Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 28 октября 2024 года 15. Понедельник. Прп. Евфимия Нового, Солунского. Прмч. Лукиана, пресвитера Антиохийского. Свт. Афанасия исп., еп. Ковровского. Свт. Иоанна, еп. Суздальского. Сщмч. Лукиана Печерского, в Дальних пещерах. Свт. Дионисия, архиеп. Суздальского. Служба прп. Евфимия Нового и прмч. Лукиана не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Афанасия исп., еп. Ковровского (Б) . А. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: преподобного, глас 4й – 3, и преподобномученика, глас тот же – 3. «Слава» – преподобного, глас 6й: «Преподобне отче…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Архангельски воспоим…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1й. «Слава» – преподобного, глас 5й: «Преподобне отче…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Страшно, и преславно…». По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8й. «Слава» – тропарь преподобномученика, глас 4й, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Воспитавшейся во храме…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 8й (дважды). «Слава» – тропарь преподобномученика, глас 4й, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Воспитавшейся во храме…». Кафизмы 4я, 5я и 6я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50й. Каноны: Октоиха 1й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), преподобного на 4 и преподобномученика на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3й, 6й, 8й и 9й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобномученика). По 3й песни – кондак преподобномученика, глас 2й: «В пощении первее…»; седален преподобного, глас 8й. «Слава» – седален преподобномученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Примечание. Типикон умалчивает о кондаке преподобномученика, глас 4й: «Яко святитель…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Октябрь. Киев, 1893. Л. 133 об.) этот кондак также отсутствует.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Скачать epub pdf Житие преподобных Андроника и Афанасии Память 9 октября В царствование Византийского императора Феодосия Великого 6447 в Антиохии проживал один муж, золотых дел мастер, – по имени Андроник. Он взял себе в жены дочь золотаря же – Иоанна, имя коей было Афанасия, означающее – «бессмертие» 6448 . И действительно, святая Афанасия своею святою жизнью, как то показывает и ее кончина, – приобрела себе бессмертную славу. Сия супружеская чета – Андроник и Афанасия, проводя честную и богоугодную жизнь, украшали себя всякими добродетелями. Свое умножающееся состояние они делили на три части – одну часть тратили в пользу бедных, другую – на церковное благолепие, а третью – на домашние нужды. За свою кротость и добрые дела Андроник и Афанасия были любимы и почитаемы всеми гражданами. После того, как от них родились сын Иоанн и дочь Мария, они прекратили плотское супружеское сожительство и проживали, как брат с сестрой, в чистоте. Особенные заботы и попечения были у них относительно убогих. Служа последним, они переносили на своих руках больных, обмывали их, кормили и одевали и на свои средства доставляли всевозможный покой нищим и странникам. При сем каждую неделю Андроник и Афанасия среду и пятницу проводили в посте и молитвах. Между тем, как они продолжали жить столь добродетельною жизнью, Бог благоволил призвать их к еще более совершенной жизни, – дабы, отложивши все земное, они последовали за Единым Господом своим Иисусом Христом, Который оставил нам образец, по коему мы должны следовать стопам Его. В один день, после двадцатилетней супружеской жизни, Афанасия, возвратившись из церкви от утрени домой, застала детей своих в бреду и, обеспокоившись, села подле них на постели. Андроник, вернувшись из церкви несколько позже, стал звать свою жену, предполагая, что она спит. Афанасия отвечала: – Не сердись на меня, господин мой, потому что дети наши находятся в сильном жару. Удостоверившись в сем, Андроник отошел от больных детей, говоря: – Да будет воля Господня! После сего он отправился в загородную церковь святого мученика Иулиана, где похоронены были родители его. Здесь он пробыл на молитве до шестого часа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Мы ощутили важную для нас духовную связь с событиями столетней давности» В Александровском парке Царского Села отметили столетие со дня закладки храма преподобного Серафима Саровского 19.11.2016 647 Время на чтение 5 минут Вчера, 18 ноября 2016 года, православные верующие из Санкт-Петербурга и Москвы отмечали важную дату - столетие со дня закладки храма преподобного Серафима Саровского в Александровском парке Царского Села. Об этом храме было уже достаточно много публикаций на «Русской народной линии» и в других средствах массовой информации. Недолгая история существования этого недостроенного храма достаточно хорошо освещена в литературе. Однако хотел бы напомнить, что этот храм в честь преподобного Серафима Саровского был заложен в 1916 году, и датой закладки храма стало 5 ноября 1916 г. (по старому стилю). На закладке храма присутствовали члены Царской Семьи – Императрица Александра Федоровна, Великие княжны, а также Друг Царской Семьи Григорий Ефимович Распутин и Анна Вырубова. Молебен о закладке храма совершил епископ Кронштадтский Мелхиседек в сослужении с духовником Его Императорских Величеств протоиереем Александром Васильевым и настоятелем Феодоровского Государева собора протоиереем Афанасием Беляевым. Почему храм был заложен именно в память преподобного Серафима Саровского? Стоит об этом также упомянуть, ибо с именем преподобного Серафима Саровского связана не только Царская Семья, но и Анна Александровна Вырубова. 2 января 1915 г. недалеко от платформы «Воздухоплавательный парк» Царскосельской железной дороги пассажирский поезд, в котором находилась А.А. Вырубова, самая близкая подруга Императрицы, потерпел крушение. Жизнь Анны Александровны была спасена, хотя она получила очень сильные увечья. Этот день, 2 января, был днем памяти преподобного Серафима Саровского. Именно в память об этом чудесном избавлении от смерти по инициативе А.А. Вырубовой в январе 1916 г. был открыт лазарет – как он официально назывался, «Серафимовский лазарет-убежище 79», и рассчитан он был на 50 человек. Этот лазарет А.А. Вырубова открывала для раненых солдат Первой мировой войны, для раненых русских воинов. Это событие состоялось, напомню, в январе 1916 г.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/11/19/my...

