Вашего Высокопреподобия высокопреподобнейшего отца покорнейший слуга епископ Филарет Секретарь Николай Петров Архив РДМ, п. 69, д. 1433, 1 л. 325. Письмо профессора В.В. Григорьева 586 к архимандриту Антонину с приглашением принять участие в работе оргкомитета III международного съезда ориенталистов С.-Петербург 18 января 1876 г. Ваше Высокопреподобие, отец Антонин! Из прилагаемого при сем печатного объявления изволите Вы усмотреть, что в конце августа сего 1876 года должен состояться в С.-Петербурге третий Международный съезд ориенталистов. Больший или меньший успех этого съезда вполне зависит от того участия, какое примут в нем интересующиеся востоковедением лица, живущие в разных странах. Комитет по устройству этого съезда, приступив к выбору членов-корреспондентов своих внутри Империи и за границею, постановил просить Ваше Высокопреподобие оказать ему честь принять на себя, по местопребыванию Вашему в Иерусалиме, звание члена-корреспондента Комитета для Палестины. Известная любовь Ваша к делу науки заставляет Комитет надеяться, что Вы не откажете ему в просимом содействии. Во всяком случае, ответ Ваш положительный или отрицательный ожидается Комитетом с нетерпением. Уведомляя Вас о вышеизложенном, прошу принять уверение в совершенном почтении и преданности, Председательствующий в Комитете В. Григорьев Письма и посылки в Комитет адресуются на имя Председательствующего в оном тайн[ого] сов[етника] Василия Васильевича Григорьева, в С.-Петербург, на Васильевском острову, Волховский переулок, дом 6, кв. 5. Архив РДМ, п. 69, д. 1436, 1 л. 326. Письмо секретаря Императорского Русского Археологического Общества И.В. Помяловского 587 к архимандриту Антонину С.-Петербург 19 сентября 1878 г. Ваше Высокопреподобие, многоуважаемый и многочтимый отец архимандрит! Действительным членом Афанасием Федоровичем Бычковым 588 были представлены обществу от имени Вашего шестьдесят серебряных монет Александра Великого. Высоко ценя как самый подарок, так и просвещенное Ваше к Обществу внимание, оно постановило: выразить Вам за таковое приношение свою искреннюю признательность. Поставляя себе приятным долгом исполнить сказанное поручение Общества, смею выразить надежду, что и впредь Вы не оставите его своим вниманием и участием в его трудах и деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Некоторые не выучивали заданного урока из катехизиса и были штрафованы деньгами, и неоднократно. Если кто из штрафованных не являлся после того в срок, такой угрожаем был телесным наказанием. Есть свидетельство, что и при поступавши на места к сельским церквам ставленники отсылаемы были для изучения катехизиса к учителям семинарии 38 . С открытием семинарии введена была в лавре должность проповедника, который обязан был говорить поучения в соборе в праздничные и воскресные дни. Несколько раз в год проповеди назначаемо было от Учрежденного собора говорит начальствующим семинарии и учителям монашествующим; на них исключительно возлагаемо было проповедование в присутствии Высочайшей Фамилии. Первым по открытии семинарии проповедником был иеромонах Панкратий Черныевский (1744 г. ), за ним Феофан Зеленецкий, вытребованный в лавру из Киевософийского монастыря в 1746 году. В последствии времени семинария образовала проповедников для лавры из своих питомцев. Из проповедей, говоренных по нарочитым случаям начальствующими и учителями семинарии, мы имеем шесть: три – первого префекта и первого ректора Афанасия Волховского, одну – префекта Кирилла Ляшевецкого, и две – учителя иеромонаха Иннокентия Паскевича. Все они произнесены в сороковых годах прошедшего столетия 39 . Проповеди Афанасия произнесены в присутствии Императрицы Елисаветы Петровны, В. К. Петра Феодоровича и супруги его Екатерины Алексеевны, две в Петербурге в сентябрь и октябрь 1745 года: третья – в Троицкой лавр 29 июня 1749 года; Кирилл свою проповедь