мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 4. Пустынники Рославльских лесов Лес Козельской засеки, где находилась Оптина пустынь, тянулся так далеко, что достигал Смоленской губернии, Брянских (или Брынских – от села Брынь) лесов. Так и называли иногда эти леса: Брянские (ближе к Оптиной – Жиздринские). Они тянулись непрерывной полосой. Около семидесяти лет (с середины XVIII века до 1820–1830-х годов) в Брянских лесах существовало православное пустынножительство. Здесь жили удивительные по чистоте и неприхотливости жизни отшельники. Гонения на монастыри, проходившие под видом борьбы с беспорядками в них, начатые Императором Петром I и продолжавшиеся при Императрицах Анне Иоанновне и Екатерине Алексеевне, привели к тому, что в них начал быстро угасать молитвенный и вообще монашеский дух. Вместо иноков обители зачастую наполнялись больными и увечными солдатами. Пострижение сделалось весьма редким и труднодостижимым. Во многих монастырях не оставалось порой никого, кроме престарелых, доживающих свой век священноиноков, не имевших сил совершать богослужения. Бывало такое положение и в Оптиной пустыни. Настоятели сменялись слишком часто. «Последствия показали, – писал автор жизнеописания преподобного Моисея Оптинского иеромонах Ювеналий (Половцев) , будущий архиепископ Литовский, – как мало соответствовали эти распоряжения настроению народного духа. При общем вызванном ими упадке монастырей в русском народе в то время крепко держалось усердие к монашеской жизни, которое, надеемся, и не иссякнет, пока будет существовать православная Русь. Любителей монашеской жизни было много во всех сословиях, но так как в тогдашних монастырях они не находили себе места или не могли удовлетвориться тогдашнею жизнью монастырскою, то многие из них удалялись из России в Афонские и Молдавские монастыри, а другие укрывались в лесах» 24 . Далее отец Ювеналий пишет: «Сохранились отрывочные сведения, что в то время появились пустынножители в разных местностях России. Так, например, известно, что настоятель Миголовской, или Миголощской, пустыни (Новгородской губернии) Марк по упразднении этой обители и обращении ее в приходскую церковь удалился на пустынный остров и там подвизался до конца своей жизни в безмолвном уединении. Пришлось нам слышать, что в конце прошедшего и в начале нынешнего столетия были пустынники в Тверской губернии (Зубцовском уезде), в Вологодской и в других губерниях, но особенно пустынножительство в те времена усилилось в лесах Брянских, Жиздринских и Рославльских, покрывающих северо-западный угол Орловской губернии, западную часть Калужской и юго-восточную Смоленской губернии» 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 6. Старец-настоятель архимандрит Моисей (Путилов) Как писал отец Ювеналий, «когда отец Моисей сделался настоятелем, из зданий, ныне украшающих Оптину пустынь, существовали в теперешнем виде: одна церковь (Казанская), колокольня, старое здание трапезы, настоятельский корпус, два братских корпуса деревянных и два каменных одноэтажных. Был и собор Введенский, но очень тесный. Была и больничная церковь в память явления Владимирской иконы Божией Матери, но без притвора и пристроек. В настоятельство же отца Моисея Введенский собор распространен и устроены два боковых придела с крытыми папертями; к больничной церкви сделана пристройка; в старой братской трапезе устроена церковь во имя преподобной Марии Египетской; построена кладбищенская церковь. Над двумя одноэтажными каменными корпусами надстроены верхние этажи; вновь построено семь братских корпусов внутри монастыря; каменная ограда с семью башнями, новый большой корпус для братской трапезы, библиотека, гостиницы (восемь корпусов с тремя флигелями для богомольцев различных сословий); два конных двора с братскими келиями, скотный двор, заводы кирпичный и черепичный; мельница близ монастыря выстроена вновь; новое братское кладбище, весь скит с его церковью, келиями и службами – все это возникло при отце Моисее» 61 . Перечисляя все, что создано с Божьей помощью в монастыре отцом Моисеем, отец Ювеналий говорит и о том, что сделано было впоследствии. «На земле, – пишет он, – Высочайше дарованной монастырю в 1853 году, устроен был хутор для сбора сена и для рыбной ловли. Заведен прекрасный рогатый скот крупной породы. Улучшены прежние и вновь устроены большие огороды, сделавшиеся