В 1878 году при настоятеле Мелетии I в память 500-летия обители над местом погребения преподобного Афанасия Младшего вместо деревянной церкви, построенной в 1697 году на пожертвования бояр Нарышкиных, был воздвигнут величественный храм во имя преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского. В 1896 году на средства фабриканта Н. Н. Коншина по проекту известного русского архитектора Р. И. Клейна был построен в византийском стиле храм во имя Всех Святых с семейной усыпальницей храмоздателя в нижнем этаже. В то время в Высоцком монастыре находилось немало святынь, достойных внимания. В Зачатьевском соборе - это семь икон прекрасного пеисьма, присланных из Царьграда в 1395 году преподобным Афанасием Старшим для Деисусного ряда иконостаса Зачатьевского собора. Сейчас шесть икон находятся в Третьяковской галерее и одна в Русском музее Санкт-Петербурга. Также в соборе находилась храмовая икона Зачатия Пресвятой Богородицы с частицами мощей святых праведных Иоакима и Анны; икона была покрыта серебряно-позлащённой ризой (весом около 25 кг). Венец Богоматери был украшен алмазами. Налево от Царских врат находился Тихвинский образ Божией Матери в серебряной, вызолоченной ризе, которая усердием боярыни Мелании Тимофеевны Нарышкиной в 1697 году была обильно украшена стразами и драгоценными камнями. На ней также были многочисленные привесы, что свидетельствовало о почитании иконы. Рядом была икона Знамения Божией Матери, покрытая сплошным серебряным вызолоченным окладом, весом около 20 кг, изготовленная серпуховским гражданином А. И. Ивакиным. Эта икона первой половины XVII века была замечательна своим письмом. На клеймах её были изображены события войны суздальцев с новгородцами, давший богатый материал для изучения быта, костюмов и вооружения Древней Руси. Также в соборе, в особом киоте, в виде складня хранились частицы святых мощей, пожертвованные в 1855 году девицей из дворянкого сословия Е. Н. Плещеевой. В Сергиевском храме Царские врата, по описанию историков прошлого столетия, представляли собой один из лучших образцов русской резьбы по дереву XVII века.

http://sobory.ru/article/?object=00621

Кроме Троицкой обители, Сергий еще при своей жизни был основателем нескольких монастырей. Однажды у него произошла размолвка со старшим братом Стефаном во время вечернего богослужения. Стефан, стоя на левом клиросе, спросил канонарха: " Кто тебе дал эту книгу? " - " Игумен " , - отвечал канонарх. " Кто здесь игумен, - сказал Стефан, - не я ли первый сел на этом месте? " Сергий услыхал эти слова и, окончивши вечерню, не зашел в келью, а направил путь в Махрищенский монастырь к своему другу киевлянину Стефану, основателю Махрищенского монастыря; посоветовавшись с ним, Сергий вознамерился поселиться на пустынном берегу реки Киржачи и основать там новый монастырь. Братья Троицкого монастыря принялись искать своего игумена, и когда сделалось известным, где он находится, то некоторые из них, один за другим, стали переселяться к нему. Сергий испросил у митрополита Алексия разрешения построить церковь во имя Благовещения. Когда разнеслась весть, что Сергий основывает другую обитель, к нему стеклось много людей, и монахов и мирских: они добровольно работали над постройкою церкви и келий: князья и бояры давали денежные пособия на устроение нового монастыря; но по усиленной просьбе троицкой братии митрополит Алексий приказал Сергию возвратиться к Троице, а в новопостроенном монастыре поставить одного из своих учеников. Сергий поставил там игуменом Романа, и с тех пор основался монастырь Благовещения на Киржаче (Покровского уезда во Владимирской губернии). Из нынешних московских монастырей Андроньев и Симонов основаны были Св. Сергием. Первый построен был на берегах реки Яузы по желанию митрополита Алексия, в память его избавления от морской бури во время плавания из Цареграда, и посвящен во имя Нерукотворенного Спаса. Сергий поставил в нем своего любимого ученика и земляка Андроника. Этот монастырь сделался вскоре знаменитой школой иконописания для всей Руси. Симонов монастырь во имя Успения Богородицы был основан, по благословению Сергия и под его руководством, племянником его Феодором, который впоследствии был владыкой в Ростове. Преподобный Сергий посещал свою родину Ростов и в окрестностях его (в 15 верстах) устроил на берегах реки Устьи Борисоглебский монастырь. В 1365 году, путешествуя в Нижний по делу между Димитрием и Борисом, он основал монастырь Георгиевский на реке Клязьме (в Гороховском уезде). В 1374 году, по желанию князя Владимира Андреевича, Сергий в двух верстах от Серпухова заложил Зачатейский Высоцкий монастырь на реке Нара и поставил там настоятелем ученика своего Афанасия. По желанию Димитрия Донского Сергий в 1378 году основал монастырь Дубенский на Стромени (в 30 верстах на юго-восток от Лавры), а в 1380 (в 40 верстах от Лавры и на северо-западе от нее) другой Дубенский Успенский, в память Куликовской битвы. В Коломне был им построен монастырь Голутвенский в честь Богоявления Господня. Во все эти монастыри он поставил настоятелями своих учеников.

