Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ Моисей (Путник), митр. Карловацкий. Портрет. Худож. Дж. Даниель Донат. 1782 г. Моисей (Путник), митр. Карловацкий. Портрет. Худож. Дж. Даниель Донат. 1782 г. (Путник Василий; 25.03. 1728, Петроварадински-Шанац (ныне Нови-Сад) - 28.06.1790, Вена), митр. Карловацкий Сербской Православной Церкви. Род. в семье Алекса и Мили, принадлежавшей к древнему сербскому роду, получившему в 1621 г. венг. дворянство. Учился в г. Сремски-Карловци при патриархе Арсении IV († 1748) и митрополитах Исаии (Антоновиче) и Павле (Ненадовиче) . Считался одним из самых образованных сербов своего времени. Принял монашество в мон-ре Раковац 1 нояб. 1749 г. 11 апр. 1753 г. митр. Павел (Ненадович) назначил его протосинкеллом, в следующем году поставил архимандритом кафедральной ц. свт. Николая Чудотворца в Сремски-Карловци. Был митрополичьим экзархом в Арадской епархии в составе комиссии, боровшейся с распространением унии. Важное значение придавал образованию священства и народа, финансировал богословскую школу. Добился от магистрата Сремски-Карловци выделения участка возле Соборной церкви со зданием семинарии, строительного материала, денежной дотации в тысячу форинтов и выдачи кредита в Народном банке для строительства здания школы. Он хотел, чтобы в новой школе обучались ученики независимо от их вероисповедания, но при этом часть здания была отведена только для правосл. учеников, однако власти назначили в школу немецкоязычных учителей, а серб. учитель П. Полянац был вынужден уйти. В 1757 г. был избран епископом Бачским (см. ст. Бачская епархия ) после смерти еп. Виссариона (Павловича) . В 1774 г. попросил перевести его на Темишварскую епархию , т. к. ее глава Викентий (Йованович Видак) стал Карловацким митрополитом. После смерти митр. Викентия (1780) был администратором Карловацкой митрополии, а 21 июня 1781 г. избран ее главой. В ежегодных посланиях к верующим в честь Рождества Христова и Пасхи М.

http://pravenc.ru/text/2564000.html

Мы, по всей видимости, живем в цивилизации, вошедшей в свою материалистическую и гедонистическую фазу. Важнее всего продать и развлечься. Все остальное – на заднем плане, все остальное – только средство. Коммерческое телевидение в материалистической и гедонистической цивилизации – воспитатель наших детей и ежевечерний гость наших домов. «Вытащи пробку и начни развлекаться», – слоган одной из реклам алкоголя. «Всю ночь я сходила с ума, но этого не видно», – заявляет девушка в рекламе прокладок. Поп-звезда Мадонна уже запретила дочери смотреть ТВ, благодаря которому она заработала миллионы и славу. Просто поп-дива не хочет отравлять ребенка телепередачами. Кому, как ни ей, знать, что из себя представляет картинка в телевизоре. Но существуют и другие способы борьбы против засорения наших домов – выбор некоммерческих телепрограмм. Поэтому на кабельном телевидении необходимо наличие научных, исторических, художественных и религиозных каналов. В Сербии, однако, подобных каналов крайне мало. Возьмем, например, религиозные каналы. Сегодня только жители Трстеника и его окрестностей могут смотреть ТВ Логос, основанный Жичской епархией (канал существует с 2004 г.). По сербским законам церковь не имеет право учреждать региональные или национальные каналы – только местные. Это означает, что смотреть передачи могут только в одном городе или округе. С разрешением на ТВ Логос 7 марта 2008 г. СПЦ также получила разрешение на еще одно местное телевидение – «Беседа» из Нови-Сада (Бачская епархия). До сих пор этот канал не начал трансляцию, несмотря на то, что уже снято много передач, арендованы две студии: одна в Нови-Саде, вторая в Белграде. От российского православного телевидения «Спас» канал получил разрешение на использование нескольких тысяч часов записей очень качественных программ . Немного лучше обстоят дела с радио (менее влиятельное СМИ). В Сербии основано 11 православных радиостанций и до 1 июня 2010 г. начать работу обязаны все . Исследования показали, что у некоторых из этих радиостанций уже достаточно слушателей. Радио «Искон» из г. Вранье в списке из 200 радиостанций занимает 89-е место. «Источник» из Вальево – 120-е, «Златоуст» из Крагуевца – 135-е (на момент проведения исследования радио существовало всего три месяца) . В Белграде все большей популярностью пользуется Радио « Слово Любви » (107,3 MHz), начавшее вещание 21 сентября 2009 г. Недавно мне довелось его услышать даже в такси. Таксист особенно хвалил музыкальную программу. По закону в прямом эфире разрешена трансляция до трех часов в день, но вещание в записи допускается. Предполагается, что координацией деятельности 11 православных радиостанций будет заниматься Радио Сербской Патриархии (у него еще нет частоты), а сама сеть должна заработать до конца года.