Преподобный Пимен Угрешский. Житие. Акафист Патриарх Московский и Всея Руси Алексий к читателям жития преподобного Пимена Угрешского Боголюбивые читатели! Дорогие братия и сестры! Промыслом Божиим в наше время прославлены Русской Православной Церковью сонмы новомучеников, преподобных и праведников в земле Российской просиявших. Среди них особое место занимает преподобный Пимен, архимандрит Угрешский, подвижник XIX века. Во всю свою жизнь отец Пимен непрестанно памятовал свое монашеское звание. Он свято хранил иноческие обеты духовной чистоты и целомудрия, нестяжательности и послушания, любил монашество, глубоко был проникнут его духом и, желая быть сам истинным монахом, старался водворить этот дух не только в Угрешской обители, им управляемой, но и во всех общежительных монастырях, подчиненных его ведению как благочинному. Почитание архимандрита Пимена началось сразу же после его блаженной кончины, последовавшей 17(30 н.ст.) августа 1880 года. Множество паломников приходило к месту его погребения. Часовня над могилой отца Пимена никогда не бывала безлюдной, многие приносили ему свои молитвы, воздыхания, скорби и радости. С момента прославления преподобного Пимена в лике святых земли Московской, 28 мая 2000 года, молитвами святого чудесным образом восстанавливается обитель Угрешская, укрепляются и возрождаются в монастырских храмах, у святых мощей преподобного сердца и души наших соотечественников. Свидетельством святости преподобного Пимена Угрешского являются также многочисленные чудеса и исцеления по его молитвенному предстательству у Престола Божия для всех почитающих его святую память. Да подаст Всемилостивый Господь людям нашей земли жизнь в мире, тишине, благочестии и чистоте, молитвами преподобного и богоносного Пимена Угрешского. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Москва, 26 ноября 2003 года. Житие преподобного Пимена Угрешского Преподобный Пимен (в миру Петр Дмитриевич Мясников) родился 10 августа 1810 года в городе Вологде. Родители его, Дмитрий Афанасьевич и Авдотья Петровна, были люди благочестивые, честные и достаточные и происходили из торгового сословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ущелье. Ущельский Иовский монастырь. Ущельский Рождественский мужской монастырь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Приход состоял из 4-х селений: с. Ущельского, деревень Березницкой, Смоленской и Пылемской. На месте с. Ущельского находился монастырь, основанный в 1614 г. преп. Иовом. Преподобный Иов Ущельский был иноком Соловецкого монастыря (отца его звали Патрикием Мазовским). 10 ноября 1608 года он был посвящен в сан иеромонаха Новгородским митрополитом Исидором. В 1614 году преподобный Иов отправился в Мезенский край, где при впадении в реку Мезень рек Езег и Важка поставил часовню в честь Рождества Христова. Первые собравшиеся к нему иноки жили в домах своих родственников-мирян, настолько бедна была обитель. После пожалования царем Михаилом Феодоровичем (1613-1645) земли с рыбными ловлями преподобный устроил церковь и братские келлии. 5 августа 1628 года, когда вся братия была на сенокосе, на монастырь напали разбойники. После страшных истязаний с требованием открыть монастырские сокровища, разбойники обезглавили преподобного Иова. Ничего не найдя, они ушли. Возвратившаяся братия с честью погребла тело преподобномученика с северной стороны построенной им церкви. Впоследствии на могиле была установлена часовня. Местное почитание преподобного как угодника Божия началось вскоре после его кончины ввиду многочисленных чудес (в XVII в. их известно до 50). Первая икона была написана в 1658 году, а житие в 1660-х годах. Около того времени была построена над мощами преподобного часовня. 3 ноября 1739 года мощи преподобного Иова были освидетельствованы архиепископом Варсонофием, очевидно, им же благословлено петь молебны святому. По другим сведениям, мощи были освидетельствованы по благословлению архиепископа Варсонофия ключарем Мезенского собора Стефаном совместно с 7 мезенскими священниками. Так совершилось его прославление. В 1794 г. по благословению архиепископа Холмогорского Афанасия часовня на могиле преподобного была перестроена в церковь в честь тезоименитого святого праведного Иова Многострадального (память 6 мая; в этот же день Церковь установила и память преподобного Иова Ущельского). Средства на постройку церкви были пожертвованы мезенским исправником Василием Сергеевичем Казаковым. В 1834 г. церковь была возобновлена на средства мезенского исправника Философа Попова. Над мощами преп. Иова была установлена богато украшенная гробница с иконой святого.

