35 лет назад, 19 апреля, скончался один из великих старцев современности архимандрит Серафим (Тяпочкин). Ему была открыта дата его смерти. Во время Великого поста он собрал в келье своих духовных чад, поцеловал каждого, благословил всех, сказав: «Встретимся на Пасху!» И отошел ко Господу на второй день Светлого Христова Воскресения. Рейсовые автобусы в поселок Ракитное на Белгородчине были тогда отменены, на поезда московского направления из Крыма и Кавказа не продавали билетов до Белгорода. Власти боялись «наплыва» боголюбивого народа. Но все равно сотни людей сумели сюда добраться, чтобы проводить любимого пастыря в последний путь. А сегодня к могилке в ограде Свято-Никольского храма приезжают тысячи и тысячи верующих, испрашивая духовной помощи и утешения у того, кто, по нашей вере, имеет дерзновение молиться за нас у Престола Божиего. «Приходящего ко мне не изжену» Книга «Праведник наших дней» о Белгородском старце архимандрите Серафиме (Тяпочкине)», подаренная нам во время командировки в Белгородскую область ее составителем – настоятелем Свято-Никольского храма в Ракитном протоиереем Николаем Германским – обладает удивительным свойством. После первого ее прочтения, равно как и после второго, хочется снова взять ее в руки, найти ту или иную страницу с особо запомнившимися эпизодами, наблюдениями, размышлениями, которые – ты сердцем чувствуешь – способны стать для тебя камертоном в духовной жизни. Так, например, вспоминая о последних днях земной жизни архимандрита Серафима (Тяпочкина), я вспоминаю и о человеке, что весь Великий пост просидел у ног батюшки – бледного, измученного, часто терявшего сознание, но даже в бессознательном состоянии шепчущего слова молитвы. А «сиделка» – боевой офицер в эти минуты плакал, словно ребенок, потому что ничем не мог помочь умирающему духовному отцу. Спал Митрофан Дмитриевич небольшими урывками и очень боялся, что не выдержит. Но, к его удивлению, признался он позже, спать почти не хотелось. Приходя в себя, старец ему говорил: «Неусыпаемый ты мой».

http://pravoslavie.ru/102564.html

Астрахань. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Рождество-Богородицкая церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Нарышкинский Год постройки:Между 1707 и 1722. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Астраханская область, г. Астрахань, сквер им. Пушкина Координаты: 46.349277, 48.042423 Проезд:Церковное место находится в центре города, на территории сквера имени А.С.Пушкина Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Белый город располагался к востоку от кремля и заключал в себя сравнительно небольшое пространство: ограниченное с севера улицей Эспланадной (ул. Трусова), с юга – Белгородской (ул. Ленина) и с востока – Малой Демидовской (ул. Михаила Аладьина). С 1630 года Белый город был обнесён каменною стеною, а до этого был ограждён деревянным тыном из заострённых на конце и врытых в землю брёвен и назывался острогом. Этот острог был устроен в 1559 году присланным для строительства астраханского кремля дьяком Иваном Выродковым. Им же была построена и первая церковь в остроге – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Предположительное время её построения – 1560 год. Была она первоначально деревянною и однопрестольною. Само построение этой церкви имело особые для того причины. Правивший в это время в Русском государстве царь Иоанн Васильевич Грозный, как и многие образованные люди на Руси, в первую очередь святой митрополит Московский Макарий, был убеждён, что Астрахань – это древняя Тмутаракань, один из уделов русских князей. Посылая русских ратников на покорение Астраханского ханства в 1556 году, царь Иоанн Грозный вспоминал, как древний и славный его предок святой князь Владимир Киевский, просветивший русскую землю святым крещением, раздавая области детям своим, эту Астрахань, именовавшуюся тогда Тмутаракань, дал сыну своему Мстиславу, который воздвиг здесь храм в честь Пречистой Богородицы. Помня об этом и давая наказ о строительстве города Астрахани дьяку Выродкову, царь повелел ему выстроить церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, подобно той, что стояла в Тмутаракани. Этим закреплялась духовная преемственность прежней Тмутаракани – древнего удела русских князей и новоустроенной Астрахани.

