К. Н. Батюшков. Гравюра И. П. Пожалостина. 1883 г. (ГИМ) К. Н. Батюшков. Гравюра И. П. Пожалостина. 1883 г. (ГИМ) В раннем творчестве Б. преобладали сатирические жанры (эпиграммы, пародии, шуточные послания), однако их успех смущал автора. Б. отказался публиковать принесшую ему известность сатиру на совр. поэтов «Видение на брегах Леты» (1809), считая, что «этакие стихи легко писать и чести большой не приносят» (Соч. М., 1989. Т. 2. С. 109). Под влиянием легкой франц. поэзии XVIII в. и рус. анакреонтики он создал условный мир земного счастья, где господствует культ дружбы, любви, беззаботного веселья и независимости. Однако в этой поэтической утопии, связанной прежде всего с идеальным образом античности, Б. противопоставлял внешнему блеску действительности романтическое «мечтание» («Мечта», 1802-1817), предпринимал попытки изобразить «огонь и яд» языческой страсти и экстатический восторг («Вакханка», 1815), а сердце человека уподоблял «мрачному кладезю» («Счастливец», 1810). События Отечественной войны 1812 г. обусловили перелом в творчестве Б.- крушение просветительских идеалов, культа Франции, ее поэзии и философии. Б., трижды проехавший через разоренную Москву, писал: «Святыня, мирное убежище наук, все осквернено толпою варваров! Вот плоды просвещения или, лучше сказать, разврата остроумнейшего народа» (Соч. М., 1989. Т. 2. С. 232). Под впечатлением «ужасов войны» Б. обратился к жанру монументальной исторической элегии, к патриотической тематике («Переход через Рейн», 1816-1817), писал о трагической судьбе поэта, призванного отрешиться от «страстей земных» («Гезиод и Омир, соперники», 1816-1817; «Умирающий Тасс», 1817). Лейтмотивом творчества Б. становятся мысли о непрочности и бренности земной жизни, в пределах к-рой невозможно осуществление положительных идеалов («Странствователь и домосед», 1815). Разочаровавшись в разуме человека и скорбя о мимолетной красоте мира, Б. обратился к «миру лучшему», к христ. принципам и идеалам. На его духовную эволюцию оказали значительное влияние религ.

http://pravenc.ru/text/77684.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла П. Н. Батюшков. Гравюра И. П. Пожалостина. 1883 г. (ГИМ) Помпей Николаевич (2.06.1811, с. Даниловское Бежецкого у. Тверской губ. (совр. Вологодская обл.) - 20.03.1892, С.-Петербург), гос. и общественный деятель, издатель. Из старинной дворянской семьи, брат поэта К. Н. Батюшкова . В 1831 г. окончил офицерские классы артиллерийского уч-ща в С.-Петербурге, в 1832-1840 гг. служил в армии, затем перешел в ведомство Мин-ва внутренних дел и в 1850 г. был назначен вице-губернатором в Ковно. В 1851-1853 гг. служил помощником попечителя Виленского учебного округа, в 1856-1867 гг.- вице-директором Департамента духовных дел иностранных исповеданий при Мин-ве внутренних дел. В 1865-1867 гг. руководил церковно-строительным комитетом в Зап. крае, результатом деятельности к-рого стало строительство на Украине и в Белоруссии более 2 тыс. правосл. церквей по типовым проектам, улучшение материального положения духовенства. Б. добивался создания самостоятельной церковно-строительной администрации при I отд-нии имп. канцелярии с правом личного доклада императору, что не осуществилось из-за плохих отношений Б. с министром внутренних дел П. А. Валуевым, к-рый предложил имп. Александру II Николаевичу создать церковно-строительные комитеты в каждой из губерний Зап. края в подчинении губернаторов. 7 дек. 1867 г. церковно-строительный комитет при Мин-ве внутренних дел был упразднен. С 1868 г. Б. служил попечителем Виленского учебного округа, с 1869 г. являлся членом Совета министра просвещения. Состоял во мн. учебных, благотворительных и религ. об-вах и братствах. Похоронен в московском Новодевичьем жен. мон-ре . Б. разделял политические взгляды славянофилов (см. Славянофильство ), сотрудничал с М. П. Погодиным , И. С. Аксаковым , М. О. Кояловичем . Добивался восстановления «русских начал» на Украине и в Белоруссии, делая упор на укрепление позиций Православия, оживление приходской жизни. Способствовал привлечению внимания правосл.

