Рукополагал новоизбранного обычно митрополит бет-лапатский 116 , а один из епископов, обычно кашкарский, при этом являлся в странном, по нашим понятиям, положении: служил за архидиакона. „И архидиакон, то есть епископ кашкарский, возложив на плечо свое [по-диаконски] орарь, возглашает „lam“ (Мир!)“ 117 . Экскурс В. Смутное время в истории сиро-персидской церкви Для этого очерка я располагаю только теми небогатыми данными, которые собраны в J.S.Assemani Bibliotheca Orientalis (Romae 1725.28), III, 1, pp. 620–623; III, 2, pp. 948–951, в Gregorii Barhebraei chronicon ecclesiasticum edd. J.B.Abbeloos et T.J.Lamy (Lovanii 1877), III, 567–576, и в P.B.Gams Series episcoporum ecclesiae catholicae (Ratisbonae 1873), 456. 457. – Неурядица начинается с того, что поставленный в „католикоса-патриарха Востока“ 118 в феврале 1318 г. Тимофей II есть последний католикос, о котором сохранились надлежащие сведения. Дальнейшие списки составлены на основании известий отрывочных и случайных, и едва ли можно ручаться даже за то, что Денха II был непосредственным преемником Тимофея II. Самоочевидно и то, что списки А и Б едва ли полны. А потому читатель благоволит не придавать особой ценности и самому счету имен (Элия XII, Элия XIII, Шимъон XIII, Шимъон XIV, и т. п.): я воспроизвожу эти цифры так, как они поставлены у Abbeloos-Lamy, вот и весь их raison d’être. Даже и там, где, по веским основаниям, я отказываюсь от этих цифр, я ставлю их в (), а свой счет веду славянскими цифрами. Список В дан на основании Gams. Читатель благоволит не удивляться и тому, что не только для европейцев, но и для самих сиро-халдеев трудно различить этих преемствующих патриархов друг от друга: в XV и XVI вв. вошел в силу тупоумный обычай – при хиротонии в патриарха принимать все одно и то же имя (смотря по ветви: или Элия, или Шимъон, или Йосеф). Линия А (Багдад, Мосул) 83 Тимофей II с февр. 1318 †1328 Денха II преемник Тимофея II жив в 1360 – 1364 гг. Шимъон II Вдовство кафедры 9 лет и 9 месяцев Шимъон III Элия IV Шимъон IV жив в 1445 г. Шимъон V на кафедре в 1447 г. и 1490 г. † 1503. Элия V † 1504. Шимъон VI жив в 1530 г. [†5 августа 1538 г. ] Ишояв Шимъон VII брат Шимъона VI с 1538 † 1551.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Затем помечено: «[окончи]лись исповедники [запа]да». В этой своей части сирский мартирологий, бесспорно, является прототипом позднейшего Martyrologium Hieronymianum (наилучшим образом изданного Ioh. Bapt. de Rossi et Ludov. Duchesue в 1894 г. в Acta SS., Novembr., t. II, 1). Далее следует та часть (не отразившаяся в Hieronymianum), которую я называю прибавлением. 225 Выписываю эти имена: – – – – или в транскрипции латинскими буквами: aba-dly-bula zt [не bula u-zt, следовательно, «Бульха-хазат» – не два лица, как полагают W. Wright и L. Duchesne, а одно] u-aprht u-mnpilus- milus-u-abursm u-syny. 2. Дале, а, может быть, и Далай. Это имя, dly, носил и митрополит бет-лапатский, присутствовавший на VIII соборе в 577 году. Проф. Гвиди; ZDMG., 43, 408, основательно предполагает, что это имя – уменьшительное от , имя одного из сыновей Амана (Есфир. 9, 8 евр.). Кроме того, с именем d e lyhû d e lyh известны два лица до плена и три лица после плена ( 1Пар. 3, 24 ; 24, 18; Иерем. 36, 12. 