В своих исследованиях названный автор видное место отводить раскрытию происхождения верховных цензурных учреждений (особенно комитета 2 апреля и III отделения, как цензурной инстанции), а также выяснению роли отдельных личностей в этой истории. Иллюстрированные портретами «неудобозабываемых» деятелей по части цензуры, «очерки» Лемке более других обнаруживаюсь стремление вместо простой фотографии явиться картиной. Препятствует этому лишь тяготение автора к хронологическому, погодному распределению материала, а равно и другие, отмеченные уже критикою, дефекты исследований М. Лемке, например: отсутствие строгой системы, незаконченность характеристик учреждений и деятелей, непропорциональность уделяемого автором тем или другим лицам внимания их действительному значению и фельетонный характер заглавий и изложения 9 . Наконец, есть еще один труд, который, если бы был окончен, требовал бы от автора настоящего исследования подробного выяснения взаимных отношений. Это очерк профессора Т. В. Барсова «О духовной цензуре в России», печатавшиеся на страницах Христианского Чтения за 1901 год. Он представляет собою изложение истории духовной цензуры в течение XVIII века, доведенное до 1802 года. Кроме ранее опубликованных данных, в это исследование в значительной мере введен сырой материал официальных духовно-цензурных дел, которыми, кстати сказать, вообще довольно скуден XVIII век. Со стороны содержания, оно, таким образом, нуждается лишь в немногих сравнительно дополнениях 10 . Зато нельзя признать вполне соответствующими предмету исследования те общие приемы и воззрения, которыми руководился автор при обработке материалов. Профессор Барсов, но его собственному признанно, преднамеренно избегал касаться «острой стороны вопроса о духовной цензуре», Эта мысль в одном из примечаний развивается так: «воздерживаясь от оценки данной этим фактам окраски (Пекарским, Скабичевским), устраняемся и от критики тех или других приемов цензурного действования, равно и от суждения о том или другом литературном деятеле, дабы не нарушать принятого нами метода исторического исследования и оставаться на почве официальных документов 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kotovi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАРСОВ Тимофей Васильевич (11.06.1836 - 7.01.1904), д-р церковного права, заслуженный ординарный проф. СПбДА. Род. в семье причетника в Смоленской губ. По завершении курса Смоленской ДС первым учеником в 1859 г. продолжил обучение в СПбДА, к-рую окончил 10 нояб. 1863 г. в 1-м разряде со степенью магистра богословия. Оставлен при академии помощником инспектора и бакалавром по классу греч. языка в младшем классе. 13 окт. 1865 г. к этому добавилось преподавание церковного законоведения. Тогда же начинается сотрудничество (пока нештатное) Б. в Святейшем Синоде, продлившееся до выхода на пенсию. В основном оно сводилось к переводам с греч. языка служебных бумаг и переписки. С 10 мая 1866 г. переведен на должность библиотекаря, а 30 сент. 1867 г. снова на должность помощника инспектора академии. С преобразованием академии по новому уставу назначен доцентом (15 авг. 1869), одновременно уволен с прежних должностей помощника инспектора, библиотекаря и преподавателя греч. языка. Отныне научные и профессиональные интересы Б. сосредоточились на изучении канонического права. Он принял участие в последнем этапе церковных реформ имп. Александра II : 10 дек. 1869 г. Святейший Синод включил Б. в состав Комитета для разработки основных положений преобразования судебной части по духовному ведомству под председательством архиеп. Макария (Булгакова) . Т. В. Барсов. Фотография. XIX в. Т. В. Барсов. Фотография. XIX в. Помимо участия в Комитете по реформе церковного суда Б. исполнял и др. подобную работу. Так, в 1870 г. по поручению Синода он состоял членом временного ревизионного Комитета для проверки отчетов по С.-Петербургской епархии за 1869 г. 4 мая 1871 г. Совет академии делегировал его для участия в заседании Совета министра народного просвещения по вопросу о присвоении университетским преподавателям церковной истории и канонического права профессорского звания. Являлся членом Комиссии по выработке положения об архиве и б-ке Святейшего Синода, Комиссии для разбора документов архива Святейшего Синода.

