Наиболее многочисленной римско-католич. общиной края являлся польск. Рождество-Богородичный приход в Бердянске, для которого в 1857 г. был сооружен храм, разрушенный в 30-х гг. XX в. К Бердянску были приписаны филиальные костелы в нем. колониях Нейгофнунгской (Романовской) вол.: Нейгофнунгсталь (ныне с. Долинское Бердянского р-на), Ней-Штутгарт (ныне с. Подгорное Приморского р-на), Вальдегейм (ныне с. Владовка Черниговского р-на). Бердянский костел до 1917 г. являлся центром Приазовского деканата, к которому относились приходы в Мелитополе, Бахмуте, Луганске, Макеевке, Таганроге и Ростове-на-Дону; деканат входил в состав Тираспольского диоцеза. В 1996 г. приход в Бердянске был возобновлен при участии местной польск. общины, к-рой удалось построить в 2004 г. новый Рождество-Богородичный костел. В Мелитополе в 1994 г. была открыта часовня святых Кирилла и Мефодия, в 2007-2016 гг. построен Успенский костел, относящийся к Харьковско-Запорожскому диоцезу. С 2002 г. в Приазовье действуют общины Украинской греко-католической Церкви. В 2002 г. открыт храм св. Иосафата в Бердянске, в 2011 г.- Рождество-Богородичный храм в Мелитополе, в 2012 г.- Благовещенский храм в Приморске, в 2013 г.- Вознесенский храм в с. Лазурном Мелитопольского р-на, в 2015 г.- Ильинский храм в с. Снигиревка Токмакского р-на; последний обустроен в здании бывш. меннонитской кирхи. Лит.: Бельский А. В. Старообрядцы и архиепархия юга Украины в XVIII-XX вв.//Культура народов Причерноморья. Симферополь, 1997. 2. С. 112-116; он же. Запорожские старообрядческие общины//Там же. 2000. 15. С. 51-56; Ноздрина Л. Ф. Старообрядцы в нашем городе// Она же. Записки краеведа: К 180-летию основания г. Бердянска. Бердянск, 2007. С. 22-23; Крылов Н. В. Очерки по истории г. Мелитополя, 1814-1917 гг. Запорожье, 2008; Борщевич В. Т. Meлimonoльcьko-Tabpiйcьkuй Серафим (Кушнерук): Повернення iз небуття//Юго-Запад. Одессика: наук. альм. Од., 2009. Вип. 7. С. 223-228; О., Щур Ю. Украïнська автокефальна православна церква на Зanopiжжi niд час нацистськоï okynaцiï.

http://pravenc.ru/text/2562912.html

Что же касается диалога между Церковью и государством по выработке принципов их сосуществования, то здесь очень важно, чтобы Церковь и государство взаимно придерживались принципа невмешательства во внутренние дела друг друга и трудились, каждый на своем поприще, для общего блага   всех граждан, всей страны. Украинская Православная Церковь считает возможным сосуществование УПЦ КП, кришнаитов, буддистов, баптистов, мусульман, ламаистов и всех прочих представителей разных вероучений, не православных. И также оставляет за собой Богом данное право обличать и бороться за чистоту Евангельской веры, за чистоту Православия принятого Великим Князем Владимиром и донесенным до наших дней. Киевская Митрополия и по сей день является тем бесспорным и единственным духовным центром Украины, где полноценно окормляются миллионы православных христиан. Свыше тысячи лет Митрополия соединена неразрывными духовными связями со всей Полнотой Вселенского Православия – и в этом ее духовная непоколебимость! И каждому, кто желает быть в лоне Украинской Православной Церкви, под Ее благодатным Материнским омофором, двери всегда открыты. И нужно помнить, что анафема — не окончательный приговор для согрешившего, а лишь сугубо крайнее средство   для достижения покаяния и осмысления своей жизни. Нужно проникнуться тем сознанием, что Господь всегда готов принять и простить, как блудного сына, как блудницу, как мытаря простить и обнять, ибо каждый из нас, даже самый последний грешник любим Им даже до Голгофы. И эта любовь безгранична, если человек хоть сколько приложит усилий выйти навстречу Богу и увидит, что Господь его уже простил и радостно ждет в Свои Отеческие объятия… Протоиерей Владимир Савийский , настоятель Свято-Никольского собора г. Приморска, Бердянская епархия Использованная литература: «Церковные расколы в Украине», Священник Ростислав Ярема, Киев, 2007. Церковный Календарь за 2007 год Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/sovremennoe-sostoyanie...

