25 . Не видех праведника оставлена и проч. Т.е. не видел праведника, лишенного Божия о нем промышления; потому что праведный Судия не о них только, но и о рожденных ими, прилагает все Свое попечение. Св. Афанасий и другие разумеют духовные блага, коими с избытком наделяет Господь праведников. Хлебы, – «разумеет, – говорит св. Афан., – мысленные хлебы, а это суть Бож. словеса». С Евр.: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба». 28 . Беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потребится. Беззаконницы же изженутся; в Рим. издан. LXX: накажутся; в других изданиях: изгонятся. Нечестивые народы были наказаны, изгнаны из среды живых народов, и семя их, т.е. потомство потребилось, исчезло с лица земли. 34 . С Евр.: «Уповай на Господа, и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю; и когда будут истребляемы нечестивые, ты увидишь». 35 . Видех нечестивого превозносящася и высящася, яко кедры Ливанския. С Евр.: «Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву» – т.е. подобно Ливанскому кедру, дереву из всех высочайшему, крепчайшему и величественному. (См. толк. на Пс. 28:5 ). Давид говорит о скоротечности земного благополучия гордых нечестивцев, о скоротечности, в которой легко мог убедиться примерами Саула, Авессалома, Голиафа и других. 36 . И мимо идох, и се не бе. Св. Афанасий: «увидев, что лукавые благоденствуют, размышлял я, как это бывает. А потом, размышляя о сем и вторично задавая себе тот же вопрос, не мог уже их увидеть, даже не в состоянии был отыскать место, на котором, казалось, стояли они». 37 . Яко есть останок человеку мирну. Т.е. храни незлобие, наблюдай правду, потому что за это для человека мирного или благочестивого есть останок; по Афан., – достояние добрых; по другим, потомство, добрая память по Иерон. и бл. Август, – благополучный конец – вечная слава и блаженство в будущем. «Симмах, – говорит бл. Феод., – выразил это так: «храни простоту, и взирай на правое; потому что для человека мирного есть будущее»... настанет время, в которое водящимся простотою и правотою воздана будет надлежащая награда». С Евр.: «Наблюдай за непорочным и смотри на праведного; ибо будущность такого человека есть мир».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

2. Сказа (явил) Господь спасение свое . Явил, говорит, Господь миру спасение, т. е. вочеловечение или спасительную свою волю. Ибо не для того Отец послал, говорит, в мир Сына, чтобы Он осудил мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Иоан. 3,17). Пред языки откры правду свою . Это служит к изъяснению прежде сказанных слов; так как по всей земли разнесся голос Апостолов, проповедавших у всех народов доставленное Господом спасение и оправдание, как мы сказали прежде в 95-м псалме. Впрочем можно понимать это и иначе, что Господь явил спасение свое пророкам и открыл правду свою Слова Афанасия: Спасение значит Спаситель; так Он назван и Симеоном: видели очи мои спасение Твое. Кирилла: Спасением и правдою называет Христа; ибо Бог Отец и спас нас чрез Него и в Нем и оправдал верою, изгнав, по словам Афанасия, князя века сего, и оправдав нас бывших никогда под властью его. Дидима: Иначе невозможно было бы сие таинство видеть, если бы благодать Господня не открыла его. 3. Помяну милость Свою Иакову и истину Свою дому Израилеву . Дав, говорит, некогда Аврааму обещание помиловать род его и утвердив клятвою то, что Он будет верен в своем обещании, Бог после того вспомнил обещанную Им сию милость и сию верную истину, т. е. привел ее в действие при новом Иакове, иначе в доме нового Израиля; так как христиане называются Иаковом, как полагающие препону, как запинатели злому диаволу и низлагающие и побеждающие его, по словам Дидима. Ибо Иаков значит запинатель. Христиане называются также и Израилем, как видящие Бога умными, или душевными очами, сколько то для них возможно; поелику и Израиль