благовещения Пресв. Богородицы и образ Собора Архангела Гавриила; по левую сторону – образ Одигитрии Пр. Богородицы, на северной двери был изображен Благоразумный разбойник. Над царскими дверями и над местными образами находилось в тябле – деисус с образами Спасителя, Божией Матери и других святых; в другом тябле – образ Пресв. Богородицы с пророки. Над царскими же дверями и над местными иконами находилось 5 шестолистовых образов в басемных окладах и с резными среброзолочеными венцами. Пред деисусом висело медное тройное паникадило с 15 шандалами и блюдцами со строфокамиловым яйцом внизу. За престолом стоял образ Пресв. Богородицы с изображением Архангела Гавриила на обратной стороне, в басемном окладе и со сканными золочеными венцами. На престоле лежал среброзолоченый благословенный крест с мощами 12 святых, данный в придел в 1677 г. Что касается церковной утвари, то, судя по описи, ее было достаточно 77 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

СПб., 1902. С. 143-144). На нек-рых рус. иконах XV в. с оплечным изображением Богоматери Младенец изображен стоящим (ГИМ). Образы Богоматери со стоящим Младенцем (поколенно и в полный рост) XIII-XIV вв. известны в храмах Италии. Н. П. Кондаков в заметках к неизданному тому «Лицевого иконописного подлинника», посвященному иконографии Божией Матери, высказал мнение о влиянии на иконографию Казанской иконы итал. образов Богоматери со стоящим Младенцем эпохи Возрождения (ПФА РАН. Ф. 115. Оп. 1. 95. Л. 1, 189; Оп. 1. 96. Л. 73, 91). Это отмечалось исследователями и позднее ( Пуцко В. Г. Ренессансные схемы рус. икон Богоматери: Елецкая и Казанская//Н. П. Кондаков, 1844-1925: Личность, науч. наследие, архив. СПб., 2001. С. 97, 98; Чугреева. Об иконографии. 2003. С. 53). На Руси иконографические изводы зап. христ. искусства, имевшие влияние на рус. иконопись, получали содержание, обусловленное правосл. догматикой. Новгород XVI в., имевший широкие культурные связи, мог быть той художественной средой, где новшество иконографии было переработано в соответствии с каноном иконного образа. Наиболее ранний сохранившийся оклад на Казанскую икону относится к новгородской культуре и датируется кон. XVI - нач. XVII в. (СПГИАХМЗ) (Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв./Ред.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 2008. Кат. 327. С. 547). «Греческий» тип ликов Я. К. и. характерен для московской и новгородской иконописи сер.- 2-й пол. XVI в. Я. К. и. помещалась в киоте в 2 рамах с серебряными позолоченными окладами. На внутренней раме, видимо рубежа XVI и XVII вв., размещалось 11 клейм с изображениями праздников («Зачатие Пресв. Богородицы» («Встреча Иоакима и Анны»), «Рождество Пресв. Богородицы», «Введение во храм Пресв. Богородицы», «Благовещение», «Рождество Христово», «Собор Пресв. Богородицы», «Сретение Господне», «Успение Пресв. Богородицы», «О Тебе радуется», «Похвала Пресв. Богородицы», «Покров Пресв. Богородицы»), в последнем, 12-м клейме было представлено обретение Я.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Потийско-Хобская, архиеп. Григорий (Бербичашвили). Мон-рь: Хобский, Благовещения Пресв. Богородицы (с. Ноджихеви, Хобский р-н, жен., основан в XIV в. при ц. Успения Пресв. Богородицы, возобновлен в 2005). Руисско-Урбнисская, митр. Иов (Акиашвили). Мон-ри: Брети, св. Пирра (с. Брети, Карельский р-н, жен., основан в VI в. св. Пирром Бретским, возобновлен в 1998); Улумбо, Успения Пресв. Богородицы (с. Али, Хашурский р-н, муж., основан в VI в. прп. Михаилом Улумбойским, возобновлен 16 нояб. 1993); Козифа, Введения во храм Пресв. Богородицы (ущелье р. Дзама, в 35 км от г. Карели, муж., основан в VII-IX вв., возобновлен 17 июня 1997); Кинцвиси, свт. Николая Мирликийского (с. Кинцвиси, Карельский р-н, муж., основан в XII-XIII вв., возобновлен в мае 1997); Итриа, Успения Пресв. Богородицы (с. Итриа, Хашурский р-н, жен., основан в XVI в. католикосом-патриархом Дорофеем III, возобновлен 25 дек. 1997); Дирби, Успения Пресв. Богородицы (с. Дирби, Карельский р-н, жен., основан в XVI-XVII вв., возобновлен в 2002); Саркис (Зеркало), св. Георгия (в 12 км от г. Карели, муж., основан в XVII в., возобновлен 9 сент. 1997); Ортубани, Рождества Пресв. Богородицы (с. Ортубани, Карельский р-н, жен., основан 27 июня 1997); Самцериси, во имя св. Архангелов (с. Самцериси, Карельский р-н, жен., основан 31 окт. 1997); Мухилети, св. Зенона Икалтойского (с. Мухилети, Карельский р-н, муж., основан в 1999); Сурами, Вознесения Господня (с. Сурами, Хашурский р-н, жен., основан 1 июня 1999); Урбниси, св. Нины (с. Урбниси, Карельский р-н, жен., основан 10 нояб. 1999; хранятся частицы мощей св. Стефана первомученика и мощи св. Неофита Урбнисского); Хеоба (Ущелье), св. Иоанна Богослова (с. Хеоба, Карельский р-н, жен., основан в 1999); Кватетри (Белый Камень), Всех грузинских святых (ущелье р. Дзама, Карельский р-н, муж., основан в 2001); Сурами, св. Иова Многострадального (с. Сурами, Хашурский р-н, муж., основан в 2001; хранятся частицы мощей свт. Климента, папы Римского); Дзама, прп. Саввы Освященного (ущелье р.

