Б   Баана и Рихав • Багряница • Баит • Бальзамирование • Бальзам • Бараны • Барс • Басня • Бахурим • Башни • Башня стада • Башня Силоамская • Бдолах • Бегемот или гиппопотам • Бедный • Беероф • Беер-Шива • Бездна • Бела • Бене-Яакан • Бера • Берот • Бес • Бессмертие • Бесплодие • Бет-Арбел • Алмон-Дивлафаим, Бет-Дивлафаим • БефБеф-АвенБеф-Гарам, Беф-ГаранБеф-ДагонБеф-ИешимофБефкаремБеф-ЛевеофБеф-НимраБеф-Орон,:Бефорон БефоронБеф-Сан, БефсанБеф-ТаппуахБеф-ФегорБеф-ХоглаБеф-ЦурБеф-ШемешБефсамис • Бецер • Беэр • Библия • Бидекар • Бич • Бифья • Благовонное дерево • Благословение, Благословлять • Блуд • Блудницы и блудники • Блюститель • Бог • Бог крепостей • Болезни • Борода • Бохим • Боцец и Сена • Брак • Брат • Братья Иисуса • Бритва, Брить • Бубаст • Буйвол • Бук • Бытие В   Ваал • Ваалаф • Ваалис • Ваал-Гад • Ваал-Гамон • Ваал-Гацор • Ваал-Ермон • Ваал-Иудин • Ваал-Меон • Ваал Цефон • Ваал-Шалиша • Ваала • Ваалаф-Беер • Вааса, Ваеса • Вавилон • Вавилонская земля • Валак • Валаам • Валла • Валтасар • Вамоф • Ванея • Варавва • Варак • Варахий • Варвар • Варнава • Варсава • Вартимей • Варух • Варфоломей • Васан • Васемафа • Вафуил • Вдова • Вдохновение • Веельзевул • Везек • Веелиада • Велиар • Венадад • Венец дома Иоава • Вениамин • Вениаминово колено • Вено • Веон • Верблюд • Вервь • Вереи • Вереника • Веретено • Верзелий • Верия • Веселиил • Ветер и вихрь • Ветоним • Вечер • Вечный и вечность • Веф-ДагонВефильВефхором • Вилдад • Вино • Виноградная лоза • Виноградник • Виноград • Вирсавия • Виффагия • Вифавара • Вифания • Вифезда • Вифлеем • Вифиния • Вифсаида • Власт • Власть • Власяница • Внутренности • Воанергес • Вода • Вода города • Водяные ворота • Возложение рук • Вознесение • Возношение • Возрождение • Броня, Война • Волк • Волосы • Волхвы • Волчцы и тернии • Вол • Вооз • Воровство • Вороны • Ворота • Ворота Источника • Ворота Долины • Ворота Ефремовы • Ворота Навозные • Воскресение • Восор • Восток • Восьмиструнная • Врач • Времена года • Время • Вретище • Всадники и скороходы • Вселенная • Второзаконие • Вугеянин • Вуз • Вульгата • Высоты • Высоты Исааковы

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1 . Колено Иудино (76500 ч.) получило южную часть земли Ханаанской, от Кадес-Варни и потока Египетского до Иерусалима, и от Мертвого моря до Средиземного моря ( Чис.26:22 ; Нав.15 ). Города, данные, при разделении земли Ханаанской, колену Иудину: Кавцеил, Едер, Иагур, Кина, Димона, Адада, Кедес, Асор, Ифнан, Зиф, Телем, Валоф, Гацор-Хадафа, Кириаф-Хецрон, иначе Гацор, Амам, Шема, Молада, Хацар-Гадда, Хешмон, Веф-Палет, Хацар-Шуал, Вирсавия, Визиофея, Ваала, Иим, Ацем, Елфолад, Кесил, Хорма, Циклаг, Мадмана, Сансана, Леваоф, Шелихим, Аин, Риммон, Ештаол, Цора, Ашна, Заноах, Ен-Ганним, Таппуах, Гафнам, Иармуф, Одоллам, Сохо, Азека, Шаараим, Кириаф-Арбы, иначе Хеврон, Цигор, Маон, Кармил, Зиф, Юта, Изреель, Иокдам, Заноах, Каин, Гива, Фимна, Халхул, Адифаим, Гедера или Гедерофаим, Ценан, Хадаша, Мигдал-Гад, Дилеан, Мицфе, Иокфеил, Лахис, Воцкаф, Еглон, Хаббон, Лахмас, Хифлис, Гедероф, Беф-Дагон, Наема, Макед, Ливна, Ефер, Ашан, Иффах, Ашна, Нецив, Кеила, Ахзив, Мареша, Екрон, Азот, Газа, Шамир, Иаттир, Сохо, Дамна, Кириаф-Санна, иначе Давир, Анаф, Ештемо, Аним, Гошен, Холон, Гило, Арав, Дума, Ешан, Ианум, Беф-Таппуах, Афека, Хумта, Беф-Цур, Г едор, Маараф, Беф-Аноф, Елтекон, Кариаф-Ваал, иначе Кириаф-Иарим, Аравва, Беф-Арава, Миддин, Секаха, Нившан, Ир-Мелах, Ен-Геди ( Нав.15:21–63 ). Примеч. Многие из этих городов были отчислены от удела колена Иудина и переданы колену Симеонову. 