Ведь мы, почтеннейший, издавна объяты любовью к тебе и почитаем тебя не только как знакомого и брата по монашеству, но и как исповедника за Христа, за Которого и ради Которого [произошли] гонение и ссылка. Но благодарение Господу, явившему тебя в настоящее время столпом и утверждением истины (ср. 1Тим.3:15 ), не поколебавшимся от ударов противных [ветров], но в крепости Святого Духа сохраняющим в чистоте таинство благочестия. (395) Ты, конечно, знаешь, сколько [человек] и великих по моим грехам соблазнилось. Кто по их поводу не восстенает со слезами? В частности, по поводу [игумена] Мидикийского 829 , ради икономии увлеченного друзьями Иосифа в нечестие против Христа. Это, богомудрый, совершенно нетерпимо и неудобно, ибо кто под видом добра творит зло, впадает в сугубый грех. А что он делает дурное и как бы прикрытием пользуется именем добра, о том свидетельствует божественный Василий. Так, они сверх собственного падения делаются причиной соблазна и для многих других. Впрочем, Мидикийский [игумен], сознав свое поражение, исповедал свое падение и, как я узнал, сильно раскаялся, и поэтому удалился в бегство, тем оставив своим ученикам и благомыслящим великий пример раскаяния и пользы. Стоят по благодати Христовой при содействии епископов прежде подвизавшиеся о Господе из числа игуменов, именно [игумены монастырей]: Кафарского 830 , Пикридийского, Павлопетрийского 831 , Агравского 832 , Далматского 833 и Макарий Пелекитский. Итак, молись, желаннейший отец, о мире Церкви, а затем и обо мне, грешном и нижайшем, чтобы, удостоившись следовать за вами, и я вместе с вами, святыми отцами, пришел к Богу. 268. К игумену Иоанну 834 Это мое письмо есть ответ на два послания твоей святости, так как я не имел под руками письмоносца, правильнее сказать потому, что мы имели встречу в видении (δια το φασματικν), о чем сообщил мне принесший письмо. Благодарение Богу, что пребываешь в здравии, честнейший отец, (396) перенося уничижение Христа, за Которого и ради Которого изгнание и злострадание, лишение собственности и удаление от близких. Ты получаешь грустные сведения о беззакониях, творимых в монастыре, и знаю, что эти известия огорчают тебя. Да и может ли быть иначе? Ведь в числе [монастырских имуществ] есть и дело рук твоих, плод трудов, имущество от родителей, сборы и пожертвования от многих других, ибо ты был смотрителем царских имуществ и за это получал немало жалованья и платы натурой, а с другой стороны, и сам ты знатного происхождения, имеешь много родственников и [благодаря всему этому] богато обставил монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Послание 279(467). Игнатию, епископу Милетскому Так как я до сих пор не знал точно места ссылки твоей отеческой святыни, то и не удостоился написать тебе, хотя и имел к этому желание и трепетал духом. А теперь, когда брат наш Дионисий, возвратившись оттуда, сообщил нам, что видел твое преподобие и принес нашему ничтожеству приветствие от тебя и извещение о том, где находится и какова местность, где ты пребываешь, мы, смиренные, сильно обрадовались и охотно написали письмо. Ведь мы, почтеннейший, издавна объяты любовью к тебе и почитаем тебя не только как знакомого и брата по монашеству, но и как исповедника за Христа, за Которого и ради Которого произошли гонение и ссылка. Но благодарение Господу, явившему тебя в настоящее время столпом и утверждением истины, не поколебавшимся от ударов противных ветров, но в крепости Святого Духа сохраняющим в