Однако принципиально библейский взгляд, или лучше сказать ветхозаветный взгляд на болезни может быть выражен словами из книги Исход: «Если ты послушаешься Господа, Бога твоего, и будешь делать угодное перед очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо я Господь целитель Твой» (Исх 15:26). Господь посылает болезнь на человека или на весь народ в качестве наказания за совершенный им грех: проказой наказывает Господь Мариам за то, что она злословила на Моисея (Числ 12:1-14), массовая эпидемия поражает израильтян за их сношения с дочерьми Моава и поклонение Ваал-Фегору (Числ 25:1-9). Болезнь наряду с другими карами служит проявлением гнева Божия. Несколько раз в различных книгах Ветхого Завета встречается выражение: «мечь», «язва», и «голод» (Иер 14:12; Иез 6:11 и др.), что указывает на то, что эпидемия язвы воспринималась как одно из трех основных массовых бедствий. Вместе с тем болезнь, как и любая кара, ниспосланная от Бога, имеет своей целью положить предел беззаконию и одновременно расположить человека или весь народ в целом к осознанию своего греха и к покаянию. Во многих псалмах мольба об исцелении, призыв о помощи, упование на милосердие Божие сопровождается признанием и исповеданием своих грехов: «Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего, нет здоровья в костях моих от грехов моих, ибо беззакония мои превысили главу мою» (Пс 38:4-5) И Бог, Который не желает смерти грешника, но да обратится и жива будет душа его, Бог, Который наказует, но не умерщвляет, подает исцеление. Уже в Ветхом Завете исцеление есть одно из постоянных проявлений Божьего всемогущества (Ис 19:22; 57:18). Но вместе с тем не запрещается прибегать и к помощи медицины (4 Цар 20:7), не запрещается применять лекарства, а у Иисуса Сына Сирахова мы даже находим особую похвалу медицинской профессии: «Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь, исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех, ведь и они молятся Господу, чтобы он помог подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни» (Сир 38:9-14).

http://pravoslavie.ru/37490.html

Она есть дыхание силы Божией ( τμς τς το θεο δυν μεως) и чистое излияние славы Вседержителя ( π ρροια τς το παντοκρτορος δ ξης ελικριν ς); посему ничто оскверненное не войдет в нее. Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его. Она одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет, и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков; ибо Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью. Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд; в сравнении со светом она выше; ибо свет сменяется ночью, а премудрости не превозмогает злоба» 580 . Несомненно, Премудрость Божия представляется здесь особым существом и «эманацией» ( π ρροια) трансцендентного Бога, как бы Его активной творческой стороной по отношению к миру. Другой пример сочетания библейской религиозной и эллинской философской мысли в вопросе отношения Бога к миру мы находим у иудейского философа и перипатетика Аристовула, жившего в Александрии в первой половине II в. до н. э. и служившего, предположительно, при дворе царя Птолемея VI (181–145 гг.) 581 . Он впервые высказал идею о том, что древнегреческие поэты, писатели и философы, такие как Гомер, Гесиод, Орфей, Пифагор и Платон, заимствовали мудрость из книг Моисея, т.е. из Библии, которая намного древнее их всех 582 . У Аристовула, так же как и у еще одного иудейского мыстеля II в. до н. э., известного как автор «Послания Аристея к Ксенократу» (или Псевдо-Аристей) 583 , наряду с Богом встречается понятие «Божественная Сила» ( θεα δναμις, δναμις το θεο), отличающаяся от Бога. Посредством этой Силы Бог объемлет все, проницает все, управляет всем и пребывает над всем 584 . По словам отечественного исследователя, «разливаясь по всему миру и проникая во все вещи, эта сила таким образом ставит трансцендентно самозаключенное Божество в имманентно-действенные отношения к миру» 585 . Подобным образом и упомянутый ранее Псевдо-Аристей 586 учил «об одной посредствующей между самозаключенным Божеством и миром Силе, усвояя ей при этом прохождение и проникновение всех вещей в стоическом пантеистическом смысле» 587 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Московской Патриархии «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» (декабрь 1994 г.), в частности, уточняет: «В то же время Архиерейский Собор призывает всех верных чад Русской Православной Церкви широко проповедовать Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, создавать катехизические школы, разъяснять людям пагубность лжеучений, помогать тем, кто временно оступился, поддавшись пропаганде сектантских проповедников. Однако противостояние ложным взглядам не должно сопровождаться нетерпимым отношением к самим носителям несовместимых с христианством учений... Мы призываем всех членов Церкви молиться о просвещении одержимых ложными учениями и твердо хранить переданное нам, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания (1 Тим. 6, 20)». Предлагаемый вашему вниманию диспут проходил летом 2003 года (г. Орехово-Зуево Московской области). «Свидетели Иеговы», во время нескольких встреч (одна сессия диспута проходила в г. Москве, с другими участниками со стороны «свидетелей») использовали не только синодальный перевод, но и «Перевод Нового Мира» (далее: ПНМ). Всего было рассмотрено 14 тем . В целом участники встреч-диспутов вели себя корректно и уважительно по отношению друг к другу. Свидетели Иеговы О Предании и Писании Очень важно исследовать библейские тексты для выяснения того или иного вопроса Православный : Я рад, что вы согласились на эту встречу. В Писании сказано: Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так (Деян. 17, 11). Действительно, очень важно исследовать библейские тексты для выяснения того или иного вопроса. Я предлагаю первой темой рассмотреть вопрос о том, что является для нас главным критерием: Писание или Предание? Свидетель Иеговы : Библия – это драгоценный дар Бога. В ней говорится истина об Иегове, кто Он и каковы Его нормы и намерения. Только из Библии можно узнать, как угодить Богу – Иегове. Сказано: Так говорит Господь, Искупитель твой, Святый Израилев: Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти. О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя – как волны морские (Ис. 48, 17–18). Автор «Еврейских» и «Греческих» Писаний Библии – не человек, а Бог, живущий на небесах. Я прочитаю: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим. 3, 16); и еще: Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1, 20–21).

