Никона остается непотрясаемый веками, освящая и ныне молящихся в нем. Ревность и бодрость не оставляли Никона и в глубокой старости. Наконец, почувствовав близость кончины, на одре болезни, призвал он братию и дал последнее наставление: соблюдать чин молитвы, дневной и ночной, не часто выходить из обители, быть терпеливыми в искушениях, соблюдать повиновение начальствующим, ненавидеть праздность, любить безмолвие, не пренебрегать бедностию. Видно, что ему откровением показан был уготованный ему покой. Ясно не открывал он о том братии, но в крайнем изнеможении неожиданно сказал он: «отнесите же меня в светлую храмину, уготованную мне молитвами отца моего», и скончался 17-го ноября 1426 года 273 . Святое тело его положено было близ мощей великого учителя его. Память преп. Никона установлено чтить повсеместно в 1547 году, но служба ему написана была почти столетием раньше того, по распоряжению святителя Ионы 274 . Близки были друг к другу в земной жизни преп. Сергий и Никон; близкими остаются и в загробной жизни. Не раз являлись они оба вместе и чудодействовали. Так явились они больному купцу Симеону: Сергий с крестом, Никон с иконою, и даровали ему исцеление. Вот и еще опыт, самого недавнего времени, 1846 года. В монастырской больнице жестоко страдал нервною горячкою послушник Гавриил. В ночь на память преп. Никона видит он, что душа его как бы разлучается с телом и устремляется в какую-то бездну. Мысленно стал он молить преп. Сергия и Никона, дабы возвратили его к жизни на покаяние. А лежал он, как видели другие, без памяти и движения. Вдруг видит, отворились двери, входят светоносные старцы: один с жезлом, в нем признал больной преп. Сергия, другой был преп. Никон. Преп. Сергий, указывая жезлом Никону на больного, сказал: «помоги». Преп. Никон подошел и самым приближением наполнил больного силою и радостию. Больной приподнялся, перекрестился. Преподобные стали невидимы. Гавриил пришел в память и болезнь прошла 275 . 262 Младший Афанасий Высоцкий поступил в Высоцкую обитель, так говорит слово, по удалении Никона к Сергию, и пробыл здесь до игуменства не более 7 лет; а старший Афанасий был игуменом Высоцким всего 9 лет, с дек. 1373 г. до нояб. 1382 г. След. для пребывания Никона в Высоцкой обители, из которой вышел он в 1375 году, остается около двух лет. 264 Ркп. краткое житие преп. Никона. Надпись на лествице обители: «в л. 6920 (1418) написася лествица в обители прп. игумена Сергия. В то же лето священа бысть церкви в той же обители септемрия в 25 д.». Собр. л. 6, 137. 138. 270 Опис. Сергиевой лавры, стр. 177–189. Богослужебные книги пр. Никона, еще ныне целые: евангелие, служебник, октоих. Там же, стр. 36. 37. 136. 271 Так описывается пр. Никон в Пахомиевой службе ему. Минея за ноябрь. М. 1646 г. у Румянцева 397. 274 Житие пр. Никона в минее Макария; а. э. 1, 203. Похомиев канон пр. Никону у Толстого 2, 227, у Румянцева, стр. 593, у Царского 563. Преставление пр. Никона 17 нояб. – в святцах устава и псалтири XVI в. у Толстого 1, 100, 113.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1) Иеромонах Анастасий, 2) Никифор Алексеев, 3) Иван Прокофьев, 4) Иван Федоров, 5) Максим Федоров, 6) Игумен Иона, 7) Яков Семчевский, 8) Герасим Липяцкий. 9) Егор Покорский, 10) Стефан Орнатский, 11) Андрей Редриковский, 12) Иван Иванович Красовский, 13) Иван Кунин (старший), 14) Иван Сидоровский, 15) Егор Агриколянский, 16) Михаил Драницын, 17) Егор Казанский, 18) Николай Копылов, 19) Феодор Мартыновский, 20) Иван Купин (младший), 21) Иван Иподиаконов, 22) Петр Орнатский, 23) Алексей Косьмодамиановский, 24) Алексей Клериков, 25) Василий Филоматицкий, 26) Тимофей Суворов, 27) Герасим Костылев, 28) Ефим Третьяков, 29) Родион Флеров, 30) Никифор Зырин, 31) Алексеи Рябинин, 32) Иван Санин, 33) Алексей Куликов, 34) Иван Назоров, 35) Василий Смирнов, 36) Иерей Петр Белугин, 37) Даниил Левитский, 38) Егор Семеновский, 39) Иван Васильевич Красовский, 40) Григорий Лаговский, 41) Андрей Красовский, 42) Иван Горицкий, 43) Василий Попов, 44) Лев Высоцкий, 45) Василий Перебаскин, 46) Николай Борков, 47) Герасим Иорданский, 48) Михаил Воинов, 49) Алексей Клиентов. 