значит: ум, видящий Бога. Исихия: Сказав об Иакове, он не довольствовался сим, но еще прибавил и дом Израиля, дабы сим без сомнения показать, что Тот, Который исполнил настоящее пророчество, был тот самый, который назвал Иакова Израилем; потому что боролся с Ним желая предъизобразить таинство воплощения; так как плоти свойственна борьба и сплетение. Видеша вси концы земли спасение Бога нашего . Увидали, говорит, все пределы земли, т. е. находящиеся в них люди, соделанное Христом спасение, которое открыто им, как сказано выше, чрез Апостолов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

33. На это Патриарх сказал: «Хорошо то, что ты говоришь. И я был внутри себя такого же мнения, и вы все меня слышали, как я считаю, и вы знаете, что я всегда возражал и не соглашался более других. Но когда я услышал, что говорят об этом святые, которых мы празднуем и любим как [истинных] святых, то принял это и я: ведь как я не приму святых?» На это я ответил: «А кто знает, что святые это говорят? Откуда мы знаем, что то, что они приготовили, является речениями святых, когда они предоставили нам испорченный св. Символ в деяниях Седьмого [Вселенского] собора? Какое они представили нам доказательство этого? Как же мы пренебрежем ясными, четкими и не вызывающими возражений речениями восточных святых и примем то, что мы не читали и не слышали, но почитаем за сомнительное и испорченное?» «Они не являются сомнительными, – сказал Патриарх, – подлинны и речения западных святых. Ведь это говорят и св. Афанасий, и св. Кирилл, и св. Епифаний». Я же сказал: «Не говорит этого св. Афанасий, скорее даже он говорит обратное, не говорит и св. Кирилл, и мы знаем точно, что он говорит». «Я читал св. Афанасия, – ответил Патриарх, – и он говорит это ясно, и св. Кирилл говорит это во многих местах. В отношении св. Епифания я много спрашивал учителя кир Иосифа, и он сказал мне: «О других у меня есть, что сказать, об этом же моем святом не знаю, что сказать. По правде говоря, я не считаю так, как он говорит. Но поскольку он святой, то мне лучше принять его слова, а не наши». А он говорит это яснейшим образом. Итак, я говорю вам как ближним моим и чадам и советую – примите произошедшее». 34. Когда мы вновь возражали и противились объединению, Патриарх сказал: «Выделаете так, чтобы мне не вернуться в Город». Когда мы ответили, что «твоя великая святость имеет здесь большинство единомышленников. Чем же мы мешаем?» – он ответил: «Если не все мои ближние будут единомысленны, то я не вернусь в Город. Но я говорю вам и объясняю по-отечески, дружески и с заботой: если вы послушаетесь меня, то все будет хорошо. Если же нет, то Собор, узнав об этом, не отпустит вас просто и как попало, но поступит, как [ему] подобает». Мы же ответили: «Мы готовы вынести все, если Собор определит». «Все же защитники Собора, – сказал я, – которые и приготовили это объединение, говорят, что высказывания восточных и западных святых согласны друг с другом. Я прошу тебя повелеть, чтобы предстал я и кто-нибудь из них, кого ты определишь, перед твоей великой святостью, и я выскажу затруднения, какие я имею в отношении некоторых речений святых. Если он разрешит мои затруднения и согласует цитаты, [хорошо]. Если же нет, то я не приму все произошедшее, как оно было».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3:7–11 Вот одр его – Соломона: шестьдесят сильных вокруг него, из сильных Израилевых. Все они держат по мечу, опытны в бою; у каждого меч при бедре его ради страха ночного. Носильный одр сделал себе царь Соломон из дерев Ливанских; столпцы его сделал из серебра, локотники его из золота, седалище его из пурпуровой ткани; внутренность его убрана с любовью дщерями Иерусалимскими. Пойдите и посмотрите, дщери Сионские, на царя Соломона в венце, которым увенчала его мать его в день бракосочетания его, в день, радостный для сердца его. Здесь изображено таинственное сочетание, брак горнего и дольнего мира в лице Христа и Церкви, Бога-Слова и человечества. В образе славы Соломонова царства явлена слава Царства Божия на земле. Св. Афанасий Великий : «Итак, когда соединились оба народа (иудеи и язычники. – Г.