http://sobory.ru/article/?object=43309

25/8 Преподобной Евфросинии Александрийской (V). Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392). Перенесение мощей святителя Германа, архиепископа Казанского (1595). Преподобной Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (1250). Преподобных Афанасия, Железный посох (1388) и Феодосия (XIV) Череповецких, учеников преподобного Сергия Радонежского. Тропарь преподобной Евфросинии Александрийской, глас 8 В Тебе, мати, Известно спасеся... (общий преподобной жене). Кондак, глас 2 Вышнюю жизнь возжелевши получити,/дольнюю сладость тщательно оставила еси 14 ,/и самую себе смесила еси посреде мужей, краснейшая,/Христа бо ради Жениха твоего/о обручнице привременном небрегла еси. Величание Ублажаем тя,/преподобная мати Евфросиние,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Сергию, игумену Радонежскому, всея России чудотворцу, глас 4 Иже добродетелей подвижник,/яко истинный воин Христа Бога,/на страсти вельми подвизался еси 15 в жизни временней,/в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником;/темже и вселися в тя Пресвятый Дух,/Егоже действием светло украшен еси./Но, яко имея дерзновение ко Святей Троице,/поминай стадо, еже собрал еси мудре,/и не забуди, якоже обещался еси,/посещая чад твоих, Сергие преподобне, отче наш. Ин тропарь, глас 8 От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися,/мужески в пустыню вселился еси,/и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./Тем быв в Троице вселение,/чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/и исцеления всем подая обильно./Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша. Ин тропарь, глас тойже В чистоте жития источник слез твоих,/исповедания трудовныя поты совокупил еси,/и купель духовную источил еси, священный Сергие, преподобне,/омывавши сугубстве, творящим любовию память твою,/скверны обоямы душевныя и телесныя./Сих ради, чада твоя суще, вопием ти:/моли, отче, Святую Троицу о душах наших. Ин тропарь на обретение мощей, глас 4

