Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРПАФСКАЯ И КАСОССКАЯ МИТРОПОЛИЯ [греч. Ιερ Μητρπολις Καρπθου κα Κσου], епархия Константинопольской Православной Церкви, одна из Додеканесских митрополий, охватывает острова юж. части архипелага Додеканес - Карпатос, Касос, Сарья, Сирна и неск. небольших островков. Кафедра находится в Апери (до 1892 адм. центр о-ва Карпатос). Митрополичий собор, построенный в 1780 г., освящен в честь Успения Пресв. Богородицы. Базилика св. Фотинии. Кон. V — нач. VI в. Базилика св. Фотинии. Кон. V — нач. VI в. Первые поселения на Карпатосе (Карпафе) относятся к концу неолитической эпохи (4000-3000 гг. до Р. Х.). Древнейшее население скорее всего было родственным карийцам из М. Азии, но не исключено и их происхождение с догреческого Крита. В период «новых дворцов» (ок. 1700-1450 гг. до Р. Х.) остров испытал сильное влияние минойской культуры. Впоследствии на Карпатосе появились колонисты-микенцы, возглавляемые Иоклом, сыном Демолеонта, из Аргоса ( Diodor. Sic. Bibliotheca. V 54 4). Карпатос и Касос впервые упоминаются Гомером ( Homer. Il. II 676). После дорийского вторжения в Грецию на Карпатосе преобладает дорийское население. В архаический период на Карпатосе существовало 4 города ( Strabo. Geogr. Х 5 17) - Нисир, Брикунт (Βρυκος), Аркесия (близ совр. Аркасы) и Посейдоний (Потидей). После рим. завоевания (42 г. до Р. Х.) оба острова были включены в пров. Асия, при рим. имп. Диоклетиане (284-305) - в состав Островной пров. (Provincia Insularum), при визант. имп. Ираклии (610-641) - в фему Крит. Пол базилики св. Анастасии из Аркассы. V, VI вв. (Археологический музей, Родос) Пол базилики св. Анастасии из Аркассы. V, VI вв. (Археологический музей, Родос) На Карпатосе рано распространилось христианство, 1-й известный по имени Карпафский епископ Васс участвовал в Сардикийском Соборе (347). Карпатос и Касос входили в состав Родосской митрополии. На Карпатосе сохранились руины 18 раннехрист. базилик, наиболее известными из к-рых являются 3 базилики V-VI вв. на месте древнего Брикунта, базилика VI в. с баптистерием в г. Карпатос, базилика св. Фотинии кон. V - нач. VI в. к северу от Карпатоса, базилики св. Анастасии (V в., восстановлена в VI в. еп. Киром), пресв. Евхариста и арх. Михаила близ Аркасы, базилики Эфтамбатуса и Панагии Ялохорафитиссы (V-VI вв.) в центре острова. На Касосе в г. Эмборьо под ц. Панагии сохранился фундамент базилики с баптистерием и фрагменты мозаичного пола, а между Фри и Эмборьо близ парекклисиона арх. Михаила - остатки мозаичного пола базилики. На о-ве Сарья, который в древности был частью о-ва Карпатос, в местности Палатья обнаружены руины базилики V в., а в ц. Св. Софии находится раннехрист. синтрон.

http://pravenc.ru/text/1681137.html

ц. Панагия Кера в Амари, построенная на месте купольной церкви XIII в. (юж. фасад с гербом семьи Каллиергис - XV в.). Малочисленны сохранившиеся крестово-купольные храмы: руины 4-столпной ц. Рождества Пресв. Богородицы в с. Патсос (XI-XII вв., перестроена в XIV в.; остатки фресок XIV в. ныне частично перенесены в ц. вмц. Екатерины в Ираклио), небольшая ц. вмц. Параскевы близ мон-ря Асоматон типа «свободного креста» (предположительно XIII в., восстановлена в XV-XVI вв.; росписи с изображениями Феодора и Георгия Хортатисов - участников борьбы с венецианцами в 70-х гг. XIII в.). В диме Айос-Василиос в основном однонефные церкви: св. Ирины, вмч. Георгия и св. Марины в с. Мурне (во всех фрески XIV в.; в ц. вмч. Георгия - «Мученичество вмч. Георгия», «Страшный Суд», «Св. врач Диомид» и др.), ап. Иоанна Богослова в с. Кисос (XIV в., фрагменты фресок 2 периодов), Христа Спасителя в Спили (фрески кон. XIV в.), св. Фотинии близ с. Керамес (фрески нач. XV в.). Большую редкость для Крита составляют фрески с циклами сюжетов из кн. Бытие, сохранившиеся в притворах однонефных церквей - Преображенской близ с. Акумия (фрески 1389 г., в т. ч. портреты членов семьи ктитора Мануила Кудумниса) и Панагии в с. Диблохори (фрески 1417 г.). Монастырь Асоматон и ц. св. Архангелов. XIV в. Монастырь Асоматон и ц. св. Архангелов. XIV в. Один из крупнейших крестово-купольных храмов в митрополии - епископская 4-столпная ц. Пресв. Богородицы Лампини в с. Ламбини с выступающими сев. и юж. рукавами креста (кон. XII - нач. XIV в.; звонница XVIII в.) и росписями кон. XII, XIII, 1-й пол. XIV в. (в куполе - изображение Христа Пантократора). Многочисленные памятники архитектуры сохранились на территории совр. дима Сфакья на берегу Ливийского м., иногда в труднодоступных местах. В вост. части, близ венецианской крепости св. Никиты (Франгокастело) (1371-1374), расположены бывш. мон-рь св. Харалампия (на месте раннехрист. базилики св. Харалампия и ап. Иоанна Богослова с напольными мозаиками) и ц. св. Никиты (фрески 1-й пол.

