1698-1699), Сильвестр (Святополк-Четвертинский; 1707-1728), Арсений (Берло ; 1730-1732), Иосиф (Волчанский ; 1735-1742), Иероним (Волчанский; 1744-1754), свт. Георгий (Конисский; 1755-1795, с 1783 архиепископ), Афанасий (Волховский; 1795-1797), Иларион (Кондратовский; 1797), Анастасий (Братановский-Романенко ; 1797-1805, с 1801 архиепископ), Варлаам (Шишацкий; 1805-1813, с 1808 архиепископ), Ириней (Фальковский; 1812-1813, в. у.), Даниил (Натток-Михайловский; 1813-1821, с 1816 архиепископ), архиеп. Иоасаф (Сретенский; 1821-1827), Павел (Павлов-Морев; 1827-1831), Гавриил (Городков ; 1831-1837, с 1834 архиепископ), архиеп. Смарагд (Крыжановский ; 1837-1840), Исидор (Никольский ; 1840-1844, с 1841 архиепископ), Анатолий (Мартыновский; 1844-1860, с 1853 архиепископ), архиеп. Евсевий (Орлинский ; 1860-1882), Виталий (Гречулевич; 1882-1885), Сергий (Спасский; 1885-1892), Ириней (Орда ; 1892-1893), Евгений (Шерешилов; 1893-1896), Мисаил (Крылов; 1896-1904), Стефан (Архангельский; 1904-1911), Константин (Булычёв; 1911 - июнь 1922, с 1915 архиепископ), Мстиславский еп. Варлаам (Ряшенцев; июнь-июль 1922, в. у.); Нифонт (Фомин; 1922-1924), Никон (Дегтяренко; 1924-1927), Иоасаф (Шишковский-Дрылевский; 1927-1928), Феодосий Ващинский (1929, 1933), архиеп. сщмч. Павлин (Крошечкин; 1933-1935), Александр (Раевский ; 1936), сщмч. Иоасаф (Жевахов ; 1936), архиеп. Филофей (Нарко; 1942-1944), архиеп. Максим (Кроха; 1989-2002), Софроний (Ющук; с 7 окт. 2002). Монастыри. Действующие Успенский Пустынский (мужской, в урочище Пустынки близ Мстиславля, основан в XIV в., с 1605 в унии, с 1839 православный, в 1925 упразднен, возрожден в 2003), Николаевский (женский, в Могилёве, учрежден в сер. 30-х гг. XVII в., с 1719 мужской, упразднен в 1754, возрожден в 1991 как женский). Упраздненные мстиславский Николаевский (мужской, в Мстиславле, известен с 1506, упразднен в 1877), могилёвский в честь Преображения Господня (мужской, в Могилёве, известен со 2-й пол. XVI в., перешел к униатам в 1618, с 1649 православный, закрыт в 1918), Мстиславский Онуфриевский при Натопе (мужской, на погосте Онуфрево (ныне с.

http://pravenc.ru/text/2563894.html

«В таком состоянии застал ее в 1834 году новый Настоятель» — этими словами П. П. Яковлев предваряет свою Летопись Троице-Сергиевой пустыни и продолжает: «1834 год останется навсегда памятным в летописях Сергиевой Пустыни! То был год ее полного и всестороннего возрождения. Виновником его был Отец Архимандрит Игнатий (Брянчанинов). Его имя будет помнить и ублажать обитель до последних дней своего существования. Если О. Варлаам был ее основателем (1734 год), то О. Архимандрита Игнатия достойно и праведно можно назвать ее воссоздателем». Каких, однако, трудов стоило это воссоздание! Немедленно по прибытии Архимандрита в Пустынь, нужно было приступить к возобновлению обветшавших зданий, иначе «негде было голову приклонить». «Первым из таких зданий оказался каменный двухэтажный флигель, в котором помешались настоятельские келлии, которые были в таком разрушении, что невозможно было в них жить. Одновременно приступлено было к возобновлению и церкви Преподобного Сергия, в которой затруднительно было служить из-за разрушений. Возобновив эти здания, О. Архимандрит соединил их каменною в два этажа галереею и в верхнем этаже устроил братскую трапезу, а в нижнем полуподвальном — кухню, келарню и некоторые келлии». После этих работ необходимо было заняться капитальным возобновлением главного собора во имя Живоначальной Троицы, построенного еще в 1760 г. по проекту Растрелли. Средства на возобновление собора Государь Император Николай Павлович повелел выделить из казны. Павел Петрович по архивным материалам подробно описывает историю создания этого собора: «Главная церковь или собор во имя Святой Троицы находится в средине монастыря. Построение его начал производить на средства Троицкой Сергиевой Лавры Архимандрит ея Афанасий Волховский в 1756 году; кончено оно в 1760 году. Главный олтарь освящен 10-го августа 1763 года Членом Святейшего Синода Лаврским же Архимандритом Лаврентием Хоцятовским, в присутствии Государыни Императрицы Екатерины И. По окончании Богослужения Государыня изволила за обеденным столом у Архимандрита кушать со всеми находившимися в Свите Ея Величества фрейлинами и другими придворными особами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

