Ты, моя Светлана — Будь, Создатель, ей покров! Будь вся жизнь ее светла, Будь веселость, как была, Дней ее подруга. Точно бы светлая стихия Светланы оказалась тут сильнее самого. Жуковского. Он ей поддался и написал один из ранних шедевров своих, весь проникнутый свежестию ключа. «Светлана» — удача художника. Остро и сдержанно, немногословно и — поэзия, порождено вдохновением и одето ризами неветшающими — чего большего может желать поэт? Самой Саше Протасовой дано как бы новое крещение, в литературе… С этого времени входит она в жизнь Светланою: дала душу балладе, сама приняла отблеск прекрасного и светоносного имени, как бы еще ее возносящего. А времена были грозны. Ночью комета блистала хвостом своим, «зверь из бездны», над которым не один Пьер Безухов ломал голову, собирал рать многоплеменную, на самых уже границах России. Александр молчал. В молчании этом нельзя еще было разгадать будущего упорства, желания идти до конца. Гений действия, победы жег Наполеона. Гений охранения, сознания великих тайных сил страны владел Александром. В начале лета 1812 года французские войска перешли Неман. Война началась. Первое время она заключалась просто в движении войск на восток. Витебск в июле — решающая минута. Наполеон остановился. Мог бы и зимовать, все наладить с продовольствием армии, ее устройством, ждать весны для похода на Москву. Все так и советовали. Поколебавшись, он двинулся дальше. 5 августа был под Смоленском, с боем взял его. Можно думать, что Россия поражена страхом нашествия, горестью и тревогой. Несомненно, все, что близко было от смоленской дороги, старалось бежать. Но немного в сторону — та же глушь и ширь, годами налаженное мирное житие. Муратово Екатерины Афанасьевны в Волховском уезде Орловской губернии, Тускулум Жуковского, Чернь Плещеевых под ударами не находились — это южнее, в стороне, все — таки от Смоленска не более двухсот верст. Тут все по — прежнему. Война войной, жизнь жизнью, 3 августа день рождения Анны Ивановны Плещеевой. По тем временам (и тем движениям сведений), в Черни, наверно, не знали, что Смоленск уже в опасности. Война далеко, Бог с ней. Пока что — семейный праздник с угощениями, театром, танцами, чтением. Все муратовские барышни тут, другие соседи, соседки, Жуковский из Тускулума своего.

http://azbyka.ru/fiction/zhukovskij-zajc...

Однако, этот документ говорит лишь о действиях немцев, а не о волеизъявлении Власова и не может опровергнуть документально установленные факты о том, что Власов от руководства боевыми операциями самоустранился, в панике бежал и при прорыве 24 июня из окружения не пытался выйти как свидетельствует «Докладная записка начальника Особого отдела Волховского фронта старшего майора Госбезопасности Д.И.Мельникова зам наркома Внутренних дел СССР В.С.Абакумову. 6 августа 1942 г». T. 1. C.132-133] В окружении он отказался отказался искать партизан, пустился в " свободное плавание " , как об этом свидетельствует «Доклад генерал-майора А.В. Афанасьева о положении 2 Ударной Армии и судьбе А.А.Власова»: « " Время - 11-12 июля. Товарищ Виноградов договорились с т. Власовым, что надо группу разбить на малые группы, которые сами себе должны избрать маршрут и план действий.... Я лично возразил против данного мероприятия, рассказал свой план, то есть двигаться всем до реки Оредеж.... Группа во главе со мной пойдет искать партизан, где найдем радиостанцию, и мы будем связаны с нашими частями на Востоке и нам окажут помощь.. Мое предложение не было принято... " T. 1. C.123]. Отметим, что сам Афанасьев смог найти партизан и благополучно был переправлен самолетом на Большую землю При задержании немцами Власов не оказал никакого сопротивления, не пытался скрыть своего звания и имени, сразу стал давать искренние и полные показания T. 2. C.20-41], а не позднее 3 августа (всего через 3 недели после пленения) обратился немецкому командованию с предложением организовать центр формирования русской армии для борьбы со сталинским режимом, как об этом свидетельствует «Обращение бывшего командующего 2 Ударной армией генерал-лейтенанта А.А.Власова... к Верховному командованию ОКХ об организации центра формирования русской армии для борьбы со сталинским режимом» T. 1. C.129] В поведении Власова явно виден не только паралич воли но и готовность к предательству, сходные с тем, что он испытывал в последние дни Третьего Рейха, готовясь предать своих хозяев и перейти на сторону американцев.

