Оживление духовной жизни Саратовского края ознаменовалось восстановлением в 1829 году женского Крестовоздвиженского монастыря и созданием Саратовской духовной семинарии в 1830 году. Правление на кафедре владыки Иакова (Вечеркова) (1832-1847) ознаменовалось распростронением единоверия среди старообрядцев, обращением в Православие тысяч калмыков и евреев, открытием трех новых духовных училищ (Николаевского, Вольского, Балашовского), постройкой многих храмов и молитвенных домов. В 1849 году для Саратовской кафедры было на краткий срок учреждено Вольское викариатство, впоследствии восстановленное на постоянной основе в 1898 году. В 1865 году началось издание журнала " Саратовские епархиальные ведомости " , в 1869 году открылось первое женское епархиальное училище в Саратове, а в 1900 году - второе в Вольске. Смутное время сразу после революции была учреждена Волгоградская викарная епархия, впоследствии бывшая некоторое время самостоятельной. Гонения на Православие в пределах Саратовской епархии были особенно люты в первой половине 1930-х годов - был взорван кафедральный Александро-Невский собор, множество храмов разрушено или отобрано у верующих. К концу 1930-х в Саратовской епархии не осталось ни одного действующего храма, большинство духовенства было или расстреляно, или находилось в лагерях и ссылках. В 1920-30-х годах существовала Саратовская обновленческая епархия. В военное время церковно-правительственные отношения изменились, и в 1942 году, после пятилетнего перерыва, был снова назначен Саратовский архиерей, территория управления которого была ограничена Саратовской областью. Во второй половине того года в Саратове передается в аренду, а в 1947 году окончательно возвращается Православной Церкви Свято-Троицкий кафедральный собор, из краеведческого музея передается чудотворный образ Спаса Нерукотворного, возобновляется литургическая жизнь Саратовской епархии. С 1947 по 1961 год вновь действует Саратовская духовная семинария. В этот период, при поручении Саратовским архиереям одновременного управления Сталинградской епархии их титул менялся на " Саратовского и Сталинградского. "

http://azbyka.ru/palomnik/Саратовская_об...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЛАШОВСКАЯ И РТИЩЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ образована решением Свящ. Синода от 5 окт. 2011 г. путем выделения из состава Саратовской епархии. 6 окт. постановлением Свящ. Синода епархия была включена в состав Саратовской митрополии . Епархия объединяет приходы в административных границах Аркадакского, Балашовского, Екатериновского, Калининского, Красноармейского, Лысогорского, Романовского, Ртищевского, Самойловского и Турковского районов Саратовской области. Кафедральный город - Балашов, кафедральный собор - во имя архангела Михаила. Правящий архиерей - епископ Балашовский и Ртищевский Тарасий (Владимиров). Епархия разделена на 9 благочиний: Аркадакское, Балашовское, Калининское, Петропавловское, Романовское, Ртищевское, Самойловское, Екатериновское, Дмитриевское. В клире епархии состоит 49 священников и 5 диаконов. При ЕУ работают отделы по взаимодействию с вооруженными силами и исправительными учреждениями, катехизаторский, миссионерский, отдел по благотворительности и социальному служению, православный кризисный центр. В сент. 2016 г. в Б. и Р. е. открыта православная гимназия. Епархиальные СМИ включают выходящие ежемесячно газету " Православное слово " , газету " Глагол " Ртищевского благочиния, телепередачу " Православный вестник " . Офиц. сайт епархии: www.balashovblag.ru Действующие монастыри: Балашовский в честь Покрова Божией Матери монастырь (учреждён в 1884 г. на основе Покровской женской общины г. Балашова. Закрыт в 1920 г., возрождён решением Свящ. Синода от 2 окт. 2013 г.). (См. также статью Балашовское викариатство ). Лит.: Определения Свящ. Синода//ЖМП. 2011. 11. С. 6. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1628115.html