http://pravenc.ru/text/2462595.html

Колодец имеет около 1 м в диаметре и 35 м в глубину, а прежде был еще глубже. В 380 г. над ним была построена церковь в форме креста, как показывают археологические раскопки, разрушенная во время восстания самарян в 529 г. Восстановленная Юстинианом, она просуществовала до IX в. – и вновь пришла в запустение. Пилигримы XI-XII вв. знают колодец Иакова, но ничего не говорят о храме. В XII в. он был восстановлен крестоносцами, в 1187 г. разрушен Саладином... В 1860 г. это место купила у местных арабов Иерусалимская Православная Патриархия и к 1893 г. восстановила подземную часть храма – в крипте под алтарем базилики крестоносцев. В 1914 г. начались работы по строительству также и в верхней церкви, но они не были окончены из-за начавшейся Первой мировой войны и революции в России (русские деньги были главным источником финансирования). Строительные работы завершились намного позже, при попечительстве Ясира Арафата. Подземный храм непосредственно над колодцем, в крипте, как и ведущие к нему с двух сторон лестницы, относится архитектурно к эпохе крестоносцев и имеет в плане форму тау-креста. Древний колодец находится перед самой солеей храма, напротив Царских врат. Вращая ворот, можно и сейчас зачерпнуть холодной воды – той самой, которую просил, чтобы напиться, Христос у Фотинии (Светланы) Самарянки. Сюжеты икон на стенах посвящены в основном житию Светланы, а также святому мученику Иустину Философу , уроженцу Наблуса. Двадцать лет назад колодец Иакова стал местом трагической гибели одного из новомучеников Святой Земли архимандрита Филумена. Он родился в Никосии, на Кипре, в 1913 г. С юности посвятив свою жизнь иноческому служению, он окончил ее мученической кончиной в храме 29 ноября 1979 г., когда с епитрахилью на плечах совершал вечерню. Ворвавшийся фанатик бросил две бомбы – следы от осколков и сегодня видны на колодце и на стенах храма. Мощи священномученика перенесены в Иерусалим и почитают в храме Св. Троицы при духовной семинарии на Сеоне. Самария–Севастия Следующий наш пункт после Наблуса – древний город Самария и возникшая в I в. до Р.Х. на его месте Севастия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Святыни монастыря: две части Честного Креста: значительная часть Животворящего Древа Креста Господня с пробитой гвоздем скважиною и другая часть, меньшего размера. Стопа левой ноги св. Прокопия; кость руки прп. Авксентия; часть локтя св. Игнатия Богоносца; часть колена свт. Василия Великого; правая нога мч. Трифона: часть ноги свт. Григория, просветителя Армении; перст вмч. Меркурия; частица мощей свт. Андрея Критского; челюсть св. прпмч. Стефана Нового; челюсть св. Иоасафа, царевича Индийского; частица одного из десяти мучеников Критских; глава одного из чад св. Соломонии; частица мощей сщмч. Харалампия; вмц. Параскевы и св. Пантелеймона; св. Фотинии Самаряныни; св. Анастасии Александрийской; ап. Варфоломея; прп. Нила Мироточивого; свт. Григория Богослова; челюсть св. Парфения Лампсайского; десница мц. Христины; часть руки св. Иоанна Милостивого; глава прпмч. Николая Нового; глава прпмч. Авксентия Нового; часть одежды, облитой кровью и миро, вмч. Димитрия Солунского и части сорока св. мучеников. Мантия, подаренная Константином Багрянородным; архиерейский янтарный жезл. (обратно) 162 «…подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, нашед одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее» (Мф. 13,44–45) (обратно) 163 Базилика Св. вмч. Димитрия стоит на месте его первоначального погребения, и там же в наши дни покоятся его мощи. В ночь после мученической кончины Димитрия солунские христиане спрятали тело святого в находящемся неподалёку колодце, а затем похоронили их в заброшенной крипте (от греч. κρυπτη — «крытый подземный ход, тайник»), бывшей раньше частью бань. Вскоре от мощей стало истекать целебное миро. В 312 г. над гробницей установили маленькую церковь, которая стоит и сейчас. Через несколько лет знатный человек Леонтий, исцелившись у мощей святого от смертельного недуга, построил вместо маленького храма Святого Димитрия большой. Этот собор в 626 г. был уничтожен пожаром, но был сразу же отстроен заново и стал ещё просторнее.