Ф.), повсюду послано было проповедание, и служителями для него делаются ангелы, говоря: изыдите, и видите в царе Соломоне, в венце имже венча его мати его в день обручения его и в день веселия сердца его. Кто выйдет из зла, тот увидит непреложное соединение Слова с телом. Ибо когда совершалось обручение Слова с нами, чрез соединение тела, тогда оно и сотворило над смертью победу, по причине коей все наполнилось веселием». Таким образом св. Афанасий Великий в Боговоплощении видит этот спасительный для падшего человечества Брак Христов. Св. Кирилл Иерусалимский , как и в прочих текстах, находит здесь пророчества на конкретные евангельские события, связанные со страданиями Иисуса Христа, посредством которых Христос приобрел Себе Невесту, деву чистую, святую Церковь . «...Спаситель, о котором сказано: одр сотвори себе Царь от древес ливанских. Столпы его сотвори сребряны, восклонение его багряно, внутрь его камение постлано. Это – знамения страдания, представленныя в брачных песнях, и трезвенных, и целомудренных... Так и о кресте сказано: одр, то есть древо крестное 27 , подъемлющее на себе Господа. Столпы его сотвори сребряны; началом креста было сребро – предательство. Как в преукрашенном доме распростерт вверху золотой потолок 28 , все же это убранство возносят на себе столпы; так сребро было началом и распятию, и воскресению Христову. Если бы не предал Иуда, Христос не был бы распят. Посему, как начало славное страдания, столпы его сотвори сребряны.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

43 . Истню 131 я яко прах пред лицем ветра: яко брение путей поглажду 132 я. Некоторые из врагов Давида, как то: Моавитяне и Аммонитяне, действительно рассеяны были им, как прах ( 2Цар. 12:31, 8:2 ; 1Пар. 20:2 ). Поглажду – т.е. совершенно покорю и истреблю. – С Евр.: «Я рассеваю их, как прах пред лицом ветра, как уличную грязь попираю их». 44 . Избавиши мя от пререкания людей, поставиши мя во главу языков. Когда Саул и другие гнали Давида, тогда последний терпел пререкапия, т.е. насмешки и укоризны от народа Еврейского. Но Бог избавил от них Давида, соделав его главою языков, т.е. победителем языческих соседственных народов – Моавитян, Аммонитян, Филистимлян, Амаликитян, (которые были покорены власти Давида. – 2Цар. 8:10–14 ). Во 2-й кн. Царств 22, 44: сохраниши мя во главу языков. Отцы разумеют воцарение Спасителя над язычниками по человечеству. Действительно, не видно, чтобы Давид царствовал над побежденными им язычниками в собственном смысле этого слова. «Не знаем, – говорит св. Афанасий, а с ним и бл. Феодорит и другие, – чтобы Давид царствовал над язычниками. И так, это пророчество исполняется Родившимся от него по плоти», т.е. Владыкою Христом, Который воцарился над всеми языками по человечеству ( Ис. 11:10 ). Людие ихже не ведех, работаша ми. «Это, – говорит св. Афан., – слова Самого Христа; потому что отвращаясь от непокорных Иудеев, просит в наследие Себе язычников». – «Не принимавшие никогда ни законодателя, ни пророка Моего, быв призваны, без труда послушались и возлюбили Мое владычество» (Бл. Феодор.). С Евр.:. «Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне». 45 . В слух уха послушаша мя. Т.е. по одному слуху обо Мне, о Моей славе, услышав Мое учение, уверовали и повиновались Мне. Сынове чуждии солгаша ми. Если относить к Давиду, то можно так понимать: но эти же иноплеменные народы покорялись мне притворно, по неволе, казались покорными и дружественными, не быв на самом деле таковыми, изменяли, как например – Сирияне и Аммонитяне ( 2Цар. 10:1 ). – Но св. Афан. и бл. Феод. разумеют Иудеев, изменивших вере и закону. «Израиль, называвшийся сыном перворожденным, назван сыном чуждым за неверие», говорит св. Афанасий. С Евр.: «По одному слуху (обо мне) повинуются мне; иноплеменники ласкательствуют предо мною».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

