Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание [Луксовий; лат. Luxovium; франц. Luxeuil], бенедиктинское аббатство св. апостолов Петра и Павла на месте совр. г. Люксёй-ле-Бен в архиеп-стве Безансон (деп. В. Сона, Франция). Основание. Эпоха Меровингов Аббатство Люксёй. Фотография. Нач. XX в. Аббатство Люксёй. Фотография. Нач. XX в. Мон-рь был основан на месте одноименного галло-рим. поселения, расположенного у подножья Вогезов, в зап. части пров. Секванская Галлия. Поселение находилось у пересечения путей из Везонциона (ныне Безансон) в Треверы (ныне Трир) и из Лингон (ныне Лангр) в Эпомандуодур (ныне Мандёр, деп. Ду). Оно получило известность благодаря горячим и холодным источникам, к-рым приписывали целительную силу; там действовало святилище в честь местных божеств Луксовия (Луссоя) и Бриксты (Брикты). Во время археологических раскопок (с 2005) близ монастыря были обнаружены остатки усадьбы городского типа, построенной во II в.; примерно в сер. IV в. дом был заброшен. В это время численность населения сократилась. Возможно, в связи с вторжениями варваров жители переселились в укрепление (castrum), следы к-рого еще не обнаружены. На месте жилого квартала возникло кладбище, где в кон. V в. или в VI в. была построена 3-нефная базилика с прямоугольной апсидой (примерно 26,8×19,3 м). К более раннему времени (сер. или 2-я пол. V в.) относится строительство крупного здания, скорее всего базилики, на месте средневек. монастырской ц. Нотр-Дам ( Bully et al. 2014. P. 335-345). Основатель Л., св. Колумбан , вместе с учениками прибыл в Галлию из Ирландии (ок. 590). В Житии Колумбана, составленном Ионой из Боббио (BHL, N 1898), сообщается, что святой поселился в опустевшем укреплении Анаграты (ныне Аннегре), к-рое располагалось в глухой местности. Впосл. из-за материальных трудностей и увеличения количества насельников Колумбан перенес обитель в Л., где находились заброшенная крепость, термы и изваяния языческих богов. Там были построены здания нового мон-ря (monasterium construere coepit - Ionae Vitae sanctorum Columbani, Vedastis, Iohannis/Ed.

http://pravenc.ru/text/2561082.html

B. Krusch. Hannover; Lpz., 1905. P. 169. (MGH. Scr. Germ.; 37)). В Житии св. Германа упоминается, что обитель Колумбана находилась в древних зданиях (antiquorum opere constructum - Vita Germani abbatis Grandivallensis//MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 35). Иона из Боббио описывал местность как пустынную, а старинные постройки - как обиталища диких зверей, однако, по данным совр. археологических исследований, ко времени прибытия Колумбана этот регион оставался довольно населенным. Иона упоминал о находившемся поблизости от Анаграт монастыре, который возглавлял аббат Каранток. Позднеантичное поселение продолжало существовать, а в базилике на кладбище, построенной до основания обители, не прекращались богослужения (впосл. была включена в монастырский комплекс - Bully et al. 2014). Раскопки на месте монастыря в Анагратах также поставили под сомнение достоверность житийных сведений, в т. ч. о причинах, побудивших монахов искать новое место (см.: Marron E. «In his silvis silere»: The Monastic Site of Annegray: Studies in a Columbanian Landscape: Diss. Galway, 2012). Согласно Житию св. Садальберги, составленному, возможно, в кон. VII в., Л. был построен на средства кор. Хильдеберта II, правившего в Австразии (575-596), а затем и в Бургундии (с 592) (BHL, N 7463; Vita Sadalbergae. 1//MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 51), хотя Иона из Боббио об этом умалчивает. Среди монастырских зданий в Житии Колумбана упоминаются церковь с прилегающим двором, рефекторий, амбар (horreum) и дом для гостей. Монастырскую церковь или переносной алтарь, к-рый использовали монахи, освятил еп. Аэд, скорее всего прибывший из Ирландии ( Columban. Ep. 4. 4). Во внутренние помещения обители, где жили монахи (septa secretiora), доступ мирянам был закрыт. Когда количество насельников увеличилось, Колумбан основал близ Л. др. мон-рь - Фонтаны (ныне Фонтен-ле-Люксёй), где, по свидетельству Ионы, было 60 монахов. Обоими мон-рями управляли препозиты (praepositi). Благодаря строгому уставу, введенному св. Колумбаном, и аскетическому образу жизни монахов Л.

