Архив Пн Патриарший Местоблюститель: Встреча Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей в Стамбуле способствовала упрочению православного единства 25 января 2009 г. 14:30 25 января 2009 года в докладе на Архиерейском Соборе Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл обратился к важнейшим событиям последних месяцев Первосвятительского служения почившего Предстоятеля. В частности, владыка Кирилл отметил, что участие во встрече Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей в Стамбуле 10-12 октября 2008 года делегации Русской Православной Церкви, которую на заключительном заседании возглавил Святейший Патриарх Алексий, служило упрочению православного единства. «В соответствии с определением Архиерейского Собора, принятым в июне прошлого года, делегация Русской Православной Церкви в Стамбуле включала Предстоятелей Украинской Православной Церкви, Православной Церкви Молдовы, Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата », — сообщил Патриарший Местоблюститель. Он также рассказал о достигнутом компромиссном решении: хотя митрополит Стефан, глава не получившей общеправославного признания «Эстонской автономной Православной Церкви», присутствовал на встрече, однако он не подписывал ее итогового документа, а сама эта церковная организация не упоминалась среди участников. «Более того, в итоговом документе встречи было зафиксировано решение, что в будущем при проведении всеправославных совещаний, необходимых для уврачевания канонических нестроений, будут приглашаться к участию только Автокефальные Церкви, согласно с порядком и практикой, существовавшими до всеправославных совещаний на Родосе. Таким образом, церковная структура Константинопольского Патриархата в Эстонии более не будет привлекаться для участия в подобных встречах», — подчеркнул митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Докладчик отметил, что конструктивная позиция представителей Московского Патриархата, выразившаяся в готовности совместно с другими обеспечивать решение весьма непростых задач, была встречена делегациями братских Поместных Церквей с пониманием и одобрением. «Встреча в Стамбуле предоставила возможность для литургического общения Предстоятелей Православных Церквей, а также для проведения переговоров Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия со Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем , на которых обсуждались вопросы двусторонних и общеправославных отношений, — рассказал Местоблюститель Патриаршего престола. — Прощаясь с Предстоятелем Константинопольской Церкви, Святейший Патриарх Алексий еще раз указал на особое значение церковного единства, к которому необходимо стремиться ради блага Вселенского Православия, с братской любовью и терпением преодолевая существующие разногласия». Пресс-служба Архиерейского Собора Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/538079.htm...

Поэтому Павла и Алимпия, приехавших с подробными вестями и объяснениями по делу об учреждении архиерейской кафедры в Белокриницком монастыре, приняли в Москве очень радушно и внимательно. По случаю их приезда опять происходили на Рогожском Кладбище собрания для рассуждений о неотложной надобности – устроить старообрядческую епископию и для сего воспользоваться начатым в Белой-Кринице предприятием. На собрании, как десять лет тому назад, явились между прихожанами Рогожского Кладбища и противники старообрядческого архиерейства, видевшие в нем ненужное и небезопасное нововведение. Во главе их стоял теперь, пользовавшийся известностью в московском старообрядческом обществе, дворник из Рогожской Иван Александров Гусев . Это был человек довольно начитанный и умный, но до изуверства преданный расколу, даже проповедовавший беспоповское учение о мысленном антихристе: он потому особенно восставал и против учреждения полной старообрядческой иерархии, с епископом во главе, что почитал это делом невозможным во времена антихристова господства. Но возражения против старообрядческого архиерейства теперь не могли иметь большой силы, когда уже не только начато было у австрийского правительства дело об устроении в Белокриницком монастыре старообрядческой архиерейской кафедры, но, по уверению Павла и Алимпия, даже имелась надежда на скорое и успешное его окончание. На рогожских совещаниях, согласно желанию Рахмановых, было решено, что учреждение старообрядческой архиерейской кафедры за границей есть дело необходимо-нужное, и следует помогать ему всеми способами. Все предначертания относительно того, как именно устроить кафедру, изложенные в известной статье Устава: „о водворении епископа“, были одобрены; равным образом и соображения, раскрытые в Послании и добавочных к нему статьях, были признаны в главном их содержании вполне разумными: согласились, что прежде всего надлежит позаботиться об отыскании епископа из „древлеправославных“, а в том случае, если по тщательном изыскании таковой не обрящется, можно принять и из сущих в ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