http://pravoslavie.ru/35526.html

гресса встал во враждебное отношение к Архиерейскому Собору в этом деле, и на содержание интерната отпущена только треть доходов с фонда великого сербского добротвора Саввы Текелия, тогда как на содержание воспитанников требуется ещё такая же сумма. Принято 25 воспитанников из разных епархий, но так как архиепископия и бачская епархия в количественном отношении более снабжены окончившими богословский курс кандидатами на священство и уже принятыми раньше воспитанниками богословия, чем остальные епископии, то принятые в интернат воспитанники из архиепископии и бачской епархии должны были дать обязательство – служить в одной из тех епархий, в которых будет ощущаться недостаток в духовных лицах и в кандидатах священнических. Таким образом для горно-карловицкой епархии записано 6 кандидатов, для пакрачской 6, для вершецкой 4, для темишварской 4 и для будимской 3. – В начале 1905–1906 учебного года ректор и профессор богословия протопресвитер И. Вучкович, согласно прошению, был уволен от должности управителя интерната. 1 ноября 1905 г. управителем назначен был архимандрит Анатолий Янкович, настоятель монастыря Крушедола, но он недолго оставался на месте, и 1 января 1906 г. его заменил протосинкелл Владимир Димитриевич, бывший раньше приходским священником в Пеште. Таким образом молодой только что основанный институт в течение одного года переменил трёх управителей, что не могло не повлечь за собою неблагоприятных последствий. С вступлением протосинкелла Димитриевича скоро стало обнаруживаться и все более расти недовольство воспитанников, которое разрешилось тем, что все воспитанники интерната, ученики I и II классов, кроме одного, самовольно ушли из интерната. Чрез неделю, правда, они вернулись, получив сбавку балла по поведению... По поводу этого тяжёлого и неприятного инцидента дельную статью поместил в «Богословском Гласнике» проф. В. Максимович. Отыскивая причины печального события, проф. Максимович указывает, между прочим, на то, что сербская молодёжь не привыкла ещё к семинарской жизни. Гимназисты и реалисты поступают в богословский интернат с предубеждением, видя