http://ruskline.ru/analitika/2016/02/18/...

Титлинов. Гавриил Петров. С. 131; Снегирев. Жизнь митрополита Платона (1891). С. 115; см. также письмо Екатерины II к Платону Левшину : Чтения. 1875. 4. С. 166 (от 30 февраля 1766 г.). 584 Сборник. 4. С. 37. 585 Сергеевич, в: ВЕ. 1878. 1. С. 200. 586 Сборник. 43. Приложение; Титлинов. Ук. соч. С. 166; Флоровский. Ук. соч. С. 57–60. 587 Согласно А. Флоровскому (Состав законодательской комиссии 1767–1777 гг. Одесса, 1915. С. 17), этот доклад был написан председателем Комиссии А. И. Бибиковым. В распоряжении генерал-прокурора кн. А. А. Вяземского Сенату с перечислением учреждений, которым следовало послать копию «Наказа», Святейший Синод упомянут не был (ПСЗ. 18. 12977). 588 Сборник. 42. С. 42–62; также в: Прилежаев. С. 241–262. При обсуждении пунктов обер-прокурор И. И. Мелиссино предложил внести в Наказ для депутата Святейшего Синода пункт об уменьшении числа икон (Чтения. 1871. 3. Смесь. С. 114–117). Синод,по-видимому, не обратил внимания на предложение Мелиссино (Прилежаев. С. 227). 589 Прилежаев. С. 226. 590 Сборник. 43. Введение. С. I-II. 591 Там же. Приложение. Из числа предложений епархиальных епископов наиболее интересными являются пункты Афанасия Волховского, епископа Ростовского, в которых предлагалось открыть приходские школы для крестьянских детей обоих полов (там же. С. 421–425). 592 Сборник. 43. С. 42–65. Димитрий Сеченов скончался 14 декабря 1767 г.; председательствующим был избран Гавриил Петров. 593 О причинах неуспеха комиссии см.: Сергеевич. Ук. соч.; Платонов. Лекции. С. 624–628. 594 Латкин. Учебник (1909). С. 63; Сборник. 93. С. 541, 92, 162, 192, 257, 305, 349, 370. 595 См. прим. 340; Крылов В. Екатерининская комиссия в ее отношении к духовенству как сословию, в: Вера и разум. 1903. 8. С. 480. 596 Сборник. 36. С. 185–188. Введение. С. IV-VII; проект – с. 179–231; о духовенстве – с. 185; мнение Святейшего Синода – с. 187–188. 597 Там же. С. 188. 598 Сборник. 7. С. 378. О предпочтении великорусских епископов: Титлинов. Гавриил Петров. С. 46; Харлампович. 7. С. 488. В «Каталоге членов Синода» (Чтения. 1917. 2. Смесь) всегда приводятся данные об их происхождении.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Волховский [Вольховский] II; 1741, Полтава - 1.01.1801, там же), , свт., чудотворец (пам. 18 янв., 27 сент. и в Соборе Полтавских святых), еп. Могилёвский и Полоцкий. Сын полтавского протоиерея, племянник и воспитанник еп. Афанасия (Волховского) . Окончил Тверскую ДС, в 1765 г.- Киевскую академию, служил священником при Николаевской ц. в Полтаве. После кончины жены 1 окт. 1769 г. принял постриг в Болдинском Ильинском мон-ре близ Чернигова, служил в черниговском кафедральном соборе. С 1777 г. игумен Кириллова Белозерского мон-ря , с 1783 г. игумен приписанного к новгородскому архиерейскому дому Отенского мон-ря, с 23 нояб. 1783 г. архимандрит Вяжищского новгородского мон-ря . 