16 . И непщевах 447 разумети: сие труд есть предо мною. С Евр.: «И думал я, как бы уразуметь это; но это трудно было в глазах моих». Т.е. когда я задумал понять судьбы Божии в распределении участи людей на земле, когда стал размышлять о сем, тогда оказалось это делом трудным для меня. «Предположив, что знаю столь глубокие суды Божии, встретил для себя трудности потому что суды Божии глубоки и неизследимы» (Св. Афан.). 17 . Дондеже вниду в святило 448 Божие, и разумею в последняя их. С Евр.: «Доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их». Под вхождением во святило Божие св. Афанасий разумеет время будущего суда Божия. Т.е. тогда уразумею, почему благочестивые страждут, а нечестивые благоденствуют, когда настанет время суда Божия; тогда Господь воздаст каждому по делам его (Св. Афан.). Бл. Феодорит разумеет самый храм: «Но оставив другие помыслы, рассудил я, что в наказание за прегрешения Бог предал меня на труды и бедствия (т.е. в Вавилон. плену). Впрочем, я возвращусь, узрю освященный храм Его, увижу злый конец их» (т.е. Вавилонян). 18 . Обаче за льщения 449 их положил еси им злая, низложил еси я, внегда разгордешася. С Евр.: «Так! на скользких путях поставил Ты их, и низвергаешь их в пропасти». Т.е. за коварство нечестивых Ты определил им жестокия наказания, низлагаешь их; когда они гордятся, «возвышение их обратится для них в падение» (Св. Афан.). 19 . Како Быша в запустение? Внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое, яко соние востающего. С Евр.: «Как нечаянно пришли они в раззорение, изчезли, погибли от ужасов! Ст. 20: как сновидение по пробуждении». Св. Афанасий разумеет вообще нечестивых, «для которых настоящее богатство их вменится как бы в пустые и всякой тени тончайшие призраки сновидцев»; а бл. Феодорит относит к Вавилонянам, «которые кичились и тщеславились, как обладатели целой вселенной, но внезапно утратили владычество и впали в крайнее рабство». 20 . Господи, во граде Твоем образ их уничижиши. С Евр.: «Так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их». «Град Господень, – говорит св. Афан., – есть вышний Иерусалим; образ их – образ Иерусалима земного. Смысл же речи таков: поскольку носят они (нечестивые) на себе образ Иерусалима земного, а не небесного, то и будут уничижены за сие». «Владычество Вавилонян пророк уподобляет образу сохраняющемуся малое время. Уничижиши, т.е. накажешь за злочестие в Твоем граде» (Бл. Феод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

17 . С Евр.: «Я же воззову к Богу, и Господь спасет меня». 18 . С Евр.: «Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой». 19 . Избавит миром душу мою от приближающихся мне: яко во мнозе бяху со мною. С Евр.: «Избавит в мире душу мою от восстающих на меня; ибо их много у меня». Т.е. дарует мир душе моей, избавив от тревог, какие делали мне во множестве приближающиеся, или враждующие противу меня враги мои. «Слова: во мнозе бяху со мною означают, – говорит бл. Феод., – что враги многочисленны». Бл. Иерон. и Симм. перевели: «многие были против меня»; св. Афанасий: «против меня многие собрались, намереваясь похитить у меня душу мою». 20 . Несть бо им изменения, яко не убояшася Бога. «Симмах, – говорит бл. Феод., – перевел сие так: «ибо не пременятся, и не убоятся Бога». Т.е. враги мои не каются, не исправляются, злодействуют по-прежнему, не имея страха Божия. 21 . Простре руку свою на воздаяние: оскверниша завет Его. С Евр.: «Простерли руки свои на тех, которые с ними в мире, нарушили союз свой». «Три толковника (т.е. Симм., Акила и Феодот.), – говорит бл. Феод., – перевели так: «Простер руку свою на тех, которые с ним были в мире». Слова: простре, руку свою на воздаяние, по бл. Феодор., значат: Иуда простер руку на злое воздаяние Спасителю, воздал Ему злом за добро, «не принес ничего доброго, но все было (у него) исполнено лукавства. Оскверниша завет – нарушили завет, повелевающий любить ближнего. Св. Афанасий объясняет иначе: «Бог простирал руку Свою (т.