http://pravenc.ru/text/77610.html

Когда освятится храм, как Вы советуете, опишу иконостас, приложу фотографию его и пришлю в Ваше распоряжение. Примите сердечное соболезнование в потере Вами любезной супруги Вашей. Грешную свою молитву о ней я сотворил и впредь буду творить. Спрашиваете о Петре Исикаме. He хотелось бы говорить, но вот: сначала служил наставником семинарии; потом, прельстившись большим жалованьем, забыл свои обеты служить Церкви, для чего был воспитан Миссиею, и перешел на службу переводчиком в Посольство; там однажды, получив полторы тысячи иен отнести куда-то, удержал эти деньги у себя; когда хватились его в Посольстве, то могли вернуть от него только тысячу, а пятьсот, как мне говорил посланник, он уже успел растратить. Потом он заболел и умер в казенном госпитале; умер с напутствием и погребен Миссиею, как бывший наставник семинарии. Жене его с маленькою дочерью и матери его дано на дорогу к отцу первой, служащему небольшим чиновником. Недавно, по ходатайству одного из бывших сослуживцев его здесь у его товарищей по Московской академии, получены мною от отца Феодора Быстрова 125 рублей, собранные этими товарищами для него, каковые деньги тотчас же и пересланы его жене и матери. В.Г. Дудышкин пожелал иметь мою карточку, что побудило меня сняться. Прилагаю и Вам одну, а Вас прошу непременно прислать Вашу. От петербургских товарищей я получил их группу. Что бы и московским сняться группою? Там, сколько я знаю, есть еще Е.В. Барсов, В.Т. Пятницкий, а может быть, и еще кто. Но группа будет или нет, а Вашу-то фотографию непременно пришлите; я жажду видеть Вас и как товарища, и как сотрудника. Господь да хранит Вас в добром здоровье и мире душевном и да помогает Вам во всем! С чувствами глубочайшей благодарности, истинной душевной преданности и любви остаюсь Вашим покорным слугою и усердным, хотя и грешным, богомольцем епископ Николай Русская духовная миссия и Японии, Токио, 17 декабря 1902 года Высокоуважаемый и достолюбезный товарищ и сотрудник, отец протоиерей Николай Васильевич! Я только что вернулся из Кёото, куда ездил раскрыть ящики с иконостасом и прочими церковными предметами, принять колокола и распорядиться установкою иконостаса и поднятием колоколов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИФОРОВ ВАЖЕОЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Никифоров Важеозерский Преображенский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в. Никифоров Важеозерский Преображенский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Петрозаводской и Карельской епархии), находится в пос. Интерпосёлок Олонецкого р-на Республики Карелия. Основан на месте пустынных подвигов преподобных Никифора и Геннадия Важеозерских. Расположен на берегу оз. Важозеро (Важе, Вожезеро) среди хвойных лесов. Устроение обители относится к периоду интенсивной «монастырской колонизации» XVI в., в значительной степени связанной с подвигами прп. Александра Свирского : в 1-й половине века были основаны Андрусовская во имя святителя Николая Чудотворца мужская пустынь , Клименецкий во имя Святой Троицы и Вознесенский на истоке р. Свири мон-ри; во 2-й пол. XVI в.- Сяндемская в честь Успения Пресвятой Богородицы , Габановская Петропавловская, Яшезерская Благовещенская, Машеозерская Илиинская, Брусненская Николаевская, Соломенская Петропавловская и Вашеостровская Преображенская пустыни. При прп. Никифоре, ученике прп. Александра Свирского и 1-м игумене пустыни, к-рая именовалась Задненикифоровой, к 1530 г. были сооружены деревянная ц. в честь Преображения Господня и 10 келий. В год кончины прп. Никифора ( 9 февр. 1557, в день своих именин) 9 марта царь Иоанн IV Васильевич Грозный пожаловал «в Заднюю пустынь, в Спасский монастырь Боголепного Преображения Господня на Важене озере» земельные угодья: по версте вокруг озера на все 4 стороны. Предписывалось, чтобы расчистка леса и пахота велись самими насельниками, а «не наймом и без подмоги» (Соборная грамота. 1869. С. 81; Барсов. 1869. С. 73). 23 окт. 1588 г. царь Феодор Иоаннович подтвердил право бедной обители во главе с игум. Дорофеем на островки с рыбной ловлей на р. «Свири на пороге на Сиговце по обе стороны реки», пожалованные в 1557 г. В 1596 г. в мон-ре освящен храм Преображения Господня, о чем свидетельствовал хранившийся в нем древний антиминс.

