Для меня, как епархиального архиерея, особенно был важен тезис Святейшего Патриарха о том, что епархии должны сегодня самым активным образом поддерживать теологические кафедры и факультеты, сотрудничать с ними, участвовать в их развитии. Мы должны четко определить цели и задачи, как теологических факультетов, так и духовных учебных заведений. Во многом они схожи, но у каждого из этих направлений есть своя специфика. Что касается подготовки специалистов-теологов, этот вопрос крайне актуален. Чтобы ответить на него, нужно понимать, в какой мере наше общество нуждается в таких профессионалах. Такие специалисты нужны и Церкви. Например, в штате епархиального управления нашей Пятигорской и Черкесской епархии, которая была создана всего полтора года назад – половина сотрудников — выпускники теологического отделения Пятигорского государственного лингвистического университета. Кроме того, чтобы реализовать цели и задачи по развитию церковной жизни, которые сформулировал Святейший Патриарх на Архиерейском Соборе 2011 года, нужны помощники архиереев по образованию, по катехизации, по миссионерству, работе с молодежью, помощники благочинных. Это специалисты, работающие в церковной сфере и в области церковно-государственных отношений, церковно-конфессиональных отношений и т.д. И здесь тоже во многом могут помочь выпускники теологических кафедр и факультетов. На второй секции: " Теология: от бакалавриата до научного центра " участники совещания обсудили такие темы как: профильные вопросы подготовки бакалавра, новые возможности интернет-образования, а так же траектории подготовки и дальнейшего пофессионального роста преподавателей и центр. По итогам совещания его участники обратились к органам законодательной и исполнительной власти РФ с предложением " нормативно обеспечить партнерство государства, общества и религиозных конфессий в деле развития теологического образования " , а так же в Министерство образования и науки РФ с просьбой  " скорейшим образом решить вопрос о внесении теологии в номенклатуру специальностей научных работников Российской Федерации " . Эксперты также обратились к епархиальным архиереям с просьбой " уделять особое внимание работе по открытию и поддержке кафедр, отделений и факультетов теологии в высших учебных заведениях " , и к Синодальной библейско-богословской комиссии, которая во взаимодействии с церковными, государственными и общественными структурами должна будет провести " широкую дискуссию о природе светскости современного государства и светского характера образования, включая вопрос о формах и способах присутствия теологии и религиозной мысли в образовательном пространстве " .

http://e-vestnik.ru/reports/teologiya_pa...

33 Об архиерейских наместниках подробнее изложено в Уставе 1883 г., представляющем и некоторые особенности по данному вопросу: по Уставу 1883 г., архиерейские наместники избирались на два года самими приходскими священниками из своей среды, в пределах известного наместничества, о чем митрополит представлял на утверждение княжескому правительству и извещал экзарха (см. § 55–60 и дополнение к уставу 1883 г., ч. I, §§ 24–7). Обязанности их имеют много аналогичного с обязанностями наших благочинных. 36 Точно так же и о монастырях в Уставе 1883 го. не было сделано каких-либо, приводимых в новом Уставе, законоположений. 37 1 лев=1 фр., 1 стотинка=1 сантиму. По Уставу 1883 г., за эту статью взималось только 8 левов (см. дополнение к «Экзархийскому уставу» 1883 г., ч. 1, § 15). 38 Статьи, обозначенные под буквами е и ж, не значатся в Уставе 1883 г. Зато в последнем есть статья – «за метрические книги» 4 лева, которой нет в настоящем Уставе (там же). 39 По Уставу1883 г. расходы на епархиальные духовные советы и архиерейские наместничества были следующие: а) архиерейскому протосинкеллу ежегодно 3600 л., б) четырем членам совета по 300 л., в) главному делопроизводителю 2400 л., г) двум его помощникам по 1200 л., д) служителю 600 л., е) на канцелярские нуждны 800 л., ж) экстраординарные 200 л., з) архиерейскому наместнику – каждому по 300 л., и) на разъезды по уезду 200 л., й) на канцелярские нужды наместника 200 л. и к) писцу его 1200 л. (см. дополнение к Уставу 1883 г., ч. 1, § 18). Впоследствии, по высочайшему указу от 15 декабря 1890 г. (за 80), сделаны были кое-какие изменения, а именно: под букв. г одному помощнику делопроизводителя 1200 л. и одному писцу 960 л., прибавлено еще архиерейскому наместнику на рассыльного 240 л. и на наем помещений 100 л. 40 Устав 1883 г. предоставлял духовенству право собираться каждый год 1 июня в кафедральном городе своего епископа под председательством его самого или особо им назначенного наместника, для обсуждения вопросов о материальном и нравственном состоянии духовенства, равно и о религиозно-нравственном состоянии паствы. О результатах совещаний докладывалось потом высшему духовному начальству. На съездах присутствовали обыкновенно избранные депутаты по одному от 10-ти священников (см. дополнение к Уставу 1883 г. ч. 2, § 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/bo...