е. Иудеям), подательницу благ, чтобы и они стали причастниками благословения; а они не только не приняли, но даже осквернили завет, т.е. евангельский». 22 . Разделишася от гнева лица его, и приближишася сердца их 341 . С Евр.: «Уста их мягче масла, а в сердце их вражда». Симмах: «Паче коровьего масла уста их, но враждебно сердце каждого из них». Разделишася и проч. Можно понимать так: т.е. враги Спасителя разделились или рассеялись от гнева лица Божия (или просто от гнева Божия). «Поскольку зло поступили с Благодетелем, то рассеял их по всем ветрам» (Св. Афан.). Наказал же Господь за то, что сердца их лицемерно приближались к Нему, коварно, – или: «поработившись гневу, одно говорили, а другое замышляли» (бл. Феод.); что умякнуша словеса их паче елеа, и та суть стрелы, т.е. за то, что слова их были мягче елея, нежны, ласкательны; но эти мягкия слова были как стрелы для сердца. «Хотя Иуда произносил слова умягченные и мирные, однако же они исполнены были злобы» (Св. Афан.). С Евр.: «Слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

21 Который как Истинный Бог стал Истинным Человеком и, оставаясь Вечным Богом и становясь однажды и навеки Совершенным Человеком, остаётся Богочеловеком на все веки и на всю вечность. 22 Благодаря явлению Христа во времени и пространстве мир и человек обрели в Нём основание, причину и смысл своего существования, свою вечную жизнь, блаженное спасение, благодатное обожение и обогочеловечивание. 26 Особенно для нас, людей – творений, созданных во времени, но предназначенных для вечности, Иисус Христос стал центром и содержанием нашего существования, жизни и вечности ( Евр. 1:1–12, 13:8 ). И хотя Он явился в последние дни, при Понтийстем Пилате, Он в Своём Воплощении стал центром истории, праистории и метаистории. 27 Ибо Он как Сын Божий и вечная Божественная Ипостась (Личность), Один из Святой Троицы, взяв на Себя всего человека в Своей Богоначальной Ипостаси и соединив его вечно с Собой, стал Началом и Концом ( ρχ κα τλος ­ началом и целью) всех о нас путей Божиих и дел Божиих ( Откр. 21:6 ; Притч. 8:22–25 ). Он, Единородный, стал Перворождённым всей твари и Первенцем новой твари Божией, как вслед за апостолом Павлом учит святой Афанасий Великий . 28 И если сказал когда-то премудрый Соломон, что нет ничего нового под солнцем, это было действительностью только до прихода Христа Спасителя, Который Своим вочеловечиванием становится «из всего нового Новейшее и Единственно Новое под солнцем», как справедливо отвечает Соломону святой Иоанн Дамаскин . 29 Новый Завет потому и действительно Новый, ибо Бог явился во плоти как человек. 30 И когда святой апостол Павел говорит: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор. 2:9 ), говорит это прежде всего по отношению к Спасителю Христу, Который как вечная Премудрость Божия тайна, сокровенная, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, родился как Человек и распялся в последние дни как Господь славы – нас ради и нашего ради спасения ( 1Кор. 2:6–8 ). 31 Будучи от вечности Богом Великим и Блаженным, единственным Сильным Владыкой и Спасителем, Царём царствующих и Господом господствующих ( 1Тим. 6:15 ; ср. Тит. 2:11 –14 ), пришёл на землю благоволением Отца и содействием Духа Святого, чтобы спасти грешников, из которых я первый ( 1Тим. 1:15 ). Как предвечный Сын Единородный Отца предвечного, «Столь велик и столь высок Он» ( τοσοτος κα τηλικοτος), как говорит святой Иоанн Златоуст , 32 сошёл к нам и «воплотился и вочеловечился, не по Своей потребности», но чтобы спасти нас, «чтобы сынов человеческих сделать сынами Божиими». 33 В этом для апостола Павла заключается всё Евангелие и весь (всецелый) Новый Завет Божий и наш христианский, ибо и тот и другой воплощаются и осуществляются во Христе Богочеловеке и Спасителе мира и всего человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

