Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ Моисей (Путник), митр. Карловацкий. Портрет. Худож. Дж. Даниель Донат. 1782 г. Моисей (Путник), митр. Карловацкий. Портрет. Худож. Дж. Даниель Донат. 1782 г. (Путник Василий; 25.03. 1728, Петроварадински-Шанац (ныне Нови-Сад) - 28.06.1790, Вена), митр. Карловацкий Сербской Православной Церкви. Род. в семье Алекса и Мили, принадлежавшей к древнему сербскому роду, получившему в 1621 г. венг. дворянство. Учился в г. Сремски-Карловци при патриархе Арсении IV († 1748) и митрополитах Исаии (Антоновиче) и Павле (Ненадовиче) . Считался одним из самых образованных сербов своего времени. Принял монашество в мон-ре Раковац 1 нояб. 1749 г. 11 апр. 1753 г. митр. Павел (Ненадович) назначил его протосинкеллом, в следующем году поставил архимандритом кафедральной ц. свт. Николая Чудотворца в Сремски-Карловци. Был митрополичьим экзархом в Арадской епархии в составе комиссии, боровшейся с распространением унии. Важное значение придавал образованию священства и народа, финансировал богословскую школу. Добился от магистрата Сремски-Карловци выделения участка возле Соборной церкви со зданием семинарии, строительного материала, денежной дотации в тысячу форинтов и выдачи кредита в Народном банке для строительства здания школы. Он хотел, чтобы в новой школе обучались ученики независимо от их вероисповедания, но при этом часть здания была отведена только для правосл. учеников, однако власти назначили в школу немецкоязычных учителей, а серб. учитель П. Полянац был вынужден уйти. В 1757 г. был избран епископом Бачским (см. ст. Бачская епархия ) после смерти еп. Виссариона (Павловича) . В 1774 г. попросил перевести его на Темишварскую епархию , т. к. ее глава Викентий (Йованович Видак) стал Карловацким митрополитом. После смерти митр. Викентия (1780) был администратором Карловацкой митрополии, а 21 июня 1781 г. избран ее главой. В ежегодных посланиях к верующим в честь Рождества Христова и Пасхи М. |
Мы, по всей видимости, живем в цивилизации, вошедшей в свою материалистическую и гедонистическую фазу. Важнее всего продать и развлечься. Все остальное – на заднем плане, все остальное – только средство. Коммерческое телевидение в материалистической и гедонистической цивилизации – воспитатель наших детей и ежевечерний гость наших домов. «Вытащи пробку и начни развлекаться», – слоган одной из реклам алкоголя. «Всю ночь я сходила с ума, но этого не видно», – заявляет девушка в рекламе прокладок. Поп-звезда Мадонна уже запретила дочери смотреть ТВ, благодаря которому она заработала миллионы и славу. Просто поп-дива не хочет отравлять ребенка телепередачами. Кому, как ни ей, знать, что из себя представляет картинка в телевизоре. Но существуют и другие способы борьбы против засорения наших домов – выбор некоммерческих телепрограмм. Поэтому на кабельном телевидении необходимо наличие научных, исторических, художественных и религиозных каналов. В Сербии, однако, подобных каналов крайне мало. Возьмем, например, религиозные каналы. Сегодня только жители Трстеника и его окрестностей могут смотреть ТВ Логос, основанный Жичской епархией (канал существует с 2004 г.). По сербским законам церковь не имеет право учреждать региональные или национальные каналы – только местные. Это означает, что смотреть передачи могут только в одном городе или округе. С разрешением на ТВ Логос 7 марта 2008 г. СПЦ также получила разрешение на еще одно местное телевидение – «Беседа» из Нови-Сада (Бачская епархия). До сих пор этот канал не начал трансляцию, несмотря на то, что уже снято много передач, арендованы две студии: одна в Нови-Саде, вторая в Белграде. От российского православного телевидения «Спас» канал получил разрешение на использование нескольких тысяч часов записей очень качественных программ . Немного лучше обстоят дела с радио (менее влиятельное СМИ). В Сербии основано 11 православных радиостанций и до 1 июня 2010 г. начать работу обязаны все . Исследования показали, что у некоторых из этих радиостанций уже достаточно слушателей. Радио «Искон» из г. Вранье в списке из 200 радиостанций занимает 89-е место. «Источник» из Вальево – 120-е, «Златоуст» из Крагуевца – 135-е (на момент проведения исследования радио существовало всего три месяца) . В Белграде все большей популярностью пользуется Радио « Слово Любви » (107,3 MHz), начавшее вещание 21 сентября 2009 г. Недавно мне довелось его услышать даже в такси. Таксист особенно хвалил музыкальную программу. По закону в прямом эфире разрешена трансляция до трех часов в день, но вещание в записи допускается. Предполагается, что координацией деятельности 11 православных радиостанций будет заниматься Радио Сербской Патриархии (у него еще нет частоты), а сама сеть должна заработать до конца года. |
