Богом-творцом в Б. р. является Мула Джади (начало бытия), к-рый возник из яйца бабочки (из «невидимого», из ничего). Он сотворил божественную триаду - Батара Гуру, Мангалабулана и Сорипаду, являющегося эманацией Мула Джади в «серединном» мире живых, на 2-м небе в Банджар Долок (городе на горе). Появление триады и ее главного бога Батара Гуру - признак инд. влияния, однако 2 др. бога, судя по именам, - малайские и первоначально, вероятно, уранические. Впосл. Батара Гуру вытеснил Мула Джади, к-рый стал демиургом вместе с дочерью Батара Гуру Сидеак Паруджар, а сам превратился сначала в deus otiosus ( Бога отдыхающего ), затем, под влиянием ислама,- в бога-судью, создателя правовых отношений, следящего за поведением людей и богов. Человек в Б. р. двухчастен. Душа (тонди) входит в тело человека и оставляет его через темя. Смерть - это похищение души духом бегу. Душу умершего мужчины похищает бегу жен. пола и наоборот. С духами и умершими можно общаться через медиумов или шаманов. Древнейшим видом шаманов является сибасо (sibaso - слово); у сев. батаков шаманизм передается по жен. линии и сибасо может быть только женщина. Жрец в Б. р. именуется «дату», и он занимает высокое положение в обществе - сразу после вождя. Дату сохраняет признаки шамана: он так же, как сибасо, вызывает духов, говорит с ними на тайном языке, исцеляет и защищает от колдовства. Однако дату посвящается учителем-гуру, пользуется магическими книгами, написанными на древесной коре, но камланием не занимается и не впадает в транс в отличие от сибасо. Проводником гуру является дух ребенка, принесенного в жертву специально для этой цели. Бегу, дух умершего, может вселиться в любого человека, делая его своим медиумом; человек впадает в транс, говорит от имени умершего, кладет себе в рот раскаленные угли, прыгает и ведет себя как страдающий т. н. шаманской болезнью. Медиумы в отличие от сибасо или дату не способны контролировать духа. Дату в целях защиты поселений от духов приносят кровавые жертвы; известны случаи ритуального каннибализма .

http://pravenc.ru/text/77658.html

Анимистический пласт Б. р., как и повсюду в Индонезии, связан с восприятием риса в качестве сакрального растения. Посадка, уборка и отдельные стадии роста риса сопровождаются особыми ритуалами поклонения духу риса. Интерес ученых к батакам возник в XIX в., в период, когда мн. батаки уже отказались от своих национальных верований. В наст. время батаки в Индонезии являются в основном мусульманами или христианами-протестантами, сохраняя в той или иной степени остатки Б. р. Ислам утвердился на территории, населенной батаками, к 1820 г., протестантизм - к 1850 г. Первыми приняли ислам ангкола-батаки и мандайлинг-батаки; ангкола-батаки и тоба-батаки стали протестантами. Каро-батаки обратились в христианство или ислам после 60-х гг. XIX в. в результате давления со стороны правительства, поэтому среди них особенно сильны национальные верования. С тех пор Б. р. как таковая не существует, а ее остатки можно обнаружить лишь в отдельных ритуалах. Сведения о домонотеистической религии Б. р. содержатся в этнографической работе Я. К. Фергувена «Социальная организация и обычное право тоба-батаков Северной Суматры» (1933). Реликты язычества в обычаях каро-батаков исследовала Р. С. Кипп (1979), домонотеистические пережитки и элементы синкретизма изучаются С. Роджерс (1981). О батакском шаманизме писали Г. Вилкен (1906), Е. Луб и А. Крёйт. При исследовании Б. р. в значительной мере используется сравнительно-религиеведческий материал близких племен прото-малайцев и даяков о-ва Калимантан. Лит.: Wilken G. A. Het Shamanisme bij de Volken van den Indischen Archipelag. Den Haag, 1906; Vergouwen J. C. The Social Organization and Customary Law of the Toba Batak of Northern Sumatra. The Hague, 1933; Kipp R. S. The Thread of Three Colors: The Ideology of Kinship in Karo Batak Funerals//Art, Ritual, and Society in Indonesia. Athens (Ohio), 1979; Rodgers S. Adat, Islam and Christianity in a Batak Homeland. Athens (Ohio), 1981. Л. Л. Тайван Рубрики: Ключевые слова: ВУДУ народная религия жителей о. Гаити; в более широком - общее условное название ряда синкретических культов, распространенных в странах Вест-Индии, США и др. регионах

