Состояние Костромской семинарии после этого преобразования представляет уже мало особенностей. Этим преобразованием все было определено и поставлено в известные рамки, как в Костромской, так и в других семинариях российской империи. Предметы обучения, часы классических занятий были ясно означены, введены даже, по возможности, одинаковые учебники. Собственно в семинарии, как мы уже сказали, оставлены были классы: богословский, философский и риторический, низшие же классы отнесены к училищам. Без сомнения, имея это в виду, Преосвященный Сергий и приказал три высшие класса Костромской семинарии поместить в Богоявленском монастыре, а низшие, из которых составилось Костромское духовное училище, – в соборном доме. Таким образом все семинарии подведены были преобразованием под один общий уровень; так что история одной семинарии, в этом отношении, вполне сходится с историей других; различие только в личностях начальствующих, учащих и учащихся. Такими же результатами сопровождались и последующие реформы. Так на пример, по реформе 1840 года, во всех семинариях, кроме увеличения числа богословских предметов (патристики, основания церковных законов и канонического права, археологии и друг.) введено было преподавание сельского хозяйства и медицины. Первыми преподавателями сельского хозяйства были воспитанники Костромской же семинарии, окончившие курс учения в Горыгорецкой школе: Иван Гаврилович Соколов и Афанасий Сергеевич Давыдовский. Для преподавания медицины был приглашен инспектор врачебной управы Михаил Петрович Альбицкий, потом Лев Дмитриевич Данилов и наконец Ивин Никанорович Персиянцев, который остается врачом при семинарской больнице и до ныне. Что касается до внешнего состояния Костромской семинарии, то скажем об этом следующее: семинария помещена была в зданиях Костромского Богоявленского монастыря, занимаемых некогда присутственными местами. Помещение это было крайне неудобно для семинарии, и выбор его объяснялся только крайностью. Здания, занимаемые семинарией, были разбросаны в пяти местах внутри монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Стой! – а потом ему: «Эй, ты чего?» А он мне из гроба в ответ: – Я новопреставленный раб Божий Василий. А у них там в Зуевке такой отец Афанасий был – он давно-давно туда попал, чуть ли не до революции. И вот этот-то Афанасий всех их и вразумил: «Завтра пришествие будет, конец света!» И всех в монахи постриг и в гробы уложил... Всё село! Они и ряс каких-то нашили из марли да и чего попало. А сам Афанасий на колокольню залез и ждал пришествия. Ой! Детишки маленькие, бабы – и все постриженные, все в гробах по избам лежат. Коров доить надо, у коров вымя сперло. – За что скотина-то страдать должна? – спрашиваю у одной бабы. – Ты кто такая? – Монахиня Евникия, – отвечает мне. Господи! Ну что ты сделаешь? Ночевали мы там, работали день-другой как положено, потом нас домой увезли. Афанасия того в больницу отправили. Епископу в Алма-Ату написали – Иосиф был, кажется, – он это Афанасиево пострижение признал незаконным, и всех «монахов» расстригли. Платья, юбки свои надели и работали они как надо. ...