21 . Услышати воздыхание окованных, разрешите сыны умерщвленных. С Евр.: «Чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти». Т.е. «чтобы пленные Иудеи (находящися в узах) возвратились на место умерщвленных» (Бл. Феод.). «Кто сии окованные, – говорит св. Афан., – как не те, которых ненавистник добра диавол связал пленницами греха? Сыны умерщвленных суть уверовавшие из язычников, потому что отцы их умерли еще идослужителями во грехах своих» (Св. Афанасий). 22 . С Евр.: «Дабы возвещали на Сионе имя Господне, и хвалу Его в Иерусалиме». 23 . С Евр.: «Когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу». 24 . Отвеща Ему на пути крепости Его: умаление дней моих возвести ми. «Когда сподобимся возвратиться, говорит пророк, и (ст. 23) соберутся народы и цари, дивясь Твоей силе: тогда будет у нас столько веселия, что станем умолять Твою благость – даровать нам приложение лет и не предавать смерти (ст. 25) в преполовение дней наших. Путем крепости пророк называет свое возвращение, дарованное крепостию Божиею» (Бл. Феод.). Отвеща ему на пути крепости Его. «Ответствует пророческий лик, как вопрошавший Бога, – говорит св. Афанасий. – Путем крепости Его (Господа) называет пришествие на землю. Ибо пришел связать крепкого. Умаление дней моих возвести ми. Возвести мне: какова жизнь наша? Ибо желал (лик пророков) знать, продлится ли жизнь его до тех дней, в которые явится на земле вочеловечившийся Единородный» (Св. Афан.). С Евр.: «Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои». 25 . Не возведи мене во преполовение дней моих: в роде родов лета Твоя. С Евр.: «Я сказал: Боже мой! не восхить меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов». Т.е. не дай нам умереть в половине жизни; «ибо Ты имеешь беспредельное бытие, и Тебе нетрудно и других соделать долговечными» (Бл. Феод.). По св. Афан., «преполовением дней своих или жизни своей, (пророческий лик) именует время, пока пребывает в одном видении пришествия (Христова). Посему молится, чтобы исполнилось все время его и, если можно, продлилась жизнь его, и сподобился он увидеть самое исполнение события. Ибо в таком случае исполнилась бы вся жизнь его (лика пророческого). В роде родов лета Твоя. Пророческий лик, познав Духом, что не достигнет до конца события, говорит: почию я, как смертный. Ты же един, Владыка, пребудешь и в оные роды» (Св. Афан.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

22 Текст Тертуллиана близок к LXX: В Синод. пер.: «Когда Он уготовлял небеса, Я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда Я была при Нём художницею, и была радостию всякий день, веселясь пред лицем Его во всё время» ( Притч.8:27–30 ). 24 Это второй момент бытия Сына, когда Он содействовал Отцу в творении мира. Этот момент у греческих святых Отцов получил название λογος προφορικος (‘произнесённое слово’). См. Святитель Феофил. Указ. соч. В целом это учение о двойственном слове имеет больше недостатков, нежели достоинств, ибо слишком сближает бытие Сына с творением мира. Эту оценку можно отнести к самому принципу различия Божественных Лиц – к понятию Домостроительства, которое использует Тертуллиан . Ведь Божественное Домостроительство предполагает отношение Бога к чему–то иному, нежели Он Сам в Себе, в Своём вечном и неизменном бытии, то есть отношение к твари. И напротив, Домостроительство никак не может помочь нам понять бытие Бога в Самом Себе, полноту внутритроичных отношений Божественных Ипостасей. Впрочем, это общий недостаток учений о Святой Троице того времени, который был исправлен лишь в IV в. 28 Смешение особенностей Второго и Третьего Лица Святой Троицы (вплоть до бинитаризма у некоторых) – характерная черта многих ранних латинских богословов. Впрочем, сам Тертуллиан в данном трактате как раз и выступает против какого бы то ни было смешения Ипостасей не только Отца и Сына, но и Святого Духа (см. ниже §9). Поэтому здесь слово «Дух» означает духовную природу Слова Божия. 31 Это также положение стоической онтологии, в которой всё сущее телесно, и лишь не-сущее бестелесно. 35 Это одни из самых употребительных у святых Отцов тварных аналогий Святой Троицы (наряду с антропологической аналогией). Примечательно, что образ солнца и луча (сияния) часто использует святитель Афанасий Великий , не опасаясь исказить догматическую истину. См. его Слово на ариан, I, 14; II, 33; III, 15. – Святитель Афанасий Великий . Указ. соч. Т. II. С. 195:305–301:388–389.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

