14 . Боже, во святем путь Твой. С Евр.: «Боже! свят путь Твой». Т.е. все пути или дела Твои святы. «Под словом: святый, – говорит св. Афанасий, – разумеет или освященный лик Апостолов, чрез которых совершил необычайные Бож. знамения, или то, что не может никто прийти к Отцу, как только чрез Христа, Который по истине свят как Бог». 15 . С Евр.: «Ты Бог, творящий чудеса; Ты явил могущество Свое среди народов». 16 . Избавил еси мышцею Твоею люди Твоя – т.е. «освободил от рабства Египетского народ Твой» (Бл. Феод.). Св. Афан. – избавил Христом. 17 . Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася, т.е. убоялись и вострепетали воды Чермного моря, – «явился на море, и разделилось море» (Бл. Феод.); св. Афанасий: «воды убоялись, когда Спаситель запретил морю и оно умолкло». 18 . Глас даша облацы: ибо стрелы Твоя преходят. Глас – гром, стрелы – молнии. См. Пс. 17:15, 143:6 ; Авв. 3:11 . По св. Афан. – под облаками разумеются св. Апостолы, под стрелами – действия св. Духа. С Евр.: «Облака изливали воды, тучи издавали гром, и стрелы Твои летали». 19 . Глас грома Твоего в колеси. С Евр.: «Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась». Т.е. ударами грома связал Ты колеса колесниц Египетских ( Исх. 14:24–25 ), поясняет Бл. Феод.; под молниями разумеет здесь свет чудотворений, который, подобно молнии, протек всю вселенную, когда все народы исполнились страха, о котором говорила и Раав соглядатаям ( Нав. 2:9–10 ). Св. Афан. разумеет Евангельскую проповедь. 20 . И следы Твоя не познаются. Т.е. на Чермном море. «Ты, невидимо предводительствуя народом, не показал нам и следа Твоего шествия» (Бл. Феод.). По св. Афан. – морем здесь называется мир, многими водами – различные в нем поколения людей. Поскольку же Господь невидимо шествовал с св. Апостолами, то следы или пути Божии были невидимы, не познались неверующими. С Евр.: «Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих, и следы Твои неведомы». 21 . С Евр.: «Как стадо, вел Ты народ Твой рукою Моисея и Аарона».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

14 . Положил еси нас поношение соседом нашым. «Соседями, живущими окрест, пророк называет Филистимлян, Идумеев, Моавитян, Аммонитян и другие сопредельные народы, от которых Иудеи терпели нападения, и для которых они служили предметом посмеяния» (Бл. Феод.). Подражнение – насмешка, презрение. «Воздается им все то, что делали они Христу», замечает св. Афанасий. С Евр.: «Отдал нас на поношение соседям нашим, на посмеяние и поругание живущим вокруг нас». 15 . Положил еси нас в притчу во языцех – соделал нас притчею во языцех, т.е. предметом толков и осмеяний у язычников. Св. Златоуст разумеет соседних Аравитян. Подоб. Иер. 24:9 . Покиванию главы в людех. Кивание главы есть выражение недоумения, изумления, осмеяния, т.е. смотря на нас, народы с недоумением кивают главами своими, и издеваются над нами; одни дивятся чрезмерности наших бедствий, а другим это приятно (Бл. Феод.). 16 . Весь день срам мой предо мною есть, – т.е. «стыд наш соделался продолжительным и даже непрестанным» (Св. Афан.). С Евр.: «Всякий день посрамление мое предо мною, и стыд покрывает лице мое». 17 . С Евр.: «От голоса поносителя и клеветника, от взоров врага и мстителя». 18 . И не неправдовахом в завете Твоем. Симмах: «не изменили закону Твоему» (у Злат.); «не забыли Твоих повелений, не осмелились нарушать закона Твоего» (Бл. Феод.). С Евр.: «Все это пришло на нас; но мы не забыли Тебя, и не нарушили завета Твоего». 19 . И не отступи вспять сердце наше, т.