http://isihazm.ru/1/?id=2079

Ок. 1860 г. (1863?) место, на котором находился К. И., было куплено Иерусалимской Православной Церковью, в 1893 г. были начаты раскопки, не столько с научной целью, сколько из желания сделать это место пригодным для христ. богослужения. Было установлено, что глубина колодца составляла 22,5 м, а ширина - 2,25 м. Сначала была восстановлена крипта, в 1908 г. (по др. сведениям, в 1914) Газский митр. Софроний при финансовой поддержке России начал реконструкцию средневековой церкви. Однако из-за первой мировой войны работы были прекращены. В 1927 г. здание пострадало от землетрясения. 8 мая 1979 г. Иерусалимская Патриархия отправила служить в церковь при К. И. сщмч. Филумена (Хасаписа) , к-рый столкнулся с угрозами расправы со стороны фанатиков-иудеев; 29 нояб. 1979 г. он был убит во время совершения вечерни. Его преемником стал архим. Иустин (Мамалос), усилиями которого в 1998-2008 гг. был построен большой храм во имя Фотинии Самаряныни. Сев. парекклисион освящен во имя мч. Иустина Философа, южный - во имя сщмч. Филумена (здесь хранятся его мощи). Храм представляет собой купольную базилику с трансептом, архитектура которой в память о существовавшей здесь ранее церкви крестоносцев частично стилизована под европ. средневек. стили. В арку зап. фасада вписано крупное 3-частное арочное окно, сам фасад фланкируют 2 многоярусные колокольни. Перспективный портал зап. фасада с тяжелым аттиком, профилированной центральной аркой, опирающейся на небольшие колонки, соответствует образу триумфальных арок и проездных ворот. В ярусе клеристория в главном и боковых нефах окна имеют вид 2-частных арочек с колонкой посередине, вписанных в общую нишу. Внутри сложенные из тесаных каменных квадров столпы и пилястры отделаны прислоненными полуколоннами, образуя своего рода «пучки колонн», которые наряду с пониженными арками боковых нефов напоминают церкви европ. романики и ранней готики. Трансепт и центральный неф перекрыты плоскими потолками, однако мощные арки, поддерживающие барабан купола и оформляющие боковые фасады, сохраняют средневек. образ всего здания.

