1464 Из Могилёвской епархии, впрочем, несколько охотников выбыло в Минскую епархию. – АСС., 1794 г., 265, л. 412. Между ними был и священник Григорий Цитович, назначенный благочинным в Бобруйскую округу. – АМДК., 873, л. 2. 1465 Св. синод долге не хотел отменять своего строгого указа. Могилёвский преосвященный Афанасий напрасно ходатайствовал об отмене, выставляя не вид даже то, что в его собственной епархии началось воссоединение и является потребность в некотором свободном излишке священников. И только уже в половине 1797 года св. синод отменил свой прежний указ, после того, как новый Минский преосвященный Иов обратился в св. синод с просьбой дозволить ему всех вызванных в Минскую епархию священников выслать, за ненадобностью, обратно. – АСС., 1794 г., 265, лл. 412. 414. 1467 АМДК., 873, л. 2. Вызванные священники были распределены следующим образом, в Борисовскую – 10, в Давидгородскую – 4, в Игуменскую – 8, в Мозырскую – 20, в Пинскую – 10, в Поставскую – 1 и в Слуцкую – 5. В это же время прибыли 2 священника из Могилёвской епархии и были назначены в Бобруйскую округу. – АМДК., 873, л. 2. 1501 АМДК., 984, л. 19. Волколаты. – АМДК., 1099, л. 26. Слуцкая округа. – АМДК., 1178, л. 1. Несвиж. – АМДК., 1178, л. 25. Копыл. – имение бискупа Быковского. 1517 АКОП., 1345, 1. – АСС., 1795 г., 92, л. 50. Именной высочайший указ о причислении к Могилёвской епархии Полоцкой губернии состоялся 10 января 1795 года. – ПСЗ., 17.289. 1518 Афанасий Волховский, «из малороссиян», получил образование в Киевской академии. Принял монашество в 1769 г. «Проходил разные начальные послушания в монастырях Черниговской епархии и трудился в сказывании проповедей». Посвящён в игумена в 1776 г., в архимандрита – в 1783 г. причём был последовательно настоятелем в Новогородских монастыряз – Кириллове, Вяжицком и Юрьеве, состоя с 1781 г. и наместником Александроневского монастыря. 30 июля 1788 г. хиротонисан в епископа Старорусского, викария Новгородско-Петербургской митрополии. С 5 марта 1795 г. – епископ Могилёвский. Уволенный 16 снтября 1797 г. на покой, он проживал в Лубенском Преображенском монастыре. Скончался преосвященный, больной умопомрачением, в первый день настоящего столетия. – АСС., 1795 г., 92. – АСС., 1800 г., 564. – АСС., 1801г., 102. – Агр. Cб.,II, 75. «Зап. иг. Ореста».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ (Ляшевецкий (Ляшевицкий) Федор Александрович; ок. 1720, г. Опошня Киевской губ.- 14(12?).05.1770, Чернигов), еп. Черниговский и Новгород-Северский. Отец, Александр Семенович Ляшевецкий, служил сотенным писарем в Полтавском полку, позже - священником в глинской ц. в честь Преображения Господня. В 1742 г. Ф. Ляшевецкий окончил Киево-Могилянскую академию, преподавал в новоучрежденной семинарии при Троице-Сергиевом мон-ре. Один из первых наставников Троицкой семинарии, с 17 марта 1743 г. он преподавал грамматику в низших классах. Архиеп. Переславский Арсений (Могилянский ; впосл. митрополит Киевский и Галицкий) сообщал в Синод: несмотря на то что в лаврской семинарии служили и преподавали лишь один префект иером. Афанасий (Волховский) и 2 учителя - иеродиак. Иннокентий (Паскевич) и К., «семинаристы произошли даже до риторики» (ОДДС. Т. 29. Стб. 185). В 1746 г. в Троице-Сергиевой лавре Ф. Ляшевецкий был пострижен в монашество с именем Кирилл, к июню 1751 г. был соборным иеромонахом. С 1747 г. библиотекарь, с 1748 г. префект семинарии, в 1749 г. учитель риторики Славяно-греко-латинской академии, в 1753 г. К. стал наместником лавры, в 1754 г. перестал преподавать в семинарии, до 1758 г. оставаясь наместником. В это время настоятелем лавры был архим. Афанасий (Волховский; впосл. епископ Ростовский и Ярославский). По свидетельству митр. Евгения (Болховитинова) , К. прославился «отменным даром проповедничества», архиеп. Филарет (Гумилевский) называл его образованнейшим архиереем своего времени. В 1747 г. викарий Московской епархии архиеп. Арсений (Могилянский) отдал распоряжение о регулярных проповедях и преподавании катехизиса священнослужителям. К. было поручено проповедовать в приходской Рождественской ц. Имп. Елизавета Петровна любила приезжать на богомолье в Троице-Сергиев мон-рь, к-рому в 1744 г. пожаловала статус лавры. Канты к ее «всерадостному пришествию» и речь К.