457. (549.) Ирмолог нотный, полууст., напис. 1756 года, с лист, 308 листов, сходен с 454. Начальные 16 листов непомечены, из коих на 4-м оглавление, на последнем 16-м отличное изображение Иоанна Дамаскина , пишущего догматик 1 гласа. В кружках заглавных заставок, (числ. 11), за исключением первой, разные изображения пресв. Богородицы с превечным Младенцем написаны красками и золотом весьма искусно. На первом листе в фигурной рамке: По славу святыя, единосущныя, животворящия и неразделимыя Троицы Отца и Сына и Св. Духа списася книга сия Ирмологий, за благословением его высокопреподобия Свято-Троецкия Сергиевы лавры отца архимандрита Афанасиа Волховскаго иеромонахом Артемием Компанским 1756 года. 458. (547.) Ирмолог нотный, полууст., XVIII века, в лист, 140 листов 459. (425.) Ирмолог нотный, полууст., XVIII века, в четверть, 180 листов. 460. (1369.) Сборник нотный, XIII века, в осьмую долю, 205 листов. 461. (564.) Минея общая, разных почерков, нач. XVII века, в четверть, 191 лист. л. 1. Канун по вся дни общей всем Святым, творение Гедиона (чит.: господина) Христофора патрикея, глаголется на 12 месяць. л. 7. Служба блаж. Максиму московскому с след. сказанием: В лета 6942 (1434) мес. ноября в 11 день преставися раб Божий Максим, нарицаемый благый, и погребено бысть тело его в богоспасаемом граде Москве у св. новоявленных мученик Бориса и Глеба от некоего благовернаго мужа Федора Когчина. л. 10. Марта в 17, канон св. Алексею человеку Божию и стихиры. л. 13 об. Служба, мая 23, препод. Никите Столпнику переславскому. л. 17 об. Служба, июля 25, препод. Макарию желтоводскому. л. 23. Служба, августа 2, блаж. Василию московскому. л. 31. Служба, июля 13, на собор архистр. Михаила. л. 35 об. Служба общая праздником и препразднеством Господьскым. л. 38. Служба общая праздником и препразднеством Богородичным. л. 41. Служба общиа сиа: Служба пророком. л. 47 об. Служба общаа апостолу единому. л. 53. Служба апостолом двема и многим. л. 59 об. Служба святителю единому. л. 67. Служба святителем двема и многим.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Симеон, святитель, архиепископ Новгородский и Псковский (в иночестве Сампсон) († 1421; память 15/28 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) 11 августа 1415 года избран по жребию для посвящения во святительский сан на Новгородскую кафедру из иноков Хутынского монастыря. 15 марта 1416 года святителем Фотием, митрополитом Киевским и всея Руси († 1431; память 27 мая/9 июня, 2/15 июля), в Москве, в Архангельском соборе, рукоположен во иеродиакона, 21 марта – во иеромонаха, а 22 марта – во епископа Новгородского и Псковского с возведением в сан архиепископа. 16 апреля 1416 года архиепископ Симеон был торжественно встречен в Новгороде посадником, тысяцким и клиром Святой Софии. В тот же год на свои средства он воздвиг в Новгороде две каменные церкви: во имя святителя Московского Петра на воротах архиерейского дома и во имя святого Афанасия Александрийского в кремле за Софийским собором. В 1417 году во время мора совершал крестные ходы вокруг Новгорода и освятил возведенную за один день деревянную церковь во имя великомученицы Анастасии Узорешительницы – «святую Ностасью». В 1418 году архиепископ Симеон выступал сначала посредником между враждующими народом и боярами, а затем и миротворцем, остановив разгоревшееся на мосту через Волхов сражение между Торговой и Софийской сторонами. Владыка Симеон в полном облачении, сопутствуемый собором духовенства, вышел на Волховский мост, стал на средине и начал благословлять обе стороны святым крестом; при виде этого многие прослезились, а другие спешили повергнуться пред владыкою, и все, по благословению его, разошлись в свои дома. Осенью 1418 года после заключения новгородцами мира с Псковом ездил туда на месяц для отправления суда и произнес там Поучение о необходимости воздавать честь и покоряться «своему святителю и отцем... духовным», не похищать чужого, не радоваться чужой беде, не гордиться и не обижать Церковь – «не вьступатися ни во чтоже, елико изначала епископии потягло... в земли, в воды, в суды, в печать и во все пошлины церковный...» Кроме того, он написал в Псковский Снетогорский монастырь Послание о соблюдении общежительного устава и неподсудности игумена и старцев мирским судьям, где говорит, что слышал, что в монастыре живут «не почернечьскы, духовника не держать, а у игумена и у старцов не в послушании», а кроме того, что «иныя черньци, да из монастыря вышедше вон, да подъимають мирьскыя люди и мирьскыя судья на игумена и на старцов...» Нарушителей порядка он повелевает изгонять, не возвращая им их взноса («а взнесенаго ему не дати»). Князю, посаднику и судье запрещает вступаться в монастырские распри и говорит, что имущество умерших монахов наследует монашеское общежитие, а не «мирьский человек... или род».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Наказ (1907). Ст. 351, 495. 581 Там же. Генерал–прокурорский наказ. Ст. 167, 168. 582 Ср.: ПСЗ. 19. 13996 (29 мая 1777 г.), где Екатерина II заявляла: «Как Всевышний Бог на земле терпит все веры, языки и исповедания, то и Ее Величество». См. также во 2 томе о политике Екатерины в отношении старообрядцев. Язвительный князь И. М. Долгорукий, который был известен как «атеист» и «якобинец», объясняет веротерпимость Екатерины II тем, что «терпимость… происходит от совершенного равнодушия ко всему священному» (Чтения. 1870. 3. С. 78). Что степень этой веротерпимости Екатерины могла колебаться, видно по ее политике в отношении униатской Церкви в Белоруссии (см. т. 2). 583 Титлинов. Гавриил Петров. С. 131; Снегирев. Жизнь митрополита Платона (1891). С. 115; см. также письмо Екатерины II к Платону Левшину: Чтения. 1875. 4. С. 166 (от 30 февраля 1766 г.). 584 Сборник. 4. С. 37. 585 Сергеевич, в: ВЕ. 1878. 1. С. 200. 586 Сборник. 43. Приложение; Титлинов. Ук. соч. С. 166; Флоровский. Ук. соч. С. 57–60. 587 Согласно А. Флоровскому (Состав законодательской комиссии 1767–1777 гг. Одесса, 1915. С. 17), этот доклад был написан председателем Комиссии А. И. Бибиковым. В распоряжении генерал–прокурора кн. А. А. Вяземского Сенату с перечислением учреждений, которым следовало послать копию «Наказа», Святейший Синод упомянут не был (ПСЗ. 18. 12977). 588 Сборник. 42. С. 42–62; также в: Прилежаев. С. 241–262. При обсуждении пунктов обер–прокурор И. И. Мелиссино предложил внести в Наказ для депутата Святейшего Синода пункт об уменьшении числа икон (Чтения. 1871. 3. Смесь. С. 114–117). Синод,по–видимому, не обратил внимания на предложение Мелиссино (Прилежаев. С. 227). 589 Прилежаев. С. 226. 590 Сборник. 43. Введение. С. I–II. 591 Там же. Приложение. Из числа предложений епархиальных епископов наиболее интересными являются пункты Афанасия Волховского, епископа Ростовского, в которых предлагалось открыть приходские школы для крестьянских детей обоих полов (там же. С. 421–425). 592 Сборник. 43. С. 42–65. Димитрий Сеченов скончался 14 декабря 1767 г.; председательствующим был избран Гавриил Петров. 593

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Крапивна. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Казанская церковь построена в 1891 г. прихожанами. Крапивна (Богородское). Бывший центр Крапивенской волости, ныне - в составе сельского поселения «Деревня Мелихово» Ульяновского района. При описании Калужского наместничества в 1782 г. село принадлежало графу Якову Александровичу Брюсу. Находилось по обе стороны речки Крапивенка и при трёх безымянных отвертках. Церковь деревянная во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы. По состоянию на 1859 г. село значилось владельческим в 60 верстах от уездного города Жиздры близ Волховского тракта при ручье Крапивна. В 154 дворах проживало 647 душ мужского и 655 женского пола. Действовал один завод. Клировые ведомости за 1863 г. не раскрывают год построения и кем была построена. Известно, что церковь была деревянной с деревянной колокольней. Престол показан один — во имя Казанской иконы Божией Матери. В трёх верстах от церкви в д. Большая Речица находилась каменная часовня с кружкой в пользу церкви. Каменная церковь построена в 1891 г. прихожанами. Престолов стало три. Главный престол