необходимыми при умножении числа братии и богомольцев. Разведены фруктовые сады около монастыря и на хуторе. При вступлении в должность отца Моисея Оптина пустынь владела всего 197 десятинами и 1564 кв. саженями земли под монастырем, лугами, огородами, озерами, дорогами и лесом, из которых было 80 десятин собственно леса и луговой земли, за исключением неудобной и находящейся под строением, реками и дорогами до 50 десятин, а в год кончины отца архимандрита Моисея было у обители 348 десятин, 1464 кв. саженей земли, и в том числе 188 десятин леса. Отцом Моисеем устроено каменное помещение для монастырской библиотеки... устроена и самая библиотека. Началом последней послужило множество книг (до 2100) и немало рукописей, принадлежавших лично отцу Моисею. Монастырская ризница обогатилась прекрасными и многочисленными облачениями. Церкви – хорошею стенною живописью и иконостасными иконами в окладах. Личное бескорыстие и нестяжательность подвижника-настоятеля привлекали усердие богомольцев к обители и ее храмам, а это усердие и помогало отцу Моисею в деле устройства монастыря» 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 8. Иеромонах Леонид на пути в Оптину Первым старцем в Оптиной пустыни стал иеросхимонах Леонид (Наголкин), в схиме Лев, прибывший сюда в апреле 1829 года с пятью своими учениками из Площанской Богородицкой пустыни. Он был учеником учеников преподобного Паисия и, конечно, принес сюда учение этого великого старца. Это его появление не было внезапным, – он стремился именно сюда, в Оптину, в которой настоятельствовал архимандрит Моисей , слух о котором давно уже достиг до него. Преосвященный Филарет (Амфитеатров) , хорошо знавший старца Льва, еще в 1823 году сообщил устроителям Оптинского скита, что этот старец непременно будет жить здесь. Так что не только старец Лев стремился в Оптину, но и Оптина как бы устремлялась к нему, ожидая его. Однако не гладок был тот путь, которым шел преподобный Лев (тогда Леонид). Иеромонах Леонид (в схиме Лев) родился в 1768 году в Орловском городе Карачеве в мещанской семье и в святом крещении наречен Львом. О родителях его, мещанах Наголкиных, ничего не известно, кроме имени отца, которого звали Даниилом. Они были бедны, иначе не отдали бы сына в работники к купцу Сокольникову в город Болхов. Лев оказался весьма сметливым работником и скоро стал ближайшим помощником хозяина, закупая и продавая товар самостоятельно. Ему часто приходилось бывать в Сухиничах, где он сбывал пеньку и конопляное масло петербургским купцам. Дорога туда шла густым вековым лесом. Однажды зимой, когда он ехал в санях, на него напал волк. Не растерявшись, Лев оглушил его палкой, но тот быстро оправился, догнал сани и, вскочив в них, успел вырвать из ножной икры Льва кусок плоти. Лошади неслись стремительно... В следующий миг юноша сунул руку в волчью пасть, в самое горло. Волк задохнулся и, уже вблизи одной из деревень, замертво свалился с саней. Лев потом всю жизнь прихрамывал на раненую ногу. Будучи весьма общительным, Лев Наголкин беседовал с многими людьми, встречавшимися на пути и на торгах, расспрашивая о их жизни и делах. Впоследствии многих поражало то, что старец прекрасно знает быт людей всякого сословия – дворянского, купеческого, крестьянского, деревенского и городского образа жизни. По рассказам людей, он запомнил массу деталей из военного и морского быта. Казалось, он изъездил всю Российскую Империю, а он, будучи работником у купца, недалеко выезжал за пределы Калужской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Монашеская традиция и ее значение в современных монастырях Доклад митрополита Лимассольского Афанасия (Кипрская Православная Церковь) на конференции «Монастыри и монашество: традиции и современность» (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 23 сентября 2013 года) 24 января, 2014 Доклад митрополита Лимассольского Афанасия (Кипрская Православная Церковь) на конференции «Монастыри и монашество: традиции и современность» (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 23 сентября 2013 года) Я благодарю за приглашение на эту конференцию; темы, которые на ней рассматриваются, очень важны. Я хотел бы выразить удовлетворение в том, что Святая Русская Церковь особо занимается сейчас своей избранной частью, каковой является монашество. Я хотел бы извиниться также, что не буду зачитывать