4 . Обрати ны – «освободи от рабства и даруй возвращение» (Бл. Феод.). С Евр.: «Боже! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся». 5 . С Евр.: «Господи, Боже сил! доколе будешь гневен к молитвам народа Твоего». 6 . Напитаеши нас хлебом слезным, и папоиши нас слезами в меру. С Евр.: «Ты напитал их хлебом слезным, и напоил их слезами, в большой мере». – «Здесь, – говорит бл. Феод., – переменено время, и другие переводчики представили сие, как уже совершившееся: напитал, напоил. Говорит же пророк: пищу и питие нам растворил Ты слезами; потому что, сетуя и воздыхая, вкушаем необходимую пищу. Соделал же Ты это, соразмеряя наказание с грехами». 7 . И врази наши подражниша 486 ны, т.е. неприязненные нам соседние народы смеялись над нами. С Евр.: «Положил нас в пререкание соседам нашим, и враги наши издеваются над нами». 8 . С Евр.: «Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся». 9 . Виноград из Египта принесл еси. «Пророк разумеет Израиля», говорит св. Афанасий. Еврейский народ, как виноград, перенес Господь из Египта и насадил в земле Ханаанской (Бл. Феод.). Еврейский народ нередко изображается под видом винограда, далеко и широко разросшегося в земле обетованной ( Ис. 5:1 ; Ос. 10:1 ; Иер. 2:21 ; Иез. 17:6 ; Мф. 20:2, 21:33 и в других местах). Здесь (9–13 ст.) – изображением величественного и любезного Богу виноградника псалмопевец умоляет Господа спасти Еврейский народ от плена и рабства. С Евр.: «Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы, и посадил ее». 10 . Путесотворил еси пред ним – открыл и уготовлял Евреям удобный путь из Египта в Палестину; но с Евр.: «Очистил для нее (виноградной лозы) место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю», т.е. обетованную. 11 . Покры горы сень его, и ветвия его кедры Божия. С Евр.: «Горы покрылись тенью ея и ветви ея как кедры Божии». Продолжается сравнение Еврейского народа с виноградом. Св. Афанасий под сению разумеет служение по закону, под горами – «горы Силомскую и Сионскую, потому что в сих двух местах водружена была скиния», под ветвями – «пророков, под кедрами – небесные силы». Бл. Феодорит под горами разумеет крепость окрестных народов, под сению – владычество Израиля над сими народами, под кедрами – превознесенных народоправителей, под ветвями – царство Израильское». Сн. Пс. 71:8–11 . «Давид брал дань не только с Филистимлян, Идумеев, Аммонитян и Моавитян, но и с обеих Сирий» (Бл. Феод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

58б). В патристической экзегезе Е. занимает важное место, хотя он и уступает в этом отношении прор. Илии. Климент Александрийский добавляет к имеющимся в Библии сведениям о Е., что он начал пророчествовать в 40 лет, вместе с ним пророчествовал некий Абдадонай (Αβδαδωναος) ( Clem. Alex. Strom. I 21). Он включает Е. в свои хронологические расчеты, приводя данные, согласно которым «от Соломона до смерти пророка Елисея» прошло 105 лет или, по др. свидетельствам, 102 года (Ibidem). Свт. Афанасий I Великий говорит, что Е. был удостоен двойного дара духа за то, что он, оставив все, последовал за Илией ( Athanas. Alex. Ep. ad Dracont. 8). Используя эпизод исцеления Неемана ( Idem. Or. contr. arian.//PG. 26. Col. 325), свт. Афанасий приводит текст, отсутствующий как в МТ, так и в тексте Септуагинты: «Елисей говорит Нееману, исцелив его от проказы: чтобы ты знал, что есть Бог в Израиле» (τ Ναιεμν λγει Ελισσαος, καθαρσας ατν π τς λπρας Ινα γνς, τι στ Θες ν Ισραλ). Можно предположить, что здесь смешаны тексты 4 Цар 5. 8 (Е. передал царю по поводу Неемана: «...пусть он придет ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле») и 1 Цар 17. 