2 . Колено Симеоново (22200 ч.) не получило отдельного участка. «От участка сынов Иудиных выделен удел колену сынов Симеоновых. Так как участок сынов Иудиных был слишком велик для них, то сыны Симеоновы и получили удел среди их удела» ( Чис.26:14 ; Нав.19:9 ). Города, данные, при разделении земли Ханаанской, колену Симеонову: Вирсавия или Шева, Молада, Хацар-Шуал, Вала, Ацем, Елтолад, Вефул или Кесил, Хорма, Циклаг, Беф-Маркавоф, Хацар-Суса, Беф-Леваоф, Шарухен, Аин, Риммон. Ефер, Ашан, Ваалаф-Беер ( Нав.19:2–8 ). 3 . Колено Вениаминово (45600 ч.) получило удел на северо-востоке колена Иудина. На востоке оно граничило Иорданом, а на западе, простираясь до Кириаф-Иарима, – коленом Дановым; на севере оно захватывало Вефиль ( Чис.26:41 ; Нав.18:11–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Самое любопытное, что до сих пор в Интернете можно увидеть утверждения по поводу того, что Иоанн “выдумывал” названия для своих богословских целей. Если чуть-чуть знать проблему и литературу по теме, то нетрудно увидеть, откуда растут ноги. Дело в том, что еще с советского времени популярной книжкой стала “Жизнь Иисуса” Штрауса. Любопытно, что из двух томов оригинала советские пропагандисты слепили один, напрочь выкинув из работы те места, в которых Штраус резко критиковал все другие либерально-атеистические гипотезы Воскресения кроме своей собственной (которую в свою очередь долбали другие либералы). Так вот, к моменту написания книги Штрауса (середина 19 века) наши знания о географии Израиля были действительно невероятно скудны, и поэтому он мог еще с помпой заявлять, что никакой Вифезды в Иерусалиме никогда не было, однако уже с конца 19 века такие заявления становятся смешными, хотя бы потому, что в результате раскопок появляются чуть ли не три кандидата (причем, есть явный фаворит). И, например, сегодня в тех же энциклопедических справочниках можно многое узнать об истории этих раскопок. Вот, например, информация из большого библейского словаря под ред. Элеулла и Камфорта: ВИФЕЗДА (BETHESDA) Название водоема в Иерусалиме, куда приходило множество больных ( Ин. 5:2 ). Вифезда – это арамейское слово, транслитерированное на греческий язык. Так назывался пруд в Иерусалиме, который в дни Иисуса был окружен пятью портиками или колоннадами, под сводами которых можно было прогуливаться. Вифезда находилась близ Овечьих ворот, и туда приходили калеки и больные, надеясь на чудесное исцеление, для чего необходимо было в определенный момент коснуться воды. В разных рукописях встречаются другие названия этого пруда. Среди них Вифсаида («дом Велзе-фа и Везафа – два последних названия, по-видимому, представляют собой варианты от «Вефзаифа». Еще один вариант – Веф-Зафа, что значит – дом олив. Недавние исследования, в особенности изучение Медного свитка и Кумранского свитка из пещеры три, показали, что правильное название – Вифезда. Кроме того, это форма двойственного числа, а значит, там находилось два водоема. Такое прочтение показывает, что прежняя теория, согласно которой Вифезда переводится как «дом милости», неверна.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ob-avto...

