По всему сему заповедь о любви, данная Господом, есть новая заповедь. – Как Я возлюбил и пр.: не степень и сила любви означаются сим собственно (хотя и не исключаются), а самый характер любви, любви ко всем во имя искупления всех Христом, а не во имя чего-либо другого. – По тому узнают все и пр.: такою любовью вы будете отличаться от всех, и такая любовь будет признаком, что вы действительно Мои ученики; любовь с каким-либо другим характером не будет таковым признаком. – Что сказано апостолам, то относится, без сомнения, и ко всем верующим во Христа. Потому у христианина и естественная любовь (семейная, родственная, дружеская) должна быть освящена любовью христианской. 36. Ин. 13:36 . Симон Пётр сказал Ему: Господи! куда Ты идёшь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдёшь за Мною. Ин. 13:33, 21:1 д. 37. Ин. 13:37 . Пётр сказал Ему: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя. Мф. 26 п. 38. Ин. 13:38 . Иисус отвечал ему: душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоёт петух, как отречёшься от Меня трижды. Господи, куда Ты идёшь: Господь сказал, что куда Он идёт, вскоре ученики не могут следовать за Ним туда (ст. 33). Пётр, как видно, не понял этих слов вполне, и они возбудили в нём недоумение, которое и выразилось в вопросе, куда Ты идёшь? Господь снова повторяет и ему то же, что сказал всем (ст. 33), именно, что теперь он не может за Ним идти (конечно, по той же причине, по которой и другие не могут идти за Ним; см. прим. к ст. 33), но даёт и ещё более определённый намёк словами – после пойдёшь за Мною (путём мученической смерти), что теперь невозможно и не нужно. Пётр опять не уразумевает речи Господа и недоумевает, почему же теперь он не может последовать за Господом, когда ради Него он готов на всякое самопожертвование даже жизнью (душу положу; ср. 10:11). Господь отвечает ему на сие предсказанием о его отречении, давая тем знать, что Пётр, если бы и хотел теперь следовать за Ним, то ещё нравственно не готов к сему. О предсказании Господом Петру отречения см. прим. к Лк. 22 и далее; Мф. 26:31 и далее и парал. у Марка. Сказание Иоанна о сем сходно со сказанием ев. Луки, и речь их идёт об одном и том же (именно о первом) предсказании отречения, так что сказания Иоанна и Луки должно сопоставить здесь вместе, как восполняющиеся взаимно одно другим (рассказ же Матфея и Марка о сем относится к другому – второму – предсказанию об отречении Петра). Впрочем, сущность дела, во всяком случае, одинакова; разности некоторые в сказаниях не затемняют её, а лишь дают повод к размышлению. Читать далее Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томахе)/Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с./Книга третья. Евангелие от Иоанна. ISBN 985-6503-70-1 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Послание Синода Белорусской Православной Церкви по случаю 1020-летия Крещения Руси 24 жовтня 2008 р. 18:57 По случаю празднования 1020-летия Крещения Руси 23-25 октября 2008 года в Минске Синод Белорусской Православной Церкви направил послание клиру, монашествующим и пастве Белорусского экзархата. Возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры — клир, монашествующие и паства Белорусской Православной Церкви, дорогие соотечественники! Два десятилетия назад произошло событие, положившее начало возрождению Православной Церкви на исторических землях Святой Руси и послужившее духовному преображению народов Руси Великой, Белой и Малой. В 1988 году весь христианский мир пытался понять, чем станет 1000-летняя годовщина Крещения русичей в водах Днепра святым равноапостольным князем Владимиром? Будет ли празднование этой даты значимым лишь для узкого в те времена круга верующих людей, или же оно найдет более широкий отклик в обществе? Жива ли память народа о своих православных корнях и великой истории и ждёт ли она часа своего пробуждения? Сама история ответила на эти вопросы в год 1000-летия Крещения Руси. Семьдесят лет, которые предшествовали этой величественной дате, стали исполнением Библейского образа, явленного пророку Илие на горе Хорив (3 Цар. 19:8-14). Так и революция была подобна большому и сильному вихрю, «раздирающему горы и сокрушающему скалы». Вслед за ней последовало коренное преобразование уклада жизни, сравнимое с землетрясением. А затем был огонь нескончаемой войны — войны друг с другом, с внешним врагом, с самими собой. Святая Церковь на нашей земле выживала, буквально следуя словам Божественной книги Псалтири и повторяя их вслед за страждущим Псалмопевцем: «Буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною. Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась». Но вот, в юбилейном году Крещения Руси с прореченной точностью стали сбываться и следующие строки тридцать восьмого псалма Давидова: «Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим» (Пс. 38:2-4).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208463...