http://pravenc.ru/text/77686.html

Необходимо, чтобы у читателей (а кстати, и у иных молодых писателей) исчезло представление о писателе как о человеке, бродящем повсюду с неизменной записной книжкой в руках, как о профессиональном «записывателе» и соглядатае жизни. Тот, кто будет заставлять себя накапливать наблюдения и носиться со своими записями («как бы чего не забыть»), конечно, наберет без разбору груды наблюдений, но они будут мертвыми. Иначе говоря, если эти наблюдения перенести из записной книжки в ткань живой прозы, то почти всегда они будут терять свою выразительность и выглядеть чужеродными кусками. Никогда нельзя думать, что вот этот куст рябины или вот этот седой барабанщик в оркестре понадобятся мне когда-нибудь для рассказа и потому я должен особенно пристально, даже несколько искусственно, их наблюдать. Наблюдать, так сказать, «по долгу службы», из чисто деловых побуждений. Никогда не следует насильственно втискивать в прозу хотя бы и очень удачные наблюдения. Когда понадобится, они сами войдут в нее и станут на место. Писатель часто бывает удивлен, когда какой-нибудь давно и начисто позабытый случай или какая-нибудь подробность вдруг расцветают в его памяти именно тогда, когда они бывают необходимы для работы. Одна из основ писательства – хорошая память. Может быть, все эти мысли станут яснее, если я расскажу о том, как был написан мною рассказ «Телеграмма». Я поселился поздней осенью в деревне под Рязанью, в усадьбе известного в свое время гравера Пожалостина. Там одиноко доживала свой век дряхлая ласковая старушка – дочь Пожалостина, Катерина Ивановна. Единственная ее дочь Настя жила в Ленинграде и совсем позабыла о матери – она только раз в два месяца присылала Катерине Ивановне деньги. Я занял одну комнату в гулком, большом доме с почернелыми бревенчатыми стенами. Старушка жила на другой половине. К ней надо было проходить через пустые сени и несколько комнат со скрипучими, пыльными половицами. Кроме старушки и меня, в доме больше никто не жил. Дом этот считался мемориальным. Позади двора с обветшалыми службами шумел на ветру большой и такой же запущенный, как и дом, сырой и озябший сад.

http://azbyka.ru/fiction/zolotaja-roza-p...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Вопрос о привилегиях лифляндского дворянства Профессор Г. Круус, оценивая акты о капитуляции эстляндского и лифляндского рыцарства, отмечал, что, хотя «они и выступали от имени всей страны, в первую очередь отстаивали только свои интересы и беспокоились о том, чтобы сохранить немецкое господство в крае» . Управление краем было вверено генерал-губернатору при непосредственном содействии вице-губернатора, которые ведали как гражданской, так и военной областями, наблюдая за судами, за путями сообщения, за исправной платой податей; главной же обязанностью было охранять права державной власти, не нарушая, однако же, прав и преимуществ земских и городских сословий. Петр I действительно подтвердил права и преимущества земских и городских сословий Лифляндии и Эстляндии, но «с оговоркою, по которой дальнейшее сохранение этих прав и преимуществ должно было зависеть от усмотрения верховной самодержавной власти в России, и затем внутреннее земское управление и управление городов оставил в том виде, как было при шведах, без всяких существенных изменений» . Эта оговорка в дальнейшем упорно оспаривалась и извращенно толковалась прибалтийским дворянством. До появления книги Ю. Ф. Самарина «Окраины России» привилегии лифляндского дворянства считались закрепленными двухсторонними договорами 1710 г. о шведской капитуляции. Ю. Ф. Самарин. Литография И. Пожалостина. 1886 Ю. Ф. Самарин первым обратил внимание на то, что рыцарство и магистрат городов как подданные России более не правомочны вступать в договорные отношения с царем — носителем государственного суверенитета, следовательно, договоры 1710 г. надо рассматривать теперь как обыкновенные жалованные грамоты, юридическая сила которых зависит от волеизъявления монарха : все привилегии имели законную силу лишь до тех пор, пока они признавались русскими царями .