чистоте таинство благочестия. Ты, конечно, знаешь, сколько человек и великих, по моим грехам соблазнилось. Кто по ним не возопит со слезами? В частности, по поводу игумена Мидикийского, ради так называемой икономии увлеченного друзьями Иосифа в нечестие против Христа. Это, богомудрый, совершенно нетерпимо и неприемлемо, ибо кто творит зло под видом добра, тот впадает в сугубый грех . А что он делает дурное и пользуется именем добра как прикрытием, о том свидетельствует божественный Василий. И так они, помимо собственного падения, делаются причиной соблазна для многих других. Впрочем, Мидикийский игумен, осознав свое поражение, исповедал свое падение, и как я узнал, сильно раскаялся и удалился в бегство, тем самым оставив для назидания своим ученикам и всем благомыслящим великий пример раскаяния. Стоят же по благодати Христовой при содействии епископов прежде подвизавшиеся о Господе игумены монастырей: Чистых, Пикридийского, Павлопетрийского, Агравского, Далматского и Макарий Пелекитский. Итак, молись, желаннейший отец, о мире Церкви, а затем и обо мне, грешном и нижайшем, чтобы, удостоившись следовать за вами, и я вместе с вами, святыми отцами, пришел к Богу. Читать далее Источник: Послания/Преподобный Феодор Студит. - М. : Приход храма Святаго Духа сошествия : Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 2003. (Святоотеческое наследие). Кн. 1. - 474, с.; Кн. 2. - 503 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ ПАВЛОПЕТРИЙСКИЙ (750, К-поль - 826) прп., исп. (пам. 22 февр.). Род. в богатой и благочестивой семье. Еще в отрочестве решил стать иноком и по достижении совершеннолетия удалился в обитель, называвшуюся Павлопетрия (около Никомидии). В этом мон-ре А. П. подвизался много лет и затем стал его игуменом. Своими иноческими подвигами преподобный стал известен императору. Сподвижник прп. Феодора Студита и Иоанна, игум. мон-ря Кафара , А. П. претерпел гонения за почитание святых икон в царствование императора-иконоборца Льва V Армянина : был дважды подвергнут бичеванию и отправлен в изгнание. Несмотря на это, А. П. до конца жизни сохранил правосл. веру. Упоминается в письмах прп. Феодора Студита к папе Пасхалию I и еп. Антонию (PG. 99. Col. 1152-1156, 1629). Краткое житие А. П. вошло в состав Синаксаря К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 483) под 22 февр. В Минологии Василия II под 14 янв. указывается его память без жития, а под 12 янв. и 22 февр. помещены только изображения А. П. (PG. 117. Col. 253, 257, 324). В большинстве греч. календарей память А. П. отмечена 22 февр.: в Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 236) и стишных синаксарях. В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А. П., включенный под 22 февр. в нестишной Пролог (древнейший список - РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в. ( Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 197)). Кроме того, в нек-рых списках Прологов память А. П. без жития указывается под 14 янв. (ГИМ. Син. 239, 1313 г.). В 1-й пол. XIV в. житие А. П. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога (Словенски ракописи во Makeдohuja. С. 240). В ВМЧ помещены оба проложных жития А. П. ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 491-492 (1-я паг.)). Ист.: ActaSS. Febr. T. 3. P. 302; SynCP. Col. 483; ЖСв. Февр. С. 404-405; Стихуван Пролог за зимската половина, српска peцehзuja, ок. 1385-1390 гг.//Словенски ракописи во Makeдohuja. Ckonje, 1971. Кн. 1. С. 195-242.