Романовка – громадное степное село на реке Хопер, с двумя храмами и с четырьмя кабаками. Что ни праздник – на широких романовских улицах начинались пьянки, драки, поножовщина. По рассказам старого медика Виктора Федосьевича Елатомиева, работавшего в Романовской слободе вскоре после Войно-Ясенецкого, болезни там тоже приобретали огромный размах: бытовым сифилисом могло болеть целое село, «пневмония – так ее на расстоянии видно, флегмона – так полведра гноя». Два врача, три фельдшерицы и фельдшер, работая без передышки целыми сутками, едва справлялись с наплывом больных. На прием в амбулаторию приходило по сто-сто пятьдесят человек. А после этого надо было ехать верхом или на телеге по деревням. Дел и там хватало, ведь на участке было двадцать сел и двенадцать хуторов, там на месте приходилось делать операции под наркозом, накладывать акушерские щипцы. Вот что представляла собой земская больница в Романовке по «Обзору состояния земской медицины в Балашовском уезде за 1907–1910 и отчасти 1911 года»: «Романовский участок. Площадь 580 кв. верст. Население 30506 человек. Более 70% жителей расположено далее, чем за 8 верст от дома врача. Амбулатория – 31640 обращений в год. Участок в два раза превышает требования нормы по площади и в три раза по населению и количеству работы». Принимая за час 25–30 больных, можно было уделить каждому не более двух минут. Тут и осмотр и назначение. Приемы длятся по 5–7 часов в день. По подсчетам составителя «Обзора»: «...Только в 45 случаях из 100 можно поставить приблизительно точный диагноз, а 55 проходят мимо без диагноза. На долю одного врача нередко приходится принять до 200 человек... Помещение для амбулаторных приемов большей частью тесно и душно. В Балашовском участке, например, в одной комнате принимают три врача, двое из них – за одним столом. Тут же за ширмой гинекологические исследования, рядом в перевязочной делают разрезы, прививки детям, все это сопровождается криками, плачем. В ожидальнях давка и шум, бывают случаи обмороков от недостатка воздуха. О каком-либо выслушивании больного здесь не может быть и речи». В этой тесноте, духоте и шуме полтора года работал и Валентин Феликсович. Кроме врачебного приема и выездов на нем была в больнице и вся хирургия. «Я делал в Романовке не менее 300 операций в год», – пишет он в Биографии 1945 года. «Обзор» подтверждает: в 1909 году хирург произвел 292 операции. В начале следующего года операционный темп возрос еще больше...

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Балашов. Второй арест. Ссылка в Сибирь С октября 1925 года почти год отец Владимир служил настоятелем Свято-Троицкого собора в Балашове, жил на улице Урицкого, д. 70. Фото протоиерея Владимира Воробьева из следственного дела 1926–1927 годов      В следственном деле отца Владимира указывается, что 4 и 5 июля 1926 года должны были пройти публичные диспуты о вере, на которых планировались его выступления. Точных данных о том, состоялись ли они, в деле нет, но именно 5 июля состоялся допрос протоиерея Владимира Воробьева уполномоченным Саргуботдела ОГПУ по Балашовскому уезду в связи с подозрением по статье 72 УК РСФСР в «изготовлении, хранении с целью распространения и распространении агитационной литературы контрреволюционного характера». На допросе отец Владимир подробно рассказал об изъятом сотрудниками органов маленьком деревянном сундучке с рукописями и письмами, давая развернутый комментарий по каждому документу. Например: «Тетрадка рукописный конспект лекции “Есть ли у человека душа”, написанной мной», «Рукописная тетрадка “Пасхальные сомнения” на 25 страницах моя», «Рукописная тетрадка с конспектом лекции “Наука и религия” моя, списанная мною с рукописи Зарницкого», «Три печатные рукописные тетрадки с беседами 1, 2 и 3 под заглавием “Есть ли Бог” мои и написанные мною», «Выписка о циркуляре 34 печатная, подписанная архиепископом Рязанским Борисом [(Соколовым — Авт.)] моя, полученная мною в Рязани». Свои рукописи и письма от архиепископа Досифея (Протопопова), епископа Петра (Соколова) и других он хранил у знакомого сапожника. Уполномоченный взял с отца Владимира подписку о невыезде из Балашова. Спустя полмесяца, 22 июля, протоиерей Владимир Воробьев был арестован, а рукописи приобщили к его делу в качестве вещественных доказательств. Всего по делу проходили 17 человек. В обвинительном заключении, составленном 27 октября, сказано: «…Вся указанная компания, спаянная одной целью, группируется около священников г. Балашова Маматова и Воробьева и развивает свою антисоветскую деятельность среди крестьянской массы и гр-н г. Балашова. Идейным руководителем этой группы является священник гр-н Воробьев, вокруг которого и объединилась вся указанная публика. Гр-н Воробьев в своих стремлениях в борьбе с Советской властью использовал всякий повод к агитации против Соввласти, разъезжая для этой цели не только по Балашовскому, но и по другим уездам.