http://pravoslavie.ru/106146.html

Первого человека Господь создал из праха земного; второго Он сотворил из ребра Адама, и в этом заключается глубокий символический смысл, отмечается самая тесная связь между нашими прародителями. Так понял и сам Адам, который, проснувшись от наведенного на него сна и увидев Еву, сказал: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (2:23). И прозревая своим пророческим взором в будущие времена, он прибавил, указывая на святость брачного союза: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут одна плоть» (2:24). Разбор натуралистических теорий о происхождений мира и человека. Библия и естествознание. А) Сотворение мира во времени и вечность материи. Б) Порядок мироздания. В) Согласие и разногласие между Библией и наукою в вопросе об устройстве земли и появлении ее обитателей. Г) Теория эволюционизма и ее отношение к Библии. Д) Разногласие между Библией и эволюционизмом в вопросе о происхождении человека. Е) О степени древности мира и человека «Природа и Библии», – говорит один естествоиспытатель: «это две книги, написанные Богом и предложенные для чтения человеку». Как произведение единого Виновника, они не могут противоречить одна другой; если-же кажутся иногда противоречащими, то причина этого противоречия в том, что человек неправильно читает или ту, или другую, или обе эти книги. Большинство величайших исследователей в области естественных наук находили возможным совмещать веру и знание: Ньютон, Кеплер, Коперник, Галилей, Фехнер, Либих, Менделеев, Пирогов, Кювье и многие другие были люди верующие, глубоко религиозные. В частности, и к повествованию Библии о творении мира и человека многие ученые относились и относятся с глубоким уважением, как к рассказу изумительному не только в смысле религиозно-нравственном, но и чисто-научном. Известный русский естествоиспытатель, профессор-академик К. Э. Бэр говорит между прочим: «нам ничего не завещано от древнего времени, более возвышенного, чем библейское учение о творении (Studien and dem Gebiete der Naturwissenschaften, 465); а новейшие нападки на библейское повествование о творении он называет «комическими анахронизмами, с которыми давно уже справилась новейшая естественная наука».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

