Благой Бог по безграничной Своей милости да подаст всем нам вечно наслаждаться блаженством во Царствии Его! Аминь. 301 Афанасий Афонский (Αθανσιος о Αθωντης; ок. 925 – ок. 1000) – византийский монах, основал в 963 г. первый и главный монастырь на Святой горе Афон – Великую Лавру, как и общежитийное обустройство жизни монахов в монастырях Афона. Ученик прп. Михаила Малеина, от которого принял постриг. После божественного видения прп. Афанасий, как игумен, создал типикон (устав) для монахов монастыря на основе документов Феодора Студита и Василия Кесарийского . Написал «Завещание» (Диатипосис прп. Афанасия), где содержатся предписания о порядке поставления игумена, о преемниках, богослужебные указания. При жизни прп. Афанасий неск. раз удостаивался видения Божией Матери, совершал чудеса, исцелял тяжелобольных и предвидел грядущие события, в т.ч. свою трагическую кончину. Всю свою жизнь он занимался строительством и обустройством монастыря, погиб при ремонте, под рухнувшим куполом церкви. Память – 5 июля по ст. ст. 302 мне, яковый подвиг имать душа, разлучающися от телесе! Увы, тогда колико слезит, и несть помилуяй. Ко ангелом очи возводящи, бездельно молится; к человеком руце простирающи, не имать помогающаго, тем же, возлюбленнии мои братии, помысливше нашу краткую жизнь, преставленному упокоения от Христа просим, и душам нашим велию милость» (Последование мертвенное мирских тел. Стихира 2-я прп. Иоанна Дамаскина ). 304 старец Иосиф – знаменитый афонский подвижник Иосиф Исихаст (1898–1959, в миру – Франциск Коттис) родился на о. Парос, в Левках. Придя на Святую Гору, принял постриг в великую схиму от о. Ефрема в Катунаках, в каливе Благовещения. Одна из основных фигур православной духовности XX столетия. Ведя тихое существование, он, тем не менее, имел огромное влияние: был одним из главных возобновителей образа жизни исихастов, в частности, делания Иисусовой молитвы. После его смерти, ученики старца распространили плоды этого влияния на Афоне, а затем и по всей Греции, на Кипре и вплоть до Северной Америки. Канонизирован как месточтимый святой на Афоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Таким образом, память прп. Петра почиталась лишь монахами, и этот местный культ не имел серьезных приверженцев за пределами афонских обителей. Можно также отметить, что с XI в. почитание Петра все больше приходило в забвение 13 и было восстановлено только с возрождением отшельничества и развитием исихазма к конце XIII и в XIV вв. Первым значимым свидетельством пробудившегося интереса к личности первого афонского исихаста следует считать увеличение числа списков Жития, составленного Николаем 14 . Афонские предания, в сочетании с иными доступными нам сведениями, позволяют сделать вывод, что прп. Петра особенно почитали в Лавре св. Афанасия. Из Жития Николая мы узнаем, что пещера, где Петр провел в одиночестве пятьдесят лет, находилась в самой пустынной части Афона, состоящей в ведении Лавры. До наших дней местные предания (вероятно, воспроизводящие рассказ письменного Жития) указывают на существование в этом месте скита прп. Петра 15 . Житие Нифонта, афонского отшельника середины XIV в., подтверждает и уточняет эти данные. Нифонт со своим учителем Феогностом обитал недалеко от Лавры ( πρς τ μρη τς Λαρας) – там же, добавляет агиограф, некогда жил Петр Афонит ( νθα πρν Πτρος θωντης ρετς τ θεμλιον κατεβλετο) 16 . К этим первым сообщениям можно добавить и владельческую заметку одной из лаврских рукописей (ныне cod. Coisl . 109): «(...) книга сия из часовни нашей Святейшей Владычицы Богородицы и святого отца нашего Петра Афонского» 17 . Эта рукописная заметка XIII/XIV в., с учетом того, что кодекс принадлежал Лавре, наводит нас на мысль, что церковь , посвященная Богородице и прп. Петру, находилась непосредственно на территории Лавры 18 . И наконец, последнее свидетельство. Из Жития славнейшего афонского насельника XIV в. Максима Кавсокалива 19 , которое было составлено Феофаном, в то время уже игуменом монастыря Ватопед и митрополитом Перифеорийским 20 , мы узнаем, что по прибытии на Святую гору прп. Максим Кавсокалив остановился в Лавре. Там он прочел Жития св. Афанасия, основателя монастыря, и прп. Петра: первое из них представляло образец общежительного монашества, второе – жизни в исихии 21 , первый святой был духовным отцом иноков, подвизавшихся в крупных монастырях, второй – отшельников, избравших уединение в скиту. По словам агиографа, прп. Максим таким образом сравнивал двух «отцов основателей» монашества на Святой горе, то есть прп. Петра Афонита и св. Афанасия 22 . В то же время первый биограф Кавсокалива, его ученик Нифонт Кавсокаливит, изображает святого как второго Онуфрия и второго Петра Афонского 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