доклад, − к сожалению, у меня не было возможности заранее письменно его подготовить. Но я постараюсь говорить медленно и просто, чтобы было легче переводить. Тема, которая была мне предложена, − это монашеская традиция и современные монастыри. Вначале мы должны уточнить: что мы подразумеваем, когда говорим «монашеская традиция», и какие бывают различные монашеские традиции в разных Поместных Православных Церквах. Можно сказать, что каждая Поместная Православная Церковь и Святая Гора Афон имеют свои местные традиции, которые касаются как пастырской, так и особо монашеской сферы. Однако значение и смысл монашеской традиции для всех являются одинаковыми. Само слово «предание» [παραδοσις] в греческом языке означает нечто, что мы «принимаем и передаём следующим»; это слово происходит от глагола «парадигуме», т. е. «беру от одного и передаю другому». Апостол Павел в Первом Послании к коринфянам в 11-й главе, стихе 23-м, обращаясь к христианам, говорит: я принял от Господа то, что передаю и вам. Таким образом, предание, т. е. передавание монашеских традиций из поколения в поколение, является передачей искусства обожения человека. Известно, что преподобные отцы различают три формы, три ступени духовной жизни: очищение, просвещение и обожение. И цель каждого человека, в особенности же монаха, состоит в том, чтобы пройти все эти три ступени и стать достойным того, чтобы Христос снизошел к нему и вселился в него. Иными словами, достичь состояния обожения, стать единым по образу и подобию с Богом, чтобы вся жизнь была похожа на жизнь Христа.

http://pravmir.ru/monasheskaya-tradiciya...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Афонский старец Иоанн Вишенский Афонский старец Иоанн Вишенский   Замечательное исследование С. Шумило, радуемся за автора.  - Афон   Афонский старец Иоанн Вишенский. Жизнеописание «блаженной памяти великого старца Иоанна Вишенского Святогорца». День памяти — 29 июля Ровно год назад, 28 июля 2016 года, Украинской Православной Церковью во время праздничной литургии в Киево-Печерской Лавре был торжественно причислен к лику святых преподобный старец Иоанн Вишенский Святогорец. Почитание памяти преподобного Иоанна Священным Синодом УПЦ установлено на следующий день после дня канонизации – 16/29 июля (старый/новый стиль). Прославление преп. Иоанна Вишенского в лике святых является значимым событием для русской святогорской обители. Его канонизацией пополнился Собор Преподобных Русских Святогорцев еще одним угодником Божиим, а Свято-Пантелеимонов монастырь обрел еще одного небесного заступника и покровителя. Афонский старец Иоанн Вишенский (1550-е – 1620-е гг.) был одним из выдающихся отечественных подвижников, сыгравших важную роль в противостоянии польско-католической экспансии и возрождении православия в Украине в XVII веке. Еще при жизни он пользовался глубоким почитанием среди монашествующих Украины, называвших его с почтением «великий старец Иоанн Вишенский святогорец». Факт церковного почитания старца Иоанна зафиксирован даже в официальных соборных актах. Так Церковный Собор Киевской Митрополии, состоявшийся в Луцке под председательством митрополита Иова (Борецкого) в 1621 году, в одном из своих документов от лица всей Церкви именует старца Иоанна «преподобным мужем» и «блаженным», «в житии и богословии цвитущим». Значительно позже, уже в XIX в., Пантелеимон Кулиш назовет его «афонским апостолом». Старец Иоанн был сподвижником таких столпов православия, как прп. Иов (Княгиницкий) Тисменицкий и прп. Иов (Желизо) Почаевский, оказав серьезное влияние на их духовный путь. Продолжателями наследия и дела старца Иоанна считаются известные подвижники и борцы с унией Исаакий Борискович, Киприан Острожанин, Исаия Копинский, Афанасий Межигорский, прпмч. Афанасий (Филиппович) Брестский и многие другие. На Афоне старец подвизался более 40 лет.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2628

