14 См. подробнее: Бернфельд, С Воскресение мертвых/С. Бернфельд//Еврейская Энциклопедия. Т. 5. – Москва: Терра, 1991. – С. 790–793. 15 См. подробнее: Kremer, Jakob. Auferstehung der Toten Im Neuen Testament//Lexikon fuer Theologie und Kirche. Band 1. – Freiburg-Basel-Wien: Verlag Herder, 2СС6. – S. 1195–1198. 16 Коринф – известный торговый город Греции на узком перешейке между Ионическим и Эгейским морями. Он имел две гавани: Лекейскую на западе и Кенхреи на востоке. Исключительное положение этого города сделало его важным торговым и военным пунктом; сюда съезжались торговцы с востока и запада; через него же проходила дорога с юга на север Греции. На вершине высокой (665 м.) скалы была расположена крепость, откуда открывался красивый вид. Богатства сделали город очагом всяких пороков. В храме Афродиты, находившемся на вершине горы, 1ССС блудниц занимались безнравственным идолослужением. Выражение «жить по-коринфски» прилагалось к развратнику в самом широком значении этого слова. Город был разрушен римлянином Луцием Муммием в 146 г. до Р. Хр. И восстановлен Илием Цезарем в 44 г. до Р. Хр. В 27 г. до Р. Хр. город сделался главным пунктом римской провинции Ахаии и местом жительства проконсула. После этого город снова стал возвышаться и по-прежнему отличался роскошью и легкомыслием. От прежнего Коринфа, который некогда имел 3СС ССС тысяч жителей, теперь остались лишь незначительные остатки. Апостол Павел пришел в Коринф из Афин и проповедовал здесь полтора года ( Деян. 18:1 и далее). Коринфская церковь , из-за своих разделений и безнравственности, причинила Павлу много огорчений. Это побудило его написать им три послания, из которых два сохранилось, а третье ( 1Кор.5:9 ) было утеряно. Павел еще один или два раза посетил Коринф, что видно из 1Кор.16:67 ; 2Кор.12:14; 13:1–2 ; Деян.20:2 и далее (Нюстрем, Эрик. Библейский словарь/Эрик Нюстрем. – Торонто, 198С. – С. 221–222). 17 См. подробнее: Goeig ML Auferstehung./Μ. Goerg//Neues Bibellexikon. Band 1. – Zuerich: Benziger Verlag A G, 1991. – S. 200–202.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