Современные исследователи обнаружили, что «композиционно книга Второзакония напоминает договор между сюзереном и вассалом, причем договор, структура которого лучше коррелируется с соотвествующими хеттскими и аккадскими документами XV-XIII вв. до н.э., чем с арамейскими и асирийскими договорами VIII-VII вв. до н.э.. По сути упомянутые договоры представляют собой клятву вассала хранить верность своему сюзерену. Они обычно состоят из трех основных частей: в первой дается обзор исторических событий, предшествовавших договору, предыстория взаимоотношений договаривающихся сторон; во второй – излагаются по пунктам права и обязанности, вытекающие из договора, условия договора – собственно закон; в третьей – перечисляются угрозы и проклятия нарушителю договора и благословения тому, кто его соблюдает. В арамейских и ассирийских документах обычно отстуствует первая часть». Таким образом, даже с точки зрения археологии традиционная атрибуция этой книги Моисею может считаться подтвержденной, т.к. середина II тысячелетия до Р.Х. как раз совпадает со временем жизни пророка. Изрекши свои последние пророчества, Моисей, по слову Господа, поднимается на гору Нево и видит ту землю, куда войти он не может. Окинув взором образ вечной родины, Моисей, раб Господень, умер, по слову Господа. «И погребен в долине, в земле моавитской, против Веф-Фегора, и никто не знает место погребения его даже до сего дня» ( Втор. 34, 4–5 ). По преданию, отраженному в послании ап. Иуды, диавол спорил с архангелом Михаилом, покровителем еврейского народа, о теле Моисея, желая выдать его израильтянам с тем, чтобы они сделали их него идола. Но Архистратиг сказал: «Да запретит тебе Господь» ( Иуд. 9 ). Но на этом не завершились судьбы величайшего из Ветхозаветных пророков. Он все же попал в Палестину. Произошло это во дни Христа Спасителя, когда Он воззвал его из шеола и удостоил увидеть славу Божию не сзади, а лицом к лицу. На Фаворе Моисей явился во славе и беседовал с Господом о конце Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме ( Лк. 9, 30–31 ). Так Бог исполнил молитву, которой пророк умолял Его, дать ему увидеть Лик Создателя и войти в Землю Обетованную.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

угодникам Божиим этого св. Златоуст нигде не говорит. Он порицает лишь беспечность некоторых, что они, уповая на заступничество праведников за нас, не с усердием сами взывают ко Господу. Св. Златоуст отмечает этими местами лишь превосходство личной близости к Богу посредством молитвы, и цель его побудить беспечных, – но что он не отрицает вообще полезности наших обращений к Пресвятой Деве Марии, к святым угодникам и богоугодившим праведникам и советует прибегать к их заступничеству, об этом он говорит во многих местах своих творений. Так в 17-й беседе на послание к Коринфянам он пишет о царе Константине, собравшем из разных мест св. останки апостолов и положившем их в храме, построенном в честь св. апостолов: – «Сей, облеченный в багряницу, приходит лобызать гробы апостолов и, отложив гордость, стоит на молитве ко святым, чтобы они были ходатаями о нас пред Богом, и носивший венец имел нужду в предстательстве скинотворца и рыбаря, хотя и скончавшихся. Итак, посмеешь ли, скажи мне, Самого Владыку назвать мертвым, когда рабы Его, притом скончавшиеся, суть предстатели царей» (Нравоуч. 26-е). В первом томе своих творений он говорит то же: «Как увидишь, что Бог наказывает тебя... прибегай к друзьям Его, к мученикам и к святым угодникам; которые имеют к Нему великое дерзновение» (Т. 1, стр. 742). Кроме этого, св. Златоуст говорит о сильном предстательстве за нас Матери Божией пред Сыном Ея на небесах (Т. VI, стр. 713, 816); говорит о ходатайстве за нас святых (Т. IV, стр. 491), говорит, что хотя молитвы их имеют великую силу, но и сами мы не должны жить беспечно (Т. IX, 606). ПРАВОСЛАВНЫЙ: 1) Почитание мощей есть идолопоклонство. Господь Бог запрещал такое почитание останков. «Разве над мёртвым Ты сотворишь чудо, говорит пророк Давид, разве мертвые восстанут и будут славить Тебя» ( Пс. 87:11 ). И когда Моисей умер, то Бог скрыл место его погребения ( Втор. 34:6 ): «Погребён Моисей на долин в земле Моавитской, против Веф Фегора и никто не знает места погребения его даже до сего дня».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