25; Ездр. 2, 60 ; Неем. 7, 62; 6, 10 ). Основная идея в этих именах, по-видимому, – «спас Господь из беды», собств.: вытащил, словно ведро, из колодезя. 3. «Булъха хазат»=«Булъха увидела». Подозреваю, что Булъха – имя неизвестного женского божества. 4. Афрахат, правильнее без alap h protheticum Фрахат, Phrahates Φρατης. – Зассе (C.I.F.Sasse, Prolegomena in Aphraatis Sapientis Persae sermones homileticos, Lipsiae 1879, p. 5, n. 2) имя «frahâd» понимает в смысле «praepositus, dux» от иранского (перс. и зенд.) «fra» [=санскр. «рга " ] προ, ргае, пред, и новоперсид. «nihâdan» ропеге, полагать. Но, признаюсь, я не понимаю, куда же девался слог «пи-». Но санскр. «sat» (participium praesentis от «as-», «as-mu» ес-мь) значит не только qui est, сущий, ens (вместо sens), ν, но и bonus probus praecipuus. В зендском от «ан-ти» ес-мь participium praesentis «ha n t» (accusativ. sing, ντα [s]ent-em санскр. «santam», зенд. «ha n tam», instrumental. sing ± ντι санскр. «sata», зенд. «hata»). В персидском, не любящем ринезмы, имя «frahat[a]» не означало ли προ- ν prae-sens не в смысле предсуществующий или присутствующий, а в смысле самый настоящий " пре-сый» т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

В данных канонах мы видим, что служение патриархов четко отделяется от служения других архиереев, и что «примат Петра» перенесен исключительно на Рим. Папа Рима прямо называется «патриархом патриархов». Напомним, что мы имеем дело не с западным документом, а с восточным, имеющим большое хождение среди несториан и монофизитов. Каким образом в этой среде возникло учение о примате Римского епископа? Если принять верной датировку М. ванн Эсбрука и счесть «Собрание 73-х канонов Никейского Собора» сочинением V в., то можно логично предположить, что концепция Римского примата стала естественным развитием тех учений о «примате Петра», которые мы видели в документах Персидских соборов 410 и 424 гг. Поскольку, как ясно видно из речи Агапита Бет-Лапатского, «примат Петра» может быть только один, то нужно было кому-то его усвоить, и далекий Рим подходил для этого идеально. Поскольку в 73-х канонах говорится, что вселенная разделена между четырьмя кафедрами, одной из которых является Антиохия, то возникновение этих канонов можно усматривать именно в Антиохийском Патриархате. Действительно, то приниженное положение Селевкийского Католикоса, которое описано в этих апокрифических канонах, никак не соответствует учению Персидского Собора 424 г. о католикосе, равном всем патриархам и неподсудном никому на свете. Таким образом, вероятно именно так Антиохия приспособила свой «примат Петра» к «международным реалиям»: с одной стороны, размазав его между всеми патриархами, а с другой, в эксклюзивном смысле приписав далекому Риму.  В итоге, можно сделать несколько выводов:     Обзор интересующего нас периода, вместе с необходимой библиографией – Garosian N. La Perse//Histoire du Christianisme des origins à nos jours/Ed. Mayeur J.-M., Pietri Ch. et L., Vauchez A., Venard M. T. 3. Paris, 1998, pp. 1103-1124. Labourt J. Le Christianisme dans l Empire Perse sous la dinastie des Sasanides (224-632), Paris, 1904, pp. 78-79. Chaumont M.-L. La Christianisation de l Empire iranien des origins au grandes percécution de IV siècle//CSCO 499, Louvain, 1988, pp. 137-147.