http://pravenc.ru/text/2565546.html

Ильюшкино (Днепрово). Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Церковь Одигитрии Церковь. Не действует.   Престолы: Смоленской иконы Божией Матери Год постройки:приблизительно 1826 - 1850. Адрес: Смоленская обл., Новодугинский р-н, с.Ильюшкино Координаты: 55.795097, 33.807836 Проезд:Расположена у края села, на пологом спуске к Днепру Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Последнее упоминание об этом очень древнем селе относится к 1950 году. Немногим более полувека - и на месте большого торгового села Днепрово не осталось ровным счетом ничего. До нас не дошли сведения о том, были ли православные храмы в этом селе до XVIII века. Вероятнее всего, что были. И вот почему. Во-первых, село Днепрово очень древнее, расположенное на волоке из Обши в Вазузу. Удобное местоположение его служило складом товаров, идущих с востока на запад и обратно. Во-вторых, на картах XVII века на месте села Днепрово указан город Днепровск, а в городе должен был быть храм. Достоверно известно, что в 1715 году в этом селе была построена деревянная церковь во имя иконы Божией Матери Одигитрии. Средства на строительство храма пожертвовал смоленский шляхтич Иван Михайлович Кашенцев. До 1780 года в сельском храме служил священник Парфенов, который в 1780 году был " разбойно убит крестьянами " . В начале XIX века в храме служил священник Филипп Барсов, а в 40-е годы того же столетия настоятелем храма был священник Стефан Лебедев. В начале XIX века село Днепрово принадлежало прапорщику Петру Кашенцеву и его брату Александру Кашенцеву. Деревянный храм в честь иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия», построили в 1715 году, на левом берегу реки Днепра, на средства смоленского шляхтича Иоанна Михайловича Кашенцева. Каменный Одигитриевский храм построили во второй четверти XIX века. 18 ноября 2015 года село посетил преосвященный Сергий, епископ Вяземский и Гагаринский. 20 января 2016 года епископ Сергий совершил великое освящение каменного новопостроенного Одигитриевского храма. С запада к храму пристроена трехъярусная колокольня. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=18151

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ Кирилл (Смирнов), архиеп. Тамбовский и Шацкий. Фотография. 10-е гг. XX в. Кирилл (Смирнов), архиеп. Тамбовский и Шацкий. Фотография. 10-е гг. XX в. (Смирнов Константин Иларионович; 26.04.1863, Кронштадт С.-Петербургской губ.- 20.11.1937, близ г. Чимкента Южно-Казахстанской обл. Казахской ССР), сщмч. (пам. 7 нояб., (Смирнов Константин Иларионович; 1863 - 1937), митр. Казанский и Свияжский, сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых,в Соборе Казанских святых, в Соборе Липецких святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, ), митр. Казанский и Свияжский. Из семьи псаломщика Троицкой кладбищенской ц. в Кронштадте. В 1877 г. окончил Александро-Невское ДУ в С.-Петербурге, а в 1883 г.- С.-Петербургскую ДС, после чего как один из лучших по результатам проверочных испытаний был принят в СПбДА на казенный счет. В академии оказался под сильным влиянием архим. Антония (Вадковского ; впосл. митрополит), обратившего внимание на талантливого студента. В 1887 г. окончил СПбДА со степенью кандидата богословия за соч. «Никифор Феотоки и его значение в истории Русской Церкви и духовной литературы». Проф. Н. И. Барсов писал, что это исследование «по интересу содержания... настолько ценно, что желательно было бы видеть его, после более тщательной обработки, в качестве диссертации магистерской» (Журналы заседаний Совета СПбДА за 1886/87 уч. г. СПб., 1891. С. 206). Однако оно не было опубликовано и осталось в «необработанном» виде. После женитьбы на дочери священника кронштадтской Троицкой кладбищенской ц. Ольге Николаевне (урожд. Азиатской) был рукоположен 15 нояб. 1887 г. ректором СПбДА Выборгским еп. Антонием (Вадковским) во диакона, 21 нояб. того же года - во иерея. Был назначен учителем Закона Божия и священником домового храма гимназии в г. Елизаветполь (ныне Гянджа, Азербайджан). 18 окт. 1894 г. стал законоучителем старших классов 2-й с.-петербургской гимназии, с 1896 г.- настоятель гимназической ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. В 1897 г. избран членом С.-Петербургского епархиального комитета Миссионерского об-ва. В 1900 г. участвовал в работе подкомиссии по вопросу о надлежащей постановке преподавания Закона Божия в средних учебных заведениях Мин-ва народного просвещения. В окт. 1900 г. в связи с уходом на покой тестя, прот. Н. Я. Азиатского, переведен на освободившуюся должность настоятеля Троицкого кладбищенского храма в Кронштадте.