http://pravenc.ru/text/1840327.html

После Иринея на Иркутскую кафедру вступил 18 июня 1831 года архиепископ Мелетий (Леонтович). В то же время в Тобольске после Владыки Павла Морева (Павлова), занимавшего кафедру с 7 августа по 18 декабря 1831 года, святительствовал архиепископ Афанасий (Протопопов) с 24 января 1832 года по 21 сентября 1842 года. Иркутский архипастырь Мелетий – миссионер по призванию и аскет в личной жизни – известен своим знаменитым в свое время «ставленническим катихизисом» и не менее знаменитым пастырским воззванием к бурятским родоначальникам («Иркутские епархиальные ведомости», 1872). Это послание представляет первое в истории церковного проповедничества убедительное обличение низменного ламаизма и потому много способствовало к сокращению успехов этого темного языческого иезуитизма. Пламенная борьба против беспредельного владычества лам чуть не стоила ему жизни – подосланный ламаитами убийца был схвачен в то самое время, когда ломился в келлию Высокопреосвященного. Владыка Мелетий был основателем Алтайской миссии, в которой при нем начал свои подвиги первый алтайский миссионер архимандрит Макарий (Глухарев), ушедший на покой в 1843 году и скончавшийся в Волховском Троицком Оптине монастыре в 1847 году. Владыка же Мелетий совместно с Тобольским Высокопреосвященным Афанасием исхлопотал образование Томской и Енисейской епархии, которая открыта в 1834 году, а также Камчатской епархии, открытой в 1840 году, на которой первым епископом состоялся знаменитый Иннокентий (Вениаминов) . Тогда же были образованы Владыками для просвещения якутов духовные миссии с двумя походными церквами – Благовещенскою и Николаевскою. Первый Томский епископ Агапит (Вознесенский), святительствовавший с 12 августа 1834 года по 10 июня 1841 года, принимал вместе с Тобольским Владыкой Афанасием деятельное участие по борьбе против раскольников всевозможных сект, населявших обе епархии. Святительские братские послания к раскольникам, распространенные во множестве, производили сильное впечатление на простонародье и немало душ сберегли от ада. Владыки прилагали особые заботы к распространению единоверия, и при них возникли в Сибири первые единоверческие церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