http://bogoslov.ru/article/1841861

3. «Первенства» среди епископских кафедр и все «прерогативы» отдельных Церквей были установлены не апостолами, а отцами и императорами. Все эти «первенства» и «прерогативы» были установлены в позднейшее время для удобства управления, и, соответственно, для удобства управления могут быть изменены . Таким образом, византийская полемика резко разводила «примат Петра» и вообще «преемство апостолам», с одной стороны, и «первенства и прерогативы» кафедр, с другой. Преемниками апостолов равным образом признавались вообще все епископы вселенной, и этим данная проблема радикально снималась, а неравенство между ними понималось как своеобразное удобство, учрежденное по ходу истории исключительно в силу церковного благочиния. Наиболее ярко этот тезис Варлаама выразил св. Нил Кавасила: «Я не считаю необходимым делать в настоящем вопросе изыскания о начальстве блаженного Петра, о том, был ли он начальником других Апостолов и в какой мере ему подобало подчинение со стороны священного лика; пусть каждый имеет свое мнение. Но я только утверждаю, что папа не от блаженного Петра имеет первенство среди прочих епископов [... ] а от блаженных отцов» . В этом итоговом сведении аргументов, прежде всего, обращает на себя внимание отождествление «служения первенства» самого по себе и «прерогатив кафедр», которые вытекают из первенства. В рамках мысли Варлаама и последовавших за ним полемистов это одно и то же. Может показаться, что, собственно, православной точкой зрения является отрицание учения о каком-либо особом «служении первенства» среди епископов самом по себе, а утверждение о существовании такого «служения» как раз и является папизмом. Однако, исследуя восточное богословие, такой вывод представляется поспешным. Для показания этого сделаем краткий экскурс в византийские представления о «служении первенства».   2. Византийские представления о «первенстве среди епископов» до Х в. Многие исследователи видят уже в эпоху составления новозаветных текстов наделение какого-то одного из апостолов «особым служением», которым в иудейском контексте являлось служение иудейского первосвященника . Тексты донесли до нас обрывки предания о наделении таким «исключительным служением» не только Петра, но и некоторые конкурирующие традиции, в которых фигурирует, например, апостол Иаков . Как бы там ни было на самом деле, для IV–V вв. у нас есть свидетельство о том, что в Антиохийском патриархате существовала концепция «особого служения» Антиохийского патриарха, на основании специфически понимаемого «первенства» апостола Петра, который поставил первого Антиохийского епископа. В силу этой концепции «примат Петра» – один на весь мир, и только Антиохийский епископ может обладать им, тогда как все остальные епископы вселенной должны рассматриваться как подчиненные обладателю этого примата. Эту концепцию донес до нас Агапит, митрополит Бет-Лапатский в своей речи .

http://bogoslov.ru/article/1876128

226 Мученики едесские („amôna w-Gûryâ maudyn“ 15 ноября, „abîby maudynût h â b h nûra, исповедание во огне“, 2 сентября=мин. Вас. 15 ноября: θλησις τν γων μολογητν [­ maudyn! ориентализм в выражении] Г ουρα, Σαμων κα Αββου, μαρτυρησντων ν Εδση τ πλει) и нисивинские (после 7 апр.; 30 июля) записаны уже в первой части как „исповедники западные“. Следовательно, „исповедники, убиенные на востоке“, жили восточнее Нисивина, – в пределах парфянско-персидского царства. 