ТАБУ ВМЕСТО СОВЕСТИ. Священник Александр Шрамко ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА НОВОСТИ КРОХОТКИ О САЙТЕ ГОСТЕВАЯ ТАБУ ВМЕСТО СОВЕСТИ Священник Александр Шрамко , Свято-Покровская церковь г. Минска, Белорусский Экзархат Русской Православной Церкви, 02.11.01 “Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом”. (Мф 12, 43-45) В церковь приходят грешники. Естественно и понятно - ведь это же лечебница…Для излечения от греха сюда и приходят. Грех даже может найти себе уютное пристанище в церкви, а то и возвышение…. .. Не очень естественно, печально, но объяснимо – ложь всегда умела рядиться в одежды правды и добродетели … Не так легко понять другое … Почему, окунаясь в церковную среду, люди склонны терять некоторые добрые и вполне христианские по духу качества души? Особенно такие, как открытость, непосредственность, искренность, чуткость… Казалось бы, человек очистился покаянием, вокруг него братья… Не ждешь удара исподтишка.. Так должно быть, по крайней мере.. Как правило… Ведь что такое Царство Божие по-простому? Это там, где не нужно защищаться… Блаженство, открытость, мир… Церковь же – зримо осуществляемое Царство Божие. Свидетельство, возвещающее грядущее совершенство. Благодать, немощствующих врачующая и оскудевающих восполняющая… Почему же нередко не успев излечиться, где-то на подступах к Церкви, в каком-то заразном приемном боксе пришедший подхватывает такую болезнь, которая расшатывает всю его иммунную систему, делает невосприимчивым к истинному церковному лечению?