Но семена в землю были брошены и дали свои всходы. Детишки маленькие-то бегают: «Мамка, мамка! А отец Лука мне морду разбил!” Пяти годков-то отцу Луке нету. Или еще: “Мамка, мамка, мать Фаина у меня булку забрала!» Вот какой был случай в совхозе Зуевка». Начнут, бывало, в Верхне-Никульском бабки приставать к отцу Павлу: – Батюшка, когда конец света? А он этих разговоров терпеть не мог – о светопреставлении, об антихристе... Никакой новомодной мистики отец Павел не признавал, а относился ко всему реально, по-житейски. Был еще такой случай в Петропавловске. На улице Крупской умерла соседка Прасковьи Осиповны и Ивана Гавриловича, звали ее Елена Ефремовна, а в просторечье Ахремовна, подруга хозяйкина. «Хозяйка у меня вдруг варит квашёнку, – вспоминал о. Павел. – Иван Гаврилович, что такое? – На поминки пойдет, Ахремовна умерла. Самогонку делали вроде пива – 15 градусов – варили целую кадку и пили ковшиком. Ушла Прасковья Осиповна на поминки к подруге, а там старух набралось человек двадцать, над усопшей псалтирь читают.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Тюмень – тютюн, табак (Даль) Тюнев Демид, земский дьячок, 1589 г., Важская область Тюрило , крестьянин, 1545 г., Новгород Тюрмин Осип, пушкарь, 1585 г., Псков Тюров Фрол, крестьянин, 1495 г., Новгород Тюря Исаак (Исачко), крестьянин, 1627 г., Курмыш; Тюря Яков, крестьянин, 1612 г., Арзамас Тютин Хозя [см. Хозя] Юрьевич, грек, казначей Ивана Грозного, казненный в 1570 г.; Михаил Федорович Тютин, 1567 г., Клин Тютихин ( Тютюхин ) Яков, боярин, вторая половина XV в., Новгород Тютлин Худяк [см. Худяк], 1547 г., Двина Тютнев Петр Иванов, крестьянин, 1623 г., Соль Вычегодская Тютрюм, Тютримов ( Тютрюмов ): в 1405 г. «бысть чудо на Москве в дому Тютрюмове, – иде миро от иконы» богоматери и чудотворца Николая 93 ; Тютрюм Василий, боярин, 1473 г., Новгород; Давид Тютрюм Захаров, холоп кн. Ромодановских, 1522 г.; Тютрюм Терновский [см. Терновский], середина XVI в., его поместье в Туле; Ждан [см. Ждан] Гаврилович, сын боярский новгородского владыки, 1602 г. Тютря, Тютрин : Тютря, крестьянин, 1627 г., Нижний Новгород; Филипп Григорьевич Тютрин, 1581 г., Тверь; Яков Тютрин, крестьянин, 1609 г., Соль Вычегодская Тютчев Борис Матвеевич Слепец [см. Слепец], воевода, 1470–1478 гг. [см. Бакан, Несвитай] Тюфай Никитин Обрютин [см. Обрюта], посадский человек, 1597 г., Устюжна Тюфяк кн. Василий Борисович Оболенский, первая половина XVI в.; от него – князья Тюфякины [см. Прусяк] Тюфяк –1) пищаль, небольшая пушка, 2) матрац (Даль) Тюфяков Андрей, крестьянин, 1499 г., Владимир Тюхарев Василий, крестьянин, 1500 г., Белоозеро Тюхин , крестьянин, 1498 г., Юрьев; Мйхаил Тюхин, дьяк, 1613 г. Тюхтин Матвей Иванов, крестьянин, 1608 г. Тючко, Тючкин : Тимофей Павлов Тючко, крестьянин, 1564 г., Заонежье; Степан Иванович Тючко Отяев [см. Отяй], XVI в.; Афанасий Лукьянов Тючкин, земский судья, 1568 г., Соль Вычегодская Тюша , крестьянин, 1545 г., Новгород; Якут Тютин, крестьянин, 1495 г., там же; Трофим Тюшев, кабацкий целовальник, 1633 г., Соль Вычегодская Тюшляев Федор Афанасьев, крестьянин, 1623 г., Соль Вычегодская

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Франция — 204, 290, 315 Фридрих Вильгельм III — 324 Фролов-Багреев, Александр Алексеевич — 222, 445 Фусс — 37 Харьков — 368 Хвостов, Дмитрий Иванович — 260, 460 Хиджеу, А. Ф. — 321 („земляка нашего“), 480 Хилков, Иван Михайлович — 114, 413 Хилкова, Надежда Дмитриевна — 411-413 Хилкова, Прасковья Ивановна — 107 („княжна“), 411 Хмельницкий, Богдан (Зиновий) Михайлович — 299, 407, 474 Ходаревская, Катерина Ивановна — 168, 171, 181, 231, 244, 251, 258, 262, 265, 266, 268, 272 273, 275, 276, 286, 314, 316, 334, 363, 372–374, 426, 453, 462, 497 „Ходить гарбуз по городу“ — 356, 492 Хозрев-Мирза — 199 Художники — 179, 249 Царское село — 200–202, 206, 214, 338, 434, 435, 437 Цензурный комитет — 206 Цертелев, Николай Андреевич — 320, 480 Цых, Владимир Францевич — 307, 319, 322, 325, 476 Цюревский, Петр Федорович — 196 („Цуревский“), 432 Цявловский, Мстислав