http://pravenc.ru/text/1840285.html

Иконостас Никольского собора. Фотография. 30-е гг. ХХ в. Иконостас Никольского собора. Фотография. 30-е гг. ХХ в. Новый архим. Гедеон (Одорский) входил в ближайшее окружение гетмана Мазепы. Универсалом от 14 марта 1708 г. гетман приписал к своему двору часть монастырских крестьян в с. Обмачеве. 8-9 сент. 1708 г. в ходе Северной войны, после перехода Мазепы на сторону швед. кор. Карла XII , войска во главе с А. Д. Меншиковым «страшно опустошили» Батурин, разрушили колокольню и кельи; мон-рь пришел в упадок. После измены Мазепы архим. Гедеон был арестован и сослан в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь . 19 февр. 1719 г. игум. Феодосий (Хоменский) жаловался гетману И. И. Скоропадскому, что братия и «монастырские люди», проживающие в с. Спасском, «не могут долее содержать солдат и коней». Игум. Варсонофий в письме войсковому подканцелярию П. Ладинскому от 5 июля 1730 г. сетовал, что оскудевший монастырь не имеет «ни господарев, ни благодетелей» ( Барсов. 1848. С. 19). Обитель начала восстанавливаться лишь в 40-х гг. XVIII в. При настоятеле Пахомии (Ветвицком; 1740-1746) были отстроены некоторые здания, а имп. Елизавета Петровна в грамоте от 30 сент. 1747 г. подтвердила права К. м. на владения селами и угодьями, предоставленными гетманскими универсалами, и повелела «взятых от батуринскаго монастыря подданных возвратить по-прежнему». В 1777 г. гр. К. Г. Разумовский пожаловал обители 3 тыс. р., а также предписал Батуринской экономии ежегодно отпускать К. м. по 100 р. и по 200 пудов ржаной муки. К 1786 г. К. м. владел в Конотопском у. хутором Осечь со 108 крестьянами, с. Обмачев со 148 крестьянами, с. Тиница, а также дворами в Батурине и слободке Метеевке. В Кролевецком у. обитель владела землями при селах Спасское и Божок, Озарич (Озаричево), деревнями Заболотово и Любитово, в Конотопском у.- с. Красным, двором и мельницей в с. Веровке, дворами и землями в с. Коренецком. 10 апр. 1786 г. К. м. был отнесен к 3-му классу. К 1873 г. К. м. получал ежегодное жалованье 460 р. 44 к., владел сенокосными (ок. 95 дес.), огородными землями (400 саж.), 51 дес. леса, водяной мельницей на р. Сейме, 3 рыболовными озерами. К 1908 г. мон-рь располагал 348 дес. земли, получал из казны 711 р. 72 к. По ведомости 1755 г. в К. м. проживали игумен, эконом, иеросхимонах, 5 иеромонахов, 10 служебных монахов и 2 больничных монаха, в 1908 г.- игумен, 10 монашествующих и 5 послушников. С 10 нояб. 1883 по 13 мая 1888 г. настоятелем монастыря был церковный историк архим. Мефодий (Никольский; † 1898), в 1893 г. хиротонисанный во епископа Новгород-Северского, викария Черниговской епархии. Постройки