По соображениям как научного, так и апологетического свойства, мы начнём с проблемы геоцентризма и гелиоцентризма, тем более что, как было показано в предыдущей главе и как мы это увидим далее, проблема четвёртого дня тесно связана с проблемой первого дня. И, следовательно, идя от задач, поставленных научному сознанию мифом о четвёртом дне, мы неминуемо и необходимо приходим к задачам первого дня, и наоборот. В повествовании о первом дне наша планета выходит из единства «неба и земли», из хаоса, окружённая мраком и первозданными водами 46 . В повествовании о четвёртом дне на тверди небесной, окружающей землю, являются «светила для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней, и годов» ( Быт.1:14 ). В этом стихе речь идёт о явлении светил на тверди по отношению к Земле и с точки зрения земного наблюдателя. В стихе 15-м говорится о явлении светил на тверди, а не об их создании: «да будут светила на тверди небесной». Следующие стихи – 16-й и 17-й – говорят о последовательности этого события: «и создал Бог два светила великие» (ст. 16); «и поставил их Бог на тверди небесной...» (ст. 17). Во всех трёх стихах указана цель сотворения по отношению к земле: «для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней, и годов» (ст. 14) 47 ; «...чтобы светить на земле» (ст. 15); «…для управления днём… для управления ночью» (ст. 16); «…чтобы светить на землю и управлять днём и ночью и отделять свет от тьмы» (ст. 18). Внимательное чтение этого места Книги Бытия сразу устанавливает в нём три момента: 1) создание светил безотносительно к Земле; 2) «постановка» их на тверди небесной, т. е. явление их Земле; 3) целесообразность по отношению к Земле Нет никакой возможности здесь вычитать ни решения проблемы геоцентризма и гелиоцентризма в ту или другую сторону, ни утвердительного заключения о том, что создано раньше: земля или так называемые светила небесные. Не библейская космогония и космология ставят Землю в центре, но библейская телеология, т. е. учение о целеположности творения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/6-dnej...

Под впечатлением серафимских восклицаний: «свят, свят, свят Иегова Саваоф» ( Ис. 6:3 ), пророк выражает сетование на нечистоту уст своих, вследствие которой он не может достойно хвалить Иегову. «Тогда, говорит пророк, прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: «вот это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» ( Ис. 6:6–7 ). Указанное здесь очистительное действие над пророком совершено серафимом, конечно, по повелению Божию 503 . Но посредническое участие ангелов в призвании пророка само по себе показывает, как тесно соединено в библейском воззрении вообще и пророческом в частности представление об ангелах с идеей Бога Завета – Иеговы. Сам Иегова подтверждает это ближайшее отношение ангелов к истории человеческого спасения следующими словами, которые услышал пророк после совершения над ним очистительного действия серафимом: «кого, говорил Иегова, Мне послать и кто пойдет для нас, lanu?» ( Ис. 6:8 ).Выражение «для нас» может, конечно, непрямо указывать и на таинство Троицы 504 . Но непосредственно, по требованию контекста речи, оно обнимает вместе Иегову и серафимов, или Иегову с Его небесным воинством духов 505 , которых Иегова или Ангел Иеговы употребляет для осуществления целей истории спасения, в данном случае – для призвания к пророчеству, а по 3Цар. 22 – для сообщения пророчеств 506 . в) Воззрение пророческого периода на ангелов, как на спутников Бога в Его откровении миру Рассмотренные сейчас пророческие видения одновременно изображают ангелов, как небесное воинство Иеговы, небесный совет Его, и как служителей Его в истории спасения. Но в то же время, будучи богоявлениями, они вместе с тем представляют ангелов и небесною свитою являющегося людям (пророкам) Бога. Эта идея встречается, как видели мы, еще в изображении Синайского Законодательства: в кн. Второзакония 33:2 и  Пс. 67:18  (колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч; среди их Иегова на Синае, во святилище); rechev elohim (последнего места) суть те же Zebaoth, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