24 серпня в Священного Синоду 25 серпня 2023 р. 11:31 Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда рассказал о некоторых ключевых решениях, принятых на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, которое состоялось 24 августа 2023 года под руководством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге. Глава синодального отдела рассказал, что во время заседания члены Синода заслушали сообщение Святейшего Патриарха о состоявшемся 19 июля Архиерейском Совещании и его итогах. «Синод постановил выразить удовлетворение в связи проведением Архиерейского Совещания и благодарить Святейшего Патриарха Кирилла за руководство работой Архиерейского Совещания и представленный доклад», — сообщил В.Р. Легойда. По словам представителя Церкви, Синод утвердил Постановление Архиерейского Совещания, а также документ «Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей», выразив благодарность Синодальной библейско-богословской комиссии за его подготовку. Члены Священного Синода также заслушали сообщение Святейшего Патриарха об учреждении Патриаршей гуманитарной миссии на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей. «По итогам обсуждения, с целью дальнейшей координации и системного развития оказания гуманитарной помощи мирным жителям, в том числе православному духовенству, на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, а также с целью координации оказания помощи раненным военнослужащим, находящимся в медицинских учреждениях на территории перечисленных регионов, Синод постановил учредить постоянно действующую Патриаршую гуманитарную миссию на упомянутых территориях», — сообщил В.Р. Легойда. По его словам, Синод постановил Патриаршей гуманитарной миссии осуществлять свою деятельность во взаимодействии с председателем Межведомственной рабочей группы по координации помощи, оказываемой епархиям Донбасса и сопредельных территорий, находящихся в зоне конфликта, митрополитом Воскресенским Дионисием .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6053293...

Второе отделение «лазаревской» ветви РПКЦ от РПЦЗ (1995-1996 гг.) В январе 1995 г. еп. Ишимский Евтихий (Курочкин) выдвинул в адрес Суздальского епископа Валентина (Русанцова) ряд обвинений, касавшихся его морального облика и стиля церковного управления. Еп. Евтихий письменно изложил свои недовольства в рапорте на имя первоиерарха РПЦЗ митрополита Виталия (Устинова) , обвинив архиепископа Лазаря, епископа Валентина и рукоположенных ими иерархов в отсутствии лояльности по отношению Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Итогом противостояния, возникшего внутри " Архиерейского Совещания " , стало запрещение в священнослужении архиепископа Лазаря (Журбенко) и епископа Валентина (Русанцова), что, как и ранее, ими не было признано. Духовное возглавление российской паствы Русской Зарубежной Церкви было возложено на епископа Ишимского Евтихия. К российским иерархам, некогда рукоположенным в составе ВВЦУ РПСЦ, было высказано недоверие. Для удостоверения в благонадежности им было предложено признать справедливым осуждение архиепископа Лазаря и епископа Валентина, а также на протяжении определенного испытательного срока проживать в США под контролем со стороны руководства РПЦЗ. На исполнение вышеозначенных условий согласился только епископ Агафангел (Пашковский) , который в течение девяти месяцев проживал в Соединенных Штатах, после чего был утвержден в архиерейском звании и получил титул епископ Симферопольский и Крымский. В юрисдикции РПЦЗ Находившийся под церковным прещением архиепископ Лазарь (Журбенко) в 1996 г. принес покаяние и Архиерейским Синодом РПЦЗ был восстановлен в иерархических правах и назначен правящим архиереем Одесско-Тамбовской епархии РПЦЗ. В том же году решением Архиерейского Синода РПЦЗ было восстановлено " Архиерейское Совещание Российских Пресвященных " , главное предназначение которого виделось в координации деятельности российских епархий Русской Зарубежной Церкви. В состав Совещания, помимо его председателя архиепископа Одесского и Тамбовского Лазаря (Журбенко), вошли епископ Черноморский и Кубанский Вениамин (Русаленко) , епископ Ишимский и Сибирский Евтихий (Курочкин) , епископ Симферопольский и Крымский Агафангел (Пашковский) . Функция осуществления связи между " Архиерейским Совещанием Российских Преосвященных " и Архиерейским Синодом РПЦЗ была поручена епископу Торонтскому Михаилу (Донскову) , викарию Канадской епархии. Следует отметить, что самостоятельность возрожденного Архиерейского Совещания была значительным образом ограничена. Это проявилось, в первую очередь, в недопущении российских иерархов к участию в заседаниях Архиерейского Синода РПЦЗ при абсолютной подотчетности деятельности Совещания Синоду.