25 . Не видех праведника оставлена и проч. Т.е. не видел праведника, лишенного Божия о нем промышления; потому что праведный Судия не о них только, но и о рожденных ими, прилагает все Свое попечение. Св. Афанасий и другие разумеют духовные блага, коими с избытком наделяет Господь праведников. Хлебы, – «разумеет, – говорит св. Афан., – мысленные хлебы, а это суть Бож. словеса». С Евр.: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба». 28 . Беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потребится. Беззаконницы же изженутся; в Рим. издан. LXX: накажутся; в других изданиях: изгонятся. Нечестивые народы были наказаны, изгнаны из среды живых народов, и семя их, т.е. потомство потребилось, исчезло с лица земли. 34 . С Евр.: «Уповай на Господа, и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю; и когда будут истребляемы нечестивые, ты увидишь». 35 . Видех нечестивого превозносящася и высящася, яко кедры Ливанския. С Евр.: «Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву» – т.е. подобно Ливанскому кедру, дереву из всех высочайшему, крепчайшему и величественному. (См. толк. на Пс. 28:5 ). Давид говорит о скоротечности земного благополучия гордых нечестивцев, о скоротечности, в которой легко мог убедиться примерами Саула, Авессалома, Голиафа и других. 36 . И мимо идох, и се не бе. Св. Афанасий: «увидев, что лукавые благоденствуют, размышлял я, как это бывает. А потом, размышляя о сем и вторично задавая себе тот же вопрос, не мог уже их увидеть, даже не в состоянии был отыскать место, на котором, казалось, стояли они». 37 . Яко есть останок человеку мирну. Т.е. храни незлобие, наблюдай правду, потому что за это для человека мирного или благочестивого есть останок; по Афан., – достояние добрых; по другим, потомство, добрая память по Иерон. и бл. Август, – благополучный конец – вечная слава и блаженство в будущем. «Симмах, – говорит бл. Феод., – выразил это так: «храни простоту, и взирай на правое; потому что для человека мирного есть будущее»... настанет время, в которое водящимся простотою и правотою воздана будет надлежащая награда». С Евр.: «Наблюдай за непорочным и смотри на праведного; ибо будущность такого человека есть мир».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

2. Сказа (явил) Господь спасение свое . Явил, говорит, Господь миру спасение, т. е. вочеловечение или спасительную свою волю. Ибо не для того Отец послал, говорит, в мир Сына, чтобы Он осудил мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Иоан. 3,17). Пред языки откры правду свою . Это служит к изъяснению прежде сказанных слов; так как по всей земли разнесся голос Апостолов, проповедавших у всех народов доставленное Господом спасение и оправдание, как мы сказали прежде в 95-м псалме. Впрочем можно понимать это и иначе, что Господь явил спасение свое пророкам и открыл правду свою Слова Афанасия: Спасение значит Спаситель; так Он назван и Симеоном: видели очи мои спасение Твое. Кирилла: Спасением и правдою называет Христа; ибо Бог Отец и спас нас чрез Него и в Нем и оправдал верою, изгнав, по словам Афанасия, князя века сего, и оправдав нас бывших никогда под властью его. Дидима: Иначе невозможно было бы сие таинство видеть, если бы благодать Господня не открыла его. 3. Помяну милость Свою Иакову и истину Свою дому Израилеву . Дав, говорит, некогда Аврааму обещание помиловать род его и утвердив клятвою то, что Он будет верен в своем обещании, Бог после того вспомнил обещанную Им сию милость и сию верную истину, т. е. привел ее в действие при новом Иакове, иначе в доме нового Израиля; так как христиане называются Иаковом, как полагающие препону, как запинатели злому диаволу и низлагающие и побеждающие его, по словам Дидима. Ибо Иаков значит запинатель. Христиане называются также и Израилем, как видящие Бога умными, или душевными