http://sobory.ru/article/?object=41494

Ахтырка. Ахтырский Троицкий мужской монастырь. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь. Не действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 2008 и 2012. Адрес: Украина, Сумская область, Ахтырский район, с. Чернетчина, ул. Монастырская, 1а. Координаты: 50.312747, 34.835371 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью На Сумщине, ещё с давних времен, всегда было много монастырей и храмов, являвшихся духовными и культурными центрами этого живописного края. Одним из таких центров был Ахтырский Свято-Троицкий монастырь, основанный в 1654 г. По красоте своего месторасположения этот монастырь считался на Слобожанщине одним из первых после Святогорского. «На северо-западе величественного холма идут горы по берегу Ворсклы, покрытые лесом, на юго-востоке луга. На этой-то скале... монастырь, один из древнейших в Украине» - пишет Филарет Гумилевский в 1852 г. Первым строителем монастыря был игумен Иоанникий, который «...прибыл из-за Днепра в Ахтырку со всею братией своею в числе 40 человек, с утварью церковною, с книгами, ризами и даже колоколами. Лебединский монастырь их за Днепром был сожжен; уния и иезуиты гнали детей православия в гроб. Оставалось бежать, куда только можно...». «В донесении на имя Императора Петра III в Белгородскую канцелярию от 1 июля 1762 г. от некоего игумена значится: «...сему игумену по указу Государя Царя Алексея Михайловича, по свидетельству гор. Алешин всякого чина и звания людей, та гора Ахтырь с пахатным полем и сенными покосы, лесными дачи и рыбными ловли яко впусте состоящая и ни кем не владеема, была отведена под монастырь». По преданию, первый деревянный храм был освящен в XVII в. в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и монастырь первоначально назывался Благовещенским, а по месторасположению - Ахтырским. Немного позже на средства главнокомандующего слободскими полками ахтырского полковника Федора Осипова вместо деревянной была построена одноименная каменная трапезная церковь. В первой половине XVIII в. деревянные храмы монастыря стали заменяться каменными. Для изготовления кирпича, который использовался на их строительство, в районе Доброславской горы были специально построены печи.

http://sobory.ru/article/?object=37596

Бездрик. Церковь Михаила Архангела. Архангело-Михайловская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Михаила Архангела Год постройки:не позже 1865. Год утраты:Не установлен. Адрес: Украина, Сумская область, Сумской район, с. Бездрик Координаты: 50.862596, 34.94507 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:любым общественным транспортом, который следует в Бездрик, выходить на остановке " Бездрик " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Сл. Верхняя-Сыроватка, Успенская церк., постр. 1812 г., а в 1899 г. расширена на средства прихож.; камен., однопрестольн. От Харьк. 140 в. Ближ. почт.-телегр. конт. г. Сумы в 13 в. Приписная к сему приходу, без причта и прихода, села Бездрика Архангело-Михайловская церк., взамен прежней вновь построена в 1865 г. на средства владельца села Бездрика Николая Алферова; деревян., однопрестольн. Богослужения отправляются причтом Успенской церкви. Источник: " Справочная книга для Харьковской епархии " 1904 года В трёх верстах от сл. Верхней Сыроватки, Сумского уезда, вблизи линии Белгородско-Сумской ж д. находится село Бездрик. Местность эта покрыта многочисленными рощами и перелесками. Когда-то здесь был сплошной черный лес, переходивший в долину Сыроватки великолепным бором. Последний остаток этого бора на правом берегу речки, напротив сл. Верхней Сыроватки, два года назад был сплошь вырублен, все пни выкорчеваны, а земля запахана, так что теперь на этом месте не осталось никаких следов еще недавно бывшего здесь старого и красивого бора. Самое село Бездрик расположено между лесами на холмах, пересеченных глубокими балками. В одном месте самая высокая гора выходит своею оконечностью в направлении на юг к двум глубоким прудам, к которым спускается почти обрывами и которыми она окружена с трех сторон. Вершина горы покрыта лесом. Здесь-то, высоко над прудами, отражаясь в глубоких и чистых водах их, высится стройным и изящным силуэтом Архангело-Михайловская церковь, деревянная, украинского стиля, с тремя по продольной линии уступчатыми башнями, увенчанными главами с четырехконечными крестами.

