В силу этого двойного рождения детей матерью, т.е. плотского рождения и нравственного воспитания, Господь требует от детей одинакового почтения к их матери, как и к их отцу. «Почитай отца твоего и матерь твою», повелевает Господь, «чтобы продолжились дни твои и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Иегова, Бог твой, дает тебе»! 618 На почтении отца и матери, таким образом, Господь основывает долголетие человека, благосостояние его дома и его страны. Сын может надеяться на спокойную и почетную старость только в таком случае, если он успокаивает и бережет старость своих родителей; только при сыновнем почтении сохраняются и продолжаются благородные предания фамилии и народа; без почтения детей к родителям разлагаются фамилии и таким образом уничтожается основа общественного порядка. Еврей твердо верит, что мать от Бога получила власть, которую она имеет над своим сыном 619 . Даже достигши зрелого возраста и сделавшись царем, сын почитает свою мать и слушает ее голоса, который удерживает его от увлечения страстями и указывает ему путь к нравственному спокойствию. Его увлекает вино, его увлекает опьяняющая красота чужой женщины, мать громко обращается к его совести: «Что, сын мой? и что, сын чрева моего? И что, сын обетов моих? Не предавай женам силы своей, И путей твоих тому, что губит царей. Не царям, Лемуил, Не царям пить вино, И не владыкам говорить: «где сикера» 620 ? Чтобы, напившись, он не забыл закона, И не превратил суда всех сынов бедности… Отдайте сикеру погибающему И вино огорченным душам. Пусть он выпьет, и забудет бедность свою; И страдания своего уже не упомнить. Открывай уста свои в пользу безгласного, Для заступления всех оставленных сынов. Открывай уста свои для праведного суда, И защищай гонимого и бедного» 621 . И чтобы заставить своего сына-царя устыдиться пустых идолов, которым поклоняется его любовь, она не рисует ему их с отвратительной стороны, не раскрывает ему опасности, которой они ему угрожают: она довольствуется только изображением идеала супруги, этого удивительного портрета доброй жены, пред которым мы невольно останавливаемся и который могла нарисовать только любящая мать.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

В такой бедности жили сыны пророческие, что даже топор приходилось брать на подержание. Мы уже обращали внимание на бедность другого сына пророческого, у которого по смерти ничего не осталось в доме, кроме сосуда с елеем да долгов, так что даже пустые сосуды его жене приходилось просить на стороне (см.: 4Цар.4:1–3). В другом месте мы видим, как и какое кушанье приготовляется для сынов пророческих. Сказал Елисей слуге своему: Поставь большой котел и свари похлебку для сынов пророческих. И вышел один из них в поле собирать овощи (слав.: зелия дивия), и нашел дикое вьющееся растение, и набрал с него диких плодов полную одежду свою; и пришел и накрошил их в котел с похлебкою, так как они не знали их. И налили им есть. Но как скоро они стали есть похлебку, то подняли крик и говорили: смерть в котле, человек Божий! И не могли есть (4Цар.4:38–40). Здесь мы видим, что для приготовления пищи собирают то, что попадется в поле, собирают сами в свою одежду. И хороша же вышла похлебка, если ею едва не отравились! В другом случае Елисей дает на сто сынов пророческих двадцать ячменных хлебцев и сырые зерна в шелухе, так что слуга с недоумением спрашивает: Что тут я дам ста человекам (4Цар.4:42–43). Такому аскетическому образу жизни сынов пророческих соответствовало иногда и место их поселения: иногда общества сынов пророческих поселялись вдали от человеческого жилья, в пустыне или в горах В таком случае строй жизни становился еще более определенно аскетическим. Аскетический образ жизни вообще соответствовал всему духу ветхозаветного пророчества. Ветхозаветного пророка можно представлять суровым аскетом. Человек тот весь в волосах и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим, - говорили о пророке Илии (4Цар.1:8). Пророков мы видим постящимися (история Даниила и его товарищей, особ. см.: Дан.10:2–3). В духе Ветхого Завета был Иоанн Креститель, не ядый, не пияй (Мф.11:18), суровый аскет, имевший одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, питавшийся акридами и диким медом (см.: Мф.3:4; Мк.1:6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/219/...