1991. С. 41). Житийная иконография М. М. представлена одной сохранившейся иконой святого с 16 клеймами Жития (1-я пол. XVII в., ГИМ). В среднике преподобный изображен прямолично, в рост, отведенной правой рукой благословляет (двуперстно), в левой держит свиток (текст: «Не скорбите братия, но посему разумейте аще…»). Схема изображения та же, что и на упомянутых иконах-пядницах, но образ святого ближе к изображению на пяднице из хранения ГММК: у М. М. так же длинная, но с незначительной проседью борода, к-рая, разделяясь на 2 пряди, опускается ниже середины груди (отличительный признак святого в клеймах). Прочтение надписей, в развернутом виде поясняющих содержание клейм, затруднено из-за слоя потемневшей олифы. Сюжеты клейм посвящены истории духовного наставничества М. М. со времени прихода к нему в ученики на гору Кимин прп. Афанасия Афонского; оба изображены с нимбами, в монашеском облачении, у прп. Афанасия борода короткая, округлая. В рассказе в клеймах фигурируют и племянники св. старца: сначала «военачальник всего Востока» Никифор Фока (клейма 2, 3), затем и Лев Фока - в клеймах визита к дяде (9), открытия М. М. племянникам даров прп. Афанасия (10 - прп. Афанасий показан в верхней зоне клейма в образе сидящего в пещере затворника), поручения Никифора и Льва духовному водительству прп. Афанасия (11 - М. М. и Афанасий сидят рядом, беседуя о сродниках св. старца, те сидят напротив). Завершается повествование в клеймах отпеванием и погребением М. М. (15, 16 - уже без фигуры прп. Афанасия, отпущенного М. М. на Афон). Происхождение иконы неизвестно, по картотеке ГИМ прослеживается ее связь с Оружейной палатой, откуда она поступила в Музей боярского быта (сведения предоставлены Л. А. Корнюковой); высказанное Р. И. Клевцовой предположение о происхождении иконы из московского Знаменского монастыря (см.: Клевцова. 2006. С. 81), а именно из ц. прп. Афанасия Афонского, может косвенно подтверждаться акцентированным вниманием в житийной иконе М. М. к рассказу о его ученике прп. Афанасии. Известны 2 связанные с Оружейной палатой упоминания о житийной иконе М. М.; оба не содержат информации о составе или хотя бы о количестве клейм. Так, в мае 1630 г. Назарию Истомину Савину было выдано жалованье за написание образа «Государева ангела, преподобнаго Михаила Малеина, с деяньем» ( Забелин И. Е., сост. Дополнения к Дворцовым Разрядам, по поручению гр. Д. Н. Блудова, собранныя из книг и столбцов преждебывших Дворцовых Приказов Архива Оружейной Палаты (Ч. 1)//ЧОИДР. 1882. Кн. 3. Стб. 624). «Образ Михаила Малеина в деянии» в перечне «подносных» икон, поступивших из мон-рей, находился в Образной палате, согласно ее описи 1669 г. ( Успенский. 1902. С. 36).