е. сердце наше не уклонилось, не отступило от закона Твоего среди несчастий, по-прежнему продолжало любить Твои заповеди. И уклонил 285 еси стези нашя от пути Твоего. «Чтобы объяснить мысль, заключающуюся в сих словах, по переводу LXX, – говорит бл. Феодорит, – примем такое разумение: ввергнул Ты нас во многие всякого рода скорби, которых достаточно было, чтобы совратить нас с пути Твоего». Яснее св. Златоуст: «Ты удалил нас от храма Твоего и попустил быть в стране чужой, что препятствовало совершению Богослужения». Св. Афанасий относит ко временам христианским. «Уклонил еси стези нашя и пр. Говорят это (Евреи); потому что за нечестие противу Христа воспрещено им совершать законную жертву». С Еврейского: «Не отступило назад сердце наше, и стопы наши не уклонились от пути Твоего».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

14 . Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах. Под ближним и братом бл. Феод. разумеет Саула, коему Давид старался угождать, а св. Афанасий – народ Иудейский. Т.е. «как брату или другу старался я оказывать им благодеяния, желая уврачевать. Потому и плакал о них». С Евр.: «Я поступал, как бы это был друг мои, брат мой; я ходил скорбный, с поникшею головою, как бы оплакивающий мать». 15 . И на мя возвеселишася и собрашася, т.е. вместо благодарности за мои благодеяния, за мои к ним дружеские отношения, они собрались на меня, издеваются надо мною, радуются моим несчастиям; собрашася на мя раны, и не познах 237 – «наносили мне раны, а я не знал, и не находил никакой в себе вины» (св. Афанасий); «нападали внезапно, покушаясь захватить, когда я и не знал об опасности» (Бл. Феод.). Разделишася и не умилишася 238 , «т.е. обманувшись в надежде, и будучи рассеяны, не раскаялись в том, что умыслили худого, но опять обратились к тому же» (Бл. Феод.). По св. Афанасию, разделишася – слушавшие проповедь о Христе – одни были на стороне Иудеев, а другие – св. Апостолов ( Деян. 14:4 ); и когда происходило сие, – не умилились они, не уразумели – против кого это делается. С Евр.: «А когда я претыкался, они радовались и собирались, собирались ругатели против меня, не знаю за что, поносили, и не переставали». 16 . Искусиша мя – испытали меня гонениями и оскорблениями, подражниша 239 мя подражнением, – оскорбляли меня насмешками, злобным смехом, поскрежеташа на мя зубы своими. «Т.е. испытали все способы, говорит пророк, намереваясь насытить ярость свою: иногда покушались уловить меня обманчивыми словами, а иногда скрежетали, рыкая по-львиному» (Бл. Феод.). С Евр.: «С лицемерными насмешками скрежетали на меня зубами своими». 17 . Господи, когда узриши? «Вопрошает не в виде жалобы, – говорит бл. Феод., – но желая помощи, т.е. «когда явишься и защитишь обиженного?» Устрой душу мою от злодейства их – «соделай, чтобы душа моя преодолела все их ухищрения». От лев единородную 240 мою. Львами называются здесь враги Давида за их зверскую и свирепую злобу; единородную – одинокую. Т.е. спаси меня, Господи, от злодейства моих врагов, спаси от этих свирепых львов одинокую, среди других, лишенную всякой человеческой помощи, мою душу (Бл. Феод.). «Львами, – говорит св. Афан., – называет или лукавые сопротивные силы, которые едва не рыкали на Христа, или, может быть, самих вождей Иудейских. Душу же свою называет единородною, употребив слово: единородный, вместо возлюбленный, потому что единородное чадо бывает всегда в большей любви». С Евр.: «Господи, долго ли будешь смотреть (на это)? Отведи душу мою от злодейств их, от львов – одинокую мою».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

