Письма патриарха сербского Павла: «С благословением, епископ Павел» Только что получил твое письмо, помолился Богу, чтобы Он помог тебе, и надеюсь на Его помощь. И ты помолись Богу и святому Василию и ни о чем не беспокойся. 7 сентября, 2010 Только что получил твое письмо, помолился Богу, чтобы Он помог тебе, и надеюсь на Его помощь. И ты помолись Богу и святому Василию и ни о чем не беспокойся. Письма Святейшего Патриарха Павла, тогда — епископа Рашско-Призренского,  были опубликованы его духовным чадом архимандритом Иоанном (Радославлевичем). «Письма… показывают его духовность, заботу о каждом из нас», — писал он в предисловии.  С радостью публикуем письма праведника наших дней — Святейшего Патриарха Сербского Павла. 1968. Призрен Дорогой о Христе о. Иоанн, Я получил твое письмо, в котором ты пишешь о пережитых тобой приключениях, надеюсь, что сейчас все хорошо. Его преосвященство владыка Никанор дал мне отпуст для брата Мирко, и сейчас он уже стал Рашско-Призренским клириком. Посмотрим, что потерял владыка Никанор и Бачская епархия и что приобрела Рашско-Призренская, да и он сам сможет убедиться что принесло ему это изменение, точнее потеря. Верю, что мы приобрели больше, чем он, Мирко. Но, пусть во славу Божию… Прошу тебя, напиши мне что-нибудь о студенте Драголюбе Трайковиче из Липляна, о. Милован говорил мне , что он из благочестивой семьи, но семья не в состоянии платить за его обучение. Сколько стоит интернат? Серьезно ли он учится, как ты оцениваешь? И могу ли я оплачивать интернат до конца года, без риска, что он ленивец или спекулянт. Твое мнение о нем, конечно, без гарантии. Всех благ от Господа, С благословением Еп. Павел P.S. Работай серьезно, не запускай предметы. 11.4.1968 Призрен Дорогой о Христе о. Иоанн, Прошу тебя, когда поедешь сюда привези мне митру от еп. Лаврентия, и если можешь, пойди к сестре Агице и возьми мельницу для кукурузы. Она нужна монахиням из монастыря Святой Троицы. Она небольшая. С благословением Еп. Павел 28.10.1968 Призрен Дорогой о Христе о. Иоанн,

http://pravmir.ru/pisma-patriarxa-serbsk...

Порфирий, Святейший Патриарх Сербский, Митрополит Белградо-Карловацкий (Перич Првослав) Дата рождения: 22 июля 1961 г. Дата хиротонии: 13 июня 1999 г. Дата пострига: 11 апреля 1986 г. Страна: Сербия Биография: Родился 22 июля 1961 г. в городе Бечей (Сербия). Окончил начальную школу в Чаруге, гимназию — в Новом Саде в 1980 г. Изучал археологию на Философском факультете Белградского университета, в 1987 г. окончил Богословский факультет Сербской Православной Церкви в Белграде. Пострижен в монашество 11 апреля 1986 г. своим духовным отцом иеромонахом Иринеем (Буловичем), впоследствии — епископом Бачским. 23 июня 1986 г. в монастыре Святой Троицы в Мушутиште епископом Рашско-Призренским Павлом (в 1990-2009 гг. — Патриарх Сербский) рукоположен в сан иеродиакона. В 1987-90 гг. обучался в аспирантуре Богословского факультета Афинского университета. Там же в 2004 г. защитил докторскую диссертацию. 21 ноября 1990 г. рукоположен в сан иеромонаха в монастыре святых Архангелов в Ковилье (Бачская епархия) и тогда же назначен игуменом этой обители. 14 мая 1999 г. решением Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви избран епископом Егарским, викарием Бачской епархии. Хиротонисан 13 июня 1999 г. Богослужение возглавил Патриарх Сербский Павел. 26 мая 2014 г. Архиерейским Собором СПЦ избран митрополитом Загребско-Люблянским. Настолование, которое совершил Патриарх Сербский Ириней , состоялось 13 июня в кафедральном соборе Преображения Господня в Загребе. 18 февраля 2021 г. Архиерейским Собором СПЦ  избран Патриархом Сербским. Чин интронизации был совершен  19 февраля в кафедральном соборе Архангела Михаила г. Белграда. 14 октября 2022 г., по традиции, интронизация также прошла в Печской Патриархии (Косово и Метохия), на древнем престоле Сербских Первосвятителей. Титул Предстоятеля: Святейший Патриарх Сербский, Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий. Патриаршая резиденция находится в Белграде. Место работы: Сербская Православная Церковь (Предстоятель)   Web-caйm: www.spc.rs на Патриархия.ru Предстоятеля Церкви Кирилу з днем та звернення] Предстоятеля Церкви Кирилу з дня народження та звернення] Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5776948...