http://pravenc.ru/text/ГРУЗИНСКАЯ ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАМЕРУНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [греч. Ιερ Μητρπολις Καμερον], епархия Александрийской Православной Церкви. Охватывает территории гос-в Камерун, Чад, Центральноафриканская Республика, Экваториальная Гвинея, Демократическая Республика Сан-Томе и Принсипи. Кафедра находится в Яунде (Камерун). Собор Благовещения Пресв. Богородицы в Яунде. 1951–1955 гг. Собор Благовещения Пресв. Богородицы в Яунде. 1951–1955 гг. Появление Православия в Зап. Африке связано с приездом сюда в кон. XIX - нач. ХХ в. греч. эмигрантов. В 20-х гг. ХХ в. после выселения греков из М. Азии число греческих общин увеличилось. В 1951 г. французские колониальные власти официально признали присутствие в регионе Греческой Православной Миссии Камеруна (Mission Grec Orthodoxe du Cameroon). В 1951-1955 гг. был построен собор Благовещения Пресв. Богородицы в Яунде, в 1953-1959 гг.- ц. равноапостольных Константина и Елены в Дуале. В 1956 г. в Зап. Африке действовало 4 прихода (Εκκλησιαστικν Ημερολγιον, 1956. Αθναι, 1955. Σ. 231). Феодор II, Патриарх Александрийский, совершает Божественную литургию в соборе Благовещения Пресв. Богородицы в Яунде. Фотография. 2009 г. Феодор II, Патриарх Александрийский, совершает Божественную литургию в соборе Благовещения Пресв. Богородицы в Яунде. Фотография. 2009 г. 23 янв. 1959 г. была образована Аккрская и Западноафриканская митрополия с кафедрой в Яунде. Спустя 5 лет она уже насчитывала 8 храмов, в к-рых служили 4 иерея (Ημερολγιον τς Εκκλησας τς Ελλδος, 1964. Αθναι, 1963. Σ. 393). С 1975 г. в Зап. Африке активизировалась правосл. миссионерская деятельность, в 1980 г. была начата проповедь в Сев. Камеруне, куда практически еще не добрались др. христ. конфессии. Катехизаторы сталкиваются со сложностями из-за большого числа местных диалектов (около 220). 28 нояб. 1994 г. Аккрская митрополия была переименована в К. м. В сент. 1997 г. из состава К. м. были выделены Нигерийская и Ганская епископии, а Республика Конго передана Центральноафриканской митрополии. В 2004 г. Нигерийская епископия (Нигерия, Нигер, Бенин и Того) получила статус митрополии. В 2009 г. Ганская епископия (с кафедрой в Аккре) также возведена в ранг митрополии и названа Аккрской. В 2010 г. из Аккрской митрополии была выделена епископия Сьерра-Леоне (Сьерра-Леоне, Либерия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Гамбия, Сенегал и Кабо-Верде). После этого в юрисдикции Аккрской митрополии остались гос-ва Гана, Кот-д " Ивуар, Мали и Буркина-Фасо. В 2010 г. была создана Браззавильская и Габонская епископия (включившая Республику Конго, ранее входившую в Центральноафрикан. митрополию, и Габон, принадлежавший К. м.).