50) Петр Соколов, 51) Павел Орнатский, 52) Василий Розанов , 53) Николай Лубкин, 54) Василий Юницкий, 55) Дмитрий Муравьев, 56) Василий Горский, 57) Николай Виноградов , 58) Михаил Соболев, 59) Василий Груздев, 60) Священник, Яков Ласкин, 61) Юнич, крещеный еврей, 62) Яков Реформатский, 63) Андрей Горский, 64) Василий Горский, 65) Косьма Преображенский, 66) Иван Горчаков, 67) Иван Ласкин, 68) Информатор Феодор Голубинский, 69) Афанасий Скворцов, 70) Иван Талызин, 71) Иван Санин, 72) Андрей Горский, 73) Павел Знаменский, 74) Николай Соснин, 75) Парфений Муравьев, 76) Павел Докучаева, 77) Павел Розов, 78) Иван Алякритский, 79) Василий Зарин, 80) Василий Попов, 81) Николай Гусев, 82) Александр Доцилевский, 83) Иван Куняев, 84) Алексей Мухин, 85) Иван Веселовский, 86) Сильвестр Воскресенский, 87) Михаил Вертоградов, 88) Николай Андроников, 89) Владимир Владимиров, 90) Дмитрий Прилуцкий, 91) Иван Приклонский, 92) Семен Ширский, 93) Ксенофонт Бронзов, 94) Павел Богословский, 95) Петр Недригайлов, 96) Петр Виноградов, 97) Гавриил Пернаткин, 98) Иван Островский, 99) Яков Беневоленский, 100) Николай Радковский, 101) Александр Невоструев, 102) Дмитрий Ковалев, 103) Иеромонах Хрисанф, 104) Феодор Виноградов, 105) Иван Спасский, 106) Феодор Альбов, 107) Николай Махоткин, 108) Семен Зверев, 109) Михаил Левитов, 110) Варсонофий Донский, 111) Ефим Соловьев, 112) Иван Соколов , 113) Афанасий Давыдовский, 114) Павел Кремлев, 115) Александр Серафимов, 116) Иеромонах Иустин, 117) Андрей Любославский, 118) Иван Вознесенский, 119) Митрофан Смирнов, 120) Александр Любимов, 121) Петр Попов, 122) Алексей Рейпольский, 123) Александр Ваникин (кандидат Московского университета), 124) Протоиерей Иван Последов, 125) Иеромонах Мефодий, 126) Гавриил Гусев, 127) Петр Панов, 128) Дмитрий Соловьев, 129) Александр Горицкий, 130) Гавриил Преображенский. Учители медицины:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святой Савва долгое время был духовником Троицкой обители. Как гласит его Житие, «инок Савва всем казался простым и ничего не знавшим, хотя мудростью превосходил многих мнящих быть мудрыми». Основанная им обитель во имя Рождества Пресвятой Богородицы на реке Стороже была построена при поддержке звенигородского князя Юрия Дмитриевича, второго сына князя Московского Дмитрия Донского. Преподобный Савва предрек князю Юрию победу над войском волжских булгар. Царь Алексей Михайлович Романов избрал Саввино-Сто-рожевский монастырь своей резиденцией. В годы его правления, в 1652 году, на территории обители были обретены мощи преподобного Саввы. По велению царя монастырь стал именоваться Лаврой, к нему было приписано 19 других монастырей. В 1919 году Саввино-Сторожевский монастырь был закрыт большевиками. На его территории размещались воинская часть, санаторий, музей. В 1995 году началось поэтапное возвращение монастырского комплекса Церкви. В 2007 году в восстановленной обители торжественно отмечали 600-летие со дня преставления преподобного Саввы. В ысоцкий мужской монастырь на берегу реки Нары под Серпуховом был построен по благословению Сергия Радонежского знаменитым князем Владимиром Андреевичем Храбрым. Серпуховской князь Владимир был двоюродным братом и сподвижником Дмитрия Донского, во время Куликовской битвы он командовал засадным полком, от которого зависел исход сражения. Князь Владимир обратился