44. Цареводаровка (от слов: царский дар) – по берегам р. Корсак, на ровной местности, где был ногайский аул Улькон-Сасикстагун. Место это заняли после Крымской войны болгары из колонии Дермендере, отчисленной по парижскому трактату к Молдавии. Церковь , каменная, с такою же колокольнею, построена прихожанами и освящена 14 февраля 1872 г. во имя св. великомученика Димитрия. Но первая церковь здесь была устроена в 1862 г. из мечети. Причт: священник и псаломщик. Содержание: от казны 94 р. 8 к. и от прихожан 900 р. и 180 д. земли. Живут в собственных домах. Приход – селение Цареводаровка и деревни: Строгановка, Владимировка, Новопоповка и приморский посад. В Строгановке, расположенной на месте бывшего аула Кичкине-Сасикстагун, в 3 верстах от Азовского моря, живут болгары-пришельцы. Они же с малороссами живут с 1864 года и во Владимировке, расположенной на месте бывшего аула Алшин, а в приморском посаде (в 1 версте от Азовского моря) жили прежде вольные матросы. Прихожан 1654+1590=3244. Дух. 7+4. Прихожане занимаются преимущественно земледелием и овцеводством, но есть у них и виноградники. Здесь десятина пшеницы дает 3–7 четвертей, ячменя – 10 четвертей. Ржи сеют мало. В Цареводаровке бывают две незначительные ярмарки и имеются две конторы для покупки хлеба и высылки его в бердянский порт и за границу. 45. Покровка – на большой почтовой дороге из Бердянска в Мелитополь, по обеим сторонам небольшой балки. Здесь было 4 ногайских аула: Окую, Юзуи, Салтыкой и Шуют-Джурет. Простой народ и доселе Покровку называет Шуют-Джурет. Церковь , каменная, построена прихожанами и освящена 14 ноября 1874 г. в честь Покрова Божией Матери, вместо прежней, временной, освященной в 1862 году. Причт: священник и псаломщик. Содержание: от казны 180 р. и от прихожан 900 р. и 49 ½ д. земли. Живут в общественных домах. Прихожане – великороссы и малороссы, вышедшие сюда из Андреевки, бердянского уезда, и из губерний: полтавской, харьковской и черниговской. Их 1576+1537=3114. Дух. 4+4. Занимаются почти исключительно хлебопашеством, имея по 6 дес. земли на душу. Народ трудится, но заметно беднеет от частых разделов и склонности к нетрезвой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

1 мая 2023 года собрание священнослужителей Бердянской епархии (76 из 86 клириков при 5 отсутствующих и 5 против) обратилось к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с письмом, в котором, сообщая об отъезде из епархии епархиального архиерея Преосвященного митрополита Бердянского и Приморского Ефрема, таким образом де-факто отказавшегося от дальнейшего исполнения своих архипастырских обязанностей, просит Святейшего Патриарха «принять их под свой первосвятительский отеческий омофор», дабы «наладить полноценную жизнь епархии». Ранее митрополит Ефрем подтвердил в телефонном разговоре с управляющим делами Московской Патриархии Преосвященным митрополитом Воскресенским Дионисием, что отбывает из Запорожской области в дальнее зарубежье. Прецедентом разрешения подобной ситуации является указ 362 от 7/20 ноября 1920 года святителя Тихона, Патриарха Московского, Священного Синода и Высшего Церковного Совета. Согласно пункту 7 этого указа епархиальный совет или духовенство и миряне епархии, лишенной архиерея вследствие передвижения линии фронта или изменения государственной границы, обращаются к ближайшему или наиболее доступному по удобству сообщения епархиальному архиерею. Таковой вступает в управление данной епархией сам или командирует для управления этой епархией своего викария. ПОСТАНОВИЛИ: В связи с фактическим оставлением Преосвященным митрополитом Бердянским и Приморским Ефремом своей кафедры и отсутствием возможности для беспрепятственного урегулирования положения Бердянской епархии Синодом Украинской Православной Церкви, в ответ на обращение духовенства Бердянской епархии: 1. Принять Бердянскую епархию в непосредственное каноническое и административное подчинение Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду Русской Православной Церкви с последующим вынесением данного решения на рассмотрение Архиерейского Собора. 2. Констатировать, что Бердянская епархия, вследствие изложенных выше обстоятельств, оказалась лишена епархиального архиерея. 3. Преосвященным Бронницким, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, быть епископу Искитимскому и Черепановскому Луке с освобождением его от управления Искитимской епархией, выражением благодарности за понесенные труды и поручением ему управления Бердянской епархией.

http://patriarchia.ru/db/text/6027150.ht...