http://sobory.ru/article/?object=59136

Дмитриевка. Церковь Димитрия Солунского. Храм великомученика Димитрия Солунского Церковь. Действует.   Престолы: Димитрия Солунского Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:1885. Адрес: Белгородская область, Старооскольский р-н, с.Дмитриевка Координаты: 51.231475, 38.118212 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Согласно историко-археологическому сборнику «Воронежская старина», 1784 год стал знаменательным для жителей села Дмитриевка. В этом году вместо прежней ветхой церкви сельчане выстроили новый деревянный храм во имя св. Димитрия Мироточца, известного также как св. Димитрий Солунский. Первым настоятелем Димитриевского храма, отмеченным в консисторских делах за 1766 год, был священник Иоанн Попов. В 1769 году его сменил священник Прохор Иванович Никитин, почивший в 1785 году. По преданию, в XVIII веке в селе было несколько церквей. Первая - называемая местными жителями «часовней» - располагалась в саду помещицы Рыкановой вплоть до 90-х годов XIX века. Второй храм - маленькая церквушка, которая, по преданию, была построена в лесу. Поэтому в этот исторический период (конец XVIII в.) в селе было два штата священнослужителей: в документах встречается упоминание о двух священниках – Федоре Семеновиче Попове и Андрее Федорове. По неизвестным причинам оба священника запрещены в служении. С 1788 по 1816 годы священствует Андрей Филиппов. Приемником его стал Дмитрий Авдеевич Станский. В 1821 году упоминается умерший в этом же году священник Тимофей Варфоломеевич Протопопов. С 1826 по 1835 годы настоятельствовал священник Василий Васильевский. В 1835 году к храму был определен священник Иоанн Иванов, а уже в следующем году - священник Федор Мишин. С 1839 по 1864 годы при храмах служит священник Никита Михницкий. О внутреннем устройстве часовни мы узнаем из доклада местного благочинного епархиальному начальству от 1842 года: обветшавший иконостас нуждается в ремонте, впрочем, как и весь храм.

http://sobory.ru/article/?object=16217

Люботин. Церковь Вознесения Господня. Церковь. Действует.   Престолы: Вознесения Господня Год постройки:1811. Адрес: Украина, Харьковская область, Харьковский район, ст.Люботин, ул. ХХ съезда КПСС, 43 Координаты: 49.974451, 35.948038 Проезд:Проезд от ст.метро " Холодная гора " маршруткой Харьков-Люботин до старого Люботина. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Построен в 1811 г. Действовал до 1930 г. В 1937 г. был частично разграблен и разрушен. Использовался для различных целей. В 1995 г. церковная община приступила к возрождению храма. Свято-Вознесенский храм (Люботин) Храм был основан в 1811 году. По Куряжским записям, в Люботине в 1696 и 1746 годах были два священника - Михаил Яковлевич Луткевич и Федор, из «которых первый пожертвовал монастырю свой сенокосный луг и продал мельницу за 650 золотых». Метрики Пятницкой Люботинской церкви начинаются с 1725 года, а по переписи 1724 года показано при ней «прихожан 233 двора». В 1741 году по прошению Харьковского полкового судьи Александра Черноглазова, разрешено было построить храм Св. Параскевы в с. Люботине. Но «храм сей вскоре после того сгорел, и взамен его построен новый в 1750 году. Между древними антиминсами хранится антиминс 1750 года за подписью Иоасафа епископа Белгородского, с надписью: «в храм св. м. Параскевы в село Люботин». Нынешний каменный храм построен в 1811 году. В 1836 году при устроении нового иконостаса его, по желанию прихожан, освятили во имя Вознесения Господня. Ибрагимова А.Р., Дюкарев В.П. Твой Храм. - X.: Факт, 2005. Вознесенская церковь построена в 1811 г. старанием прихожан, каменная, однопрестольная. Прихожан муж. пола 3709 душ, жен. пола 3564 души. Капитал церкви 4025 руб., капитал причта 330 руб. Причта положено по штату: два священника, диакон и два псаломщика; жалования первому священнику 141 руб. 12 коп., второму священнику 105 руб. 84 коп., диакону 52 руб. 92 коп., псаломщикам по 35 руб. 28 коп. и 23 руб. 52 коп. Помещения у одного священника и псаломщика собственные, у остальных церковные. Имеются церковно-приходская и земская школы, приходского попечительства нет.