Известна епископия в Гидрунте (в Калабрии, или Великой Греции). 264 Кроме митрополий, непосредственно подчиненных константинопольскому патриарху, в пределах турецкой империи были митрополии, или архиепископии, так называемые автокефальные, т. е., не зависевшие от патриарха ни во внешнем, ни во внутреннем управлении, Таковы митрополии: 1. Ахридская, в Болгарии 265 ; митрополит по древним постановлениям императоров 266 и канонам соборов, имел αυτοκεφλιαν и назывался патриархом; в 15 и 16 веках он большей частью назывался архиепископом 267 ; кафедра и местопребывание его в Ахриде. Патриарху ахридскому подчинено было 18 епархий, из коих 7 митрополий и 11 епископий 268 . Митрополии следующие: касторийская, пелагонийская, водинская, селасфорская, белоградская и канинская, струмницкая (тивериапольская) и гребенская. Из епископий известны: сиханийская, мегленская и молихская, дебрьская и преснинская, кичавская и горская 269 . 2. Пеккская, в Сербии, была весьма обширна и заключала в себе епархии частью в турецкой империи, частью в австрийских владениях 270 ; это разделение митрополии обозначить трудно: оно постоянно изменялось по мере того, как в следствие постоянных войн между оттоманской портой и австрийскою империей изменялись границы этих государств. Народонаселение пеккской митрополии, как и ахридской, было славянское. Митрополия имела 18 епископий 271 ; из них в конце 17 стол. 12-ть находились в пределах оттоманской порты, а 6-ть в австрийских владениях. Епископии эти следующие: А) в турецких владениях: скопионская, призренская, ерсекская, рашковская, старовлахийская, боснисерайская, белоградская, темешварская, валиовская, самаковская, кестелыгицкая, нисская, себешская; Б) в австрийских владениях: будимская, карловачская, бачская, ековская, липовская и посегская 272 . 3. Молдовлахийская, в Молдавии; титул митрополита: молдовлахийский и экзарх плагинский; кафедра в Сочаве (Στζαβα, Sotzawa), в последствии в Яссах. Митрополии подчинено три епископии в городах: Романе, Радауцах и Хуши 273 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не тотчас после падения государства сербо-венгерские переселенцы могли отказаться от надежды – изгнав поработителей, снова возвратиться в отечество. Но когда надежда эта все более и более стала исчезать, они должны были позаботиться, чтобы прочным образом устроить себя на новом месте жительства. Вместе со всем другим приступлено было к устройству и дел церковных. Хотя венгерские короли, несмотря на свое желание перезвать к себе как можно более сербских колонистов, как кажется, не изъявляли готовности быть слишком щедрыми на привилегии относительно свободы и прав их православного исповедания 341 : однако дело не доходило и до того, чтобы в видах насильственного привлечения их к католицизму совсем лишить их права иметь у себя своих собственных православных епископов (как это было с теми же сербами в далматинских владениях республики венецианской). Поэтому устроение дел церковных состояло в том, что сербо-венгерские переселенцы, начиная с конца XV века, приступили к постепенному учреждению у себя своих собственных сербо-венгерских епископских кафедр 342 . Первою по времени учреждения кафедрой была кафедра сремская, которая назначена была по отношению к прочим, имевшим быть открытыми после нее, кафедрам составлять их митрополию. Что касается до этих прочих, постепенно вслед за первою открывавшихся, кафедр, то, к сожалению, ни за какое время настоящего периода мы не имеем полного их каталога, и узнаём о существовании тех или других между ними только из отдельных о каждой и разновременных свидетельств и указаний. По таковым свидетельствам и указаниям известны, как существовавшие в те или другие времена настоящего периода, следующие епископские кафедры: 1) будимская или офенская (вероятная), 2) шегединско-бачская, 3) вараждинская или хорватская, 4) иеновско-темешварская, 5) арадская, 6) пожегская, 7) вершецкая, 8) хоповская 343 . Сколько именно было кафедр перед приходом в Австрию патр. Арсения Черноевича, остается нам неизвестным. В грамоте сему патриарху импер. Леопольда 1-го от 1695 г. поименованы кафедры, имеющие существовать на будущее время. Если предположить, как это весьма вероятно, что все эти кафедры существовали уже прежде прибытия патриарха, то они называются в грамоте следующие: 1) темешварская и иенопольская, 2) карлштадтская и зринопольская, 3) шегединская, 4) будимская и стольно-белградская, 5) могачская и сигетская, 6) вершецкая и 7) великоварадская и егарская (см. грамоту у Чапловича в сочинении Slavonien und zum Theil Croatien B. 2, Pesth, 1819, S. 37).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