http://pravenc.ru/text/2462069.html

Временем основания К. м. принято считать 1520 г. ( Барсов. 1871. С. 4), хотя прямых указаний на эту дату в источниках нет. Мон-рь упоминается в записи в рукописном Евангелии-тетр: «В лето 7029 (1521) месяца июня 12 купил сие Евангелие себе старец Харитон, пустынник с Онегаозера от Троици Живоначалные ис Климячь, в Ферапонтовы пустыни на Белеозери у Тимоф[е]я у Тимофиева сына. А писал сие Евангелие Тимофеи сам своею рукою...» (цит. по: Житие Ионы Клименецкого. 2013. С. 200). В записи утверждалось, что уже в 1521 г. в К. м. стоял Свято-Троицкий храм. Прп. Иона был погребен справа от Никольской ц. Ок. 1540 г. его ученик игум. Дионисий поставил над могилой Ионы деревянную часовню. Церковь святых Захарии и Елисаветы. 1757 г. Фотография. Нач. ХХ в. Церковь святых Захарии и Елисаветы. 1757 г. Фотография. Нач. ХХ в. По описанию 1563 г. в К. м. имелись Троицкая и Никольская церкви. В писцовой книге А. Плещеева 1582/83 г. упоминаются также 3 кельи, в к-рых проживали «черный поп Тихон, да черный поп Исаак, да дьякон черный Варлаам», а также 20 братских келий и 6 - для слуг. В 1613-1614 гг. мон-рь пострадал от набега шведов. Согласно писцовым книгам Н. Ф. Панина и С. Копылова 1628-1629 гг., в К. м. стояли новые шатровые храмы: теплый Троицкий (с трапезной и келарской палатой) и Никольский «о пяти верхах», а также игуменская, келарская, больничная и 6 братских келий; за оградой располагался конюшенный двор (Описание Клименецкого Николаевского мон-ря на Онежском озере, 1628-1629 гг.//РИБ. Т. 2. 169. С. 683-686). В 1678 г. строитель Феодосий жаловался царю Феодору Алексеевичу, что К. м. разорен «от немецких людей», церковная утварь, ризница, книги разграблены. К 1700 г. в обители было 24 насельника во главе со строителем. В 1707 г. К. м. сгорел, был восстановлен, к 1725 г. в нем проживало 27 насельников, в 1738 г.- 33, включая строителя иером. Илию, келаря иером. Варсонофия и казначея иером. Тарасия. Нек-рое время К. м. покровительствовала имп. Елизавета Петровна , на ее средства над могилой прп. Ионы вместо часовни построили и 2 июня 1757 г. освятили каменную ц. во имя праведных Захарии и Елисаветы. К 1764 г. на территории К. м. находились деревянные Троицкая и Никольская церкви (с приделом Сретения Господня, по др. сведениям, отдельная Сретенская ц.), каменный храм во имя святых Захарии и Елисаветы, шатровая колокольня с 7 колоколами, 11 келий (в т. ч. строительная, хлебная и трапезная); за деревянной оградой - братская поварня, гостиный двор, коровник с кельей, конюшня, баня, амбары, овин с ригой.