http://sobory.ru/article/?object=03849

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛИМЕНТ (Клим Смолятич) († после 1163/64), митр. Киевский (1147-1155), не признанный К-польской Патриархией. Биография Происхождение и время рождения К. неизвестны. К лету 1147 г. он был схимником и имел репутацию книжника и «философа». В июле 1147 г. он был «выведен» из своего мон-ря по воле киевского кн. Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича , к-рый завладел киевским столом в 1146 г., и представлен Собору епископов как кандидат на Киевскую митрополию: «Постави Изяслав митрополитом Клима Смолятича, вывед из Заруба, бе бо черноризечь, скимник» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 340). Нет ясности, в каком из «Зарубов» пребывал схимником буд. митрополит - в Зарубском мон-ре на Днепре у Трубежа или же в смоленском с. Заруб, где в 1167 г. скончался св. кн. Ростислав (Михаил) Мстиславич , лично знакомый с К. Как считают некоторые исследователи, прозвище (?) Смолятич указывает на смоленское происхождение К.; согласно А. В. Поппе, это было отчество - «сын или внук Смоляты» ( Поппэ. 1996. С. 456). Существует также мнение, что слово «заруб» в случае с К. употреблено в значении «затвор». Предшественник К. на митрополичьей кафедре грек Михаил I (II) в 1145 г. по неизвестным причинам уехал из Киева в К-поль и там, вероятно, скончался, так что Русская Церковь ок. 2 лет не имела первосвятителя. Для поставления нового митрополита по инициативе киевского князя летом 1147 г. в Киев съехались на Собор епископы Онуфрий Черниговский, Феодор Белгородский, Евфимий Переяславский, Дамиан Юрьевский (Каневский), Феодор Владимиро-Волынский, свт. Нифонт Новгородский, Мануил Смоленский. Свт. Нифонт и еп. Мануил выступили против поставления К., отказавшись признать митрополита, не благословленного К-польским патриархом (Патриарший престол в то время пустовал). Однако большинство епископов, представлявших в основном Юж. Русь («Русскую область», см.: НПЛ. С. 28, 214), согласились с кандидатом, предложенным Изяславом.

http://pravenc.ru/text/1841369.html

Новая Деревня. Неизвестная часовня в Шмарненской пещере. Пещерный комплекс Таволжанской (?) пустыни /// Епархия неизвестна Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 750 и 1475. Адрес: Россия, Белгородская область, го Старооскольский, 1,5 км на северо-восток от д. Новая Деревня. Шмарненская пещера Координаты: 51.116625, 37.818076 Проезд:от г. Старый Оскол автобусом до Новой Деревни, далее полевыми дорогами в северном направлении до крутого склона горы, на развилке повернуть вправо (на восток), продолжить идти по подошве горы до входа в пещеру. Всего от северного края деревни до пещеры - 1,5 км Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм в меловой горе. Неразгаданная тайна Шмарненской пещеры. «Белгородские известия» попытались выяснить, как в старооскольской глубинке появился подземный храм. Своё название пещера получила от имени села Шмарного, а шмара – это ряска, ещё так называли тину, цветущую воду. Расположена пещера рядом с селом. От него к ней идёт грунтовая дорога через поле, а затем узкая, крутая меловая тропинка в гору. Впервые это место описали в Календаре и Памятной книжке Курской губернии 1888 года: «В Старооскольском уезде, в двух верстах от села Шмарного и в 40 саженях от просёлочной дороги, в лесу, принадлежащем казне, в меловой горе, есть пещера, вход в которую находится с западной стороны на высоте 33 сажень от подошвы горы». Пещера располагается в укромном месте, в углублении меловой горы, поросшей лесом. Лес этот кажется обычным лишь на первый взгляд. Но стоит присмотреться – среди традиционной лесной растительности встречаются дикие яблони: вероятно, это потомки благородных деревьев, некогда росших здесь. Укрывает вход в пещеру лещина, а склоны холма в сезон порастают земляникой. Недалеко течёт река. Ближайшие селения – Шмарное, Долгая Поляна. Из них путь к пещере, как говорят, не близок и не далёк. Очевидно, те, кто создал этот подземный комплекс, выбирали место очень тщательно.