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Чудотворный список с иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница»     Чудотворный список с иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница»   Чудотворная икона Божией Матери, именуемая « Скоропослушница », находится в Афонском монастыре Дохиар, посвященном святым Архангелам Михаилу и Гавриилу. Эта обитель расположена на живописном берегу залива Святой Горы Афон в Эгейском море. Монастырь был основан преподобным Евфимием, сподвижником святого Афанасия Афонского, в X веке.   Преподобный Евфимий, будучи еще насельником Великой Лавры, исполнял там послушание дохиара (греч. – келаря). По благословению преподобного Афанасия святой Евфимий основал рядом с современной пристанью Дафни небольшой монастырь, названный по прежней должности своего основателя Дохиаром.     Эта обитель была вскоре разорена сарацинскими пиратами, после чего преподобный Евфимий в более безопасном месте (где расположен современный Дохиар) воздвиг новый монастырь во имя святителя Николая Чудотворца. Новым ктитором Дохиара стал преподобный Неофит, в прошлом занимавший должность первого секретаря Византийского Императора Никифора III Вотаниата (1078–1081). Став игуменом обители, святой Неофит употребил все свое личное состояние на благоустройство монастыря, расширил территорию обители и воздвиг в ней храмы и келии. При преподобном Неофите совершилось чудо святого Архистратига Михаила с послушником Василием, который нашел на подворье обители Лонгос (полуостров Ситония) сокровище. Трое дохиарских монахов, посланных игуменом перевезти в монастырь золото, соблазнились деньгами и бросили несчастного юношу в море с надеждой завладеть обретенным кладом. По прибытии в Дохиар злодеи спрятали сокровище недалеко от обители, а игумену и братии донесли, что они были обмануты послушником, который, вместо того чтобы указать клад, скрылся от них.   Однако еще до прибытия трех заблудших иноков Бог открыл святому Неофиту преступление и само сокровище чудным образом. Брошенный в море юноша был спасен Архистратигом Михаилом и своим Ангелом Хранителем и оказался в алтаре монастырской церкви, весь измокший, с тяжелым камнем на шее. Когда послушник в присутствии игумена и братии рассказал об избавлении его от потопления предстательством Святых Бесплотных Сил, убийцы невольно сознались в своем преступлении и представили игумену найденное им золото.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=5&iid=1011

Об определениях Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 38, 2003 12 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 38, 2003 От переводчика Проблема авторства. Трактат Ргоп (“Об определениях”) 1 долгое время приписывался святителю Афанасию Великому, хотя и помещался в патрологии Миня в разряд spuria (подложных сочинений) 2 . В кратком предисловии к нему издатели отмечали, что его подложность видна как из отсылки к святителю Григорию Нисскому, так и из стиля и особенностей употребления слов и выражений. В Clavis Patrum Graecorum (“Ключ греческих Отцов”) 3 этот трактат также приписывается святителю Афанасию Великому. Тем не менее там сообщается, что существует иная рецензия определений у преподобного Анастасия Синаита (ок. 675–753 гг.) в “Путеводителе” ( см. PG 89, 52–88). После даже поверхностного сравнения “Путеводителя” с содержанием трактата “Об определениях” выясняется, что последний — это перифраз, местами дословный, второй главы “Путе­водителя”, данный с некоторыми сокращениями. На это указывают практически одинаковое содержание (лишь некоторые пункты отсутствуют или меняются местами), наличие вышеупомянутой отсылки к святителю Григорию Нисскому в “Путево­ди­теле”, одни и те же этимологические выкладки и многое другое. По всей вероятности, вторая глава “Путеводителя” послужила образцом для создания трактата “Об определениях” 4 . Тем не менее эти факты не исключают того, что автор трактата “Об определениях” не просто дословно пересказал главу из “Путеводителя”, а самостоятельно переработал ее и дополнил. Последняя часть трактата “Об определениях” о душе вовсе отсутствует во второй главе “Путеводителя”. Таким образом, можно с известной долей вероятности исключить из числа возможных авторов трактата Ргоп святителя Афанасия Великого, равно как и остальных авторов, живших до VII века. Подлинным автором трактата “Об определениях”, скорее всего, является преподобный Анастасий Синаит 5 или кто-то из его ближайшего окружения. I. 1. Различные определения, согласно преданию и вере Вселенской Церквисобранные от Климента 6 и других преподобных мужей и блаженных Отцов, которые следует изучать прежде всех других наук и в них наставлять человека, желающего с помощью Божией руководствоваться Словом истины, мыслящего обо всем православно, имеющего чистую веру в Бога.