227 Даже и акты св. Симеона не во всех подробностях достоверны. Напр., Bedjan II, 131: „мар-Шимон, архиепископ и католикос церкви востока, который первый в земле восточной просиял в добром свидетельстве Божием, и Гаддъяв и Савина, епископы бет-лапатские, и Йоханнан, епископ хормизд-ардширский, и Болида, епископ прат-д-майшанский, и Йоханнан, епископ карка-д-майшанский, и девяносто семь пресвитеров и диаконов и Гухшатазад, глава евнухов, – которые вместе с блаженным Шимоном увенчались в добром свидетельстве Божием“. Два епископа бет-лапатские пострадали вместе со св. Симеоном! Это самоочевидная историческая невозможность. Если и Гаддъяв, и Савина были, действительно, епископы бет-лапатские, то один из них пострадал или ранее (что не очень вероятно) или позже св. Симеона. Вероятно, одним из первоисточников для Маруты (ср. «Хр. Чт.» 1899. стр. 803) был список „исповедников“, подобный тому, которым пользовался составитель мартирология 411–412 г. Копия у Маруты была более исправная (мартирологий читает: „Болида и Бар-Авда, и Йоханнан, епископы прат-д-майшанские“; Марута же называет Йоханнана епископом карка-д-майшанским), но ошибка могла быть и в ней (Савина мог быть одним из епископов бет-хузанских, но не бет-лапатским); и, во всяком случае, это был сводный список всех „исповедников“ первых семи лет гонения (до марта-апреля 346 г., когда † св. Я’ков, пресвитер из Тлаты-Шлилы, men tlt h â šlîlâ), и Марута, вероятно, не всегда умел отличить современников св. Шим’она от исповедников, увенчавшихся в следующие шесть лет гонения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Prof. Ignazio Guidi Ostsyrischen Bischöfe und Bischofssitze im V. VI. und VII. Jahrhundert в Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft, Bd. 43 (Leipzig 1889), SS. 388–414. В сирском сборнике соборов приводятся имена отцов и каноны двенадцати «соборов восточных», «sûnhd h ôs d-mad h eny». Древнейший из них – в Селевкии при католикосе Исхаке 1 февраля 410 г., позднейший – в Дайрин-Газарте при католикосе Гиваргисе I в мае 677 г. Имена отцов десятого собора (при Савришо в мае 596 г.) не сохранились. Сами католикосы обычно подписываются очень скромно: напр., S. 394: «я, Исхак, епископ-католикос, соглашаюсь со всем вышеписанным»; S. 398 (в 485 г.): «я, Акак, епископ-католикос востока, соглашаюсь, и проч.». Но другие о них выражаются весьма высокоторжественно; напр., S. 396 на III соборе 430 г.: «мар-Дадишо, католикос и великий глава епископов [­ μγας ρχιεπσκοπος] и правитель (mda-b be rnâ) всего христианства востока»; S. 390 (в 596 г.): «в преподобное правление отца отцов и пастыря пастырей, отца нашего блаженного назорея (nzîr) телом и духом мар-Савришо, католикоса патриарха». Полны смысла также и подписи митрополитов. Напр., S. 398 (cf. SS. 400. 401. 402. 403) на IV соборе 485 г.: «Хай, епископ-митрополит прат-д-майшанский», «Папа, епископ бет-лапатский, митрополит бет-хузайский», «Йоханнан, епископ карка-д-бет-слокский, митрополит бет-гармайский»; или – в форме еще более развитой – S. 402 (на VI соборе 544 г.); «Ханнана [епископ города] Арбеля и митрополит его и всей страны хдаявской (ât h râ d h -d h ayab h )»; «послание мар-Ма’ны, епископа (города) Рев-Ардашира и митрополита его и всей страны персидской». Таким образом, в иерархическом положении митрополитов отчетливо различены две стороны: их potestas ordinaria et immediata как епископов в церкви их города и их potestas mediata как митрополитов над другими церквами в их «стране», в их «ипархии» (hûparkiyâ=собственно παρχα, praefectura, область, подведомая παρχος ­ praefectus praetorio, область, равная четверти римской империи и, след., более обширная, чем патриархат; тогда как правильное и точное παρχα­ргоиипсиа – область, подведомая παρχος ­ consularis и даже простому praeses).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

По кончине Ишоява IV † 14 мая 1025 г. епископ ан-ну’манийский местоблюстительствовал даже три года. Assemani, III, 1 р. 264. Древняя африканская церковь для временного управления вдовствующими епископиями и подготовки разумного избрания преемника почившему нередко назначала своего рода местоблюстителей. Назначенный для этого епископ назывался interuentor episcopus или intercessor. Канон собора карфагенского 13 сентября 401 г. (Codex Ecclesiae Africanae, с. 74) вменяет епископу-интервентору в обязанность – выполнить свою задачу в годичный срок; если же в это время невозможно было подготовить выборы, то, во всяком случае, по истечении одного года назначали другого интервентора. 