за помощью в устройстве монастыря к Преподобному Сергию. Сергий откликнулся на его просьбу и пришел в Серпухов. Место, выбранное под новую обитель, называлось Высоким, отсюда произошло и название монастыря — Высоцкий. Здесь был построен главный храм обители, освященный в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Первым настоятелем Высоцкого монастыря стал ученик Преподобного Сергия Афанасий Старший. Преподобный Афанасий, как и Сергий, родом был из ростовских земель. Юношей он покинул родительский дом и пешком отправился в Троицкую обитель, где и принял иноческий подвиг. Афанасий имел талант к иконописи и книгописанию. В Высоцком монастыре под его началом возникли самобытные каллиграфическая и иконописная школы. Иконы так называемого высоцкого чина оказали большое влияние на русское религиозное искусство, предположительно и на творчество Андрея Рублева.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Предметы келейного обихода, как и церковные сосуды, предназначенные для совершения литургии, по представлению Н., должны быть «немногоценны», «неукрашены», «повсюду обретаемы», «удобь купуемы». Вслед за св. отцами Н. определял нестяжание как неимение излишнего. «Излишнихъ не подобает нам имети»,- сказано в его «Предании» ( Прохоров. 2005. С. 86). «Излишних же всячьскы ошаатися»,- говорится в главах «О мысленном делании» (Там же. С. 200). На формирование нестяжательской концепции Н. большое влияние оказали сочинения свт. Василия Великого. В «Малом Аскетиконе» святитель называет любостяжателем того, кто «преступает предел закона». По мысли свт. Василия, преступить предел - это значит «заботиться о чем-нибудь ради себя сверх необходимого на настоящий день» ( Василий Великий, свт. Творения. Серг. П., 1901. Ч. 5. С. 127). Распространение идей нестяжания на Руси в XV в. было тесно связано с введением Иерусалимского устава. Говоря об обязательности личного труда для монахов, Н. цитирует «Тактикон» прп. Никона Черногорца. Однако источником цитирования стал скорее всего не сам «Тактикон», а Иерусалимский устав, к-рый в XV в. получил большое распространение в монашеской среде (см.: Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 46-47; текст устава, напр., в 1441 был подарен архиеп. Новгородским Евфимием II Варлаамиеву Хутынскому в честь Преображения Господня монастырю ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. 385. С. 288-302)). Главы из «Тактикона» («О одеждах же и обущах и всеи телеснй потребе», «О служителех и прочем пребывании братнмъ» и др.) были переписаны в качестве дополнений к Иерусалимскому уставу в памятнике, известном под названием «Око церковное» (его составил в 1401 прп. Афанасий Высоцкий Старший в к-польском мон-ре Богородицы Перивлепты). Предположение о том, что Н. использовал в своем «Предании» «Око церковное», подтверждает цитирование аналогичного фрагмента о запрете на эксплуатацию чужого труда в монастырском уставе прп. Евфросина Псковского. Излагая заповеди нестяжания, Н. не ограничивается монастырским типиконом. Он перенес обсуждение этой темы в главы «О мысленном делании», расставляя тем самым новые акценты. Нестяжание для него это не только исполнение важнейшей монашеской заповеди, но и необходимое условие для совершения «умного делания» и «умной молитвы». Ссылаясь на прп. Иоанна Лествичника, Н. писал, что «дело безмолвиа» - это «безпопечение благословных и безсловесных вещей». К последним преподобный относил, как следует из его комментария, «притяжание селъ» и «съдеръжание многых имений» ( Прохоров. 2005. С. 188). В приобретении сёл и имений Н. видел главных врагов безмолвия и молитвы. Выступая на Соборе 1503 г., преподобный не стремился к конфронтации и созданию к.-л. партий, его главным желанием было улучшение духовной жизни в русских обителях, приведение ее к соответствию Божественным писаниям. Почитание