http://sedmitza.ru/lib/text/430190/

Рязань. Домовая церковь Николая Чудотворца при бывшем Благородном пансионе Первой мужской гимназии. Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1868. Адрес: Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Свободы, д. 57 Координаты: 54.627389, 39.751263 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Никольская церковь при гимназическом пансионе устроена в 1868 г. бывшим почетным попечителем гимназии тайным советником и камергером Николаем Гавриловичем Рюминым. Настоятелем церкви состоит с 1868 г. законоучитель гимназии протоиерей Иоанн Ефимович Любимов. Иоанн Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных…», т. 1. - Зарайск. Типография А.Н. Титовой, 1884 г. Никольская домовая церковь с престолом во имя свт. Николая Чудотворца при Благородном пансионе Первой мужской гимназии на Владимирской (Свободы) улице устроена была в 1868 году почётным Попечителем гимназии, тайным советником и камергером Николаем Гавриловичем Рюминым в доме, который подарил он в 1833 году этой гимназии (ныне здание Рязанского областного художественного музея им. И.П. Пожалостина). Часть средств на устройство церкви пожертвовал купец Александр Васильевич Антонов, он же стал первым ктитором этой церкви. Гимназический храм в здании Благородного пансиона освящён был 4 декабря 1869 года. В причте числился 1 священник, он же был законоучителем гимназии. В 1903 году ктитором А.К. Москвиным церковь была капитально подновлена, стала вместительней и светлее. Устроены были новые резной иконостас и престол. Хоругви, люстры, подсвечники и облачения приобретены новые. Весь храм отделан заново, на что А.К. Москвин затратил из своих средств 20 тысяч рублей. Освящен заново гимназический храм был очень торжественно 4 декабря 1903 года. Чин освящения совершал епископ Аркадий (Карпинский) с многочисленным духовенством. На торжестве освящения Никольской домовой церкви в Благородном пансионе Первой мужской гимназии на Владимирской (Свободы) улице присутствовали: Попечитель Московского учебного округа П.А. Некрасов, окружной инспектор Р.И. Державин, начальник губернии Н.С. Брянчанинов, также Вице-Губернатор, Губернский и Уездный Предводители дворянства, Городской голова и многие другие представители правительственных учреждений и городских учебных заведений Рязани. Присутствие на освящении Никольского домового храма такого количества высоких гостей объяснялось тем признанным высоким статусом среди учебных заведений Московского учебного округа, который имела старейшая и лучшая в Рязанской губернии Первая мужская гимназия.

http://sobory.ru/article/?object=10421

– Неужели вы хотите сказать, чтобы я осталась в Париже?– спросила Жанна. – Да! – закричал Бальзак. – Да, черт возьми! – И вы хотите, чтобы я… – Нет, черт возьми! – снова закричал Бальзак. – Я только хочу, чтобы вы сняли этот черный балахон. Чтобы ваше молодое тело, прекрасное, как живой жемчуг, узнало, что такое радость и любовь. Чтобы вы научились смеяться. Идите же! Идите! Но не на панель! Бальзак схватил Жанну за руку и потащил к выходной двери. – У меня ведь все там написано, – говорил он. – Идите! Вы очень милы, Жанна, но из-за вас я уже потерял три страницы текста. И какого текста! Жанна не могла вернуться в монастырь, так как господин Бальзак не снял с нее позорного пятна. Она осталась в Париже. Говорят, что через год ее видели среди молодежи в студенческом кабачке, который назывался «Серебряный вьюк». Она была весела, счастлива и прелестна. Сколько писателей – столько же и навыков работы. В том деревенском доме под Рязанью, о котором я уже упоминал, я нашел письма нашего известного гравера Иордана к граверу Пожалостину (об этих письмах я тоже упоминал). В одном из писем Иордан пишет, что он потратил два года на то, чтобы выгравировать копию одной из итальянских картин. Работая, он все время ходил вокруг стола с гравировальной доской и протер в кирпичном полу заметный след. «Я уставал, – пишет Иордан. – Но я все-таки ходил, двигался. Как же должен был уставать Николай Васильевич Гоголь, привыкший писать стоя за конторкой! Вот уж истинно мученик своего дела». Лев Толстой работал только по утрам. Он говорил, что в каждом писателе сидит и свой собственный критик. Злее всего этот критик бывает по утрам, а ночью он спит, и потому по ночам писатель всецело предоставлен самому себе, работает без острастки и пишет много дурного и лишнего. Толстой ссылался при этом на Руссо и Диккенса, работавших только по утрам, и считал, что Достоевский и Байрон, любившие работать ночью, грешили этим против своего таланта. Тягость писательской работы Достоевского была, конечно, не только в том, что он работал по ночам и при этом беспрерывно пил чай. Это, в конце концов, не так уж сильно отражалось на качестве его работы.