http://pravoslavie.ru/93992.html

29 мая сотрудники центра «Милосердие» доставили малоимущим семьям 15 наборов, в которые вошли продукты питания и бытовая химия. Гуманитарную помощь приобрели за счет жертвователей, а также получили от ТК «Лента». Комплекты распределили среди неполных и многодетных семей. В семье Елены Р. пятеро малолетних детей — финансовое положение сложное. К моменту приезда волонтеров малышей было практически нечем кормить. — Вас Сам Господь привел! — обрадовалась многодетная мама.— Муж уехал на заработки, но денег до сих пор не высылал. Живем на детские пособия, которых хватило только на оплату съемного жилья и покупку минимума продуктов. — В кризис количество обращений за помощью увеличилось почти в два раза,— рассказала куратор проекта «Под Покровом» Елена Гранкина.— К нашему списку, состоящему в основном из одиноких многодетных матерей и кризисных беременных, добавились семьи, где есть отцы. Из-за пандемии доходы многих семей упали в два-три раза, подработку сейчас для многих найти практически нереально. Хотелось бы еще раз поблагодарить всех наших спонсоров и жертвователей. «Горячая линия» — нить надежды Основную нагрузку по социальной помощи во время эпидемии в Балашовской епархии принял на себя кризисный центр для беременных и женщин с детьми в трудной жизненной ситуации «С верой в жизнь!». Приют, где временно проживают мамы с малышами, продолжил свою работу, а вот психологическая и юридическая помощь стала оказываться в онлайн-режиме. В виртуальную форму были переведены и обучающие занятия с юными подопечными центра. Прием вещевых пожертвований на гуманитарном складе приостановили, однако в экстренных случаях помощь вещами продолжали оказывать. 11 апреля представители благотворительного фонда «Линия добра» вместе с сотрудниками кризисного центра «С верой в жизнь!» привезли продуктовые наборы для десяти нуждающихся семей с детьми. По благословению Епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия на базе кризисного центра была открыта «горячая линия» для тех, кто нуждается в помощи в условиях самоизоляции. Большинство звонков — от жителей Балашовского района. В начале карантина наиболее часто фиксировались обращения за продуктовой помощью — звонили люди, в одночасье оказавшиеся без работы и средств к существованию, которым в буквальном смысле нечем оказалось кормить детей. Позже люди стали задавать вопросы, как получить социальные пособия на детей до трех лет и от трех до семи лет. Кроме того, на «горячую линию» обращались из разных мест родственники пожилых людей. Звонившие просили помочь их родным, отделенным от них расстоянием и карантинными заслонами: принести продукты, лекарства, оказать бытовую помощь. Благодаря неравнодушным людям только за март-апрель помощь получили 35 семей, в которых воспитываются 118 детей.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/13/lyubov...