В том же 1816 году Филаретом написано и издано «Начертание церковно-библейской истории». 2 июня его назначили членом Комитета для решения судебных дел о лицах духовного звания греко-российского исповедания в Финляндии, а 16 июня он утвержден членом совета Императорского человеколюбивого общества. Это общество было создано императрицей Марией Федоровной для помощи бедным и на протяжении ста лет затем много сделало для улучшения жизни нуждающихся. Но главное, чем он полностью увлечен в том году, конечно же перевод. «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово» – «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Так начинается Евангелие от Иоанна. «И Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины» – «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единороднаго от Отца». Слово в данном случае – божественная сущность, воплотившаяся во Христе. Но не будет кощунством сказать, что русское слово нашло свое лучшее воплощение в начале XIX столетия и в величественном труде Карамзина, и в синодальном переводе Нового Завета, осуществленном Филаретом (Дроздовым) . «Вряд ли кто решится утверждать, что этот русский текст Евангелия, известный нам под именем Синодального перевода, имел, да и имеет в России меньшее распространение, чем произведения Пушкина. Даже в советское время, и даже классики марксизма сплошь и рядом цитировали эту Великую книгу не в меньшей степени, чем отрывки из стихов нашего прославленного поэта. И русская Библия, ставшая в середине XIX века настольной книгой в каждой семье, ничуть не меньше повлияла на формирование лексических норм современного русского литературного языка», – пишет архимандрит Геннадий (Гоголев). Работа шла год. Наконец четыре Евангелия были представлены на суд Синода, члены которого ознакомились с переводом, сделали несколько замечаний и высказались за публикацию. Но выход книги Филарет встречал уже не архимандритом, а епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В эти дни, приближаясь к святой Пятидесятнице , мы читаем в книге Деяний святых апостолов о молитве Церкви: «Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с [некоторыми] женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его» (Деян. 1:14). Мы видим, как священнописатель особенно выделяет здесь Матерь Господа, Которая явно была окружена особенным почитанием уже среди апостолов. Молитва Церкви, по которой сходит Святой Дух — молитва, которую Церковь совершает вместе с Пресвятой Богородицей. Книга Деяний святых апостолов      Но обратим внимание и на помянутых здесь же «братьев Иисуса» . Мы знаем их имена: «Иаков, Иосия, Иуда и Симон» (Мк. 6:3). Прежде всего, что значит здесь слово «братья»? В Библии оно может означать разные степени родства: родных, сводных, двоюродных. Некоторые протестантские толкователи считают, что после Иисуса у Марии были дети от Иосифа, и речь здесь идет о них. Это предположение больше связано с историей Реформации, чем с библейским текстом. В свое время деятели протестантской Реформации резко восстали против почитания католиками Девы Марии, полагая, что Она как-то затеняет Господа Иисуса как единственного Посредника между Богом и человеками. Кроме того, они видели (с некоторым основанием) в почитании Девы одну из духовных опор монашества — института, который Реформация также стремилась упразднить. Но если мы обратимся к библейскому тексту, то заметим, что братья Иисуса ведут себя по отношению к Нему довольно высокомерно — скорее, как старшие по отношению к младшему, а не наоборот. «И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя... И пришли Матерь и братья Его и, стоя [вне] дома, послали к Нему звать Его» (Мк. 3:21–31). Мы понимаем, почему мать пошла с братьями — из любви к Сыну, но как объяснить поведение самих братьев? В патриархальном обществе старшинство значило очень много, и если бы младшие братья повели себя так по отношению к старшему, это было бы крайне скандально. В Евангелии от Иоанна мы видим со стороны братьев не просто неверие, а такой взгляд свысока, который был бы необъясним, если бы они были младшими, но совершенно понятен, если они старше и видят в поведении Господа Иисуса нарушение того, что они почитают должным порядком: «Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. Ибо и братья Его не веровали в Него» (Ин. 7:3–5).