http://pravenc.ru/text/2563750.html

Помимо упомянутых попыток ограничить применение термина " колливады " узким кругом лиц необходимо отметить другую тенденцию, также имеющую место в последние десятилетия в греческом мире и состоящую в том, что к колливадам причисляют как некоторых их современников, не принимавших никакого участия в специфической для кружка колливадов деятельности (напр., прп. Паисия (Величковского) , равноап. Косму Этолийского ), так и святых греч. Церкви или подвижников благочестия, живших во второй половине XIX и даже в XX веке (напр., прав. Николая Планаса , свт. Нектария Эгинского , митр. Пентапольского) . Очевидно, что многие деятели греческой Церкви XIX-XX веков могут рассматриваться как своего рода " наследники " колливадов, однако причислить их к числу колливадов затруднительно. Связи прп. Паисия (Величковского) со свт. Макарием Коринфским и прп. Никодимом Святогорцем сомнения не вызывают , но о том, разделял ли прп. Паисий воззрения колливадов, сведений нет. Определенный интерес вызывает рукопись из собрания Нямецкого монастыря , представляющая собой флорилегий: собрание выписок из соборных постановлений и творений св. отцов, посвященных св. Причащению . Многие тексты совпадают с теми, что приводятся в " Книге душеполезнейшей… " святых Макария и Никодима; кроме того, в числе выписок есть и отрывок " От книги греческия о Причащении Пречистых Христовых Таин " . Тем не менее данного свидетельства явно недостаточно, чтобы причислить прп. Паисия (Величковского) к колливадам. Общая характеристика движения колливадов Имея началом реакцию на нарушение богослужебного устава Св. Горы, движение колливадов достаточно быстро приобрело более широкие масштабы. В центре внимания оказался более значимый вопрос духовной жизни - проблема частого причащения (свидетельством чему служит, например, обращение к данной теме патриарха Константинопольского Феодосия II (1769-1773) уже в первом постановлении, посвященном афонским спорам ). Защиту церковного Предания от искажений колливады основывали на безоговорочном предпочтении соборных постановлений и святоотеческой традиции каким бы то ни было местным обычаям, а тем более нововведениям, не имеющим в Предании никакой почвы. Практический интерес к Преданию и творениям св. отцов вскоре соединился со стремлением к просвещению греческого народа в духе святоотеческой традиции, в чем особенно преуспели свт. Макарий Коринфский, прп. Никодим Святогорец и прп. Афанасий Паросский. При деятельном участии колливадов были изданы святоотеческая аскетическая антология " Добротолюбие " , собрание творений прп. Симеона Нового Богослова , некоторые другие сочинения св. отцов, а также толкования на Священное Писание, соборные постановления и богослужебные тексты православной Церкви. Колливады были горячими защитниками возможности жить согласно правилам, изложенным некогда св. отцами. По словам К. Папулидиса,

http://drevo-info.ru/articles/13679511.h...