произянес в присутствии Императрицы в Троицкой же лавре 25 сентября 1749 года. Иннокентий говорил одну проповедь в Царском Селе, в присутствии Императрицы, в церкви Знамения, сентября 25 1747 года; другую в Ее же присутствии в Троицкой лавре, в Трапезной церкви, 8 декабря 1749 года. Афанасий и Кирилл, как проповедники, отличаются один от другого по духу и тону поучения: в проповедях первого видим спокойное изложение предмета, о котором он беседует: проповедь его – ученый трактат из области нравственного богословия, с легким приспособлением к месту и времени поучения и к характеру слушателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Никита … Иов , в половине XV века. Антоний , 1466. Иона , 1514. Исайя Шапошников , 1559–65. Евфимий , 9 янв. 1567. Сильвестр , 13 сент. 1571. Василий … Геннадий , 1584. Исайя , 1598. Арсений , 1603–18, отказался. Макарий Кучин , с 1618, а 16 дек. 1624 хирот. в архиеп. Сибирского. Тихон , 1625 и 26. Ферапонт , 1633–37. Корнилий , 22 янв. 1641. Гермоген , в авг. 1641, 1642, в авг. 1643. Тихон , 1643 и 1644 (sic), в апр. и нояб. 1645, в июле (sic) 1647. Архимандриты Павел , игум., 1673–79, перев. в Симонов, а 12 июня 1680 опять сюда-ж и оставлен архим-том; по 1686. Сергий , 1687–89, уволен. После в Спасо-Геннадиеве. Корнилий , 1690–1700. Феофилакт определён 2 февр. 1701; до 1720. Иов , 1722–39. Никанор , 1739–46. Феодосий , 1747–54. Андроник перев. из Паисиина, 1754–1756. Софроний Тернолетов , из иеромонахов Киево-Печерских, 1756–71. Аггей Колосовский , с 1771, а 3 сент. 1773 перев. в Нижегородский Печерский. Феодосий в 1773 перев. из Миропольского; до 1780. Парфений перев. из Солотчинского, 1780–1809. Август 1809 перев. из Паисиина, а в 1820 уволен, за болезнью. Макарий Глухарев произведён 1821–1824, уволен на покой. С 1829 миссионер Алтайский; в 1847–49 архим. в Волховском мнтре. Евгений Бажанов (Баженов) в 1824 перев. из Тобольского Знаменского, а 29 июня 1829 хирот. в епископа Тамбовского. Афанасий Дроздов 17 июня 1829 перев. из Краснослободского Вздвиженского, а в дек. 1837 – в Рязанский Спасский. Платон Городецкий , 1837, из инспекторов С.-Петербургской духовной акад. После епископ Ковенский (викарий Литовский). Нафанаил Савченко перев. из Каменецкого Подольского Троицкого, 1839–1845, 26 авг. хирот. в епископа Ревельского. Агафангел , 1845–50, перев. в Игрицкий. Женского Богоявленского Анастасиина: Иг-нья Платонида , 1856–62. 264 – Мария Давидова , 1862–68. 265 3 Макариев, на реке Унже, в городе Макариеве, основан св. Макарием в половине XV столетия, но запустел. В 1596 г. возобновлён строителем Давидом Хвостовым. Ныне 3-го класса. [V, 39.] 30 янв. 1854 возведён в первый класс. Игумены

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А известный своими критическими взглядами Александр дю Шайла, напротив, неоднократно отмечал бескорыстный характер этого решения: Нилус приютил бедную, старую женщину из сочувствия и не имел от этого никакой выгоды. Несмотря на все трудности и сопутствующие сплетни, жена Нилуса заботилась о «грехе молодости» своего мужа и самоотверженно ухаживала за больной и немощной Володимировой вплоть до её смерти, 30 октября 1932 в Чернигове. От брака с Александром Николаевичем Володимировым Наталья Афанасьевна имела четверых детей: Александру, в первом браке замужем за графом Владимиром Сергеевичем Татищевым, во втором браке за Александром Александровичем Плотниковым, жила после революции в Ленинграде; Прасковью, в замужестве Хрулова; Юлию, в замужестве Теплова; Святослава — дворянский маршал в Волховском уезде Орловской губернии, правый депутат Думы, член «Союза русского народа», состоял в браке с Марией Хрущёвой. 