поиск:   разделы   рассылка Милена Фаустова Библеист Елена Сморгунова – о новых археологических находках в Святой Земле Источник:  Благовест-инфо Необыкновенные археологические открытия, сделанные совсем недавно на Святой Земле, заставляют не только по-новому интерпретировать книги Библии, но и дают новый смысл библейской истории, считает известный российский библеист, исследователь древнееврейского языка Елена Сморгунова. Об этом она рассказала во время лекции " Двенадцать библейских пророков. Находки на Святой земле " , которая состоялась 10 марта в культурном центре " Духовная библиотека " . Один из двенадцати так называемых " малых библейских пророков " Авдий в своей книге дает пророчество о Суде Божьем над Эдомом и Дне Господнем, когда состоится суд над всеми народами и придет избавление Сиона. Книга пророка Авдия, состоящая из 21 стиха, до сих пор считается самой короткой книгой пророчеств Ветхого Завета. Однако, вместе с тем, именно этот текст всегда вызывал у ученых больше всего вопросов. На некоторые из них Елена Сморгунова смогла найти ответы. Эдом или в греческой транскрипции Идумея – древняя страна в Передней Азии, к югу от территории древней Палестины, между Мёртвым морем и заливом Акаба (сегодня это залив между Аравийским и Синайским полуостровами). Со 2-й половины II тысячелетия до Рождества Христова эта территория была населена эдомитянами, объединившимися в единое государство. Вместе с вавилонянами эдомитяне участвовали в осаде и разрушении Иерусалима в 586 до Р.Х., а к концу VI века до Р.Х. – овладели частью южной Палестины. С образованием в конце III века до Р.Х. Набатейского царства большая часть территории Эдома вошла в его состав. Западный Эдом с частью южной Палестины представлял самостоятельное царство Идумею, которое в конце II века до Р.Х. было завоёвано иудейским царём из династии Хасмонеев. Сегодня часть древней Идумейской земли находится на юге Израиля, в пустыне Негев, недалеко от известного со времен Библии города Беер-Шева. Пророк Авдий, предсказывая падение Эдома и полное его опустошение, произносит такие слова: " ...Не воры ли приходили к тебе? Не ночные ли грабители, что ты так разорен? Но они украли бы столько, сколько надобно им. Если бы проникли к тебе обиратели винограда, то и они разве не оставили бы несколько ягод? Как обобрано все у Исава, и обысканы тайники его... " (книга пророка Авдия, 1, 5-7)