http://zavet.ru/publ/shramko01.htm

– «Так будет и с этим злым родом»: хотя бы сделано было все возможное, чтобы возбудить в нем веру и исправить нравы, его неверие и развращение столь велики, что они опять возвратятся в его сердце, как злой дух в человека, и проявятся еще с большею лютостью. Это исполнилось в точности. Несмотря на учение и чудеса Спасителя и Его апостолов, несмотря на все что сделано было для этого народа пророками, представители народа все более и более ожесточились против Христа и христианства; усиливалась в них злая страсть, подобно тому бесноватому, в которого взошли вместо одного семь злейших духов. Они отвергли Мессию своего и распяли Его, гнали и умерщвляли апостолов Его; за то им было последнее горше первого: Бог отверг народ свой и рассеял его. «И в самом деле, бедствия, постигшие иудеев при Веспасиане и Тите, были несравненно ужаснее прежних. Потому и сказал Господь ( Мф.24:21 ): тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира до ныне и не будет» (Злат.). Так бывает и вообще с человеком (ср. Григ. Б. 3, 260. 309). Мф.12:46–50 . Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь. «Братья Его»: или двоюродные, дети Клеопы и Марии, сестры Пресвятой Богородицы, или же вернее – братья названые, дети Иосифа обрученника от первой жены его (ср. прим. к Мф.1:25 ). – «Указав на учеников своих»: не на всех слушавших и не на двенадцать только, а на тех вообще, которые считали Его своим Учителем, а себя – Его учениками. – «Вот матерь Моя» и пр.: Господь всегда питал нежное чувство к своей Матери, и, даже вися уже на кресте, поручил ее возлюбленнейшему Своему ученику ( Ин.19:25–27 ). Как ни тесно соединяют людей связи родственные, но духовная связь не менее тесна, и именно тесное нравственно-духовное отношение ко Христу условливается не плотскими, но духовными связями.– «Исполняет волю» и пр. (ср. Лк.11:27–28 ). Читать далее Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томах)/Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с./Книга первая. Евангелие от Матфея. ISBN 985-6503-68-х Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Что же касается отношений Церкви и государства, то по этому вопросу мы имеем твердую поддержку со стороны Александра Лукашенко. Об этом он заявил 5 мая 2014 года в ходе встречи во Дворце Независимости с Предстоятелем Белорусской Православной Церкви Патриаршим Экзархом всея Беларуси Митрополитом Павлом. Желающие могут прослушать этот фрагмент беседы Митрополита Павла и Президента Белоруссии Александра Лукашенко, пройдя по указанной ссылке: http://www.youtube.com/watch?v=po7tP0Of7HU Обвинять Александра Лукашенко в том, что он не демонстрирует на людях внешние признаки православия, противоречит вере: «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6: 5, 6). О выпадах против Александра Лукашенко Выпады против Александра Лукашенко условно можно разделить на два разряда. Выпады первого разряда имеют целью показать Президента Белоруссии как «ненадежного союзника, предателя и интригана» по отношению к России. Второго - опорочить его как человека, используя неудачные высказывания, обвинить в «патологической лживости». Недоброжелатели Александра Лукашенко пытаются, во что бы то ни стало, доказать, что действия Президента Белоруссии в отношениях с Россией продиктованы только лишь желанием материальной выгоды, даже и в ущерб России. Но что такое надежный союзник, друг и честный политик в понимании тех, кто называет Лукашенко «ненадежным союзником, предателем и интриганом»? Это тот, кто готов вслед за «старшим братом» ввязываться в рискованные предприятия, принимать непродуманные решения, вести сомнительную политику и поступать так, как мы считаем должным? В таком случае вопрос: есть ли у Белоруссии суверенитет или нет? В статье 6 Договора о создании Союзного государства записано: «Каждое государство-участник сохраняет с учетом добровольно переданных Союзному государству полномочий суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство.

http://ruskline.ru/analitika/2014/07/03/...

14. Высшим органом управления Белорусской Православной Церкви является Синод Белорусской Православной Церкви (Белорусского Экзархата Московского Патриархата), далее по тексту – «Синод Белорусского Экзархата», возглавляемый Патриаршим Экзархом всея Беларуси и состоящий из архиереев, управляющих православными епархиями, расположенными на территории Республики Беларусь. 15. В пределах Белорусской Православной Церкви высшая церковная законодательная, судебная и исполнительная власть принадлежит Синоду Белорусского Экзархата, действующему в границах, определяемых Каноническим Уставом Русской Православной Церкви и настоящим Уставом. 16. Порядок формирования Синода Белорусского Экзархата, осуществления его деятельности и принятия решений устанавливаются Каноническим Уставом Русской Православной Церкви и нормами канонического права Православной Церкви. 17. Синод Белорусского Экзархата: а) принимает Устав Белорусской Православной Церкви, уставы епархий, ставропигиальных монастырей, вносит в них изменения и дополнения в соответствии с Каноническим Уставом Русской Православной Церкви; б) принимает решения об учреждении ставропигиальных монастырей; в) избирает епархиальных архиереев Белорусской Православной Церкви; г)решает важнейшие дела, относящиеся к внутренней и внешней деятельности Белорусской Православной Церкви, и обеспечивает ее единство; д) создает, реорганизует и ликвидирует канонические подразделения, подотчетные Синоду Белорусского Экзархата, а также предприятия, учреждения, организации; утверждает Положения (Уставы), регулирующие их деятельность; е) принимает «Положение о церковном суде Белорусской Православной Церкви»; ж) назначает ректоров духовных учебных заведений, настоятелей (настоятельниц) монастырей, находящихся в пределах канонической юрисдикции Белорусской Православной Церкви; з) устанавливает порядок владения, пользования и распоряжения имуществом Белорусской Православной Церкви с входящими в нее каноническими подразделениями, предприятиями, учреждениями и организациями; и) назначает членов ревизионной комиссии Белорусского Экзархата; к) решает вопросы межконфессиональных и межрелигиозных отношений на канонической территории Белорусской Православной Церкви; л) решает иные вопросы в соответствии с Каноническим Уставом Русской Православной Церкви и настоящим Уставом.