http://pravenc.ru/text/2577607.html

Труды Русских митрополитов по преобразованию богослужения. Хотя предположительно уже свт. Алексий Московский (1354–1378) ввел Иерусалимский устав в основанном им Чудовом мон-ре, более всего в отношении смены устава Русской Церкви на Иерусалимский и приведения русской практики совершения литургии и таинств в соответствие с поздневизантийской было сделано его преемниками – митрополитами Киприаном и Фотием. Свт. Киприан, заняв Московскую кафедру в 1390 г., предпринял ряд действий по пересмотру и улучшению литургического обихода Русской Церкви. В частности, по его указу было переписано и разослано по церквам большое количество богослужебных книг. Среди них – исправленный Киприаном Служебник болгарского происхождения т. н. филофеевско-евфимиевской редакции, созданной в Болгарии при св. Патриархе Евфимии II, Служебник включал в себя «Диатаксис» Патриарха Филофея; составленная самим свт. Киприаном Псалтирь с восследованием (см. Псалтирь следованная), где порядок службы изложен согласно с Иерусалимским уставом. Кроме того, свт. Киприан перевел с греческого некоторые богослужебные тексты (в числе прочих особую молитву Св. Духу на вечерне Пятидесятницы Патриарха Филофея, сохранявшуюся в русском богослужении до XVII в.). Митр. Фотий (1408–1431) продолжил труд свт. Киприана по установлению литургического единообразия в Русской Церкви на основе Иерусалимского устава, который в его время стал доминировать на Руси. Замена Студийского устава Иерусалимским. Ни митр. Алексий, ни митр. Киприан, ни митр. Фотий, вероятно, не вводили на Руси нового Устава в виде общеобязательной книги, хотя уже при свт. Алексии наряду со славянскими списками Иерусалимского устава сербского происхождения имели хождение списки ранней русской редакции этого устава. К кон. XIV столетия Иерусалимский устав стал уже достаточно известным на Руси. Однако только в XV в. чин вечерни и утрени в Служебниках начал излагаться применительно к всенощному бдению, являющемуся характерной чертой Иерусалимского устава. При митр. Фотии широко распространившаяся русская редакция Иерусалимского устава, созданная прп. Афанасием Высоцким (см. Афанасий Высоцкий Старший), в основном вытеснила Студийский устав и южнославянские редакции Иерусалимского устава.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

В связи с лит. деятельностью К. нуждается в исследовании вопрос об авторстве краткого (проложного) Жития Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, написанного в связи с их канонизацией в 1374 г. При этом первоначальный текст мог быть написан К. по-гречески. Скорее против, чем за авторство К., свидетельствует отсутствие памяти мучеников в месяцеслове «Киприановой Псалтири» с восследованием (РГБ. МДА Фунд. 142). С именем К. связывается создание одной из ранних редакций индекса запрещенных книг («Сказания о отреченных книгах»), в 12 списках к-рой кон. XV - нач. XVII в. в конце имеется указание, что текст выписан из «Молитвенника» К. К. перевел с греч. языка ряд канонов (и, возможно, молитв), написанных К-польским патриархом Филофеем Коккином («Канон на поганые», «Канон в усобных и иноплеменных бранях»), актуальных для той эпохи и получивших широкое распространение в рус. списках начиная с рубежа XIV и XV вв. Вполне вероятна принадлежность К. также перевода «Диатаксиса» патриарха Филофея, сохранившегося в ряде пергаменных списков кон. XIV - нач. XV в. (в частности, в составе «Служебника Киприана» (см. ниже) и «Служебника митр. Исидора» (Vat. slav. 14), в написании которого принимал участие (прото)диак. Спиридон, близкий к митрополичьей кафедре), хотя по этому поводу в лит-ре существуют противоречивые суждения (обзор мнений см.: Киприана митр. Служебник ; Ульянов О. Г. Литургическая реформа в Рус. Правосл. Церкви на рубеже XIV-XV вв. в контексте русско-афонских связей//Киприанови четения. 