На што все суть ему листы наши от нас даны и сесь лист наш, подписавши его рукою нашою властною патриаршею, ему есьмо дали и съ нашею печатью» 485 . Как понять действия Иеремии? Ведь к фактическому противостоянию братств и епископов, санкционированному патриархами, по воле Иеремии добавлялось двоевластие в самой иерархии. Митрополит Макарий справедливо расценивает учреждение должности экзарха рядом с только что поставленным митрополитом как «оскорбительное» для Рагозы 486 . Известные к сегодняшнему дню источники не позволяют понять, что двигало Иеремией и почему Терлецкий сумел войти в такое доверие к патриарху. Однако сама грамота от 14 августа 1589 г. позволяет вернуться к вопросу и критически взглянуть на обстоятельства церковной борьбы и интриг в августе 1589 г. Поскольку датированная 14 августа грамота была написана в Замостье, нужно полагать, что патриарх прибыл сюда из Бреста. Сюда же прибыли Гедеон Балабан, Кирилл Терлецкий и Мелетий Хребтович. Какова была цель этой встречи? Судя по патриаршей грамоте от 14 августа, епископы были призваны для суда, и после разбирательства были прощены и отпущены 487 . Но далее в Замостье, если верить грамоте, происходит нечто неожиданное. После отъезда К. Терлецкого и Мелетия Хребтовича оставшийся в Замостье Гедеон Балабан развернул интригу против Терлецкого и, судя по грамоте, подписал у патриарха, не понимавшего ни по-украинско-белорусски, ни по церковно-славянски («по неумеетности нам языка рускаго и словенского»), некие грамоты против только что поставленного экзарха. Теперь же (нужно полагать, после того как Кирилл вернулся в Замостье 488 , хотя в грамоте этого не говорится) патриарх Иеремия издает грамоту, дезавуирующую не только уже полученные Балабаном документы, но и любые другие «листы», которые могут быть представлены против Терлецкого от имени Иеремии. При этом речь идет о документах не только предшествующих 14 августа 1589 г., но и тех, которые могут быть помечены более поздним числом. Таким образом, Терлецкий ставился в совершенно исключительное положение, которое сам патриарх после 14 августа не смог бы переменить, если бы и захотел, ведь грамотой от 14 августа он дезавуировал свои собственные будущие решения, если бы они были неблагоприятны для Терлецкого. Патриарх объявлял, что он навечно «касует и в нивечъ оборочает» какие бы то ни было претензии к Терлецкому 489 . И уже после выдачи такой бессрочной и неотменяемой индульгенции на вечные времена Иеремия объявлял о состоявшемся возведении Кирилла в должность экзарха как «мужа искусна и во всих действах водле правил святых отец бегла и ученна» 490 . Защищенный от какой бы то ни было критики Терлецкий становился, по сути, de facto и даже в известном смысле de jure и главой Киевской митрополии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Митрополит Минский Павел и митрополит Филарет (Вахромеев) приняли участие в Пятом Всебелорусском народном собрании 23 июня 2016 г. 13:23 22 июня 2016 года во Дворце Республики в городе Минске началось Пятое Всебелорусское народное собрание. Участниками форума стали 2 500 человек. На форуме собрались представители всех слоев белорусского общества: рабочие, труженики села, работники социально-культурной сферы и СМИ, военнослужащие, предприниматели, студенты, учащиеся средних специальных учебных заведений, пенсионеры. Среди делегатов собрания также присутствуют руководители органов государственного управления, предприятий и организаций, парламентарии, депутаты местных советов, представители политических партий, общественных объединений, а также традиционных конфессий, в том числе  Белорусской Православной Церкви . Работа собрания рассчитана на два дня, его участники обсуждают итоги реализации Программы социально-экономического развития Белоруссии на 2011-2015 годы и основные положения проекта Программы социально-экономического развития страны на 2016-2020 годы. Собрание открылось вступительной речью Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко . Затем глава государства выступил с докладом. Участие в форуме приняли также митрополит Филарет , почетный Патриарший экзарх всея Беларуси, и митрополит Минский и Заславский Павел , Патриарший экзарх всея Беларуси. Митрополит Павел обратился к участникам собрания с приветственным словом. «Полагаю, что у современной Беларуси есть особая миссия, дарованная нам Богом, а руководство страны не преминуло приумножить этот Божественный дар. Мы призваны напомнить всему миру о непреложной Евангельской заповеди: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5: 9). В последние годы, в связи с трагическими событиями у наших соседей, город Минск стал всемирно известной площадкой миротворческих инициатив. Именно здесь, на белорусской земле, ведутся поиски урегулирования сложнейших международных проблем. Думается, что это далеко не случайно: это обусловлено самим ходом нашей истории», — подчеркнул Патриарший экзарх.

http://patriarchia.ru/db/text/4545815.ht...