6. Жена С. А. Нилуса: Елена Александровна Озерова (1854–1938) Елена Александровна Озерова, ставшая супругой Нилуса, была бывшей фрейлиной Императрицы Марии Фёдоровны и доверенным лицом Императрицы Александры Фёдоровны. Рождённая 27 июня 1854 года в Кишинёве, она происходила из знатной семьи дипломатов: её отец, обергофмейстер Александр Петрович Озеров (1817–1900), был послом в Афинах и Берне, а её дядя, Иван Петрович Озеров (1806–1880) — послом в Берлине, Лиссабоне, Бадене и Баварии. Через своих родственников Озерова имела обширные связи при Дворе и в петербургском обществе. Её отец был адъютантом императрицы Марии Александровны; четверо кузин были фрейлинами матери Императрицы Марии Фёдоровны. Старший брат Борис (1852-?) был гофмейстером, сестра Ольга (1848–1924), овдовевшая княгиня Шаховская, жила под именем игуменьи Софии в Дмитровском монастыре вблизи Москвы. Её сестра Мария (1849–1925), фрейлина матери Императрицы Марии Фёдоровны, была замужем за Александром Ивановичем Гончаровым (1844–1906). После бегства из России Мария Гончарова со своей кузиной, графиней Екатериной Петровной Клейнмихель, урожд. княгиней Мещерской (1843–1925), жила недалеко от Парижа. Самым влиятельным в семье Елены Александровны был младший брат Давид (1856–1916), генерал-майор и начальник управления Аничковым дворцом, бывший близким доверенным лицом Иоанна Кронштадтского . Давид Александрович Озеров состоял в браке с фрейлиной, Екатериной Петровной Степановой (1859-?), дочерью генерала Петра Александровича Степанова (1805–1891). Владельцы имения в Тульской губернии Степановы, в свою очередь были знакомы с Сергеем Нилусом. Вероятно, они и познакомили его с Озеровой.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

На обор. первого порожнего листа современным почерком: Списана с печатные Катихисис, печатана на Руси с Лаврентиева слогу Зизания из Киева. От задние доски приложены вопросы и ответы Богоявленскаго игумена Ильи с товарищи с Лаврентием Зизанием о некоторых речах книги сея. Критический разбор сей книги см. в Правосл. Собесед. 1855, 56 гг. 198. (1912.) Свет духовный, скороп., XVIII века, в четверть, 305 листов, Заглавие: Учение краткое основательное и доводное истинныя единыя христианския веры, восточною православною Христовою Церковию утвержденное, для знания всех Творца Бога и Его миробытнаго всего сотворения и о прочем, о первом и о втором пришествии Христовом, о кончине мира и о воздаянии комуждо по делом предьявляется. л. 2. Предисловие любопытному читателю, в коем сказано: для чего сия малая сочинена книжица. Понеже суть нецыи, преящая себе в безбожной мысли своей содержат, яко несть Бога, а глаголют в глупом своем разсуждении, яко вся, на что-де не посмотришь, на небо, на землю и на протчая созданная, самою сотворишася натурою. За сим следует изчисление глав содержащихся в книзе сей, числом 10, с подразделением на члены. В конце гл. 9 (л. 263 об.) Читаем: Подлинная книга, – учение краткое основателное, и проч. (см. выше), засвидетельствована и подписана по листам тако: Смиренный Рафаил митр. киевский галицкий и малыя России. Киевопечерския великия чудотворныя лавры архимандрит Тимофей, (что ныне митрополит, киевский). Списана в Святейшем Правительствующем Синоде лета от Хрнста 1750 году протопопом Никоном Петергофским. Главу 10 составляет Слово о звании в царство небесное на царский брак Христов (в конце его, л. 286 об.), проповеданное в царствующем Санкт-Питербурге в придворной церькве Семинарии Троицкия лавры префектом иеромонахом Афанасием Волховским октября дня 1745 года. Печатано в московской типографии 1745 года мес. ноемвриа в 28 день. л. 287. Вопросы и ответы о трех добродетелех богословских: о Вере, потом Надежде и Любви. Впереди стихи: Богу в Тронцы славиму молба тричисленна,

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