http://sedmitza.ru/lib/text/435579/

кн. Владимир, прп. Феодосий Печерский, однако северо-восточные праздники оказались не упомянуты. Известны 2 переработки этой редакции. Одна из них, получившая название «Око церковное», была переписана, как признает большинство исследователей, в 1401 г. в К-поле прп. Афанасием Высоцким (Старшим) и распространилась в многочисленных списках (древнейшие из них ведут свое происхождение из мон-рей, связанных с Троице-Сергиевой лаврой). Др. редакция создана в 1422 г. в Твери при еп. Антонии. В «Оке церковном» к богослужебному уставу примыкают главы 45-67, заимствованные слав. составителями из «Тактикона» Никона Черногорца и регламентирующие жизнь общежительного мон-ря: «О житьи общежителнаго пребывания въкратц...» (РГБ. Рум. 445. Л. 40-59 об.). Согласно уставу, в киновиях обязательно общее богослужение. В течение года полагалось отслужить 68 обязательных бдений («их же не подобает никако ж отложити»): 50 или 52 (в зависимости от количества седмиц в году) воскресных бдений, службы двунадесятым праздникам, великим святым, а также святым, во имя к-рых были освящены престолы монастырских храмов. Келейно совершать чин 12 псалмов не разрешалось, хотя со времен древнего монашества это правило считалось основным молитвенным деланием инока. На каждой утрени, согласно уставу, должно совершаться по 3 кафизмы (гл. 3), на вечернях полагалось обязательно петь канон Пресв. Богородице (гл. 16). Малая вечерня, если она полагалась по уставу, начиналась в 10-й час дня (считая от восхода солнца), но обязательно до заката. Великая вечерня и всенощное бдение совершались вскоре после захода солнца. Повечерие в обителях должно было, согласно уставу, заканчиваться засветло. После отпуста инокам полагалось в строгом молчании расходиться по кельям: «не подобаеть иноком творити бесды другу съ другомъ» (это правило повторено в Житиях Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского и др. рус. святых). В кельях монахи должны были молиться и отдыхать, чтобы потом «со вниманием» встать на Полунощницу. Пространная гл.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

На заглавной иллюстрации, выполненной пером, в списке службы А. В. нач. XIX в. (СГИХМ. КП 1691/СТ 11. Л. 4об.) преподобный представлен старцем с бородой средней длины, в рост, в мантии и схиме, с поднятой для крестного знамения правой рукой, в левой - свиток с текстом: «              »,- на фоне Высоцкого мон-ря с Зачатьевским собором и колокольней; вверху, в сегменте неба,- образ Св. Троицы, слева - Зачатия Богородицы, справа - Покрова Божией Матери. В этой же рукописи имеется образ А. В. на заставке, вместе с преподобными Сергием и Никоном Радонежскими, Афанасием Высоцким Старшим и кн. Владимиром Серпуховским (Храбрым) (л. 22об.); также цикл рисунков с изображением посмертных чудес А. В.: чудо на его погребении, посмертные явления преподобного со свечами, помощь святого Серпухову при нашествии «зловерных татар крымских». Рака с мощами прп. Афанасия Высоукого Младшего. Ц. Покрова Божией Матери в Высоцком Серпуховском мон-ре. Фотография 2002 г. Рака с мощами прп. Афанасия Высоукого Младшего. Ц. Покрова Божией Матери в Высоцком Серпуховском мон-ре. Фотография 2002 г. С юж. стороны надгробия А. В. в монастырской ц. во имя преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского (1878) было представлено чудо святого во время набега татар, сюжет повторен худож. В. Артемьевым в 90-х гг. XX в.: А. В. в схиме, восседая на коне, устремился на бегущих в страхе татар, в его правой руке крест, в левой - узда и посох; лик преподобного смуглый, обрамлен черной густой бородой. Очевидно, именно об облике А. В. в подлиннике 20-х гг. XIX в. сказано: «Лицем смугл, брада черна, велика и густа, аки у Василья Кесарийскаго, в схиме, риза преподобническая» (РНБ. Погод. 1931. Л. 36об.; 21 сент.). В 90-х гг. XX в., при восстановлении Высоцкого мон-ря, было создано неск. икон А. В., в основном в виде схимника-средовека со смуглым ликом и темной бородой, напр., образ с частицей мощей над ракой А. В. в Покровском храме обители - поясное изображение, в куколе, с посохом в левой руке; икона на крышке раки - в рост, со скрещенными на груди руками, закрытыми очами; настенное погрудное изображение святого работы худож. В. Артемьева в Покровском храме; икона того же автора в деисусном чине иконостаса ц. во имя прп. Сергия Радонежского; ростовой образ А. В. в местном ряду иконостаса Зачатьевского собора; икона святого с игуменским жезлом пред Ангельскими Силами, на фоне совр. вида мон-ря, с надписью из Акафиста: «Радуйся, пением неземным от святых небожителей сретенный».