116 По-видимому, митрополиты бет-лапатские крепко держались за эту привилегию их кафедры. В 780 г. был рукоположен католикос Тимотеос I. На соборе для его избрания митрополит бет-лапатский не присутствовал, и рукополагал Тимофея, вероятно, митрополит бет-гармайский, как princeps metropolitarum, rîš merîpô1i этого собора. Но Апрем бет-лапатский (джундайсабурский) наотрез отказался признать Тимофея католикосом. После долгой борьбы Тимотеос I решил сдаться и – во второй раз получить хиротонию в католикоса от руки митрополита джундайсабурского. Этот «чин» и был уже начат, но не был доведен до конца: тронутый невозмутимым смирением рукополагаемого, Апрем сам поклонился ему, и примирение между ними состоялось. Assemani, III, 1, рр, 159–161. 117 Вероятно, «мир с нами!», диаконский возглас в богослужебном сиро-халдейском чине. И прочие диаконские возгласы при хиротонии произносит «архидиакон " -enuckon.–Assemani, III, 2, р. 670. 119 В настоящее время patriarcha Babylonensis Chaldaeorum – Гиваргис Авдишо Хайят (Khayyath, т. е. χayyâ, арабское швец, портной), род. 3 / 15 окт. 1827 г. в Мосуле, но питомец римской Pontificio Collegio Urbano della Propaganda; 16 / 28 октября I860 г. рукоположен во епископа амадийского (Amadîyah. в Курдистане под φ=37°5».48 λ ­ 43°23».52), 16 /28 марта 1879 г. перемещен на кафедру амидскую (диарбакирскую), избран в патриарха 16 / 28 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Ассемани читает «men epîsqôp’» от епископов, ab episcopis, и должен разуметь епископов-суффраганов ( επαρχιται) великой ипархии Бет-Арамайе, подчиненных католикосу как митрополиту,– а вследствие этого под «всеми [прочими] епископами» вынужден разуметь уже всех епископов церкви сиро-персидской, подчиненных [архи]епископу селевкийско-ктисифонскому только как католикосу (патриарху). Но как же можно было до созвания собора и – так сказать – помимо митрополитов убедиться в согласии «всех епископов»? К такому στερον– πρτερον чтение «men episqôp’» приводит неизбежно. 92 Это «если» предусматривает тот возможный факт, что в момент смерти католикоса кафедра бет-лапатская будет вдовствовать. В таком случае местоблюститель будет поставлен в необходимость писать прежде всего к митрополиту прат-д-майшанскому, и т. д. 94 w-d h a-Mšîeh. Всякий понимает, что слова «и Христа Его» здесь стоят как взаимно заменяющие вместо «и Сына Его», " и Бога Слова». И так пишут католикос и епископы, жившие после бет-лапатского собора 483 г., на котором церковь сиро-персидская приняла так называемое несторианское вероисповедание. Кто думает, что этим живым «несторианам» [не теоретическому несторианству, мыслимому как доктрина, развившаяся неуклонно по законам формальной логики] была присуща тенденция – принизить Лице Христа и что, именуя св. Деву «христородицею», они имели намерение сказать, что она родила простого человека: тот, читая настоящее место, может судить, насколько основательны подобные дедуктивные подозрения. 96 Строгость тона синодики достаточно объясняется тем, что католикосу Аве I пришлось самому считаться с последствиями схизмы между католикосами Нарсэ и Элиша и удалось покончить с нею и восстановить порядок в церкви. Понятна заботливость, чтобы впредь не было расколов при выборах патриархов. Однако по смерти Авы I выборы состоялись при обстоятельствах, далеких от идеала церковной свободы, и-увы! – преемником Авы I был не кто иной, как Яусеф, первый и последний католикос этого имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