2008. С. 83-119). С большой степенью вероятности с К. может быть связано появление на Руси болгарской по происхождению Мазуринской редакции Сербской Кормчей с сокращением и систематизированным тематическим расположением материала. Старший рус. список этого канонического сборника (ГИМ. Чуд. 168) датируется 10-ми гг. XV в., однако широкое распространение в восточнослав. рукописной традиции памятник получил только с рубежа XV и XVI вв. С деятельностью К. в значительной мере связан начальный этап т. н. 2-го южнослав. влияния (см. в ст. Южнославянские влияния на древнерусскую культуру ) - распространение на Руси Иерусалимского церковного устава и переводов библейских и богослужебных книг и аскетических сочинений, выполненных в кон. XIII-XIV в. южнослав. (в первую очередь болг.) книжниками в Тырнове и на Афоне. При этом, однако, трудно провести границу между собственной инициативой митрополита и стремлением настоятелей и братии новых общежительных монастырей на территории Киевской митрополии приобщиться к современной им святогорской богослужебной и аскетической практике. В деле обновления и унификации богослужения К. не пользовался адм. методами, прибегая к поучениям и рекомендациям, отразившимся в его грамотах в Новгород и Псков и в ответах на вопросы прп. Афанасия Высоцкого.

http://pravenc.ru/text/1684692.html

Характер почерка писца этого документа и особенности частоты вержеров бумаги, на к-рой этот акт был написан, относятся не к кон. XIV, а к 1-й пол. XV в. Поэтому Б. М. Клосс датировал пожалование Морозовым необходимых Троицкой обители соляных колодцев уже к событиям не ранее 5 июля 1422 г., т. е. к периоду после обретения мощей прп. Сергия ( Клосс. Т. 1. С. 66-67. Примеч. 75). Кроме того, следует учитывать возраст и служебный статус этого боярина, а также тот факт, что все известные др. сведения источников о его деятельности относятся к 1-й трети XV в. Поэтому можно сделать вывод о том, что пожалование Морозова в пользу Троицкого мон-ря не могло быть осуществлено, по крайней мере в кон. XIV в., при жизни прп. Сергия. Оно состоялось значительно позднее, т. е. в период самостоятельного настоятельства Н. в обители. Учитывая возвращение в Москву митр. Киприана 6 марта 1390 г., можно предположить, что выдвижение Н. в настоятели Троицкого мон-ря было связано с действиями первосвятителя. Нельзя не принимать в расчет того, что близкий к свт. Киприану прп. Афанасий Старший, послушником у которого был Н., в 80-90-х гг. XIV в. поддерживал тесные связи с серпуховским Высоцким и Троицким мон-рями. Согласно Житию прп. Саввы Сторожевского, написанному иноком Маркеллом в сер. XVI в., после смерти прп. Сергия († 25 сент. 1392) Н. был вынужден оставить игуменство в мон-ре и уйти в затвор, Троицким игуменом с кон. 1392 по 1398 г. был прп. Савва (ВМЧ. Дек. Дни 1-5. Стб. 70). Данную версию разделяют не все исследователи, нек-рые считают, что Н. оставался игуменом Троицкого мон-ря ( Строев. Списки иерархов. Стб. 137; Кучкин В. А. Антиклоссицизм//ДРВМ. 2003. 1(11). С. 117-118). Троицкие акты за 90-е гг. XIV в. с упоминанием преподобных Саввы и Н. не сохранились. Лишь с 1-й четв. XVI в. в перечнях настоятелей Троицкой обители вслед за прп. Сергием фиксируется, что «по нем 2 игумен ученик его Никон, игуменил лет 37». Однако перечни XVI-XVII вв. имеют разную полноту сведений о настоятелях, они далеко не всегда последовательно упоминают всех троицких игуменов (ср.: Брюсова В. Г. Списки игуменов Троице-Сергиева мон-ря 1-й пол. XVI в.//АЕ за 1969 г. М., 1971. С. 292-295; ВКТСМ. С. 15).