http://pravenc.ru/text/76984.html

Кроме Троицкой обители, Сергий еще при своей жизни был основателем нескольких монастырей. Однажды у него произошла размолвка с старшим братом Стефаном во время вечернего богослужения. Стефан, стоя на левом клиросе, спросил канонарха: «Кто тебе дал эту книгу?» «Игумен», отвечал канонарх. «Кто здесь игумен, – сказал Стефан: – не я ли первый сел на этом месте?» Сергий услыхал эти слова и, окончивши вечерню, не зашел в келью, а направил путь в Махрищенский монастырь к своему другу, киевлянину Стефану, основателю Махрищенского монастыря; посоветовавшись с ним, Сергий вознамерился поселиться на пустынном берегу реки Киржачи и основать там новый монастырь. Братия Троицкого монастыря принялась искать своего игумена, и когда сделалось известным, где он находится, то некоторые из них, один за другим, стали переселяться к нему. Сергий испросил у митрополита Алексия разрешения построить церковь во имя Благовещения. Когда разнеслась весть, что Сергий основывает другую обитель, к нему стеклось много людей, и монахов, и мирских; они добровольно работали над постройкою церкви и келий; князья и бояре давали денежные пособия на устроение нового монастыря; но, по усиленной просьбе троицкой братии, митрополит Алексий приказал Сергию возвратиться к Троице, а в новопостроенном монастыре поставить одного из своих учеников. Сергий поставил там игуменом Романа и с тех пор основался монастырь Благовещения на Киржаче (Покровского уезда, во Владимирской губернии). Из нынешних московских монастырей Андроньев и Симонов основаны были св. Сергием. Первый построен был на берегах реки Яузы, по желанию митрополита Алексия, в память его избавления от морской бури во время плавания из Цареграда, и посвящен во имя Нерукотворенного Спаса. Сергий поставил в нем своего любимого ученика и земляка Андроника. Этот монастырь сделался вскоре знаменитою школою иконописания для всей Руси. Симонов монастырь во имя Успения Богородицы был основан, по благословению Сергия и под его руководством, племянником его Феодором, который впоследствии был владыкою в Ростове. Преподобный Сергий посещал свою родину Ростов и в окрестностях его (в 15 верстах) устроил на берегах реки Устьи Борисоглебский монастырь. В 1365 году, путешествуя в Нижний по делу между Димитрием и Борисом, он основал монастырь Георгиевский на реке Клязьме (в Гороховецком уезде). В 1374 году, по желанию князя Владимира Андреевича, Сергий в двух верстах от Серпухова заложил Зачатейский Высоцкий монастырь на реке Наре и поставил там настоятелем ученика своего Афанасия. По желанию Димитрия Донского, Сергий в 1378 году основал монастырь Дубенский на Стромени (в 30 верстах на юго-восток от Лавры), а в 1380 (в 40 верстах от Лавры и на северо-запад от нея) другой Дубенский-Успенский, в память Куликовской битвы. В Коломне был им построен монастырь Голутвенский в честь Богоявления Господня: Во все эти монастыри он поставил настоятелями своих учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 12 сент. 1395, Серпухов), прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых), 2-й игум. серпуховского мон-ря в честь Зачатия Богородицы «на Высоком» (см. Высоцкий серпуховской мон-рь ). Прп. Афанасий Младший с видом Высоцкого мон-ря. Рисунок пером из сборника нач. XIX в. (СИХМ. 7408. Л. 4 об.) Прп. Афанасий Младший с видом Высоцкого мон-ря. Рисунок пером из сборника нач. XIX в. (СИХМ. 7408. Л. 4 об.) Сведения о нем содержатся в «Слове о житии преподобнаго отца нашего Афанасия Высоцкаго и о ученике его игумене Афанасие» (РГБ. Унд. 288), написанном в 1697 г. в Чудовом мон-ре (см. Афанасий Высоцкий Старший ). В мае 1698 г. по благословению архим. Высоцкого мон-ря Герасима Серпуховитина «Слово» было переписано в Серпуховской обители (СГИХМ. КП 1692/СТ 78). А. В. род. в Ярославле, в семье Илариона и Анны. В юности он пришел в Высоцкий мон-рь и был пострижен в монашество игум. прп. Афанасием Высоцким Старшим, учеником прп. Сергия Радонежского . Через неск. лет, во время освящения соборного монастырского храма в честь Зачатия Пресв. Богородицы, А. В. был рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха. В 1382 г. игум. Афанасий Старший отправился в К-поль вместе с митр. свт. Киприаном и назначил А. В. своим преемником. При новом игумене значительно увеличилось число братии в мон-ре. Находясь в К-поле, прп. Афанасий Старший отправил в Высоцкий мон-рь вместе с иером. Виктором 7 икон деисусного чина, 3 иконы Спасителя, Пресв. Богородицы и св. прор. Иоанна Предтечи (см. Высоцкий чин ) и благословенную грамоту. Чудо об исцелении прп. Афанасием Высоцким Младшим бесноватого монаха. Рисунок пером (СГИХМ. Сб. нач. XIX в. 7408. Л. 55 об.) Чудо об исцелении прп. Афанасием Высоцким Младшим бесноватого монаха. Рисунок пером (СГИХМ. Сб. нач. XIX в. 7408. Л. 55 об.) Перед кончиной А. В. долго болел. Он был погребен напротив зап. врат Покровской ц. Некий инок Высоцкого мон-ря, имевший обиду на игумена, не пошел на его погребение. Вдруг инок впал в беснование, а когда пришел в себя, раскаялся и с плачем побежал в церковь. Когда тело святого опускали в землю, этот монах упал в могилу. После того как его достали, он рассказал братии, что А. В. протянул ему руку и предсказал ему близкую кончину. Через 3 дня инок умер. Др. чудо преподобный совершил во время нападения крымских татар на Серпухов. Татары и жители города видели, как из Высоцкого мон-ря на белом коне выехал старец, смуглый, с густой черной бородой. Он объехал вокруг обители с жезлом в руке и устремился на врагов, после чего те в страхе бежали.