http://pravenc.ru/text/77658.html

Аналогичную проблему обходит стороной и определение религии, предложенное Владимиром Соловьевым: «Религия, вообще говоря и отвлеченно, есть связь человека и мира с безусловным началом и средоточием всего существующего» . Политеистические культы не претендуют в каждом своем обряде и в каждой своей молитве на «связь с безусловным началом». Огромное количество архаичных религий, напротив, достаточно сознательно выводит из сферы своего интереса «безусловное начало». Индонезийское племя батаков помнит " о райских временах, когда Небо было ближе к Земле и между богами и людьми существовало постоянное сообщение. Верховный бог - Mula djadi na bolon ( " Тот, чье начало в нем самом " ), творец Вселенной и других богов, обитает на последнем небе и, повидимому, подобно всем верховным богам " первобытных " людей, стал deus otiosus ( " праздным богом " ); ему не приносят жертву» . «Во многих краях Африки наблюдается странная ситуация: в бога верят, но считают его столь великим и удаленным, что не окружают постоянным почитанием. Менде Сьерра Леоне думают, что после совторения мира он удалился на небеса и сегодня имеет лишь малое отношение к мирским делам. Так же считают многие нигерийские народы» . В греческой мифологии первоначальный бог – Уран – оказался оттеснен своими потомками (Кронмо, а затем Зевсом). Аналогичен сюжет шумерской мифологии (Тиамат – мать всех богов - убивается своим внуком Мардуком). Вне истории и культа оказываются изначальные божества у хеттов и в Угарите… Даже на Руси эта инерция языческого благочестия сохранялась: первые три столетия после принятия христианства не строили храмы в честь Бога и только преп. Сергий Радонежский воздвиг храм Самой Троице. Полнее то определение религии, которое дает французская экциклопедия Лярусс: «Религия - поклонение, оказываемое Божественному» . Но и это определение слишком узко: оно не позволяет считать религией поклонение, оказываемое тем персонажам мифов, которые в них выступают в качестве антагонистов Бога или богов. Весьма распространенны попытки определить религию через «веру в сверхъестественное» . «Основным определяющим признаком религиозный характер тех или иных представлений, является их связь с верой в сверхъестественое – нечто стоящее вне законов материального мира, неповинующееся и противоречащее им» . Из такого рода формул понятно лишь одно: религия – это то, что «не мое» с точки зрения автора этой формулы. Далеко не каждый религиозный человек сможет признать себя в ней. Для большинства «языческих» религий боги вполне материальны , а для современных оккультистов – «тонкоматериальны».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

конфессии, число буддистов значительно увеличилось; было построено ок. 90 новых монастырей. В 1987 г. представители 7 буддийских школ И. объединились во Всеиндонезийскую федерацию буддийских орг-ций. По оценкам 2007 г., количество буддистов составляет ок. 4 млн чел. Конфуцианство которое исповедует меньшая часть кит. населения страны, неск. раз меняло статус и в наст. время является официально признанной религией, однако число ее адептов неизвестно. Иудаизм в И. исповедует малочисленная евр. диаспора, сосредоточенная в основном в крупных городах. С 1945 по 2000 г. численность евреев в И. сократилась с 2 тыс. чел. до неск. семей в Джакарте и Сурабайе, где осталась единственная синагога в стране. Общее количество иудеев в нач. XXI в. составляло ок. 20 чел. Новые религиозные движения представлены последователями бахаизма (см. ст. Бахаи религия ) - ок. 45 тыс. чел., а также неоиндуистскими Брахма Кумарис, Ананда Ашрам и др. Традиционные верования в наибольшей степени распространены у народностей кубу, пунанов, части батаков, даяков, тораджей, части папуасов. Приверженность племенным культам характерна в основном для сельского населения. Главное место в них занимает анимизм, иногда сочетаемый с формальной принадлежностью к к.-л. христ. деноминации. Приблизительная оценка количества приверженцев традиц. верований составляет, с учетом двоеверия, от 2 млн до 3 млн чел. У балийцев, тенгеров Вост. Явы, жителей внутренних областей Явы (бадуй), Калимантана (даяки), Сулавеси (тораджи), Суматры (батаки) распространены смешанные шадуистско-буддийские религии с элементами местных культов. История Период до создания ранних государственных образований И.- один из центров формирования человека совр. вида. В кон. XIX в. в Триниле на о-ве Ява были найдены костные останки одного из древнейших людей - питекантропа. При дальнейших раскопках обнаружены следы др. древнейшего моджокертского человека. К среднему палеолиту относится явантроп, или нгандонгский человек, останки к-рого были обнаружены в 30-х гг.