15 . Яко благоволиша 568 раби Твои камение его, и персть его ущедрят. С Евр.: «Ибо рабы Твои возлюбили и камни его (Сиона), и о прахе его жалеют». Рабам Твоим даже камни Сиона приятны и о самом прахе его они жалеют. «Весьма вожделенен для нас Сион, даже соделавшийся крайне опустевшим, достолюбезны рассыпанные камни его, даже воспоминание о развалинах, составившихся по разрушении, возбуждает в нас жалость» (Бл. Феод.). Св. Афанасий разумеет под камением уверовавших в Христа ( Зах. 9:16 ), под рабами – св. Апостолов, под перстию – людей перстных, земных, еще неверующих; но и они достойны милости, ибо останок их блюдется до последнего дня и они в последние дни «спасутся чрез пророка Илию» (Св. Афан.). 16 . И убоятся языцы имене Господня, и вси царие земстии славы Твоея, т.е. убоятся и уверуют, смотря на возвращение Евреев из плена и построение Иерусалима, а еще более смотря на чудеса Христовы. «Здесь пророческое слово, – говорит бл. Феод., – предвозвещает перемену во всех народах и царях; и это частию видим совершившимся, а частию надеемся, что совершится». Св. Афанасий также видит здесь призвание и обращение язычников. 19 . Да напишется сие в род ин. Т.е. что напишется? «Или молитва , заключающаяся в псалме, – говорит св. Афан., – или пророчественное обетование о язычниках, как бы начертанное на столпе, передается Иудеям в хранение для нового Израиля, для этого рода Христова». И людие зиждемии восхвалят Господа. «Людьми зиждемыми пророк называет, – говорит бл. Феод., – народ собранный из язычников. 2Кор. 5:17 ; Пс. 21:30–31 ». В буквальном смысле можно разуметь и Еврейский народ, о возвращении которого из плена здесь говорится, и который вновь устроился по возвращении. С Евр.: «Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа». 20 . Яко приниче с высоты святыя Своея. «Представляет нам, – говорит св. Афан., – причину призвания язычников. Это есть явление Спасителя нашего Христа». С Евр.: «Ибо Он приникнул с святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

163 - 164). " Замечательно, что евреи, народ монотеизма, не имеют в своем языке слова для обозначения богини " (Трубецкой С. Н. Мнимое язычество или ложное христианство?//Собрание сочинений кн. С. Н. Трубецкого. Т. 1. Публицистические статьи 1896 - 1905 гг. - М„ 1907, с. 164). св. Афанасий Великий. Житие преподобного отца нашего Антония. 22//св. Афанасий Великий. Творения. Т. 3. Троице-Сергиева Лавра, 1903, с. 236. Часть 2 Все послания Павла единогласно говорят о Кресте как о победе Христа над некими " космическими властями " , " князем власти воздушной " (Ефес. 2, 2; церковно-славянский перевод). Против них сразился Христос - " отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою " (Кол. 2, 15) [ 1 ].Теперь же, после воплощения Бога в поднебесном мире, человек может вступить в общение с бытием Наднебесным: " Как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив Его одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его " (Ефес. 1, 19 - 23).По пояснению преп. Максима Исповедника, Крест упразднил " враждебные силы, наполняющие среднее место между небом и землей " [ 2 ]. Более того, выбор именно крестной казни, то есть такой, которая происходит не на земле, а в воздухе, в домостроительном Промысле оказывается связан с необходимостью освятить " воздушное пространство " - то есть то пространство, которое и отделяет людей от Того, Кто " превыше небес " . Голгофский Крест - это тоннель, пробитый сквозь толщу демонических сил, которые норовят представить себя человеку как последнюю религиозную реальность. Так во всяком случае, об этом свидетельствует св. Иоанн Златоуст: " Почему же закапается Он на высоте помоста, а не под кровом? Чтобы очистить воздушное естество " [ 3 ].И вот после Пятидесятницы первомученик Стефан видит небеса отверстые, через которые зрим " Иисус, стоящий одесную Бога " (Деян.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1036...