http://pravenc.ru/text/76984.html

Кельи в Троице-Сергиевой лавре. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21/М 8663. Л. 90) Кельи в Троице-Сергиевой лавре. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21/М 8663. Л. 90) В 1062 г., при преемнике прп. Антония прп. Феодосии Печерском , когда число братии Киево-Печерского мон-ря достигло 100 чел., были возведены надземная ц. Успения Пресв. Богородицы, многочисленные братские К. и ограда. В монастыре был введен студийский общежительный устав. Киево-Печерский мон-рь стал первым известным рус. мон-рем, организованным на основании общежительства. По правилам монашеской жизни прп. Феодосия инокам не позволялось держать в К. пищу, одежду, кроме положенной уставом, и к.-л. личное имущество. Келейные занятия состояли из молитвы, чтения и рукоделия. После повечерия инокам было запрещено посещать друг друга. Прп. Феодосий каждую ночь обходил все К., следя за соблюдением благочиния ( Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 185). Идеал личной бедности и строгой дисциплины сохранялся в традиции рус. общежительных мон-рей и зафиксирован в различных уставах или духовных завещаниях известных основателей обителей, таких как прп. Иосиф Волоцкий, свт. Дионисий Суздальский, прп. Кирилл Белозерский (Там же. Кн. 3. С. 137-138). В одном из первых документов этого типа, правилах монашеской жизни, составленных, вероятно, прп. Афанасием Высоцким Старшим в 1381 г., говорится: «И ничто же имей в кельи, не сбирай тайных имений... но делай рукоделье монастырю на потребу... и делай рукоделье не сребролюбно, елико точью тело свое питаеши, а инем не стяжай» (ГИМ. Син. 193. Л. 220; Клосс. 2002. С. 63-65). Строительство келий монахами. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21/М 8663. Л. 205 об.) Строительство келий монахами. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21/М 8663. Л. 205 об.) Наряду с общежительным в рус. обителях XII-XV вв. был распространен т. н. особножительный устав (см. в ст. Особножительный монастырь ), при к-ром каждый монах самостоятельно заботился как о своей К. и материальном положении, так и об аскетическом делании ( Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 136). Вместе монахи собирались за богослужением и имели единого духовного руководителя. Напр., к «особь сущим» относился московский в честь Богоявления муж. мон-рь . Троицкая обитель прп. Сергия Радонежского в первый период своего существования (до введения общежительного устава в 50-х гг. XIV в.) была особножительной. Преподобный не возбранял желающим совместного подвига и наставления селиться рядом с ним. Новоприходящий насельник мог один или при помощи братьев строить для себя К. в мон-ре (Там же. С. 111).

