До собора осталось немногим более месяца. Казалось бы, зачем гадать на кофейной гуще? Это не гадания, а намерение артикулировать контекст, понять «рамки» документа, чтобы затем, когда документ будет оглашен, понять, что же именно произошло. До оглашения социальной доктрины РПЦ осталось тридцать пять дней ЕСТЬ пункт повестки дня Архиерейского Собора 2000 г., о котором уже сегодня можно говорить с полной уверенностью: некий обширный документ, посвященный социальной доктрине Русской Православной Церкви, будет рассмотрен и одобрен на этом Соборе. Проект готовился Отделом внешних церковных сношений. Этого документа не видели не только журналисты, но и сотрудники других синодальных отделов. Что говорить о рядовых священниках и уже тем более мирянах — они узнают о его содержании только после Собора. Подготовка этого документа началась так давно, что некоторые эксперты, которых привлекал митрополит Кирилл (диакон Андрей Кураев, проф. Андрей Зубов) опубликовали свои аналитические записки в ОВЦС в виде статей в журнале «Знамя» еще в середине 90-х гг. О работе над доктриной свидетельствуют и выступления митрополита Кирилла на некоторых форумах и конференциях. Никакой открытой дискуссии в официальных церковных изданиях по ходу этой работы ОВЦС не проводил. Стоит ли высказываться о документе, которого никто не видел? Да, но только в одном направлении: показать его контекст, обозначить его возможные, ожидаемые рамки. В первую очередь хочется спросить: ответом на что является социальная доктрина Русской Церкви? Тут надо сразу отказаться от параллелей с католиками, это сильно запутывает вопрос. Дело в том, что социальная доктрина у католиков была следствием длительной дискуссии о том, как реагировать на многие совершенно новые социальные явления, которые были характерны для последней трети XIX века, т.е. того, что социологи называют «модерном». Русская Церковь в своем историческом бытии также готовилась дать ответ на так называемые «вызовы модерна» чуть позже — в первое десятилетие ХХ века, но она не успела этого сделать, поскольку модернизация России пошла по «оригинальному» сценарию.

http://pravmir.ru/vyzov-i-otvet/

Документы Выступление Патриарха Кирилла на пленуме Синодальной богословской комиссии РПЦ 04.05.2009 17:16 4 мая 2009 года в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось пленарное заседание Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви. На открытии заседании Патриарх Кирилл выступил с докладом. Христос воскресе! Выше Высокопреосвященство, дорогой владыка Филарет! Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, дорогие отцы и братья! Рад приветствовать собравшихся на пленарное заседание Синодальной Богословской комиссии ее членов и приглашенных экспертов. Это первое заседание Богословской комиссии после моего избрания на Московский Патриарший Престол и первое заседание Комиссии, которое проходит под председательством Патриарха. Оснований для моего участия в этом заседании несколько. Во-первых, особая актуальность вопросов развития церковной науки и богословия. Во-вторых, общецерковная значимость тех задач, которые стоят сегодня перед Богословской комиссией. Наконец, в-третьих, меня многое связывает с Комиссией: я был ее членом более 15 лет со времени ее учреждения Священным Синодом в конце 1993 года. О богословской комиссии Для чего создавалась Комиссия? Для решения актуальных проблем церковной жизни и служения на основании взвешенного, ответственного богословского анализа. На первом этапе работы Комиссия по преимуществу рассматривала проблемы, связанные с контактами Русской Православной Церкви с инославием. Эта работа осложнялась болезненной реакцией, которая имела место в церковной среде в связи с этой проблематикой, а также разными, порой антииерархическими выступлениями в околоцерковной среде. Разумеется, тема межхристианских связей не была самой главной богословской проблемой, но она была самой острой с точки зрения единства и мира в Церкви. Богословской комиссии удалось успешно справиться с задачей, возложенной на нее Священным Синодом и Архиерейскими Соборами. На все «взрывоопасные» вопросы были найдены мудрые ответы. Многолетние труды Комиссии по тематике межхристианских связей увенчались принятием на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. доктринального документа «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию». Вся эта работа шла в тесном взаимодействии организационном и содержательном с Отделом внешних церковных связей.