http://azbyka.ru/fiction/zolotaja-roza-p...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АМВРОСИЙ (МОРЕВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Амвросий (Морев), еп. Пензенский. Тоновая гравюра И.Пожалостина. 1874 г. (ГИМ) Епископ Амвросий (Морев) 1 декабря 1828 года был переведен на Волынскую и Житомирскую кафедру . В 1831 г. переселился в Почаевский монастырь , приложив немало усилий для возвращения обители из унии в Православие. Стараниями владыки был также благоустроен Иоанно-Милостивский монастырь, возвращены православной Церкви ранее базилианские Белостокский монастырь и несколько храмов Волынской епархии. Противодействовал прозелитизму униатов в Дубенском повете. С 1 февраля 1832 года - епископ Нижегородский и Арзамасский . Благоустроил Городецкий Феодоровский монастырь , учредил единоверческий женский монастырь в Василёвой (Васильевой) слободе и несколько единоверческих приходов. Когда обер-прокурор Святейшего Синода С. Д. Нечаев предписал епархиальным архиереям строго разобраться в наличном составе приходских диаконов, епископ Амвросий без всякого следствия подверг высшей мере наказания, т.е. исключению из духовного звания многих диаконов, даже совершенно не замешанных ни в каком предосудительном деле. Синод нашел действия Нижегородского архиерея несправедливыми и отменил некоторые из его распоряжений. Но преосвященный Амвросий, позволив себе неуместные суждения и выражения о синодальном постановлении, прислал в Синод формальные обвинения наказанных им диаконов. Обер-прокурор признал необходимым " вразумить " провинившегося архиерея и перевести его с понижением в другую епархию, что и было осуществлено. 19 января 1835 года епископ Амвросий был переведен на Пензенскую и Саранскую кафедру «третьего классу низшей степени» кафедру под секретный полицейский надзор «вследствие неохотного исполнения воли начальства». В 1836 г. разгорелся новый конфликт: Синод «признал предосудительным и весьма вредным для управления епархией» неоднократные случаи назначения еп. Амвросием на епархиальные должности своих родственников.

http://drevo-info.ru/articles/19912.html

Перед участниками и гостями торжественного мероприятия выступили председатель Совета директоров ОАО «Протек», соучредитель Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова В.С. Якунин, исполнительный директор этого фонда Л.М. Севастьянов, директор Института российской истории Российской академии наук Ю.А. Петров. Далее митрополит Иларион вручил премии лауреатам конкурса. В этом году их удостоились ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани, Перми, Саратова, Великого Новгорода. Согласно решению Экспертной комиссии Ученого совета Государственного исторического музея, первая премия присуждена С.О. Шмидту (посмертно), Е.В. Неберекутиной и Т.В. Сафроновой за труд «Богословский М.М. Дневники (1913-1919): Из собрания Государственного исторического музея». Второй премии удостоены О.К. Баженова за труд «Изделия из цветного камня второй половины XVIII-XX веков в собрании ГМЗ " Павловск " » и Т.Б. Синяева за труд «Венок граверу Ивану Петровичу Пожалостину: сборник воспоминаний художника, документов, фотографий, гравюр». Лауреатами третьей премии названы Н.В. Кулябина за труд «Наследие камской чуди: Пермский звериный стиль: из собрания Пермского краеведческого музея», Л.В. Маковцева «Петр Аркадьевич Столыпин. Коллекция материалов из собрания Саратовского областного музея краеведения», Л.Е. Красноречьев (посмертно) «Народное деревянное зодчество Новгородчины». Премия имени И.Е. Забелина учреждена в 1997 году Министерством культуры Российской Федерации по предложению Ученого совета Государственного исторического музея. Иван Егорович Забелин (1820-1908) — историк, археолог, исследователь русской старины. Не имея средств для обучения в Московском университете, он усиленно занимался самообразованием и постепенно приобрел известность в научном мире Москвы трудами по истории древней русской столицы, дворцового быта XVI–XVII веков, истории русского искусства и ремесла. С 1879 года по поручению Московской городской Думы ученый составлял подробное историческое описание Москвы, одновременно с 1885 года ведя напряженную работу на посту товарища (заместителя) председателя Российского исторического музея. Громадный научный авторитет ученого поднял престиж музея в обществе на небывалую высоту, представители всех сословий и именитые коллекционеры передавали в его коллекцию как отдельные предметы, так и целые собрания.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4098329...