очами, сколько то для них возможно; поелику и Израиль значит: ум, видящий Бога. Исихия: Сказав об Иакове, он не довольствовался сим, но еще прибавил и дом Израиля, дабы сим без сомнения показать, что Тот, Который исполнил настоящее пророчество, был тот самый, который назвал Иакова Израилем; потому что боролся с Ним желая предъизобразить таинство воплощения; так как плоти свойственна борьба и сплетение. Видеша вси концы земли спасение Бога нашего . Увидали, говорит, все пределы земли, т. е. находящиеся в них люди, соделанное Христом спасение, которое открыто им, как сказано выше, чрез Апостолов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

33. На это Патриарх сказал: «Хорошо то, что ты говоришь. И я был внутри себя такого же мнения, и вы все меня слышали, как я считаю, и вы знаете, что я всегда возражал и не соглашался более других. Но когда я услышал, что говорят об этом святые, которых мы празднуем и любим как [истинных] святых, то принял это и я: ведь как я не приму святых?» На это я ответил: «А кто знает, что святые это говорят? Откуда мы знаем, что то, что они приготовили, является речениями святых, когда они предоставили нам испорченный св. Символ в деяниях Седьмого [Вселенского] собора? Какое они представили нам доказательство этого? Как же мы пренебрежем ясными, четкими и не вызывающими возражений речениями восточных святых и примем то, что мы не читали и не слышали, но почитаем за сомнительное и испорченное?» «Они не являются сомнительными, – сказал Патриарх, – подлинны и речения западных святых. Ведь это говорят и св. Афанасий, и св. Кирилл, и св. Епифаний». Я же сказал: «Не говорит этого св. Афанасий, скорее даже он говорит обратное, не говорит и св. Кирилл, и мы знаем точно, что он говорит». «Я читал св. Афанасия, – ответил Патриарх, – и он говорит это ясно, и св. Кирилл говорит это во многих местах. В отношении св. Епифания я много спрашивал учителя кир Иосифа, и он сказал мне: «О других у меня есть, что сказать, об этом же моем святом не знаю, что сказать. По правде говоря, я не считаю так, как он говорит. Но поскольку он святой, то мне лучше принять его слова, а не наши». А он говорит это яснейшим образом. Итак, я говорю вам как ближним моим и чадам и советую – примите произошедшее». 34. Когда мы вновь возражали и противились объединению, Патриарх сказал: «Выделаете так, чтобы мне не вернуться в Город». Когда мы ответили, что «твоя великая святость имеет здесь большинство единомышленников. Чем же мы мешаем?» – он ответил: «Если не все мои ближние будут единомысленны, то я не вернусь в Город. Но я говорю вам и объясняю по-отечески, дружески и с заботой: если вы послушаетесь меня, то все будет хорошо. Если же нет, то Собор, узнав об этом, не отпустит вас просто и как попало, но поступит, как [ему] подобает». Мы же ответили: «Мы готовы вынести все, если Собор определит». «Все же защитники Собора, – сказал я, – которые и приготовили это объединение, говорят, что высказывания восточных и западных святых согласны друг с другом. Я прошу тебя повелеть, чтобы предстал я и кто-нибудь из них, кого ты определишь, перед твоей великой святостью, и я выскажу затруднения, какие я имею в отношении некоторых речений святых. Если он разрешит мои затруднения и согласует цитаты, [хорошо]. Если же нет, то я не приму все произошедшее, как оно было».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3:7–11 Вот одр его – Соломона: шестьдесят сильных вокруг него, из сильных Израилевых. Все они держат по мечу, опытны в бою; у каждого меч при бедре его ради страха ночного. Носильный одр сделал себе царь Соломон из дерев Ливанских; столпцы его сделал из серебра, локотники его из золота, седалище его из пурпуровой ткани; внутренность его убрана с любовью дщерями Иерусалимскими. Пойдите и посмотрите, дщери Сионские, на царя Соломона в венце, которым увенчала его мать его в день бракосочетания его, в день, радостный для сердца его. Здесь изображено таинственное сочетание, брак горнего и дольнего мира в лице Христа и Церкви, Бога-Слова и человечества. В образе славы Соломонова царства явлена слава Царства Божия на земле. Св. Афанасий Великий : «Итак, когда соединились оба народа (иудеи и язычники. – Г.