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2-е Память о преподобном Афанасии Печерском Был, рассказывает Симон 1 , в святом Печерском монастыре один брат, проводивший святое и богоугодное житие, именем Афанасий. После долгой болезни он скончался. Два брата обмыли его тело, одели его, как нужно, но не похоронили: приходили и другие, но, посмотрев на него, также уходили. Мертвец оставался непогребённым. Он был очень беден, и никто не хотел позаботиться о нем. Ночью некто явился игумену и сказал: «Человек Божий два дня лежит непогребённый, а ты веселишься». Поутру игумен со всей братией пришёл к умершему и нашёл, что он сидит и плачет. Все ужаснулись, видя его живым, и спрашивали, как он ожил и что видел? На их вопросы он не отвечал ничего, а только говорил: «Спасайтесь». Они просили его сказать им что-нибудь на пользу, с клятвою обещаясь выполнить слова его. Тогда Афанасий сказал: «Имейте во всем послушание к игумену, кайтесь ежечасно и молитесь Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери и преподобным Антонию и Феодосию, чтобы скончать живот свой здесь. Более не спрашивайте». Вслед затем он вошёл в пещеру, заклал у себя дверь и пробыл тут 12 лет. Так как блаженный Афанасий «жил при святом игумене Поликарпе» 2 , то время само объясняет нам проповедь его. В 1169 году северный князь Мстислав с 12 другими князьями взял Киев, и Киев отдан был на разграбление войску. Подол, Гора, София, Десятинная церковь «были ограблены», говорит Киевская летопись. Не было никому и ничему пощады: церкви горели, люди были убиваемы или вязали их, жены шли в плен, разлучаемые силою с мужьями. Множество имения было взято; из церквей забрали иконы, книги, ризы, колокола. –«Зажжён был и Печерский монастырь Богородицы язычниками» Берендеями, но «Бог сохранил от такой беды» 3 . – Итак, проповедь Афанасия о покаянии не было бесплодна в Печерской обители; иноки её, по внушению Афанасия, удвоили молитвы свои и покаянием отклонили от обители грозившее страшное бедствие. Что творил преподобный Афанасий в затворе? «В продолжение всего времени – 12 лет – продолжает Симон об Афанасии, – он не сказал ни с кем ни слова», время само говорило; он «плакал день и ночь, мало вкушал хлеба, через день немного пил воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

(XV в.?), прп. (пам. 23 янв.- в Соборе Костромских святых), Костромской. В несохранившемся синодике костромского Богоявленского мон-ря XVII в. в списке настоятелей обители первым было указано имя «строителя месту сему преподобнаго старца Никиты» ( Афанасий (Дроздов), архим. 1837. С. 43). В описи имущества мон-ря, составленной для Коллегии экономии в 1764 г., кратко излагалось содержание 3 древних монастырских грамот: две из них были пожалованы вел. кн. Московским Василием II Васильевичем Тёмным, одна - вел. кн. Иоанном III Васильевичем (опись 1764 г. и грамоты до настоящего времени также не сохр.). В тексте жалованной грамоты вел. кн. Василия II костромскому наместнику Ивану Ивановичу о расчистке в Волге тони для рыбной ловли упоминался чернец Богоявленского монастыря Никита, «бивший челом» великому князю. Однако в писцовой выписи 1594/95 г. О. Т. Плещеева, М. И. Протопопова и дьяка Посника Шепилова, где перечислялись все известные к тому времени пожалования и документы Богоявленского мон-ря, грамоты великих князей Василия II и Иоанна III не значатся. Не указаны они и среди неатрибутированных документов в описи архива обители 1701 г., в которой названы лишь «одна несудимая, а другая на соловарницу у Большие Соли» грамоты; о рыбной тоне на р. Волге в документах ничего не говорится ( Антонов. 1997. С. 139-143). Возможно, «несудимой грамотой» в описи 1701 г. названа 2-я грамота вел. кн. Василия Васильевича из описи 1764 г., адресованная игум. Иову, по к-рой было «велено костромским наместникам и их тиунам не требовать с монастырских волостей и людей, опричь посильной дани, ни подвод, ни белки, ни тамги, ни мыту и вообще никаких пошлин, и не звать слуг и людей монастырских к суду наместничьему» ( Афанасий (Дроздов), архим. 1837. С. 4). Поскольку надежно идентифицировать грамоты не представляется возможным, датировать основание Богоявленского мон-ря временем княжения Василия II (1425-1462) можно только условно. Костромской краевед И. В. Баженов считал, что Богоявленский мон-рь был устроен в Костроме «в память и вскоре по великом опустошении этого города татарами в 1429 г. в день Богоявления Господня» ( Баженов. 1913. С. 7). Однако самые ранние сохранившиеся акты обители относятся к 1500-1520-м гг.