http://pravenc.ru/text/1470121.html

По берегу оз. Преспа сохранились пещерные храмы: арх. Михаила в местности Трстенике к востоку от с. Пустеци (Ликенаси) (фрески XIV в., ктитор - иером. Виссарион; в алтаре изображены Богоматерь с Младенцем Христом и «Поклонение Агнцу»; рядом - первомч. Стефан и прп. Симеон Столпник); Пресв. Богородицы Елеусы к востоку от с. Туминец (фрески XIV в., художник - Алексий, ученик изографа Иоанна, ктитор - иером. Паисий; рядом со входом находится фреска с изображением Божией Матери с Младенцем типа «Умиление», внутри - сцены праздничного цикла и фигуры святителей; рядом расположен ансамбль бывшего мон-ря вмц. Марины, 1888); Благовещения Пресв. Богородицы в Црнапеше (фрески кон. XIV в.); свт. Николая Чудотворца в местности Накол к северу от с. Пустеци (остатки росписей предположительно XIV в., записаны в 1840). К памятникам поствизант. периода относятся базилика Пресв. Богородицы в с. Душари (росписи 1610); мон-рь св. Иоанна Предтечи (храм 1632-1634) и 5 церквей с фресками (XVIII в.) - в Воскопое; в совр. с. Виткуки - мон-рь апостолов Петра и Павла (основан в 1708) с ц. св. бессребреников Космы и Дамиана (1736, росписи 1748) и с купольной базиликой апостолов Петра и Павла (1759, фрески 1763-1764, худож. Константин и Афанасий Зографы), а также 5 церквей XVII-XVIII вв., в т. ч. ц. Пресв. Богородицы (XVII в.), базилика арх. Михаила с 9 скрытыми сферическими сводами (1682, росписи 1728), базилики с юж. открытой галереей (вмч. Мины, Благовещения Пресв. Богородицы и вмч. Георгия Победоносца, все XVIII в.); базилика вмч. Георгия Победоносца в с. Шипска (XVIII в.), церкви св. Параскевы и свт. Афанасия Великого в с. Полена; действующие мон-ри свт. Николая Чудотворца в с. Каменица (церковь XVIII в.; новый келейный корпус) и Успения Пресв. Богородицы в с. Бобоштица (реконструкция в нач. XXI в.). Иконописание В музеях К. м. хранятся редкие визант. иконы, ранее находившиеся в храмах на территории епархии. К классическому направлению палеологовской живописи можно отнести образ Божией Матери «Одигитрия» (XIV в.) из пещерной ц. Благовещения Пресв. Богородицы близ c. Голомбочи (Глобочени) (НМСИК). Неск. икон выполнены мастерами касторийской школы («Арх. Михаил», XIV-XV вв.; царские врата с композицией «Благовещение» из ц. Благовещения Пресв. Богородицы близ c. Голомбочи, XV в., обе в НМСИК) и представителями т. н. местного (далекого от столичных принципов) художественного направления («Свт. Спиридон Тримифунтский» из Мборьи, XIV-XVI вв., Нац. худож. галерея, Тирана; икона Божией Матери «Одигитрия» из Малиграда, XV в., НМСИК). Традиционны по стилю иконы XVI - 1-й пол. XVII в. из ц. свт. Николая Чудотворца в с. Бобоштица: Божия Матерь «Одигитрия» (XVI в.), «Вмч. Георгий на троне, коронуемый Христом» (1-я пол. XVII в.; обе в НМСИК). Повышенно экспрессивны иконы из Виткуки «Св. Иоанн Предтеча» (1685; там же) и района Бобоштицы «Прор. Илия на колеснице» (1686; там же).