Пн Протоиерей Максим Козлов: Аккумулируем лучшее 3 серпня 2023 р. 12:04 Священный Синод проработает вопрос об объединении духовных семинарий — об этом говорится в постановлении Архиерейского Совещания, прошедшего 19 июля 2023 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре . Зачем нужен такой шаг и как будет проходить объединение порталу Богослов.ru» рассказал председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов . — Отец Максим, Архиерейское Совещание поручило Священному Синоду Русской Православной Церкви «рассмотреть возможность объединения существующих духовных учебных заведений для более эффективной дальнейшей работы по образованию и воспитанию будущих пастырей». Чем вызвано такое решение и какую роль в его подготовке играл Учебный комитет? — Как мы знаем, сегодня на территории Российской Федерации действует более сорока высших духовных учебных заведений, если считать и семинарии, и вузы открытого типа. Среди них есть как исторически значимые, поступательно развивающиеся на протяжении десятилетий, со сложившимися научными школами, так и те, о которых было бы слишком оптимистично сказать, что они состоялись как вузы и церковные силы — как кадровые, так и материальные — на них тратятся разумно. У нас есть некоторое количество малых семинарий, расположенных в сопредельных регионах, где набор на очное отделение не достигает минимального порога в десять человек на курс, определённого священноначалием. Есть семинарии, в которых количество педагогов превышает количество учащихся, что может быть неплохо в аспирантуре или докторантуре, но вряд ли оправданно в бакалавриате. Мы не видим, чтобы из этих духовных школ выходили с регулярностью будущие Ломоносовы. Исходя из этого был принят тот параграф постановления Архиерейского Совещания, в котором говорится о возможности объединить региональные духовные школы — с неким расчетом по каждому федеральному округу, исходя из его населенности, количества храмов, интенсивности церковной жизни, количества молодежи (о конкретных методах расчета сейчас говорить преждевременно).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6047891...

Таким образом, «Уставом» 2000 г. не нарушается принцип соборности в высшем церковном управлении, а также не наносится ущерба соборно-патриаршей форме этого управления, поскольку сохраняется соборный порядок принятия решений органами высшей власти и управления Русской Православной Церкви, Патриарх осуществляет управление Церковью совместно с Синодом, и подотчетен Поместному и Архиерейскому соборам. На современном этапе бытия Русской Православной Церкви, построения системы ее высшего управления, настроенной на оперативное решение возникающих проблем и вопросов, касающихся внутренней и внешней жизни Церкви, призыв к созыву Поместного собора несет образ искусственности и надуманности. Сегодняшний день кардинально отличается от обстановки начала XX века, предшествующей созыву и проведению Всероссийского церковного собора 1917-1918 гг. В тот период в жизни Церкви, ее высшего, епархиального и приходского управления накопилось немало неразрешенных проблем, препятствовавших миссии Церкви, ее просветительской деятельности. Для решения этих проблем был необходим Собор, который после детального рассмотрения и обсуждения смог бы выработать правила, позволявшие Церкви в условиях тогдашнего общества и государства приступить к внутреннему церковному обновлению и строительству. Современная ситуация – иная. Перед Церковью сегодня не стоит задача реформирования тех или иных уровней своего управления, решения сложных задач внутренней и внешней церковной жизни. Сформированная система высшего церковного управления позволяет достаточно эффективно решать общецерковные вопросы, формировать различные направления миссии Церкви в обществе. Что касается необходимости привлечения клириков и мирян к процессу высшего церковного управления и соборной деятельности, то сегодня, наверное, невозможно представить себе, что органы высшей церковной власти и управления могут функционировать без экспертной деятельности, консультативной помощи представителей духовенства и мирян, их участия в процессе дособорного обсуждения проектов решений. Важнейшей составляющей соборного процесса является подготовительный этап, заключающийся в серьезной аналитической и интеллектуальной работе представителей духовенства и мирян по подготовке проектов соборных документов и заявлений. Помимо этого, клирики и миряне активно участвуют в обсуждении предлагаемых архиерейским Соборам проектов решений. В качестве примера можно привести опыт разработки и обсуждения проекта «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». Еще до рассмотрения проекта документа Юбилейным Освященным Архиерейским собором 2000 г. базовые идеи проекта «Основ» подвергались обсуждению на различных совещаниях и конференциях, основными участниками которых были духовенство и миряне, а также экспертное сообщество.