Эти воспоминания старика врача дополняет «Обзор состояния земской медицины в Балашовском уезде за 1907–1910 и отчасти 1911 годы». «Обзор» документ до крайности откровенный, даже жестокий. Составляли его люди, явно раздраженные на начальство. Они не скрывали ничего: в точных цифрах показаны перенагруженность врачей, нищета больницы и из-за этого низкий уровень медицинской помощи в уезде: «Романовский участок. Площадь – 580 квадратных верст, радиус – 13,5 версты. Население – 30 506 человек. Более 70 % жителей расположено далее чем за 8 верст от дома врача. Амбулатория – 31 640 обращений в год». Много это или мало? «Участок в два раза превышает требования нормы по площади и в три раза по населению и количеству работы», – сообщает «Обзор». Что может сделать врач в такой обстановке? Принимая в час 25–30 больных, можно уделить каждому не более двух минут. Тут и осмотр, и назначение. Приемы длятся по пять – семь часов в день. «По моим подсчетам, – пишет составитель, – только в 45 случаях из ста можно поставить приблизительно точный диагноз, а 55 проходят мимо без диагноза. На долю одного врача нередко приходится принять до 200 человек… Помещение для амбулаторных приемов большей частью тесно и душно. В Балашовском участке, например, в одной комнате принимают три врача, двое из них за одним столом. Тут же за ширмой гинекологические исследования, рядом в перевязочной делают разрезы, прививки детям, все это сопровождается криками, плачем. В ожидальнях давка и шум, бывают случаи обмороков от недостатка воздуха. О каком-либо выслушивании больного здесь не может быть и речи». В этой тесноте, духоте и шуме полтора года работал и Валентин Феликсович. Кроме врачебного приема и выездов, на него падала в больнице и вся хирургия. «Я делал в Романовке не менее 300 операций в год», – упоминает он в своей «Биографии». «Обзор» подтверждает: в 1909 году хирург произвел 292 операции. В начале следующего года операционный темп возрос еще больше. Много это или мало – три сотни оперативных вмешательств за год? Ответ дает «История русской хирургии». Автор книги известный хирург, профессор Военно-медицинской академии в Петербурге В. А. Оппель, познакомившись в те же годы с отчетом Мелекесской земской больницы, мало чем отличавшейся от больницы в Романовке, писал: «Какую надо иметь железную энергию, какой энтузиазм в работе, чтобы в старом здании больницы на 30 коек довести количество операций до 300 в год?1» «Железная энергия», «энтузиазм в работе» – Войно-Ясенецкий имел полное право принять эти слова на свой счет.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Некролог Усопший 18 сентября 1873 года Оптинский Старец, духовник обители и Начальник находящегося при пустыне Скита, отец Иеросхимонах Иларион, в миру Родион Никитич Пономарёв, родился в Пасхальную ночь с 8 на 9 апреля 1805 года. Юность и первую молодость провёл он в Новохоперском уезде Воронежской губернии, а частью, с декабря 1825 года, в Москве. Затем в 1829 г., будучи 24 лет и 8 месяцев от роду, Родион Никитич переехал с семейством своим на жительство в г. Саратов, где провел 9 лет деятельной и плодотворной жизни. По званию купец, по ремеслу портной и содержатель мастерской и магазинов готового платья, обуви и юфтяных товаров, Родион Никитич, будучи ревностным исполнителем уставов Православной церкви, находил и дома пищу своему благочестию, содержа в страхе Божием и отечески наблюдая за нравственностью и неуклонным исполнением христианских обязанностей своею домашнею церковью – артелью рабочих; но этой домашней деятельности было недостаточно для энергической и даровитой натуры ревностного сына церкви. Город Саратов и весь тот край изобиловали раскольниками всяких толков, которые до назначения на Саратовскую кафедру Преосвященного Иакова, встречая мало препятствий к распространению своему, жили в той местности покойно, никем не тревожимые. Лишь несколько частных лиц направляли против раскола свои усилия. Между этими лицами особенно выдавался по своему влиянию в том крае житель с. Алмазова в Балашовском уезде Семен Климыч, по просторечью – Климчонок, человек замечательный по своей благочестивой жизни, глубокой начитанностью в книгах Св. Писания и творениях Св. отцов, обладавший прекрасной памятью, даром сильно-убедительного слова. К этому кружку деятелей против раскола примкнул Родион Никитич и нашел для себя на этом поле поприще к широкой деятельности, в которой он видел и скорби, и невзгоды, особенно при открытии скопческой секты, когда он с единомышленными своими был по некоторому недоразумению привлечен к суду, от коего был освобожден лишь после четырёхлетней стеснительной для хозяйственных дел и тяжкой для духа подсудности. Таким образом, несмотря на расположение и покровительство Саратовского Преосвященного Иакова, несмотря на близкие отношения и нравственную поддержку, которые Родион Никитич находил в ревностном сотруднике Преосвященного по обращению раскольников игумене Моисее Миртовском, Промысл Божий скорбями и искушениями, терпение которых, по Преподобному Петру Дамаскину , порождает разум 1 , воспитывал будущего опытного наставника и «старца». Мессионерская деятельность Родиона Никитича имела, по благословению Божию, благие результаты чрез возвращение в лоно матери Св. церкви многих и многих заблуждавшихся и погибавших душ. 2