2 . Кития – Кирилл. 3 . Киринии – Кирилл и председатель (проедр) Солон. VII. Синайская церковь Преосвященнейший архиепископ Синая и Раифы Порфирий, всечестный. Список архиерейских кафедр и занимающих эти кафедры иерархов православных автокефальных церквей А) Сербской – в королевстве Сербии 1) Митрополия – архиепископия Белградская. Архиепископ Белградский и митрополит Сербии Иннокентий (Павлович). Кафедра: г. Белград. Титул: высокопреосвященный. Другие епархии: 2) Жичская. Епископ Савва (Дечанец, бывший архимандрит Дечанского монастыря). Кафедра: Кральево. 3) Нишская. Епископ Никанор (Ружич). Кафедра: г. Ниш. 4) Тимокская. Епископ Мелетий. Кафедра: г. Зайчар. 5) Шабацкая. Епископ Димитрий (Павлович). Кафедра: Шабац. Б) Сербской – в Австро-Угрии 1) Митрополия – архиепископия Сремско-Карловецкая. Архиепископ и митрополит Карловецкий, патриарх (личный титул отдельных предстоятелей этой церкви, – титул «патриарха» носит и нынешний предстоятель её) Георгий (Бранкович). Кафедра: Ср. Карловцы (нем. Karlowitz). Титул: его святость, высокопреосвященный. Другие епархии: 2) Будимская. Епископ Лукиан (Богданович). Кафедра: С.-Андрее (мад. S. Andree), близ Будапешта. 3) Вершецкая. Епископ Гавриил (Змеянович). Кафедра: г. Верщец (нем. Werscbetz). 4) Бачская. Епископ Митрофан (Шевич). Кафедра: г. Новый Сад (нем. Neutsatz). 5) Горне-Карловецкая. Епископ Михаил (Груич). Кафедра: Плашки (Plaski). 6) Покрацкая. Епископ Мирон (Николич). Кафедра: г. Пакрац (Pakrac). 7) Темешварская. Епископ (вакансия). Кафедра: г. Темешвар. В) Русско-румынской-сербской – в Буновине и Далмации с Бокой Которской (в Австро-Угрии) 1) Митрополия Буковинско-Далматинская и архиепископия Черновецкая. Архиепископ Черновецкий и митрополит Буковинско-Далматинский Аркадий (Чуперкович). Кафедра: г. Черновцы (нем. Czernowitz) в Буковине. Другие епархии (в Далмации и Боке Которской): викарий Буковинской митрополии Владимир де-Редта, еп. Радауцкий. 2) Далматинско-Истрийская. Епископ Далматинский и Истрийский Никодим (Милаш). Кафедра: г. Задр (в Далмации).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