В Бобруйской обл. в оккупационный период возродились общины в Бобруйске и в ближайших к нему сельских районах: Кировском (ныне Могилёвской обл.) и Паричском (ныне Светлогорский р-н Гомельской обл.). В Кировском р-не не закрывался храм поморцев в с. Капустине. В селах Скриплица и Подлещенка общины поморцев в 1946 г. получили отказ в регистрации и действовали нелегально. В Паричском р-не в 1946 г. получили регистрацию общины поморцев в с. Александровка и дер. Заречье. Обе общины были закрыты в 60-х гг. XX в. В течение неск. десятилетий нелегально действовали общины в селах Дражня, Солотино и Малимоны. В наст. время центром старообрядчества в регионе является Бобруйск, где существуют 3 крупные общины поморцев. Непрерывно действующей оставалась Старо-Форштадтская Покрово-Никольская община. Никольская Назаровская община, имевшая храм на кладбище в пос. Назаровка (в черте города), была упразднена в 1947 г., 4 апр. 1990 г. приход был восстановлен, ему вернули Никольский храм. Казанско-Богородичная община была закрыта в 1949 г., в 1997 г. она вновь получила регистрацию, в том же году был построен новый храм. Не закрывались общины в селах Богушевка и Турковская Слобода Бобруйского р-на. Общины в деревнях Углы и Барановичи-3 (ныне Барановичи) того же района были закрыты из-за малочисленности соответственно в 1974 и в 1986 гг. Часть старообрядческих деревень на юге Гомельской обл. была отселена вслед. аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. К 2010 г. в Могилёвской обл. на регистрации состояли 6 общин старообрядцев, из них 3 - в Бобруйске, 2 - в Бобруйском р-не, 1 - в Кировском р-не. В 2011 г. была зарегистрирована старообрядческая община во имя Всемилостивого Спаса в Могилёве. Единоверие Центрами единоверия в Могилёвской губ. являлись муж. мон-ри Белицкого (Гомельского) у.: Чонский Успенский, Макариевский и Чонско-Макариевский, а также Ильинская и Косицкая единоверческие церкви в Гомеле. В 1795 г. группа старообрядцев ветковских скитов обратилась к Могилёвскому и Витебскому еп. Афанасию (Волховскому) с просьбой о присоединении к правосл. Церкви. Среди них были инок Лаврентиевского мон-ря Авксентий, духовник Лаврентиевского, Чонского, Спасо-Слободского мужских и Спасо-Слободского женского мон-рей иером. Давыд и инок Константин. 8 мая 1797 г. Синод дал указ еп. Афанасию причислить эти мон-ри, а также нек-рых жителей г. Белица к Екатеринославской епархии с условием, что в них будут совершаться единоверческие богослужения по старопечатным книгам на основании указа 1784 г.

http://pravenc.ru/text/2563894.html

Третьим по очереди приступил к Арсению Тверской архиепископ Афанасий Волховской , чтобы снять с него панагию, но Арсений с молитвою снял ее сам и, подавая Афанасию, сказал: «Младший благословляется от старшего; устнама моима возвещу вся судьбы уст твоих; язык твой велеречив был на меня, как у Ария , ты и умрешь, как умер Арий!» (Афанасий был преемником Арсения на Ростовской епархии и кончил жизнь свою, как Арий, исходом вон всех своих внутренностей.) Четвертым приступил к Арсению Петербургский викарий Гавриил , чтобы взять посох Мациевича, но он сам взял его с молитвою от посошника Златоустова — рассказчика сего суда и, подавая Гавриилу, сказал: «Ты забыл, какому должно быть архиерею Божию; за Иродиаду твою соперник твой задушит тебя, зане плясавши с ней осудил мя еси!» (Келейник Гавриилов из ревности, что владыко отбил у него любовницу, задушил его пуховиком.) Пятый в свою очередь приступил к Арсению Крутицкий архиепископ Гедеон , чтобы снять его мантию, но Арсений с молитвою снял ее сам и, подавая Гедеону, сказал: «Пета бяху мне оправдания твоя на месте пришествия моего, но ты еси гроб позлащенный, полный смрада и разных непотребств, за то и не увидишь более престола своего!» (Гедеон по Высочайшему повелению за разные непотребства из Москвы удален был с бесчестием в Крутицы, но на пути туда помер.) Шестой и последний судия Мациевича приступил к нему, чтобы снять с Арсения последнюю одежду: это был Новоспасский архимандрит Мисаил; Арсений снял с себя и последнюю одежду, находившуюся под облачением и, подавая оную, сказал: «Сякие кончины видех конец, паче враг моих умудрил мя еси и паче старцев разумех, скоро испек еси хлеб твой уготованный, мне за то и сам как хлеб испечешься в печи!» (Впоследствии времени Мисаил, находясь в тяжкой болезни, по совету одного знахаря для исцеления болезни влез в монастырскую печь, где внезапно и умер.) После этого надели на Мациевича простую одежду монаха, запретили ему совершать всякое богослужение и отправили его с военным конвоем в Ферапонтову обитель .