В посл. четв. XVIII в. в рус. М. начался духовный подъем. Во многом он связан с переводами прп. Паисия (Величковского) творений св. отцов, посвященных духовной аскезе, афонским монашеским традициям и практике старчества . В России многочисленные ученики прп. Паисия сначала подвизались в небольших монастырях и скитах, все необходимое для жизни делали сами и питались с собственных огородов. Когда в 1825 г. полиция закрыла неск. скитов в лесах под г. Рославлем из-за опасений распространения раскола, пустынники разошлись по др. монастырям, способствуя введению в нек-рых из них афонских иноческих правил. Традиции старчества продолжили прп. Серафим Саровский, иером. Василий (Кишкин) , прп. Клеопа I , иеросхим. Клеопа II (Антонов) , схим. Афанасий (Захаров) , архим. Феодосий (Маслов) , старцы Саровской (см. Саровская в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь ), Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы , Белобережской брянской , Молченской Софрониевой в честь Рождества Пресвятой Богородицы и Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пустыней, Свенского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . В отличие от прп. Паисия и его учеников, окормлявших только монашествующих, у прп. Серафима и оптинских старцев духовное руководство стали получать и миряне. Прп. Серафим способствовал подъему женского М. в России. По его благословению стали открываться жен. общины, в к-рых сестры, за исключением настоятельницы, не постригались в М., но, подобно монахиням, давали обет проводить жизнь в целомудрии, труде и молитве. Близ Саровской пуст. возникли ок. 10 женских общин, большинство которых впосл. стали мон-рями (напр., Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы монастырь ), а недалеко от Оптиной пуст. прп. Амвросий (Гренков) основал Шамординскую жен. обитель (см. Шамординский Амвросиев в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь ). Эти общины, став уже монастырями, продолжали заниматься широкой социальной и благотворительной деятельностью, при них открывались школы, приюты, больницы, богадельни, различные мастерские. В 1832 г. минимальный возраст для пострига женщин был снижен до 40 лет. К кон. XIX в. власти стали поощрять создание жен. общин для развития благотворительности и миссионерства. В 1896 г. существовали 156 женских общин, из которых 96 позднее были преобразованы в мон-ри.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мон-рь прп. Ксенофонта По местному монастырскому преданию, К. п. м. был основан ок. 520 г. прп. Ксенофонтом (пам. 26 янв.), к-рый построил здесь маленький храм вмч. Димитрия Солунского (ныне пристроен к старому кафоликону). Др. легенда гласит, что во время иконоборческих гонений к обители чудесным образом приплыла икона вмч. Георгия Победоносца, пущенная по воде одним благочестивым христианином, чтобы спасти от еретиков, которые пытались сжечь ее и пронзили ножом (следы огня и рана под подбородком видны до сих пор; искусствоведы датируют эту икону XIII в.). На берегу, в том месте, куда была вынесена волнами икона вмч. Георгия Победоносца, забил источник целебной воды. Над ним возведена часовня. Однако благодаря историческим источникам установлено, что ктитор мон-ря прп. Ксенофонт (пам. греч. 24 апр.) жил в кон. Х - нач. XI в.: он упоминается в актах афонских мон-рей с 998 (Actes de Vatopédi. 2001. N 2) по 1018 г. (Ibid. N 5). Он построил небольшой собор во имя вмч. Георгия Победоносца. О прп. Ксенофонте также говорится в Житии прп. Афанасия Афонского, который исцелил от смертельной болезни его брата Феодора (Vitae duae antiquae Sancti Athanasii Athonitae. Turnhout, 1982. P. 97-99. (CCSG; 9)). В старости прп. Ксенофонт передал Феодору руководство мон-рем, и тот занимал пост игумена по крайней мере до 1035 г. (Actes de Lavra. 1970. N 29). На Афоне подвизался еще один член этой семьи: двоюродный брат прп. Ксенофонта Феодул основал обитель свт. Николая Чудотворца «ту Хрисокамару», которую он в нач. XI в. передал К. п. м. (Actes de Xénophon. 1986. N 1). Путешественники XIX в. видели над входом в старый монастырский собор надпись с годом основания обители: 976 или 979 г. Эта надпись не сохранилась, но дата основания, по мнению исследователей, вполне вероятна ( Παπαχρυσνθου. 1997. Σ. 24-25). В любом случае мон-рь возник после 972 г., т. к. составленный в этом году Типикон Иоанна Цимисхия не упоминает ни прп. Ксенофонта, ни его мон-рь. Официально в мон-ре считают 998 г. датой своего основания по 1-му упоминанию в источниках; монастырские власти приурочили к 1998 г. празднование 1000-летия мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2462145.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Афанасий Афонский, прп. Описания иконы Афанасий Афонский, прп. - житие Преподобный Афанасий Афонский (память 5 июля по старому стилю) Родился в Трапезунде, в благочестивой христианской семье и назван был Авраамием. Рано осиротев, он воспитывался у одной благочестивой монахини, подражая ей в навыках иноческой жизни, посте и молитве. Дальнейшее свое образование святой продолжил в Византии. В совершенстве изучив различные науки, он стал наставником юношества. После знакомства с преподобным Михаилом Малеином, презрев всю мирскую суету, святой удалился в Киминский монастырь в Малой Азии, где принял иноческий постриг с именем Афанасий. В обители преподобный Афанасий с усердием исполнял монастырские послушания, а в свободное время занимался переписыванием Священных Книг. Известно, что он переписал Четвероевангелие и Апостол. Длительными постами, бдениями, коленопреклонениями, изнурительными трудами преподобный Афанасий достиг такого совершенства, что в 960 г. по благословению игумена поселился для пустынножительства на Святой горе Афон. Коварный диавол, жел[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Новгород. XV.] Преподобные Афанасий Афонский, Варлаам, Иоасаф. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей. Файл 4328.jpg:   Размер: 717x900, 0.65 MPix, 124 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (221) , (11) . Описание: [Афон (?). XVIII.] Экономисса с прпп. Афанасием Афонским и Михаилом Синаитом, житием прп. Афанасия. Икона. Афон (?). XVIII в. 50.3 х 41.5. Частичные поновления по всей поверхности и русские надписи XIX в. ЦМиАР. Москва. Файл 4333.jpg:   Размер: 1463x1800, 2.63 MPix, 309 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (250) , (10) . Описание: Преподобный Афанасий Афонский. Книжная миниатюра. Частное собрание. Германия. Бумага, грунт, пигменты, гуммиарабик, позолота. 2001 г. Файл 16454.jpg:   Размер: 448x664, 0.3 MPix, 76 Kb. Дата: 2012-03-05, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (201) , (6) .