http://pravenc.ru/text/2566240.html

Первым настоятелем обители стал преподобный Афанасий старший. Еще в Свято-Троицкой обители преподобного Сергия Афанасий стяжал себе славу ученого мужа и книгописца, много трудившегося для возрождения утраченной на Руси за годы татарского пленения преемственности византийской духовной традиции. Благодаря таким же трудам подвижника в Высоцком монастыре обитель приобрела значение центра византизма на Руси. В 1374 г. первопострижеником монастыря стал преподобный Никон Радонежский. 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле русское воинство одержало великую победу над Золотой Ордой. Исход сражения решил Засадный полк, которым командовал Серпуховский князь Владимир Андреевич. В стенах Высоцкой обители благоверный князь захоронил останки воинов-серпуховичей, над братской могилой которых в память о великой победе был воздвигнут белокаменный собор в честь Зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы, освященный вместе с построенной Митрополитом Киприаном в 1381 г. трапезной церковью. В 1387 г. для составления «Ока церковного» — единого Устава Русской Церкви по благословению преподобного Сергия преподобный Афанасий отбыл в Царьград, где, завершив свой труд, в 1401 г. скончался. Вторым святым игуменом Высоцкого монастыря стал преподобный Афанасий младший. При нем монастырь продолжал процветать, сохраняя благословленные преподобными Сергием и Афанасием традиции и иноческий уклад жизни. Афанасий младший также пребывал в аскетическом подвиге и почитался как чудотворец. Преставился он в возрасте 33 лет. С самого момента погребения преподобный Афанасий прославился чудесами. В 1571 г. во время нашествия агарян в образе грозного всадника с большим жезлом на белом коне он явил свое заступничество городу и родной обители. С тех пор преподобный Афанасий младший почитается как небесный покровитель Серпухова. По смерти преподобного Афанасия младшего в 1395 г. настоятельство обители перешло к преподобному Никите, сроднику и ученику преподобного Сергия, успешно управлявшему монастырем в течение девятнадцати лет. В 1414 г. он перешел в Боровский Высоко-Покровский монастырь, где в послушании у него семь лет пребывал преподобный Пафнутий Боровский. Около 1421 г. преподобный Никита отправился на север, и в 1426 г. в Костроме основал Богоявленский монастырь, где и обрел место последнего упокоения.

http://sobory.ru/article/?object=00621

Прп. Нектарий вестник. Радонежский (29 ноября; 6 июля – Собор Радонежских святых). Прп. Варфоломей Радонежский (11 июня; 6 июля – Собор Радонежских святых). Прп. Наум Радонежский (1 декабря; 6 июля – Собор Радонежских святых). Прп. Иоанникий Радонежский (4 ноября; 6 июля – Собор Радонежских святых). Прп. Димитрий Цилибинский (26 октября). Прав. Иулиания дева, мученица, Сольвычегодская (21 декабря). Прп. Григорий Голутвинский (25 января; 6 июля – Собор Радонежских святых). XIV-XV вв. Прп. Григорий Голутвинский (25 января; 6 июля – Собор Радонежских святых). XIV-XV вв. Прп. Макарий Писемский, Костромской (10 января). XIV-XV вв. Прп. Ферапонт Боровенский, Калужский (27 мая; 6 июля – Собор Радонежских святых). † после 1401 г. Прп. Афанасий Высоцкий, Серпуховской, старший (12 сентября; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1402, 6 мая Свт. Михаил, еп. Смоленский (28 ноября; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1404, 