Автономная УПЦ имела в Мелитополе кафедральный собор, также во имя св. кн. Александра Невского, открытый в здании, в к-ром до войны работал центральный крытый рынок города. Выбор места был не случаен, т. к. на этой территории находился прежний кафедральный Александро-Невский собор, разрушенный в 30-х гг. XX в. В период оккупации в Мелитополе действовали также Алексиевский храм в пос. Круча, Николаевский храм в микрорайоне Нов. Мелитополь, Троицкий храм в пос. Кизияр и кладбищенский храм Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. В Мелитопольском р-не были открыты церкви в селах Песчаное, Терпенье, Нов. Николаевка, Вознесенка, Семёновка, Богдановка, Троицкое и Константиновка. В г. Осипенко (ныне Бердянск) в период оккупации возобновились богослужения в Христорождественском соборе, кладбищенском Николаевском храме и Кирилло-Мефодиевском храме в Рабочем поселке. Осипенковский (ныне Бердянский) р-н был территорией наибольшего распространения молоканства (см. Молокане ), в одном из центров секты - с. Нововасильевка (ныне поселок Приазовского р-на) в 1941 г. с миссионерскими целями был возрожден Богородице-Владимирский приход. Церкви были переданы старинные городские храмы края: Христорождественский в г. Васильевка, Николаевский в Ногайске, Николаевский и Покровский в г. Пологи, Успенский и Вознесенский в Б. Токмаке. В ряде городов и местечек все дореволюционные храмы и часовни были разрушены. Поэтому Троицкий приход в г. Гуляйполе, Петропавловский приход в г. Молочанске, Покровский в Орехове и Казанско-Богородичный в пос. Акимовка разместились в частных домах (ЦГАВОГВУ. Ф. 4648. Оп. 2. Д. 24. Л. 166-168). В пос. Партизаны (ныне Новопавловка) Приморского р-на и в пос. Кизияр Мелитопольского горсовета храмы располагались в бывш. церковных сторожках. При освобождении Мелитополя от фашистов в окт. 1943 г. подавляющее большинство духовенства во главе с еп. Серафимом уехало в эмиграцию. Регион покинули почти все автокефалистские клирики. В Мелитополе остались двое священнослужителей - настоятель Александро-Невского собора прот. Василий Углянский (вскоре переведен в Крымскую епархию) и настоятель Алексиевского храма в микрорайоне Круча свящ. Феодор Станкевич. При этом были даже случаи открытия новых храмов. Так, в с. Б. Знаменка в 1944 г. был возобновлен единоверческий приход, существовавший до 1938 г., его настоятелем стал бывш. старообрядческий свящ. Прокопий Чурков.

http://pravenc.ru/text/2562912.html

О выставке Экспозиции СМИ Бердянская и Приморская епархия 29 марта 2007 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о разделении Запорожской епархии на две самостоятельные епархии: Запорожскую и Бердянскую. В составе Запорожской епархии оставлены г. Запорожье, Запорожский район и благочиния: Мелитопольское, Васильевское, Днепрорудненское, Веселовское, Новониколаевское, Ореховское, Вольнянское, Воднянское. В состав Бердянской епархии вошли следующие благочиния: Бердянское, Куйбышевское, Пологовское, Приморское, Токмакское, Нововасильевское, Гуляйпольское, Черниговское. Управляющий Бердянской епархией именуется Бердянским и Приморским. Решением Священного Синода УПЦ от 18 апреля 2008 г. в состав Бердянской епархии включены Приазовский и Акимовский р-ны Запорожской обл., изъятые из состава Запорожской епархии. Решением Священного Синода УПЦ от 14 апреля 2009 г. из состава Запорожской епархии выведен и включен в состав Бердянской епархии Васильевский р-н Запорожской обл. О выставке Экспозиции СМИ © 2011 Патриарший совет по культуре © 2011 Православие.Ru

http://expo.pravoslavie.ru/expo/eparchie...