http://pravenc.ru/text/77018.html

Богу, радостью для Ангелов и святых, опорою для колеблющихся, поддержкой для утвердившихся, восстановлением для падших, веселием для всей Церкви православных и для твоей верховности вечной памятью, подобно древним предшественникам твоим, которые, в подобные времена сделав по внушению Духа то, что ныне испрашивается нами, грешными, поминаются и ублажаются. Мы несомненно веруем, что ты, преклонившись милостью сострадания, примешь уничиженное письмо наше, подражая Христу, Который, будучи Богом всех, не погнушался принять письмо от Авгаря и написать ответ на него. 272. К нему же (II, 13) 842 (402) Всесвятейшему отцу, верховному вселенскому светилу, господину нашему, владыке, апостольскому папе Иоанн, Феодосий, Афанасий, Феодор, нижайшие пресвитеры и игумены Кафарский, Пикридийский, Павлопетрийский, Студийский. Посетил нас Восток свыше ( Лк.1:78 ), Христос Бог наш, поставив твое блаженство на Западе как бы некоторым богосветлым светильником для просвещения поднебесной Церкви на апостольском первейшем престоле. Духовный свет восприяли мы, содержимые во мраке и смертной тени (ср. Лк.1:79 ) нечестивой ереси, отгнали облако уныния и возникли к благим надеждам, узнав от посланных нами братий и сослужителей наших 843 , как и что сделала и сказала святая верховность твоя, еретиков [Col. 1156] апокрисиариев 844 , как воров, не допустив даже до священного твоего лицезрения, но справедливо отвергнув их, когда они находились еще далеко, а нашим бедствиям, по известию письма и рассказам посланных, оказав сочувствие и богоподобно сострадав нам как собственным членам. Подлинно узнали мы, смиренные, что действительный преемник верховного из апостолов предстоятельствует в Римской церкви; истинно убедились мы, что не оставил Господь нашей Церкви, для которой в приключающихся несчастьях имеется издревле и от начала одна и единственная помощь от вас, по Промышлению Божию. Итак, вы поистине незагрязненный и неподдельный источник Православия от начала; вы тихая пристань всей Церкви, удаленная от всякой еретической бури; вы богоизбранный город спасительного прибежища. Впрочем, (403) дерзновенно со стороны нас, несчастных и недостойных, составлять похвалы вашему божественному имени, которое некогда было ублажаемо божественными устами (ср. Мф.16:17 ); надобно обратиться к нашим бедствиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Ни в коем случае. Я готов, если это может быть благоугодно Богу, не только сказать тебе: «Я грешен», но и послушаться тебя. Молю тебя, чадо мое возлюбленное, Сам Бог просит через меня, не ожесточайся. Знай, что ты несешь на себе ответственность и за окружающих тебя чад моих. Молю тебя, не [дай мне] обмануться в надежде на вас обоих я разумею также и возлюбленного моего Василия, писать которому особо (399) мне нечего. Если же вы, чего да не будет, не послушаетесь, я, смиренный, объявляю себя невинным от вашей крови (ср. Мф.27:24 ; Деян. 20:26 ). А вы сами увидите, как и знаете, какое наказание и связание от Бога [следует] за непослушание. 270. К жене протоспафария 838 Жалея и боясь, как бы своим письмом не причинить тебе, госпожа моя, труда, я не писал раньше. А ты, не знаю, каким образом встретив письмоносца, наполнила его руку деньгами, послав их нашему смирению для упокоения. Почему ты причинила убыток своему благословенному дому? Зачем ты меня усиленно питаешь? Но всё Измеряющий мерою и весом ( Прем.11:21 ) да вознаградит тебя и окажет тебе прием в Царстве Своем. Да внимает Он твоей вере и возносимой молитве. Да утолит всякое твое горе и трепет и даст тебе мирную и спокойную жизнь. Поминай и нас в своем чистом и православном служении. Я слышу, что ты держишься благочестия 839 . Держись и впредь. 271. К Пасхалию, папе Римскому (II, 12) 840 Всесвятейшему, великому светилу, первейшему архиерею, господину нашему, владыке, апостольскому папе Иоанн, Феодосий, (400) Афанасий, Иоанн, Феодор, нижайшие пресвитеры и игумены Кафарский, Пикридийский, Павлопетрийский, Евкерийский, Студийский. Конечно, уже известно верховному блаженству вашему случившееся с нашею Церковью по грехам нашим. Мы обратились в притчу и пословицу у всех народов, скажу словами Писания ( Пс.68:12 ). Но, может быть, эта весть [дошла до вас] не совершенно и не письменно. Посему мы, нижайшие, хотя и составляющие последний член Тела Христова, когда глава наша в заключении и высшие из братства рассеяны в разных местах, можем, находясь близко и путем сношения друг с другом согласуясь в духе и слове, написать, хотя это и дерзновенно, следующее.