http://pravenc.ru/text/2561082.html

2. Одним из таких «странников» был святой Колумбан (около 540–615 гг.). Он покинул свою семью и сделался монахом славного Бангора, руководимого тогда святым Комгеллом. Колумбан – типичный ирландец: бурный аскет и в то же время образованнейший монах своего времени. Он знал Вергилия и Горация, может быть Овидия и Ювенала, знал Сенеку, не говоря уже о Василии Великом, Иерониме и Кассиане. Он и сам причастен был к литературному творчеству. Колумбана не удовлетворяла тихая жизнь Бангора: он хотел «странствовать за Христа» – «pro Christo peregrinari». И Комгелл благословил его в путь с 12-го товарищами, как когда-то Христос блуждал по миру с 12-ю учениками. Помолившись вместе со своими братьями и получив от своего аббата целование мира, Колумбан покинул Бангор и отправился со своими спутниками в Шотландию, откуда перебрался во Францию. В 575 г. высадился он на берегах Соммы и вскоре за этим основал свой первый монастырь (Анегрей) в пустынных Вогезах. Уже один внешний вид ирландцев – их суровая шерстяная одежда, их тонзура – останавливал на себе внимание, настраивая на ожидание исключительной святости. «В них была такая сила братской любви и такое терпение, такое стремление к кротости и дружественности, что нельзя было сомневаться: Бог жил среди них». За первым монастырем, при содействии покровительствовавшего Колумбану короля бургундского Гунтрамна, возникает второй (Luxovium, Luxeuil), за вторым – третий (Fontaines), и число монахов Колумбана доходит до 600 человек. Каждый монастырь подчинён особому настоятелю (praepositus), верховное же руководство всёми Колумбан оставил за собой, по очереди живя в своих монастырях или удаляясь на время в уединенную лесную глушь для одинокого созерцания и молитв. С большим религиозным одушевлением Колумбан соединял исключительную веру в истинность своих идеалов, нетерпимость к чуждым ему обычаям и нежелание сдерживать своё возмущение уклонениями от христианской морали. В горячей борьбе с местным духовенством он отстаивал ирландские обычаи, несдержанно и резко нападал на безнравственность бургундской королевы Брунгильды. Это поссорило его и с местным клиром, и с местною властью. Колумбан возобновил своё скитальчество, бродил с места на место, пока в Италии лангобардский король Агилульф не подарил ему землю и полуразвалившуюся базилику святого Петра на склоне лигурийских Апеннин, на дороге между Пьяченцой и Генуей, в 40 километрах от первой. Здесь поднялся знаменитый Боббио – последнее дело умершего в 615 году Колумбана.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