– «Во славу Единосущной Животворящей и неразделимой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, по благословению Преосвященного Корнилия, Митрополита Великого Новгорода и Великих Лук, тщанием же и трудами святой обители Настоятеля Архимандрита Евфимия устроена сия паперть от сотворения мира зрнд (7154) от Р. X. (1646) года»; – «Подписажеся иконным воображением в лето от сотворения мира (7236), от Рождества по плоти Бога слова аки (1728) при Архимандрите Вениамине на поклонение Православным Христианам всякого чина и возраста во славу Богу. Аминь». 2) к северо-западу от этой соборной церкви в двух саженях – другая, тёплая соборная ЦЕРКОВЬ во имя Пр. Варлаама Хутынского, с трапезой на погребах. Церковь эта сооружена в 1552 году, а в 1797 году возобновлена; окна разделаны и расположены в симметрию, стены расписаны и между церковью и трапезой вынуты арки, через что сия соединена с оною; кровля сделана железная и выкрашена ярью. При этой церкви к северо-западу находится нынешняя братская ТРАПЕЗА со службами; 3) над южными воротами – КОЛОКОЛЬНЯ, не совсем оконченная, начата строением при Архимандрите Лаврентии; на ней колоколов 17; самый большой 484 пуда и 30 фунтов, вылит при Епископе Досифее в Москве, на заводе 1-й гильдии купца Николая Афанасьевича Самгина; 4) от соборной Преображенской церкви к западу – КОРПУС двухэтажный. В нём в южной половине – Настоятельские и Казначейские КЕЛЬИ со службами внизу; 5) между Настоятельскими и Казначейскими кельями – домовая Преосвященных Викариев ЦЕРКОВЬ во имя св. Феоктиста, Архиепископа Новгородского; 6) в северной половине этого корпуса – Наместнические и братские КЕЛЬИ. Южная часть корпуса сего возобновлена при Епископе Афанасии Волховском, а северная – при Досифее; 7) на южной стороне монастыря от соборной Преображенской церкви – братские двухэтажные КЕЛЬИ и при них погреба и кладовые; 8) от Варлаамиевой церкви к северу – корпус двухэтажный стоит после пожара пустой; 9) Близ корпуса сего – БОЛЬНИЦА, возобновлённая при Епископе Евгении, и при ней – ЦЕРКОВЬ во имя Всех Святых, после пожара обновлена и освящена Преосв. Феофилом, Епископом Старорусским;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Trinitatis et S. Sergii, tradita, opera et industria Hieromonachi Platonis, nominate Seminarii Rectoris 187 .В два года Платон не успел окончить полного курса богословия: остались непрочитанными трактаты о законе и Евангелии. о трояком служении и двояком состоянии Спасителя, о состояние человека возрожденного, о таинствах и последней судьбе мира. При составлении своих богословских лекций Платон по местам следовал Квенштедту (Qvenstedti Theologia didactico- polemica), а в некоторых трактатах Феофану Прокоповичу ; впрочем, в его труде много самостоятельности и заметно стремление передать своим слушателям ясные понятия о предмете чтений. Множество вопросов, входивших в системы схоластических богословов и составлявших только или предмет любопытства, или оселок для изощрения рассудка, в системе Платона опущено, а удержаны только вопросы более существенные и полезные для богослова. След схоластики остался у Платона только во внешней постановке вопросов, именно в обозначении отделов того или другого трактата принятыми у схоластиков терминами в роде следующих: ϑσις, κϑεσις, ϑσεως βεβαωσις, ντϑεσις objectionum διλυσις. Встречается у него и известный usus, но редко. Такое разграничение частей трактата казалось Платону полезным в томе отношении, что способствовало точному и раздельному усвоению всех сторон излагаемого предмета. В образец представим из системы Платона лекцию о размножении душ человеческих, по составу которой можно судить о приемах Платона и при изложении философских лекций, которые до нас не дошли. Вопрос о размножении душ решается у Платона не так, как у Прокоповича, который допускал традуцианизм: Платон следует так называемым креацианам, т. е. допускает новотворение Богом каждой души человеческой, как принято в Православном Исповедании Петра Могилы 188 . Такого же мнения, как мы видели, держался и первый ректор Троицкой семинарии Афанасий Волховский. § XLIII. «Третий вопрос о человеке, говорит Платон, довольно важен, но мы изследуем его вкратце; это вопрос о том, каким образом размножаются души человеческие, именно: рождаются ли души детей от душ родителей как бы per traducem, или только тело детей происходит от тела родителей, а душа вновь творится от Бога и вдыхается в организовашееся тело? На то и на другое мнение указывает бл.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