http://pravenc.ru/text/1684163.html

В нач. 1381 г. произошел резкий поворот. 21 февр. Димитрий Донской послал в Киев архим. Симоновского мон-ря Феодора, приглашая К. в Москву. К. прибыл 23 мая и был принят «с великою честию», по случаю приезда устроили «пир велик». К. и прп. Сергий вместе крестили племянника Димитрия Донского Ивана, сына кн. Владимира Андреевича . Когда осенью 1381 г. из К-поля вернулся Пимен, он был арестован в Коломне и сослан в Чухлому. Послы, организовавшие его избрание, по свидетельству соборного деяния 1389 г., подверглись суровым наказаниям, нек-рые были казнены. Участие в событиях преподобных Сергия и Феодора, названного в летописи духовником вел. князя, говорит о том, что иноки воспользовались своим влиянием на вел. князя, чтобы убедить его призвать К. Представляется, что сложились благоприятные обстоятельства, к-рые сделали вел. князя более доступным для уговоров. В нач. 80-х гг. XIV в. Литва уже не была такой могучей державой, как при Ольгерде, сын Ольгерда вел. кн. Ягайло потерпел ряд серьезных неудач. Это ослабевшее гос-во можно было бы подчинить своему влиянию. Вероятно, во время этого пребывания в Москве К. написал Житие митр. Петра. В этом произведении К. восхвалял благочестие вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты , принявшего в Москве митр. св. Петра , в уста святителя автор вложил пророчество, что «град сей славен будет в всех градех русскых» и взыдут «рукы его на плеща враг его». Рассказ о житии и прославлении свт. Петра заканчивался повествованием о том, как в К-поле К. был исцелен от болезни чудесным вмешательством свт. Петра. К этому же времени Г. М. Прохоров относит ответы К. на вопросы игум. Афанасия, к-рого исследователи отождествляют с прп. Афанасием Высоцким Старшим , учеником прп. Сергия Радонежского, настоятелем Высоцкого серпуховского в честь Зачатия Пресв. Богородицы муж. мон-ря . О близости прп. Афанасия к К. говорит тот факт, что при отъезде митрополита из Москвы в 1382 г. он взял с собой настоятеля Высоцкого мон-ря. На Русь Афанасий не вернулся, что позволяет надежно датировать вопросы и ответы 1380-1382 гг. Высоцкий мон-рь был основан в 1374 г., и молодой настоятель, конечно, нуждался в советах опытного иерарха. Среди прочего Афанасий спрашивал, можно ли принять от князя село, к-рое тот хочет подарить мон-рю. Практику монастырского владения селами К. решительно осудил: «А еже села и люди держати иноком не предано есть святыми отци» (ПДРКП. Прил. 32. Стб. 263). Иноки будут вынуждены бороться за обладание этими селами, управлять живущим в них населением, и тогда они не будут отличаться от мирян. Обладание селами неизбежно ведет к упадку монастырской жизни, как К. наблюдал «в Святой горе». В крайнем случае можно принять село, но поручить управление им «мирянину некоему богобоязниву», к-рый бы привозил в мон-рь необходимые для жизни припасы.