V. В Англию и Ирландию М. пришло неск. путями (через странствующих аскетов и через миссии, отправлявшиеся галльскими епископами и римскими папами). Напр., традиция, восходящая к Леринской обители и прп. Иоанну Кассиану, могла быть принесена в результате миссии святых Германа, еп. г. Автиссиодур, и Лупа, еп. Трикасс. В миссию св. Августина, архиеп. Кентерберийского, отправленную свт. Григорием Великим, входили рим. монахи ( Beda. Hist. eccl. I 23), которых долгое время считали бенедиктинцами. С их помощью, вероятно, св. Августином был основан мон-рь рядом с Кентербери (Ibid. I 33). Однако первым англ. мон-рем, в к-ром несомненно действовал Устав Бенедикта, был мон-рь в Рипоне, к-рый возглавлял св. Вильфрид . При этом в мон-рях Вермут и Ярроу, основанных спутником Вильфрида св. Бенедиктом Бископом , к-рый провел 2 года в качестве монаха в Леринской обители, вероятно, действовал смешанный устав. В Ирландии, где изначально было трудно провести границу между мон-рем, базиликой и приходом, к-рые представляли собой единое «церковное поселение», в VI в. началось формирование крупных монастырских объединений - «общины Колумбы » с центром на о-ве Иона (Айона) и «общины Комгалла » с центром в Беннхоре (ныне Бангор), организованных по типу парухий. Согласно Житию св. Колумбы, составленному св. Адамнаном, аббат старшего мон-ря мог единолично распоряжаться монастырским имуществом, назначать настоятелей в малые мон-ри и т. д. Монастырские должности часто передавались по наследству. Во мн. мон-рях имело место смешение общежительного М. и анахоретства. Кельтские монахи были ориентированы на пастырское попечение и миссионерство. Особенно значительной миссия ирл. монахов оказалась в Нортумбрии, где она вскоре столкнулась с англосаксонской миссией, и на континенте. В Галлии в качестве добровольного изгнанника оказался св. Колумбан . Им и его спутниками были основаны неск. мон-рей в Галлии (Анаграты, Луксовий, Фонтаны) и в Сев. Италии ( Боббио ), отличавшихся суровой дисциплиной, но привлекавших множество паломников и местных жителей, желавших получить духовное наставление. Для колумбановской традиции исключительное значение имели беспрекословное послушание монахов настоятелю, аскетические практики максимально строгого поста, молчания и умерщвления плоти. Сам св. Колумбан конфликтовал как с местными галльскими епископами, так и с королевской властью. Опорой для него и его преемников стали рим. папы. При этом сеть колумбановских монастырей не представляла собой единой конгрегации, но лишь общую традицию. Аббаты не избирались братией, но присылались из Боббио или Луксовия (после этого они ничем не были обязаны «материнской» обители). Устав св. Бенедикта

http://pravenc.ru/text/монашество.html

P. 134-135). В связи с имущественными спорами относительно «земель св. Колумбана» в Боббио было составлено сказание о чудесах К. (BHL, N 1904-1905). В сказании сообщается об открытии мощей К. 19 июля 929 г. по указанию аббата Герлана, архиканцлера Италии при кор. Гуго (926-947). В 1456-1522 гг. в Боббио была построена монастырская церковь (ныне базилика Сан-Коломбано). В крипте храма установили мраморную гробницу святого с рельефами на темы Жития К., выполненную в 1480 г. миланским скульптором Джованни де Патриаркис; у боковых стен крипты находятся алтари с гробницами св. аббатов Атталы и Бертульфа. В музее базилики хранятся серебряный бюст-реликварий с черепом К. (1514), нож, деревянная чаша и колокольчик, по преданию принадлежавшие святому, а также алебастровая гидрия, к-рую, согласно легенде, подарил К. свт. Григорий Великий. Почитание К. получило распространение в Лигурии, Ломбардии, Пьемонте, Тоскане и Эмилии; среди церквей, названных в честь святого,- собор святых Петра, Лаврентия и К. в Бруньято (обл. Лигурия). В средние века почитание К. как наставника св. Галла существовало в аббатстве Санкт-Галлен ( Duft J. St. Columban in der St. Galler Handschriften//Zschr. f. schweizersche Kirchengeschichte. 1965. Bd. 59. S. 285-296), а также в Бретани, где святому посвящен ряд церквей и часовен. В XIX в. почитание К. получило распространение в Ирландии, затем в США и Канаде. В честь святого названо Об-во миссионеров св. Колумбана, основанное в 1918 г. в Ирландии (его члены трудились гл. обр. в Китае), а также аффилированное с ним Об-во сестер св. Колумбана (с 1924). Соч.: CPL, N 1107-1119; Opera/Ed. G. S. M. Walker. Dublin, 19702; Epistolae//MGH. Epp. T. 3. P. 156-177; Carmina//Ibid. P. 182-188; PL. 80; Le Lettere e la Preghiera di S. Colombano/Ed. F. G. Nuvolone, P. Todde//Archivum Bobiense. 2000. Vol. 22. P. 82-290. Ист.: BHL, N 1898-1905; Ionas. Vita Columbani// Ionae Vitae Sanctorum Columbani, Vedastis, Iohannis/Ed. B. Krusch. Hannover; Lpz., 1905. P. 144-294. (MGH.