Ф.), повсюду послано было проповедание, и служителями для него делаются ангелы, говоря: изыдите, и видите в царе Соломоне, в венце имже венча его мати его в день обручения его и в день веселия сердца его. Кто выйдет из зла, тот увидит непреложное соединение Слова с телом. Ибо когда совершалось обручение Слова с нами, чрез соединение тела, тогда оно и сотворило над смертью победу, по причине коей все наполнилось веселием». Таким образом св. Афанасий Великий в Боговоплощении видит этот спасительный для падшего человечества Брак Христов. Св. Кирилл Иерусалимский , как и в прочих текстах, находит здесь пророчества на конкретные евангельские события, связанные со страданиями Иисуса Христа, посредством которых Христос приобрел Себе Невесту, деву чистую, святую Церковь . «...Спаситель, о котором сказано: одр сотвори себе Царь от древес ливанских. Столпы его сотвори сребряны, восклонение его багряно, внутрь его камение постлано. Это – знамения страдания, представленныя в брачных песнях, и трезвенных, и целомудренных... Так и о кресте сказано: одр, то есть древо крестное 27 , подъемлющее на себе Господа. Столпы его сотвори сребряны; началом креста было сребро – предательство. Как в преукрашенном доме распростерт вверху золотой потолок 28 , все же это убранство возносят на себе столпы; так сребро было началом и распятию, и воскресению Христову. Если бы не предал Иуда, Христос не был бы распят. Посему, как начало славное страдания, столпы его сотвори сребряны.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

43 . Истню 131 я яко прах пред лицем ветра: яко брение путей поглажду 132 я. Некоторые из врагов Давида, как то: Моавитяне и Аммонитяне, действительно рассеяны были им, как прах ( 2Цар. 12:31, 8:2 ; 1Пар. 20:2 ). Поглажду – т.е. совершенно покорю и истреблю. – С Евр.: «Я рассеваю их, как прах пред лицом ветра, как уличную грязь попираю их». 44 . Избавиши мя от пререкания людей, поставиши мя во главу языков. Когда Саул и другие гнали Давида, тогда последний терпел пререкапия, т.е. насмешки и укоризны от народа Еврейского. Но Бог избавил от них Давида, соделав его главою языков, т.е. победителем языческих соседственных народов – Моавитян, Аммонитян, Филистимлян, Амаликитян, (которые были покорены власти Давида. – 2Цар. 8:10–14 ). Во 2-й кн. Царств 22, 44: сохраниши мя во главу языков. Отцы разумеют воцарение Спасителя над язычниками по человечеству. Действительно, не видно, чтобы Давид царствовал над побежденными им язычниками в собственном смысле этого слова. «Не знаем, – говорит св. Афанасий, а с ним и бл. Феодорит и другие, – чтобы Давид царствовал над язычниками. И так, это пророчество исполняется Родившимся от него по плоти», т.е. Владыкою Христом, Который воцарился над всеми языками по человечеству ( Ис. 11:10 ). Людие ихже не ведех, работаша ми. «Это, – говорит св. Афан., – слова Самого Христа; потому что отвращаясь от непокорных Иудеев, просит в наследие Себе язычников». – «Не принимавшие никогда ни законодателя, ни пророка Моего, быв призваны, без труда послушались и возлюбили Мое владычество» (Бл. Феодор.). С Евр.:. «Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне». 45 . В слух уха послушаша мя. Т.е. по одному слуху обо Мне, о Моей славе, услышав Мое учение, уверовали и повиновались Мне. Сынове чуждии солгаша ми. Если относить к Давиду, то можно так понимать: но эти же иноплеменные народы покорялись мне притворно, по неволе, казались покорными и дружественными, не быв на самом деле таковыми, изменяли, как например – Сирияне и Аммонитяне ( 2Цар. 10:1 ). – Но св. Афан. и бл. Феод. разумеют Иудеев, изменивших вере и закону. «Израиль, называвшийся сыном перворожденным, назван сыном чуждым за неверие», говорит св. Афанасий. С Евр.: «По одному слуху (обо мне) повинуются мне; иноплеменники ласкательствуют предо мною».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010