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Мартоноше, Каньижи, Петрове Селе, С. Бечею и Фелдварце было в 1828 году 37,226 мадьяр, 23,662 серба, а в 1900 г. 82,713 мадьяр и 20,590 сербов. За это время мадьяр стало больше на 45,000 душ, а сербов меньше на 3,000. За последние восемь лет число мадьяр увеличилось на 10,705 душ, а сербов только на 1,022, так что в прошедшем (1909) году было в тех го­родах 93,418 мадьяр и 21,612 сербов. В четырех южных округах Бачки по реке Тисе было в 1828 г. 41,543 мадьяр и 51,356 сербов, а в 1900 г. 97,479 мадьяр и 67,798 сербов. Правда, число сербов увеличилось на 16,442, но мадьяр стало больше на 55,936 душ. В тех округах были в 1828 г. сербы в большинстве, а в 1900 г. стали уже в значительном меньшинстве» 13 . Семь епархий карловецкой митрополии Привилегией императора Леопольда I от 4 марта 1695 г. установлено в сербской митрополии, в Венгрии, кроме архиепископии, семь епархий, а ныне имеется, кроме архи­епископии, шесть епископий, а именно: бачская, будимская, вершецкая, горне-карловецкая, пакрацкая и темишварская (угасла епархия печуйская). 1. Архиепископия-митрополиякарловецкая. Имеет монастырей 14: Беочин, Бешеново, Бердник (Раваница), Гергетег, Язак, Крушедол, Кувеждин (филиал Дипша), Привина Глава, Раковац, Великая Ремета, Малая Ремета, и Пишатовац, Хопово (филиал Старое Хопово) и Фенек. Протопресвитериатов 14 (блогочиннических округов) 4, церквей 155, капелл 16, приходов 140, священников 94, а с помощниками 149. Церковных общин 127 и 60 отде­лений. Православных домов 29.289. Имеются сербская мо­настырская типография, пенсионный фонд вдов и сирот духовенства и епархиальный фонд. Епархиальный фонд к 1 января 1900 г. имел 73,789 гульд. 68 крейц. 15 Архи­епископ-митрополит, патриарх сербский (с сентября 1908 г.) Лукиан Богданович. Это 20-й архиепископ-митро­полит с 1690 г. 16 Кафедра в Сремских Кордовцах 17 . Относительно резиденции патриарха и его титула, может быть, не лишними будут следующие исторические справки. Восточно-православная сербская карловецкая митрополия уста­новлена, как сказано выше, привилегией императора Лео­польда I от 4 марта 1695 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Святейший Патриарх Кирилл поздравил митрополита Порфирия с избранием на Сербский Патриарший престол 19.02.2021 18:34:32 МОСКВА 18 февраля 2021 года состоялся телефонный разговор Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с митрополитом Загребско-Люблянским Порфирием, которого собравшийся в этот день в белградском храме святого Саввы Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви избрал на Патриарший престол. Предстоятель Русской Православной Церкви тепло поздравил митрополита Порфирия с избранием и пожелал ему многих сил и укрепления от Господа на предстоящем пути Патриаршего служения. Сердечно поблагодарив Святейшего Патриарха Кирилла за поздравления и добрые пожелания, владыка Порфирий попросил молитв Его Святейшества об успешном прохождении возложенного на него служения. Избранного Патриарха Сербского также поздравил в ходе телефонного разговора председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Митрополит Загребско-Люблянский Порфирий, в миру — Првослав Перич, родился 22 июля 1961 года в городе Бечей (Сербия). Окончил начальную школу в Чаруге, а гимназию — в Новом Саде в 1980 году. Изучал археологию на Философском факультете Белградского университета, в 1987 году окончил Богословский факультет Сербской Православной Церкви в Белграде. Пострижен в монашество 11 апреля 1986 года своим духовным отцом иеромонахом Иринеем (Буловичем), впоследствии епископом Бачским. 23 июня того же года епископ Рашско-Призренский Павел (в 1990-2009 годы — Патриарх Сербский) рукоположил монаха Порфирия в сан иеродиакона в монастыре Святой Троицы в Мушутиште. Обучался в аспирантуре Богословского факультета Афинского университета в 1987-1990 годах. Там же в 2004 году защитил докторскую диссертацию. 21 ноября 1990 года рукоположен в сан иеромонаха в монастыре Святых архангелов в Ковилье (Бачская епархия) и тогда же назначен игуменом этого монастыря. 14 мая 1999 года решением Архиерейского Собора избран епископом Егарским, викарием Бачской епархии. 13 июня 1999 года Патриарх Сербский Павел возглавил его архиерейскую хиротонию.

http://radonezh.ru/2021/02/19/svyateyshi...