241. Александр Иванович , князь Болохова древнего, находившегося на берегах Буга восточного, в нынешней подольской губернии, лицо происхождения неизвестного, по мнению Карамзина, «вероятно племени Ольговичей» (Ист. Гос. Росс. т. III. прим. 346), родоначальник ныне существующих князей Волховских, поколенная роспись которых, с половины XIV в., помещена в «Российской poдocлobhoq книге», изд. (1856) кн. Долгоруким (ч. III. с. 10–12). – Слич. примеч. к 920. 242. Александр Иванович 242. Александр Иванович , удельный князь Волконский (по городищу Волконе, на р. Волхонке, алексинского уезда нынешней тульской губернии), торусской ветви князей черниговских, младший из двух сыновей Ивана Юрьевича (Георгиевича), князя Болконского 885). – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил в половине XV в., состоял подручником Литвы и оставил сыновей: Тимофея и Романа, князей Волконских, не бывших уже удельными. 243. Александр Иванович 243. Александр Иванович , удельный князь вяземский, младший из двух сыновей Ивана Андреевича, князя вяземского 789), от брака с неизвестной. Именуется только в родословных, как подручник Литвы во второй половине XV в., вероятно, доживший и до 1494 г., когда все князья вяземские, возвратившись от Литвы к Москве, перестали считаться удельными. – Имел единственного сына, князя Афанасия Вяземского, уже не удельного. 244. Александр Иванович 244. Александр Иванович, прозванием Глухой , удельный князь вяземский, младший из трех сыновей Ивана Ивановича, князя вяземского 845), от брака с неизвестной. – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил в первой половине XV в., подручником Литвы, и оставил сына Петра, удельного князя вяземского ), также подручника литовского. 245. Александр Иванович 245. Александр Иванович , прозванием Брюхатый , князь нижегородский-суздальский, сын князя Ивана Борисовича, прозванием Тугой Лук , князя нижегородского и суздальского 799), от брака с неизвестной. – О годе и месте его рождения сведений нет. Прибыл к московскому двору великого князя Василия Дмитриевичича 45), в 1414 г.; женился на дочери того же великого князя Василисе Васильевне 419), в 1417 г.; ум. по видимому, в Москве, в 1418 г., оставив сына Семена ) – Примечание. Князь Александр Иванович Брюхатый, в некоторых известных сочинениях, каковы, например: «История Государстве российского», Карамзина; «Российская родословная книга» кн. Долгорукого, и друг,, показывается сыном не Ивана Борисовича , а Ивана Васильевича , без удельного князя суздальского 808). Но это опровергается одной из жалованных грамот Василия Васильевича, вел. кн. московского 44), напечатанной в I томе актов исторических (изд. 1841 г.) под 38. 246. Александр иванович

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

В 1725 году указом Ростовского епископа Георгия (Дашкова) монастырь был обращен в женский, в него перевели около 100 сестер упраздненного ростовского в честь Рождества Богородицы монастыря , семь бывших насельников Варницкого монастыря перешли в ростовский Преображенский монастырь . Из Рождественского монастыря в Варницкий были перевезены деревянные кельи монахинь. В 1731 году настоятельница монастыря игум. Христофора обратилась к Ростовскому архиеп. Иоакиму с прошением о переводе сестер обратно в Рождественский монастырь, поскольку в Варницком монастыре ощущался недостаток во всем, даже в питьевой воде и дровах. В 1731 году Варницкий