http://pravoslavie.ru/36811.html

В качестве Председателя Священного Синода я созывал четыре заседания этого соборного органа управления Церкви: 5 марта и 31 мая в Санкт-Петербурге — в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода, 26 июля — в Успенской Киево-Печерской лавре, 6 октября — в Москве. 24 декабря в г. Москве пройдет пятое в этом году заседание Священного Синода. Мною были проведены также два Архиерейских совещания. На первом из них (2 февраля) присутствовало 155 архиереев, на втором (16 июля), посвященном итогам реализации этапа эксперимента по преподаванию предмета «Основы православной культуры», присутствовали архиереи тех регионов, где проходила апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». В целях координации деятельности Синодальных учреждений проведены три встречи с руководителями Синодальных учреждений, на которых обсуждались проблемы реформирования центрального аппарата Русской Православной Церкви 1 . Осуществляя свою каноническую власть, Патриарх согласно Уставу «несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Священного Синода». Одно из определений Поместного Собора 27-29 января 2009 года касалось создания «должного механизма общецерковного обсуждения вопросов, поставленных на заседаниях Поместного Собора». На заседании Священного Синода, проходившем 27 июля 2009 года в Киеве, были утверждены Положение о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви, состав и Президиум этого органа, а также определен круг вопросов, входящих в его компетенцию (журнал 55). 29 января 2010 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя под моим председательством открылось первое заседание президиума Межсоборного присутствия. С этого момента начали свою работу комиссии Межсоборного присутствия, каждая из которых в течение года не раз собиралась на свои рабочие заседания. 10 июля на Валааме я возглавил заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества. 16 декабря состоялось второе заседание Президиума Межсоборного присутствия. Напомню вам, что Межсоборное присутствие является уникальным консультативным органом, подготавливающим решения Архиерейских и Поместных Соборов по самому широкому кругу проблем. Любой клирик и мирянин Русской Православной Церкви может обратиться к комиссиям со своими конструктивными предложениями.

http://patriarchia.ru/db/text/1346828.ht...