http://pravmir.ru/ob-opredeleniyah/

Письма к Алексею Афанасьевичу Дмитриевскому 1 Автором публикуемых писем является Николай Степанович Гроссу (12.09.1867 – после 1942) – профессор Киевской духовной академии (далее – КДА), киевский священник, византинист, историк Церкви, гомилет. Жизнь и наследие о. Николая, как и многих его коллег по академии и собратьев по служению, является свидетельством того замечательного вклада, который внесло духовное сословие в развитие российского образования и богословской науки. Сын псаломщика, ставший магистром богословия, профессором академии, протоиереем, сделавший немало для развития как академической науки, так и народного просвещения, Н. С. Гроссу окончил Кишиневскую духовную семинарию (1889) и КДА (1893) и после недолгого служения в Воронежской духовной семинарии всю оставшуюся жизнь преподавал в киевских духовных школах: в 1895–1906 гг. – Священное Писание в Киевской ДС, а с 1906 г. – гомилетику и историю проповедничества в КДА. Но любимым делом для Н. С. Гроссу была византинистика: его кандидатская и магистерская диссертации были посвящены церковной деятельности и богословию преподобного Феодора Студита 2 , а в 1910 г. ему удалось занять новоучрежденную кафедру истории Греко-Восточной Церкви со времени отпадения Западной Церкви от Вселенской и до настоящего времени. Однако деятельность Н. С. Гроссу не ограничивалась аудиторией. Во-первых, он был служащим приходским священником. До революции он служил в храме святителя Иоанна Златоуста при Киевском религиозно-просветительном обществе (далее: КРПО), который был освящен митрополитом Киевским и Галицким Феогностом 17 октября 1903 г. Служение в храме святителя Иоанна Златоуста было связано с активной деятельностью о. Николая в самом КРПО: организацией просветительских лекций церковно-приходской школы при храме, изданием книг и брошюр религиозного содержания. После революции, когда родной храм был закрыт, протоиерей Николай перешел во Владимирский собор, после закрытия последнего – со всем причтом – ненадолго в Георгиевскую церковь , а когда закрыли и ее – в малый Софийский собор, где собрался причт нескольких закрытых киевских храмов 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Послание об образе жития и отчасти о жизни Пахомия и Феодора. Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 27, 2000 21 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 27, 2000 “Послание епископа Аммона” представляет собой уникальнейший памятник древнемонашеской письменности. О самом Аммоне (это имя было очень распространенным в Египте в начале эры по Р. Х.) и событиях его жизни мы узнаем только из послания[ 2 ], судя по которому, Аммон родился в Александрии в языческой семье и получил, вероятно, неплохое образование. Семнадцати лет он обратился в христианство и крестился. Однажды, услышав в храме проповедь святителя Афанасия Великого, посвященную преимуществам иноческой жизни, он решил избрать стезю монашества и был отправлен пресвитером Павлом (вероятно, его духовником) в одну из пахомиевских обителей в Фиваиде — Певоу (Пабау, Вау). Произошло это в 351 г. В данной обители Аммон провел три года, а затем отправился в Александрию навестить родителей. Но в Певоу он уже не возвратился, ибо преподобный Феодор Освященный благословил его подвизаться в Нитрии, хотя Аммон не терял связи с пахомиевскими иноками. Позднее он стал епископом, хотя неизвестно, когда и в каком из египетских городов[ 3 ]. В самом конце IV в. Аммон, уже убеленный сединами старец, запечатлел свои юношеские впечатления по просьбе известного архиепископа Феофила Александрийского (дяди святителя Кирилла Александрийского и врага святителя Иоанна Златоуста), имевшего склонность к монашеской аскезе. Хотя сочинение Аммона называется посланием , оно по своему жанру представляет