http://pravenc.ru/text/1841325.html

Великий Устюг. Церковь Николая Чудотворца. Церковь Николы Гостунского, Церковь Николы Гостинского Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью На берегу реки Сухоны, на территории бывшей торговой площади расположен Никольский храм с колокольней - памятник архитектуры XVII-XIX веков. Это самый ранний пример устюжского каменного двухэтажного храма, объединившего зимнюю и летнюю церкви. В 1986 году после проведения реставрационных работ в здании Никольской церкви открыли выставочный зал музея. На первом этаже была развернута экспозиция " Народное искусство Устюжской земли " . Богатые фондовые коллекции позволили показать разнообразие народного искусства устюжского края XVII - начала XX века: узорное ткачество (пестрядь, ремизное, браное, выборное), вышивку, кубовую набойку, резьбу и роспись по дереву, ковку и просечку, керамику. Непревзойденное мастерство проявили устюжские мастерицы в браном ткачестве, которое отличалось богатством орнамента и исключительной цветовой насыщенностью. Полотенца, фартуки, наплечные косынки, рубахи, пояса украшали узорами, выполненными красными, белыми хлопчатобумажными нитями или цветным гарусом. Оранжевые, желтые, зеленые, синие, фиолетовые тона придавали тканям ярко выраженную декоративность. Техника исполнения обусловила геометрический характер орнамента. Узоры составлялись из ромбов, треугольников, крестов. Часто в композицию включались изображения кавалеров и барышень, птиц, коней, всадников, что являлось особенностью устюжского браного ткачества. Люди верили, что узоры несут в себе добро и благополучие, оберегают человека от зла. Тонким художественным вкусом отличалась вышивка устюжских мастериц, использовавших белую и цветную перевить, крест, тамбур, верхошов. В орнаменте узоров полотенец и подзоров - сказочно красивые растительные мотивы, изображения женских фигурок, барсов, оленей, птиц. Все способы украшения тканей нашли отражение в женском наряде. На выставке представлены праздничные женские костюмы XIX - начала XX века, сохранившие традиции национальной русской одежды, несравненное великолепие которой наделяло истинной красотой каждую девушку, каждую женщину. Особенно красивы праздничные костюмы из шелковых и полупарчевых тканей с драгоценными головными уборами, нагрудными и шейными украшениями, жемчужными серьгами. Повязка девичья, венец, коруна, белый платок с золотым цветущим кустом, кокошник шиты золотыми и серебряными нитями, жемчугом, перламутровыми плашками, бисером, стеклярусом. Повсеместное распространение на Устюжской земле получила художественная обработка дерева. Мастера применяли выемчатую, объемную, сквозную резьбу, роспись и раскраску. Большинство предметов, представленных на выставке, связаны с обработкой льна, ткачеством, шитьем одежды - прялки, трепала, детали ткацкого стана, швейки, рубели. Гармонией форм, плавностью силуэта отличаются ковши-великаны, ковши-наливки, солоницы-утицы.

http://sobory.ru/article/?object=03461

Второй период связан с восстановлением монастыря. Масштабы разрушения отчетливо видны по Писцовой книге 1616–1619 гг. и Дозорной книге Дмитрия Лыкова и Якова Гневашева 1620 г. Писцы отмечают постепенное возрождение монастыря: отстроены шатровая Троицкая церковь с трапезной и келарской, новые братские кельи и хозяйственные постройки, но сожженная Никольская церковь (возведена к 1628–1629 гг.) и ограда оставались в руинах. К сожалению, изображения Климецкого монастыря данного периода нам не известны. Возможно, что первоначально усадьба монастыря занимала весьма незначительную территорию вокруг Троицкой и Никольской церквей. Второй строительный период закончился в 1709 г., когда в августе от удара молнии сгорели практически все строения и в первую очередь шатровая Троицкая и Никольская (Е.В .Барсов указывает на три церкви: Троицкую, Никольскую и Сретения Господня, но возможно, что их было две, поскольку в более поздних документах упоминается церковь Сретения Господня с приделом Святителя Николая). О застройке третьего строительного периода 1709–1906 гг. известно из архивных источников XVIII - первой половины XIX в. Новые веяния в архитектуре коснулись и далекой провинции. Так, разрешение на постройку и освещение Троицкой церкви, возведенной к 1712 г., было дано митрополитом Иовом при условии, «чтобы верх был не шатровый», а «алтарь круглый тройной». Ее построили девятиглавой как аналог Вытегорской церкви и прототип, как полагают некоторые исследователи, Преображенской Кижской. По некоторым свидетельствам, лес на постройку церкви был взят с противоположного Шокшинского берега Онежского озера, поскольку островной лес, как показали современные дендрологические исследования, для этих целей не годился. Изображения ее сохранились на многочисленных литографиях второй половины XIX в., а также на фотографическом снимке начала XX в. На них же присутствует и Никольская с одной главкой церковь, построенная в 1719 г. Как отмечает финляндский архитектор Л. Петтерссон, по своему облику она напоминает Варваринскую Яндомозерскую церковь. В 1877 г. вначале под Никольскую, а затем и Троицкую церкви заложили каменный фундамент «с известкою». Но после пожара 1906 г. ни та, ни другая не упоминаются. Согласно документам Генерального межевания 1785 г. монастырь и кладбище занимали около 3,3 тыс. м², поселение около 3,5 тыс. м², т.е. общая площадь монастырского комплекса была чуть менее 7 тыс. м².

http://sobory.ru/article/?object=25610

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010