http://drevo-info.ru/articles/12535.html

Патриарший экзарх всея Беларуси принял участие в торжественных мероприятиях, приуроченных к 60-летию Белорусского фонда мира 13 октября 2021 г. 14:00 12 октября 2021 года митрополит Минский и Заславский Вениамин , Патриарший экзарх всея Беларуси, принял участие в торжественных мероприятиях, приуроченных к 60-летию Белорусского фонда мира. На торжества, которые проходили в Национальном академическом Большом театре оперы и балета, прибыли делегаты фонда со всей страны. Среди присутствующих были представители органов власти, руководители ряда дипломатических миссий, главы основных религиозных конфессий Белоруссии. Обращаясь с приветственным словом к председателю правления Белорусского фонда мира М.В. Мисько, труженикам фонда и приглашенным на празднование, митрополит Вениамин поздравил всех со значимой датой, напомнив при этом, что фонд был создан в непростое послевоенное время, когда люди, пережившие ужасы войны, с особой остротой осознавали хрупкость мира и ценность возможности созидательного труда. «Сегодня мир изменился, но не стал проще. Угрозы стали более изощренными и направлены в большей степени на изменение внутреннего мира человека, его мировоззрения. И это вызывает серьезную тревогу», — отметил Патриарший экзарх.  По его словам, в этих условиях общей задачей для всех нас должна стать забота о внутреннем состоянии человека, формировании его системы ценностей на основе традиционных для белорусов чувств доброты, милосердия, любви к Отечеству, уважения к иным традициям и народам, сознательного стремления к миру и согласию. «Мир в первую очередь созидается в душе человека, через внутреннее изменение каждого из нас. Христос, обращаясь к ученикам сказал: " Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам "  (Ин. 14:27). Любой другой мир будет оставаться несовершенным», — обратил внимание митрополит Вениамин.  Патриарший экзарх пожелал всем, кто трудится в Белорусском фонде мира, нести в мир свет разума и истины, свет веры и надежды. В знак признания заслуг ряду сотрудников Белорусского фонда мира архипастырь вручил награды Белорусской Православной Церкви . Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Члены белорусского Синода также заслушали сообщение митрополита Вениамина о целесообразности создания Синодального отдела Белорусского экзархата Московского Патриархата по сотрудничеству со светскими учреждениями образования. В настоящее время открылись новые возможности в активизации сотрудничества со светскими учреждениями образования в вопросах духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Актуализировался вопрос разработки правовых основ и механизма создания светских учебных заведений с организацией образовательного процесса на православных традициях (православных гимназий). В систему светского образования в настоящее время входят 4098 учреждений дошкольного образования и 3067 общеобразовательных школ в которых работает более 400 тысяч педагогических работников, функционирует отдельная система подготовки и повышения квалификации педагогических кадров). В связи с возросшей необходимостью совершенствования работы со светскими учреждениями образования и организации конструктивного диалога с органами управления образованием с учетом открывшихся возможностей образован Синодальный отдел Белорусского экзархата по сотрудничеству со светскими учреждениями образования. Председателем Отдела назначен протоиерей Федор Повный, клирик Минской епархии, настоятель Прихода храма в честь Всех Святых в городе Минске. В ведение новообразованного Отдела передана часть функций Синодального отдела религиозного образования и катехизации Экзархата, касающихся сферы внешней духовно-просветительской и образовательной деятельности. Синодальному отделу религиозного образования и катехизации Экзархата поручено впредь осуществлять деятельность в сфере внутрицерковной духовно-образовательной работы и приходского просвещения. Председателям Синодального отдела по сотрудничеству со светскими учреждениями образования и Синодального отдела религиозного образования и катехизации поручено подготовить Положения об отделах и представить их на утверждение к следующему заседанию Синода Экзархата.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/04/an...