13 нояб. 1785 г. назначен наместником Юрьева новгородского мон-ря . Афанасий (Волховский II), еп. Старорусский Афанасий (Волховский II), еп. Старорусский 30 июля 1788 г. А. был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 5 марта 1795 г. по ходатайству кн. А. А. Безбородко перемещен на Могилёвскую и Полоцкую кафедру, став преемником свт. Георгия (Конисского) , много сделавшего для защиты Православия против католичества и унии в западнобелорус. землях. Назначение А. в Могилёв произошло сразу после присоединения Зап. Белоруссии к России, в результате к-рого большое число греко-католиков воссоединилось с правосл. Церковью (по донесению А., в 1794-1795 в Могилёвской епархии воссоединились 107 865 униатов). Возвращение униатов в Православие (призыв к этому содержится в «Пастырском увещании к униатам» А.), противостояние католичеству, восстановление церковной жизни правосл. общин были главными задачами архипастырской деятельности А., свидетельством к-рой является его «Окружная грамота к пастве». Во время его пребывания на кафедре были установлены архиерейские службы по храмовым праздникам в приходских церквах и Буйницком мон-ре, предпринята попытка укрепления богослужебной дисциплины. При А. были упразднены Могилёвский братский и Шкловский жен. мон-ри. Особое внимание А. уделял Могилёвской семинарии, в к-рой ввел созданный им метод обучения. 31 окт. 1795 г. по распоряжению А. была создана «контора» для контроля за ДС.

http://pravenc.ru/text/76884.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АФАНАСИЙ (ВОЛХОВСКИЙ), РОСТОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Родился в Полтавской губернии, из духовного сословия. Обучался в Харьковском духовном коллегиуме , затем в Киевской духовной академии , по окончании которой был назначен учителем в Харьковский коллегиум, вскоре вызван в МДА в качестве проповедника. В мае 1745 г. принял монашество с именем Афанасия в Троице-Сергиевой лавре и в том же году был назначен префектом только что учрежденной Троицкой семинарии , с 1748 г. - профессор богословия и ректор семинарии. С декабря 1749 г. - келарь лавры. 23 февраля 1753 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Троице-Сергиевой лавры . В 1754 году назначен членом Св. Синода. 23 апреля 1758 г. хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского (в литературе встречаются также др. даты хиротонии). 18 июля 1762 г. на созванном по повелению императрицы Екатерины II совместном заседании Сената и Синода, на котором обсуждались способы обеспечения содержания духовенства, еп. Афанасий вместе с другими архиереями-малороссами не поддержал проект Сената. Проект предусматривал сохранение за Церковью имений, при этом половина доходов с них должна перечисляться в казну. Преосв. Афанасий предложил сохранить за Церковью свободное управление имениями при условии ежегодной выплаты государству 300 тыс. р. В начале марта 1763 года еп. Афанасий вместе с др. архиереями подписал доклад императрице, в котором послание Ростовского митр. Арсения (Мацеевича) , содержавшее протест против конфискации церковных имений, расценивалось как «оскорбление Ее Императорского Величества». После подачи доклада императрице против митр. Арсения было начато дело, и он был арестован. По преданию, священномученик Арсений обличил еп. Афанасия, предсказав ему мучительную смерть. 26 мая 1763 года еп. Афанасий был назначен на Ростовскую и Ярославскую кафедру , став преемником митр. Арсения. Вероятно, в это же время он был назначен членом Святейшего Синода.

http://drevo-info.ru/articles/13671933.h...

