С возвращением резиденции Иерусалимского патриарха из Константинополя во св. град значение здешнего синода, повторим, возросло. Это и понятно. Живя вдали от своего патриаршего города, высший иерусалимский иерарх не мог входить в сношения со своим синодом и действовал как неограниченный властелин; а с возвращением во св. град патриарх неминуемо становился фактическим главой синода и вынужден был к совещанию с его членами, и права патриарха нашли ограничения. Укажем пример. Чувствуя усиливающееся значение синода, Иерусалимский патриарх Герасим (в 1893 г.) возымел намерение увеличить благоприятствующую ему партию этого священного учреждения. Он решил назначить архиерея в Тивериаду, где до сих пор не было еще такового. Но предложение Герасима открыть эту новую архиерейскую кафедру встретило оппозицию в синоде, потому что в указанном городе не существовало православного населения. Во главе несогласных стоял Епифаний, архиепископ Иорданский. Тем не менее патриарх захотел настоять на своем. Он воспользовался тем, что архиепископ Иорданский в начале января по обычаю уехал в свою безлюдную епархию — в Иерихон и на берега Иордана для богослужения в день Богоявления. Главный оппонент, таким образом, выбыл из Иерусалима и не мог препятствовать выбору. Оставалось так или иначе уговорить некоторых из числа прочих оппонентов, чтобы потом добиться требуемого большинства голосов в синоде. И это благополучно устроено. Одному из противоречащих предложению Герасима членов синода обещано было воспособление деньгами для начатой постройки дома, и строптивый член был приобретен. Другого, известного детской простотой, чемто припугнули — и он легко сдался. С третьим поступили еще проще: ему сказали, что большинство голосов за предложение будто бы образовалось, и он, не желая себе нажить врагов в лице большинства, обещал подать свой голос за предложение. Когда нашли, что голосов будет теперь совершенно достаточно для открытия новой архиерейской кафедры, поспешили с окончанием дела. Все это устроилось так прекрасно, " благодаря искусным действиям заправилы патриарших дел, секретаря синода, архимандрита Фотия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

Искренно признателен за присланную мне картину вида Вашего архиерейского дома. Когда-то Господь удостоит меня побывать в этом доме и помолиться Харьковской святыне Озерянской Божией Матери, лик которой я получил от Вашего Преосвященства в серебряном окладе; буду беречь его на память, как дорогой подарок. Меня, по доброму своему расположению, навещает часто Преосвященнейший Леонид; в одно из посещений Владыка читал мне Ваше письмо; Вы, и к нему писавши, не забыли отнестись сочувственно ко мне; душевно за все признателен». От 17-го июня обращался ко мне Товарищ Обер-Про- —157— 1875 г. курора Св. Синода Ю. В. Толстой 2659 с официальным отношением за 2062, следующего содержания: «Усматривая из доставленных сведений, что 85-летний отец покойного Преосвященного Нектария терпит крайнюю во всем нужду, по неполучению сыном его Василием Надеждиным имущества, завещанного ему покойным Преосвященным, имею честь обратиться к Вашему Преосвященству с покорнейшей просьбой, не изволите ли признать возможным сделать распоряжение к скорейшему окончанию означенного дела и о последующем почтить уведомлением». В ответ на это писал я от 28-го числа за 44: «На отношение Вашего Превосходительства от 17-го текущего июня за 2062, в коем изъяснено, что 85-летний отец покойного Преосвященного Харьковского Нектария терпит крайнюю во всем нужду, по неполучению сыном его Василием Надеждиным имущества, завещанного ему покойным Преосвященным, и коим требуется от меня сделать распоряжение к скорейшему окончанию означенного дела, с уведомлением о последующем, – долгом поставляю сообщить следующее: 1) Отец покойного Преосвященного Архиепископа Нектария, Архимандрит Феоктист, проживающий при Харьковском Архиерейском доме в числе братства, по ведомости о монашествующих сего дома за 1874 г., значится 80-ти, а не 85-ти лет. Он и теперь пользуется теми же самыми удобствами и преимуществами пред прочей братией, какими пользовался при покойном сыне, а именно: он занимает тоже самое, довольно просторное, помещение, какое занимал и прежде, к стеснению прочей братии; пользуется особым столом, который приготовляется на братской кухне по его личному вкусу; получает из братской кружки долю, одинаковую с двумя прочими Архимандритами, находящимися в соборных богослужениях, сам никогда не участвуя в этих богослужениях; и из этой кружки он получил в 1874 г. с января по сентябрь месяц, т. е. по время кончины Преосвященного Нектария, – 169 руб., а с сентября по декабрь – 182 р.; в на-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В адрес Святейшего Патриарха Пимена и тогдашнего митрополита Киевского, Патриаршего Экзарха Украины Филарета (Денисенко) стали поступать многочисленные послания от клириков из западно-украинских епархий с призывами даровать автокефалию Экзархату с.26]. Ответом на это стало предоставление Архиерейским Собором РПЦ 30-31 января 1990 года Украинскому и Белорусскому Экзархатам более широкой автономии и права именоваться Украинской и Белорусской Православными Церквами (УПЦ и БПЦ соответственно) Новое положение об Экзархатах давало им весьма значительную автономию в пределах Русской Православной Церкви, частью которой они продолжали оставаться. Экзархаты получили помимо нового наименования право иметь собственный Синод, которому принадлежала бы высшая судебная, законодательная и исполнительная церковная власть. Положенние подчеркивало, что Синоды Украинской и Белорусской Православных Церквей должны собираться не реже четырех раз в год, а функции их в пределах своих Экзархатов аналогичны функциям Священного Синода Русской Православной Церкви. Экзархам предписывалось возглавлять управление Экзархатами, созывать сессии Синодов, председательствовать на них и представлять Экзархаты в Священном Синоде Русской Церкви. Экзархаты получили также огромную финансовую самостоятельность, что было весьма важно в условиях, когда раскольники постоянно утверждали, что средства украинских приходов изымаются Москвой. По сути, Экзархаты становились автономными церквами в пределах Патриархата, о чем, кстати, свидетельствовало возношение имен Экзархов за богослужением во всех храмах Экзархатов Синод дал поручение председателю ОВЦС архиепископу (ныне митрополит) Смоленскому и Калининградскому Кириллу (Гундяеву) составить проект нового положения об Экзархатах 16 октября 1989 года. Однако, к январю 1990 года раскол уже приобрел настолько широкий размах, что, как отмечает Д. В. Поспеловский с.423], эта мера была уже весьма запоздалой и выглядела не более, чем вынужденной уступкой. «Дальнейшие события на Украине: рост количества приходов и епархий «автокефалистов», отмечает Поспеловский, особенно в наиболее националистических западных областях Украины, поддержка их «Рухом» в традиционно-православных районах страны все это показало запоздалость, недостаточность мер патриархии, а, может быть, в еще большей степени неудовлетворенность значительной части духовенства и мирян на Украине митрополитом Киевским Филаретом» с.423].