нечто среднее между житием, похвальным словом ( энкомием ) и монашеской историей , сближаясь с такими известными произведениями, как “Житие преподобного Антония” святителя Афанасия, “Лавсаиком” Палладия Еленопольского и “Жизнью пустынных отцов” Руфина. Аммон обладал несомненным литературным талантом, и его сочинение написано ярким и образным языком. Традиционно данное сочинение высоко оценивается в плане его исторической точности. Так, например, И. Троицкий на сей счет говорит: “Письмо это может служить образцом замечательной аккуратности и точности. Постоянное указание лиц, имен и мест, постоянное точное указание даже числа действующих лиц, указания иногда мельчайших подробностей какого-либо события, даже не имеющего никакой исторической важности, — весьма многочисленные, почти не перемежающиеся хронологические даты и указания, — вот тому доказательства”[ 4 ]. Современные ученые в большинстве своем также придерживаются подобной высокой оценки[ 5 ]. Правда, Л. Лефорт высказывал особое, сугубо критическое мнение по поводу “Послания Аммона”[ 6 ], однако данное мнение не встретило отклика у других ученых[ 7 ].

http://pravmir.ru/poslanie-ob-obraze-zhi...

Предисловие " Послание епископа Аммона " представляет собой уникальнейший памятник древнемонашеской письменности. О самом Аммоне (это имя было очень распространенным в Египте в начале эры по Р.Х.) и событиях его жизни мы узнаем только из послания судя по которому, Аммон родился в Александрии в языческой семье и получил, вероятно, неплохое образование. Семнадцати лет он обратился в христианство и крестился. Однажды, услышав в храме проповедь святителя Афанасия Великого, посвященную преимуществам иноческой жизни, он решил избрать стезю монашества и был отправлен пресвитером Павлом (вероятно, его духовником) в одну из пахомиевских обителей в Фиваиде - Певоу (Пабау, Вау). Произошло это в 351 г. В данной обители Аммон провел три года, а затем отправился в Александрию навестить родителей. Но в Певоу он уже не возвратился, ибо преподобный Феодор Освященный благословил его подвизаться в Нитрии, хотя Аммон не терял связи с пахомиевскими иноками. Позднее он стал епископом, хотя неизвестно, когда и в каком из египетских городов В самом конце IV в. Аммон, уже убеленный сединами старец, запечатлел свои юношеские впечатления по просьбе известного архиепископа Феофила Александрийского (дяди святителя Кирилла Александрийского и врага святителя Иоанна Златоуста), имевшего склонность к монашеской аскезе. Хотя сочинение Аммона называется посланием, оно по своему жанру представляет нечто среднее между житием, похвальным словом (энкомием) и монашеской историей, сближаясь с такими известными произведениями, как " Житие преподобного Антония " святителя Афанасия, " Лавсаиком " Палладия Еленопольского и " Жизнью пустынных отцов " Руфина. Аммон обладал несомненным литературным талантом и его сочинение написано ярким и образным языком. Традиционно данное сочинение высоко оценивается в плане его исторической точности. Так, например, И. Троицкий на сей счет говорит: " Письмо это может служить образцом замечательной аккуратности и точности. Постоянное указание лиц, имен и мест, постоянное точное указание даже числа действующих лиц, указания иногда мельчайших подробностей какого-либо события, даже не имеющего никакой исторической важности, - весьма многочисленные, почти не перемежающиеся хронологические даты и указания, - вот тому доказательства " Современные ученые в большинстве своем также придерживаются подобной высокой оценки Правда, Л. Лефорт высказывал особое, сугубо критическое мнение по поводу " Послания Аммона " однако данное мнение не встретило отклика у других ученых

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/38/f...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010