16 . И непщевах 447 разумети: сие труд есть предо мною. С Евр.: «И думал я, как бы уразуметь это; но это трудно было в глазах моих». Т.е. когда я задумал понять судьбы Божии в распределении участи людей на земле, когда стал размышлять о сем, тогда оказалось это делом трудным для меня. «Предположив, что знаю столь глубокие суды Божии, встретил для себя трудности потому что суды Божии глубоки и неизследимы» (Св. Афан.). 17 . Дондеже вниду в святило 448 Божие, и разумею в последняя их. С Евр.: «Доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их». Под вхождением во святило Божие св. Афанасий разумеет время будущего суда Божия. Т.е. тогда уразумею, почему благочестивые страждут, а нечестивые благоденствуют, когда настанет время суда Божия; тогда Господь воздаст каждому по делам его (Св. Афан.). Бл. Феодорит разумеет самый храм: «Но оставив другие помыслы, рассудил я, что в наказание за прегрешения Бог предал меня на труды и бедствия (т.е. в Вавилон. плену). Впрочем, я возвращусь, узрю освященный храм Его, увижу злый конец их» (т.е. Вавилонян). 18 . Обаче за льщения 449 их положил еси им злая, низложил еси я, внегда разгордешася. С Евр.: «Так! на скользких путях поставил Ты их, и низвергаешь их в пропасти». Т.е. за коварство нечестивых Ты определил им жестокия наказания, низлагаешь их; когда они гордятся, «возвышение их обратится для них в падение» (Св. Афан.). 19 . Како Быша в запустение? Внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое, яко соние востающего. С Евр.: «Как нечаянно пришли они в раззорение, изчезли, погибли от ужасов! Ст. 20: как сновидение по пробуждении». Св. Афанасий разумеет вообще нечестивых, «для которых настоящее богатство их вменится как бы в пустые и всякой тени тончайшие призраки сновидцев»; а бл. Феодорит относит к Вавилонянам, «которые кичились и тщеславились, как обладатели целой вселенной, но внезапно утратили владычество и впали в крайнее рабство». 20 . Господи, во граде Твоем образ их уничижиши. С Евр.: «Так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их». «Град Господень, – говорит св. Афан., – есть вышний Иерусалим; образ их – образ Иерусалима земного. Смысл же речи таков: поскольку носят они (нечестивые) на себе образ Иерусалима земного, а не небесного, то и будут уничижены за сие». «Владычество Вавилонян пророк уподобляет образу сохраняющемуся малое время. Уничижиши, т.е. накажешь за злочестие в Твоем граде» (Бл. Феод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

17 . С Евр.: «Я же воззову к Богу, и Господь спасет меня». 18 . С Евр.: «Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой». 19 . Избавит миром душу мою от приближающихся мне: яко во мнозе бяху со мною. С Евр.: «Избавит в мире душу мою от восстающих на меня; ибо их много у меня». Т.е. дарует мир душе моей, избавив от тревог, какие делали мне во множестве приближающиеся, или враждующие противу меня враги мои. «Слова: во мнозе бяху со мною означают, – говорит бл. Феод., – что враги многочисленны». Бл. Иерон. и Симм. перевели: «многие были против меня»; св. Афанасий: «против меня многие собрались, намереваясь похитить у меня душу мою». 20 . Несть бо им изменения, яко не убояшася Бога. «Симмах, – говорит бл. Феод., – перевел сие так: «ибо не пременятся, и не убоятся Бога». Т.е. враги мои не каются, не исправляются, злодействуют по-прежнему, не имея страха Божия. 21 . Простре руку свою на воздаяние: оскверниша завет Его. С Евр.: «Простерли руки свои на тех, которые с ними в мире, нарушили союз свой». «Три толковника (т.е. Симм., Акила и Феодот.), – говорит бл. Феод., – перевели так: «Простер руку свою на тех, которые с ним были в мире». Слова: простре, руку свою на воздаяние, по бл. Феодор., значат: Иуда простер руку на злое воздаяние Спасителю, воздал Ему злом за добро, «не принес ничего доброго, но все было (у него) исполнено лукавства. Оскверниша завет – нарушили завет, повелевающий любить ближнего. Св. Афанасий объясняет иначе: «Бог простирал руку Свою (т.е. Иудеям), подательницу благ, чтобы и они стали причастниками благословения; а они не только не приняли, но даже осквернили завет, т.