http://pravoslavie.ru/71217.html

Вера Авеля сроднила его с Богом и потому сделала Его как бы естественным мстителем за кровь его» 698 . Удостоверив вину Каина, Бог налагает на него наказание, говоря: «И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей. Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя: ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» ( Быт.4:11, 12 ). Тут мы впервые встречаемся с проклятием, направленным непосредственно на человека. При осуждении Адама проклинались диавол и земля, последняя ради человека, теперь же сама земля, обагренная кровью невинного страдальца, превращается в орудие наказания для убийцы. Так как земля неповинна в пролитой на ней крови, то она как бы возмущается против такого насилия и восстает против братоубийцы, лишая его своих естественных даров ( Лев.18:28 ; Иов.31:38–40 ). Впрочем, земля выступает здесь не как судья, но как орудие проклятия и под термином разумеется здесь не вся земля вообще, уже ранее проклятая в суде над падшими прародителями ( Быт.3:17 ) 699 , а только известный округ, бывший сценой преступления из пределов которого изгоняется теперь Каин, что подтверждается и различием терминов «культивированная земля» от «суша, почва» вообще 700 . Так как земля служит для человека одновременно и источником пищи, и местом жилища, то и проклятие от неё имеет, в соответствии с этим, два вида: оно состоит в бесплодии почвы и бездомном скитании по лицу земли 701 . Последующая история Каина как нельзя лучше оправдала слова божественного приговора над ним. Изгнанный из пределов райского округа, озлобляемый неудачами в земледелии, терзаемый ненавистью к людям, из общества которых он удалился и волнуемый постоянными подозрениями мщения со стороны их, Каин долго влачил жалкое существование, нигде не находя себе покойного и оседлого пристанища до тех пор, пока он вовсе не оставил земледелия и, построивши город, не обратился к ремеслам. Выслушав грозный приговор праведного Судии, Каин отвечал ему: «наказание мое больше, нежели снести можно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

Ветхий Завет, который заключен между Богом и Авраамом, ничуть не напоминает такие магические договоры. Напротив, он являет абсолютную свободу Божества как действие высшего милосердия. Завет представляет собою обетование, тем самым он — милость из милостей. Бог обещает, что придет время, когда потомки Авраама уже не будут изгнанниками на чужой земле, а превратятся в народ и получат землю Ханаанскую во владение. Этот завет уже не носит узко племенного характера, он распространяется на всех людей, живущих на земле, потому что «в тебе благословятся все племена земные» . Это одно из самых поразительных пророчеств Ветхого Завета.   Обетование связано с требованиями, носящими нравственный и религиозный характер. Вера, которую являет Авраам, является важнейшим аспектом ветхозаветной нравственности, важнейшей исходной добродетелью, открывающей путь всем другим добродетелям. Именно поэтому ап. Павел называет Авраама «отцом верующих» (Рим 4:11).   Вера Авраама — религиозная вера, она порождается не физическим страхом перед чем-либо грозным о опасным, не любопытством перед чем-то неизведанным, а глубоким постоянным стремлением восстановить разорванную связь земли и неба, человека и Бога, жизни настоящей и жизни будущей. Именно слово Божие, и только одно оно, дает Аврааму потомство. Само существование поставлено в зависимость от веры слову Божию — в этом весь Авраам. Первое требование этой веры: покинуть общество идолопоклонников и идти в землю, которую укажет Господь. Второе требование: «Я Бог Всемогущий; ходи предо мною и будь непорочен» (Быт 17:1). Согласно Библии, Бог избирает Авраама для того, чтобы он, как сказано в книге Бытия (Быт 18:19), «заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд» . И вера Авраама была непосредственная, импульсивная, простая. Эта вера не требовала ни изображений, ни храмов, и где бы ни был Авраам — в Ханаане или в Египте, — он знал, что Бог с ним.   Пожалуй, ничто так ярко не свидетельствует о вере Авраама, как история с жертвоприношением. Перед нами библейское повествование о принесении Исаака в жертву (Быт 22 гл.). У Авраама растет долгожданный, обещанный ему сын Исаак. И однажды Бог обращается к Аврааму —