А титул экзарха имеет у нас особое значение. Патриаршим Экзархом всея Украины именовался у нас до 1990 г. митрополит Киевский и Галицкий как первый епископ особой части Русской Церкви - Украинской Православной Церкви. Глава Белорусской Церкви имеет сан Патриаршего Экзарха Белоруссии. Правительственная иерархия пресвитерской и диаконской степени. Существуют различные степени правительственной иерархии и для пресвитеров. В Русской Церкви ныне есть священники, протоиереи и протопресвитеры; в монашестве - иеромонахи, игумены и архимандриты. В диаконской степени, кроме собственно диаконов, мы знаем также протодиаконов и архидиаконов. Отличие степеней священства от степени правительственной иерархии. Все степени правительственной иерархии, в отличие от священных степеней, исторического происхождения. Они устанавливаются и упраздняются самой Церковью, которая то увеличивает, то уменьшает их число. 48 (39)-м правилом Карфагенского Собора запрещены титулы экзарха, верховного священника и все вообще титулы первого престола, кроме примаса. Но 9-м и 17-м правилами Халкидонского Собора этот запрет был отменен. Противоречит 48 (39)-му канону Карфагенского Собора и множество других правил, в которых говорится о Патриархах, экзархах, митрополитах и архиепископах. В отличие от священных степеней, которые сообщаются чрез Таинство священства - хиротонию, степени правительственной иерархии присваиваются либо по чину хиротесии, либо просто путем назначения, награждения, производства в ту или иную степень законной церковной властью. Степени правительственной иерархии и церковные должности. Как видно из истории происхождения степеней правительственной иерархии, поначалу каждая из них была связана с определенным объемом властных полномочий, но со временем эта связь ослаблялась и утрачивалась, и степени правительственной иерархии превращалась в титулы. (В Византии не только церковные, но и придворные, военные и гражданские должности зачастую теряли свое первоначальное значение и обращались в титулы).

http://sedmitza.ru/lib/text/432386/

Также в Экзархате было принято решение, что регистрация будет позволена в случае реальной необходимости и при наличии хотя бы нескольких лет успешной работы братства или сестричества В ноябре 2000 года был учреждён Союз сестричеств милосердия (ССМ) , что позволило в некоторой степени формализовать деятельность сестричеств в Беларуси. С начала своей деятельности Союз не имел официальной регистрации, но в 2008 году получил статус «обособленного структурного подразделения» Белорусского Экзархата. Одна из главных целей Союза, закреплённая в официальных документах, заключалась в «возрождении и развитии социального служения Белорусской Православной Церкви на основе христианских ценностей и традиций» Обычно в Секретариате ССМ трудилось 3-4 штатных сотрудника, из них только двое работали на полную ставку. В основном деятельность организации строилась вокруг следующих направлений: (1) развитие сотрудничества и диаконического служения, (2) информационно-образовательная деятельность, (3) проектная деятельность и (4) организационно-административная деятельность. При этом наиболее успешной была проектная деятельность: ССМ принимал участие в ряде международных проектов, таких как «Без барьеров» (помощь людям с инвалидностью), «Женщины в действии», «Помощь жертвам домашнего насилия» и ряде других. В большинстве случаев финансирование осуществлялось за счёт грантов, предоставленных иностранными религиозными объединениями или международными организациями. Финансовая помощь от Экзархата практически отсутствовала, а добровольные пожертвования, собираемые в Беларуси, не всегда покрывали даже базовые расходы Союза сестричеств 5]. Следует отметить, что ССМ никогда не обладал формальной контролирующей функцией. Даже после придания Союзу статуса обособленного структурного подразделения Экзархата сестричества продолжали функционировать в качестве структурных подразделений приходов либо в тесном сотрудничестве с приходами, под патронажем приходских священников. В апреле 2019 года, по решению Синода БПЦ, Союз сестричеств был преобразован в Ассоциацию сестёр милосердия Белорусской Православной Церкви.