е. евангельский». 22 . Разделишася от гнева лица его, и приближишася сердца их 341 . С Евр.: «Уста их мягче масла, а в сердце их вражда». Симмах: «Паче коровьего масла уста их, но враждебно сердце каждого из них». Разделишася и проч. Можно понимать так: т.е. враги Спасителя разделились или рассеялись от гнева лица Божия (или просто от гнева Божия). «Поскольку зло поступили с Благодетелем, то рассеял их по всем ветрам» (Св. Афан.). Наказал же Господь за то, что сердца их лицемерно приближались к Нему, коварно, – или: «поработившись гневу, одно говорили, а другое замышляли» (бл. Феод.); что умякнуша словеса их паче елеа, и та суть стрелы, т.е. за то, что слова их были мягче елея, нежны, ласкательны; но эти мягкия слова были как стрелы для сердца. «Хотя Иуда произносил слова умягченные и мирные, однако же они исполнены были злобы» (Св. Афан.). С Евр.: «Слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

21 Который как Истинный Бог стал Истинным Человеком и, оставаясь Вечным Богом и становясь однажды и навеки Совершенным Человеком, остаётся Богочеловеком на все веки и на всю вечность. 22 Благодаря явлению Христа во времени и пространстве мир и человек обрели в Нём основание, причину и смысл своего существования, свою вечную жизнь, блаженное спасение, благодатное обожение и обогочеловечивание. 26 Особенно для нас, людей – творений, созданных во времени, но предназначенных для вечности, Иисус Христос стал центром и содержанием нашего существования, жизни и вечности ( Евр. 1:1–12, 13:8 ). И хотя Он явился в последние дни, при Понтийстем Пилате, Он в Своём Воплощении стал центром истории, праистории и метаистории. 27 Ибо Он как Сын Божий и вечная Божественная Ипостась (Личность), Один из Святой Троицы, взяв на Себя всего человека в Своей Богоначальной Ипостаси и соединив его вечно с Собой, стал Началом и Концом ( ρχ κα τλος ­ началом и целью) всех о нас путей Божиих и дел Божиих ( Откр. 21:6 ; Притч. 8:22–25 ). Он, Единородный, стал Перворождённым всей твари и Первенцем новой твари Божией, как вслед за апостолом Павлом учит святой Афанасий Великий . 28 И если сказал когда-то премудрый Соломон, что нет ничего нового под солнцем, это было действительностью только до прихода Христа Спасителя, Который Своим вочеловечиванием становится «из всего нового Новейшее и Единственно Новое под солнцем», как справедливо отвечает Соломону святой Иоанн Дамаскин . 29 Новый Завет потому и действительно Новый, ибо Бог явился во плоти как человек. 30 И когда святой апостол Павел говорит: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор. 2:9 ), говорит это прежде всего по отношению к Спасителю Христу, Который как вечная Премудрость Божия тайна, сокровенная, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, родился как Человек и распялся в последние дни как Господь славы – нас ради и нашего ради спасения ( 1Кор. 2:6–8 ). 31 Будучи от вечности Богом Великим и Блаженным, единственным Сильным Владыкой и Спасителем, Царём царствующих и Господом господствующих ( 1Тим. 6:15 ; ср. Тит. 2:11 –14 ), пришёл на землю благоволением Отца и содействием Духа Святого, чтобы спасти грешников, из которых я первый ( 1Тим. 1:15 ). Как предвечный Сын Единородный Отца предвечного, «Столь велик и столь высок Он» ( τοσοτος κα τηλικοτος), как говорит святой Иоанн Златоуст , 32 сошёл к нам и «воплотился и вочеловечился, не по Своей потребности», но чтобы спасти нас, «чтобы сынов человеческих сделать сынами Божиими». 33 В этом для апостола Павла заключается всё Евангелие и весь (всецелый) Новый Завет Божий и наш христианский, ибо и тот и другой воплощаются и осуществляются во Христе Богочеловеке и Спасителе мира и всего человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