освящён во имя Казанской иконы Божией Матери. Правый придел - во имя благоверного князя Александра Невского. В левом приделе престол освящён во имя Всех Святых. Расстояние от Калужской духовной консистории 115 вёрст, от местного благочинного 9 вёрст. Ближайшие церкви: на севере - Воскресенская в селе Плохино в 9 верстах, на западе - Ильинская в селе Веснины в 4 верстах, на юго-востоке - Успенская в селе Сопово в 10 верстах, на юге - Успенская в селе Афанасово в 6 верстах. Приход в 1863 г. состоял: село Крапивна при церкви, д. Петуховка в 4 верстах, д. Бобровка в 7 верстах, д. Чухлово в 1 версте, сельцо Малая Речица и Большая Речица в 3 верстах. В 280 дворах проживало 1221 душа мужского и 1256 женского пола. Приход в 1895 г. состоял: в д. Петуховка крестьян (24-81-97) в 4 верстах, в д. Бобровка крестьян (19-86-90) в 7 верстах, в д. Хорёвка крестьян (14-46-55) в 9 верстах, в д. Чухлово крестьян (79-276-275) в 1 версте, в д. Тургеневка крестьян (16-49-47) в 1 версте, в д. Малая или Косая Речица крестьян (14-35-33) в 2 верстах, в д. Большая Речица крестьян (17-56-40) в 3 верстах, Выселки Карвовские (Карвовка) крестьян (8-29-30) в 3 верстах. Всего в 472 дворах проживало 1657 душ мужского и 1707 женского пола. Кроме того военных (0-230-246). Всего (472-1887-1953).

http://sobory.ru/article/?object=47267

«Первые попытки освободиться от схоластики и приблизиться к направлению Прокоповича в академиях, – пишет П. Знаменский , – встречаем... в 1740-х гг. После этого система Прокоповича начала понемногу проникать и в семинарии, начиная с троицкой» 114 .  Согласно справке Червяковского, «В 1751 г. Георгий Конисский в Киеве и Афанасий Волховский в Москве стали читать догматическое богословие по системе Феофана, с некоторыми впрочем изменениями. В 1759 г., по почину киевского митрополита Арсения Могилянского, по совету его с ректором академии Давидом Нащинским, решено вперед читать догматическое богословие по одному учебнику Феофана. Его то сокращали, то пополняли, и обрабатывали по собственным соображениям. С 1770 г. стали издавать догматическое богословие Феофана отдельными трактатами. С 1778 г. сокращенное богословие Феофана стало учебною книгой в главной (александро-невской) семинарии, а с 1797 г. в александро-невской, впоследствии (с 1809 г .) с.-петербургской академии, в сокращении Иринея Фальковского. Хотя по словам «Истории петербургской духовной академии».., со времени Григория Постникова и Филарета Дроздова (около 1815 г.) богословие получает новый вид, новые основания и новое расчленение, однако “Compendium” Иринея Фальковского ещё в 1827 г. имел новое издание, а это служит признаком, что на эту книгу был запрос в семинариях» 115 В 1713 году, то есть в то время, когда Феофан Прокопович читал свои лекции в Киевской Академии, местоблюститель Патриаршего Престола, Стефан Яворский , приступил к написанию не менее значимого для отечественной богословской науки произведения: «Камень веры...». С определенной долей условности можно сказать, что оно представляло по форме систему. Та схема компоновки богословского материала, которую предпочёл применить автор, была связана со специфическим назначением его богословского труда. Логика изложения материала была подчинена принципам обличительного богословия. Причём, если трактаты Ф. Прокоповича отличались критикой католицизма, то «Камень веры...» имел ярко выраженный антипротестантский окрас.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

580 Наказ (1907). Ст. 351, 495. 581 Там же. Генерал-прокурорский наказ. Ст. 167, 168. 582 Ср.: ПСЗ. 19. 13996 (29 мая 1777 г.), где Екатерина II заявляла: «Как Всевышний Бог на земле терпит все веры, языки и исповедания, то и Ее Величество». См. также во 2 томе о политике Екатерины в отношении старообрядцев. Язвительный князь И. М. Долгорукий, который был известен как «атеист» и «якобинец», объясняет веротерпимость Екатерины II тем, что «терпимость… происходит от совершенного равнодушия ко всему священному» (Чтения. 1870. 3. С. 78). Что степень этой веротерпимости Екатерины могла колебаться, видно по ее политике в отношении униатской Церкви в Белоруссии (см. т. 2). 