Стремясь как можно шире пропагандистски использовать совещание, германские ведомства еще во время заседаний делали митрополиту Анастасию настойчивые предложения дать интервью в газеты и выступить по радио, на что он ответил категорическим отказом. Но два богослужения, 24 и 25 октября, в венской русской церкви были все же записаны на пластинку для радио, также оказались сделаны с пропагандистскими целями фотографии совещания, и радио Вены удалось взять интервью у некоторых архиереев. 27 октября митр. Анастасий вместе с Граббе и епископом Венским Василием, назначенным на должность члена-секретаря Синода, вернулся в Белград 440 . Таким образом, Венское совещание стало заметным событием для РПЦЗ, но оно отнюдь не завершает, как считает немецкий историк Г. Зайде, первую фазу ее истории 441 . В конце 1943 – начале 1945 г. она в целом соответствовала развитию предыдущих лет. Не изменилась существенно и позиция германских ведомств, в основном и после совещания по-прежнему продолжавших политику изоляции Архиерейского Синода. Скорее можно говорить о завершении первой фазы истории РПЦЗ весной 1945 г. в соответствии со значительными изменениями условий ее существования в послевоенном мире. Также следует опровергнуть высказанную в многотомной «Истории христианства» версию, что в Вене планировалось провести конференцию не только представителей Русской, но и других родственных ей Церквей; а так как на совещании кроме архиереев РПЦЗ присутствовал только один епископ из Белоруссии, то эта инициатива не удалась 442 . На самом деле по замыслу нацистских ведомств состав участников конференции должен был ограничиваться архиереями РПЦЗ, да и то не всеми. Так, митр. Серафим (Соболев) из Болгарии, несмотря на ходатайство митр. Анастасия, в Вену прибыть не смог. А архиепископу Венедикту и архимандриту Григорию удалось приехать потому, что территория их Гродненско-Белостокской епархии непосредственно входила в состав Третьего рейха и они могли относительно свободно передвигаться по Германии без дополнительных специальных разрешений. И, конечно, обсуждение на совещании вопросов возобновления церковной жизни в России и связанной с этим миссионерской деятельностью было инициативой исключительно самих архиереев и противоречило замыслам нацистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архиереи приграничных епархий России, Украины и Беларуси обсудили актуальные вопросы сотрудничества 5 февраля, 2013. Новостная служба По итогам обсуждения участниками совещания был принят проект решения, который будет направлен на утверждение Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. 5 февраля. ПРАВМИР. Вчера по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялось второе совещание архиереев епархий Русской Православной Церкви, расположенных в зоне украинско-российско-белорусского приграничья. Первое совещание архиереев приграничных епархий России, Украины и Беларуси состоялось 3 февраля 2011 года «на полях» Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Заседание возглавил митрополит Волоколамский Иларион, сообщает сайт ОВЦС . В своем докладе он подвел итоги межъепархиального сотрудничества в российско-украинско-белорусском приграничье за 2011-2012 годы. Были затронуты вопросы духовного образования и просвещения, миссионерства и работы с молодежью, организации паломничества и совместного празднования церковных дат, а также взаимодействия с государственными и общественными организациями, организации культурных мероприятий и фестивалей. Затем последовало обсуждение актуальных вопросов развития сотрудничества епархий Русской Православной Церкви, находящихся в российско-украинско-белорусском приграничье. По итогам обсуждения участниками совещания был принят проект решения, который будет направлен на утверждение Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/arxierei-prigranichnyx...

Состоялось совещание вузовского и Красногвардейского благочиний марта 2015 " Сейчас активно ставятся задачи перед приходами по миссии Церкви. Владыка Варсонофий на совещании благочинных акцентировал мысль о том, что наша первая задача - это благовестие о Христе. Мы призваны выстроить систему отношений, в которой могли бы осуществлять миссию Церкви, активизировать приходскую жизнь. В последние годы развитие Церкви многократно нарастало, хотя у каждого прихода своя специфика и разные возможности. На приходе надо проводить работу по всем направлениям: образовательном и катехизическом, молодежном, миссионерском и социальном. Мы будем собирать сведения ежеквартально о делании по всем этим направлениям " - сказал отец Петр.  Он сделал обзор работы каждого прихода, обратив внимание на благословение владыки провести приходские собрания, а также ознакомить клириков и прихожан с материалами Архиерейского совещания 2015 года, в частности, с документом " Об участии верных в Евхаристии " . На совещании выступили представители отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Галина Пивоварова рассказала о направлении работы отдела с обездоленными детьми, а Денис Никитенко - о работе помощников настоятелей по социальной работе. Председатель миссионерского отдела   протоиерей Георгий Иоффе дал пояснения о составлении карты миссионерского поля каждым приходом. О важности этой работы говорил Святейший Патриарх Кирилл на Миссионерском съезде в ноябре 2014 года. Как пояснил отец Георгий, работа Миссионерских курсов в новом учебном году изменится. Базовое религиозное образование будет осуществляться отделом религиозного образования и катехизации , а специализация - в профильных отделах. Председатель молодежного отдела протоирей Константин Головатский проинформировал о семинарах помощников настоятелей по молодежной работе, на которых проходит обмен опытом приходской работы. Заместитель председателя отдела религиозного образования и катехизации священник Илия Макаров отметил, что курсы религиозного образования претерпевают изменения. Теперь трехлетний базовый курс будут вести преподаватели СПбПДА, а получать диплом специалиста по молодежной, миссионерской или социальной работе будут в профильных отделах. Еще одно важное направление работы помощника настоятеля по образовательной работе и катехизическому служению - это проведение обязательных бесед перед Таинствами Крещения и Венчания. Беседы должны проводить люди с религиозным образованием. Для разъяснения необходимости выбора родителями школьников курса " Основ православной культуры " в каждом благочинии созданы Центры духовной культуры и образования. 