http://pravenc.ru/text/Колумбан.html

Халкид. соб.). Покаяние, соединяемое с изгнанием из отечества, и исполнение епитимии по найму, считавшиеся отличительной чертой западных пенитенциалов, были налагаемы и восточными покаянными правилами (как доказано Павловым) 1121 . Самые сроки покаяния и даже редакции многих статей представляют буквальное сходство с различными греческими пенитенциальными предписаниями. Влияние греческой покаянной дисциплины шло на Запад двумя путями: с севера – из Ирландии, где христианство было насаждено греческими миссионерами и где монастыри организовались под непосредственным влиянием восточного монашества, и с юга – из Южной Италии (Великой Греции) и греческих (базилианских) монастырей в самом Риме. 7. Древнебританские и ирландские пенитенциалы. – Древнейшие латинские пенитенциалы (вслед за Вассершлебеном) обыкновенно делят на три группы: ирландские, англосаксонские и франкские. К ирландской группе следует отнести пенитенциалы, приписываемые Гильде (Gilda), британскому монаху монастыря Багнор († 583) 1122 и Винниану или Виньяю (Vinnianus, Vinniaus, Vinians, род. 450). В том и другом пенитенциале есть следы заимствований из древнейших обычаев и постановлений ирландской церкви, из так называемых канонов Патриция (Canones Patricii, ок. 456 г.) и Книги Давида, еп. Миневийского († 544); но вместе с тем видно и влияние греческих пеннтенциалов: усиленный пост (superimpositiones), пост по четыредесятницам, название седмицы hebdomon 1123 и пр. 9. Франкские пенитенциалы. – До сих пор полагали 1129 , что франкские пенитенциалы образовались под преимущественным влиянием, с одной стороны, пенитенциалов св. Колумбана, пришедшего в Галлию (в 590 г.) из ирландского монастыря Багнор и вскоре после того основавшего новый монастырь Боббио в верхней Италии († 615), а с другой пенитенциала Куммеана, который называется в канонических сборниках и пенитенциалах archimandrita или abba in Scotia ortus. Чрез Колумбана шло ирландское влияние, чрез Куммеана – англосаксонское. Пенитенциалы, приписываемые св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Базилика св. Колумбана в Боббио. 1456–1522 гг. В IX в. были написаны истории отдельных епископских кафедр. Во 2-й пол. IX в. Анастасий Библиотекарь отредактировал рим. «Liber Pontificalis», а также перевел на латынь «Хронографию» греч. хрониста Феофана Исповедника. Исторические жизнеописания местных епископов составляются в Равенне и Неаполе. «Книга Равеннских понтификов» (Liber pontificalis ecclesiae Ravennatis; сер. IX в.) Агнелла Равеннского, монаха аббатства св. Андрея, представляет собой сборник биографий епископов Равенны. «Книга Неаполитанских понтификов» (Liber pontificalis ecclesiae Neapolitanae), известная также как «Деяния Неаполитанских епископов» (Gesta episcoporum Neapolitanorum) датируется временем между 834 и 849 гг. и приписывается Неаполитанскому еп. Иоанну IV Книжнику . В нач. X в. Иоанн Диакон из Неаполя довел повествование об истории и епископах Неаполя до 872 г. Для датировки он использовал годы правления визант. императоров, но в остальном произведение написано с позиций неаполитанского «патриотизма», история франков и Римских пап излагается только в связи с церковной историей Неаполя. Агиографические сочинения Иоанна Диакона посвящены прославлению местных святых. Кон. IX в. датируется составленная в Монте-Кассино «Хроника» (Chronica S. Benedicti Cassinensis) из 3 частей, написанных, вероятно, разными авторами. В 1-й части излагается история И.- от вторжения лангобардов в 568 г. до походов имп. Людовика II в Юж. Италию (866/7); во 2-й части описаны события, происходившие в Беневенто и в Юж. Италии,- от убийства кн. Сихарда (839) до 866/7 г.; 3-я часть посвящена истории аббатства Монте-Кассино. В «Салернской хронике» (Chronicon Salernitanum; кон. IX в.) собраны сведения о событиях сер. VIII - сер. IX в. в Салерно и Беневенто. В «Истории беневентских лангобардов» (Historia Langobardorum Beneventanorum) Эрхемперта рассказывается о событиях от появления в И. лангобардов до вторжения Карла Великого (1-я гл.), а затем в своем повествовании автор ограничивается историей Беневенто и доходит до 832 г. На фоне этих локальных историй общеитал. характером выделяется «История» (Historia) пресв. Андрея из Бергамо, близкого ко двору имп. Людовика II. Сочинение посвящено истории Каролингов в И. и событиям, происходившим в империи, и начинается с краткого пересказа «Истории лангобардов» Павла Диакона (от лангобардского завоевания И. до правления Карла Великого); далее повествование становится более подробным и доведено до смерти имп. Карла Лысого.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Галла. Между 816 и 824 г. Веттин написал пространное Житие, снабдив текст обширными риторическими отступлениями и вставными диалогами. 