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

История Когда история оживает В Музее Саратовской митрополии представлены старинные документы, уникальные фотографии и редкие церковные предметы Выставка «Моя история. Рюриковичи» объединит прошлое и будущее России с 1 сентября 2015 года в одном из павильонов ВДНХ заработает специальный мультимедийный музей, в котором разместятся как обе экспозиции — " Романовы " и " Рюриковичи " Про грузинское вино, моих дедов и нашу Родину Россию Я смотрел на бутылку грузинского вина на полке российского гипермаркета и радовался. И вспоминал своих дедушек День рождения Москвы – праздник с неожиданностями Российская столица возникла совсем не в тот год, о котором сообщают учебники, и празднуют день её рождения всегда не вовремя Аркан свободы «святой» О свободе: истинной, христианской и о том, что под этим подразумевают в современном западном мире И уже не скроют убитых наших Нам порой кажется, что эпоха репрессий, эпоха мученичества русских христиан ХХ века — уже где-то далеко в прошлом, что ее живых голосов уже не услышать. Меж тем в городе Балашове живет женщина, которая помнит, как уводили из дома ее отца — протоиерея Василия Вечтомова, служившего в единственном уцелевшем из всех балашовских храмов — Успенской кладбищенской […] Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/tag/istoriya/page/33/

Анатолий Дмитриевич высоко ценил крепкую мужскую дружбу, ему смело можно было доверить самую сокровенную тайну души и сердца. Литература всегда оставалась для него главным смыслом жизни и борьбы за правду. Одним из первых в нашей литературе он пробил брешь в системе идеологических запретов и табуированных тем, связанных с революцией октября 1917 года и гражданской войной в России, твёрдо и последовательно выступал за реабилитацию казачества, прямо называя имена мучителей русского народа - проводников политики «расказачивания», раскулачивания, т. е. геноцида против огромной массы безвинных тружеников юга России, восстановил в правах честное имя подло застреленного легендарного командарма Ф.К. Миронова (роман «Красные дни»). Горькая, тяжкая участь донского и кубанского казачества не обошла стороной ещё молодого Толю Знаменского. Семья попала под раскулачивание и зачислена в категорию «лишенцев», то есть лишена была всех гражданских, конституционных прав. Незадолго до этого вместе с другом-одноклассником Андреем Косовым задумал он издавать рукописный журнал «Накануне», за что их арестовали и препроводили во внутреннюю тюрьму при управлении НКВД. Обвинили в создании «преступной группы», в которую попал и отец будущего писателя Дмитрий Максимович Знаменский. Приговор не заставил себя долго ждать – юноша был осуждён на 6 лет ИТЛ (Исправительно-трудовых лагерей, ст. 58 – 10,11). Последовали этап в Сибирь, Балашовская, Мичуринская, Краснопресненская и Котласская пересыльные тюрьмы. Потом ссылка в Коми АССР, тяжёлая работа на лесоповале строителем-разнорабочим, десятником на торфяном карьере, старшим нормировщиком строительно-монтажного управления, начальником отдела труда и заработной платы в нефтеразведке в управлении Верхне - Ижемского разведочного района, завотделом в районной газете «Ухта» и