И избрал он Нарсая, ибо он был учен, образован, прилежал посту и молитве и почитанию книжному. И написали люди (акт) и подписались (под ним, заявляя), что они довольны избранием его, пред евангелием (букв, „в присутствии евангелия“) в церкви аспанирской, и умоляли отцов рукоположить его. И отправился Юзак в Хольван к царю – испросить позволения на это. [Между тем] составился скоп из [нескольких] епископов и верных с Елиссеем, и они недовольны были избранием Нарсая. И был Элиша из жителей аль-Мадаина (­Maôz’), и был благосклонен к нему Кобад за его познания во врачебном искусстве; ввиду этого и Шила выдал за него замуж дочь свою и составил завещание [с целью] закрепить за ним достоинство католикоса (ап yaъquda lahu-l-ga θaliqata baъdahu) после своей смерти. И привлек он на свою сторону несколько (wa-çâra maъahu-1-qauma) отцов, и закрепили за ним патриаршество в Аспанире, и это [сделано] в нарушение обычая. И поддерживал его (Елиссея) Беройе, [лейб-]медик царя (byruy mutaabbibn-1-maliki). И Нарсай, боясь, что Елиссею удастся [его замысел], захватил церковь аль-мадаинскую, и собрал державших его сторону отцов (man igmamaъa lahu mina-l-abâi)“. „И рукоположение Нарсая было в пятницу, в которую празднуют малое осанна (al-šaъânîna-l-ça γîra)“ [следовательно, 25 марта, если только все это происходило в 522 году, и в таком случае эта дата вместе показывает и то, что в сиро-персидской церкви тогда благовещения 25 марта еще не праздновали]. – Тот же Амру (Assemani, II, 409) говорит, что Нарсая в церкви аль-мадаинской рукоположил Джаухар (guhr), митрополит нисивинский, а Елиссея в церкви аспанирской – Давид, митрополит марвский. Но Яков, митрополит джундай-сабурский, Шмуель, епископ кашкарский, и Павлос huzitarum episcopus [проф. Гвиди, ZDMG. 43, S. 409, Anm. 2, справедливо полагает, что это был Павлос, епископ бет-лапатский, митрополит бет-хузайский, современник собора 544 г., на котором присутствовал и Шмуель кашкарский, SS. 401. 402; понимать huzitarum episcopus буквально, в смысле „епископ ахвазский“, невозможно потому, что Юзак ахвазский, конечно, Нарсая признавал католикосом] не признавали католикосом ни Нарсая, ни Элиша.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Дан. 8, 2 b e -šûšan ha b -bîrh a šer b e -ъêlm ha m -m e dînh) – делом и словом „всякий день учил жителей“ города истине, „три года“ подвизался в бедах и теснотах, „и там [восходя] от степени в степень в любви к церкви Божией, достиг епископства, [получив] рукоположение от Гаддъява, епископа бет-лапатского, который и сам увенчался в добром свидетельстве за дело Христово“. «В те годы, которые провел там блаженный Милес», он употреблял все свои усилия на благо „города, который не обратился“, и много раз подвергался всяким озлоблениям: его и „побивали камнями на площадях, и волочили [по улицам], и выгоняли вон“ из города. Наконец, „увидел“, что жители города упорно держатся „идолопоклонства и магусейства“, ba-ptakrûta w-ba-mgûšûta, и удалился. „В день, в который он вышел“ из города, он предрек ему грядущее бедствие (Созомен выражается очень энергично: ς δ οδνα πεισε χριστιανσαι, χαλεπς νεγκ ν, πηρσατο τ πλει, κα νεχρησε). „И спустя три месяца по выходе его“, выдающиеся представители города чем-то навлекли на себя царскую опалу и – nota bene! не называемый по имени – царь послал на город триста слонов, которые разрушили город и раздавили его жителей под его развалинами. Место, покрытое руинами, распахали и „засеяли горчицею“. В таком запустении оно „по мученичеству“, остается „ъdamâ lyaumnâ“, даже доднесь. Между тем, св. Милес, „имея при себе только евангелие в сумке“, отправился в Иерусалим, а оттуда „в Александрию град ради слуха о блаженном aunmys (что, видимо,=E νμιος, но есть и вариант: amuns= μμωνος), ученике Антония (anun), главы монахов“ [речь, видимо, о св. Амуне, ’А μον, питрийском], „и пробыл там два года“. На возвратном пути Милес „пришел в Нисивин“, когда там „ церковь строилась рукою Я’кова епископа“. (Элия нисивинский пишет под 624 г. селевкидов: „в этом году мар Я’ков, епископ нисивинский, начал строить храм великий и закончил постройку в течение семи лет“, следовательно, в 313–319 гг. по р. Хр.). Из Нисивина Милес пошел в Хдайяв; затем мы встречаем его в Бет-Армайе, потом в Майшане, наконец, в стране разикайев, где он и пострадал.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   001   002     003