46 (Давид говорит Голиафу: «...ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и отдам [труп твой и] трупы войска Филистимского птицам небесным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле»). Свт. Кирилл Иерусалимский приводит посмертное чудо Е.- воскрешение мертвеца (4 Цар 13. 21) - как доказательство Воскресения Христова: «Если мертвый, прикоснувшийся к костям Елисеевым, восстал, то неужели Творец всего не мог восстать силой Отца?» ( Суг. Hieros. Catech. 4. 12). Наказание Гиезия (4 Цар 5. 20-27) сравнивается с описанным в Деяниях св. апостолов случаем с Ананией и Сапфирой ( Суг. Hieros. Catech. 16. 17; ср.: Деян 5. 1-10). Василий, архиеп. Селевкии Исаврийской († после 468), посвятил Е. 10-е слово ( Basil. Seleuc. Or. 10//PG. 85. Col. 137-147). Он делит ветхозаветных пророков на 3 категории: 1) тех, кто проповедовали Христа словом (Исаия, Иеремия, Иезекииль) или 2) делом (Илия и Е.), и 3) тех, кто своей жизнью символически указывали на Христа (Иона), затем подробно рассматривает одно чудо Е.- воскрешение сына сонамитянки (это сочинение называется Λγος...

http://pravenc.ru/text/189853.html

5 . Изведеши мя от сети сея, юже скрыша ми. От сети, т.е. избавь меня от тайных, скрытых козней. «Пророк указывает сим, – говорит бл. Феодорит, – на совет Ахитофела, какой он подавал противу него» – т.е. Давида. С Евр.: «Выведи меня из сети, которую тайно поставили мне; ибо Ты крепость моя». 6 . В руце Твои предложу дух мой. Тебе, Твоему промышлению о мне, вручаю мою душу, мою жизнь, я уверен, что Ты, спасешь меня, ибо Ты избавил мя еси, Господи Боже истины; потому уверен, что «многократно впадая во многие бедствия, избавлялся от них Твоею помощию» (Бл. Феод.). «Говорит это, как уже услышанный (Богом)», замечает св. Афанасий. С Евр.: «В Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял меня, Господи, Боже истины». 7 . Возненавидел еси хранящыя суеты вотще 203 . «Суетами, – говорит св. Афанасий, – называет развлечения настоящей жизни, занимаясь которыми трудимся над суетою». Т.е. «потому надеюсь на Твою помощь, на избавление от гонителей, что эти гонители водятся суетою, замышляют тщетное; водятся они суетными помыслами, а Тебе обычно от таковых совершенно отвращаться» (Бл. Феод.). Под суетою в Св. Писании иногда разумеются идолы, как вещи суетные, не имеющие никакого значения. См. Втор. 32:21 ; 3Цар. 16:26 ; Иер. 2:5 и др. Иногда слово суета значит ложь, обман. См. Втор. 5:20 ; Ион. 2:9 ; Пс. 4:3 . Ты ненавидишь тех, которые почитают идолов, водятся ложью, обманывают, ибо Ты Бог истины, а не лжи. С Евр.: «Ненавижу 204 почитателей суетных идолов, но на Господа уповаю». 8 . Яко призрел еси на смирение мое, спасл еси от нужд душу мою. Смирение, т.е. призрел на мое уничижение во время гонений (с Евр.: «бедствие»); спасл от нужд 205 , т.е. от бедствий, мучений. Давид и во время гонений Саула не раз был спасаем Господом от рук гонителей, «не один раз, – говорит бл. Феодорит, – окруженный Саулом, даже запертый в пещере, избегал рук его, в другое время спасся от Гефеев, притворившись безумным». С Евр.: «Буду радоваться и веселиться о милости Твоей, потому что Ты призрел на бедствие мое, узнал горесть души моей».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

5 . Не убоишися от страха нощного, от стрелы летящия во дни. С Евр.: «Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем». – «Избегаешь и ночью угрожающих козней, и днем совершаемых вражеских нападений» (Бл. Феод.). «Стрелою, – говорит св. Афан., – наименовал теперь какую-то нечистую силу». Халд. перев.: «от стрелы ангела смерти, летящей днем» 531 . 6 . От вещи 532 во тме преходящия, от сряща 533 и беса 534 полуденного. С Евр.: «Язвы, ходящей в мраке, заразы, опустошающей в полдень». Т.