гресса встал во враждебное отношение к Архиерейскому Собору в этом деле, и на содержание интерната отпущена только треть доходов с фонда великого сербского добротвора Саввы Текелия, тогда как на содержание воспитанников требуется ещё такая же сумма. Принято 25 воспитанников из разных епархий, но так как архиепископия и бачская епархия в количественном отношении более снабжены окончившими богословский курс кандидатами на священство и уже принятыми раньше воспитанниками богословия, чем остальные епископии, то принятые в интернат воспитанники из архиепископии и бачской епархии должны были дать обязательство – служить в одной из тех епархий, в которых будет ощущаться недостаток в духовных лицах и в кандидатах священнических. Таким образом для горно-карловицкой епархии записано 6 кандидатов, для пакрачской 6, для вершецкой 4, для темишварской 4 и для будимской 3. – В начале 1905–1906 учебного года ректор и профессор богословия протопресвитер И. Вучкович, согласно прошению, был уволен от должности управителя интерната. 1 ноября 1905 г. управителем назначен был архимандрит Анатолий Янкович, настоятель монастыря Крушедола, но он недолго оставался на месте, и 1 января 1906 г. его заменил протосинкелл Владимир Димитриевич, бывший раньше приходским священником в Пеште. Таким образом молодой только что основанный институт в течение одного года переменил трёх управителей, что не могло не повлечь за собою неблагоприятных последствий. С вступлением протосинкелла Димитриевича скоро стало обнаруживаться и все более расти недовольство воспитанников, которое разрешилось тем, что все воспитанники интерната, ученики I и II классов, кроме одного, самовольно ушли из интерната. Чрез неделю, правда, они вернулись, получив сбавку балла по поведению... По поводу этого тяжёлого и неприятного инцидента дельную статью поместил в «Богословском Гласнике» проф. В. Максимович. Отыскивая причины печального события, проф. Максимович указывает, между прочим, на то, что сербская молодёжь не привыкла ещё к семинарской жизни. Гимназисты и реалисты поступают в богословский интернат с предубеждением, видя |
В Мартоноше, Каньижи, Петрове Селе, С. Бечею и Фелдварце было в 1828 году 37,226 мадьяр, 23,662 серба, а в 1900 г. 82,713 мадьяр и 20,590 сербов. За это время мадьяр стало больше на 45,000 душ, а сербов меньше на 3,000. За последние восемь лет число мадьяр увеличилось на 10,705 душ, а сербов только на 1,022, так что в прошедшем (1909) году было в тех городах 93,418 мадьяр и 21,612 сербов. В четырех южных округах Бачки по реке Тисе было в 1828 г. 41,543 мадьяр и 51,356 сербов, а в 1900 г. 97,479 мадьяр и 67,798 сербов. Правда, число сербов увеличилось на 16,442, но мадьяр стало больше на 55,936 душ. В тех округах были в 1828 г. сербы в большинстве, а в 1900 г. стали уже в значительном меньшинстве» 13 . Семь епархий карловецкой митрополии Привилегией императора Леопольда I от 4 марта 1695 г. установлено в сербской митрополии, в Венгрии, кроме архиепископии, семь епархий, а ныне имеется, кроме архиепископии, шесть епископий, а именно: бачская, будимская, вершецкая, горне-карловецкая, пакрацкая и темишварская (угасла епархия печуйская). 1. Архиепископия-митрополиякарловецкая. Имеет монастырей 14: Беочин, Бешеново, Бердник (Раваница), Гергетег, Язак, Крушедол, Кувеждин (филиал Дипша), Привина Глава, Раковац, Великая Ремета, Малая Ремета, и Пишатовац, Хопово (филиал Старое Хопово) и Фенек. Протопресвитериатов 14 (блогочиннических округов) 4, церквей 155, капелл 16, приходов 140, священников 94, а с помощниками 149. Церковных общин 127 и 60 отделений. Православных домов 29.289. Имеются сербская монастырская типография, пенсионный фонд вдов и сирот духовенства и епархиальный фонд. Епархиальный фонд к 1 января 1900 г. имел 73,789 гульд. 68 крейц. 15 Архиепископ-митрополит, патриарх сербский (с сентября 1908 г.) Лукиан Богданович. Это 20-й архиепископ-митрополит с 1690 г. 16 Кафедра в Сремских Кордовцах 17 . Относительно резиденции патриарха и его титула, может быть, не лишними будут следующие исторические справки. Восточно-православная сербская карловецкая митрополия установлена, как сказано выше, привилегией императора Леопольда I от 4 марта 1695 г. |