В Бобруйске открылась выставка «Святость земли Белорусской», посвященная памяти первого Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Филарета (Вахромеева) 30 апреля 2022 г. 11:57 28 апреля 2022 года, в четверг Светлой седмицы, в Могилевском областном театре драмы и комедии им. Дунина-Марцинкевича в городе Бобруйске состоялось открытие выставки «Святость земли белорусской», посвященной жизненному пути первого Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Филарета (Вахромеева) . На открытии экспозиции присутствовали епископ Бобруйский и Быховский Серафим , духовенство Бобруйской епархии , председатель Бобруйского городского исполнительного комитета Александр Студнев. Торжественное мероприятие украсила песочная анимация о жизни архипастыря в исполнении Светланы Климентины из Могилева. На выставке представлены работы участников VI международного художественного пленэра «Святость земли Белорусской», посвященного памяти митрополита Филарета и Году народного единства, а также работы республиканского конкурса детских рисунков на тему истории и современности Православной Церкви в Беларуси , фотографии митрополита Филарета. Епископ Серафим с сыновней любовью поделился воспоминаниями о митрополите Филарете, отметив, что трудно представить себе населенный пункт в Беларуси, где бы не был владыка. При этом везде он оставлял о себе добрую память. Об архипастыре с любовью вспоминают не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами. «Интересный факт: когда я бывал после него в Германии, уже пожилые прихожане с большой теплотой рассказывали какие-то истории о нем», — поделился владыка Серафим. Председатель Бобруйского городского исполнительного комитета Александр Студнев отметил особую роль митрополита Филарета в истории Беларуси и поблагодарил организаторов выставки за возможность узнать больше о человеке с большой буквы, ощутить, как дорого его слово сегодня. В честь 15-летия хиротонии правящего архиерея Бобруйской епархии Александр Студнев вручил епископу Серафиму почетную грамоту за большой личный вклад в развитие, умножение духовного потенциала Бобруйска, плодотворную общественную и благотворительную деятельность. Шестой по счету Международный художественный пленэр «Святость земли белорусской», посвященный памяти митрополита Филарета (Вахромеева), первого Патриаршего экзарха всея Беларуси, и Году народного единства проходил в сентябре 2021 года в городском поселке Ивенец. По завершении пленэра работы его участников экспонировались во многих городах Беларуси. В Бобруйске выставка будет работать до 29 мая. Вход свободный. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Более 100 человек приняли участие в семинаре «Миссия и милосердие», организованном Миссионерским отделом Белорусского экзархата 17.07.2015 В Минской духовной семинарии завершил свою работу Пятый республиканский обучающий семинар «Миссия и милосердие», который проходил с 5 по 12 июля 2015 года по благословению ректора семинарии архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия. Организаторами семинара выступили Синодальный миссионерский отдел Белорусского экзархата , миссионерская лаборатория при кафедре апологетики Минской духовной академии, Молодежное братство при Минской духовной семинарии. В семинаре приняли участие 107 человек из более чем 30 населенных пунктов республики, представлявших 12 епархий Белорусской Православной Церкви. Учебная программа семинара включала 32 часа обязательных занятий и 8 часов занятий по выбору. Участники прослушали лекции по темам: «Апологетика», «Сектоведение», «Принципы создания и организации работы волонтерских организаций», «Ораторское искусство миссионера», «Волонтерское движение в Республике Беларусь», «Перспективы развития пролайф-движения» и другие. Последний день семинара был посвящен практическим занятиям: участники разработали и провели ряд духовно-просветительских акций в ближайшем районном центре. По окончании обучения участникам были выданы сертификаты, подтверждающие их участие в семинаре. По свидетельству участников и организаторов, семинар «Миссия и милосердие» является во многом уникальным мероприятием, в котором гармонично сочетается дух христианского братства, идея активного служения ближнему и Богу, а также насыщенная учебная программа. «Из участников всех пяти семинаров образовалась определенное сообщество неравнодушных молодых людей, большинство из которых успешно применяет полученные знания в социальном и миссионерском служении», — отметил директор семинара священник Сергий Тимошенков, председатель Синодального миссионерского отдела Белорусского экзархата. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 17.07.2015 21:33:15

http://drevo-info.ru/news/19180.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010