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Примечания 1. Написано в 817 году. Послание 13(72). К нему же Всесвятейшему отцу, верховному вселенскому светилу, господину нашему, Владыке, апостольскому папе, Иоанн, Феодосий, Афанасий, Феодор, нижайшие пресвитеры и игумены Кафарский, Пикридийский, Павлопетрийский, Студийский. Посетил нас восток свыше (Лк.1:78), Христос Бог наш, поставив твое блаженство на западе как некий богосветлый светильник для просвещения поднебесной Церкви, на первейшем апостольском престоле. Мы, пребывающие во мраке и смертной тени нечестивой ереси, восприняли духовный свет, отогнали облако уныния и восприняли благие надежды, узнав от посланных нами братьев и сослужителей наших, как и что сделала и сказала святая верховность твоя. Ходатаев-еретиков не допустил, как воров, даже до священного твоего лица, но справедливо отверг их, когда они находились еще далеко. Нашим же бедствиям, по письменным известиям и рассказам посланных, оказал сочувствие и богоподобно сострадал нам, как собственным членам. Подлинно узнали мы, смиренные, что действительный преемник верховного из апостолов предстоятельствует в Римской Церкви. Истинно убедились мы, что не оставил Господь нашу Церковь, которая в случающихся несчастьях имеет, как издревле, сначала одну-единственную помощь от вас, по промышлению Божьему. Итак, вы - поистине незагрязненный и неподдельный источник Православия с самого начала; вы - тихая пристань всей Церкви, удаленная от всяких еретических бурь, вы - богоизбранный город спасительного прибежища. Впрочем, дерзновенно с нашей стороны составлять похвалы вашему божественному имени, которое некогда было ублажаемо божественными устами, надо обратиться и к нашим бедствиям. Нечестивые не перестают со всяким рвением и неистовством делать свое обычное дело, увлекая и низвергая в пропасть ереси всех, боящихся смерти. Ибо тот, кто не уступает им, неизбежно подвергается жестокому пламени бичеваний и прочим мучениям, так что, к крайнему сожалению, мало-помалу ослабевают некоторые и из тех, которые прежде подвизались.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1201...

Приветствуй братьев твоих и сынов моих, авву Петра и Игнатия, и Тифоия, возлюбленных о Господе и сотрудников моих. Приветствуй любезных моих из святой общины. Приветствуй хранителей Таин, возлюбленные сердца мои. Приветствуй труждающуюся в Господе, от которой я получаю блага с избытком. Приветствуй всех братий во Христе, даже если они миряне, между которыми Сергий благочестивый и близкий. Приветствуют тебя и прочих находящиеся со мной братия, всегда возлюбленные. Вспоминайте о моем смирении. Господь наш Иисус Христос с вами, братия! Примечания 1. Написано в 816 году. 2. Творения в русском переводе. М., 1892. T.VII. Письмо 257. С.236-241. 3. Там же. Письмо 232. С.173. Послание 12(71). К Пасхалию, Папе Римскому Всесвятейшему, великому светилу, первейшему архиерею, господину нашему, Владыке, апостольскому папе, Иоанн, Феодосий, Афанасий, Иоанн, Феодор, нижайшие пресвитеры и игумены Кафарский, Пикридийский, Павлопетрийский, Евкерийский, Студийский. Конечно, уже известно верховному Блаженству Вашему случившееся с нашей Церковью по грехам нашим. Мы обратились в притчу и пословицу у всех народов, скажу словами Писания (Пс.68:12). Но может быть, эта весть дошла до вас не полностью и не письменно. Посему мы, нижайшие, хотя и составляющие последний из членов тела Христова, когда глава наша в заключении и высшие из братства рассеяны там и тут, можем, находясь близко и через сношение друг с другом согласуясь в духе и слове, написать, хотя это и дерзновенно, следующее. Внемли, апостольская глава, Богом вознесенный пастырь овец Христовых, имеющий ключи царства небесного, камень веры, на котором воздвигнута Кафолическая Церковь. Ибо ты - Петр, украшающий престол Петров и правящий на нем. Свирепые волки вторглись во двор Господень, врата адовы; как некогда, напали на нее. Что это? Гоним Христос с Матерью и служителями, так как преследование образа есть гонение первообраза. Отсюда задержание Патриаршей Главы, изгнания и ссылки архиереев и иереев, монахов и монахинь, оковы и железные узы, мучения и, наконец, смерти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1201...

   001   002