    Нюстрем Э. (составитель). Библейский словарь. Энциклопедический словарь. Торонто, 1982. (Молитва. С. 259—260. Отче наш. С. 294).     О благоговейном совершении молитвы и чинном поведении в храме Божьем. Бм и бг. – 48 с.     О вере и нравственности. Московская Патриархия, 1991. (...Молитва Господня. С. 162—166).     Орлов А. С. Иисусова молитва на Руси в XVI веке. СПб., 1914. – 32 с.     Остроумов С., протоиерей. Жить – любви служить. (Очерк православного нравоучения). М., 1900. – 317 с.     О терпении в молитве. «Прибавления к творениям святых отцев». 1855. Ч. XIV. С. 397—408.     Павел, архиепископ Финляндской Православной Церкви. Как мы веруем. Париж, 1986. (Молитвенный подвиг. С. 87—132).     Певницкий В. Ф., профессор. Сборник статей по вопросам христианской веры и жизни. Вып. 1. СПб., 1901. – 315 с.     Петр (Екатериновский), епископ. Указание пути ко спасению. (Опыт аскетики). М., 1885. – 496 с.     Петровский С., протоиерей. Объяснение самых употребительных молитв для простого народа. С рисунками. Одесса, 1905. – 140 с.     Платон (Казанский), архимандрит. Беседы на молитву Господню и на некоторые избранные места Священного Писания. Тверь, 1844. – 106 с.     Платонов В., священник. Психология молитвы. СПб., 1913. – 28 с.     Плисюк Ф., священник. Необходимость молитвы как условия духовного совершенствования в жизни христианина. (Дипломная работа). Загорск, 1981. – 52 с. Машинопись.     Подвижник веры и благочестия. М., 1914. (Молитвенная деятельность батюшки – протоиерея Валентина Амфитеатрова – и ее благотворные действия. С. 103—174).     Попов А. В. Православные русские акафисты. История их происхождения и цензуры, особенности содержания и построения. Церковно-литературное исследование. Казань, 1903. – 624 с.     Попов С., протоиерей. Справочная книга при беседе с рационалистическими сектантами. Псков, 1903. (О молитвенном ходатайстве святых людей. С. 451—472).     Правдолюбов С., протодиакон. Великий канон святого Андрея Критского. (История. Поэтика. Богословие). Магистерская диссертация в 5-ти томах. М., 1987. (См.: Т.2. Гл. 5. Великий канон в богослужении. С. 40—95. Т. 4. Алфавитный указатель. – «Моление». «Молитва». «Молитвенник». «Молитися». «Мольба». С. 79—80).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Словарь библейских образов» – современный справочник, где исследуются символы, основные темы, метафоры и литературные стили, представленные в Библии. «Словарь Нового Завета» в 2-х томах. Первый том «Иисус и Евангелия» посвящен проблемам текстологии, исагогики, экзегетики и герменевтики Евангелий. Второй том «Мир Нового Завета» в основном описывает культурный контекст, в котором возникло христианство . Также разбираются остальные книги Нового Завета. «Библейский справочник» Геллея представляет собой что-то среднее между введением в Библию и комментарием. Дана информация и короткий комментарий по каждой книге Библии. Кроме того, приводятся данные по истории и археологии описываемых событий. На русском языке есть два издания справочника Геллея. Первое было составлено самим Генри Х. Геллеем. Второе – это издание, пересмотренное и расширенное его правнучкой. «Библейский словарь» Эрика Нюстрема – протестантское издание прошлого века. Статьи хорошие, но в некоторых местах устаревшие. Словари библейских языков требуются для исследования оттенков значения отдельных слов. Наиболее полный еврейско-русский словарь библейской лексики – это «Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета» Осея Наумовича Штейнберга, изданный в 1878 г. (В интернете инициал отчества Штейнберга приводится неправильно: М. вместо Н.) Стандартным словарем греческого языка Нового Завета является словарь Баркли М. Ньюмана. В словарь полностью включены все слова критического текста Нового Завета, но нет лексики из критического аппарата. Ценными древнегреческо-русскими словарями будут словари А. Вейсман и И.Х. Дворецкого, но нужно помнить, что они дают не только новозаветную, но и обыденную лексику. Известно, что значение слов в койне менялось. Например, слово σταυρς [стаурос] в классическом греческом языке означало «кол», «шест», «свая», но в койне это всегда «крест», имевший форму Т. К словарям можно отнести ценное пособие «Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому Новому Завету». Авторы дают перевод греческих слов с последующим морфологическим и синтаксическим анализом. Морфологический разбор также можно найти в некоторых подстрочниках (интерлинеарах). Например, «Подстрочный греческо- русский Новый Завет » Виктора Журомского и «Подстрочный перевод Ветхого и Нового Заветов на русский язык» Алексея Винокурова. Библии с комментариями