http://pravenc.ru/text/389581.html

5. – М., 1970, с. 288. Кстати, это означает, что в начале III века уже было крещение детей, и оно воспринималось как апостольское предание. 265 Несколько столетий длился спор между православными и католиками о том, совершать ли Литургию на квасном хлебе или на опресноках. Православные ссылались на то, что слово стоящее в евангельском тексте, означает именно квасной хлеб, а никак не опресноки. Католические богословы защищались ссылками на то, что по еврейскому закону квасной хлеб даже не мог находиться в доме, когда в нем празднуют Пасху. Христос пошел бы на нарушение закона, если бы использовал квасной хлеб, и даже если бы Он захотел его найти – ни в одном из домов Иерусалима Он не нашел бы и крошки квасного хлеба в пасхальную ночь. Но Господин субботы совершил пасху во внепасхальный день… 266 св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 2. Кн. 1. – СПб., 1896, с. 496. 267 Там же. 268 В начале было Слово, с. 271. 269 Там же, с. 266. 270 св. Иоанн Златоуст. Там же, с. 142. 271 “Индонезийское племя батаков помнит... о райских временах, когда Небо было ближе к Земле и между богами и людьми существовало постоянное сообщение. Верховный бог, – “Тот, чье начало в нем самом”, творец Вселенной и других богов, обитает на последнем небе и, по-видимому, подобно всем верховным богам “первобытных” людей, стал deus otiosus (“праздным богом”); ему не приносят жертву” (Элиаде М. Космос и история, с. 170). 272 Позднее, у Плотина, этот сюжет получает несколько иное толкование: “Бог же, Кронос, представляется в мифах связанным на том основании, что он пребывает недвижимо и неизменно в своем тождестве: господство над видимой вселенной он предоставил своему сыну Зевсу потому, что ему самому, обладателю и источнику всех и всяческих благ, не свойственно, оставив свое царство в умопостигаемом мире, нисходить до владычества в мир позднейший и низший” (Эннеады V.8.13.//Плотин. Эннеады. – Киев, 1995, с. 209). 273 Элиаде М. Указ. соч., сс. 94-95. 274 Там же, с. 229. 275 В начале было Слово, с. 259. 276 Там же, с.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Басенок, Басенковы : Федор Васильевич Басенок, воевода вел. кн. Василия Темного; его сын Никифор Басенков, окольничий вел. кн. Ивана III, 1485 г. [см. Брех, Верещага] Баса – краса; басенок – красавец; ср. басалай, басена и басиха (Даль) Басины Гаврила Григорьевич и Тимофей Васильевич, 1587 г., Тула Басиха Степан Сергеев, крестьянин, 1490 г., Переяславль Басиха – 1) басалай, 2) лекарка, баба-шептунья (Даль) Баскаковы , в XV в. и позже несколько служилых родов в разных уездах Московского государства [см. Албыч, Будай, Залешепин, Кудаш, Севрин, Тутан] Баскалин Григорий, крестьянин, 1624 г., Курмыш Баско , крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород Басков Иван, бортник, 1608 г., Нижний Новгород Баскрыга Дружина [см. Дружина], крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород Басман, Басмановы : Данило Андреевич Басман Плещеев [см. Плещей], взят в плен под Оршей в 1514 г.; от него – Басмановы; Басман Григорьевич Кислянский [см. Кисленский], 1596 г., Тула Басман – дворцовый, казенный хлеб; в Москве Басманная слобода дворцовых пекарей; басман – круглый хлеб с басмой (отпечатком) на верхней корке; ср. «вяземские пряники» Басневы Гридя [см. Гридя] и Гавриил, крестьяне, 1496 г., Обонежье Басовы : Александр Третьяков [см. Третьяк], недельщик, г., Новгород; Василий Рудаков [см. Рудак], г., Тула; в XVI–XVII вв. Басовы – несколько родов в Туле, Новгороде и Дмитрове Бастановы : Власий Володин Бастанов, холоп кн. Ивана Юрьевича Патрикеева, 1499 г.; Бустман [см. Бустман] Бастанов, Адаш [см. Адат] и Бедырь [см. Бедырь] Тутмановы-Бастановы, помещики, 1564 г., Новгород [см. Енаклыч, Темеш, Тутман] Бастрыга Еремеев, крестьянин, 1584 г., Заонежье Бастрык, бастрюк – 1) приблудный сын, 2) дрюк, притуга для воза сена (Даль) Басун Василий, крестьянин, 1545 г., Ярославль Батаванов Петр Власьевич, умер в 1580 г., Торжок Батаков Семен, торговый человек, 1638 г., Вологда Батало , крестьянин, 1545 г., Новгород; Дмитрий Баталов, подьячий, 1614–1617 гг., Тотьма [Ср. Боталов] Батальщик Якушка, крестьянин, 1608 г., Нижний Новгород