2-я часть Жития полностью посвящена чудесам и почитанию святого. Возможно, Житие не удовлетворило монахов Санкт-Галлена, и аббат Госберт заказал составление нового текста ученику Веттина Валафриду Страбону. В 833-834 гг. Валафрид создал новое произведение, основанное на древнейшем Житии, тексте Веттина и описаниях чудес от мощей св. Галла, собранных диак. Госбертом Младшим. Композиция его Жития - классического памятника Каролингского возрождения - повторяет композицию агиографического сочинения Веттина. Оно открывается пространным прологом, в 1-й кн. приводится обширное описание жизни святого, дополненное сведениями из составленного Ионой из Боббио Жития прп. Колумбана, во 2-й собраны описания чудес. Житие завершается краткой молитвой св. Галлу. Сочинение Валафрида получило широкое распространение в рукописной традиции. В сер. IX в. на его основе было создано стихотворное Житие св. Галла. Также по заказу монахов Санкт-Галлена и на основе предоставленных ими материалов Валафрид составил Житие св. Отмара (834-838). В 835 г. в Санкт-Галлене была освящена новая базилика, куда перенесли мощи св. Галла. Это событие было описано, вероятно, странствующим ирл. книжником в «Перенесении св. Галла в новую церковь» (не сохр., известно по упом. в каталоге монастырской б-ки IX в.). С развитием в Санкт-Галлене латинской книжности местная агиографическая традиция дополнялась новыми текстами. Руководитель школы Изон († 871) составил описание чудес св. Отмара в 2 книгах, его ученик Ноткер Заика - стихотворное Житие св. Галла (Metrum de vita S. Galli, 885) в форме диалога между автором и учеником Гартманном. Под ирл. влиянием было создано родословие Галла, к-рое, однако, осталось неизвестным в Ирландии. Ок. 884 г. ученик Изона Ратберт составил 1-е описание истории мон-ря от св. Галла (Casus S. Galli), а также Песнь о св. Галле на древневерхненем. языке (сохр.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Однако ни святой Патрик, бритт по происхождению, попавший в Ирландию во время одного из пиратских рейдов, ни Бригита, дочь рабыни, не могут быть названы в полной мере воплощениями ирландской Церкви или символами ирландской святости во всей сложности этого понятия. Самым “ирланд­ским” из ирландских святых по праву считается третий “столп” ирландской ранней церкви — Колумба (или Колум Килле), сыгравший очень большую роль не только в распространении христианства в стране, но и в ее культурной и политической жизни в целом. Святой Колумба родился в 521 г. в Гартане, на севере Ирландии, и принадлежал к роду так называемых Уи Нейллов, потомков знаменитого мифического короля по имени Ниалл-девять-заложников, что уже по рождению давало ему право претендовать на верховную власть в стране. Как известно, святой Колумба избрал для себя иной путь и еще в ранней молодости добровольно отказался от политической карьеры, однако знатность его происхождения во многом обусловила тот авторитет, которым он обладал на протяжении всей жизни, и то влияние, которое он мог оказывать на местных правителей. При рождении святой Колумба получил другое имя, но во время обучения в латинской школе святого Финниана в Мовилле был прозван товарищами за его преданность христианской вере Колумом Килле, буквально — “Голубем Церкви”. Однако приверженность христианскому вероучению сочеталась в нем с интересом к национальной древней духовной культуре: он прошел курс обучения в школе поэтического мастерства у филида 2 Геммана и на протяжении всей жизни сохранил не только любовь к поэзии (он сам писал латинские и ирландские духовные гимны и ему приписывается также множество стихов светского содержания), но и особое уважение к филидам как сословию. Совершенно не склонный видеть в их поэзии лишь реликты языческой доктрины, он считал их в первую очередь носителями культуры, причем — не только культуры прошлого. Его миссионерская деятельность началась очень рано, причем, как и у его предшественников, осуществлялась она в первую очередь в основании монастырей. Свой первый монастырь святой Колумба основал в 546 г. на севере Ирландии возле живописной дубовой рощи, по которой монастырь и получил свое имя — Дерри (ирл. Doire), букв. “дубовый”. Кроме этого, им было основано еще несколько монастырей, среди которых в первую очередь следует назвать монастыри Дурроу и Келлс, про­славившиеся потом своими скрипториями (так наз. “Книга из Келлса” — богато орнаментированное Евангелие — считается одним из шедевров средневековой книжной миниатюры). Но, по­жалуй, именно Дерри осталось для Колумбы самым любимым местом во всей Ирландии, именно о нем тосковал он более всего, находясь в изгнании и именно эта тема, тема “раз­лу­ки с милым Дерри”, где все “дышит покоем, уединением и све­жей прохладой”, постоянно звучит в приписываемых ему стихах.