В этой книге содержится одно из важнейших пророчеств о Христе Спасителе. Моисей говорит: «Сказал мне Господь: Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» ( Втор. 18, 17–19 ) Господь Иисус Христос, родившийся из среды евреев, стал воистину Пророком, подобным Моисею. Как Моисея преследовали при рождении, так и Христа хотел убить Ирод; как Моисей вывел народ из рабства египетского, так и Христос освободил всех людей от рабства дьяволу; как Моисей заключил Ветхий Завет между Богом и людьми, так и Христос заключил Новый Завет между Отцом Своим и Церковью в Своей Крови. Моисей дал Закон рабства, Господь дал Закон свободы. Лицо Моисея сияло, когда он сходил с горы, Иисус Христос сиял, преобразившись на Фаворе. Поэтому и апостолы прямо относили это пророчество к Господу Иисусу Христу ( Деян. 3, 20–24 ). Это важно помнить, учитывая, что мусульмане ложно относят это пророчество к Мухаммеду. Окончив свои пророчества, Моисей произнес благословения на тех, кто исполняет Закон, и проклятия на тех, кто разорвет Завет с Творцом. Эти благословения и проклятия оказались пророчествами, точно исполняющимися над еврейским народом и до сего дня (см. Втор. 28 –30 ). Произнеся эти предсказания, Моисей, по повелению Бога, поставил себе преемником Иисуса Навина, которому еще до этого через возложение рук дал дар Святого Духа ( Числ. 27, 15–23 ), и, наконец, он провозгласил обличительную речь против отступников, которая должна звучать как предупреждение во все века ( Втор. 32 ). Она поется и в наших церквах каждый вторник Великого Поста и на основании ее написаны вторые песни канона. Изрекши свои последние пророчества, Моисей благословил каждое колено Израиля, предсказывая участь каждого из них ( Втор. 33 ), и, по слову Господа, поднялся на гору Нево, чтобы там увидеть ту землю, куда войти он не может. Окинув взором образ вечной родины, Моисей, раб Господень, умер в возрасте 120 лет, по слову Господа. «И погребен в долине, в земле моавитской, против Веф-Фегора, и никто не знает место погребения его даже до сего дня» ( Втор. 34, 4–5 ). Произошло это 1-го адара (февраль-март).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

6:8). «И нарек.. имя месту тому — дом Божий» (Быт. 28:19). Это именно и выражается в названии «Вефиль». Веф — значит — дом, а ил — Божий. Пришел он в Месопотамию и прежде всего встретился ему колодец; приблизился он к колодцу, — колодец был закрыт, — и нашел там пастухов. Опять — по всему образ Христа. Первое явление Христа было то, когда Он пришел принять крещение, т.е. к колодцу, к источнику воды, «текущей в жизнь вечную» (Иоан. 4:14). Находит колодец закрытым: так и благодать до Христова явления была скрыта. Говорит Иаков пастухам: что вы стоите? Времени еще много: напоите стада и ступайте пасти их. А те отвечают: не можем отвалить камня, пока не соберутся все пастухи. Что же Иаков? Он один делает то, что должны были сделать многие и даже все пастухи: он берет камень и отваливает его от колодца. Как же один он мог сделать то, что едва могли сделать многие? Очевидно, и это совершено им потому, что он был образом Христа, и Писание показывает на нем силу Владыки: действительно то, достигнуть чего оказались не в силах