Александрович — 482 Чаговец, Всеволод Андреевич — 388, 414, 483 Чекиев, Федор Иванович — 33, 389 Человеколюбивое общество — 364 Чернигов — 137, 400 Черныш, Василий Иванович — 104, 105, 118, 199, 213, 217, 262 („папеньке“), 265, 268, 270, 295, 330, 334, 352, 373, 410, 442, 460 Черныш, Татьяна Ивановна — 199, 262 („маминьке“), 295, 334, 372, 373, 497 Чернышевский, Николай Гаврилович — 435 Чихмарев — 108 Шамшевы — 184, 427, 428 Шан-Гирей, Аркадий Павлович — 472 Шапалинский, Казимир Варфоломеевич — 63 („профессор“), 65, 66, 77, 79, 81, 100, 400, 401, 403, 409 Шаржинский, Семен Данилович — 332 („прелюбезнейший человек“), 338, 482 Шафонский, Афанасий — 299, 474 Швейцария — 315 Шверин, Густав Адольфович — 364, 393 Швеция — 161, 315 Шевляков, Михаил Викторович — 393, 408 Шевырев, Борис Степанович — 490 Шевырев, Степан Петрович — 353–355, 444, 449, 458, 489, 490–491 Шенрок, Владимир Иванович — 387, 388, 391–393, 396, 398, 399, 402, 406, 407, 409–411, 413, 415–418, 420, 422, 428, 430, 432–435, 437, 443, 445, 447, 451, 453, 454, 456, 457, 460, 462, 465, 476, 479, 481, 487–489, 491, 493 Шереметев (Шереметьев), Дмитрий Николаевич — 198 Шибуев, Василий Козмич — 428

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Языков Дим. Вас., прот. Моск. Янковский, Филим. Ив., свящ., законоуч. гимназии в гор. Верном, Семиреч. обл Ястребов Капитон Вас., Моск. протоиерей Фаворский Ал-ей Ив., свящ. Моск. IV. Члены-соревнователи Быстров Серг. Влад. Лавровский Сергей Петр. Степанов Терен. Степан. Список пожертвований в Братство Преподобного Сергия, полученных по подписным листам 1986 на 1901 г. 1) Чрез священнослужителей Московских церквей: В пользу студентов академии Руб. Коп. В пользу бывших воспитанников Руб. Коп. Адриановский, в Мещанской, прот. Петра Вас. Рубина Андреестратилатовской, при учительском институте свящ. Тих. Ив. Синьковского Александрийской, при Александ. воен. училище, свящ. Ник. Павлов. Добронравова —25— Александро-Невской, в Александровском Институте, свящ. Иоанна Гавриловича Соколова Александро-Невской, в Покровской мещанской богадельне, свящ. О. И. Соловьева Александро-Невской, в училище имени принца Ольденбургского, священника Ал-дра Петров. Громоковского Александро-Сергиевской, в Тверском казенном доме, прот. Кон. Петровича Копьева Алексиевской, на Мал. Алексеевской улице, свящ. Вит. Аникит. Красновского Алексиевской, на Глинищах, священ. Ал-дра Конст. Гиляревского Антипиевской, у Колымажного двора, свящ. Влад. Иван. Протопопова Архангельского собора, прот. Вален. Ник. Амфитеатрова Архидиаконо-Стефановской, на Швивой горке, свящ. Викт. Павл. Зверева Афанасие-Кирилловской, на Сивцевом Вражке, свящ. Евлам. Иван. Троицкого Благовещенской, на Житном дворе, свящ. Ник. Конст. Лебедева Благовещенской, на Тверской, прот. Мих. Иван. Соболева…... Богородице-Рождественской, в Ремесленной богадельне, свящ. Феокт. Вас. Черткова Богородице-Рождественской, в Рождественском монастыре, свящ. Ник. Ал-др. Ивановского Богородице-Рождественской, в Старом Симонове, священ. Иак. Вас. Остроумова Богородице-Рождественской, в Столешниках, прот. Мих. Вас. Модестова —26— Богоявленской, в Елохове, прот. Иоанна Яковл. Березкина Варваринской, на Варварке, прот. Феофилакта Иван. Кроткова Василиевской, в Новой Деревне, свящ. Мих. Мих. Воронцова.