http://bogoslov.ru/article/6165122

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / Церква й Синод Церкви ухвалив низку щодо пам " для друку 15 листопада 2013 р. 13:00 На заседании Синода Белорусской Православной Церкви , состоявшемся 11 ноября 2013 года, был заслушан рапорт председателя Комиссии по канонизации святых БПЦ епископа Гомельского и Жлобинского Стефана  ( журнал 18 ). Одобрив деятельность Комиссии в 2013 году и план работы на 2014 год, Синод благословил создание официального сайта Комиссии по канонизации святых Белорусской Православной Церкви, а также создание единой электронной информационной базы мартирологов епархий БПЦ, всех печатных изданий, публикаций и докладов членов Комиссии по тематике почитания и прославления святых. Синод одобрил инициативу увековечения памяти новомучеников и исповедников посредством установки мемориальных знаков в местах их служения и мученического подвига. Епархиальным комиссиям по канонизации святых поручено привести данную инициативу в исполнение, установив мемориальные доски с информацией о жизни и деятельности новомучеников и исповедников на приходх. Списки приходов, где будут установлены памятные доски, должны быть предоставлены в Комиссию по канонизации святых Белорусской Православной Церкви в 2014 году. Синод благословил проведение ежегодных Рождественских чтений, посвященных теме почитания и прославления святых в Белорусской Православной Церкви. В программы данных чтений постановлено включить темы, посвященные подвигу новомучеников и исповедников русских, несших свое служение в пределах Беларуси (согласно письму управляющего делами Московской Патриархии митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия от 25 июня 2013 года). Дата проведения чтений должна быть согласована с митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим экзархом всея Беларуси .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3369203...

Влияние на эти процессы оказала и пандемия. «Как будто кто-то придумал этот серьезный фон для разборок и, как у нас принято говорить, цветных революций», - заметил глава белорусского государства. Александр Лукашенко подчеркнул, что в Беларуси была предпринята попытка не цветной революции, а мятежа. «Цветная революция в Беларуси была невозможна. Поэтому, опираясь на определенные внутренние силы, была предпринята попытка не цветной революции, а мятежа по принципу блицкрига. Блицкриг не удался. Мы удержали свою страну. Пока», - сказал глава белорусского государства. Александр Лукашенко отметил, что цель противников белорусской государственности доподлинно не известна, нельзя также точно прогнозировать, что они предпримут в дальнейшем. Но однозначно от Беларуси они просто так не отстанут, заявил президент страны. «Потому что задействованы очень мощные силы, и проиграть в этой войне им вроде бы не с руки, - пояснил он. - Но нам надо выстоять во что бы то ни стало. И 2021-й, нынешний, год будет определяющим». Глава белорусского государства сказал, что на форуме будут обсуждаться прежде всего предложения руководства страны, основанные на идеях, которые высказывали люди на диалоговых площадках, а не некие альтернативные предложения оппонентов действующей власти. «Все познается в сравнении. Не я придумал, и не вы. Это аксиома. Давайте сравним. Что хочет противостоящая нам, вскормленная и обученная за рубежом сила? Какова их программа? Я хочу вам просто напомнить», - сказал Александр Лукашенко. Президент страны привел некоторые положения из программы противников действующей власти. В экономике это повальная приватизация, немедленная ликвидация слабых предприятий, запрещение продажи российским компаниям объектов белорусской инфраструктуры, распродажа земель сельскохозяйственного назначения. В политике - выход из Союзного государства, ЕАЭС, возобновление таможенного и пограничного контроля на границе с Россией, запрет пророссийских фондов и организаций, исполнение всех критериев членства в ЕС. В военной сфере - выход из ОДКБ и из единой с Россией системы противовоздушной и противоракетной обороны. В информационной сфере - запрет на трансляцию общественно-политических и новостных программ российских телеканалов, полная свобода для западных СМИ. В гуманитарной - платные образование и медицина, повальное введение белорусского языка, восстановление белорусской автокефальной церкви как альтернативы Белорусскому Экзархату РПЦ.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/11/so...