Святейший Патриарх Кирилл поздравил митрополита Порфирия с избранием на Сербский Патриарший престол 19.02.2021 18:34:32 МОСКВА 18 февраля 2021 года состоялся телефонный разговор Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с митрополитом Загребско-Люблянским Порфирием, которого собравшийся в этот день в белградском храме святого Саввы Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви избрал на Патриарший престол. Предстоятель Русской Православной Церкви тепло поздравил митрополита Порфирия с избранием и пожелал ему многих сил и укрепления от Господа на предстоящем пути Патриаршего служения. Сердечно поблагодарив Святейшего Патриарха Кирилла за поздравления и добрые пожелания, владыка Порфирий попросил молитв Его Святейшества об успешном прохождении возложенного на него служения. Избранного Патриарха Сербского также поздравил в ходе телефонного разговора председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Митрополит Загребско-Люблянский Порфирий, в миру — Првослав Перич, родился 22 июля 1961 года в городе Бечей (Сербия). Окончил начальную школу в Чаруге, а гимназию — в Новом Саде в 1980 году. Изучал археологию на Философском факультете Белградского университета, в 1987 году окончил Богословский факультет Сербской Православной Церкви в Белграде. Пострижен в монашество 11 апреля 1986 года своим духовным отцом иеромонахом Иринеем (Буловичем), впоследствии епископом Бачским. 23 июня того же года епископ Рашско-Призренский Павел (в 1990-2009 годы — Патриарх Сербский) рукоположил монаха Порфирия в сан иеродиакона в монастыре Святой Троицы в Мушутиште. Обучался в аспирантуре Богословского факультета Афинского университета в 1987-1990 годах. Там же в 2004 году защитил докторскую диссертацию. 21 ноября 1990 года рукоположен в сан иеромонаха в монастыре Святых архангелов в Ковилье (Бачская епархия) и тогда же назначен игуменом этого монастыря. 14 мая 1999 года решением Архиерейского Собора избран епископом Егарским, викарием Бачской епархии. 13 июня 1999 года Патриарх Сербский Павел возглавил его архиерейскую хиротонию. |
Это народное самосознание осталось живо в их душе, и нужна была небольшая искра, чтобы воспламенить в сердцах многих сотен лиц единодушное, решительное желание возвратиться туда, откуда они были исторгнуты насилием. Ближайшим поводом к нему послужила с особою настойчивостью вводимая в последнее время огульная мадьяризация всего немадьярского. Село Сантово населено двумя народностями: сербскою – две трети и мадьярскою – одна треть. Храм один. И вот положено было сначала пользоваться при дополнительном богослужении – два раза языком сербским и один раз мадьярским; но вскоре господствующее племя потребовало разделения этого права поровну. С этим сербы еще кое-как мирились. Но когда мадьярские власти захотели совершенно изъять сербский язык из церковного употребления, сербский народ возроптал. Так как на справедливые жалобы сербского народа не обращалось никакого внимания и он потерял надежду путем права и закона достигнуть своей цели, то естественно явилась у сантовцев решительная мысль перейти в православие, гарантирующее всякой народности употребление своего понятного языка при богослужении. Так как бачская православная епархия вдовствовала за смерти епископа Германа Опачича, то сантовцы обратились в январе 1899 года к патриарху Георгию с прошением, в котором заявили свое твердое желание стать православными и просили уполномочить местного благочинного, сомборского протоиерея, по исполнении предписанных законом формальностей, принять их всех, числом 1600 душ, в православие. Они просили далее разрешения основать православную церковную общину, построить собственную церковь и школу, избрать себе священника и учителя. Прошение было принято, и 28 февраля состоялось самое присоединение. Обряд присоединения совершил протоиерей из г. Сомбора, воспитанник киевской духовной академии, о. Любомир Купосаревич с десятью священниками из ближайших городов и селений на открытом воздухе (так как местный храм остался за католиками, а другого нет). Во дворе одного из наиболее уважаемых жителей, Якова Проданова, был раскинут шатер, а под ним устроено всё необходимое для совершения водоосвящения и божественной литургии. |