прочие беспросветные «радости» новой жизни под крепким замком… В лагерях и ссылке на Крайнем Севере будущий писатель провёл почти 17 лет, но неискоренимые казачьи корни предопределили его сильный волевой характер. Тяжкие испытания не помешали Знаменскому достойно жить и трудиться, оставаться человеком в самых, казалось бы, несносных условиях. Казачий вольнолюбивый дух, глубоко осознанное понимание чести и достоинства послужили глубинной основой, из которой он черпал темы произведений и характеры своих героев. После своего освобождения начинающий писатель вплотную занялся литературой, опубликовал в 1950 году в журнале «На рубеже» (ныне «Север») свой первый роман «Неиссякаемый пласт», там же в 1958 году был опубликован роман «Ухтинская прорва». Скоро А. Знаменский поступил на Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М. Горького, успешно окончив их в 1960 году.

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/06/...

Учился в Вольской военно-теоретической авиационной школе, Оренбургской военной школе летчиков, которую окончил в 1931 г. Служил в Ленинградском военном округе, затем на Дальнем Востоке. В 1935 г. Серов поступил в Военно-воздушную академию им. Жуковского. С 1931 г. служил в истребительной авиации, был летчиком-испытателем. C 1937 г. участвовал как командир эскадрильи в Гражданской войне в Испании. Совершил около 180 боевых вылетов, участвовал в 38 воздушных боях, сбил 8 самолетов лично и 7 в составе группы. Награжден двумя орденами Красного Знамени. В 1938 г. полковнику Серову было присвоено звание Герой Советского Союза. В мае 1938 г. он был назначен начальником Главной летной инспекции ВВС. Через год, в 1939 г., комбриг погиб в авиакатастрофе, осваивая «слепые» полеты вместе с Полиной Осипенко. Дважды Герой Советского Союза командарм Я.И.Смушкевич писал о Серове: «Его знали все военные лётчики, им гордились, его бесконечно любили, стремились подражать и учиться у него, желая стать таким же пилотом, каким был Серов... На войне в борьбе с врагами Серов показал классические образцы воздушных боев. Он не знал поражений и из каждого воздушного боя выходил победителем». Прах А.К.Серова захоронен в Кремлевской стене на Красной площади в Москве. В честь Анатолия Серова назван город на Урале. Его именем названы улицы в Архангельске, Карпинске, Минске, Свердловске, Витебске, Лиде, Полоцке, Осиповичах, Элисте, проезд в Москве. В этот день 2000 года скончался генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза Евгений Максимович Кунгурцев. Он родился 3 октября 1921 г. в г. Ижевск в семье рабочего. Окончил неполную среднюю школу в 1939 г. В 1942 г. окончил Балашовскую военную авиационную школу пилотов. В годы Великой Отечественной войны воевал на Ленинградском и 3-м Белорусском фронтах, был летчиком, старшим летчиком, командиром звена, заместителем командира и командиром эскадрильи 15-го гвардейского штурмового авиационного полка. К октябрю 1944 г. командир звена 15-го гвардейского штурмового авиаполка гвардии лейтенант Е.М.Кунгурцев совершил 176 боевых вылетов, сбил лично 1 и в группе 6 самолетов противника.

http://ruskline.ru/history/2015/05/11/et...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010