В Сремских Карловцах мы посетили Духовную семинарию. Ее воспитанники дали нам прекрасный духовный концерт, поразив нас слаженным и гармоничным пением. Игорь Алексеевич, подойдя к нашим детям, стал с ними о чем-то совещаться. После этого они, выйдя на сцену, рассказали собравшимся (разумеется, это был экспромт) житие святителя Саввы Сербского . Семинаристы наградили юных гостей дружными и громкими аплодисментами. Омофор Царицы Небесной Это случилось в 1711 году в одном из уединенных уголков обширной плодородной Бачской низменности. Один крестьянин пас в поле овец. Был жаркий день, и он присел под деревом отдохнуть. Вдруг всю округу осиял необыкновенный ослепительный свет, который был ярче солнечного, и мягкий женский голос произнес: - Отныне этот луг будет местом исцеления Моего народа. Вода, которая здесь потечет, станет водой жизни. Крестьянин пришел в священный ужас и долго не мог прийти в себя. Он забыл про овец и думал о том, что все это значит. На другой день скотовод, отправляясь в поле, взял с собой заступ; в том месте, где было видение, он стал копать землю. В ту же минуту появилась вода, она все прибывала и прибывала и вскоре потекла маленьким ручейком. В течение нескольких дней крестьянин вырыл колодец, сделал для него сруб, а рядом поставил скамеечку. Однажды сюда пришел слепой, когда он умылся этой водой, то прозрел. Весть о святом цельбоносном источнике разнеслась далеко вокруг. К нему стало притекать множество людей. Глухие и немые, прокаженные и бесноватые, согбенные и хромые, испив воды, становились здоровыми. Прошло три века. По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла на месте явления Божией Матери было решено основать монастырь в честь Ее имени. Епископ Бачский Ириней пригласил нашу группу посетить эту великую святыню. Бачская низменность — гладкая и ровная, как паперть. Автобус катится и катится по дороге, а глазу не за что зацепиться. Одно село осталось позади, второе, третье — все они похожи одно на другое как две капли воды. Поворот, еще один поворот, остановка.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/belyj-an...

12 сентября 1920 гола на день Собора сербских святых в Сремских Карловцах состоялось торжественное провозглашение объединения и восстановления Сербской Патриархии. В состав восстановленной Патриархии вошли следующие епархии: Белградская, Банялукско-Бихачская, Бачская, Битольская, Бококоторско-Дубровницкая, Будимская, Велешско-Дебарская, Вршачская, Горнокарловацкая, Дабро-Боснийская, Далматинско-Истрийская, Дорянская, Жичская, Захолмско-Рашская, Захолмско-Грецеговинская, Зворницко-Тузланская, Злетовско-Струмичская, Нишская, Охридская, Пакрачская, Печская, Рашко-Призренская, Скоплянская, Сремско-Карловацкая, Шабачская, Темишоарская, Тимокская и Черногорско-Приморская. Межвоенный период стал эпохой расцвета сербского православия. Церковь пользовалось поддержкой государства. В это время в Югославии находилось большое количество иммигрантов из России, среди которых было немалое число высококвалифицированных учёных, военных и представителей духовенства. В 1920 году был открыт Богословский факультет Белградского университета. Немецкая оккупация Югославии и в особенности провозглашение марионеточного Независимого государства Хорватия принесло огромный урон Сербской православной церкви. Многие священнослужители были убиты, а храмы и монастыри разрушены. Последующий коммунистический период Сербская Церковь также подвергалась давлению и притеснениям со стороны государства. Обострились националистические тенденции. Стремление властей контролировать сербскую диаспору привело к её расколу: в 1963 году была Свободная Сербская Православная Церковь. В 1967 году под давлением властей была провозглашена неканоническая Македонская православная церковь. Русская Православная Церковь [ править править код ] После революции 1917 года и гражданской войны в Югославию устремились многие из русских беженцев, большинство из которых исповедовали православие. При этом русские беженцы в большинстве своём не влились в Сербскую Православную Церковь, а образовали Русскую Православную Церковь заграницей. В Сремских Карловцах с 1922 года до Второй мировой Войны находился Архиерейский Синод РПЦЗ. Большая часть русских эмигрантов не приняла новой коммунистической власти и эмигрировала из Югославии, а структуры РПЦЗ на её территории были ликвидированы. В Белграде имеется подворье Московской патриархии — Храм Святой Троицы, который расположен к востоку от Церкви Святого Марка. Храм построен в 1924 году по плану русского архитектора Валерия Сташевского для русских, которые эмигрировали из России после переворота 1917 года. В церкви захоронен русский генерал Пётр Николаевич Врангель. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Серб...