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

271 “Индонезийское племя батаков помнит... о райских временах, когда Небо было ближе к Земле и между богами и людьми существовало постоянное сообщение. Верховный бог, – “Тот, чье начало в нем самом”, творец Вселенной и других богов, обитает на последнем небе и, по-видимому, подобно всем верховным богам “первобытных” людей, стал deus otiosus (“праздным богом”); ему не приносят жертву” (Элиаде М. Космос и история, с. 170). 272 Позднее, у Плотина, этот сюжет получает несколько иное толкование: “Бог же, Кронос, представляется в мифах связанным на том основании, что он пребывает недвижимо и неизменно в своем тождестве: господство над видимой вселенной он предоставил своему сыну Зевсу потому, что ему самому, обладателю и источнику всех и всяческих благ, не свойственно, оставив свое царство в умопостигаемом мире, нисходить до владычества в мир позднейший и низший” (Эннеады V.8.13./Плотин. Эннеады. – Киев, 1995, с. 209). 278 Сказано “после восьми дней”, в чем адвентистская экзегетика видит указание на понедельник, но не на первый день после субботы. Однако надо иметь в виду, что в Писании обычно в счет дней входит тот день, с которого начинается счет, и тот день, которым он оканчивается, причем часть дня считается за целый день. Так, о воскресении Христовом сказано: “после трех дней воскресну” ( Мф. 27, 63 ), что по логике адвентистов должно было бы означать не то понедельник, не то вторник. 284 Напомню, что в святоотеческой православной традиции видение Даниила понимается как откровение о двух природах Богочеловека: Ветхий Днями есть Предвечный Логос, Сын Божий, а Сын Человеческий, подходящий к престолу Ветхого Днями, есть знак соединения вечной, исконной божественной природы Сына с человеческой природой Христа. См. главу “Большой Московский Собор и образ Бога Отца” в книге Л. А. Успенского “Богословие иконы Православной Церкви” (Париж, 1988, сс. 315–352). 292 Да, Христос священнодействует в скинии ( Евр. 8,1–2 ) Но это литургическое действие, а не “разборка” с ангелами. Христос литургисает: чудесно входит в наши литургии, чтобы приобщить нас к тем же плодам, что и апостолов на Тайной Вечере.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/protesta...

На Суматре, самом крупном острове Индонезии, к   современным достопримечательностям относят объекты культуры племени батаков, известного исторически своими  каннибальными нравами. Удивительно, что именно эти племена известны в наши дни своим расположением к христианству, что проявилось в легкости их обращения голландскими миссионерами 200 лет назад. В орнаментах, украшающих фамильные  склепы батаков, присутствуют среди прочих анимистических символов белые кресты.             Как отдельное государство Индонезия имеет свой герб. Среди многих важных для современного государства символов,  на гербе присутствует священное дерево – Варингин, оно же баньян или хлебное дерево. Самое удивительное, что плоды этого дерева бывают такого большого размера (до 30-40 кг.), что ветки не смогли бы их удержать, поэтому они крепятся непосредственно к стволу. А дальними родственниками этого дерева является хорошо известная нам приторно-сладкими плодами шелковица.             Наверное, трудно будет отыскать тот самый чистый источник, в воде которого апостол крестил первых обращенных. Однако есть на Суматре удивительный водопад, берущий свое начало от подводной реки и впадающий в удивительное озеро Тоба, в центре которого и располагается остров Самосир, на котором еще  живут потомки тех самых батаков.            Путешествия-паломничества  в такие места, это возможность не только узнать подробности истории той или иной местности, но и возможность прикоснуться к тайне. Люди всегда стремились своими глазами увидеть места, помнящие Самого Господа и его ближайших подвижников. Кроме того, такая поездка может быть и некоторой долей миссии православных христиан для зарождающейся на далеких островах Церкви, что согласно Евангелию является долгом каждого христианина. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru

http://radonezh.ru/analytics/nuzhna-li-p...