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не оставил отец Афанасий без своего внимания и семинарскую больницу. До него это был тесный наёмный дом, находящийся на довольно большом расстоянии от семинарии. По распоряжению ректора под больницу было отведено просторное помещение в самом семинарском корпусе. Обновились и были улучшены больничные постели, белье, питание, ассортимент лекарств в больничной аптеке сделался гораздо богаче. Даже семинарский врач под руководством отца Афанасия стал внимательнее относиться к своим обязанностям, «так что мнимо больные воспитанники не принимались уже более в больницу». Между тем деятельность архимандрита Афанасия вызвала недоброжелательное отношение к себе со стороны некоторых влиятельных лиц из среды минского духовенства. Связано это было, прежде всего, с проблемами вокруг семинарской экономии, доставшейся новому ректору в крайне расстроенном состоянии. Ещё до его назначения в Минск в семинарии накопились значительные долги по хозяйственной части. Когда отец Афанасий вступил в должность ректора, семинарское Правление уже вовсю осаждали подрядчики и поставщики семинарии, в основном евреи, требовавшие уплаты им значительных сумм. Некоторые из них даже начали жаловаться в Святейший Синод. Погрузившись в разбор отчётности за прежние годы, отец Афанасий вынужден был просиживать целые ночи над бумагами, в которых обнаружил большой беспорядок. Выяснилось, что часть долгов семинарии оказалась недействительной, а в других были виновны лица, начальствовавшие прежде. Кроме того, были выявлены и некоторые отступления от плана по постройке семинарского корпуса. Дело дошло до Петербурга, и по распоряжению Синода началось расследование, вызвавшее длительные и неприятные разбирательства, закончившиеся лишь в 1868 году. Во всем этом деле отец Афанасий занял принципиальную позицию, из-за чего приобрел себе немало врагов. К сожалению, деятельность архимандрита Афанасия по управлению Минской духовной семинарией прервалась его неожиданной смертью . В начале лета 1867 года он отправился в Самарскую губернию для лечения кумысом. В дороге 20 июля он скоропостижно скончался в селе Богдановка недалеко от Самары, где и был погребён на сельском кладбище ректором Самарской семинарии архимандритом Серапионом в сослужении четырёх священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

Письма митрополита Московского Филарета к покойному архиепископу Тверскому Алексию. 1843–1847. М. 1883. Письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского к высочайшим особам и разным другим лицам (1820–1867)/Собр. и изд. Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским. – Тверь, 1888. Письмо митрополита Филарета преосвященному Алексию, епископу Дмитровскому, в ответ на приветствие от московского духовенства с совершившимся тридцатилетием служения его Высокопреосвященства на Московской пастве (3 июля 1856 года)//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М. Сергиев Посад. 1863–1894; 1868. Кн. 4, стр. 69–70. Письмо Московского митрополита Филарета к эконому Санкт-Петербургского Троицкого подворья, соборному иеромонаху Амвросию (1831)//Душеполезное чтение. М. 1879, ч. 1, стр. 260. Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию (1831–1867): в 4 ч. М. 1877–1884 и 27 мая 1832 г.//Душеполезное чтение. М. 1879. Ч. 1, стр. 260. Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Троице-Сергиевой лавры, архимандриту Афанасию (1821–1831). М. 1886//Православное обозрение. М. 1878, т. 3, стр. 370 (выписки из книг стр. 6–56). Письма к Афанасию, епископу Новочеркасскому и Георгиевскому//Душеполезное чтение. М. 1892, 2, июль, стр. 467. Письма к преосвященному Виталию, епископу Дмитровскому, викарию Московской епархии (1827–1842). М. 1887//Православное обозрение. М. 1887, февраль, март. Письмо к наказному атаману Донского войска генералу от кавалерии Максиму Григорьевичу Власову (31 января 1846 года)//Душеполезное чтение. М. 1895, ч. 1, стр. 95. Письма к господину управляющему московскою палатою государственных имуществ. ст. сов. Степану Гавриловичу Вишневскому (25 октября 1855)//Душеполезное чтение. М. 1890, ч. 1, стр. 245–246. Письма к Гавриилу, архиепископу Рязанскому. М. 1868 и см. также//Чтения в Обществе истории и древностей российских. М. 1868. Кн. 2, стр. 114–207. Письма в Бозе почившего святителя Филарета, митрополита Московского к Гавриилу, архиепископу Тверскому//Душеполезное чтение. М. 1869, ч. 3, стр. 201–204.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Рожон, Рожновы : Михаил Никитич Рожон Пушкин, вторая половина XV в.; от него – Рожновы-Пушкины [см. Пушка] Розвалигородов Розварин Неклюд Рахманинов [см. Неклюд, Рахманин], 1559 г., Белоозеро Розводов см. Разводов Розвозов ( Развозов ) Богдан Неклюдов [см. Неклюд], 1564 г., Новгород; Иван Матвеевич, 1569 г., Ржева Владимирова Роздеришин ( Раздеришин ) Иван Петрович, 1596 г., Торопец; Афанасий Никитич, 1630 г. Роззевака см. Раззевака Розинко, Розинков : Иван Розинко, крестьянин, 1545 г., Новгород; Елизар Гаврилович Розинков, торговый человек, 1614 г., Путивль Розлада, Розладины : Прокофий Родионович Розлада Квашнин [см. Квашня], вторая половина XV в.; от него – Розладины [см. Ошетан] Розстригин см. Расстрига Розмолодиха Федор, посадский человек, 1582 г., Новгород Розщенкин Петр, крестьянин, 1627 г., Белев Розщепиха, Розщепихины : Иван Розщепиха, посадский человек, 1565 г., Нижний Новгород; Розщепихины, вторая половина XVI в. и позже, Нижегородский уезд; Розщепихина Дарья, вдова Захария, с сыном Иваном, помещики, 1608 г., Нижний Новгород Розщупкины Рокотовы : Иван, помещик, XVI в., Псков; Мясоед [см. Мясоед] Никитич, 1608 г., Нижний Новгород Рокот – грохот, гром Романчуков Савва, дьяк Посольского приказа, 1611–1625 гг.; Романчуковы 76 Ромейковы : Иван Голова [см. Голова], землевладелец, 1477 г., Ржевский уезд; Василий Поликарпович, писец, 1530 г., Старицкий уезд; Василий Петрович, 1539 г.; Ромейковы, XV–XVI вв., Старица и Торжок Ромоданов Ждан [см. Ждан], подьячий Поместного приказа, 1614 г. Ропа Федорович Мясоедов [см. Мясоед], дворовый, 1615 г., Солова Рапа, ропа – сукровица, гной с кровью Росада Максим, посадский человек, 1585 г., Псков Рославлев Иван Михайлович, 1577 г., Коломна Рослый Ермолай Федоров, крестьянин, 1541 г., Кострома Росляк, Росляковы , XV–XVI вв., Новгород; Алексей Иванович Росляков, 1596 г., Орел Росовы , крестьяне, 1627 г., Белев Росоха Афанасий, посадский человек, 1582 г., Новгород Роспута ( Распута ), Роспутин : Распута и Безпута [см. Безпута] Васильевы дети Кирьяновы, крестьяне, 1560 г., Белоозеро; Неустрой [см. Неустрой] Роспутин, крестьянин, 1636 г., Тотьма

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В жизненном смысле для молодого Жуковского это было труднее, в нравственном же полезнее: удаляло от кичливости, высокомерия, барства. Скромно пришел в жизнь, скромно ее проходит. В Пушкине, даже в Иване Тургеневе все же сидел помещик, «дворянин», от которого надо было освобождаться (Пушкина — смерть и страдания ее освобождали). Жуковский сразу явился странником, почти не укорененным в быту крепостничества. Не приходилось ни знатностью, ни богатством гордиться. Он, может быть, первый из «интеллигентов» российской литературы. Этого интеллигента, однако, в конце 1795 года решила направить Марья Григорьевна по военной части. (Сын он был Елизаветы Дементьевны, а судьбою его распоряжалась «госпожа» — он ее звал всегда: бабушка.) Знакомый майор Постников повез его в Кексгольм, в Финляндию, где стоял Нарвский полк, — в нем некогда служил и Афанасий Иваныч. Туда был записан Жуковский с самого своего рождения. Кое — какие следы предприятия этого сохранились. Сам Жуковский вспоминал через много лет, как проездом, в Петербурге, видел императрицу Екатерину на великолепном празднике в честь Потемкина. Уцелели и письма его из Кексгольма к матери, простодушно — ребяческие, почтительные и в наивности своей милые. Мать он называет «милостивая государыня матушка Елизавета Дементьевна», спрашивает о ее здоровье, говорит о своем («здоров и весел»). Описывает и свою жизнь: «Здесь я со многими офицерами свел знакомство и много обязан их ласками». (Дар располагать к себе был щедро ему дан — с ранних лет.) «Всякую субботу я смотрю развод, за которым следую в крепость. В прошедшую субботу, шедши за разводом, на подъемном мосту ветром сорвало с меня шляпу и снесло прямо в воду, потому что крепость окружена водою, однако по дружбе одного из офицеров ее достали. Еще скажу вам, что я перевожу с немецкого и учусь ружьем». Подписывается он: «Навсегда ваш послушный сын Васинька». В другом письме сообщает, что у них был «граф Суворов, которого встречали пушечной пальбой со всех бастионов крепости. Сегодня у нас маскарад, и я тоже пойду, ежели позволит Дмитрий Гаврилович».

http://azbyka.ru/fiction/zhukovskij-zajc...

Между тем следует признать, что Д.Г. Булгаковский внёс большой вклад как в белорусскую, так и в российскую культуры, взаимно обогатив их и сблизив. Интерес к его литературному наследию красноречиво подтверждает это. Как уже говорилось, некоторые произведения писателя были переизданы в наше время. Однако с уверенностью можно сказать, что список их может быть гораздо шире. Так, весьма актуальными остаются некоторые труды Д.Г. Булгаковского , связанные с проблемой алкоголизма. Сегодня, когда явление это вновь приобретает угрожающие масштабы и вопрос борьбы с пьянством встаёт со всей остротой, очень важно прикоснуться к опыту прошлого, вспомнить о деятелях, боровшихся за народное отрезвление. Будем надеяться, что настоящая книга о Д.Г. Булгаковском – этом замечательном подвижнике трезвости, вызовет интерес современных деятелей и будет полезной им в их благородном деле. В заключение ещё раз хочется сказать о Дмитрии Гавриловиче, что всю свою жизнь он – в сане и без сана – вдохновляемый возвышенными идеалами и верой, в непростых условиях, вопреки различным жизненным трудностям и неблагоприятным обстоятельствам, преодолевая порой отчуждение, непонимание и давление, отдавал свои силы, энергию, способности на служение людям. Его искренне заботило народное благо. Он хотел, чтобы простой русский человек жил лучше, чище, нравственнее, приобщаясь к неистощимым сокровищам Веры и Просвещения. Библиография ИСТОЧНИКИ 1. Опубликованные 1.1. Печатные труды Д.Г. Булгаковского 1 . Некролог. (Архимандрит Афанасий)//Виленский Вестник. – 1867. – 140. – С. 542. 2 . Белорусские песни. Волочебные (записаны в Борисовском уезде Д. Булгаковским )//Минские губернские ведомости. – 1868. – 23. – С. 156–157. 3 . Извлечение из «Журнала церковных служб», совершаемых причтом Пинского Феодоровского собора//Минские епархиальные ведомости. – 1870. – 24 (часть неофициальная). – С. 597–599. 4 . Практическое руководство к наглядному усвоению русского правописания. Для начальных школ и людей, не учивших грамматики/Сост. учитель, свящ. Д. Булгаковский . – СПб.: Тип. т-ва «Общества польза», 1873. – VI, 90 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010