http://pravenc.ru/text/2458763.html

   Близ Назарета устроена очень хорошая и довольно большая арабско-греческая церковь, посвященная имени Пречистой Девы Богоматери; в левой стороне церкви, в углублении, находится источник, из коего Пре­чистая Дева Мария почерпала воду; это место обложено белым мрамором и вообще прекрасно устроено в виде придела. Пред иконой Благовеще­ния горят непрестанно лампады и свечи, а внизу сделано отверстие, с опус­кающеюся в него кружкою, для почерпания воды, которую поклонники с благоговением пьют и умываются ею, с молитвою к Благодатной Марии, почерпавшей воду из сего источника. Какие скромные, но глубоко умиля­ющие душу воспоминания!.. Библиографический указатель к сказанию о жизни Пресвятой Девы Марии и благовестию Ей Архангела рождении от Нее Спасителя мира (Лк.1:26—38)     Толкования святоотеческие    1. Св.Афанасий Александрийский. Из толкования на Евангелие от Луки. «Творения свв.отцов», 1822.     Новейшие в духовных журналах    2. Черты из жизни и характера Богоматери, но указанию Священного Писания. «Воскресное чтение», 1802.    3. Величие Богоматери в земной Ее жизни. «Воскресное чтение», 1827.    4. Ева, праматерь наша, и Пресв.Дева Мария, Матерь Божия. «Воскресное чте­ние», 1807.    5. Библейские дети. Пресв.Дева Мария. «Воскресное чтение», 1873.    6. Древнее церковное предание о рождестве Пресв.Богородицы. «Воскресное чтение " " , 1823.    7. Беллюстин. Рождество Пресв.Девы. «Воскресное чтение», 1832.    8. Богородичное Евангелие. «Духовная беседа», 1870.    9. Поучение 2-е о земной жизни Иисуса Христа. Рождество Богородицы. «Вос­кресное чтение», 1831.    10.      Поучение 3-е о земной жизни Иисуса Христа. (Введение во храм Пресв. Бого­родицы и воспитание Ее). Благовещение. Там же.    11. Назарет (1:26). Б.п.сл. «Воскресное чтение», 1876.    12.      И вшед к Ней Ангел, рече: радуйся, Благодатная и т.д. (1:28). «Воскресное чтение», 1811.    13.      Благовещение Пресв. Богородицы (1:26—38). «Воскресное чтение», 1801.    14.      Беллюстин. Благовещение (1:26—38).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Боголюбский мон-рь. Литография. 1875 г. (ГИМ) муромский в честь Преображения Господня (в Муроме, муж., основан не позднее 1096, закрыт в 1923, возрожден в 1995; с 16 июля 2013 г. принадлежит Муромской епархии); Боголюбский в честь Боголюбской иконы Божией Матери (Рождества Богородицы) (в пос. Боголюбово Суздальского р-на, жен., основан в 60-х гг. XII в. как муж., закрыт в 1923, возрожден в 1991, в 1997 при нем образован также жен. мон-рь, в 2003 муж. мон-рь переведен во владимирский Алексиевский (Новоалексиевский) монастырь ); владимирский в честь Рождества Пресв. Богородицы (во Владимире, муж., основан ок. 1196, обращен в архиерейский дом в 1744, закрыт в 1920, возрожден в 1992); владимирский Княгинин в честь Успения Пресв. Богородицы (во Владимире, жен., основан в кон. 90-х гг. XII в., закрыт в 1923, возрожден в 1993); муромский в честь Воскресения Христова (в Муроме, жен., основан в XII в., упразднен в 1724, возрожден в 2000; с 16 июля 2013 г. принадлежит Муромской епархии); Евфросиниев суздальский в честь Положения ризы Пресв. Богородицы (в Суздале, жен., основан не позднее 1207, закрыт в 1923, возрожден в 2000); суздальский во имя свт. Василия Великого (в Суздале, муж., основан не позднее XV в., преобразован в жен. в 1899, закрыт в 1923, возрожден в 1995 как муж.); суздальский в честь Покрова Пресв. Богородицы (в Суздале, жен., основан в 1364, закрыт в 1923, возрожден в 1993); киржачский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (в Киржаче, жен., основан в 1358 как муж., закрыт в 1764, возрожден в 1995 как жен.: с 16 июля 2013 г. принадлежит Александровской епархии); Стефанов Махрищский во имя Св. Троицы (в с. Махра Александровского р-на, жен., основан ок. 1370 как муж., закрыт в 1923, возрожден в 1995 как жен., с 2004 ставропигиальный); Суздальский мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. 2004 г. Суздальский мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. 2004 г. Волосов во имя свт. Николая Чудотворца (в с. Волосове Собинского р-на, жен., основан не позднее 1498 как муж., закрыт в 1764, в 1844 упразднен, возрожден в 1909 как жен., закрыт в 1923, возрожден в 1993); Космин Яхромский в честь Успения Пресв.