монастырь вновь стал мужским. К 1744 году к монастырю были приписаны 300 чел. крестьян. В 1764 году Варницкий монастырь был выведен за штат с управлением строителями. Состав братии (до 10 чел.) был непостоянен, настоятели часто менялись (с середины XVIII по середину XIX века сменилось около 35 настоятелей). С 18 марта 1819 года в монастыре пребывал на покое по собственному прошению Уфимский епископ Августин (Сахаров) , родиной которого было с. Зверинец близ монастыря. В монастыре еп. Августин составил " Полное собрание духовных законов " (в 15 томах) и других сочинения, архиерей погребен у южной стены Троицкого собора. До середины XVIII века все постройки Варницкого монастыря были деревянными. 16 октября 1771 года Ростовский епископ Афанасий (Волховский) освятил в обители первый каменный храм - одноглавый Троицкий собор с приделами во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских (юж.) и святителей Александрийских Афанасия и Кирилла (сев.). С запада к собору над папертью была пристроена трехъярусная колокольня. В 1784-1785 годах у северной стены собора был возведен теплый каменный Никольский храм (прежняя деревянная Никольская церковь «по вынесении из нее святого антиминса» в 1784 была продана «на обжиг кирпича»). В 1800 году напротив западного входа в собор был выстроен двухэтажный настоятельский каменный корпус (перестроен в 1847), в 1828 г. - одноэтажное здание братских келий (перестроено в 1897).

http://drevo-info.ru/articles/13678131.h...

29 янв. 1195 г. М. освятил ц. св. ап. Филиппа на Нутной ул. (на Торговой стороне Новгорода). 4 мая 1195 г. он заложил надвратную (на воротах Детинца, выходящих к Вел. Волховскому мосту) ц. в честь Положения пояса Пресв. Богородицы; 2 авг. того же года строительство завершилось, храм был освящен М. «на праздник Святыя Богородица пояса», т. е. 31 авг. (Там же. С. 234). Церковь была расписана по распоряжению М. в 1196 г. «писцом» Гречином Петровичем, по гипотезе В. Л. Янина - свящ. (иером.?) Олисеем Гречином, одним из кандидатов на архиерейскую кафедру в 1193 г. Осенью 1195 г. М. заложил каменную ц. в честь Воскресения Господня в Воскресенском монастыре под Новгородом на оз. Мячине. Вместе с сестрами обители владыка избрал в игумении и 29 сент. («на сбор святыя Еуфимие») поставил «кротъку и съмерену именьмь Варвару» (вдову боярина Юрия Олекшинича) (Там же). Через год, 13 сент. 1196 г., Воскресенская ц. была освящена М. (причем, по словам летописца, «владыка тружаяся и горя в день зноемь, а в ноць печялуяся, абы коньцяти и видети церковь съвершену и украшену» - Там же. С. 42). В 1195 г. были поставлены также 3 деревянные церкви (в честь Воздвижения Креста Господня, во имя св. Василия Великого и св. Димитрия Солунского; первые две, очевидно, взамен утраченных в пожаре годом ранее). 19 янв. 1197 г. М. была освящена построенная жителями Славенского конца Новгорода братьями Дмитрием и Константином каменная ц. во имя святых Кирилла и Афанасия Александрийских на о-ве Нелезене в Кириллове (Мало-Кириллове) мон-ре (к югу от Торговой стороны Новгорода, на р. М. Волховец). В том же году М. поставил ц. во имя св. Никифора (или свт. Николая Чудотворца) «на Острове» (вероятно, на месте буд. ц. свт. Николая на «владычном островке», у юж. оконечности Детинца, на подворье Новгородских владык). В 1197/98 г. на Запольской ул. Торговой стороны представительницей боярского рода («Полюжая Городьщиниця Жирошкина дъци» - Там же. С. 43, 237; см. также: Дубровин Г. Е. «...Полюжая Городьщиниця дъци...»: (К вопросу об основательнице новгородского Евфимьина мон-ря в Плотниках)//ДРВМ. 2008. 2(32). С. 109-117) был основан Евфимиин жен. мон-рь, где была построена ц. во имя св. мц. Евфимии; храм, возможно, также освящал М., хотя прямо об этом владычная летопись не сообщает.

http://pravenc.ru/text/2562448.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010