Это народное самосознание осталось живо в их душе, и нужна была небольшая искра, чтобы воспламенить в сердцах многих сотен лиц единодушное, решительное желание возвратиться туда, откуда они были исторгнуты насилием. Ближайшим поводом к нему послужила с особою настойчивостью вводимая в последнее время огульная мадьяризация всего немадьярского. Село Сантово населено двумя народностями: сербскою – две трети и мадьярскою – одна треть. Храм один. И вот положено было сначала пользоваться при дополнительном богослужении – два раза языком сербским и один раз мадьярским; но вскоре господствующее племя потребовало разделения этого права поровну. С этим сербы еще кое-как мирились. Но когда мадьярские власти захотели совершенно изъять сербский язык из церковного употребления, сербский народ возроптал. Так как на справедливые жалобы сербского народа не обращалось никакого внимания и он потерял надежду путем права и закона достигнуть своей цели, то естественно явилась у сантовцев решительная мысль перейти в православие, гарантирующее всякой народности употребление своего понятного языка при богослужении. Так как бачская православная епархия вдовствовала за смерти епископа Германа Опачича, то сантовцы обратились в январе 1899 года к патриарху Георгию с прошением, в котором заявили свое твердое желание стать православными и просили уполномочить местного благочинного, сомборского протоиерея, по исполнении предписанных законом формальностей, принять их всех, числом 1600 душ, в православие. Они просили далее разрешения основать православную церковную общину, построить собственную церковь и школу, избрать себе священника и учителя. Прошение было принято, и 28 февраля состоялось самое присоединение. Обряд присоединения совершил протоиерей из г. Сомбора, воспитанник киевской духовной академии, о. Любомир Купосаревич с десятью священниками из ближайших городов и селений на открытом воздухе (так как местный храм остался за католиками, а другого нет). Во дворе одного из наиболее уважаемых жителей, Якова Проданова, был раскинут шатер, а под ним устроено всё необходимое для совершения водоосвящения и божественной литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иерархи Сербской Православной Церкви приняли участие в торжествах по случаю дня памяти преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре 9 октября 2014 г. 11:00 8 октября 2014 года иерарх Сербской Православной Церкви митрополит Загребско-Люблянский Порфирий, находящийся в пределах Русской Православной Церкви с визитом по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, принял участие в торжествах по случаю дня преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицкой Сергиевой лавре . Митрополита Порфирия сопровождали представитель Святейшего Патриарха Сербского при Московском Патриаршем престоле епископ Моравичский Антоний , насельники Ковильского монастыря во имя Архангела Михаила (Бачская епархия) иеромонах Никон (Цветичанин) и монах Николай (Коканович), сотрудник Секретариата Отдела внешних церковных связей по межправославным отношениям А.Ю. Хошев, директор Русского дома в Мариборе (Словения) И.Д. Романов и советник директора компании «Терме Марибор» Т. Ройс. Митрополит Загребско-Люблянский Порфирий и епископ Моравичский Антоний сослужили Предстоятелю Русской Православной Церкви в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры и имели краткую беседу с Его Святейшеством, а затем приняли участие в торжественной трапезе по случаю праздника, после чего посетили Московские духовные школы. В тот же день в Троице-Сергиевой лавре состоялась встреча митрополита Порфирия с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом . Председатель ОВЦС поздравил иерарха Сербской Православной Церкви с избранием на Загребско-Люблянскую кафедру и пожелал ему помощи Божией в новом высоком служении. В ходе встречи обсуждались перспективы сотрудничества Русской Православной Церкви и Загребско-Люблянской митрополии Сербского Патриархата, вопросы духовного окормления российских соотечественников, проживающих в Хорватии и Словении, а также другие темы, представляющие взаимный интерес. Во встрече приняли участие епископ Моравичский Антоний, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , сотрудник ОВЦС А.Ю. Хошев, а также И.Д. Романов и Т. Ройс. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3785631.ht...