21 . Услышати воздыхание окованных, разрешите сыны умерщвленных. С Евр.: «Чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти». Т.е. «чтобы пленные Иудеи (находящися в узах) возвратились на место умерщвленных» (Бл. Феод.). «Кто сии окованные, – говорит св. Афан., – как не те, которых ненавистник добра диавол связал пленницами греха? Сыны умерщвленных суть уверовавшие из язычников, потому что отцы их умерли еще идослужителями во грехах своих» (Св. Афанасий). 22 . С Евр.: «Дабы возвещали на Сионе имя Господне, и хвалу Его в Иерусалиме». 23 . С Евр.: «Когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу». 24 . Отвеща Ему на пути крепости Его: умаление дней моих возвести ми. «Когда сподобимся возвратиться, говорит пророк, и (ст. 23) соберутся народы и цари, дивясь Твоей силе: тогда будет у нас столько веселия, что станем умолять Твою благость – даровать нам приложение лет и не предавать смерти (ст. 25) в преполовение дней наших. Путем крепости пророк называет свое возвращение, дарованное крепостию Божиею» (Бл. Феод.). Отвеща ему на пути крепости Его. «Ответствует пророческий лик, как вопрошавший Бога, – говорит св. Афанасий. – Путем крепости Его (Господа) называет пришествие на землю. Ибо пришел связать крепкого. Умаление дней моих возвести ми. Возвести мне: какова жизнь наша? Ибо желал (лик пророков) знать, продлится ли жизнь его до тех дней, в которые явится на земле вочеловечившийся Единородный» (Св. Афан.). С Евр.: «Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои». 25 . Не возведи мене во преполовение дней моих: в роде родов лета Твоя. С Евр.: «Я сказал: Боже мой! не восхить меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов». Т.е. не дай нам умереть в половине жизни; «ибо Ты имеешь беспредельное бытие, и Тебе нетрудно и других соделать долговечными» (Бл. Феод.). По св. Афан., «преполовением дней своих или жизни своей, (пророческий лик) именует время, пока пребывает в одном видении пришествия (Христова). Посему молится, чтобы исполнилось все время его и, если можно, продлилась жизнь его, и сподобился он увидеть самое исполнение события. Ибо в таком случае исполнилась бы вся жизнь его (лика пророческого). В роде родов лета Твоя. Пророческий лик, познав Духом, что не достигнет до конца события, говорит: почию я, как смертный. Ты же един, Владыка, пребудешь и в оные роды» (Св. Афан.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

22 Текст Тертуллиана близок к LXX: В Синод. пер.: «Когда Он уготовлял небеса, Я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда Я была при Нём художницею, и была радостию всякий день, веселясь пред лицем Его во всё время» ( Притч.8:27–30 ). 24 Это второй момент бытия Сына, когда Он содействовал Отцу в творении мира. Этот момент у греческих святых Отцов получил название λογος προφορικος (‘произнесённое слово’). См. Святитель Феофил. Указ. соч. В целом это учение о двойственном слове имеет больше недостатков, нежели достоинств, ибо слишком сближает бытие Сына с творением мира. Эту оценку можно отнести к самому принципу различия Божественных Лиц – к понятию Домостроительства, которое использует Тертуллиан . Ведь Божественное Домостроительство предполагает отношение Бога к чему–то иному, нежели Он Сам в Себе, в Своём вечном и неизменном бытии, то есть отношение к твари. И напротив, Домостроительство никак не может помочь нам понять бытие Бога в Самом Себе, полноту внутритроичных отношений Божественных Ипостасей. Впрочем, это общий недостаток учений о Святой Троице того времени, который был исправлен лишь в IV в. 28 Смешение особенностей Второго и Третьего Лица Святой Троицы (вплоть до бинитаризма у некоторых) – характерная черта многих ранних латинских богословов. Впрочем, сам Тертуллиан в данном трактате как раз и выступает против какого бы то ни было смешения Ипостасей не только Отца и Сына, но и Святого Духа (см. ниже §9). Поэтому здесь слово «Дух» означает духовную природу Слова Божия. 31 Это также положение стоической онтологии, в которой всё сущее телесно, и лишь не-сущее бестелесно. 35 Это одни из самых употребительных у святых Отцов тварных аналогий Святой Троицы (наряду с антропологической аналогией). Примечательно, что образ солнца и луча (сияния) часто использует святитель Афанасий Великий , не опасаясь исказить догматическую истину. См. его Слово на ариан, I, 14; II, 33; III, 15. – Святитель Афанасий Великий . Указ. соч. Т. II. С. 195:305–301:388–389.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010