http://drevo-info.ru/articles/22963.html

Старообрядческие повествователи, притом лица, занимавшие высокое положение в Белокриницкой иерархии и потому, как надобно полагать, хорошо знакомые с делом, утверждают, напротив, что первоначальная мысль об учреждении старообрядческой архиерейской кафедры подана была лицом вовсе не причастным старообрядчеству, от которого даже всего меньше можно было ожидать чего-либо подобного. По их рассказам, в то самое время, как прибыла в Петербург московская депутация хлопотать о восстановлении правил 1822 года и когда, по их просьбе принять участие в этом деле, петербургский купец Громов явился за советом к графу Бенкендорфу, сей последний, объяснив Громову решительную невозможность достигнуть желаемой старообрядцами отмены недавних узаконений против беглопоповства и, вместе соболезнуя о горестном их положении, заметил Громову, что было бы гораздо легче ходатайствовать пред государем императором за старообрядческих священников, если бы старообрядцы брали их не от православной церкви, чем этой последней наносится оскорбление, которого император допустить никогда не решится, а имели бы для поставления священников где-нибудь своего собственного архиерея. Это замечание высокомощного покровителя Громов принял как мудрый совет, осуществлением которого и занялся с великим усердием: отсюда и начались, соблюдавшиеся сначала в глубокой тайне, совещания о приобретении епископа, а потом и хлопоты об учреждении старообрядческой архиерейской кафедры 96 . В том и другом повествовании есть своя не подлежащая сомнению доля правды. Взяв из них то, что есть в них несомненно достоверного, мы изложим возникновение и первоначальный ход дела об учреждении старообрядческой архиерейской кафедры в том виде и порядке, который, по тщательном соображении на основании доступных нам источников всех относящихся сюда обстоятельств, представляется наиболее согласным с действительностью. Нельзя допустить, чтобы мысль об учреждении ныне существующей у старообрядцев иерархии своим происхождением была обязана исключительно одному какому-либо лицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

В условный день священники А. Никольский , М. Морошкин и А. Гумилевский предстали пред митрополитом в архиерейском его доме, находящемся в Александро-Невском монастыре, были, по докладе, допущены пред лицо Владыки и высказали о желании духовенства выразить в адресе верноподданнические чувства Государю Императору, как выражают их общества крестьянские и городские и различные корпорации из сословий крестьянского, купеческого, мещанского и дворянского и представители различных вероисповеданий обществ (старообрядцев, магометан и т.д.). Митрополит весьма благосклонно принял сообщение о выраженном ему желании духовенства и, после нескольких минут беседы, изъявил, что с его стороны не только нет препятствий к тому, чтобы желающие участвовали в объясненном ему деле, но что он даст священникам столицы дозволение составить „частное собрание“. С благодарностью приняли изъявление Владыки представлявшиеся ему священники. С необыкновенной быстротой разнеслась по всему духовенству столицы весть о возможности для него составить собрание. А.Т. Никольский предложил свою квартиру для совещаний собраний. Указан был день, в который должно составиться собрание. Из 169-ти священников и протоиереев столицы успели прислать ко дню совещаний свое желание участвовать в подаче адреса 75-ть человек. В указанный для совещаний день собралось в квартиру о. Никольского около 80-ти человек – членов консистории, благочинных, протоиереев и священников; но в числе их не было более 10-ти священников, которые ранее этого дня, письменно, выразили свое желание на соучастие в составлении и подаче адреса, но не могли прибыть в квартиру Никольского на совещания, по надобностям церковной службы. После значительного собрания священников составлен был список явившихся; хозяин дома предложил собравшимся выбрать председателя; на предложение некоторых – избрать председателем самого о. Никольского, он, в качестве хозяина, просил своих гостей, чтобы они освободили его от всяких указаний его в кандидаты на председательское место. Произведена была баллотировка председателя. Им избран был М.Я. Морошкин. После избрания председателя, предложен был вниманию собравшихся проект адреса, составленный А.Т. Никольским. Начались совещания и предложения о поправках, изменениях, дополнениях и сокращениях. Совещания шли весьма мирно, спокойно, но тепло и торжественно. Чрез час или полтора выработан проект адреса в следующей редакции:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