В 1794 г. как заштатный был возобновлен тихвинский Антониев Дымский мон-рь. Управляя 2 епархиями, митр. Гавриил широко «заимствовал» оклады и должности настоятелей монастырей Новгородской епархии 2-го и 3-го класса для начальствующих лиц петербургских учреждений - Александро-Невской Главной семинарии (ректор и префект), Александро-Невского мон-ря (наместник и казначей) и для законоучителей светских учебных заведений. Один из наместников Александро-Невского мон-ря, о судьбе к-рого митрополит проявлял особую заботу,- архим. свт. Афанасий (Волховский ; впосл. епископ) - в 1785-1788 гг. числился даже настоятелем первоклассного Юрьева мон-ря. В 80-90-х гг. XVIII в. «иноепархиальные» (новгородские) архимандриты присутствовали и в С.-Петербургской духовной консистории (Афанасий (Волховский), Иннокентий (Дубровицкий), Антоний (Знаменский) ). Мон-рями, чьи номинальные настоятели находились в столице, управляли наместники из простых иеромонахов. Стремясь поднять благоустройство остальных муж. мон-рей, митр. Гавриил вводил в них общежитие и для этого вызывал опытных иноков, в т. ч. Феофана (Соколова) из Софрониевой пуст., Игнатия (Ушакова) из Николаевского Пешношского мон-ря, Маркеллина из Саровской пуст. Общежительные мон-ри строгим внутренним укладом привлекали как богомольцев-простолюдинов, так и богатых вкладчиков. Возведение в 1788 г. в сан архимандрита Игнатия (Ушакова), не имевшего богословского образования, создало важный прецедент - в предыдущие 20-25 лет в этот сан посвящали только ученых монахов ( Тихомиров. 1901. С. 44). Управляя тихвинским Большим Успенским мон-рем, архим. Игнатий привел его в столь образцовое состояние, что Синод 26 апр. 1795 г. поручил ему возобновление упраздненного в 1788 г. московского Симонова мон-ря, с предписанием, «чтобы в сем монастыре учреждено и всегда наблюдаемо было общежитие» (РГИА. Ф. 796. Оп. 67. Д. 150. Л. 4). На основании накопленного опыта митр. Гавриил составил в 1795 г. правила общежития из 20 пунктов (опубл.: Макарий (Миролюбов).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Димитрий (в миру — Даниил Андреевич Сеченов; 1709–1767) — митрополит Великоновгородский и Великолуцкий с 1762 г. Димитрий (в миру — Даниил Андреевич Сеченов; 1709–1767) — митрополит Великоновгородский и Великолуцкий с 1762 г. Амвросий (в миру — Андрей Степанович Зертис-Каменский; 1708–1771) — архиепископ Крутицкий и Можайский с 1764 г. Амвросий (в миру — Андрей Степанович Зертис-Каменский; 1708–1771) — архиепископ Крутицкий и Можайский с 1764 г. Пс. 40:10. Пс. 40:10. Афанасий (в миру — Петр Волховский; 1712–1776) — епископ Тверской (1758–1763), затем Ростовский (1763–1776). Афанасий (в миру — Петр Волховский; 1712–1776) — епископ Тверской (1758–1763), затем Ростовский (1763–1776). Арий (256–336) — пресвитер александрийской церкви, богослов, в 325 г. был осужден вселенским собором как еретик. Арий (256–336) — пресвитер александрийской церкви, богослов, в 325 г. был осужден вселенским собором как еретик. Гавриил (в миру — Георгий Федорович Кременецкий; 1708–1783) — архиепископ Петербургский с 1762 г. Гавриил (в миру — Георгий Федорович Кременецкий; 1708–1783) — архиепископ Петербургский с 1762 г. Гедеон (в миру — Криновский; 1726–1763) — епископ Псковский (а не архиепископ Крутицкий) с 1761 г. Гедеон (в миру — Криновский; 1726–1763) — епископ Псковский (а не архиепископ Крутицкий) с 1761 г. Фрагмент со слов «Арсений предстал на суд» поданное место — раскавыченные цитаты из книги: Снегирев И. М. Арсений Мациевич. М., 1862. С. 23–24. Фрагмент со слов «Арсений предстал на суд» поданное место — раскавыченные цитаты из книги: Снегирев И. М. Арсений Мациевич. М., 1862. С. 23–24. Иона (в миру — Сысоевич; ок. 1607–1690) — митрополит Ростовский с 1652 г. Иона (в миру — Сысоевич; ок. 1607–1690) — митрополит Ростовский с 1652 г. Авессалом — в Библии третий сын царя Давида. Спасаясь после поднятого им против отца неудачного восстания, он запутался своими длинными и густыми волосами в ветвях дуба и был убит. Авессалом — в Библии третий сын царя Давида. Спасаясь после поднятого им против отца неудачного восстания, он запутался своими длинными и густыми волосами в ветвях дуба и был убит.