Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЛАДИЙ (XII-XIII вв.?), прп. (пам. 4 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий. О жизни Е. ничего не известно, мощи святого почивают в затворе в Ближних (Антониевых) пещерах. Самое раннее упоминание о Е. встречается в «Тератургиме» Афанасия Кальнофойского (К., 1638), где он называется постником и чудотворцем. Общецерковное почитание Е. установлено указами Святейшего Правительствующего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым разрешалось печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. Е.) в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. было установлено празднование Собору всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших. Е. как чудотворец упоминается в 6-м тропаре 7-й песни канона преподобным отцам Ближних пещер (Служба преподобным отцем Печерским, ихже нетленные мощи в Ближней пещере почивают//Службы преподобным отцам Печерским. К., 1763. Л. 1; То же//Минея (МП). Сент. С. 827-828). Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Сент. С. 107; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 194; Описание о российских святых. С. 24; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 20; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Сент. С. 41; Дива печер Лаврських. К., 1997. С. 55, 124, 126; Жиленко I. В. Святиня: Icmopiя лаври XI-XVII ст. К., 2005. Е. В. Лопухина Иконография Прп. Елладий затворник. Икона. 40-е гг. XIX в. (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Елладий затворник. Икона. 40-е гг. XIX в. (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) В иконописном подлиннике кон. XVIII в. о внешнем облике Е. сказано: «Рус, аки Флор, на плечах клобук черн, обе руки у сердца накрест, риза преподобническая, испод бакан» (БАН. Строг. 66. Л. 319 об., «левыя страны» 62-й, см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 107). Возле мощей Е., почивающих в затворе, находится поясной прямоличный образ нач. XXI в. (возможно, выполнен на основе более раннего изображения работы мастеров Киево-Печерской лавры): Е. с прямой седой бородой, в темной мантии и клобуке, с большой книгой в правой руке.

http://pravenc.ru/text/189883.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОИСЕЙ Прп. Моисей Киево-Печерский. Икона. 30–40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Моисей Киево-Печерский. Икона. 30–40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. (пам. 28 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, чудотворец, в Дальних пещерах почивающий. Не упоминается в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.,- Киево-Печерском патерике , «Повести временных лет» (см. Летописание ) и Житии прп. Феодосия Печерского. О нем, как и о большинстве святых Дальних пещер, сохранились только краткие поздние сведения. Указание на XIII-XIV вв. как на время жизни М. (см., напр.: Дива. 1997. С. 67) следует признать необоснованным. Прп. Моисей Киево-Печерский. Фрагмент иконы «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия». 1890 г. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Моисей Киево-Печерский. Фрагмент иконы «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия». 1890 г. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) М. (или одноименный ему киево-печерский инок) упоминается в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах, где указывается, что «два брата во Святом Духе» - преподобные Мартирий Затворник и М.- лежат в одном гробе (ср.: Евгений (Болховитинов). 1847. С. 288; Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 81). Чудотворцем М. при этом не назван. На планах Дальних пещер XVIII - 1-й пол. XIX в. мощи М. Чудотворца показаны лежащими отдельно (см.: Дива. 1997. С. 137-138). М. не упоминается в составленном по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкел и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг . В рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником архиеп. Модесту (Стрельбицкому) при написании его Кратких сказаний о св. отцах Дальних пещер (1-е изд.- 1862), сообщалось, что М. «чудотворец, хотячи ся сподобити Богу, и ему душу и тело чисто представити, различно тело свое старался умерщвляти постом, молитвами и воздержанием, подвигами и поясом железным, который на голом теле носил, и крест великий железный, который своими руками был зробин, за которые подвиги и труды сподобился от Господа прияти чудотворения даров, и по смерти в небе неизреченныя радости наслаждается» ( Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 47). Святому имеются тропарь и кондак (Там же. С. 47-48).