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Литература Древнего Востока. М., 1971 Памятники мирового искусства. Искусство Древнего Востока. М., 1968 Поэзия и проза древнего Востока. М., 1973 Хрестоматия по истории древнего Востока. М., 1980, т. 1-2 Я открою тебе сокровенное слово. Литература Вавилонии и Ассирии. М., 1981 8. История библейского текста и переводов Анатолий (Кузнецов), еп. Св. Писание на литовском языке в связи с историей библейского текста. — ЖМП, 1974, # 7 Астафьев Н. А. Опыт истории Библии в России. СПб., 1889 Вигуру Ф. Указ. соч., с. 137-205 Воронцов Е. Домасоретская и масоретская Библия как манускрипт. Серг. Посад, 1909 Евсеев И. Е. Очерки по истории славянского перевода Библии. Пг., 1916 Логачев К. Труд профессора И. Е. Евсеева по истории славянской Библии. — ЖМП, 1972, # 8 Его же . Библейская комиссия и изучение истории Библии у славян. — ЖМП, 1974, # 7 Его же . Основные проблемы греческой и славянской библейской текстологии. — ЖМП, 1974, # 1 Его же . Издания русских переводов Библии. — ЖМП, 1975, ## 7,11 Его же . Критические издания текстов Свящ. Писания. — ЖМП, 1971, ## 6,11; 1972, # 2 Его же . Критические издания текстов Свящ. Писания. — БТ, М., 1975, вып. 14 Рижский М. И. История переводов Библии в России. Новосибирск, 1898 Сказания о начале славянской письменности. М., 1981 Чистович И. А. История перевода Библии в России. СПб., 1899 9. Словари и энциклопедии Гастингс Дж. Библейский словарь. Нью-Йорк, 1963 (машинопись) Мифы народов мира. Энциклопедия. Под ред. С. А. Токарева. М., 1980-1982, т. 1-2 Михайловский Б., прот. Библейский богословский словарь. СПб., 1899 Никифор (Бажанов), архим. Иллюстрированная полная библейская экциклопедия. СПб., 1892, вып. 1-4 Нюстрем Э. Библейский словарь. Торонто, 1980 Солярский Н. Опыт библейского словаря собственных имен. СПб., 1892, т. 1-5 РАЗДЕЛ II. Пятикнижие 1. Переводы текстов Пятикнижия Пятикнижие. Пер. Вадима (о. И. Кельсиева). Лондон. Библейское общество, 1860 Пятикнижие. Пер. Л. И. Мандельштам. Берлин, 1862 Пятикнижие. Пер. И. С. Герштейна и Л. О. Гордона. Вильна, 1875