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Документы Заявление Священного Синода РПЦ в связи с посягательством Константинопольского патриархата на каноническую территорию Русской Церкви 15.10.2018 19:50 Заявление принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 15 октября 2018 года в Минске. С глубочайшей болью Священный Синод Русской Православной Церкви воспринял опубликованное 11 октября 2018 года сообщение Константинопольской Патриархии о принятых решениях Священного Синода Константинопольского Патриархата: о подтверждении намерения «предоставить автокефалию Украинской Церкви»; об открытии в Киеве «ставропигии» Константинопольского Патриарха; о «восстановлении в архиерейском или иерейском чине» лидеров украинского раскола и их последователей и «возвращении их верующих в церковное общение»; об «отмене действия» соборной грамоты Константинопольского Патриархата 1686 года, касающейся передачи Киевской митрополии в состав Московского Патриархата. Эти беззаконные решения Синод Константинопольской Церкви принял в одностороннем порядке, проигнорировав призывы Украинской Православной Церкви и всей полноты Русской Православной Церкви, а также братских Поместных Православных Церквей, их Предстоятелей и архиереев к всеправославному обсуждению вопроса. Вступление в общение с уклонившимися в раскол, а тем паче отлученными от Церкви равносильно уклонению в раскол и сурово осуждается канонами Святой Церкви: «Если… кто из епископов, пресвитеров, диаконов или кто-либо из клира окажется сообщающимся с отлученными от общения, да будет и сам вне общения церковного как производящий замешательство в церковном чине» (Антиохийского Собора правило 2; Апостольские правила 10, 11). Решение Константинопольского Патриархата о «восстановлении» канонического статуса и принятии в общение бывшего митрополита Филарета Денисенко, отлученного от Церкви, игнорирует ряд последовательных решений Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, правомерность которых не подлежит сомнению. Решением Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви в Харькове от 27 мая 1992 года митрополит Филарет (Денисенко) за невыполнение клятвенно данных им перед крестом и Евангелием на предшествующем Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви обещаний был смещен с Киевской кафедры и запрещен в священнослужении.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Закрыть itemscope itemtype="" > Актуальный спор Поместный Собор 2009 года вновь поставит перед Церковью вопросы двадцатилетней давности 18.12.2008 437 Время на чтение 4 минуты Имя митрополита Кирилла хорошо известно всем православным прихожанам - сейчас за патриаршего местоблюстителя молятся во всех храмах России за каждым богослужением. Искусствовед из Калуги Василий Пуцко известен разве что в своем регионе и в профессиональном сообществе. Однако спор между ними, произошедший 20 лет назад на Поместном Соборе, посвященном 1000-летию введения христианства на Руси, представляется актуальным и сегодня. Начнем с того, что Поместный Собор 1988 года был первым подобным форумом после знаменитого Собора 1917-1918 годов, на котором были возможны дискуссии о путях развития Церкви. Перестройка и гласность заставили его участников отказаться от согласованных заранее выступлений и поднять на соборных заседаниях действительно серьезные вопросы. Такого в истории Русской Церкви больше не было - двумя годами позже состоялся новый Собор, посвященный, однако, лишь выборам нового Патриарха вместо почившего Пимена. С тех пор Поместный Собор не собирался - в течение всего патриаршества Алексия II священноначалие опасалось столкновения мнений, которое обещало быть более острым, чем в 1988 году. Из-за желания соблюсти стабильность была даже нарушена норма устава РПЦ, предусматривавшая проведение Поместных Соборов не реже чем раз в пять лет. Вместо Поместных проводились Архиерейские Соборы - без делегатов от клириков, монашествующих и мирян. На одном из них - в 2000 году - норма о регулярном проведении Поместных Соборов была вообще изъята из устава. Однако в 1988 году вряд ли кто-то мог предположить такое развитие событий. Молодой 42-летний архиепископ Смоленский и Вяземский Кирилл, выйдя на трибуну, поставил перед делегатами вопрос о необходимости адаптации Церкви к потребностям ХХ века. Он говорил о том, что малоцерковные люди, приходя в храм, не получают ответов на возникающие у них вопросы; предупреждал, что они могут разочароваться и покинуть Церковь. После такого диагноза владыка Кирилл поставил вопрос о возможных изменениях в православном богослужении с тем, чтобы «каждый современный человек, с верой, надеждой и радостью переступающий порог храма, мог принимать в нем участие». Хорошо известно, что для современного русского человека православное богослужение понятно не более, чем латинская месса для средневекового крестьянина. Так что озабоченность архиепископа была вполне понятна.