http://sobory.ru/article/?object=58533

Передача гуманитарной помощи жителям Луганска ЖМП 4 апрель 2022 /  5 апреля 2022 г. 16:00 Спасаем всем миром ЦЕРКОВЬ ПОМОГАЕТ БЕЖЕНЦАМ, ВЫНУЖДЕННЫМ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМ И ПОСТРАДАВШИМ В ХОДЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ МИРНЫМ ЖИТЕЛЯМ С первых часов специальной военной операции Русская Православная Церковь задействовала весь спектр возможностей для оказания неотложной и долговременной помощи как находящимся в зоне вооруженного конфликта людям, так и беженцам и вынужденным переселенцам, перебравшимся в другие регионы Украины или в Россию. Сбор средств на помощь беженцам и мирным жителям, оставшимся в зоне конфликта, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла проходил в российских храмах в течение трех воскресных дней — 6, 13 и 20 марта.  PDF-bepcuя. До этого Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению передал по миллиону рублей на срочную закупку гуманитарной помощи в Ростовскую  и Шахтинскую епархии , принявшие первый поток беженцев на территории России. В течение марта церковные благотворительные организации взяли под опеку несколько десятков тысяч переселенцев с Украины, из Донецкой и Луганской народных республик, а сбор помощи охватил большинство епархий на территории Российской Федерации.  Система кризисных центров «Дом для мамы» Православной службы помощи «Милосердие» собрала 11,2 млн рублей и отправила около 10 тонн вещей и продуктов в Ростовскую, Рязанскую и Московскую области для беженцев из Донбасса. Кроме того, 3,6 млн рублей направлено в Белгородскую, Воронежскую, Ростовскую области на приобретение продуктов и товаров первой необходимости, на 400 тысяч рублей закуплены средства гигиены и детское питание для малышей в Белгородской области. Донская митрополия Как только в Ростовскую область начали прибывать первые гости из Донецкой и Луганской народных республик, по благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия был организован сбор и оперативное распределение продуктов и вещей, а за каждым пунктом временного размещения (ПВР) закрепили священника. В ПВР совершается таинство Крещения, здесь крестилось уже несколько сотен человек. 

http://e-vestnik.ru/society/pomosh_cerkv...

Рябушки. Церковь Иоанна Предтечи. Иоанно-Предтеченская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Иоанна Предтечи Год постройки:1886. Адрес: Украина, Сумская область, Сумской район, село Рябушки Координаты: 50.552029, 34.614578 Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Рябушки или в Рябушки, выходить на остановке " Рябушки " Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первый храм в честь рождества св. славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна построен здесь в 1770 г. помещиком Иваном Тимофеевичем Красовским. На месте, где ныне стоит слобода Рябушки и самая церковь, так рассказывают старожилы, жил когда-то хутором один только крестьянин по фамилии Рябушка и на всем пространстве, где стоят ныне слобода и церковь, рос огромный дубовый и березовый лес, а внизу по течению реки Ольшаной был луг. Остатки всего этого видны еще и ныне.  Иван Тимофеевич Красовский, живший до 1770 г. в Лебединском уезде в деревне Тимофеевке полюбил местоположение Рябушек, где большая часть леса и земли принадлежала ему, и движимый благочестием, по благословению Преосвященного Самуила, епископа Белгородского и Обоянского, в 1770 г. прежде нежели построил для себя дом, заложил дом Божий, и с того времени постоянно уже жил в Рябушках, куда переселил и часть людей своих. В 1771 г. сентября 11 д. церковь освящена Лебединским протопопом Иоанном Шкурским. Первым священником в ней был Афанасий Яковлев, рукоположенный Преосвященным Самуилом в 1771 г. 4 декабря. Он по освящении церкви, в течении целого года, ни одного дня не опустил без служения: так говорят старожилы. На место его поступил священник Стефан Лаврентиев Чижевский, который в 1785 г. на пожертвования прихожан купил серебряную вызлощенную отличной работы гробницу, в 1000 р. ас. В товарищи ему, когда приход распространился, в 1789 г. рукоположен Матфей Дмитриев, который собственно от себя в 1810 г., по случаю жестокой болезни сыновей своих, пожертвовал в церковь Казанскую икону Божьей Матери в серебряной и вызлощенной ризе ценою в 190 руб. ассигнациями. После смерти священника Стефана Чижевского поступил священник Михаил Залесский, который в 1810 г. переведен в г. Лебедин, а на место его Преосвященным Христофором, в 1810 г. рукоположен Лука Степанов Чижевский, который бывши еще в Коллегиуме, был регентом архиерейской певческой; почему и во время прохождения должности священника, в часы свободные от занятий по церкви и приходу, занимался вокальною музыкою. Он положил на ноты в четыре голоса канон в девяти песнях на праздник воскресения Христова, со святыми упокой, милость мира, Тебе поем, херувимскую песнь, Отче наш и другие, которые долго употреблялись в харьковской архиерейской певческой. С 1826 г. по 1830 год, в котором он умер, состоял в должности благочинного и в 1826 г. награжден был синоданою скуфьею.

http://sobory.ru/article/?object=60209

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010