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

История ЕХБ в СССР. Изд. ВСЕХБ, 1989. С. 66. Не смущайся. Глава «О грехах и грешниках в Православии». П.Д. Савченко. «Сравнительное Богословие». Изд. СЕХБ, 1991. С. 181. Доказательство апостольской проповеди. Гл. 57. Октавий. Гл. 38. О посте. Беседа 1. Эрик Нюстрем. Библейский словарь. Торонто: Мировая Христианская Миссия, 1987. Статья «Вино». Настольная книга священнослужителя. Т. VIII, с. 40. 27 Сейчас многие протестанты более или менее признают друг друга частью одной Христовой Церкви (то есть, например, пятидесятники – менонитов, а харизматы – баптистов), но православных не многие считают частью истинной, а не отступнической Церкви. 28 Хотя на практике они почитают некоторые материальные предметы, не понимая того, что таковое почтение полностью противоречит их богословию – об этом подробнее будет сказано ниже. 29 В «Апостольских Постановлениях» говорится: «Если же место (собрания христиан) удерживают нечестивые, то ты должен бегать его, потому что оно осквернено ими; ибо как верные священники освящают, так нечестивые оскверняют» (кн. 8/34). 31 Несмотря на это и три вышеприведенных библейских свидетельства, В. Трубчик утверждает: «Ясно, что прямого повеления поклоняться кресту или еще каким-то вещественным предметам в Библии не найдешь...» («Вера и традиция», глава 9 «О кресте»). Для чего, кстати, В. Трубчик пишет о «прямом повелении»? Что, сами протестанты исполняют в Библии только то, что написано в форме прямого повеления? Ведь В. Трубчик вводит понятие «прямое повеление» только для того, чтобы умалить и сгладить значение приведенных мест Св. Писания. Протестанты не могут ни отвергнуть, ни опровергнуть, ни принять этих мест Библии. Поэтому остаётся только заявлять, что в этих местах нет прямого повеления поклоняться святыням. Но, во-первых, добрый, к тому же – библейский, пример есть достаточный повод для подражания, а во-вторых, не нужно врать: слова из Пс.98:5 «... поклоняйтесь подножию Его » написаны именно в форме прямого повеления, а Пс.131:7 содержит прямой призыв поклониться храму (то есть вещественной святыне).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Упоминает об этом и Иероним Египтянин, писатель Финикийских древностей, и Мнасей, и многие другие. И Николай из Дамасска повествует об этом в 97 (95 – по Иерониму) книге, говоря так: “есть теперь выше Миниады, большая горя в Армении, именем Варис (Барис, Βαρις), на которой, как говорят, спаслись многие беженцы при потопе, и некто сев в корабль, пристал к вершине, и остатки деревянного ковчега по большей части сохранились; может это был тот, о котором написал Моисей, законодатель Иудейский”». Ономастикон Евсевия [с параллельным лат. пер. Иеронима ]//Палестинский Сборник. Т.13. Вып.1. СПб., 1894. С.17 –18. Согласно сирийскому преданию, ковчег остановился на хребте Джебель Чуди, сирийское Карду, недалеко от озера Ван. Юлий Африкан в «Хронике» пишет: «когда вода начала спадать, ковчег сел на мель в араратских горах, которые, насколько нам известно, находятся в Парфии. Впрочем, некоторые утверждают, что эти горы были во Фригии, я был в обоих этих местах». Iulius Africanus. Chronographiae, F23.15–20 (Wallraff. Р. 50). 124 О семидесяти двух народах см. Быт 10:1–32; 11:12–32 . Численные разделы между тремя сыновьями Ноя согласуются и с «Хроникой» Ипполита. См.: Chronicon, 159 (двадцать пять колен от Сима); 73 (пятнадцать колен от Иафета); 92–129 (тридцать колен от Хама; хотя народы, происходящие от них, составляют в общей сложности тридцать два [Chronicon, 131–132]). 125 Быт 10:2 Ср. Chronicon, 60: «Греки и ионийцы происходят от Иавана». Иаван (Син.), ωαν (LXX), Яван (Евр.). Действительно это имя и слово у восточных народов часто ассоциировалось с землями греков ( Ис 66:19 ; Иез 27:13 ). Греков они называли «сынами Иавана». У ассирийцев Средиземное море называлось «Тихамтив иавнай» (греческое море), а Кипр, где ассирийцы в первый раз встретили греков, они называли «Иавнан». См. Нюстрем Э. Библейский словарь. СПб., 1995. С. 155. 126 Ср. у Иустина Философа : «Но в сердце моем тотчас возгорелся огонь, и меня объяла любовь к пророкам и тем мужам, которые суть други Христовы (Χριστο φλοι)».

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

Проанализируем этот рассказ. Артистка Светлана, далекая от христианской веры, ночью в поезде подвергается первому воздействию со стороны светящихся демонов. Душа ее целиком открывается для этого явления (проявлен интерес, отдано внимание, нет сопротивления молитвой). Контакт произошел, связь установилась. Ведь согласно учению св. Игнатия Брянчанинова , (См. ист. С.501.) «все предлагаемое демонами, должно отвергать, без всяких исключений. Произвольное повиновение демонам, хотя бы оно совершилось по их приглашению и настоянию, подчиняет человека демонам, лишает человека духовной свободы, соделывает его орудием их». После этого влияние демонов на душу прельщенной постоянно усиливается, в ней все больше начинают проявляться оккультные способности. Занятие восточными религиями и астрологией еще более усиливают их. В итоге Светлана становится послушным орудием в руках нечистых духов, «получает от них космическую информацию и энергию», и по их приказу начинает помогать другим, обретать подобные «дарования». Причем, говоря о себе, «инопланетяне» (бесы) особенной не скрывают своих целей. Их в основном заботит «наше духовное развитие в оккультном отношении».  И совершают они это «развитие» при помощи уже готовых контактеров, проводников этих мыслей, идей, энергии. Их задача – подготовить людей к принятию нового «мессии», «универсального мирового учителя» (то есть, по-православному, просто антихриста), даже имя уже известно – Аштар Шеран. Как это все хорошо согласуется с пророчеством о последних временах, приведенном в Евангелии от Матфея: «…восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно и избранных» [ Мф.24:24 ]. Кстати, показательно и само имя нового «мирового учителя». Аштар, на древнееврейском языке Аштарот, в древнем Вавилоне и Ассирии – Иштар, имя все той же греческой богини Астарты, богини войны и охоты, неба и звезд, изображающейся одетой в пламя (вспомним появления НЛО), часто с рогами на голове, с колчаном и луком (орудия убийства, смерти), стоящей на леопарде (символ кровожадности). При храме ее, кроме жрецов, были блудники и блудницы, служащие ей развратом. Поклонение этой богине сопровождалось всевозможными мерзостями. (См. Библейский словарь Эрика Нюстрема, ст. «Астарта».– Торонто. 1989. – С. 31.).