http://pravmir.ru/cvyatoy-kolumba-irland...

Многие истории свидетельствуют о близком общении угодника с миром животных Преподобный Колумба любил и заботился не только о людях, но и о дикой природе, во всем видя творение Божие. Несмотря на постоянную занятость (молитва, преподавание, переписывание рукописей), он находил время ухаживать за растениями, которые братия выращивали на территории монастыря, чтобы прокормить себя. Говорили, что при постройке монастыря Дерри первоначальный план обители по приказу Колумбы был изменен так, чтобы не было срублено ни одного дерева. Многие истории свидетельствуют о близком общении угодника с миром животных. Однажды он увидел на Ионе журавленка, который был очень слаб и едва мог двигаться. Сжалившись над ним, Колумба повелел одному из монахов выходить птицу, взять ее на попечение, а когда она окончательно окрепнет – отпустить. Другая история гласит, что монахам досаждали громким лаем тюлени, особенно во время воскресных служб. И вот в один прекрасный день отец Колумба вышел из храма, подошел к берегу, произнес тюленям наставление, после чего они тотчас прыгнули в воду и больше никогда не шумели во время богослужений. Вот еще несколько примеров чудес святого Колумбы, о которых повествует святой Адомнан. «Однажды, возвращаясь из страны пиктов, Колумба молитвой изменил встречный ветер на попутный... В той же стране он достал из реки белый камень и благословил его, чтобы от него впредь совершались различные исцеления. Вопреки законам природы этот камень, когда его бросали в воду, не тонул, а плыл, как яблоко». «В той же стране он совершил еще более великое чудо, воскресив из мертвых ребенка одного скромного верующего человека». «Однажды, когда Колумба был молодым диаконом в Ирландии, не хватило евхаристического вина для совершения Святого таинства. Тогда святой муж молитвой обратил простую воду в чистое вино». «По вдохновению Святого Духа он часто видел души новопреставленных покойников. Ему открывалось, что ангелы относили души честных и чистых людей прямо в райские обители, в то время как демоны относили души негодяев, распутников и нечестивцев в ад».

http://pravoslavie.ru/113818.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010