http://pravenc.ru/text/2563960.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАФНУТИЙ Прп. Пафнутий Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Пафнутий Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) (2-я четв. XIII - 1-я пол. XVII в. (?)), прп. (пам. 15 февр., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, затворник, в Дальних пещерах почивающий. Не упоминается в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.: в Киево-Печерском патерике , «Повести временных лет» (см. Летописание ) и Житии прп. Феодосия Печерского. О нем, как и о большинстве святых, в Дальних пещерах почивающих, сохранились только краткие поздние сведения. Указание на XII-XIII вв. как на время жизни П. (Дива печер лаврських. К., 1997. С. 67; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 26 и др.) следует признать необоснованным. П. упоминается в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах (см: Описание Киево-Печерской лавры. 1847. С. 288; Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 80). П. не указан в составленном по благословению Киевского митр. свт. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг . Мощи П. присутствуют на планах Дальних пещер начиная с изданий 1661 г. (Дива печер лаврських. 1997. С. 137). В рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником сведений для архиеп. Модеста (Стрельбицкого) при написании его Кратких сказаний о святых отцах Дальних пещер (1-е изд.- 1862), сообщалось, что святой часто с плачем думал о предстоящей кончине, а, умирая, узрел ангелов, к-рые вознесли его душу на небо ( Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 73-74).

http://pravenc.ru/text/2579806.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАНКРАТИЙ Прп. Панкратий Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Панкратий Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) (2-я четв. XIII - 1-я треть XVII в.?), прп. (пам. 9 февр., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), иером. Киево-Печерский, затворник, в Дальних пещерах почивающий. Не упоминается в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.: Киево-Печерском патерике , «Повести временных лет» (см. Летописание ) и Житии прп. Феодосия Печерского. О нем, как и о большинстве святых, в Дальних пещерах почивающих, сохранились только краткие поздние сведения. Указание на XIII в. как на время жизни П., к-рое встречается в агиографических справочниках XIX-XX вв., следует признать необоснованным. П. упоминается как чудотворец в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах (см.: Описание Киево-Печерской лавры. 1847. С. 288; Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 80). Тем не менее П. не указан в составленном по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг . В рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником сведений для архиеп. Модеста (Стрельбицкого) при написании Кратких сказаний о святых отцах Дальних пещер (1-е изд.- 1862), сообщалось, что П., ведший строгую постническую жизнь, прославился чудотворениями, исцеляя болящих «молитвою, и постом, и помазанием елея» ( Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 63). Местная канонизация П. совершена при архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский), настоятеле Киево-Печерского мон-ря в 1684-1690 гг., когда было установлено празднование Собору преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих. Тогда же, вероятно, была составлена «Служба Собору преподобных отцов Печерских, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают», в к-рой П. прославляется как чудотворец в 6-м тропаре 6-й песни канона. Общецерковное почитание П. установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., к-рыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. П.) в общецерковные месяцесловы.

http://pravenc.ru/text/2578813.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ КАЛЬНОФОЙСКИЙ «Тератургима» Афанасия Кальнофойского. Титульный лист. К., 1638 г. «Тератургима» Афанасия Кальнофойского. Титульный лист. К., 1638 г. (1-я пол. XVII в.), соборный мон. Киево-Печерского мон-ря, автор сочинения о чудесах, совершавшихся в Киево-Печерском мон-ре в 1594-1637 гг.,- «Тератургима». Труд А. К. представляет собой продолжение «Киево-Печерского патерика» митр. Сильвестра (Косова) и написан по инициативе свт. Петра (Могилы) с целью опровержения клеветы униатов и иезуитов , утверждавших, будто в правосл. Церкви нет более чудес. Помимо рассказов А. К. о 64 совр. ему чудесах «Тератургима» содержит подробное описание пещер, всех храмов и построек мон-ря, перечень надгробий похороненных в мон-ре духовных и светских лиц, перечисление знатных благодетелей лавры. В «Тератургиму» вошли разделы, направленные против неверующих в истинность чудес в мон-ре. А. К. также дополнил своими толкованиями описание чудес, совершавшихся от иконы Богородицы в Купятицком мон-ре (см. Купятицкая икона Пресв. Богородицы ), автором к-рого был игум. Иларион (Денисович) . Соч.: Τερατοργημα, lubo Cuda, ktore byy tak w samym witocudotwornym monastyru Pieczarskim Kiiowskim, iako y w obudwu witych pieczarach, w których po woli Boey bogosawieni oycowie pieczarscy, poywszy, ciary cia swoich zoyli. [К.]: Z drukarni Kiiowo-pieczarskiej, 1638. Лит.: Венгеров. Словарь. Т. 1. С. 855; Евгений. Словарь. М., 1995. С. 48. Б. Н. Флоря Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ИГУМЕН († между 1377 и 1399, возможно, 1392) прп. Киево-Печерский (пам. 29 окт. в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ (XI в.), прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), монах Киево-Печерского монастыря АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (кон. XIII - XV в.), прп. Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер; в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АХИЛА ДИАКОН (конец XIII - XV в.?), прп. Киево-Печерский (пам. 4 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)

http://pravenc.ru/text/77002.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСЬЕВ Александр Гаврилович, гравер на меди, из московских мещан, работал в 1816-1862 гг. С 1827 г. являлся членом (соревнователем) ОИДР. В 1827, 1828, 1838 и 1840 гг. гравировал доски для печатания антиминсов . Работал для Московской синодальной типографии, Московского ун-та, выполнял заказы Киево-Печерской лавры , ж. «Московский телеграф». В 40-50-х гг. XIX в. содержал в Москве металлографическую мастерскую. Наиболее значительные произведения А.: 24-листные святцы; ряд изображений с видами русских мон-рей - московских Андроникова (1825) и Симонова Нового (1823, 1829, 1841), Троице-Сергиевой лавры (1825), Киево-Печерской лавры (1839, 1840, 1845, 1847), Оптиной пуст. (1847), коломенского Старо-Голутвина мон-ря (1844; по рис. П. Морозова, 1845), Тихонова Луховского мон-ря - с образом прп. Тихона Луховского, Бабаевского Николаевского мон-ря (1841), Мефодиева Пешношского мон-ря (1837), Соловецкого мон-ря (по рис. мон. Александра (Заливского), 1859), Стефанова Махрищского мон-ря (по рис. И. Суханова, 1835), Корсунского старообрядческого мон-ря (1825); портреты игум. Назария (Кондратьева), настоятеля Валаамского мон-ря (1853), прп. Мефодия Тымковского, настоятелей Мефодиева Пешношского мон-ря архим. Макария (Брюшкова) и иером. Максима (Погудкина) (1837), прп. Серафима Саровского (1841), старцев Саровской пуст.; обретение мощей свт. Митрофана Воронежского (по рис. И. Колышкина; 1842) и др. (оттиски в РГБ, РНБ, ЦАК МДА и др.). Гравюры А. использовались в качестве иллюстраций в изданиях: К. Ф. Калайдовича «Историческое и топографическое описание мужского общежительного мон-ря св. чудотворца Николая, что на Пешноше, с присовокуплением устава его и чиноположения» (М., 1837); «Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти о. Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника» (М., 1841); Л. Кавелина «Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни и состоящего при ней Скита святого Иоанна Предтечи» (СПб., 1847) и др. Лит.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 380, 967; Кн. 4. С. 636, 967; он же. Словарь граверов. Т. 1. Стб. 25-27; Собко. Словарь художников. Т. 1. Стб. 262-264; Николаева С. Г. Русская антиминсная гравюра XIX в.: Из собрания ГМИР//ПКНО, 1999. М., 2000. С. 463-479. М. Е. Ермакова Рубрики: Ключевые слова: ГРЕБНЕВ Лука Арефьевич (1867 - 1932), старообрядец-федосеевец, издатель, гравер, иконописец, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/77052.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Рязанские свв. Описания иконы Рязанские свв. - житие Собор Рязанских святых - празднование Русской Православной Церкви. Празднуется 10 июня Установлен 12 января 1987 года по инициативе архиепископа Рязанского и Касимовского Симона (Новикова) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена . День празднования был приурочен ко дню обретения мощей святителя Василия Рязанского. В Собор Рязанских святых входят: Блгв. Борис, страстотерпец, князь (+ 1015; память 2 мая, 24 июля) Блгв. Глеб, страстотерпец, князь (+ 1015; память 2 мая, 24 июля, 5 сентября) Блгв. Михаил Муромский, князь (+ XII; память 21 мая) Блгв. Феодор Муромский, князь (+ XII; память 21 мая) Сщмч. Кукша Печерский, иером., просветитель вятичей, в Ближних (Антониевых) пещерах (+ после 1114, память 27 августа) Блгв. Ирина Муромская, княгиня, супруга св. Константина Муромского (+ ок. 1129) Блгв. Константин Святославич Муромский, князь (+ 1129; память 21 мая) Прп. Илия Муромец, Печерский, в Ближних (Антониевых) пещерах (+ ок. 1188; память 19 декабря) Блг[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 9698.jpg:   Размер: 482x1178, 0.57 MPix, 94 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (123) , (2) . Описание: Икона «Собор святых, в земле Рязанской просиявших» и мощевик. Икона в кафедраль­ном соборе пребывает с 2006 года. Она помещена в особый киот. Пе­ред ней расположен большой мощевик с частицами святых мощей Рязанских святых: святителя Феодорита, священномученика Мисаила, архиепископа Рязанского, свя­тителя Феофана, Затворника Вышенского, святой праведной Иулиании Лазаревской, блаженных Ва­силия и Любови Рязанских, препо­добного Илариона Троекуровского, святого праведно­го Софрония Ибердского и д[...] Файл 18110.jpg:   Размер: 450x513, 0.23 MPix, 70 Kb. Дата: 2012-06-14, участник [ oldsailor ]. Рейтинг изображения: 2 (219) , (7) .

http://pravicon.com/icon-2806

XIII в. Прп. Панкратий затворник, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (9 февраля). XIII в. Прп. Евлогий старец, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (5 марта). XIII-XIV вв. Прп. Моисей чудотворец, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (28 июля). XIII-XIV вв. Прп. Мартирий диакон, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (25 октября). XIII-XIV вв. Прп. Мартирий затворник, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (25 октября). XIII-XIV вв. Прп. Григорий затворник, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (8 января). XIII-XIV вв. Прп. Макарий диакон, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (19 января). XIII-XIV вв. Прп. Захария постник, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (24 марта). XIII-XIV вв. Прп. Силуан схимник, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (10 июня). XIII-XIV вв. Прп. Агафон чудотворец, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (20 февраля). XIII-XIV вв. Прп. Лонгин вратарь, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (16 октября). XIV век † 1303, 4 марта Св. блгв. кн. московский Даниил (30 августа). † 1303, 8 июля Св. блж. Прокопий, Христа ради юродивый. Устюжский. † 1305, 6 декабря Свт. Максим, митр. Киевский и всея Руси, Владимирский (13 августа). † 1310, 23 декабря Свт. Феоктист, архиеп. Новгородский (23 января). Нач. XIV в. Прп. София (кнж. Тверская). Св. блгв. кнг. тверская Ксения (в иночестве Мария) (24 января; в неделю 1-ю после 29 июня – Собор Тверских святых). † 1316 (1317), 6 ноября Св. блгв. кнг. псковская Мария (в иночестве Марфа). † 1318, 22 ноября Св. блгв. вел. кн. тверской Михаил, мученик. † после 1320 г. Прп. Макарий пустынник. Новгородский (19 января; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Новгородских святых). † до 1321 г. Св. блгв. кн. ярославский Константин (19 сентября; 5 марта). Св. блгв. кн. ярославский Давид (19 сентября; 5 марта). Сб. блгв. кн. новгородский Афанасий (18 января). † 1132, 23 апреля Св. мч. Феодор философ. Камский. † 1325, 15 сентября Св. блгв. вел. кн. тверской Димитрий Грозные Очи, мученик (в неделю 1-ю после 29 июня – Собор Тверских святых).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Затворничество прп. Павла Обнорского. Фрагмент иконы «Прп. Павел Обнорский, с житием». XVII в. (ВГИАХМЗ) Примеры З. известны с самого зарождения монашества на Руси (вероятно, не позднее 1037 - Смолич. С. 24) вплоть до XIX в. Очагами З. стали мон-ри. Известно ок. 40 святых, прославленных в чине преподобных затворников, не считая гораздо большего числа подвижников, не названных так, хотя и подвизавшихся в З. Примерно треть всех известных затворников относится к Киево-Печерскому мон-рю. Еще до основания обители прп. Антоний († 1073), вернувшись в Киев с Афона, избрал местом уединенного подвига пещеру на склоне холма, где затворился до тех пор, пока вокруг него не собралось много учеников. Устав прп. Феодосия († 1074), с введения к-рого начинается в полном смысле история Киево-Печерского мон-ря, был общежительным. Сам прп. Феодосий не поощрал чрезмерной аскезы, т. к. она не могла бы стать основой монастырской киновии, хотя и не отрицал высших степеней подвига (Там же. С. 31). Еще при жизни прп. Феодосия в затворе находился прп. Исаакий († ок. 1090). В Киево-Печерском мон-ре изначально сформировалось гармоничное сочетание общежития и пещерного З., выразителями к-рого стали преподобные Афанасий Затворник (2-я пол. XII в.), Иоанн Многострадальный († 1160), Авраамий Затворник (2-я треть XIII - нач. XIV в.), Иеремия Прозорливый († ок. 1070) и др. После того как была построена надземная часть мон-ря, пещеры стали использовать как место особенных подвигов, в т. ч. З. Оно носило разнообразные формы. В случае наиболее сурового затвора вход в пещеру подвижника замуровывался так, что оставалось лишь небольшое отверстие и прекращалось всякое общение с внешним миром. После смерти подвижника единственное окно в пещеру закладывалось, и затвор становился могилой. В др. случаях затвор мог быть временным или неоднократным (напр., прп. Исаакий Затворник). Реже затвор сочетался с духовнической деятельностью; в таком случае ищущие наставления или исцеления люди приходили к келье подвижника и общались с ним через маленькое отверстие в двери (напр., прп. Лаврентий Затворник (XII в.)).

http://pravenc.ru/text/182645.html

25 . Мчч. и нотарий (скорописцев) Маркиана и Миртирия; мч. Анастасия. 26 . Вкмч. Димитрия мироточца, прп. Афанасия Микидийского. Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), быв. в Константинополе в 740 г. 27 . Мчч.: Нестора, Капитолины и Бромиды, рабыни ее, Марка и иже с ним; прп. Нестора летописца; обретение мощей св. блгв. кн. Андрея Смоленского. Мч. Марк, не будучи священником, совершал крещение, но в крайней нужде, во время гонений, и потому раскольники-безпоповцы напрасно указывают на его пример в доказательство правильности принятой ими практики относительно совершения таинства крещения. 28 . Мчч. Терентия и Неонилы и чад их: Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила и Евникии; прп. Стефана Савваита и творца канонов; свт. Арсения, архиеп. Сербского; вкмц. Параскевы, нареченной Пятница; мчч.: Африкана, Терентия, Максима и Помпия, сщмч. Кириака патр. Иерусалимского. 29 . Прмц. Анастасии Римляныни; прп. Аврамия затворника; преставление прп. Аврамия, архим. Богоявленского, Ростов. чудотв.; прпп.: Марии, анепсии (т.е. племянницы) прп. Аврамия и Анны; мчч.: Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы. 30 . Мчч.: Зиновия и Зиновии сестры его, Евтропии, Анастасии Селунской; свв. апп. (от 70-ти): Тертия, Марка, Иуста и Артемы; сщмч. Маркиана, еп. Сиракузского. 31 . Свв. апп. (от 70-ти): Стахия, Амплия и иже с ними: Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула; мч. Епимаха; прпп.: Спиридона и Никодима Печерских, прп. Мавры. У прп. Спиридона просфорника (XII в.) три первые перста правой руки соединены вместе, а два последние – пригнуты к ладони. Ноябрь 1 . Свв. чудотв. безсребренников Космы и Дамиана, иже от Асии; прп. Феодотии; мчч.: Ерминиггелда, Кириены, Иулиании, Кесария, Дасия и пр. 5 мучеников; сщмч. Иоанна еп. и Иакова пресвитера. 2 . Мчч.: Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и иже с ними (7000 христиан); прп. Маркиана Кирского. Мч. Акиндин и его содруги († 345 г.) были крещены чудесным образом, посредством дождя. Однажды к прп. Маркиану († 388 г.) подвизавшемуся в пустыне, вползла в келлию змея, он сотворил перстом крестное знамение, и она пала, опаленная огнем. Такова чудодейственная сила крестного знамения, с верою и благоговением творимого.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010