http://religare.ru/2_39272.html

При сличении текста о двух деревьях с этими словами Моисея во Второзаконии становится ясно, что и там, и здесь речь идет об одном и том же: человеку предложено две возможности – указан путь жизни, и дано предостережение о пути к смерти. Аналогичная антитеза предлагается в Книге пророка Исайи: «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уст а Господни говорят» ( Ис. 1:19–20 ). Древний человек, читая Книгу Бытия и Второзаконие и сличая с тем, что говорил Исаия, понимал, что ему дана возможность выполнить волю Творца или не выполнить и, что за невыполнение заповеди, ему грозит смерть. Возможно, он не понимал до конца, чем различается смысл слов умрешь и смертью умрешь. Для него, еще не просвещенного Евангелием, оба выражения могли быть однозначны. Выражение смертью умрешь мы находим и у пророка Иезекииля, предостерегающего от имени Божия грешников: «Когда Я скажу праведнику, что он будет жив, а он понадеется на свою праведность и сделает неправду, – то все праведные дела его не помянутся, и он умрет от неправды своей, какую сделал. А когда скажу беззаконнику: «ты смертью умрешь», и он обратится от грехов своих и будет творить суд и правду... то он будет жив, не умрет» ( Иез. 33:13–15 ). И мы, читая Книгу Бытия и прочие священные книги и соединяя их содержание воедино, понимаем, что в тексте о двух растущих в раю деревьях действительно раскрывается тайна природы и жизни души человека. Понимать эти два дерева, как обычные натуральные деревья, хотя бы и наделенные какими-то особенными свойствами, совершенно невозможно. Ясно, что здесь в символической форме дается Откровение о двухпутях – о пути к жизни и пути к смерти. Эта тема о двух путях пронизывает все книги Священного Писания: Ветхого и Нового Заветов. Ветхозаветный язык и символичен, и краток, но ясен для любого, хотя бы и жестокосердного человека, которому еще не доступно учение о благодати возвещенное Иисусом Христом. Четко и ясно в душе человека звучат грозные слова предостережения: смертью умрешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Руководящий совет Свидетелей Иеговы возомнил себя «видимым каналом Бога» и разработал множество человеческих правил, которые постоянно меняются и не исходят прямо из Священного Писания: «но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». ( Мф.15:9 ). Невозможно угодить Богу тем, что исполняешь не духовные законы, а правила своей организации. Свидетели Иеговы выставили себя законниками, подобно иудейской религии, в которой отсутствует понятие божественной любви и благодати:«Он говорил им беречься... учения фарисейского и саддукейского». ( Мф.16:12 ). Апостолы призывают не отклоняться от того, чему их научил Иисус, который всегда учил просто и понятно, а также остерегают от тех, кто учит иному:«Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня». ( 2Тим.1:13 ); «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его». ( 2Ин.1:10 ); «много лжепророков появилось в мире». ( 1Ин.4:1 ). Свидетели Иеговы никогда не проверяют свои учения вне собственных публикаций Сторожевой Башни. Поэтому получается, что только Сторожевая Башня свидетельствует сама о себе, чего не должно быть. Необходимо понимать, насколько нужно быть осторожным, доверяясь учению какой-то организации, которая неожиданно возникла в 19-м веке и провозгласила ранее неведомые учения. Но Иисус Христос не призывал верить Ему голословно и односторонне, но побуждал исследовать пророческие Писания, ибо «они свидетельствуют о Мне» ( Ин.5:39 ). Иисус также ясно предупредил:«кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю». ( Ин.7:17 ). Журнал «Сторожевая Башня» и другие издания выпускаются регулярно, поэтому речи об искажениях в собственной литературе не ведется. Но помимо этого, по сути свои публикации выдаются также как богодухновенные источники истинного знания. Поэтому и приорететы очевидны, что свои публикации в некоторых аспектах по положению, объему и значимости стоят выше Священного Писания. Если Библия будет говорить одно, а в журналах на это же библейское место будет любое другое толкование, даже противоречащее этому месту, то любой типичный Свидетель Иеговы не воспримет это как противоречие, но изберет толкование своей организации как правильное. «Истолкованное» библейское место будет объявлено небуквальным и символичным (например, воскресение Христа во плоти и Его видимое пришествие).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Скот Скот ( Быm. I, 25 ). В общеупотребительном смысле в Свящ. Писании под названием скота разумеются те же самые четвероногие животные, которые в настоящее время находятся на службе у человека, как-то: волы, лошади, овцы, козлы. В пастушеских странах Востока скот составлял главное богатство человека ( Быт. ХХХ, 43 ). Об Иове говорится, что имения у него было семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц, и весьма много прислуги, и был человек этот знаменитее всех сынов востока ( Uob. I, 3 ). Богатые люди делали подарки из своего скота друг другу, как, напр., Авимелех и Авраам ( Быm. XX:14, XXI:27 ). Стада домашнего скота у Авраама и Лота были так многочисленны, что они должны были разделиться друг с другом. Иудея, состоявшая из холмов и долин, представляла отличное место для пастбищ. Сами собственники стад лично наблюдали за скотом и не считали это занятие низким для себя, подвергаясь всем превратностям погоды. Иаков говорит о себе: Я томился днем от жара, а ночью от стужи; и сон мой убегал от глаз моих ( Быm. XXXI, 40 ). Во время изгнания Моисей пас стада своего тестя, и Давид был призван на престол Израилев, будучи пастырем овец. Пр. Амос был пастырь, и Самегар точно так же был поставлен судьею израильским после занятий скотоводством. Равно и женщины принимали участие в скотоводстве. При первом свидании Иакова с Рахилью она шла с мелким скотом отца своего. В кн. Бытия ( Быm.XXIX, 9, 10 ) говорится следующее: Еще он говорил с ними, как пришла Рахиль (дочь Лавана) с мелким скотом отца своего, потому что она пасла (мелкий скот отца своего). Когда Иаков увидел Рахиль, дочь Лавана, брата матери своей, и овец Лавана, брата матери своей, то подошел Иаков, отвалил камень от устья колодезя, и напоил овец Лавана, брата матери своей. Дочери священника Иофора были также пастушки; и сцена, представленная в книге Исход ( Ucx.II, 16–21 ), отзывается всей свежестью и прелестью пастушеской жизни. Должность пастуха, или надзирателя, за стадами считалась ответственной и часто требовала немалого мужества при сохранении оных от нападений разбойников и диких животных. Указание в кн. Иова ( Uob.XXXVI, 33 ) объясняется тем фактом, что некоторые животные из домашнего скота особенно чувствительны к переменам воздуха и температуры, предшествующим дождю и грому. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010