В целом можно сказать, что Сербской Церкви в венгерской оккупационной зоне удалось сохранить свою административную структуру. За время венгерской оккупации Бачская епархия придерживалась постановлений центральных административных органов СПЦ. Владыка Ириней поддерживал постоянные контакты с Белградом и принимал активное участие в работе центральных органов церковного управления. На территории болгарской оккупационной зоны, в Южной и Восточной Сербии, части Косово и Вардарской Македонии, оказались три епархии СПЦ: Битольско-Охридская, Скопская и Злетовско-Струмичская. Болгарские оккупационные власти не осуществляли открытого террора в отношении сербского духовенства, но согласно специальному приказу все священники СПЦ, не местные уроженцы и просербски настроенные, должны были покинуть оккупированную территорию в течение 48 часов. Были изгнаны сербские архиереи: митрополит Скопский Иосиф (Цвиевич) и епископ Злетовско-Струмичский Викентий (Проданов) 22 . Только Скопскую епархию покинули 45 священников и 11 монахов 23 . Многие священнослужители не имели возможности вывезти свое имущество, которое оккупационными властями было объявлено бесхозным 24 . Болгарские власти провели новое административное деление и изменили название епархий. Скопская епархия получила название Скопско-Велешской, Злетовско-Струмичская — Струмичско-Драмской. Вся территория была разделена на большое количество архиерейских наместничеств и парохий. На место изгнанного сербского духовенства из Болгарии было прислано 280 священников и необходимое количество административных служащих. Болгарские священнослужители присылались в командировку на 4–5 месяцев, после чего возвращались к местам своего постоянного служения, а вместо них присылались новые. Для привлечения болгарского духовенства на оккупированные территории были предусмотрены различные льготы. Болгарское духовенство получало от своего правительства “бесхозные” земельные участки и имущество 25 . Одновременно с этим осуществлялось искоренение всего, что напоминало о Сербской Церкви и сербском историческом прошлом оккупированных территорий. Не редкостью были открытые грабежи церковного имущества. Материальный урон, нанесенный таким образом церквям и монастырям в одной только Охридско-Битольской епархии, по данным Священного Синода, составил 756200 долларов 26 . В общей сложности из трех епархий в Македонии и Южной Сербии было изгнано 86 приходских священников; 11 священников было убито 27 . Административная структура Сербской Церкви на территории болгарской оккупационной зоны фактически была упразднена.

http://pravmir.ru/serbskaya-pravoslavnay...

В действительности довольно большая часть духовенства принимала участие в движении сопротивления как в рядах партизан, так и в рядах четников 15 . Сербское духовенство довольно часто погибало от рук немецких оккупантов во время карательных акций и боевых действий. В общей сложности немцами за годы войны было убито 84 священника 16 . Патриарх Гавриил с момента своего ареста и до отправки в концлагерь Дахау весной 1944 г. находился под арестом и строгим контролем в монастырях Раковица и Войловица. Он был полностью изолирован и устранен от управления Церковью. Несмотря ни на что в немецкой оккупационной зоне Сербской Церкви удалось во многом сохранить свой административный аппарат и продолжить свое служение. Под венгерскую оккупацию попала расположенная на севере страны, в Бачке, Бачская епархия. На территории самой Венгрии находилась также Будимская епархия СПЦ, где существенных изменений в церковной жизни православного населения не произошло. Первые дни и недели оккупации Бачки сопровождались характерным для других оккупированных территорий террором в отношении сербского населения. Согласно приказу все сербы, цыгане и евреи, поселившиеся в г. Нови Саде и его окрестностях после 1918 года, должны были в течение трех дней покинуть эту территорию 17 . Часть сербских переселенцев подверглась массовому истреблению (погибло около 2 тыс. человек), а остальные были вместе с семьями помещены в концентрационные лагеря 18 . В образованной Священным Синодом СПЦ в Белграде комиссии по сбору сведений о беженцах-свя­щен­нослужителях и церковных работниках насчитывается 72 сооб­щения от беженцев из Бачской епархии. За время оккупации венграми в общей сложности было убито 17 сербских священников, 15 из которых служили в Бачке 19 . Епископ Бачский Ириней (Чирич), будучи местным уроженцем, смог остаться на своей кафедре. Православная Церковь была официально признана, но над всем епархиальным и монастырским имуществом был проведен секвестр; только приходские доходы остались вне секвестра и шли на содержание духовенства. Стараниями владыки Иринея из лагеря Шарвар были забраны и размещены по епархии около 2800 детей и 180 матерей с младенцами, а в г. Нови Саде основана детская туберкулезная больница, на содержание которой шел добровольный сбор со всех церковных общин и организаций епархии. Силами епархии была организована амбулатория для бесплатного лечения и раздачи лекарств. Церковные общины оказывали денежную помощь людям, оказавшимся без средств к существованию.