Бердянская епархия организовала развлекательные игры на берегу Черного моря для пострадавших детей из Западной Украины 26 августа 2008 г. 17:27 В понедельник, 25 августа, по благословению епископа Бердянского и Приморского Елисея Управлением епархии была организована встреча с детьми, пострадавшими в результате наводнения в западных областях Украины. В мероприятие входили знакомство с городом, прогулка на «колесе обозрения» и на других развлекательных аттракционах, находящихся на берегу моря. Также владыка Елисей передал в дар детям 2000 упаковок мороженного и 500 упаковок йогурта. Приветственное слово от имени епископа Елисея к детям произнес секретарь епархии священник Алексий Шпаков. Он выразил радость от встречи с детьми на Бердянской земле и передал архиерейское благословение на добрые дела, пожелание хорошего отдыха, сил, здоровья духовного и телесного, успехов в новом учебном году. Также к детям обратился руководитель Молодежного отдела Бердянской епархии протоиерей Сергий Илющенко. В конце встречи дети поблагодарили владыку Елисея за заботу и предоставленные угощения. «Православие в Украине» /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/452325.htm...

Бердянской епархии передано здание под епархиальное управление 8 августа 2007 г. 19:11 По ходатайству епископа Бердянского и Приморского Варнавы решением сессии городского совета г. Бердянска передано под образование епархиального управления здание площадью 380 кв. м. С 04 августа 2007 епархия размещается в переданном здании по адресу: 71118, Запорожская обл., г. Бердянск, ул. Ульяновых, 23. Пресс-служба УПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/279246.htm...

В Бердянске состоялась закладка кафедрального собора 26 сентября 2008 г. 20:03 В торжественной обстановке в Бердянске состоялась закладка кафедрального собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Чин освящения закладного камня собора совершил епископ Бердянский и Приморский Елисей , сообщает пресс-служба Бердянской епархии . Свидетелями исторического события стали представители духовенства епархии, городских властей, горожане. После совершения чина освящения закладного камня владыка Елисей обратился к жителям города и властям с архипастырской речью. Он поздравил с всех с двунадесятым праздником Рождеством Пресвятой Богородицы престольного праздника будущего храма, и с закладкой кафедрального собора, который станет центром духовной жизни города и епархии. В свою очередь власти и мэр г. Бердянска Геннадий Шаповалов от имени властей города выразил поддержку инициативе епархии по возведению собора и пообещал оказать содействие в этом непростом деле. Бердянская епархия существует полтора года. 29 марта 2007 года Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о разделении Запорожской епархии на две самостоятельные епархии Запорожскую и Бердянскую. По материалам сайта «Украина православная» Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/466206.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛА АРХАНГЕЛА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Бердянской и Приморской епархии УПЦ), находится в с. В. Токмак Черниговского р-на Запорожской обл., Украина. Основан решением Синода УПЦ от 11 нояб. 2008 г. при каменной ц. во имя арх. Михаила (1863). Храм, выстроенный в 1850-1863 гг., является одним из немногих исторических сооружений на территории Запорожской обл., сохранившихся в первозданном виде. В 1956-1958 гг. в церкви служил свящ. Димитрий (впосл. схиархим. Серафим (Тяпочкин) ). После закрытия храма в 1958 г. в здании планировалось открыть музей, началась реставрация, которой занимался председатель местного колхоза Л. А. Слободченко. В 1958-1988 гг. в здании церкви размещался склад ядохимикатов. С 1999 г. в восстановленном храме совершаются богослужения. Среди святынь мон-ря - крест с частицей Креста Господня и ок. 50 частиц мощей Киево-Печерских и Глинских святых, икона Божией Матери «Экономисса», пожертвованная в 2009 г., Владимирская икона Божией Матери, переданная обители в 2008 г. еп. Бердянским и Приморским Елисеем (Ивановым) . В М. а. м. построен сестринский корпус, архиерейские покои, имеются хозяйственный двор, гараж, разбиты сад, виноградник. Территория мон-ря занимает 5 га. С 2008 г. настоятельницей мон-ря является игум. Аркадия (Блящук). В обители проживают 2 монахини и послушница. Арх.: ЦНЦ. Рубрики: Ключевые слова: БОЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. Рождества Пресв. Богородицы Боянской иконы Божией Матери жен. мон-ря (Черновицкая епархия Украинской Православной Церкви)

http://pravenc.ru/text/2563786.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010