http://sueverie.net/fenomen-nlo-soglasno...

VII. Справочная литература Атлас библейской истории. РБО, М., 1995. Бакхаус Роберт. Библейский путеводитель по Иерусалиму. РБО, М, 1999. Бакхаус Роберт. Люди Библии. РБО, М., 1997. Библия в гравюрах Гюстава Доре, РБО, М., 1994. Библия в иллюстрациях Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда. Изд. «Свет на Востоке», 1991. Библия лицевая, 145 иллюстраций. РБО, М., 1995. Библейский словарь, составил Эрик Нюстрем. Изд. «Библия для всех», СПб., 1997. Библейская энциклопедия. Труд и издание архим. Никифора. М., Типография А. И. Снегиревой , 1891. Даули Тим, доктор. Библейский атлас. РБО, М., 1995. Даули Тим, доктор. Библия в цифрах и фактах. РБО, М., 2003. Даули Тим, доктор. Жизнь в библейские времена. РБО, М., 2000. Даули Тим, доктор. История Библии. РБО, М., 2001. Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем, под общей редакцией д-ра Л. Каценельсона. Изд. Общества для Научных Еврейских Изданий и Изд-ва Брокгауз-Ефрон, СПб. Католическая энциклопедия, т. 1, А-3. Изд. Францисканцев, М., 2002. Книга правил... М., В синодальной типографии, 1893. Мейчен Дж. Грешем. Учебник греческого языка нового Завета. РБО, М., 1995. Мень Александр, протоиерей. Библиологический словарь, т. 1, АИ. Фонд им. Александра Меня, М., 2002. Мень Александр, протоиерей. Библиологический словарь, т. 2, КП. Фонд им. Александра Меня, М., 2002. Мень Александр, протоиерей. Библиологический словарь, т. 3, РЯ. Фонд им. Александра Меня, М., 2002. Мифологический словарь, гл. редактор Е.М. Мелетинский. М.: Советская энциклопедия, 1991. Мифы народов мира, т. 1, А-К. Гл. редактор С.А. Токарев. Изд. «Советская энциклопедия», М., 1980. Мифы народов мира, т. 2, К-Я. Гл. редактор С.А. Токарев. Изд. «Советская энциклопедия», М., 1982. Пейн Дэвид Ф. Библейская хронология. РБО, М., 1998. Полный Православный Богословский Энциклопедический Словарь, т. 1, Изд. П.П. Сойкина, Переиздано М., 1992. Полный Православный Богословский Энциклопедический Словарь, т. 2, Изд. П.П. Сойкина, Переиздано М., 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Протоиерей Алексий Остапов (†1975), сын патриаршего секретаря, профессор Московской духовной академии 26 , высказывал по данному вопросы такие мысли: «Внешний облик пастыря также имеет не второстепенное значение. В этом отношении наши священнослужители, пожалуй, могут быть разделены на совершенно бритых и стриженых, на умеренно бритых и стриженых и на совсем небритых и нестриженых. Думается, что священник должен уважать себя, свой сан и традиции Церкви, но совершенно не обязательно отращивать волосы и бороду до поясницы. Подбривание шеи, закручивание волос в безобразные “поповские” косицы, лохматые длинные бороды, конечно, не прибавляют их носителям православия. Священник должен иметь опрятный внешний вид. Конечно, он не должен маскироваться под художника или стилягу с бородой, но и не должен быть дикобразом, пугалом. Умеренная борода и не короткая прическа всегда будут свидетельствовать о том, что батюшка не прячется, а с достоинством носит свой сан» 27 . «Попа и в рогоже узнаешь» 28 , — гласит народная мудрость. Думается, что, когда В.Даль (†1872) собирал в XIX веке словесное сокровище русского народа, эта пословица имела положительное значение и означала уважение к духовному сану. Сейчас это «узнавание» порой выражается в таких формах, как приставание пьяных на улице или же фотоохота в общественных местах при традиционно безразличном отношении окружающих.   Примечания: 1  Поснов М.Э. История христианской Церкви (до разделения Церквей — 1054 г.). Брюссель, 1964. С. 308. 2 Там же. Прим. 41. Подробнее об этом см.: Руднев В., свящ. Нечто о поповских гуменцах//Душеполезное чтение. М., 1870. Ч. З. 12. С. 112–118; Нечто о ращении власов//Творения святых отец в русском переводе. М., 1860. Год 18. Кн. 2. С. 241–242. 3  Пирлинг П. Россия и Папский престол. М., 2012. С. 129. 4 См.: Глубоковский Н.Н. Библейский словарь. Сергиев Посад; Джорданвилль, 2007. С. 509; Никифор, архим. Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия. М., 1891. Вып. 1. С. 501; Библейский словарь/Сост. Э.Нюстрем. Торонто, 1980. С. 270.