многие, совершила евангельская благодать. У колодца встретился Иаков с Рахилью, пришедшею туда. Чуть ли не все ветхозаветные праведники находят своих невест у колодцев. Моисей у колодца встретил свою жену, дочь Иофора, Иаков — у колодца, раб Авраама у колодца встретился с Ревеккой. Повсюду браки ветхозаветных людей завязываются у колодца, так как и Христос не иначе уневещивает Себе Церковь, как от воды. Говоря кратко, пришел Иаков, хотел взять Рахиль, но вместо Рахили привзошла Лия. Этим самым мы возвращаемся к тому, что сказано было выше и что необходимо теперь воспроизвести здесь. Итак, закон не просто вошел, но привзошел; точно так же и Лия не просто пришла, но привзошла. Придти — это значит явиться прямо и открыто, а привзойти — это значит пробраться, проникнуть вместе с другим при помощи обмана. Таким именно образом привзошел и грех, привзошел дьявол, воспользовавшись законом. «Грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею» (Римл. 7:11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3972...

подвижник удостоен был такого благоволения Богоматери не за одно внешнее почтение ее возжиганием лампады, но, главным образом, за ту пламенную молитву, которую всегда возносил к Божией Матери и за подвиги своей святой жизни. И мы должны быть уверены, что благочестивым обычаем возжигать лампады пред иконами можно достигнуть пользы и спасения души своей только тогда, когда с этим будет соединена неленостная и сердечная молитва... (Астрах. Епарх. Ведом. 1893 г. 13). 2 Названного впоследствии Нисаном, который с тех пор сделался первым месяцем священного года израильтян. Месяц этот соответствует отчасти нашему марту, отчасти апрелю. 11 «Надобно ли основать веру, сотворить надежду, воспламенить любовь, просветить мудрость, воскрилить молитву, низвести благодать, уничтожить бедствие, смерть, зло, дать жизненность жизни, сделать, чтобы блаженство было не мечта, но существенность, слава не призрак, но вечная молния вечного света, все озаряющая и никого не поражающая? На все сие найдется довольно силы в одном чудодейственном слове: Христос воскресе» (Слова, изд. 1848 г. I, 44). 14 Обыкновенно, для устроения порядка, один из немолодых монахов добровольно принимает на себя эту заботу. 18 Она еще не была крещена, ибо в первые века христианства крестились, большей частью, в зрелом возрасте. 20 Недалеко от колодезя и теперь еще находятся развалины церкви, которая была построена в воспоминание беседы Иисуса с самарянкой. 21 Иоанн называет этот город именем Сихарь, т. е. ложь, в знак того, что самаряне напрасно производили себя от Авраама и считали истинным свое богослужение. Такая знаменательная перемена названий часто встречается в св. писании, напр. у пророка Ос.4:15 Вефиль (дом Божий) изменен в Веф-Авен (дом грехов). 24 Построенный самарянами, после плена вавилонского, на горе Гаразине, храм, около 129 года до Р. Хр., был разрушен Иоанном Гирканом (Antiqu. Joseph. 13, с. 9. § 1). Тем не менее гора Гаразин служила и впоследствии местом поклонения Богу. Еще и теперь небольшое самарянское общество в Наблусе, древнем Сихеме, состоящее из 150 душ, один раз в год торжественно, при чтении книги закона Моисеева, идет на гору Гаразин, приносит здесь жертвы и молится.