http://pravmir.ru/serbskaya-pravoslavnay...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [Серб. Бачка enapxuja] Сербской Православной Церкви, учреждена в XVI в. Кафедра неск. раз меняла местоположение: вначале располагалась в г. Сегедине (совр. Сегед, Венгрия), затем по ряду причин, в т. ч. из-за австро-тур. войн (XVI-XVII вв.), в различных мон-рях, с нач. XVIII в. и по наст. время - в г. Нови-Сад (бывш. Петроварадински-Шанац). В XVIII в. в Б. е. входили все серб. приходы в обл. Бачка (часть совр. Воеводины), граница к-рой на западе и юге проходила по р. Дунай, на востоке - по р. Тиса, на севере упиралась в венг. владения, входившие в земли Австро-Венгерской империи. В 1713 г. в епархию вошла Егарская обл., принадлежавшая Егарско-Великоварадинской епархии, ликвидированной по решению Церковно-народного Собора после того, как ее первый и единственный еп. Ефрем (Банянин) ок. 1698 г. принял униатство. Несмотря на его покаяние, территория епархии была поделена между Арадской и Бачской епархиями. В 1905 г. Б. е. включала 4 благочиния (Бечейское, Жабальское, Новисадское и Сомборское), численность паствы превышала 145 тыс. чел. Имелось неск. мон-рей, ок. 80 церквей и часовен. В 1931 г. в результате реорганизации церковно-адм. устройства СПЦ к Б. е. отошло 7 приходов от Будимской епархии (в Баранье), к-рой, в свою очередь, были переданы города Сегедин, Байя, Егра и с. Сантово. Во время второй мировой войны от рук венг. оккупантов в епархии погибло 10 тыс. сербов и 17 священников. Епархиальные власти делали все возможное для вызволения серб. детей и их матерей из концентрационных лагерей с последующим распределением по серб. семьям. В Нови-Саде епархия открыла детскую больницу. В послевоенный период велось строительство новых церквей, ремонт старых. К 1970 г. в епархии насчитывалось 349 тыс. верующих, служили 77 священников, существовал 101 приход, 3 мон-ря (Боджани, Ковиль, св. архидиак. Стефана в г. Сомбор), 108 храмов. В 1991 г., согласно решению Архиерейского Собора о возобновлении бывш. Осечко-Польской и Бараньской епархии, в ее состав вошла часть Б. е.- Бараньское наместничество. В 1997 г. Б. е. включала 6 наместничеств (Нови-Сад, Бачка-Паланка, Жабаль, Врбас, Сомбор, Суботица), 108 приходов и 3 мон-ря, штат священников увеличился до 106 чел.

http://pravenc.ru/text/77724.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010