http://e-vestnik.ru/history/oblik_pravos...

Невский А. , священник. Уроки Пространного православно-христианского катихизиса. Пособие к изучению катихизиса. Тверь, 1908. (О молитве вообще. О молитве Господней. С. 105–117). Нейгум М. , священник. Святоотеческое понимание зла в мире. Курсовое сочинение по кафедре Патрологии. Приложение. Т. З. Загорск, 1980. Машинопись. («Молитва». С. 155–286). Неплюев Н. Н. Полное собрание сочинений. Т. 2. Благовест Библейский. Благовест Псалтири. Молитва Господня. 5 гл. Евангелия от Матфея. 10 гл. Евангелия от Матфея. Христианское мировоззрение. Христианская гармония духа. СПб., 1901. – 399 с. Нефедов Г. , протоиерей. Основы христианской нравственности. Учебное пособие для Регентской школы. Сергиев Посад, 1994–1995 учебный год. Машинопись. (О молитве. С. 90–95). Нефедов Г. , протоиерей. Таинства и обряды Православной Церкви. Учебное пособие по Литургике. Ч. 4. М., 1992. (О молитве. С. 32–33). Никитский С. Вера Православной Восточной Греко-Российской Церкви по ее символическим книгам. М., 1890. (О молитве. Молитва Господня. Другие молитвы... Общественное богослужение... С. 83–111). Никифор , архимандрит. Библейская энциклопедия. Иллюстрированная полная популярная. В 4-х выпусках. М., 1891. (Молитва. С. 484). Никольский А. , священник. Молитва и ее значение в жизни христианина. Смоленск, 1903. – 304 с. Никольский П. Молитва . Тамбов, 1901. – 53 с. Никольский Т. , священник. О молитве за умерших. (Рассуждение). СПб., 1847. – 173 с. Нилус С. Сила Божия и немощь человеческая. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. (...Повесть о пяточисленных молитвах. С. 311–316). Нюстрем Э. (составитель). Библейский словарь. Энциклопедический словарь. Торонто, 1982. (Молитва. С. 259–260. Отче наш . С. 294). О благоговейном совершении молитвы и чинном поведении в храме Божьем. Бм и бг. – 48 с. О вере и нравственности. Московская Патриархия, 1991. (...Молитва Господня. С. 162–166). Орлов А. С. Иисусова молитва на Руси в XVI веке. СПб., 1914. – 32 с. Остроумов С. , протоиерей. Жить – любви служить. (Очерк православного нравоучения). М., 1900. – 317 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

  001     002    003