http://pravenc.ru/text/2565360.html

     С первых дней существования на Афоне монашества святогорские обители отличались необычайным гостеприимством в отношении каждого, кто приходил туда для иноческого подвига. Никого здесь не спрашивали о происхождении. На рубеже X–XI веков святогорские обители насчитывали многие сотни монахов самых разных национальностей. Конечно, греки были все же в большинстве, однако немало было грузин, армян, итальянцев и представителей других народов. Среди учеников преп. Афанасия Афонского многие были иберы (грузины); поблизости от Великой Лавры подвизались монахи из Амальфи, обустроившие свою собственную обитель. Можно предположить, что в числе последователей преподобного были и балканские славяне, тем более что они упоминаются в Житии преп. Афанасия. Сам факт славянского присутствия на Святой Горе в X веке не вызывает сомнений. Одно из ярких свидетельств этого – судебный акт Иверского монастыря (982), древнейший датированный памятник, в котором встречаются глаголические буквы (подпись попа Георгия). Еще ранее, в 960 году, император Роман издает буллу, где упоминает 40 освобожденных от податей париков (зависимых крестьян) монастыря Иоанна Колова, которые происходили из числа «славяно-болгар». Как отмечает В. А. Мошин, «некоторые из числа этих болгарских поселенцев могли стать монахами на Афоне, а можно предполагать, что отдельные болгары могли появиться на Афоне и раньше, в эпоху завоеваний Симеона Великого во Фракии и Македонии традиция, записанная в так называемом сводном зографском хрисовуле, утверждает, что основатели болгарского монастыря на Афоне братья Моисей, Аарон и Иоанн Селина пришли на Святую Гору во время императора Льва Мудрого (886–912) и основали Зографскую обитель». Болгария, после некоторых колебаний между Римом и Византией, официально приняла христианство по восточному обряду при князе Борисе (852–889), и ее правители стали носить титул князя, а затем царя. Князь Борис крестился около 864 г., получив имя Михаила – в честь сына византийской императрицы Феодоры. Вероятно, тогда же он крестил свою дружину и бояр. Несомненно, христианство начало распространяться среди болгар задолго до этого. Крещение болгарского народа и правителя совпало с просветительной деятельностью свв. Кирилла и Мефодия, первоучителей славянства.

http://pravoslavie.ru/82528.html

архимандрит Иоанникий (Коцонис) Слово о действии лукавых духов Когда преподобный Афанасий Афонский начал строительство большой монастырской церкви, которая сохранилась до сего времени, диавол объявил ему страшную войну. Он вверг строителей в великое искушение. Когда мастера вместе с рабочими размечали на местности план будущего храма, вдруг в какой-то момент их руки ослабели и стали недвижимы, так что они не могли даже поднести их к своим устам. Тогда преподобный Афанасий прочитал Трисвятое, и их руки тотчас же освободились. После этого он сам взял плуг и первым начал рыть борозду. Затем повелел рабочим последовать его примеру, и вскоре все включились в работу без малейшего затруднения. Это чудо поразило рабочих. Они не смогли удержаться, упали преподобному в ноги и просили, чтобы им остаться с ним навсегда и стать монахами. Таким образом, диавол ушел посрамленным, не сумев воспрепятствовать великому делу строительства священного монастыря, который суждено было вскоре воздвигнуть на этом святом месте, в Саду Пресвятой Богородицы, как первую цитадель Православия и аскезы. Через две недели после того, как святой Петр Афонский пришел на Святую Гору и поселился в пещере, начались сильнейшие и невыносимые искушения со стороны лукавых духов. Демоны поднялись как по тревоге и объявили войну этому героическому первопроходцу. Было четыре главных нападения демонов, отразив которые святой стяжал венец победителя. Во время первого нападения отец лжи и клеветы диавол пустил в сражение всех своих слуг. Одни метали в пещеру копья, другие стреляли из луков, третьи сбрасывали с высоты целые скалы и оглушительно кричали: «Быстро уходи из нашего жилища, иначе мы тебя убьем!». Преподобный, в сердце которого была укоренена молитва , не претерпел никакого вреда от этих угроз и нападок. Выглянув из пещеры, он увидел бесчисленное множество демонов. Тогда он возвел свои очи на небо и из глубины сердца воскликнул: «Пресвятая Богородице, помози ми, рабу Твоему!». От одного только имени Божией Матери дерзкие и трусливые демоны стали невидимы. Прошло пятьдесят дней, и они вернулись в образе диких зверей и ползучих гадов. Как они нападали на учителя пустынного жития святого Антония Великого , так же и здесь они устремились на преподобного в обличии зверей и змей. И снова святой победоносно отражает их знамением Честнаго Креста и спасительным призыванием имени Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010