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Во время Французской революции Робеспьер, выступая перед толпою революционеров, сказал: «Через сто лет никто не будит читать Библию!» Парадокс заключается в том, что через сто лет в том здании, где произносились эти слова, открылось Французское Библейское Общество! А что стало с идеями самого Робеспьера? Наверное, они превратились в прах, как и человек, их провозгласивший... Итак, иудеи требуют чудес с Неба и не хотят замечать того, что творится на земле, перед их глазами. Это явный мятеж, бунт и восстание против Бога, Его прав и приоритетов. Сын Божий отвечает мятежникам. Мы читаем далее: Мф.12:39 . «Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка». Вы слышите, братия и сестры, как называются те люди, которые гоняются за чудесами и знамениями: «род лукавый и прелюбодейный» . Ибо истинная вера в Бога основывается на любви к Нему и не нуждается ни в каких «чудесных подпорках» (костылях). Сын Божий творил чудеса для неверующих, но в случае с иудеями мы видим, что и это нисколько им не помогало. Истинная Невеста Христова, Его Церковь , верит в Него, потому что любит Его. А прелюбодейная «невеста» хочет чудес и знамений, ибо сомневается в Женихе. Блаженный Иероним пишет: «Превосходное выражение: ″прелюбодейный″, потому что этот род оставил Мужа и, как говорит Иезекииль, вступил в связь со многими любовниками» . Кто-то может удивиться, что Сын Божий употребляет такие резкие слова: «род лукавый и прелюбодейный» . Святитель Иоанн Златоуст дает этому такое истолкование: «когда они грубо предлагали Ему вопросы и поносили Его, Он отвечал им кротко; а когда стали льстить Ему, Он обращается к ним со всею строгостью и изрекает против них слова поносные, показывая тем, что Он выше и той, и другой страсти, и что как тогда они не могли рассердить Его, так теперь своею лестью не могут смягчить Его» . «Прелюбодейным» называется этот род Спасителем потому, поскольку в Ветхом Завете уклонение от истинной веры называется «прелюбодеянием». Так, например, пророк Иеремия изрек: «И Я видел, что, когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала. И явным блудодейством она осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом» ( Иер.3:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Возлюбленные о Господе братие! Остановимся теперь на втором пункте учения сектантов-адвентистов – на их лжемудровании о тысячелетнем царстве праведных. Они основывают своё учение на 4–5 ст. Откровения. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело своё и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это первое воскресение ( Откр.20:4–5 ). Сектанты проповедуют при этом своеобразный взгляд на загробную судьбу человека. «Только блаженные и святые участвуют при сём воскресении, и только они облекутся в бессмертие, так что смерть вторая не имеет над ними власти. Здесь речь идёт о воскресении праведных, и так как оно названо первым, то ясно, что за ним следует и второе, именно, воскресение прочих умерших по прошествии тысячи лет, следовательно, будут два воскресения, одно в начале, а другое в конце тысячи лет, соответственно определённому порядку. Это подтверждается в 1Кор.15:23 : каждый в своём порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его, а затем конец; также в 1Фес.4:16 : мёртвые во Христе воскреснут прежде. Должно согласиться, что этот конечный исторический акт распадается на две части, разделённые одна от другой промежутком времени, и что праведные воскреснут прежде и примут участие в суде со Христом, а затем будут пробуждены и прочие. Начало тысячи лет обозначается воскресением мёртвых и именно буквальным, телесным, а не каким-либо духовным воскресением умерших праведников и преображением всех живущих верующих. Спасённые верующие после первого воскресения будут царствовать со Христом тысячу лет и воссядут на престолах, чтобы судить ( 1Кор.6:2–3 ). Но когда же это совершится? На это 20 глава откровения даёт ответ, именно, в течение этих тысячи лет; однако местонахождение этих престолов в этом тексте не обозначено. По словам Бенгеля, престолы будут находиться на небе, там, где Христос ( Кол.4:1 ). Всё это относится к библейскому тысячелетнему царству. Святые со Христом в небесах восседают на престолах, чтобы судить мир и павших ангелов, нечестивые же на земле собраны вместе, как узники, в ров и будут заключены в темницу, и после многих дней, т. е. после тысячи лет будут наказаны ( Ис.24:21–22 ); и земля посему необитаема, все жители исчезли с лица её, и благодаря великому землетрясению и исчезновению островов, она станет, как это было в начале, «безвидна и пуста», став, таким образом, «бездною» ( Быт.1:2 ). Тысячелетнее царство в свете Библии (Трактатное общество в России. Рига. 1909. Стр. 2, 3, 6–8).