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Посещения Императрицы надолго оставляли и в лавре и в семинарии воспоминание об ее милосердии и любвеобильной приветливости; мы видели, что проповедник Иннокентий в 1749 году с восторгом воспоминал о пребывании ее в лавре за пять лет пред тем, в 1744 году. 4) Судьбы начальствующих, учащих и учеников а.) Ректоры 1) Афанасий Волховский, урожденец полтавский. Из префектов первый ректор Троицкой семинарии 1748 года 47 . В декабре 1749 года определен келарем лавры и оставался ректором, и с 15 ноября 1751 года открыл курс чтений по богословию. Указом св. Синода 23 февраля 1753 года определен архимандритом Троицкой лавры. В 1758 году 23 апреля хиротонисан в епископа тверского; указом 1763 года мая 26 переведен в ростовскую епархио. Скончался в Ростове 15 Февраля 1776 года, и погребен в соборном храме. 2) Гедеон Слонимский, из воспитанников и наставников Киевской академии. Определен ректором 20 января 1754 года, а указом Синода 30 апреля 1758 года переведен на должность ректора московской Славяно-греко-латинской академии и поставлен архимандритом Заиконоспасского монастыря. Скончался в 1772 году в сане настоятеля киевского Межигорского монастыря 48 . 3) Гавриил (Петр) Петров, из справщиков Московской типографии . Учитель риторики в Троицкой семинарии в 1758 году: в сем году пострижен в монашество, в июле сделан ректором семинарии и соборным иеромонахом с правом заседать в Учрежденном соборе ниже наместника, келаря и казначее. В 1759 году придана ему должность наместника лавры с жалованьем по 100 р., к которому, по его просьбе Архимандрит Гедеон Криновский в августе того года прибавил еще 200 рублей. В августе 1761 года Гавриил определен архимандритом Заиконоспасского монастыря и ректором Московской академии. В последствии был митрополитом новгородским и санкт- петербургским. б.) Префекты 1) Афанасий Волховский, из учителей харьковского коллегиума, первый префект Троицкой семинарии с мая 1745 года. В 1748 году ректор. 2) Кирилл Ляшевецкий, малороссиянин, сын сотенного писаря, в последствии священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Вместе с митр. Новгородским Димитрием (Сеченовым) и митр. Московским Тимофеем (Щербацким) , сопровождавшими императрицу из Ростова в Москву в мае 1763 г., еп. Афанасий участвовал в торжественном переложении мощей свт. Димитрия Ростовского из старой раки в новую. По благословению еп. Афанасия был построен и в 1771 г. освящен Троицкий собор Варницкого монастыря , один из приделов которого посвящен святителям Афанасию и Кириллу Александрийским. По предположению В. И. Вахриной, по заказу еп. Афанасия написана Ростовская икона Божией Матери второй пол. XVIII в. (ГМЗРК), где наряду с традиционными изображениями святителей Ростовских Леонтия, Исаии и Игнатия Богородице предстоит свт. Афанасий Александрийский - очевидно, небесный покровитель еп. Афанасия. Занимаясь благоустройством епархии, еп. Афанасий особое внимание уделял образованию, при нем в программу Ярославской духовной семинарии были введены богословие, греческий и еврейский языки. В связи с проектами Екатерины по созданию новой образовательной системы еп. Афанасий отправил в Святейший Синод «Пункты», в которых указывал на необходимость создания в селах школ для обучения крестьянских детей чтению, письму и основам вероучения. В каждом приходе, по его мнению, следовало создать школу, в которой преподавал бы приходской священник, диакон или псаломщик, плату преподаватель должен был получать с учеников продуктами. Скончался 15 февраля 1776 года в Ростове , погребен в Успенском соборе Ростова . Из жизни преосв. Афанасия известен один знаменательный случай. Однажды, совершая пасхальную литургию в Тверском соборе, он вынимал частицы о здравии, стоя около жертвенника во время пения Херувимской песни. В числе прочих сослужащих к нему подошел архимандрит Тихон (Соколов) с обычным обращением: " Помяни мя, Владыко святый! " " Епископство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем " , - ответил преосв. Афанасий и заметив свою обмолвку, с улыбкой прибавил: " Дай вам Бог быть епископом " . Обмолвка еп. Афанасия оказалась пророческим предчувствием. Архим. Тихон действительно стал епископом, отличавшимся святостью жизни, и впоследствии причислен к лику святых.