Так, в 1690 году император Леопольд I предоставил православным сербам право иметь свою самостоятельную церковную власть, гарантировал свободное совершение богослужений по обряду Восточной Церкви, а со временем и возвращение на родину: как только Австрии удастся освободить ее от турок . Ровно через пять лет (1695) его же решением для православных сербов Австро-Венгрии, объединенных в Карловацкую Митрополию, были установлены одна архиепископия (Карловацкая) и семь епископий (Бачская, Будимская — основана раньше, — Вершецкая, Горнокарловацкая, Пакрацкая, Печуйская и Тимишоарская). В 1710 году Сербская Церковь признала автокефалию Австро-Венгерской — Карловацкой — Церкви. Глава ее имел титул Митрополита и проживал в Сремских Карловцах. После венгерского (мадьярского) восстания (1848) против Австрии «карловцы» - сербы, поддерживавшие Австрию, в мае 1848 года созвали свою Скупщину под председательством митрополита Иосифа (Райячич), на которой постановили добиваться политической свободы и требовать от австрийских императоров образования Сербского воеводства на территории с подавляющим большинством сербов. Митрополит Иосиф был провозглашен Патриархом (1848 — 1861). Новый австрийский император Франц Иосиф I, находясь в трудном политическом положении, утвердил и воеводство, и патриаршество. Однако, как только венгерское восстание было подавлено, австрийская власть упразднила воеводство, а права Патриарха урезала до митрополита. Что касается венгерской части империи, то там продолжалось проведение настойчивой католической пропаганды. Карловацкая Митрополия имела 27 монастырей. Больше всего их было в Карловацкой архиепископии. Замечательнейшие из них: Крдшедол, расположенный близ Карловцев и бывший резиденцией Сербских Митрополитов. Он был основан еще в середине XV столетия. В этом монастыре хранились все древности, принесенные сюда Патриархами Сербскими из прежней своей столицы — г. Печ. Здесь были погребены Сербские Святители Арсений III ( 1706) и Арсений IV (l748). Раваница — воздвигнут сербами в воспоминание одноименного монастыря в Сербии.