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Задачи духовного строительства на современном этапе Доклад на VI Cbяmo-Фeoфahobckux чтениях в городе Соликамск 21.11.2022 1265 Время на чтение 14 минут Фото: предоставлено автором Первая и главная задача, стоящая сегодня перед нами, – понять происходящее, увидеть его главные духовные причины. Сущность того, что происходит сегодня в мире, можно выразить одним словом – война. Эта война началась не 24 февраля 2022 года и даже не в 2014 году, а тогда, когда великий и могучий ангел сказал « в сердце своем: " взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему " » (Ис. 14:13-14). Непомерная гордыня полностью изгнала из его души любовь, и он был «низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис. 14:15). Но и там Денница постоянно и непрерывно чувствовал на себе любовь Бога, и это стало для него источником тяжких страданий, потому что он не мог ответить на неё. Видя причину своих страданий не в себе, а в Боге, падший ангел начал бороться с Ним. С тех пор между землей и небом идет война (Цой), но поскольку тварь не может повредить Творцу, то всю свою злобу и ненависть дьявол обращает на творение и прежде всего, на его лучшую часть – человека. РПЦ однозначно выразила свое отношение к войне в документе, принятом в 2000 году на Архиерейском Соборе. В нём говорится, что « земные войны суть отражение брани небесной, будучи порождены гордыней и противлением воле Божией. Поврежденный грехом человек оказался вовлечен в стихию этой брани», причина которой – греховное злоупотребление богоданной свободой, " ибо из сердца исходят злые помыслы: убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления " (Мф. 15:19)». По этой причине войны были и будут всегда, до скончания рода человеческого. Россия вела войны на протяжении всей свой истории. В языческий период это нередко были агрессивные, разбойничьи войны, но после принятия христианства их характер принципиально изменился. Русь стремилась исполнить закон Христов и жить в мире со всеми соседями. Но не все соседи этого хотели: с востока нападали кочевники, а с запада шли посланцы Рима с предложением добровольно принять власть папы. Князь Владимир отверг их притязания ещё будучи язычником, но Рим не отказался от своих намерений и стал ждать удобного момента. Он наступил в начале XIII века, когда на Русь вторглись орды Батыя.

http://ruskline.ru/opp/2022/11/21/zadach...

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Клинский Леонид: На Украине люди в беде, их нужно спасать 21.06.2023 1030 Время на чтение 8 минут © из личного архива Источник: Украина.ру Никакого антагонизма с украинцами со стороны России нет, но есть жесточайший антагонизм со стороны той маргинальной шайки, которая захватила власть на Украине и совершает насилие над своим народом, считает Патриарший Экзарх Африки митрополит Клинский Леонид Об этом священнослужитель рассказал в интервью изданию Украина.ру. — Владыка, когда я говорил о вас, ваши хорошие знакомые из церковной среды сказали, что митрополит Леонид — это такой «церковный Пригожин». Когда я спросил, что это такое, ответили, что вы очень радикальный человек в плане, в том числе УПЦ. Вы считаете, что необходимо эти игрушки прекратить, вроде «автономии» и прочего, просто брать и присоединять приход УПЦ в новых регионах к РПЦ. Правильно я понимаю? — Я бы не хотел, чтобы меня сравнивали с какими-либо военными подразделениями. Все-таки я священнослужитель, и миротворчество — одна из задач Церкви. И первая молитва, которая звучит в храме с началом любого богослужения — о мире во всем мире. Мы понимаем, что есть разные времена и разные события, которые требуют соответствующих решений. Если военные события идут, то, естественно, к этому были какие-то предпосылки. Что касается моих крайне радикальных взглядов — я бы такими не назвал эти взгляды. Я всегда сторонник справедливости и, может быть, утрированной справедливости. Меня так воспитали с детства. Если я вижу несправедливость, я стараюсь о ней говорить. Может быть, иногда это не нужно делать, нужно промолчать. Но я, как правило, стараюсь не молчать, и о тех вопросах, о которых считаю нужным — говорю. Касаемо вашего вопроса по Украине и по Православной церкви (Украины. — Ред.). Совершенно верно — моя позиция всем известна. Я считаю, что никакой Феофании (речь об Архиерейском соборе УПЦ в Феофании. — Ред.) быть и в помине не должно — это прямые предпосылки к расколу. Мы прекрасно понимаем, что есть позиция де-факто, есть позиция де-юре. Де-юре, естественно, эту оценку будет давать Архиерейский собор и полнота Русской православной церкви, когда наступит время.

