Северные, парадные ворота монастыря обращены к наружной лестнице в Успенский собор. Проездную арку фланкируют пилоны с парными пилястрами, несущие антаблемент и крупный треугольный фронтон над ним. В кирпичном тимпане, ограниченном профилированными белокаменными карнизами, – лепной овальный медальон с изображением голубя в сиянии. Арочными проходами рядом с пилонами соединяются ворота и сторожки. Треугольные фронтоны двускатных кровель сторожек вторят центральному. Вторые, западные ворота выходят к уцелевшему земляному валу. Три арочных проёма (крупная проездная арка с пониженными калитками по бокам) объединены общим карнизом. По середине над воротами силуэт обогащает арочный киот, увенчанный главкой с крестом. Четыре мощных опорных пилона, отелённых профилированными карнизами от архивольтов арок, украшены крупными филёнками. Над калитками расположены фризы из ширинок, завершённые фронтонами. Глухие железные створки ворот украшены кольцами над пересечениями диагоналей и четвертями круга в углах. От монастырского кладбища, некогда располагавшегося внутри ограды, уцелели только две первоначальные могилы: южнее алтаря Богоявленской церкви погребена писательница и художница С.Д. Хвощинская (1828–1865), южнее Консисторского корпуса похоронен профессор Императорской Академии художеств (в Петербурге) гравер И.П. Пожалостин (1837–1909). Он родился в семье крестьянина Храпова (в деревне Ряжского уезда), учился в Париже, в 35 лет стал академиком. В 1959 г. на участок к с.-з. от его надгробия переместили из Ольгова монастыря (превращённого к тому времени в исправительно-трудовое учреждение) захоронение поэта Я.П. Полонского (1819–1898). Один из самых знаменитых творцов русского романса, Полонский родился и вырос в Рязани. Его стихи положили на музыку такие видные композиторы, как П.И. Чайковский, А.С. Даргомыжский, С.И. Танеев, С.В. Рахманинов. Все три надгробия изготовлены из чёрного шлифованного камня и очень характерны для периода эклектики. http://svodokn.ru/object/107867493?open=true

http://sobory.ru/article/?object=29516

К югу от Архиерейского двора расположен самый древний монастырь Переяславля — Спасский, первое упоминание, о котором относится к середине XV в. На территории монастыря сохранились церковь Богоявления (сер. XVII в.), имеющая необычный асимметричный силуэт и изящное пятиглавые, и Преображенский собор (1702 г.), украшенный замечательными полихромными изразцами. Сейчас оба здания заняты архивными учреждениями, но статус монастыря восстановлен. Еще одна монастырская постройка — братский корпус, (советское название — Гостиница знати). Корпус датируется XVII-XIX вв. В 1904 г. в центральной части корпуса была устроена Богословская церковь. С 1995 г. в здании располагается духовное училище Рязанской епархии (с 2003 имеет статус Духовной Семинарии). Сохранившиеся ворота, башни, ограда монастыря и встроенные в нее хозяйственные постройки были сооружены в XVII-XVIII вв. и частично воспроизведены в конце ХХв. Ранее на территории монастыря находилось самое богатое в городе кладбище. В 1930-1940 гг. оно было варварски уничтожено, за исключением двух захоронений — писательницы и художницы С.Д. Хвощинской (1828-1865) и гравера, профессора Петербургской Академии художеств И.П. Пожалостина (1837-1909). В 1959 г. туда же была перенесена из-под Рязани могила крупнейшего русского поэта XIX в. Я.П. Полонского (1819-1898). Важнейшим местом Переяславля являлась Соборная площадь. На ней располагались главные административные учреждения города — приказные избы, а также тюремный двор, зелейные (пороховые) палаты. Там же в 1663-1699 г. был сооружен новый Успенский собор — гениальное творение Я. Бухвостова. Собор грандиозен по своей архитектуре, с его возведением в стране завершилась эпоха древнерусского зодчества. Ему присвоен статус памятника федерального значения. Это была одна из самых высоких построек своего времени. Помимо впечатляющего объема, главными художественными достоинствами собора являются белокаменные резные украшения фасадов и великолепная резьба иконостаса, украшающая внутреннее убранство храма. Собор считался летним кафедральным. Грандиозный иконостас сохранился и поныне, но из-за нерадивого отношения администрации музея практически полностью испорчен плесенью и грибком. В последние годы Успенский собор находится в совместном использовании музея-заповедника и Рязанской епархии, в нем возобновлены летние праздничные богослужения.

http://patriarchia.ru/db/text/235871.htm...

   001   002