Иерархи Сербской Православной Церкви приняли участие в торжествах по случаю дня памяти преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре 9 октября 2014 г. 11:00 8 октября 2014 года иерарх Сербской Православной Церкви митрополит Загребско-Люблянский Порфирий, находящийся в пределах Русской Православной Церкви с визитом по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, принял участие в торжествах по случаю дня преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицкой Сергиевой лавре . Митрополита Порфирия сопровождали представитель Святейшего Патриарха Сербского при Московском Патриаршем престоле епископ Моравичский Антоний , насельники Ковильского монастыря во имя Архангела Михаила (Бачская епархия) иеромонах Никон (Цветичанин) и монах Николай (Коканович), сотрудник Секретариата Отдела внешних церковных связей по межправославным отношениям А.Ю. Хошев, директор Русского дома в Мариборе (Словения) И.Д. Романов и советник директора компании «Терме Марибор» Т. Ройс. Митрополит Загребско-Люблянский Порфирий и епископ Моравичский Антоний сослужили Предстоятелю Русской Православной Церкви в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры и имели краткую беседу с Его Святейшеством, а затем приняли участие в торжественной трапезе по случаю праздника, после чего посетили Московские духовные школы. В тот же день в Троице-Сергиевой лавре состоялась встреча митрополита Порфирия с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом . Председатель ОВЦС поздравил иерарха Сербской Православной Церкви с избранием на Загребско-Люблянскую кафедру и пожелал ему помощи Божией в новом высоком служении. В ходе встречи обсуждались перспективы сотрудничества Русской Православной Церкви и Загребско-Люблянской митрополии Сербского Патриархата, вопросы духовного окормления российских соотечественников, проживающих в Хорватии и Словении, а также другие темы, представляющие взаимный интерес. Во встрече приняли участие епископ Моравичский Антоний, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , сотрудник ОВЦС А.Ю. Хошев, а также И.Д. Романов и Т. Ройс. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. |
В целом можно сказать, что Сербской Церкви в венгерской оккупационной зоне удалось сохранить свою административную структуру. За время венгерской оккупации Бачская епархия придерживалась постановлений центральных административных органов СПЦ. Владыка Ириней поддерживал постоянные контакты с Белградом и принимал активное участие в работе центральных органов церковного управления. На территории болгарской оккупационной зоны, в Южной и Восточной Сербии, части Косово и Вардарской Македонии, оказались три епархии СПЦ: Битольско-Охридская, Скопская и Злетовско-Струмичская. Болгарские оккупационные власти не осуществляли открытого террора в отношении сербского духовенства, но согласно специальному приказу все священники СПЦ, не местные уроженцы и просербски настроенные, должны были покинуть оккупированную территорию в течение 48 часов. Были изгнаны сербские архиереи: митрополит Скопский Иосиф (Цвиевич) и епископ Злетовско-Струмичский Викентий (Проданов) 22 . Только Скопскую епархию покинули 45 священников и 11 монахов 23 . Многие священнослужители не имели возможности вывезти свое имущество, которое оккупационными властями было объявлено бесхозным 24 . Болгарские власти провели новое административное деление и изменили название епархий. Скопская епархия получила название Скопско-Велешской, Злетовско-Струмичская — Струмичско-Драмской. Вся территория была разделена на большое количество архиерейских наместничеств и парохий. На место изгнанного сербского духовенства из Болгарии было прислано 280 священников и необходимое количество административных служащих. Болгарские священнослужители присылались в командировку на 4–5 месяцев, после чего возвращались к местам своего постоянного служения, а вместо них присылались новые. Для привлечения болгарского духовенства на оккупированные территории были предусмотрены различные льготы. Болгарское духовенство получало от своего правительства “бесхозные” земельные участки и имущество 25 . Одновременно с этим осуществлялось искоренение всего, что напоминало о Сербской Церкви и сербском историческом прошлом оккупированных территорий. Не редкостью были открытые грабежи церковного имущества. Материальный урон, нанесенный таким образом церквям и монастырям в одной только Охридско-Битольской епархии, по данным Священного Синода, составил 756200 долларов 26 . В общей сложности из трех епархий в Македонии и Южной Сербии было изгнано 86 приходских священников; 11 священников было убито 27 . Административная структура Сербской Церкви на территории болгарской оккупационной зоны фактически была упразднена. |