http://sedmitza.ru/lib/text/440061/

А[лексей] Г[ромов]. Д. 30. Л. 67а–67а об. Подлинник. Автограф. 2. 14 октября 1958 г. Ваше Преосвященство! Дорогой Архипастырь! В качестве настоятеля Владимирского Успенского собора считаю приятным долгом принести Вам большую благодарность за пожертвованный Вами в дар Успенскому собору Архиерейский Чиновник (переданный в книгохранилище собора Архиепископом Онисимом 14-го сего октября с занесением в опись соборного имущества). Прекрасный подарок всегда будет напоминать о славном праздновании 800-летия существования Успенского собора и об участии Вашего Преосвященства в торжественном богослужении 4 октября (21 сентября) по поводу сего. Настоятель Успенского кафедрального собора. Протоиерей Алексей Громов. 14 октября 1958 года. г. Владимир (на Клязьме) Д. 35. Л. 79. Подлинник. Автограф. 3. 9 ноября 1961 г. Ваше Преосвященство! Дорогой Владыка Афанасий! Спешу поделиться с Вами своею радостью: на днях я получил из Ленинградской Духовной Академии диплом, документ, удостоверяющий окончание мною курса духовной академии по первому разряду и присуждение мне за представленное курсовое сочинение ученой степени кандидата богословия. Таким образом, дело, начатое мною в 1915 году, пришло с помощью Божией к благополучному завершению и завет, данный Правлением Владимирской Духовной Семинарии, мною выполнен. Считаю приятным долгом принести сердечную благодарность в Вашем лице, дорогой Владыка, всем своим наставникам и воспитателям за пробуждение в моей душе тяги к высшему богословскому знанию и отличную подготовку к восприятию и усвоению богословских наук. Царство небесное усопшим отцам и братьям нашим! А Вам, Владыка, пошли, Господи, доброго здоровья, мужества и все возрастающей уверенности в получении венца праведности, который обещал Господь всем, возлюбившим явление Его ( 2Тим. 4, 8 ). С полным уважением и благодарностью Ваш ученик, Протоиерей Алексей Громов. 9 ноября 1961 г. г. Владимир обл[астной]. Д. 48. Л. 54. Подлинник. Автограф. 4. 5 января 1962 г. Ваше Преосвященство, дорогой владыка Афанасий!

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Демественное пение (демество) Демественный распев стоит в стороне от всех других древних русских распевов, потому что он не подчиняется системе осмогласия. Он применялся к тем богослужебным текстам, у которых не указывалось пение на какой-либо глас (тон). Применение к текстам с указанным гласом было возможно, но являлось исключением только для особенно торжественных случаев. