Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛИСЕЙ прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), Киево-Печерский. В «Тератургиме» Афанасия Кальнофойского (К., 1638) Е. упоминается наряду с др. Печерскими преподобными, известными только по именам. На планах Ближних и Дальних пещер XVII-XIX вв. местонахождение мощей Е. не указано. Лит.: Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 30; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. Прил. 3. С. 558; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 364; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 71. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ЗАТВОРНИК (не ранее 2-й трети XIII - нач. XIV в.), прп., Киево-Печерский (пам. 29 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АВРААМИЙ ИГУМЕН († между 1377 и 1399, возможно, 1392) прп. Киево-Печерский (пам. 29 окт. в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АВРААМИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 21 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АГАФОН прп. (пам. 20 февр., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), чудотворец Киево-Печерский АКИНДИН (XIII в.), архим. Киево-Печерского мон-ря в 20-30-х гг. XIII в., прп. (пам. 28 авг.– в Соборе Киево–Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих и во 2-ю Неделю Великого поста — в Соборе всех Киево–Печерских преподобных отцов) АЛЕКСИЙ ЗАТВОРНИК Киево-Печерский, прп., в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 апр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, в неделю 2-ю Великого поста – в Соборе святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/189855.html

Иконографическая справка: В центре композиции - фронтальное изображение тронной Богоматери с Младенцем, восседающим у Нее на коленях и благословляющим двмя руками. За спинкой престола два архангела с мерилами и зерцалами. В верхней части иконы, в сегменте неба с облаками, изображена сцена Коронования Богоматери Пресвятой Троицей - Богом Отцом, Богом Сыном и Святым Духом в виде голубя. Богоматери с Младенцем предстоят в молитве святые Киево-Печерского монастыря, возглавляемые его основателями печерскими преподобными Антонием, в одеждах схимника и Феодосием, в священническом облачении. Оба предстоят с развернутыми свитками. На свитке прп. Антония молитва с точным указанием строительства первого каменного храма монастыря во имя Успения Богоматери. На свитке прп. Феодосия слова его предсмертной беседы с монастырской братией. За прп. Антонием и Феодосием предстоят Богоматери киево-печерские святые группами по семь рядов в каждой. За прп. Антонием справа на лево и снизу вверх: 1. Ефрем Евнух, еп. Переяславский (+1097), Исайя, еп. Ростовский (+1090); 2. Стефан, игумен Печерский (+1094), Никита затворник, еп. Новгородский (+1108); 3. Дамиан, целебник Печерский (+1071), Иеремия, прозорливый (+1070), Матфей, прозорливый (+1085); 4. Варлаам, первый игумен Печерский (+1065), Исаакий, затворник (+1090), Иоанн, многострадальный (+1160); 5. Прохор, лебедник (+1107), Марк, гробокопатель и Феофил (11-12 вв.); 6. Спиридон и Никодим, просфорники печерские (12 в.); 7. Кукша, свящмч. (+1114), Лаврентий, затворник (13-14 вв.), Афанасий, затворник (13 в.), Никола, святоша (+1143); За прп. Феодосием слева направо и сверху вниз: 1. Нифонт, еп. Новгородский (+1156), Симон, еп. Владимирский и Суздальский (+1226); 2. Никон, игумен Печерский (+1088), Поликарп, архим. Печерский (+1182); 3.Никодим (?), Алимпий, иконописец (+1114), Агапит, врач (11 в.); 4. Григорий, чуд. (+1093), Моисей Угрин (+1043); 5. Феодор и Василий, прпмч. (+1098), Пимен, многоболезный (+1110); 6. Евстратий, постник и мч. (+1097), Никон Сухой (12в.); 7. Еразм (+1190), Нестор, летописец (+1114). В двух нижних рядах предстоят святые, ставшие в дальнейшем епископами и игуменами, а в верхних - святые монахи.

http://pravicon.com/info-767

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЗАРИЯ ПОСТНИК КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ прп. Время жизни А. П. неизвестно, но скорее всего приходится на 2-ю пол. XIII - нач. XIV в., т. к. о Киево-Печерских святых, живших до монг. нашествия, сохранились более подробные сведения. Упоминается в «Описании о российских святых» (в списке, опубликованном Н. П. Барсуковым по рукописи П. И. Савваитова) в числе святых «града Киева... и в пещерах». Дата канонизации А. П. к местному почитанию неизвестна. В «Тератургиме» иером. Афанасия Кальнофойского и в службе Киево-Печерским преподобным сведений о нем нет. Возможно, что почитание святого со временем было утрачено. Ист.: Барсуков. Источники агиографии. С. II. Лит.: Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 12. Ч. 2. Август. С. 191; Минея (МП). Февраль. С. 766-767; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 547; Кабанець Е. П. Icmopiя печерськоï kahohuзaцiï та cmucлi biдoмocmi про печерських святих//Дива печер Лаврських. К., 1997. С. 47-72. Игум. Андроник (Трубачев) Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ЗАТВОРНИК (не ранее 2-й трети XIII - нач. XIV в.), прп., Киево-Печерский (пам. 29 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АВРААМИЙ ИГУМЕН († между 1377 и 1399, возможно, 1392) прп. Киево-Печерский (пам. 29 окт. в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АВРААМИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 21 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АГАФОН прп. (пам. 20 февр., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), чудотворец Киево-Печерский

http://pravenc.ru/text/82715.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ (XIII-XVII вв.?), прп., Киево-Печерский (пам. 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), Послушливый. Впервые упоминается с прозвищем Послушливый в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638) в перечне святых, чьи мощи находятся в Ближних пещерах (см.: Описание Киево-Печерской лавры. С. 290). На планах пещер 1744 и 1769 гг. на месте мощей П. указаны св. останки некоего безымянного затворника (Дива печер лаврських. К., 1997. С. 124), на плане Ближних пещер 1825 г. мощи П. также не обозначены (Там же. С. 291-293). Свт. Евгений (Болховитинов) отмечает мощи прп. Павла с тем же прозвищем как находящиеся в Дальних пещерах (Описание Киево-Печерской лавры. С. 112). Н. П. Барсуков , архиеп. Димитрий (Самбикин) и архим. Леонид (Кавелин) в кон. XIX в. полагали, что это 2 разных Павла ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 419; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Сент. С. 74; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 24, 28-29), причем, по мнению последнего, мощи обоих находятся в Дальней пещере. Тем не менее вполне вероятно, что П. и Павел , прп., Киево-Печерский, Послушливый, в Дальних пещерах почивающий (пам. 10 сент.) - одно и то же лицо (см. также: Карпов А. Ю. Русская Церковь X-XIII вв.: Биогр. словарь. М., 2016. С. 347-348). М. В. П. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ЗАТВОРНИК (не ранее 2-й трети XIII - нач. XIV в.), прп., Киево-Печерский (пам. 29 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АВРААМИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 21 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/2581805.html

2. Пятница. Прор. Аввакума. Аллилуия. Прп. Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах. Св. Стефана Уроша, царя Сербского. Прп. Иоанникия Девиченского, Сербского. Мц. Миропии. Прп. Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Сщмч. Владимира пресвитера, Московского. Сщмч. Сергия Кудрявцева пресвитера . Сщмч. Иоанна Державина пресвитера . Сщмч. Константина Некрасова пресвитера . По Уставу, совершается аллилуйная служба (Б) . По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба прор. Аввакума не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А) . Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный...» и обычного начала). А. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 2-й – 3, и пророка, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Агнца и Пастыря...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Егда Тя...». По Трисвятом – тропарь пророка, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Препрославленна еси, Богородице Дево...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь пророка, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Препрославленна еси, Богородице Дево...». Кафизмы 19-я и 20-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и пророка на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален пророка, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак пророка, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие.

http://patriarchia.ru/bu/2023-12-15/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОНИМ (ранее XVII в.), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), затворник. В «Тератургиме» Афанасия Кальнофойского (К., 1638) сказано, что мощи И. почивают открыто. Более поздние авторы, оставившие описания Киево-Печерского монастыря, не сообщают о мощах святого (их местонахождение остается неизв.). Видимо, поэтому не состоялась отдельная местная канонизация святого. И. канонизирован в 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский), когда было учреждено празднование преподобным Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня. Общецерковное почитание установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. С 1843 г. совершается празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. Ист.: Описание Киево-Печерской лавры. 1847. С. 290. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 240; Минея (МП). Сент. С. 833; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 70; Филарет (Гумилевский). РСв. СПб., 2008. С. 528. Э. П. Р. Ключевые слова: АВРААМИЙ ЗАТВОРНИК (не ранее 2-й трети XIII - нач. XIV в.), прп., Киево-Печерский (пам. 29 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АВРААМИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 21 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/293696.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Поместных Православных Церквей АНАТОЛИЙ Дмитриевич Ивановский (16 февраля 1863 – 30 октября 1918), священник, священномученик (пам. 17 октября, 6 сентября, в Соборе Вятских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) АНАТОЛИЙ Ананьевич Бержицкий (1873-1937), свящ., сщмч. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых) АНАТОЛИЙ Афанасьевич Левицкий (1894-1937), свящ., сщмч., (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ Авдеевич Правдолюбов (1862-1937), прот., сщмч. (пам 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ Андреевич Барашков (1870-1918), мч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ Дмитриевич Рождественский (1891-1921), мч. (пам. 6 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 3 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 3 июля, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/rubrics/122324_11.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые канонизированные до 1988 г. АДРИАН УГЛИЧСКИЙ († после 1504), прп. (пам. 26 авг., в субботу сырную, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) АКАКИЙ (1482 – 1567), еп. Тверской и Кашинский, свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНТОНИЙ (Арапов; 1880-1919), игум., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНТОНИЙ ЧЕРНОЕЗЕРСКИЙ († 1598), осн. Антониевой Черноезерской пустыни, прп. (пам. 17 янв., в Соборе Новгородских святых) АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон. XIII-XV в.?), преподобный Киево-Печерский (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ (Филиппович; ок. 1595-1648), игум. Брестского мон-ря, прмч. (пам. 5 сент., 20 июля, в Соборе Белорусских святых и в Соборе Волынских святых) БОРИС Сергеевич Заварин (1910- 1938), мч. (пам. 25 янв., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), псаломщик БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) ВАРЛААМ (Надёжин Василий Федотович; 1774 - 1846), игум. Чикойского мон-ря, прп. Чикойский (пам. 23 янв., 5 окт., 10 июня - в Соборе Сибирских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122342.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ прп., Киево-Печерский (пам. во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих), пресв. Время жизни неизвестно (в перечне всех святых, в земле Российской просиявших, составленном игум. Андроником (Трубачёвым) , указано, что Е. жил предположительно в XIII в.; см.: Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 364). Сведения о Е., очевидно, восходят к «Тератургиме» инока Киево-Печерского мон-ря Афанасия Кальнофойского (К., 1638), где указано, что нетленные мощи Е. в священническом облачении находятся в Антониевых (Ближних) пещерах напротив мощей прп. Илии Муромца . На последующих планах XVII-XIX вв. занимающие это место мощи обозначены как принадлежащие прп. Исаакию затворнику. Общецерковное почитание Печерским преподобным установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым разрешалось печатать службы им и вносить их имена (в т. ч. Е.) в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших. В 1886 г. празднование Собору преподобных отцов Ближних пещер было перенесено на 28 сент. (ранее память праздновалась в субботу после Воздвижения Креста Господня, т. е. после 21 сент.). Е. как священник упоминается вместе с прп. Пименом постником († после 1114) в 4-м тропаре 9-й песни канона преподобным Киево-Печерским отцам, в Ближних пещерах почивающим. Святые прославляются как «добрая маслина, ихже дарованием благодати умастившеся, благодарят вернии и славословлении выну всех Творца величают» (Минея (МП). Сент. С. 829). В агиографических справочниках XIX - нач. XX в. память Е. указывается под 21 (Н. П. Барсуков ) или 22 сент. (архиеп. Сергий (Спасский) ). На иконе «Собор Киево-Печерских святых» 2-й пол. XIX в. (частное собрание, см.: И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. преподобный с именем Ефрем изображен дважды: как средовек с небольшой русой бородой, в монашеской мантии и куколе - в левой группе святых (5-й слева в 3-м ряду, рядом с прп. Пименом) и как старец в клобуке, с длинной узкой бородой - в правой части композиции (2-й от центра в 6-м ряду). Возможно, именно Е. представлен на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) в группе преподобных справа во 2-м ряду в рясе и мантии, с клобуком на плечах, с округлой бородой, надпись: «п. Ефремъ печер.».

http://pravenc.ru/text/182087.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 3 июля, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших). В «Тератургиме» иером. Афанасия (Кальнофойского) (1638) А. З. именуется старцем и чудотворцем. Он упоминается также вместе с преподобными Спиридоном и Никодимом в службе Собора преподобных отцов Ближних пещер (2-й тропарь 9-й песни), и вследствие этого нек-рые месяцесловы указывают его память на 31 окт.- день отдельной памяти святых Спиридона и Никодима. Архиеп. Филарет (Гумилевский) предполагал, что А. З. подвизался в одно время с этими святыми - в XII в. Местная канонизация подвижника совершилась в XVII в., когда киево-печерский архим. Варлаам (Ясинский ; 1684-1690, впосл. митр. Киевский) установил празднование Собора преподобных отцов Ближних пещер, вероятно, тогда же была составлена служба, посвященная этому Собору. Имя А. З. также внесено в «Описание о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) в числе святых «града Киева». Общецерковное почитание А. З. установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1785 гг., согласно к-рым ряд киевских святых (в т. ч. А. З.) дозволялось вносить в московские общецерковные месяцесловы. В 1763 г. в типографии Киево-Печерской лавры были изданы «Службы преподобным отцам печерским», где впервые опубликована служба Собору преподобных отцов Ближних пещер. В 1843 г. установлено празднование общей памяти всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших. 3 июля память А. З. совершается ради тезоименитства со свт. Анатолием , Патриархом К-польским. Ист.: Службы преподобным отцам печерским ихже мощи в Ближней и Дальней пещере нетленно почивают. К., 1763; Описание Киевопечерской лавры. С. 290; Описание о российских святых. С. 27; Минея (МП). Сентябрь. С. 727. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 35-36; Филарет (Гумилевский). РСв. Чернигов, 1865. Вып. 3. Сентябрь-декабрь. С. 298-299; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 2: Октябрь. С. 31; Голубинский. Канонизация святых. С. 202-203; Кабанець. Icmopiя печерськоï kahohiзaцiï. С. 47-50.

http://pravenc.ru/text/115006.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010