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

К 1908 г. Н. П. м. владел 391 дес. земли, из казны получал 798 тыс. р. в год. Экономическое благосостояние мон-ря обеспечивалось доходами от молочного стада (к нач. XX в.- 20 коров), огородничества, сдачи в аренду сенных пожен, процентов с банковских капиталов, полученных от благотворителей. Обители также принадлежала лесная дача на берегу р. Мсты (Там же. С. 716). В Н. П. м. «издревле» было игуменское настоятельство. Грамотой царя Михаила Феодоровича от 27 дек. 1641 г. игум. Алексию было велено «стоять на всяких службах церковных на 6-м месте» (ИРИ. Т. 4. С. 506). В 1726 г. указом архиеп. Новгородского и Великолуцкого Феофана (Прокоповича) Н. П. м. учинен первостепенным среди обителей епархии с архимандричьим управлением (до 1764). В 1777-1781 гг. настоятелем Н. П. м. был игум. св. Афанасий (Волховский), в 1801-1804 гг.- игум. Афанасий (Савинский; † 22 дек. 1811), известный проповедник и впосл. ректор Воронежской ДС, в 1804 г.- игум. Сильвестр (Суходольский), духовный писатель и профессор КДА, в 1810-1811 гг.- Владимир (Ужинский), в 1823-1826 гг.- игум. Досифей (Немчинов). Зимой 1825/26 г. при перенесении тела имп. Александра I Павловича из Таганрога в С.-Петербург игум. Досифей являлся духовным церемониймейстером (старшим распорядителем) при прохождении процессии через Новгородскую губ. К 1908 г. в обители проживали игумен и 5 насельников. Собор Кирилла и Афанасия Александрийских. Фотография. 30-е гг. XX в. Собор Кирилла и Афанасия Александрийских. Фотография. 30-е гг. XX в. К XIX в. в Н. П. м. хранилось неск. книг досинодальной эпохи: рукописное Четвероевангелие («в восьмерку»; нач. XVI в., писец - Потапий («Потапишко»)), печатные Евангелие (1663) и Апостол (нач. XVII в.) ( Макарий (Миролюбов), архим. Обозрение древних рукописей и книг церковных в Новгороде и его окрестностях//ЧОИДР. 1861. Ч. 2. Отд. 3. С. 27). Кроме того, в обители находилась икона Спасителя с частицей мощей свт. Афанасия Александрийского, Тихвинская икона Божией Матери с житием святых Иоакима и Анны (кон.