http://pravenc.ru/text/154964.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История зарубежной архитектуры МАСТАРА (Маздара), древнее сел. обл. Арагацотн (Армения), к северу от Талина, на юге исторической обл. Ширак пров. Айрарат Великой Армении МЕГА-СПИЛЕО мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, действующий, муж., общежительный; принадлежит Калавритской и Эйялийской митрополии Элладской Православной Церкви МЕТЕХИ ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (не позднее XIII в.; в XIII-XVII вв.- муж. мон-рь) Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви МЕТЕХИ церковь в честь Успения Пресв. Богородицы (в XIII-XVIII вв.- муж. монастырь) Самтависско-Каспской епархии Грузинской Православной Церкви МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ [Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони], скульптор, архитектор, живописец, рисовальщик, поэт, крупнейший представитель Высокого и Позднего Возрождения в Италии МИРЕЛЕЙОН Мирелейон, визант. церковь в К-поле, возведенная между 920 и 922 гг. по указанию имп. Романа I Лакапина (920-944) на территории его имп. дворца МИРИОКЕФАЛА Мириокефала, дер. в зап. части о-ва Крит неподалеку от г. Ретимно, известна благодаря расположенному там монастырю с ц. Пресв. Богородицы Антифонитрии МОКВИ монастырь (в X - нач. XVIII в. мужской; в 1903 - ок. 20-х гг. XX в. женский) с кафоликоном в честь Успения Пресв. Богородицы (X в.) МОЛДАВСКОЕ КНЯЖЕСТВО (сер. XIV в. - 1862), включало часть территории совр. Румынии и большую часть территории совр. Молдавии МОЦАМЕТА муж. монастырь (XI в.-1923, с 1954) в честь Благовещения Пресв. Богородицы Ткибульско-Терджольской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) МРЕНСКИЙ СОБОР арм. храм в г. Текор (гавар Ширак, обл. Айрарат; ныне Дигор, Турция) в Вел. Армении, в 40 км от Карса НАКИПАРИ ц. во имя вмч. Георгия (сван.- Джграг) Местийской и Земо-Сванетской епархии Грузинской Православной Церкви НЕА-МОНИ [Новый монастырь], правосл. мон-рь Пресв. Богородицы на о-ве Хиос (Греция), крупнейший памятник визант. архитектуры и изобразительного искусства XI в.

http://pravenc.ru/rubrics/123102_6.html

Центральный алтарь украшен деревянной преградой с инкрустациями из слоновой кости и эбенового дерева в виде крестов. Надпрестольная сень выполнена из дерева и украшена изображением Христа Пантократора, которое приписывается кисти иконописцев Ибрахима ан-Насиха и Юханны аль-Армани (XVIII в.). В сев. части нефа находится амвон из мрамора на 12 небольших колонках. План ц. Пресв. Богородицы и ц. св. Меркурия в Харат-Зувайла План ц. Пресв. Богородицы и ц. св. Меркурия в Харат-Зувайла Храм и монастырь Пресв. Богородицы в Харат-Зувайла (в р-не Эль-Хурунфиш, близ Эль-Муски). Храм Пресв. Богородицы основан в X в., но в источниках впервые упоминается в XII в. в связи с состоявшимся здесь рукоположением патриарха Макария (1102-1128). Согласно копт. традиции, церковь построена на месте, где отдыхало Св. Семейство во время путешествия в Египет; при ней существует целебный источник, к-рый благословил Христос. Здесь находилась резиденция патриархов Коптской Церкви с Иоанна VII (1300-1320) до Матфея IV, который в 1660 г. перенес ее в храм в Харат-эр-Рум. Церковь была разрушена в 1321 г., во время антихрист. погромов, затем отстроена заново. Несмотря на большое число перестроек, в совр. здании все еще прослеживается план первоначальной базилики с нартексом и трансептом и 1 апсидой вытянутой формы (размер совр. храма 28×19 м, высота 11,5 м). Ближайший архитектурный прототип этой конструкции - храм св. Мины (Абу-Мина) под Александрией (кон. V в.). Как и в Абу-Мина, в храме Харат-Зувайла создана обходная галерея вокруг центрального нефа и трансепта с помощью системы продольных и поперечных нефов. В этом храме, так же как и в большинстве других в К., колонны и капители являются сполиями. В среднем нефе разместился амвон, претерпевший неоднократные переделки. Деревянная алтарная преграда создана в XIV в.; ее верх украшен иконами 7 праздников визант. работы (XIII в.; Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Вход в Иерусалим, Сошествие во ад, Вознесение и Сошествие Св. Духа на апостолов). Над иконами помещено большое резное Распятие, на подножии к-рого изображение борющихся орла и льва. По сторонам от Распятия установлены иконы Божией Матери и ап. Иоанна Богослова. В храме много икон; среди них - «Благовещение» с датированной надписью 1355 г. С сев. стороны к ц. Пресв. Богородицы в 1773-1774 гг. пристроен большой храм св. Меркурия (зодчий Ибрахим аль-Гухари), также 3-нефный с апсидой. До возведения храма св. Меркурия на этом месте находилась арм. ц. св. Иоанна Крестителя (упоминается Абу-ль-Макаримом, к-рый жил поблизости от нее). На верхнем этаже ц. Пресв. Богородицы находится храм св. Георгия Победоносца. Комплекс расположен во владениях жен. мон-ря.