1 апреля Прп. Евфимий Суздальский (4 июля). † 1406, 14 июля Прп. Стефан Махрищский. † 1406, 16 сентября Свт. Киприан, митр. Киевский и всея Руси, Московский (27 мая). † 1406, 21 декабря Св. блгв. кн. вяземский Симеон, мученик (в неделю пред 28 июля – Собор Смоленских святых). † 1406, 21 декабря Св. блгв. кнг. вяземская и новоторжская Иулиания, мученица (2 июня). † 1407, 7 июля Св. блгв. вел. кнг. московская Евдокия (в иночестве Евфро-синия) (17 мая). † 1407, 3 декабря Прп. Савва Сторожевский, Звенигородский (19 декабря). † 1409, 2 марта Свт. Арсений, еп. Тверской. † 1409, 22 октября Прп. Феодор Ростовский (6 июля – Собор Радонежских святых). † после 1409 г. Прп. Павел Ростовский (22 октября; 6 июля – Собор Радонежских святых). † ок.1410–1420 гг. Прп. Савва, игумен спасский. Московский (13 июня). † 1410, 3 июля Св. сщмч. Патрикий иерей. Владимирский (23 июня – Собор Владимирских святых). Нач. XV в. Прп. Петр Каменский (10 сентября; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Вологодских святых). Нач. XV в. Прп. Пахомий Каменский, Святолучский (10 сентября; 1 июня; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Вологодских святых).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Блаженный Василий Вологодский, Кубенский. Август, 2 XV в. Преподобный Никифор Калужский. Июнь, 16 XV в. Преподобный Моисей Белоезерский. Февраль, 23 XV в. Преподобные Авраамий и Коприй Печенгские. Февраль, 4 XV в. Преподобные Корнилий и Авраамий Палеостровские. Май, 19 XV в. Преподобные Елеазар и Назарий Олонецкие. Июнь, 4 XV в. Преподобные Тверские: Варсонофий, Савва, Савватий и Евфросин. Март, 2 XV в. Преподобный Афанасий (Старший), Игумен Высоцкий. Сентябрь, 12 ок.1401 Преподобный Кириак Каргопольский. Апрель, 28 1402 Преподобный Евфимий, архимандрит Суздальский. Апрель, 1 1404 Мученица благоверная княгиня Иулиания Вяземская, Новоторжская чудотворица. Декабрь, 21 1406 Святитель Киприан, митрополит Московский, всея России чудотворец. Сентябрь, 16 1406 Преподобный Стефан Махрищский. Июль, 14 1406 Преподобный Савва Сторожевский, или Звенигородский. Декабрь, 3 1407 Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, Великая Княгиня Московская. Май, 17 1407 Святитель Арсений, епископ Тверской. Март, 2 1409 Преподобный Савва Московский. Июнь, 13 1410 Преподобные Феофил и Иаков Омучские. Октябрь, 21 1412 Преподобный Сергий Нуромский. Октябрь, 7 1412 Святитель Дионисий, архиепископ Ростовский. Октябрь, 18 1425 Преподобный Никон, Игумен Радонежский, чудотворец. Ноябрь, 17 1426 Преподобный Ферапонт Белоезерский. Май, 27 1426 Преподобный Кирилл, игумен Белоезерский (Белозерский). Июнь, 9 1427 Преподобный Павел Комельский или Обнорский. Январь, 10 1429 Священномученик Патрикий Владимирский. Июль, 3 1430 Святитель Фотий Московский, митрополит Киевский и Владимирский. Июль, 2 1431 Блаженный Максим, Христа ради юродивый, Московский чудотворец. Ноябрь, 11 1433 Преподобный Савватий Соловецкий. Сентябрь, 27 1435 Преподобный Евфимий, просветитель Карелии. Апрель, 18 1435 Преподобный Дионисий, игумен Глушицкий. Июнь, 1 1437 Преподобный Александр, игумен Куштский. Июнь, 9 1439 Святитель Герасим епископ Пермский. Январь, 29 1441 Преподобный Григорий Пельшемский. Сентябрь, 30 1441или 1449 Преподобный Иаков Железноборовский. Апрель, 11 1442

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010