Ранее на территории монастыря находилось самое богатое в городе кладбище. В 1930-1940 гг. оно было варварски уничтожено, за исключением двух захоронений — писательницы и художницы С.Д. Хвощинской (1828-1865) и гравера, профессора Петербургской Академии художеств И.П. Пожалостина (1837-1909). В 1959 г. туда же была перенесена из-под Рязани могила крупнейшего русского поэта XIX в. Я.П. Полонского (1819-1898). Важнейшим местом Переяславля являлась Соборная площадь. На ней располагались главные административные учреждения города — приказные избы, а также тюремный двор, зелейные (пороховые) палаты. Там же в 1663-1699 г. был сооружен новый Успенский собор — гениальное творение Я. Бухвостова. Собор грандиозен по своей архитектуре, с его возведением в стране завершилась эпоха древнерусского зодчества. Ему присвоен статус памятника федерального значения. Это была одна из самых высоких построек своего времени. Помимо впечатляющего объема, главными художественными достоинствами собора являются белокаменные резные украшения фасадов и великолепная резьба иконостаса, украшающая внутреннее убранство храма. Собор считался летним кафедральным. Грандиозный иконостас сохранился и поныне, но из-за нерадивого отношения администрации музея практически полностью испорчен плесенью и грибком. В последние годы Успенский собор находится в совместном использовании музея-заповедника и Рязанской епархии, в нем возобновлены летние праздничные богослужения.   Формирование архитектурного ансамбля кремля завершилось строительством колокольни Успенского собора (1789-1840), возведенной на месте воротной Глебовской башни. Это самое высокое сооружение кремля имеет и самую длинную историю строительства. В общей сложности колокольню строили более полувека, причем три архитектора: костромич С. Воротилов (1-й ярус), И. Русско (2-й ярус) и H. Воронихин (3-4-й ярусы), что, впрочем, не помешало зодчим создать удивительно целостное сооружение. В настоящее время на колокольню подняты колокола. На протяжении XVIII-XIX вв. кремль постепенно терял свое былое значение центра города. Согласно регулярному плану застройки Рязани 1780 г., центр города был вынесен за пределы кремля, последнему была уготована роль тихой окраины, оживлявшейся лишь в дни церковных праздников.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204969...

Рязань. Церковь Николая Чудотворца. Николовысоковская церковь, Николы Долгошеи /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1566. Перестроена в 1902. Адрес: Рязань, ул. Павлова, 22а Координаты: 54.628714, 39.728122 Проезд:Пересечение улиц Каляева и Академика Павлова , на территории завода. Частично просматривается с улицы Академика Павлова. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Река Трубеж изгибом ближе всего подступала к четной стороне Большой Мещанской (Каляева) улицы на протяжении от Бутырок, до задней стороны усадьбы Духовной семинарии (Десант. училище). Неширокая полоса благоустроенной земли, сады и огороды, оставалась до 1917 года между Большой Мещанской улицей на высоком берегу окско - трубежной поймы и кромками обрывов к речке в лугах. Городскую московскую магистраль, по-над р.Трубежом, издавна облюбовали горожане для жилых особняков и двух православных церквей: Николовысоковской (в народе «Николы Долгошеи» - 1566 г., перестроена в 1902 г.) и далее по улице - Борисоглебского собора (каменный с 1686 г.). Возле церкви Николы Долгошеи, на высоком берегу р. Трубеж, до 1779 г. стоял Архиерейский Богородицкий дом - усадьба Преосвященного Симона. Теперь по берегу могли быть террасы городских бульваров, наподобие тех, что у кремля и памятника С. Есенину, с видами на окские дали. Увы, идиллические виды Большой Мещанской, существовавшей до 1917 года, остались лишь на уникальном снимке фотографа - от перекрестка с бывшей Конюшенной (Каширина) улицей - минуя перекрестки с Никольской (Павлова) и Селезневской ( Пожалостина) улицами, до Сенной (Костюшко) площади и церкви Бориса и Глеба. Всю сторону старинных жилых кварталов Большой Мещанской, что к лугам, поглотил «почтовый 0дик». За бетонной оградой разросся гигант-завод, ранее называемый «деревообделочным». Старины почти не осталось и по другой, нечетной стороне Большой Мещанской улицы, так как застроена она теперь, жилыми многоэтажками военного монстра. Живописная некогда центральная въездная улица с московской стороны превратилась в скучные городские задворки с интенсивным грузовым движением.

http://sobory.ru/article/?object=20386

  001     002