http://pravenc.ru/text/1841770.html

Варнава из с. Васа (пам. кипр. 11 июня), прп. Кассиан (пам. кипр. 16 сент.), прп. Кассиан (пам. кипр. 4 дек., 28(29) февр.), преподобные Епифаний с Александром и Харетом (Харитоном) (без дня памяти), преподобные Пигон (Эпигон) и Христофор (без дня памяти), преподобные Варлаам, Калантий и Агапий (пам. кипр. 26 апр.), святители Димитриан Тамасский (пам. кипр. 27 янв., 25 июня) и еп. Василий, живший в окрестностях сел. Пера близ Тамаса (без дня памяти), прп. (или мч.) Фотий , подвизавшийся близ совр. сел. Атьену (пам. кипр. 18 июля), мч. Георгий Махеромен (без дня памяти), св. диак. Афанасий Пентасхинитис (без дня памяти), прп. Ольвиан (без дня памяти). К числу 300 святых Леонтий Махерас также относит Явленных святых (Αγιοι Θανντες), мощи которых находились в Казафани близ Киринии. О почитании этих подвижников известно из Жития прп. Константина из иудеев (между 886 и 912), к-рый во время пребывания на Кипре узнал, что в пещере в одном труднодоступном и обрывистом месте находятся мощи Явленных святых. Из этой пещеры часто раздавались песнопения. Местные жители с епископом пробирались туда, чтобы почтить память святых, но не осмеливались спуститься в пещеру (ActaSS. Nov. T. 4. P. 636; Житие преподобного отца нашего Константина, что из иудеев. Житие св. исповедника Никиты, игумена Мидикийского. М., 2001. С. 32). Дополнительно Леонтий Махерас приводит имена франц. военачальника Иоанна де Монфора , умершего на Кипре в 1248/49 г., мч. Маманта, св. Фотинии Карпасийской (пам. кипр. 2 авг.), мч. (или прп.) Диомида Нового (пам. греч. 28 окт.) и прп. Иоанна Лампадиста . О нек-рых из 300 святых сохранились свидетельства их почитания в визант. период (напр., 2 канона в честь святых Илиофотов в служебной Минее Sinait. gr. 627 (XI в.); 5-главая 3-нефная базилика во имя преподобных Варнавы и Илариона в Перистероне (ок. 1100); фрески с изображением мч. Константина Ормидийского в ц. прп. Антония Великого в Келье и в ц. Преображения Господня в Сотире (XII и XIII вв.)), однако о большинстве из них ничего не известно.

http://pravenc.ru/text/1840115.html

Леросская епископия подчинялась Родосской митрополии. Впервые Леросский епископ упоминается в 553 г. как участник V Вселенского Собора. По всей видимости, в состав Леросской епископии входил и Калимнос. В Х в. была образована Астипалейская епископия. После XI в. в источниках часто встречается такое наименование Леросской епископии, как Лернская, и иногда Лефрская. Средневизант. памятники Лероса сосредоточены гл. обр. в Кастро-Панделиу, построенном после того, как в 1087 г. имп. Алексей I Комнин предоставил прп. Христодулу Латрину часть Лероса: ц. Пресв. Богородицы «ту Кастру» (перестроена в 1669 и 1719), ц. Св. Троицы (с фрагментами фресок IX в.), храм неизвестного христ. мученика (IX в., со сполиями раннехрист. церкви), ц. мц. Фотинии и свт. Иоанна Златоуста. В Лаки на месте раннехрист. базилики в XI в. была построена ц. ап. Иоанна Богослова (сохр. фрагменты фресок XIII в.), здесь располагалось подворье одноименного мон-ря на Патмосе. Ряд средневизантийских храмов сохранился и на Калимносе (напр., церкви Пресв. Богородицы Хостис в Ватисе (XI в.) и великомучеников Феодоров в местности Вуколья). В 1207-1537 гг. Астипалея принадлежала представителям венецианских родов Квирини и Гримани, а Лерос и Калимнос в 1314-1521 гг. находились под властью рыцарей-иоаннитов. Правосл. епископы были изгнаны с Лероса. Только в 1479 г. встречается известие, что на Леросе с разрешения магистра ордена иоаннитов проживал Филадельфийский митр. Иоаким, управлявший находившимся там подворьем монастыря ап. Иоанна Богослова на Патмосе. В 1522 г. Астипалея была включена в состав Лернской епископии. Поздневизант. архитектурные памятники на Леросе (ц. Пресв. Богородицы Гурломаты (1327), церкви XIV в.- св. Апостолов в Камаре, ап. Петра, прор. Захарии в Мерикья, вмч. Георгия в Партени и др.) и на Калимносе (церкви XIII в.- вмч. Георгия, арх. Михаила и прав. Анны (Калиотиссы), мч. Кирика, прп. Антония Великого, ап. Иоанна Богослова (Феологаки) в Ватисе, ц. равноап. Константина в Парадиси (XIII в.), ц. свт. Николая Чудотворца в Скалья (XIII-XIV вв.), церкви XIV в.- вмч. Димитрия и св. Иоанна «Куцокефалоса») остаются малоизученными. Ярким примером поствизант. живописи являются фрески 10 церквей Калимноса в Кастро-тис-Хорас, выполненные в нач. XVI в. одной мастерской художников.

http://pravenc.ru/text/2463585.html

Карпатос. Церковь Фотинии. Раннехристианская базилика /// Епархия неизвестна Церковь.    Престолы: Фотинии (Светланы) Палестинской Год постройки:Дата постройки неизвестна. Конец V - начало VI вв.. Адрес: Греция, периферия Южные Эгейские острова, о. Карпатос, Карпатос Координаты: 35.513703, 27.201025 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Статьи Статей пока нет. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=54982