http://ruskline.ru/opp/2023/06/21/mitrop...

Закрыть itemscope itemtype="" > Путь расслабленных О причинах и следствиях отказа освящать оружие 08.06.2021 1001 Время на чтение 5 минут «РПЦ намерена отказаться от освящения оружия». Такой заголовок выдало РИА Новости 28 мая, и о новости заговорили даже далёкие от Церкви СМИ: консервативные издания с удивлением, называя это «предательством России», либеральные – со злорадством: наконец-то Церковь признала ошибку, уже несколько веков освящая оружие. Сослались в РИА на представителя Церкви при Совете Европы архимандрита Филиппа (Рябых), заявившего, что Церковь продолжит благословлять воинов, но «отдельного благословения самого оружия совершаться не будет». Так он прокомментировал итоги очередного заседания Межсоборного присутствия и, в частности, проект документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга». Прямо дежавю какое-то. Почти два года назад, в июле 2019-го, в «Вере» вышла критическая заметка «Освящать ли оружие?» как раз на эту тему. Текст документа был отправлен на обсуждение в епархии позднее, в феврале прошлого года. Он удостоился серьёзных отповедей, но изменения в него внесены не были. Кто-то в церковных кругах твёрдой рукой ведёт проект к принятию на Архиерейском соборе в ноябре. Первая мысль – кому это выгодно? Ведь знают же в церковных «верхах», как негативно относится православный народ к подобным нововведениям. Зачем обессиливать Церковь, углубляя раскол в сегодняшней сложной ситуации, когда разделения благодаря действиям синодальных администраторов всё глубже проникают в церковный организм: к давним разногласиям – по поводу почитания царских останков и Царя-страстотерпца, введения русского языка в богослужение и др. – добавились новые: по поводу вакцинации, запретов на посещение храмов во время ковидных ограничений... «Почему вдруг понадобилось пересматривать наш Требник? – задаётся вопросом игумен Виталий (Уткин). – Напомню, что именно с пересмотра одного чинопоследования в 1618 году, пересмотра с административным нажимом сверху, с репрессиями против несогласных, начался процесс, закончившийся спустя полвека Великим расколом».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/08/pu...

Закрыть itemscope itemtype="" > Решения Собора крупным планом 04.08.2008 841 Время на чтение 10 минут Архиерейский Собор рассмотрел множество вопросов различной степени важности. Но особое место среди них занимали четыре темы: учреждение церковного суда, отношение Церкви к теории и современному практике прав человека, единство Русской и Украинской Церквей, а также наиболее популярная в СМИ " проблема епископа Диомида " . Вокруг каждого из этих вопросов возникло бурное обсуждение как в рамках соборной дискуссии, так и вне их. И нередко выходило так, что за мнениями внешних экспертов терялось мнение самих епископов, в результате чего было не до конца понятно: какую именно проблему они в действительности обсуждали на своем заседании, а что к их повестке дня досочинили в газетах и интернете. Украина : пережидая шторм С темой церковного единства, которую многие архиереи назвали главной на этом Соборе, СМИ обошлись поистине странно. Епископ Диомид, чья епархия - это около двух десятков клириков, был назван многими СМИ " руководителем крупного регионального подразделения РПЦ " и основоположником нового раскола, который якобы может разделить пополам Церковь. При этом о настоящей драме, ситуации на Украине, не было сказано практически ничего. Светские СМИ отделались короткими сообщениями о выступлении главы Украинской Православной Церкви митрополита Киевского и Всея Украины Владимира, тогда как вокруг вопроса о возможной автокефалии и методах преодоления украинского раскола и до, и во время Собора шли крайне серьезные и жесткие споры. Разумеется, светские СМИ рассматривали вопрос больше всего с точки зрения стратегических интересов России и судили о церковной жизни по светской же мерке. В результате разница между каноничным разделением и расколом в их публикациях оказалась практически не заметна. На самом деле в предоставлении как таковой нет ничего из ряда вон выходящего. Православная Церковь никогда не имела единого административного центра, и со временем в ней возникают новые независимые структуры. Так, в конце XV века Русская Церковь отделилась от Константинопольского Патриархата, став одной из действующих ныне Поместных Православных Церквей, находящихся в каноническом общении друг с другом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Смирению, послушанию