http://pravenc.ru/text/2577779.html

Виктор Афанасьев Спорительница хлебов В конце лета 1890 года преподобный старец Амвросий, находившийся в Шамординском монастыре, собрался выехать к себе в Оптину, но стало очень холодно и усилилось его постоянное болезненное состояние. Несколько раз пытался он отправиться в путь, но, видно, не было на то воли Божией – портилась погода, здоровье ухудшалось, – и в результате он прожил в Шамордине до осени следующего года, до самой своей блаженной кончины. Летом 1890 года сюда, в Шамордино, привезена была Старцу из Волховского женского монастыря заказанная им икона, которую он назвал „Спорительница хлебов“. Батюшка особенно почитал Богородицу и вот, молясь Ей о том, чтобы Она не оставляла без хлеба православный народ, чтобы по Ее благословению родился хлеб на русских полях, он задумал изобразить Ее в облаках благословляющей созревшую ниву – во множестве стоящие в сжатом поле суслоны снопов... Болховская насельница так и написала этот образ. Он намолен был самим Старцем... И всех, всех просил он молиться перед ним. Молились перед этой иконой шамординские сестры. Молились приезжавшие к Старцу оптинцы, среди них – отцы Исаакий, Иосиф. Старец благословлял читать перед этой иконой Богородичный акафист, к которому он сам прибавил особый припев: „Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам недостойным росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!“ Празднование „Спорительнице хлебов“ он установил 15/28 октября. В 1891 году в России был неурожай. Но в Калужской губернии, и особенно вокруг Шамордина, хлеб уродился в изобилии, так что его шамординским сестрам и оптинцам почти на два года хватило. Старец заказывал и рассылал копии этой иконы, и везде, где выходили с ними на поля с молебном, прекращалась засуха, начинали наливаться хлеба... Много русских людей спасла тогда от голода Божия Матерь через Свою икону, которую явила в мир через великого старца. После кончины старца Амвросия, последовавшей в Шамордине 10 октября 1891 года (по старому стилю), почитание иконы продолжалось.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Виктор Афанасьев ...И без средств, да вот генерал! Во время Отечественной войны 1812 года в бою при местечке Клястицы был убит доблестный герой войны гусарский генерал-лейтенант Яков Петрович Кульнев, сорока девяти лет. Память о нем в русской истории сохранялась всегда. Вдова его, Анастасия Степановна, от горя сильно заболела. Ей пришлось отдать малолетнего сына Николушку на полный кошт в кадетский корпус. Имение свое, хотя и небольшое, она продала, раздала деньги бедным и отпустила на волю своих крепостных. Две ее служанки, получив вольную, не покинули ее в добровольной бедности. Она поселилась сначала в Курске, потом переехала в Волхов – поближе к Оптиной Пустыни, так как ее духовным отцом был о. Леонид (в схиме Лев). Ездить в Оптину она по болезни не могла, но посылала туда доверенных людей, а изредка и оптинцы навещали ее – и о. Лев, и о. Макарий. Они постригли ее сначала в тайные монахини, а потом и в схиму. Волховские жители, видя ее весьма благочестивую жизнь, обеспечивали ее всем необходимым, что, впрочем, не требовало больших расходов. Однажды остановился в Козельске полк, следовавший на свои новые квартиры в Белгород. Полковой командир, генерал Николай Яковлевич Кульнев, и офицеры пришли в Оптину Пустынь, так как много слышали о ней и знали о благодатных старцах, живших там. Осмотрев обитель, побывав на молебне, они пришли к старцу Льву. Тот спросил генерала о его имени. Кульнев, – отвечал тот. – Я остался малолетним после смерти отца, окончил корпус и вот, командую полком. А где же ваша матушка? Право, не знаю, жива ли она... Да мне, впрочем, это все равно. Как же это так?– сказал Старец.– Хорош сынок! А что же? Она раздала имение, мне не оставила ничего. Ну, я... и потерял ее из виду. Ах, генерал, генерал!.. Что ты говоришь?.. Мать тебе ничего не оставила!.. А ведь ты того и не ведаешь, что она едва жива осталась после смерти мужа, потеряла способность двигаться. И ведь до сей поры горит ее душа – как неугасимая свеча перед Богом! Почти тридцать лет она несет злострадание и нищету и молит Господа о благе своего сына Николушки. Неужели же ее молитвы для Николушки не наследство? У многих высоких особ при всех значительных средствах дети не лучше прохвостов, – а Николушка и без средств, да вот генерал!