– Не бойся ничего, я – действительно женщина и – христианка; не уезжай от меня, но приди и выслушай, что я расскажу тебе. Но корабельщик не поверил ей. Тогда она, заклиная его, стала говорить: – Клянусь тебе Христом, что я – христианка; без боязни подойди сюда и выслушай мой рассказ. Тогда корабельщик, пристав к скале, сказал ей: – Где находится бывший тут черноризец? как и куда он мог уйти отсюда? Кто привёз тебя и оставил на сем камне? Перекрестившись, Фотиния начала рассказывать обо всем, случившемся с нею. Услышав ее рассказ, тот человек весьма изумился и сказал ей: – Иди, я перевезу тебя отсюда на землю, чтобы ты могла идти в свой город. – Нет, брат, – отвечала она ему, – прошу тебя, не увози меня отсюда, но окажи мне милость: сходи в селение, принеси мне мужскую одежду из власяницы; приноси мне хлеба и воды, как ты делал сие для блаженного мужа, и ты получишь обещанное им Божие благословение. Ибо нет разницы между мужским полом и женским, как сказал Апостол: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» ( Гал.3:28 ). Не гнушайся мной грешницей, ибо и я хочу получить спасение. Быть может, Бог, желая спасти меня, Своим мудрым смотрением благоизволил поселить меня на сей скале. Не оставляй меня только потому, что я – женщина; вспомни, что Бог сотворил Адама и Еву, и что Сам Он благоизволил родиться от Пресвятой Девы Марии. Послужи и мне, как служил ты тому праведнику и принеси мне всё, о чем я просила тебя. Принеси также и шерсти, чтобы я могла заниматься рукоделием. Пусть с тобой приедет сюда и твоя жена: она облечёт меня в мужскую одежду, и я буду работать то, что она мне прикажет. Господь и Бог мой да пребудет с тобою во всю твою жизнь, и даст тебе и в сей и в будущей жизни благодать, милость и отпущение грехов. Корабельщик же отвечал ей: – Я сделаю всё, о чем ты просишь меня, только крепись и мужайся, и Бог исполнит твое желание. С сими словами он отплыл домой; спустя два дня, он приехал опять сюда вместе с женою, взяв всё, что просила девица. Выйдя из корабля, жена его поднялась на скалу к блаженной Фотинии. Она поцеловала ее и поклонилась до земли. Затем она принесла ей из корабля одежду и хлеб. Попросив корабельщика немного отойти, блаженная Фотиния совлекла с себя женскую одежду, отложив вместе с сим и женскую немощь, и облеклась в мужское одеяние и препоясалась мудростью и мужественной силой. При сем она молилась, взывая:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Она идеально подходила для апостольства: контактная, очень умная, пытливая, смелая, преданная и горячая.  Христос специально пришел в Самарию за этим сокровищем. Обаяние, ум и внутренний богатый мир помогли ей склонить к вере даже утонченную и образованную дочь императора Рима — Домнину.  Искра веры самарянки быстро и легко затеплила огнем душу принцессы ромеев. Вера дочери Нерона, занявшись этой искрой,  разгорелась неожиданно,  сияя мужеством и крепостью. Лучащаяся вера Фотинии, сверх всяческого ожидания,  зажгла души ста служанок принцессы, которые, как и она, приняли мученическую кончину. И сила на силу — этот неожиданный огонь веры перекинулся на имперского волхва, которой принес им для питья настойку ядовитой травы.  Он ей — питье смерти. Она — питье жизни. Ничего себе проповедь крестьянки! Римляне тоже хороши. Их сила и твердость принесли прекрасные плоды и на Христовой ниве. Вчитаемся в финал повествования. Его ученики наконец-то осмелились подойти к нему и предложить пищу: — Равви! Ешь. Но Иисус сказал: « У Меня есть пища, которой вы не знаете… Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его …   И далее Он им излагает конспект беседы с талантливой самарянкой.   Ученикам потребуется еще много времени до того, как они поймут то, что так быстро уразумела самарянка. Еще долго до того времени когда апостолы Иоанн и Петр побегут в пасхальное утро ко гробу Господню, так же как бежала  самарянка, не могущая справиться с волнением. Много времени еще  и до того, как они пойдут по городам и селам, возвещая о пришедшем Мессии, снова повторяя поступок Фотинии, возвестившей односельчанам о пришествии Мессии. Итог встречи самарянкой  Христос обобщает в одном абзаце. То, что косвенно высказала самарянка, о  высших ценности мира, трудах праотцев и смысле жизни Господь собирает в кредо христианина: Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

http://pravmir.ru/melodiya-neba/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010