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву [семидал – это мука жертвенная была высшего помола, которая приносилась Господу], и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время ив их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни. Но кто согрешает пред Сотворившим его, да впадет в руки врача!» ( Сир. 38:1–15 ). Если будем надеяться только на его искусство, на лекарство, но опустим вот это – 10 стих – оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце, – никогда не исцелимся. Никогда. Вот это нужно запомнить. Следовательно, вот тема « Чудеса, силы и знамения – как вот мы с вами и просмотрели – как проявление Божественного всемогущества». И последний у нас пункт из предварительных свдений. Запишите: Церковь – хранительница и истолковательница Священного Писания. Это самая, пожалуй, актуальная также тема. Экклесиология. Εκκλησα, Церковь . Экклесиология – учение о Церкви – самая актуальная тема на сей день, потому что очень развивается внецерковное христианство. Люди не хотят связывать себя с Церковью: я и Бог . Ну, в основе этого лежала реформация, и лютеранство, и протестантство со всеми его разветвлениями: «нам не нужен авторитет. Мы – дети Божии. Писание и я. Бог меня будет учить непосредственно из Писания». А мы говорим, что спасение только в Церкви. Только в Церкви. И не может быть никакого внецерковного христианства. Это новомодная ересь. Потому что Церковь предписывает человеку очень строгую дисциплину, очень строгое поведение. И вот она выступает с авторитетом безапелляционным. На Церковь невозможно подать в суд. Это хранительница Истины. В Смволе Веры учение о Церкви сформулировано так: «Верую во Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Единство, святость, апостоличность, кафоличность – вот признаки Церкви. Вы приготовьте в следующий раз катехизическое определение Церкви по Филарету (Дроздову) , потому что, пожалуй, что всё-таки то определение Церкви, какое дал Филарет, – пока что лучше его никто ничего не сказал. Вот Господь воздвиг такого мудрого человека в столетии, который прошёл практически через весь этот не менее опасный, чем сейчас, век. И вот его «Катехизис», как его ни ругают, как его, не знаю что, но, по-моему, это замечательный Катехизис. Так. И вот там дано такое определение Церкви, которое он даёт. Это что? Общество людей, объединённых – чем? – вероучением, таинствами и иерархией – обязательно. Никакого царственного священства быть не может (см. 1Пет. 2:3 ). Должна быть специально поставленная иерархия, которой дано право учить, совершать Таинства и заниматься, вот, духовничеством. И вот мы все вместе – это можно сказать – это Поместная Церковь , если бы не было у нас здесь никого, кроме нас, вот в таком зародыше все Церкви и начинали своё существование.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Вот вам космологическое доказательство бытия Божия. Оно не имеет принудительного характера, иначе все бы учёные были верующими людьми, но, тем не менее, оно имеет в истории место и многие приходили к вере в Бога, изучая этот материальный Так вот, невидимое – сила и Его и Божество – отражаются и в Его творении. И это творение настолько прекрасно, что, вот, пожалуйста, пантеистическое воззрение на всё творение божественно; Бог разлит по Его творениям. Поэтому Он без не может и существовать. Мы так не учим. Мы не отождествляем Бог – существо. не совпадают, хотя как творение Божие, носит на себе признаки Того, из Чьих рук оно вышло. Оно вышло из рук Божиих и получило с Его стороны одобрение. И вот всё то, что создал Господь, хорошо весьма (см. Быт. 1:31 ). Так вот эта вечная сила Его и Божество, в какой-то мере отражаясь в творении, приводят людей мыслящих к вере в Бога. Но здесь какая опасность? Когда я собственной рефлексией, собственным умом через такие обобщения прихожу к такой мысли, я могу возгордиться. Я могу возгордиться – вот что и произошло с этими людьми: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце [помрачение ума ведёт к помрачению религиозного чувства]; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся [вот зоолатрия – это религия Древнего Египта. И вот, если человек ставит выше себя на пьедестал божества животные организмы, то можно представить, какие же нравы в обществе. Если он обожествляет животных: быков, птиц, скарабеев, ибисов, соколов, не говоря уже о звёздах и планетах. Вот они, – осуетились в умствованиях своих и омрачилось несмысленное их сердце, – и произошла подмена, незаметно произошла подмена: слава нетленного Бога изменилась в образ, подобный тленному человеку. Вот Калигула, император, возомнил, что в него вселилась божественная сущность, что он стал божеством, и приказывал снимать головы у римских богов в Пантеоне и на их место ставить свою главу. И затем приказал вообще свою статую внести в Храм Иерусалимский. И вот против этого и поднялся протест, что привело, в конечном итоге, к войне, последней Иудейской, которую описывает Иосиф Флавий в своей книге “Иудейская война”], то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца [Результат этого – постыдные страсти. Страсти. Так что,] женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010