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

Крестьянин от охватившего его священного ужаса долго не мог прийти в себя. Он только и думал о том, что все это значит. На другой день скотовод, отправляясь в поле, взял с собой заступ; в том месте, где было видение, он стал копать землю. В ту же минуту появилась вода, она все прибывала и прибывала и вскоре потекла маленьким ручейком. В течение нескольких дней крестьянин вырыл колодец, сделал для него сруб, а рядом поставил скамеечку. Однажды сюда пришел слепой; когда он умылся этой водой, то прозрел. Весть о святом цельбоносном источнике разнеслась далеко вокруг. К нему стало притекать множество людей. Глухие и немые, прокаженные и бесноватые, согбенные и хромые, испив воды, становились здоровыми. Прошло три века. По благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла на месте явления Божией Матери было решено основать монастырь в честь Ее имени. Епископ Бачский Ириней пригласил нашу группу посетить эту великую святыню. Бачская низменность — гладкая и ровная, как паперть. Автобус катится и катится по дороге, а глазу не за что зацепиться. Одно село осталось позади, второе, третье — все они похожи одно на другое как две капли воды. Поворот, еще один поворот, остановка. Легкие железные ворота. Дорожка, выложенная квадратными каменными плитками. Маленький храм в честь Успения Божией Матери. Неподалеку, в каких-нибудь пятидесяти шагах, еще один храм — летний. Он открытый, у него нет ни одной двери; это, по сути дела, только алтарь — для священнослужителей, а сам храм — там, где молятся люди, — под открытым небом. Ну а где же знаменитый источник? Где святая целебная вода, ради которой люди оставляют все свои дела и преодолевают десятки, а порой и сотни километров? Она — на том же месте, как и три века назад. Тут, среди цветов и фруктовых деревьев, возвышается большое мозаичное панно; оно изображает национального героя сербского народа старого Юга и девять юговичей, о которых я расскажу чуть позже; у подножия панно — несколько кранов; здесь можно утолить жажду. В том, что обитель открылась именно в наши дни, есть глубокий духовный смысл. Божия Матерь как бы призывает к Себе весь сербский народ, который в последние времена увлекся земными, материальными делами, забыв о своем Небесном Отечестве. Власть, слава, деньги, увеселения — вот что предпочел сербский народ, и потому стали разрушаться храмы, и крапива с чертополохом в изобилии покрыли те места, где раньше возносилась к небу молитва, потрескивая, горели восковые свечи, звучали дивные слова акафистов. И как расплата за отступление от Бога — война, голод, беженцы, слезы. Все как у нас! Сходство судеб поразительное! Даже в нечестии.

http://azbyka.ru/fiction/obruchenie-xris...

Тяжелое турецкое иго вынуждало многих сербов во главе с архипастырями уходить в пределы Австро-Венгрии. Австро-Венгерское правительство, нуждаясь в сербах как в живом пограничном заслоне, поощряло это переселение. В 1690 г. император Леопольд I предоставил православным сербам право иметь свою самостоятельную церковную власть, гарантировал свободное совершение богослужений по обряду Восточной Церкви, а со временем и возвращение на родину, как только Австрии удастся освободить ее от турок. В 1695 г. его же решением для православных сербов Австро-Венгрии, объединенных в Карловацкую Митрополию, были установлены одна архиепископия (Карловацкая) и семь епископий (Бачская, Будимская — основана раньше, — Вершецкая, Горнокарловацкая, Пакрацкая, Печуйская и Тимишоарская). В 1710 г. Сербская Церковь признала автокефалию Австро-Венгерской — Карловацкой — Церкви. Глава ее имел титул Митрополита и проживал в Сремских Карловцах. После Венгерского (мадьярского) восстания (1848) против Австрии «карловцы» — сербы, поддерживавшие Австрию, в мае 1848 г. созвали свою Скупщину под председательством митрополита Иосифа (Райячич), на которой постановили добиваться политической свободы и требовать от австрийских императоров образования Сербского воеводства на территории с подавляющим большинством сербов. Митрополит Иосиф был провозглашен Патриархом (1848–1861). Новый австрийский император Франц Иосиф I, находясь в трудном политическом положении, утвердил и воеводство, и патриаршество. Однако, как только венгерское восстание было подавлено, австрийская власть упразднила воеводство, а права Патриарха урезала до митрополита. В венгерской части империи продолжалось проведение настойчивой католической пропаганды. Карловацкая Митрополия имела 27 монастырей. Больше всего их было в Карловацкой архиепископии. В Сремских Карловцах действовала Православная Сербская Богословия, основанная в 1794 г. Митрополитом Стефаном. В Митрополии также имелись мужские и женские гимназии и школы. Сербские православные школы находились в большой зависимости от католиков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010