На подготовительном этапе к созыву Ставропольского Собора было решено руководствоваться Уставом Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 годов, сформировать состав и структуру (президиум, совет Собора, особое епископское совещание, отделы, комиссии, канцелярию), регламент и порядок принятия решений по его образцу с поправкой лишь на масштабы ЮВРЦС. Положение о Юго-Восточном Соборе, включающее в себя всего семь пунктов с приложением по материальному обеспечению, было единственным документом, составленным в тех условиях 14 . ЮВРЦС усвоил себе и созданную Поместным Собором двойную структуру — общее собрание и архиерейское совещание. Правом решающего голоса на пленарных заседаниях обладали не только архиереи, но также священники и диаконы. Епископское совещание в течение суток рассматривало все постановления Собора и могло опротестовать любое из них. Если же постановления Собора не вызывали возражений совещания епископов, такое постановление считалось вступившим в силу. Предсоборная комиссия Юго-Восточного Собора апеллировала к практике Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 годов, что в полной мере проявилось и на пленарных заседаниях: во всех спорных случаях, возникающих в ходе принятия решений, спорящие стороны выясняли практику Всероссийского Поместного Собора. Дошедшие до наших дней документы ЮВРЦС содержат 89 упоминаний последнего. Большинство из них представляют собой ссылки на его практику, Устав или определения. На втором заседании Ставропольского Собора было одобрено обращение группы его членов к присутству­ющим членам Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 годов с просьбой сделать сообщения о его работе, что мотивировалось следующим образом: «Эти сообщения способствовали бы установлению внутренней связи между работой Юго-Восточного и Поместного Соборов» 15 . Труды не пропали зря Главное деяние Юго-Восточного Собора — учреждение высшей церковной власти — произошло согласно постановлению Всероссийского Поместного Собора об учреждении Высшего церковного управления. На Юге был создан подобный институт, пусть и временный. Особое внимание при этом обращалось на то, что его устройство «необходимо привести в строгое соответствие с конструкцией церковных учреждений, установленных Всероссийским Поместным Собором» 16 .

http://e-vestnik.ru/analytics/grazhdansk...

В Иваново-Вознесенской епархии прошли сборы кандидатов на катехизаторские должности 6 июля, 2010. Редакция " Правмира " С 1-го по 4-е июля в Иваново-Вознесенской и Кинешемской Епархии прошли Региональные сборы кандидатов на занятие новых приходских должностей педагогов-катехизаторов, организаторов молодежного служения, организаторов социальной работы, которые вводятся по решению Архиерейского Совещания 2010 года. С 1-го по 4-е июля в Иваново-Вознесенской и Кинешемской Епархии прошли Региональные сборы кандидатов на занятие новых приходских должностей педагогов-катехизаторов, организаторов молодежного служения, организаторов социальной работы, которые вводятся по решению Архиерейского Совещания 2010 года. 2 июля епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф совершил Божественную литургию в Петропавловском храме села Стрелка. Затем состоялись крестный ход и торжественное открытие  сборов. В торжествах приняли участие начальник Департамента внутренней политики Ивановской области Д.Н.Ковалевский, начальник Управления по работе с молодежью Департамента внутренней политики Ивановской области Д.А.Шишкин, глава Вичугского муниципального района В.К.Минников. Участники Региональных сборов изучили краткий практический курс «Миссия возможна».  Авторы и составители курса приехали из Москвы, чтобы поделиться накопленным за многие годы служения практическим опытом с организаторами и волонтерами приходского служения Иваново-Вознесенской и Кинешемской Епархии. Преподаватель кафедры теологии РГСУ и психологии РПУ, педагог-организатор отдела по делам молодежи РПЦ МП Владимир Стрелов и научный сотрудник миссионерского факультета ПСТГУ  Наталия Пономарева во время занятий особое внимание уделили практике совместной работы в группе, навыкам ведения дискуссии, проблеме выгорания и организации приходских евангельских чтений. Фото Анны Ольшанской Молебен перед началом сборов Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-ivanovo-voznesenskoj...