http://pravicon.com/icon-1288

Патерисса (патерица)  – епископский жезл. Пентада – пять старейших монастырей Святой Горы – Лавра, Ватопед, Ивер, Хиландар, Диокнисиат, из антипросопов которой избирается  председатель Кинота. Пентаполис - древнее название Кареи. Пентикостарион -  Цветная Триодь. Первый Типикон – устав ( 970), выработанный при прп.Афанасии Великом и закрепивший равноправие разных форм монашеского жития как киновийной, так и отшельнической. Пещера прп. Афанасия  Афонского – знаменитая пещера, принадлежащая Лавре, неподалеку от румынского скита Иоанна Предтечи. Пещера прп. Петра Афонского – замурованная Лаврой (точное ее местонахождение неизвестно) знаменитая пещера ( УП в.) по причине опасности подвижничества в ней современных монахов. Пещера Космы Зографского – знаменитая пещера, принадлежащая монастырю Зограф, где вел отшельнический образ жизни Косма Зографский. Пещера прп. Симона – знаменитая пещера, принадлежащая монастырю Симонопетра, где подвизался прп. Симон. Пещера прп. Павла – знаменитая пещера, где подвизался прп. Павел Ксиропотамский, находится недалеко от пристани монастыря святого Павла. Пещерник – монах-отшельник, живущий в пещере. Пиастра -  денежная  единица в 19 веке. Пилигрим – странствующий богомолец, странник, путник, паломник. Пинес – мыс на юге Афонского полуострова ( другие его названия – св. Георгия, Нимфеон, Капо-Санто). Пиргос ( пирг) -  крепостная  оборонительная  башня в монастыре или вне монастыря, предназначенная для наблюдения за окрестностями и своевременного сообщения начальству монастыря об опасностях. Письмоводитель – тот, кто ведет в монастыре письменные дела. Его функции в настоящее время выполняет секретарь монастырской канцелярии. «Пиши, занимайся, пой, воздыхай, молись, молчи» - старинный греческий стих о повседневом труде монаха. Плакидия – царица, дочь Феодосия Великого ( 379 –395). Она в 382 году прибыла на Афон и при  входе в Благовещенский храм услышала он иконы Божией Матери голос, повелевавший ей удалиться с Афона. Это событие послужило основанием каноническому установлению, запрещающему женщинам  появляться на Святой Горе.