Почти весь оставшийся световой день мы возвращались на свой маршрут, так как планировали по Программе следующую ночевку осуществить на внутреннем острове озера Тоба. Буквально на последнем пароме мы успели отплыть на остров Самосир уже в полной темноте, но зато были доставлены на кораблике непосредственно к корпусам отеля. В нашем распоряжении на выбор были просто двухэтажные корпуса отеля и традиционный дом батаков – с теми же крышами, украшенными местными орнаментами, расположенный «на курьих ножках», т.е. номера только на втором этаже с полуудобствами на лестничном пролете. Самые отважные из нас совершили купание в озере на зорьке. Пришлось помогать экологам – вытаскивать из чистой воды пустые пластиковые бутылки - неприятно поражающая азиатская черта. Мусор виден везде и принимается местными как элемент современной живой природы. Перед завтраком посещаем культурные объекты в поселке Амарито, в котором расположен наш отель, и доезжаем на местной маршрутке-коробченке до близлежащего поселка Томок. Посещение малюсенького кладбища с древними гробницами и близлежащего местного музея с каменными креслами и столами, где экскурсовод красочно показал нам почти все стадии суда и казни древних преступников. Обошлись без местечка Сималунги с центральным на острове музеем батаков и знаменитыми театрально-концертными номерами. На следующий день состоялся переезд с востока на запад острова вдоль южного побережья озера Тоба. По пути осматриваем монумент на месте захоронения почитаемого островитянами князя и духовного лидера Сисингаманджарая. Далее обедаем-кофейничаем в местах, окруженных горами серы, образующими причудливые бело-желто-голубые пейзажи, и кипящими сероводородными источниками, в которые мало кто рискнул залезть. А те, кто немного в них посидел, на следующий день получил сильную головную боль и вынужден был отказаться от чудесного купания в теплом океане. На практике убедившись, что паломнические программы плохо сочетаются с принятием сероводородных ванн. Опять ночуем на побережье Индийского океана, но теперь на западном берегу Суматры в городке Сиболга.

http://radonezh.ru/analytics/nemnogo-o-p...

Объекты культурного наследия населения острова, например, батаков, тоже привлекают внимание из-за яркой самобытности: домики с седловидными или похожими на перевернутый вверх дном корабль крышами, гробницы, которые соседствуют с современными жилищами или располагаются прямо в обрабатываемых полях, яркие и причудливые орнаменты на шарфах улусах и многое другое. Однако, чаще всего в туристических местах все очень стилизовано и наиграно. Например, известный нам канибаллизм предков-батаков обыгрывается в музыкально-танцевальных театральных представлениях при музеях или, как минимум, в интерактивном рассказе-показе о древних суде и казни силами самого экскурсовода и его слушателей. Наша задача по поиску мест, возможно связанных со служением апостола Матфея,  преследовала несколько иные цели: усмотреть в реальных памятниках культурного наследия, а не в созданных для туристической индустрии подделках,  следы древней христианской культуры. Одним словом теперь нам предстояло изменить Программу с тем, чтобы вернуться на воскресную Литургию в Медан через пару дней после нашего прибытия-старта путешествия, кроме того заехать в еще один город-порт на западном побережье Северной Суматры (строго напротив Медана, но на другом побережье, то есть по сути еще раз вернуться на широту стартовой точки) – Барус, в котором в самые ранние века прибывающие путешественники встречали христианские знаки  и где была обретена первая Библия или так  называемая первая христианская книга  на языке бахаса, записанная арабскими буквами. Удивительно, что название этого города - Барус, про который многие современные путешественники рассказывали нашему проводнику самые мрачные истории про действующих колдунов и частые случаи отравления и прочей порчи для гостей, означает в дословном переводе – Благоуханный. Кроме того, этот древний порт с давних пор известен именно производством смирны-ладана . Первую ночь на удивительном острове Суматра  мы провели в чудном отеле «Экология» в первичных джунглях, как объяснил нам гид-проводник Иван, наш русский биолог, который всем сердцем полюбил этот индонезийский остров. Из-за большого количества дождей река Бохорок, возле которой располагается отель, стала совсем полноводной, и посмотреть на кормление орангутангов в таких обстоятельствах  без серьезных временных затрат у нас не получалось, так как прямые дорожки-мосточки  были подтоплены. Программу знакомства с местной флорой и фауной мы ограничили посещением трехзальной пещеры с летучими мышами, пещерными стрижами и осами и прогулкой по прилегающей территории. Прямо около наших домиков-номеров  было достаточно много диковинных деревьев – коричного дерева, из коры которого делают специю «корицу», пальмового дерева из сока, которого добывают латекс (почти также как мы собираем березовый сок по трубочкам, при этом экзотичными были сосуды для сбора сока - половинки кокосовой  скорлупы), спеющие ананасы, банановые деревья с удивительными банановыми цветками, соседствующими с плодами и многие другие.

http://radonezh.ru/analytics/nemnogo-o-p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010