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Сопово. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Кирпичная церковь построена в 1913 на церковные средства и пожертвования прихожан вместо двухпрестольной деревянной, первоначально Михайловской, с Георгиевским приделом, приписанной к Успенской церкви в Афанасово. Закрыта и разрушена в сер. ХХ в. Сопово. Бывший центр Соповской волости, ныне — нежилая территория сельского поселения «Деревня Мелихово» Ульяновского района. При описании Калужского наместничества в 1782 г., село принадлежало Денису Ивановичу Чичерину, Прасковье Ивановне Лавровой, Марии Алексеевне Сухоревой, Анне Петровне Юшковой, Василию Андреевичу Захарьину, Петру Захаровичу Апухтину, Михаилу Петровичу Апухтину. Село находилось по обе стороны двух безымянных отвершков. На тот период в 13 дворах проживало 36 душ мужского и 65 женского пола. Церковь деревянная Архистратига Михаила. По состоянию на 1859 г. село значилось владельческим в 75 верстах от уездного города Жиздры близ Волховского тракта при речке Вытебеть. В 18 дворах проживало 85 душ мужского и 73 женского пола. Успенская церковь построена около 1850 г. прихожанами. Здание церкви и колокольни деревянные, покрыты тесом. В 1895 г. была ветхой. Престолов два. В настоящей холодной престол освящён во имя Успения Божией Матери, память 15/28 августа. В холодном приделе — во имя великомученика Георгия Победоносца, память 23 апреля/б мая. От Калужской духовной консистории находилась на расстояние 120 вёрст. Ближайшие церкви: на северо-востоке — Пятницкая в селе Дубна в 4 верстах, на юге — Николаевская в селе Бетово в 12 верстах, на юго-западе — Дмитриевская в селе Клён в 12 верстах, на северо-западе — Казанская в селе Крапивна в 10 верстах. Приход в 1863 г. состоял: село Сопово — крестьяне при церкви, сельцо Иваново в 3 верстах, сельцо Афанасово в 4 верстах, д. Александровка в 10 верстах и д. Новосёлки. Всего в 138 дворах проживало 633 души мужского и 619 женского пола. Земли при церкви состояло: сенокосной 14 десятин, под речкой, озерами, заливами 2 десятины 1200 кв. саженей.

http://sobory.ru/article/?object=47457

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Волховский [Вольховский] I; † 15.02.1776, Ростов Вел.), еп. Ростовский и Ярославский. Род. в Полтавской губ., из духовного сословия. Обучался в Харьковском духовном коллегиуме, затем в Киевской академии, по окончании к-рой был назначен учителем в Харьковский коллегиум, вскоре вызван в МДА в качестве проповедника. В мае 1745 г. в ТСЛ принял постриг с именем А. и в том же году был назначен префектом только что учрежденной Троицкой семинарии, с 1748 г. профессор богословия и ректор семинарии. С дек. 1749 г. келарь лавры. 23 февр. 1753 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем ТСЛ. 23 апр. 1758 г. хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского (в лит-ре встречаются также др. даты хиротонии). 18 июля 1762 г. на созванном по повелению императрицы Екатерины II совместном заседании Сената и Синода, на к-ром обсуждались способы обеспечения содержания духовенства, А. вместе с др. архиереями-малороссами не поддержал проект Сената. Проект предусматривал сохранение за Церковью имений, при этом половина доходов с них должна перечисляться в казну. А. предложил сохранить за Церковью свободное управление имениями при условии ежегодной выплаты гос-ву 300 тыс. р. В нач. марта 1763 г. А. вместе с др. архиереями подписал доклад императрице, в к-ром послание Ростовского митр. сщмч. Арсения (Мацеевича) , содержавшее протест против конфискации церковных имений, расценивалось как «оскорбление Ее Императорского Величества». После подачи доклада императрице против митр. Арсения было начато дело и он был арестован (по преданию, священномученик обличил А., предсказав ему мучительную смерть). А. стал преемником митр. Арсения на Ростовской и Ярославской кафедре (26 мая 1763). Вероятно, в это же время А. был назначен членом Святейшего Синода. Вместе с митр. Новгородским Димитрием (Сеченовым) и митр. Московским Тимофеем (Щербатским) , сопровождавшими императрицу из Ростова в Москву в мае 1763 г., А.

http://pravenc.ru/text/76882.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010