http://pravenc.ru/text/1684692.html

Не только удельные князья, но сам великий князь Димитрий Иванович Донской и святители Алексий и Киприан столь же благоговейно внимали его слову, как и последний поселянин княжества Московского. А виденные им в видении птички Божии, его ученики и собеседники, разлетелись из его гнездышка Радонежского – обители Святой Троицы, во все стороны и основали до семидесяти монастырей. Долго было бы перечислять все сии обители, укажем на некоторые, более других известные. В Москве: Спасо-Андрониев, основанный преподобным Андроником, и Симонов, – святым Феодором, племянником преподобного Сергия, впоследствии святителем Ростовским. В Звенигороде – Сторожевский, основанный преподобным Саввою, в Коломне – Голутвин, основанный преподобным Григорием, в Серпухове – Высоцкий, основанный преподобным Афанасием. И не в одних пределах Московских строили обители ученики и собеседники Сергиевы. В отдаленных от Москвы краях – Новгородском и Вологодском, мы встречаем имена птенцов Сергиевых. Таков был преподобный Афанасий Железноборский и др. Так Бог благословил смиренный труд Своего угодника, смиренного старца преподобного Сергия: его духовное потомство умножилось без числа, и тем принесло Русской земле новое благословение Божие. 37. Рождество Господа нашего Иисуса Христа Вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Каждому надобно было вписаться в своем отечественном городе, почему и Иосиф с Пресвятою Девою Мариею, происходя из дома и от рода Давидова, пошли из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов Вифлеем. В этом маленьком городке на этот раз стечение народа было многочисленное. Пресвятой Деве Марии наступило время родить, и не оказалось удобного места в доме. Она удалилась в вертеп, в который обыкновенно загоняли домашний скот, и там родила Сына, Сама спеленала Его и положила в ясли ( Лк. 2:1–7 ). Была ночь. Пастухи стерегли стадо в поле. И вот, предстал им Ангел Господень, и Божественный свет осиял их. Они испугались. Но Ангел сказал им: «Не бойтесь. Я возвещаю вам великую радость, которая приготовлена для всего народа: теперь родился вам в городе Давидовом Спаситель, именно Христос Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Радуйся, духовнаго отца своего Афанасия благая отрасль и духодвижная. Радуйся, яко во игумена обители Высоцкой им поставленный. Радуйся, вельми во временней сей жизни подвизавыйся и многих ко спасению приведый. Радуйся, яко и по ныне руководствуеши ны во Отечество Небесное молитвами твоими. Радуйся, преподобне отче наш Афанасие, Высоцкий чудотворче. Кондак 3 Силою вышняго управляем учитель твой, преподобне отче, со святителем Киприаном Царяграда достиже и тамо престол Патриаршия славы наследова, отгуду бо утешаху тя, подвизая пети: Аллилуиа. Икос 3 Имея в иночестем житии мудраго наставника блаженнаго Афанасия, преуспевал еси преподобне, в подвизех и трудех, восходя от силы в силу, да совершен инок явишися и отец братии чадолюбивый. Мы же, воспевая подвиги и труды твоя, взываем ти сице: Радуйся, всех любезно в доброе и спасительное пристанище наставляющий; Радуйся, в монашеское отишие, аки в некоем корабле безопасном, к тебе приходящих водителю. Радуйся, собранное тобою духовное стадо бодренным оком выну назирающий. Радуйся, твоих учеников и наследников непрестанно на путь Божиих заповедей наставляющий. Радуйся, не словом точию, но множае паче делом и усердною к Богу молитвою их поучающий. Радуйся, твоих купножителей монашескими правилы красно и боголепно украшающий. Радуйся, заповедей и велений Божиих усерднейший исполнителю. Радуйся, к чистому и непорочному житию благопоспешный предводителю. Радуйся, преподобне отче наш Афанасие, Высоцкий чудотворче. Кондак 4 Бурю житейскаго моря воздвизаемую на люди Христовы человекоубийцею искони диаволом научал еси безбедно преходити, глаголя: “сохраняйтеся в малом, да не впадете в великая, блюдите помышления ваша немятежна и Богу пойте присно: Аллилуиа”. Икос 4 Слышаша ближнии и дальнии богоугодное житие твое, Афанасие отче наш, и к потоку богодухновенных словес твоих во множестве притекаху, с веселием зовуще тебе: Радуйся, отче наш преславный. Радуйся, пастырю наш предобрый. Радуйся, наставниче наш, Богом наученный. Радуйся, добродетели всякия правило.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010