В действительности довольно большая часть духовенства принимала участие в движении сопротивления как в рядах партизан, так и в рядах четников 15 . Сербское духовенство довольно часто погибало от рук немецких оккупантов во время карательных акций и боевых действий. В общей сложности немцами за годы войны было убито 84 священника 16 . Патриарх Гавриил с момента своего ареста и до отправки в концлагерь Дахау весной 1944 г. находился под арестом и строгим контролем в монастырях Раковица и Войловица. Он был полностью изолирован и устранен от управления Церковью. Несмотря ни на что в немецкой оккупационной зоне Сербской Церкви удалось во многом сохранить свой административный аппарат и продолжить свое служение. Под венгерскую оккупацию попала расположенная на севере страны, в Бачке, Бачская епархия. На территории самой Венгрии находилась также Будимская епархия СПЦ, где существенных изменений в церковной жизни православного населения не произошло. Первые дни и недели оккупации Бачки сопровождались характерным для других оккупированных территорий террором в отношении сербского населения. Согласно приказу все сербы, цыгане и евреи, поселившиеся в г. Нови Саде и его окрестностях после 1918 года, должны были в течение трех дней покинуть эту территорию 17 . Часть сербских переселенцев подверглась массовому истреблению (погибло около 2 тыс. человек), а остальные были вместе с семьями помещены в концентрационные лагеря 18 . В образованной Священным Синодом СПЦ в Белграде комиссии по сбору сведений о беженцах-священнослужителях и церковных работниках насчитывается 72 сообщения от беженцев из Бачской епархии. За время оккупации венграми в общей сложности было убито 17 сербских священников, 15 из которых служили в Бачке 19 . Епископ Бачский Ириней (Чирич), будучи местным уроженцем, смог остаться на своей кафедре. Православная Церковь была официально признана, но над всем епархиальным и монастырским имуществом был проведен секвестр; только приходские доходы остались вне секвестра и шли на содержание духовенства. Стараниями владыки Иринея из лагеря Шарвар были забраны и размещены по епархии около 2800 детей и 180 матерей с младенцами, а в г. Нови Саде основана детская туберкулезная больница, на содержание которой шел добровольный сбор со всех церковных общин и организаций епархии. Силами епархии была организована амбулатория для бесплатного лечения и раздачи лекарств. Церковные общины оказывали денежную помощь людям, оказавшимся без средств к существованию. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [Серб. Бачка enapxuja] Сербской Православной Церкви, учреждена в XVI в. Кафедра неск. раз меняла местоположение: вначале располагалась в г. Сегедине (совр. Сегед, Венгрия), затем по ряду причин, в т. ч. из-за австро-тур. войн (XVI-XVII вв.), в различных мон-рях, с нач. XVIII в. и по наст. время - в г. Нови-Сад (бывш. Петроварадински-Шанац). В XVIII в. в Б. е. входили все серб. приходы в обл. Бачка (часть совр. Воеводины), граница к-рой на западе и юге проходила по р. Дунай, на востоке - по р. Тиса, на севере упиралась в венг. владения, входившие в земли Австро-Венгерской империи. В 1713 г. в епархию вошла Егарская обл., принадлежавшая Егарско-Великоварадинской епархии, ликвидированной по решению Церковно-народного Собора после того, как ее первый и единственный еп. Ефрем (Банянин) ок. 1698 г. принял униатство. Несмотря на его покаяние, территория епархии была поделена между Арадской и Бачской епархиями. В 1905 г. Б. е. включала 4 благочиния (Бечейское, Жабальское, Новисадское и Сомборское), численность паствы превышала 145 тыс. чел. Имелось неск. мон-рей, ок. 80 церквей и часовен. В 1931 г. в результате реорганизации церковно-адм. устройства СПЦ к Б. е. отошло 7 приходов от Будимской епархии (в Баранье), к-рой, в свою очередь, были переданы города Сегедин, Байя, Егра и с. Сантово. Во время второй мировой войны от рук венг. оккупантов в епархии погибло 10 тыс. сербов и 17 священников. Епархиальные власти делали все возможное для вызволения серб. детей и их матерей из концентрационных лагерей с последующим распределением по серб. семьям. В Нови-Саде епархия открыла детскую больницу. В послевоенный период велось строительство новых церквей, ремонт старых. К 1970 г. в епархии насчитывалось 349 тыс. верующих, служили 77 священников, существовал 101 приход, 3 мон-ря (Боджани, Ковиль, св. архидиак. Стефана в г. Сомбор), 108 храмов. В 1991 г., согласно решению Архиерейского Собора о возобновлении бывш. Осечко-Польской и Бараньской епархии, в ее состав вошла часть Б. е.- Бараньское наместничество. В 1997 г. Б. е. включала 6 наместничеств (Нови-Сад, Бачка-Паланка, Жабаль, Врбас, Сомбор, Суботица), 108 приходов и 3 мон-ря, штат священников увеличился до 106 чел. |
| |