583 Титлинов. Гавриил Петров. С. 131; Снегирев. Жизнь митрополита Платона (1891). С. 115; см. также письмо Екатерины II к Платону Левшину: Чтения. 1875. 4. С. 166 (от 30 февраля 1766 г.). 584 Сборник. 4. С. 37. 585 Сергеевич, в: ВЕ. 1878. 1. С. 200. 586 Сборник. 43. Приложение; Титлинов. Ук. соч. С. 166; Флоровский. Ук. соч. С. 57—60. 587 Согласно А. Флоровскому (Состав законодательской комиссии 1767—1777 гг. Одесса, 1915. С. 17), этот доклад был написан председателем Комиссии А. И. Бибиковым. В распоряжении генерал-прокурора кн. А. А. Вяземского Сенату с перечислением учреждений, которым следовало послать копию «Наказа», Святейший Синод упомянут не был (ПСЗ. 18. 12977). 588 Сборник. 42. С. 42—62; также в: Прилежаев. С. 241—262. При обсуждении пунктов обер-прокурор И. И. Мелиссино предложил внести в Наказ для депутата Святейшего Синода пункт об уменьшении числа икон (Чтения. 1871. 3. Смесь. С. 114—117). Синод,по-видимому, не обратил внимания на предложение Мелиссино (Прилежаев. С. 227). 589 Прилежаев. С. 226. 590 Сборник. 43. Введение. С. I-II. 591 Там же. Приложение. Из числа предложений епархиальных епископов наиболее интересными являются пункты Афанасия Волховского, епископа Ростовского, в которых предлагалось открыть приходские школы для крестьянских детей обоих полов (там же. С. 421—425). 592 Сборник. 43. С. 42—65. Димитрий Сеченов скончался 14 декабря 1767 г.; председательствующим был избран Гавриил Петров.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3191...

56 . Арсений III Мацеевич, родом из Польской Шляхты, обучался в Киеве и там пострижен, был Иеромонахом Московского Синодального дома и Экзаминатором Московской Епархии. В 1734 году, назначен был в Камчатскую Экспедицию по Северному Океану и находился в двух компаниях до 1736 г.; с 1737 г. занимал в Петербурге должности Экзаминатора и Учителя Закона Божия при Академии Наук. Оттуда посвящен прямо в сан Митрополита на Сибирскую Епархию 26-го мая 1741 г., перемещен в Ростов 31-го мая 1742 года, с назначением Членом Св Синода. В 1747 году учредил Семинарию в Ярославле 207 . Из сочинений его напечатано было семь Поучений; остальные, составляющие несколько томов рукописей, сохраняются в Ярославской Семинарии, а обличение на раскольников, также не напечатанное, в библиотеке Св. Синода в Петербурге. Ему также принадлежит предисловие к книге Тверского Архиепископа, Феофилакта Лопатинского: «Обличение неправды раскольническия» напечатанной в Москве 1745 г., и самая сия книга им же исправлена. Когда Коллегия Экономии, приступая к учреждению Духовных Штатов, стала требовать отчетности в вотчинных Архиерейских доходах, Арсений восстал с непреклонною твердостью противу распоряжений Коллегии, за что, по суду Св. Синода, 14-го Апреля, 1763 года, лишен сана и священства, и сослан простым монахом сперва в Белозерский Ферапонтов, потом в Николаевский Корельский монастырь, а оттуда в Анзерский скит; наконец (в 1767, во время присутствия Св. Синода в Москве), лишен монашества и под мирским именем Андрея, (с прозвищем Враль), заключен в Ровельскую крепость, где и преставился в 1779 году. Тело его погребено там же при церкви Св. Николая 208 . 57 . Афанасий Волховский, урожденец Полтавский, учитель разных наук сначала в Харьковском Коллегиуме, а потом в Троицкой Лаврской Семинарии, первый преподаватель Богословия, Ректор Семинарии и Архимандрит Лавры 209 (с 1752 по 1758); Член Св. Синода (в 1754); Епископ Тверской (23-го Апреля, 1758) и наконец Епископ Ростовский (26-го мая 1763 г.). Ему обязана своим усовершенствованием Ярославская Семинария, основанная его предшественником, при котором преподавание доведено было до Философии, а при Афанасии введено преподавание Богословия, Греческого и Еврейского языков 210 . Скончался 15-го Февраля, 1776 года, и погребен в Ростовском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АФАНАСИЙ (ВОЛХОВСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Афанасий (Волховский) , имя двух архиереев из Полтавщины, дяди и племянника: Фамилия иногда встречается с мягким знаком: Вольховский Редакция текста от: 24.04.2014 06:54:09 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/23113.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010