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Шакалы, газели и кабаны населяют эту прибрежную поросль Иордана, куда к ним нередко еще заглядывает из дебрей и грозный барс. Лев, царь пустыни, не держится так близко от человека и теперь уже отодвинул пределы своих царственных охот за Иорданские берега, в безлюдные степи Аравии. Здесь, в Иорданских чащах, он гнездился во множестве не только во времена Давида, Илии или Иеремии, но даже и в средние века. Христианские отшельники палестинских дебрей еще встречали его, как своего обычного хозяина, и в житиях этих подвижников пустыни лев всегда играет какую-нибудь роль... Св. Савва выгоняет льва из пещеры, в которой устраивает свою келью. Св. Зосиме лев копает могилу для погребения обретенного им тела Марии Египетской... Иордан имеет собственно два ложа: одно – широкое каменистое, полное валунов и рытвин, ложе его бурного зимнего разлива, другое – в середине и в глубине первого, обычное летнее русло его, полное зелени и влаги, которым мы теперь любуемся... Иордан уже успел вобрать свои воды в это скромное нижнее русло, и мы спускаемся теперь к нему, так сказать, по двум порогам... Теперь уже видна нам не одна зеленая долина его, но и его серебром сверкающие быстрые струи... «Лукаво же вельми и быстро тече», выражался о Иордане своим наивным языком игумен Даниил, первый паломник русский. Зеленые берега Иордана и прохлада его влажного дыхания до того радостны сердцу путешественника, перебравшегося через сухие знойные россыпи пустыни, что без труда поймешь- почему эта река остается священной для людей в течение тысячелетий. Это оазис жизни среди царства смерти. После безлюдья, бесплодия, унылого однообразия, вдруг свежая тень леса, веселое журчание струй, движение и голоса живой жизни... Чувство внезапного воскресения в свой родной и дорогой человеческий мир сладкими замираниями охватывает душу странника, когда он оставляет за собою мертвые пустыни и вступает в священные кущи реки библейской. Мы подъехали как раз к знаменитому историческому броду Веф-Фегор, через который Иисус Навин перевел племена израильские из страны моавитян в землю Ханаанскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это река чудес для всех веков и народов. Тут и небо, и земля, и вода – полны чудесами – свидетельствуют о них. Перед нами, сейчас за этими густыми камышами и древесными чащами узенькой Иорданской долины, стелются опять такие же бесплодные пустыри, такой же пояс голых скалистых холмов, а за ними такие же, только еще более высокие, горные кручи... Это страна древних моавитян, это те исторические горы Фазга и Нево, с которых Моисей показывал народу божьему землю обетованную, остановясь на ее роковом пороге, которого ему не дано было переступить... Там, среди этих туманных гор, что неподвижно купают теперь свои вершины в синем зное солнца, поднята к высям небесным никому неведомая пустынная могила великого израильского вождя. «И остановился Израиль на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона», повествует библейский летописец. «Взойди на вершину Фазги и взгляни глазами твоими к морю и к северу, и к югу, и к востоку и посмотри глазами твоими потому, что ты не перейдешь за Иордан», объявит Господь Моисею. «И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фазги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю до самого Дана. «И полуденную страну, и равнину долины Иерихона, города пальм, до Сигора». «И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню, и погребен на долине в земле Моавитской, против Веф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня», с выразительной простотой и краткостью прибавляет летописец. Илия, грозный пророк древности, отсюда восхищен был в колеснице огненной на небо своего Иеговы... Здесь пророк Елисей, ученик и наследник славы его, скрывавшийся в Галгалах, мантиею его разделил воды Иордана и прошел посуху в землю Моавитскую. Здесь, среди вепрей и львов иорданской чащи, постился родоначальник христианского пустынножительства Предтеча Христов Иоанн; здесь громил он своими грозными обличениями «порождения ехидны», и здесь же разверзшееся небо свидетельствовало людям о возлюбленном Сыне Божием, принявшим крещение водою и духом из рук Крестителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010