http://drevo-info.ru/articles/13671933.h...

Афродитианова повесть, 792, 797; порицается, 200, 201. Афанасия александрийского : Толкование Псалмов, 88. Послание к Антиоху см. Антиох князь; Аммону, Руфину, 205–207. Слова и отрывки, 13, 15, 87, 91, 165, 169, 185, 189, 192, 203, 204, 339, 667, 668, 732, 746, 752, 753, 757, 764, 766, 768, 770, 794, 802, 804. Житие В. Антония, 684, 763. Его житие см. Жития Святых. Афанасий, монах иерусалимский, 15, 205, 206, 224. Афанасий русин, святогорец, 746. Афанасий, поп, владелец, 350. Афонская гора, 175, 200, 686, 704, 746, 756, 757, 793. Афанасия Волховского, иером. префекта Троицкия лавры, слово, 198. Упомин. архимандритом, 457. Басманова Ивана супруга, Ирина, 76. Басов Феодор, владелец, 259, 484. Баторий см. Стефан. Батыя пленение Руси, 714, 770, убиение его, 663, 714, 805. Бенетскому архиепископу послание, 205, 206. Бердпбека, хана,ярлык, 177,765. Беседы трех святителей Василия В., Григория Б. и Иоанна Злат., 256, 769, 774, 778, 786. Беседовник см. Григорий. Библия. Книги В. и Н. завета: Пятокнижие Моисеево, 1, 44, 45. Иис. Навина, Судей Изр., Руфь, Есфирь, 2. Ездры 2-й кн. гл. 3 и 4, 659. Псалмы Давидовы, 3, 46–62. Псалтири следованные, 308–343. Толкования Псалмов, 85–88, 791. Притчи Соломоновы, 730, 773. Екклесиаст, 730. Песнь Песней, 730, 765, 773, с толкованием, 730. Премудрость Сирахова, 730. Пророки толковые, 63, 89–91. Выписки из книг В. Завета, 15, 205, 206, 728, 729, 731, 770, 771, 812. Четвероевангелие, 46, 66–70, по дням – апракос, 5. Толковое, 92–98, 107–115. Учительное 99–106. Деяния, и Послания Апостольские, 71–78, 783, апракос, 79–82. Толкования на них, 116–118, 150. Апокалипсис, 83, 84, 659, 710, с толкованием Андрея кесарийского , 6, 119–122, 692. Библейская история, 38, 728–731, 735, 769. Библиотеки разные см. Описание рукописей. Благовестник, книга, 107–115. Благовещеиие. Поучения на сей праздник, 11, 99–104, 106, 137, 142, 143, 150, 160, 602, 643, 675, 704, 744, 745, 753–755, 793, 796, 805. Блудного сына неделя. Поучения, 9, 11, 39, 99–101, 103–106, 142–144, 204, 404, 758, 793.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010