е. живущий под защитою Всевышнего не убоится какого-нибудь ночного несчастного дела, бедственного случая и беса полуденного. «Бесом полуденным, – говорит св. Афанасий, – пророк называет духа уныния». – «Выражение: бес полуденный, – поясняет бл. Феод., – пророк употребил согласно с принятым у многих мнением; потому что и злокозненному человеку естественно устремляться на кого-либо по принятии им пищи и по насыщении, как на готовую добычу. Т.е. охраняемый Богом отженет от себя страх, не будет приходит в боязнь среди полудня, но избежит демонских наветов, пользуясь помощию свыше» (Бл. Феод.). 7 . Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится. С Евр.: «Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится». «Пророк говорит, что если с правой и левой стороны у тебя выйдет бесчисленное множество (врагов), тебе не будет никакого вреда» (Бл. Феод.). Св. Афанасий разумеет «множество лукавых сил, устремляющихся к сокрушению добродетели». 8 . Обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Т.е. при помощи Божией, не только не потерпишь никакого вреда от нападающих нечестивцев, но напротив, только будешь смотреть своими глазами, и видеть воздаяние им от Господа. То же в Еврейском. 9 . Яко Ты, Господи, упование мое, Вышнего положил еси прибежище Твое. По мнению бл. Феод., здесь в составе речи не достает слова: сказал: Ты, Господи, упование мое. Потому так печется о тебе Господь, что ты сказал: Ты, Господи, мое упование, т.е. потому, что сам решился отдать всего себя в волю Божию и на Него Единого возложил упование свое, таким образом ты Всевышнего соделал единственным прибежищем. По мнению св. Афанасия – здесь «дух человека Божия и Дух пророческий, ответствуя друг другу, показывают, сколько пользы в уповании на Бога». С Евр.: «Ибо Ты сказал: Господь упование мое; Всевышнего ты избрал прибежищем своим» 535 .

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

5 . Яко сотворил еси суд мой и прю мою. Показывается причина, почему побеждены враги Давида, – потому что Сам Бог, как Царь всеправосудный, рассудил, защитил и обнаружил пред всеми невинность Давида. С Евр.: «Ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный». 6 . Запретил еси языком, и погибе нечестивый. «Приведенные слова, – говорит бл. Феод., – имеют следующий смысл: чрез священных Апостолов и бывших после них проповедников истины преподал Ты язычникам Божественные догматы . И поскольку язычники приняли их и освободились от заблуждения: то погибе нечестивый (т.е. диавол), не имея у себя обольщенных и поклоняющихся ему». «Имя его потребил еси в век». «Пророк говорит о мысленном змие или диаволе. Поскольку запрещение, – объясняет св. Афанасий, – значит и исправление: то можно сказать, что по исправлении язычников Апостолами, погибе нечестивый, когда угасло и прекратилось на жертвеннике его курение тука. Ибо после того, как запретил языком, и они обратились к Господу, тогда действовавший в них (когда были сынами противления) диавол погиб с идольскими храмами, которые, подобно городам, вмещали в себе множество привязанных к злочестию, и до того погибли, что не осталось и следов их» (Св. Афан.). С Евр.: «Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки». 7 . Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси. С Евр.: «У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил, погибла память их с ними». Св. Златоуст разумеет вообще врага, но другие под врагом разумеют диавола. «Оружиями диавола, – говорит св. Афанасий, – Давид называет сопротивные силы, которые придавали ему крепость; грады – суть сопротивные силы, которые, подобно твердым, огражденным стенами городам содержали под властию своею уловленных их прелестию. Погибе память его с шумом. Разумеет или конечную погибель, или чрезмерность бедствий, или очевидность погибели». «Враг (т.е. диавол) лишился, – говорит бл. Феод., – собственных своих оружий, не имея у себя служителей нечестия».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010