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

поиск:   разделы   рассылка Иерей Алексий Мороз: " Архиереи должны знать, чего хочет народ " Петербургский священник высказал свое отношение к идее проведения церковных совещаний с участием клириков и мирян... Источник:  Русская линия " На современном этапе церковная общественная палата просто необходима Русской Православной Церкви, чтобы народ мог открыто выражать мнение, требовать определенных действий со стороны управленческого аппарата Церкви. Дело в том, что миряне зачастую вне зависимости от архиереев не преследуют никаких меркантильных интересов и выгод, а могут просто говорить правду, которая лежит у них на сердце, задавать честно и открыто те вопросы, которые возникают, и требовать на них ответа. И вот это влияние и воздействие народа, который, по сути, и является Церковью, будет очень положительным фактором, потому что разомкнет некую самозамкнутость архиерейского круга, которая на сегодняшний день присутствует, и внесет туда свежую струю, в том числе, и Духа Святого. Архиереи должны знать, чего хочет народ, и слышать его голос " , – заявил в интервью " Русской линии " известный петербургский священник, руководитель епархиального амбулаторно-консультационного центра " Воскресение " , кандидат педагогических наук иерей Алексий Мороз, рассуждая о возможности проведения церковных совещаний с участием клириков и мирян, вопрос о которых обсуждался в ходе работы Поместного Собора. " Прежде всего, туда должны войти настоящие православные христиане, которые действительно живут духовной жизнью, которые молятся, исповедуются, постятся, регулярно причащаются. Такие люди, имеющие рекомендацию и благословение духовника, и могут входить в эту палату. Но еще необходимо присутствие в ней творческой интеллигенции, ученых, врачей, учителей, представителей искусства, которые живут православной жизнью. Должны обязательно входить и представители православных общественных организаций, тем более тех организаций, которые объединяют многих православных людей, в которых состоит по 100-200 человек, а таких у нас довольно много. Кроме того, должна быть регулярность созыва этой палаты, право обращения этой палаты непосредственно к Священному Синоду и правящему архиерею с обязательным ответом, а также обязательное соприсутствие на Архиерейском Соборе. Мне кажется, эти моменты надо подчеркнуть и даже включить в Устав нашей Церкви " , – отметил священник.

http://religare.ru/2_61851.html

В авг. 1929 г. Л. арестовали в Алма-Ате по обвинению в антисоветской агитации и организации противодействия властям. 3 нояб. 1929 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ Л. был приговорен к 3 годам заключения в ИТЛ. Отбывал заключение в Северных лагерях особого назначения - в г. Котласе и на Коржинском лесозаготовительном пункте. Трудился на хозяйственных работах, на разгрузке леса, был санитаром в лазарете. В апр. 1930 г. назначен делопроизводителем в лагерное управление в Сольвычегодске, затем отправлен на торфодобычу в Нижегородский ИТЛ в Марийской автономной обл. В 1931 г. переведен в Беломоро-Балтийский ИТЛ, где работал статистиком. В апр. 1932 г. за ударный труд досрочно освобожден. Уехал в Н. Тагил, где тяжело заболел после перенесенных в лагерях лишений и тягот. После выздоровления Л. обратился к Свердловскому архиеп. Макарию (Звёздову) с просьбой доложить заместителю местоблюстителя митр. Сергию о своей готовности продолжить архиерейское служение на любой вакантной кафедре. Архиеп. Макарий в письме митр. Сергию писал о том, что Л. пользуется большим уважением среди верующих. 11 авг. 1933 г. назначен правящим архиереем Ставропольской епархии. Прибыл в Ставрополь 1 окт. того же года. Активно возрождал религиозную жизнь, боролся с обновленцами, имевшими на Ставрополье сильное влияние. 28 сент. 1934 г. арестован по обвинению в участии в «контрреволюционной церковно-монархической организации». Проходил по одному следственному делу с большой группой ставропольского духовенства. 31 авг. 1935 г. приговорен особым совещанием при НКВД к 5 годам лагерей. Был отправлен в Соловецкое отделение Беломоро-Балтийского ИТЛ. В 1937 г. лагерное отделение на Соловецких о-вах было реорганизовано в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН) Главного управления гос. безопасности НКВД. Л. вместе с др. заключенными был переведен на тюремное положение. 16 авг. 1937 г. нарком внутренних дел Н. И. Ежов подписал директиву о проведении операции по «репрессированию наиболее активных контрреволюционных элементов» из числа содержавшихся в СТОН (фактически речь шла о казни всех заключенных на Соловках).

http://pravenc.ru/text/2463249.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010