http://isihazm.ru/1/?id=1818

26 октября – прмч.Иоасафа. 28 октября – прп.Афанасия I-ro, патриарха Константинопольского. 30 октября – прмч.Тимофея Есфигменского. 1 ноября – прмч. Иакова и двух учеников его, иеродиакона Иакова и Дионисия монаха. Прпп. Евфимия и Неофита Дохиарских. 12 ноября – Прп.Нила Мироточивого. 13 ноября – прмч.Дамаскина. 14 ноября – прп. Григория Паламы, архиеп. фессалоникийского. Новомуч. Константина. 17 ноября – прп. Геннадия Ватопедского. 22 ноября – свт. Каллиста II-ro, патриарха Константинопольского. 5 декабря - Память святых прмчч. карейских. Прп.Нектария, подвизавшегося в скиту Карейском в келье Архангелов, именуемой Ягари. Прп. Филофея Карейского. 7 декабря – прп. Григория, ктитора обители Григориатской. 19 декабря – прп.Даниила, архиеп. сербского. Сщмч.Константина Россиянина. 28 декабря – прп. Симона Мироточивого. 30 декабря – прмч. Гедеона. Этот список Афонских святых отцов далеко не полный. Во 2-ю неделю по Пятидесятнице празднуется память всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших. Из службы святым, на Афоне просиявшим: Иже в телеси безплотнии и Божии воистинну человецы, Афон весь освятившии столпы Горы огненнии, стоящии с любовию и радостию пред Богоматерию Пречистою, яко созерцатели в Божественном видении, честнии отцы наши да восхвалятся. Стихира на Великой вечерне, глас 5-й: Приидите вси сонмы монашествующих – тмочисленное воинство Давида, предводимое тысящами добродетелей, – сущих на Афоне отцев восхвалим, преподобных и иерархов, преподобномучеников и священномучеников, и всех вкупе, их же имена ведомы и не ведомы. Они бо воистинну делы и словесы и многообразным и равноангельным житием и благодатными дарами Божиими, показашася святи, и Горе сей нарицание святое даша, их же и гробы Бог чудесами и благоуханием и миром прослави. И ныне они, предстояще пред лицем прославившаго их Христа, молятся непрестанно о нас, с любовию совершающих светлое их празднество. На малой вечерне. Слава, глас 6-й: Отцов, соделавших Гору небом, и показавших в ней житие ангельское проходити, и множества монахов в ней собравших, восхвалим вси, взывающе к ним: от всякия нужды и навета избавите нас, множество преподобных, Афонская похвало!

http://pravicon.com/info-1865

Взяв сына и неск. учеников, преподобный пришел на Афон к основавшему в 963 г. Великую Лавру прп. Афанасию Афонскому . Согласно Житию, мать прп. Афанасия происходила из Колхиды, чем мн. исследователи и объясняют быстро возникшую между преподобными духовную дружбу. Из источников известно, что И. С. встречался с посещавшим Афон визант. имп. Никифором II Фокой , на основании этих сведений время появления преподобного в Великой Лавре датируют периодом между 963 и 969 гг. (по мн. источникам, 965). И. С. исполнял в Лавре послушание повара. Весть о нем быстро разнеслась по империи, и в Лавру стали приходить грузины, желавшие подвизаться под руководством такого подвижника. Груз. община росла, И. С. не хотел, чтобы он и его соотечественники находились на иждивении прп. Афанасия. Согласно хрисовулу, полученному И. С. после 969 г. от византийского имп. Иоанна I Цимисхия , годовой доход от о-ва Лемнос (244 номисмы) передавался Великой Лавре на содержание грузин. Сведения об этом содержатся в акте пожертвования прп. Афанасия от 13 дек. 984 г. (ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 52; Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 6; Lefort. 1985. Vol. 1. P. 21). Жизнь груз. общины изменило восстание Варды Склира (976-979): августа Феофано, мать малолетних визант. императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII , обратилась за военной помощью к груз. царю, отправив летом 978 г. 3 письма преподобным Афанасию, И. С. и Иоанну-Торникию и прося их посредничества. Прп. Иоанн-Торникий не желал покидать Афон и возвращаться на военное поприще, но прп. Афанасий и И. С. «с трудом» смогли убедить его, сказав, что «всю вину примут на себя». Прп. Иоанн-Торникий и груз. полководец Джоджик были поставлены Давидом III во главе 12-тысячной груз. армии и в составе войска Варды Фоки во 2-й битве при Панкалии 24 марта 979 г. победили Склира. Часть военных трофеев прп. Иоанн-Торникий передал царю и роздал войскам, а оставшуюся (свыше 1,2 тыс. литр золота) отдал И. С. Поскольку с прп. Иоанном-Торникием на Афон пришли и «многие рясофорные и прославленные монахи...

http://pravenc.ru/text/471496.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010