и выдержке я учился у Блаженнейшего Митрополита Владимира» 24.02.2009 380 Время на чтение 13 минут - Владыка, сердечно поздравлям Вас с 60-летним юбилеем! Вы перешли свой очередной «Рубикон». Скажите, какие мысли у вас возникают по данному поводу? Что сделано? Что хотелось бы еще совершить? Благодарю за поздравление. Я также сердечно благодарю Святейшего Патриарха Кирилла за высший орден Русской Православной Церкви - «Святого князя Владимира» II степени - к моему 60-летию и за его приветственное письмо, в котором, как в своё время и Патриарх Алексий Второй, дал высокую оценку моим скромным трудам и в стенах Ленинг радской Духовной Академии и Семинарии, и на всех епископских кафедрах, на которые я был направлен решением Священного Синода УПЦ, вплоть до моего служения в Тульчинской епархии. Я не был избалован вниманием к своим личным «круглым датам» и потому приветственный адрес Святейшего Патриарха Кирилла и публичное награждение церковным орденом на Поместном Соборе РПЦ стали для меня большой моральной поддержкой. Поздравили меня с 60-летием практически все епархиальные архиереи Русской Православной Церкви, в том числе украинские. Среди поздравивших Посол Российской Федерации в Украине Виктор Степанович Черномырдин, мэр Москвы Ю. В.Лужков и даже несколько губернаторов моей Родины - России, множество иереев, диаконов и мирян. Благодарю всех сердечно! Кстати, в текущем году исполнилось и 20 лет моего архиерейского служения. Что же до «Рубикона», то «Слава Богу за всё!» - повторю, как свои, слова святителя Иоанна Златоуста. «Что мною уже сделано?» Всегда кажется, что сделано очень мало. Но, если моё музыкальное «наследие» или архиерейское служение кому-то уже пригодилось или помогло найти дорогу в храм - это будет, верю, к оправданию моего земного 60 - летнего , порой драматического странствия ко Господу. Что же до будущих дел, то у меня ещё много незавершенного, потому «планов громадьё» пока не составляю. Но хотел бы увидеть прекращение церковных расколов на Украине по слову пророка-царя Давида: «Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня…!».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Чем мы хуже Молдавии? Владимир Осипов об отношении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви к цифровой идентификации граждан 09.02.2013 2459 Время на чтение 5 минут Состоявшийся 2-5 февраля 2013 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви ответил на обеспокоенность и тревогу сотен тысяч православных по поводу введения Универсальной электронной карты, личных кодов, чипов, а также - ювенальной юстиции. Как известно, седьмой Пленум Синодальной Богословской комиссии РПЦ (19-20 февраля 2001 г.) не дал четкого ответа по поводу присвоения пожизненного личного номера взамен христианского имени, хотя всеми уважаемый старец Кирилл (Павлов) с самого начала осуждал принятие цифрового клейма как не богоугодное дело. Сам Святейший Патриарх Алексий Второй ИНН на себя не взял, о чем он публично сказал по телевидению. Но многих монахов свои же церковные власти стали преследовать за отказ от ИНН (индивидуального номера налогоплптельщика). Монахи были согласны давать сведения о себе по прежним правилам, но отказывались писать заявления с просьбой о присвоении пожизненного идентификатора. В дальнейшем позиция Священноначалия стала меняться в лучшую сторону. И вот теперь на Соборе 2013 г. был принят документ «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», где, в частности, говорится: «В обществе распространяется ОБОСНОВАННАЯ ТРЕВОГА (подчеркнуто мной - В.О. ) по поводу того, что использование пожизненного персонального цифрового идентификатора в виде кода, карты, чипа или тому подобного может стать обязательным условием доступа каждого ко всем жизненно важным материальным и социальным благам. Использование идентификатора вкупе с современными техническими средствами позволит осуществлять ТОТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ЧЕЛОВЕКОМ БЕЗ ЕГО СОГЛАСИЯ... Уже сейчас вызывают тревогу действия по сбору и обработке персональных данных детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, т.к. нередко ведется неконтролируемый сбор данных, явно избыточных для обеспечения учебного процесса». И далее: «обеспокоенность вызывает усливающаяся тенденция к увеличению сбора БИОМЕТРИЧЕСКИХ ДАННЫХ о человеке, а также появление имплантируемых электронных идентификационных устройств».

http://ruskline.ru/news_rl/2013/02/09/ch...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010