Об искажении православного учения о Церкви в деяниях представителей Константинопольского Патриархата говорится в одобренном Архиерейским Совещанием документе 20 июля 2023 г. 10:00 «Мы, архиереи Русской Православной Церкви, не можем обойти молчанием переживаемое ныне печальное разделение в православном мире, порожденное неправыми действиями Константинопольского Патриархата и новыми учениями, которые распространяются его Предстоятелем и официальными представителями. Почитаем долгом возвысить свой голос в защиту православного учения о Церкви, обращаясь как к нашей боголюбивой пастве, так и к собратьям-архипастырям православного мира», — отмечается в документе «Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей», который был одобрен членами Архиерейского Совещания, состоявшегося 19 июля 2023 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре . Участники совещания отметили, что за раскольническими деяниями константинопольских иерархов на Украине, разделившими православную мировую семью, стоят усиленно насаждаемые теми же иерархами новшества в учении о Церкви, направленные на разрушение существующих канонических устоев: «Новая концепция первенства Константинопольского Патриарха, представляемого в качестве земного главы Вселенской Церкви, усваивает ему права и привилегии, выходящие далеко за границы прав любого иного Предстоятеля Православной Поместной Церкви и нарушающие канонические права других Церквей». «Поскольку противоправные действия Константинополя продолжаются, а идеи, искажающие православное учение о Церкви, получают дальнейшее развитие, почитаем долгом напомнить нашей пастве об основных принципах, на которых в течение веков строилась православная экклезиология, и засвидетельствовать всей православной Полноте нашу верность этим непреложным принципам. Именно нарушение их Константинопольским Патриархом Варфоломеем стало причиной раскола в мировом Православии», — говорится в документе. В нем подробно рассмотрены следующие темы: «Претензии Константинопольского Патриарха на первенство власти над Вселенской Церковью», «Претензии Константинопольского Патриархата на роль высшей апелляционной инстанции во Вселенской Церкви», « " Восстановление в сане " раскольников, не имевших канонического рукоположения или утративших сан вследствие уклонения в раскол», «Претензии Константинопольского Патриархата на право принимать клириков без отпускных грамот», «Претензии Константинопольского Патриархата на исключительное право предоставления автокефалии», «Нарушение принципа равенства автокефальных Церквей Константинопольским Патриархатом», «Пересмотр Константинопольским Патриархатом в одностороннем порядке актов, имеющих правоустанавливающее значение», «Претензии Константинопольского Патриархата на исключительное право церковной юрисдикции в диаспоре».

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/6...

Но всему миру ведомо, что это исчадие ада старается лживой личиной благочестия только прикрывать свои злодеяния...». Так что, если в начале немецкая администрация Остланда и могла поверить Сергию-младшему, что Мос­ковская Патриархия является их потенциальным союзником в борьбе с советским режимом, то теперь «вещей истина» говорила им, что это не так. 22 сентября 1942 г. Патриарший Место­блюститель (и 12 других епископов) однозначно осудили епископов Прибалтики, возглавляемых митрополитом Сергием (Воскресенским) за их сотрудничество с врагом. Ситуации ещё более обострилась после того, как на состоявшемся в Москве (8 сентября 1943 г.) Архиерейском Собо­ре митрополит Сергий (Страгородский) был избран Патриархом Московским и всея Руси. «Немцы хотели, конечно, чтобы избрание Сергия в патриархи было объявлено недействи­тельным, но экзарх Сергий отказался выступить с таким заявлением» (38). Тогда немцы обрати­лись к Карловацкому Синоду (состоявшем из бежавших из Советской России архиереев, объявивших себя «Русской Православной Церковью Заграницей»), который с готовностью откликнулся, и на «Архиерейском совещании», состоявшемся 8–13 октября того же года в Вене, объявил избрание Патриарха недействительным. «Венское совещание и его постановления поставили митрополита Сергия в Прибалтике в очень сложное положение. Совещание явно было результатом политического решения нацистских верхов. Противодействовать ему значило противостоять немецкой высокой политике. И всё же митрополит Сергий реши­тельно осудил постановления Венского сове­щания в отношении митрополита Сергия (Страгородского) и его избрания патриархом. В неопубликованной беседе (или меморан­думе), найденной в не­мецких военных документах, митрополит Сергий (Воскресенс­кий) убеждал немцев, что необходимо приз­нать избрание патриар­ха и использовать его в антибольшевистской пропаганде: допущение патриарха, возрождение Церкви, мол, являются доказательством полного банкротства коммунизма и надо доказывать, что возрождение Церкви неизбежно приведёт к гибели коммунизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010