http://pravenc.ru/text/1319897.html

Арсений (Минин) , иеросхим. Аристоклий (Амвросиев), иеросхим. Сергий (Веснин) Святогорец, переводчик и писатель схим. Азария (Попцов), переводчик и составитель церковных служб схим. Аркадий (Любовиков), иконописец иером. Василий (Селезнёв) и др. Подвижнической жизнью были известны на А. духовники Русской обители иеросхимонахи Агафодор, Вероник, Виссарион, Аверкий, Михаил, затворники-молитвенники схимонахи Тихон и Пантелеимон, по благословению о. Иеронима проживавшие в келлиях близ мон-ря. По благословению о. Иеронима и о. Макария рус. иноки приобретали и восстанавливали обветшавшие греч. келлии: были отстроены Иоанно-Златоустовская, свт. Николая Чудотворца («Белозерка»), Свято-Троицкая (мон-рь Хиландар), Георгиевская Керасийская (Лавра прп. Афанасия), ап. Андрея Первозванного и равноап. Нины (мон-рь Ставроникита). Келлия во имя вмч. Артемия. Фотография П. И. Севастьянова. XIX в. К нач. XX в. на А. существовали следующие рус. келейные обители (а также каливы, имевшие параклисы, но не считавшиеся келейными обителями). К Вел. Лавре были приписаны: 2 келлии во имя св. Иоанна Предтечи, 2 - в честь Покрова Пресв. Богородицы, 2 - во имя свт. Иоанна Богослова, 3 келлии во имя вмч. Георгия, келлии во имя вмч. Артемия, в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Рождества Пресв. Богородицы, прп. Макария, Георгиевская, Рождества Христова, свт. Иннокентия, Всех Афонских святых, Успенская, Преображенская, Архангельская, свт. Николая, Всех святых, Введенская. К Ватопедскому мон-рю были приписаны обители: Живоносного Источника, св. Иоанна Предтечи; к Иверскому мон-рю - ап. Иоанна Богослова, свт. Иоанна Златоуста, преподобных Петра и Онуфрия, Положения пояса Пресв. Богородицы, свт. Николая Чудотворца, прор. Илии, св. Иоанна Предтечи; к Хиландарскому мон-рю - свт. Иоанна Златоуста, ап. Иоанна Богослова, 2 келлии во имя св. Иоанна Предтечи, Свято-Троицкая, свт. Николая Чудотворца, св. Игнатия Богоносца, Благовещенская, Трехсвятительская; к Дионисиату - Введенская; к Кутлумушскому мон-рю - вмч. Варвары, Иверская, свт. Николая, св. мучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата; к Пантократору - во имя 12 апостолов, прп. Саввы Освященного, свт. Димитрия Ростовского, Сретенская, 2 келлии во имя свт. Николая Чудотворца, Рождества Пресв. Богородицы, Успенская, свт. Митрофана Воронежского, свт. Тихона Задонского, Благовещенская, прп. Сергия Радонежского, в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»; к Ксиропотаму - прор. Илии и Успенская; к Каракалу - Кресто-Воздвиженская; к Филофею - Георгиевская, Вознесенская, Преображенская, свт. Николая Чудотворца, прп. Евфимия Великого, Рождества Пресв. Богородицы; к мон-рю Симонопетра - Благовещенская; к мон-рю Ставроникита - Покровская, Свято-Троицкая, сщмч. Климента, в честь Казанской иконы Божией Матери, Архангельская, Трехсвятительская, Рождества Пресв. Богородицы, Введенская, св. Иоанна Предтечи, Успенская, во имя ап. Андрея Первозванного и равноап. Нины; к Григориату - свт. Николая Чудотворца.

http://pravenc.ru/text/77102.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010