Митрополит Минский и Заславский Павел принял участие в церемонии открытия Народного музея «Освобождение Беларуси» в Минске 4 мая 2018 г. 11:14 3 мая 2018 года митрополит Минский и Заславский Павел , Патриарший экзарх всея Беларуси, принял участие в торжественной церемонии открытия Народного музея «Освобождение Беларуси» в гимназии 11 города Минска имени И.Д. Черняховского.  У входа в гимназию Патриаршего экзарха встретили директор гимназии О.Л. Бойко и руководитель духовно-образовательного проекта «ЛОГОС», председатель правления Международного общественного объединения «Христианский образовательный центр имени святых Мефодия и Кирилла» священник Святослав Рогальский. На площади перед гимназией состоялась торжественная линейка, на которой присутствовали: Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Беларусь А.А. Суриков; депутат Палаты представителей Национального собрания, председатель правления ОО «Белорусский фонд мира» М.В. Мисько; начальник управления информации, пресс-секретарь главного управления идеологической работы Министерства обороны Республики Беларусь полковник В.М. Макаров; заместитель председателя Комитета по образованию Мингорисполкома Н.М. Великая; представители администрации Первомайского района города Минска и другие гости. Митрополит Павел обратился к собравшимся с приветственным словом, в котором поздравил всех с праздником Пасхи Христовой и наступающим Днем Победы. Патриарший экзарх призвал всех хранить память о подвиге воинов, освобождавших Отечество от нацистских захватчиков. Далее участников торжественного мероприятия приветствовали посол России в Республике Беларусь А.А. Суриков и праправнучка И.Д. Черняховского Анна Черняховская. Затем этого состоялось открытие Народного музея «Освобождение Беларуси». Символическую красную ленточку перерезали: митрополит Павел, Александр Суриков и Анна Черняховская. Патриарший экзарх совершил освящение музея и оставил запись в книге почетных гостей. В актовом зале гимназии состоялся концерт, посвященный Дню Победы и открытию Народного музея, призванного увековечить память солдат, офицеров — освободителей Белоруссии и тружеников тыла. Среди приглашенных гостей присутствовали дети войны, которых особо почтили участники праздничного концерта. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5189980.ht...

У истоков БНР стояли энтузиасты, стремившиеся к возрождению белорусской истории и культуры, видевшие белорусскую державу и как продолжательницу традиций древнерусской государственности, и как наследницу Великого Княжества Литовского. Именно благодаря провозглашению БНР в будущем стало возможным появление БССР — в границах которой после распада Советского Союза и была создана независимая Республика Беларусь. Как мы видим, провозглашение БНР является важным эпизодом в истории формирования идеи белорусского государства, а потому не должно остаться без внимания — особенно в столь значимую юбилейную дату». Таким образом, официальный представитель Белорусского Экзархата отметил значимость празднуемого юбилея, что является очевидным реверансом в сторону белорусских националистов. Но он не стал создавать икону из факта провозглашения БНР и даже аккуратно осудил оголтелый национализм. «Вместе с этим мы считаем важным напомнить, что подлинный патриотизм — это любовь к своему народу, а не ненависть к его соседям», — отметил протоиерей. Само юбилейное событие в его интерпретации является ни чем иным, как одним из звеньев в исторической цепи. А последним звеном является современная белорусская государственность. Свое выступление он завершил словами: «Да благословит Господь Беларусь и да ниспошлет всем нам мир, любовь, тепло и познание истины. Слава Христу, и да здравствует Беларусь!». Что можно понять из выступления председателя Синодального информационного отдела Белорусского Экзархата? Во-первых, официальный церковный Минск благословляет ныне действующее белорусское государство. Во-вторых, Белорусский Экзархат не имеет сентиментальных эмоций в отношении БНР и дистанцируется от националистов, мечтой которых является возрождение БНР. В-третьих, официальный представитель Белорусского Экзархата на 100-лети БНР не стал проповедовать идеи русского мира. Почему не стал? Об этом знает только он. Здесь можно много рассуждать. Собравшаяся аудитория его бы не услышала? Произошел был конфликт и скандал прямо во время празднования? Желание быть услышанным теми, кто всегда считал Белорусский Экзархат инструментом внешнего влияния на белорусский народ? А может просто личное неделание? Может и так. Сказать сложно. Но главное, что Лепин попытался донести до слушателей евангельский взгляд на жизнь человека, на политику и вопрос государственной независимости: «Граница между свободой и несвободой проходит по сердцу каждого человека. Не много пользы из внешней свободы сможет извлечь тот, кто является рабом своих страстей, чья душа исполнена ненавистью, ложью, клеветой, завистью, алчностью, злостью и жаждой разрушения».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/26/ku...

Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной почетного Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Филарета (Вахромеева) 13.01.2021 17:54:33 МОСКВА Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной почетного Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Филарета (Вахромеева). «Это поистине большая утрата не только для верующих Беларуси, но и для всей нашей Церкви», — отметил Святейший Владыка. Предстоятель Русской Церкви отметил «весомый вклад почившего митрополита Филарета в укрепление братских связей между Поместными Православными Церквами и развитие межконфессионального диалога». «Исполняя различные ответственные послушания в Европе, будучи председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, он со тщанием совершал возложенное на него служение и стяжал искреннюю любовь и уважение со стороны многих людей за пределами своей страны», — добавил Святейший Патриарх Кирилл «Долгое время владыке Филарету довелось пребывать на кафедре митрополитов Минских. Годы его архипастырских трудов в пределах Белой Руси отмечены всесторонним возрождением церковной жизни, восстановлением и строительством новых храмов и монастырей, развитием духовного образования и просветительской деятельности. Стремясь, по слову Писания, надзирать за пасомыми не принужденно, но охотно и богоугодно, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример (1 Пет. 5:2-3), новопреставленный святитель с апостольской ревностью свидетельствовал ближним и дальним о красоте и истинности Православия, способствовал созиданию мира и гражданского согласия на Белорусской земле», — говорится в послании Его Святейшества. «Спаситель Христос да упокоит душу Своего верного служителя новопреставленного митрополита Филарета в селениях небесных, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная , и да сотворит ему вечную память», — заключил Святейший Патриарх Кирилл. Патриархия.ru Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2021/01/13/svyateyshi...

Одних запретительных мер недостаточно для борьбы с распространением сект, считают эксперты Белорусского экзархата 26 февраля 2007 г. 11:13 В Комитете по делам религий и национальностей Белоруссии полагают, что в настоящее время в стране отсутствуют условия для активного распространения деструктивных сект, псевдорелигиозных учений и оккультных групп. Государство поддерживает многоконфессиональный мир в Белоруссии, но борется с деструктивными сектами, сообщили «Интерфаксу» в комитете. Так, по словам чиновников, в Белоруссии секты не получают официальной регистрации, потому что оказывают негативное воздействие на психику и жизнь людей в целом. Деятельность сект осуществляется нелегально, и за это в Белоруссии предусмотрена административная и уголовная ответственность, сообщили в комитете. Вместе с тем собеседники агентства признали существование периодических попыток со стороны последователей оккультно-мистических течений и псевдорелигиозных групп начать работу в Белоруссии. Их трудно выявить, и поэтому с ними должны бороться не только правоохранительные органы и органы власти, но и само общество, полагают в комитете. Однако координатор Информационно-консультационного центра имени преподобного Иосифа Волоцкого при Белорусском экзархате , доктор теологических наук Венского университета Владимир Мартинович полагает, что процесс роста «религиозного рынка» в стране остановить в ближайшем будущем практически нереально. По его мнению, история сектоведения однозначно показывает неэффективность применения любых запретительных мер против сект, не сопровождающихся мощной полномасштабной позитивной миссионерской работой в обществе. Главной причиной распространения в Белоруссии новых религиозных движений В. Мартинович считает отсутствие религиозного образования у населения. Ради выживания многие секты и новые религиозные движения в Белоруссии маскируются под благотворительные проекты и демонстрируют лояльность государству, отмечает эксперт. «В условиях жесткого контроля со стороны государства секты, культы, новые религиозные движения в Белоруссии ищут завуалированные формы существования. Большинство из них перестроились и действуют под видом разных программ и проектов», — заявил ученый в интервью «Интерфаксу».

http://patriarchia.ru/db/text/203672.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010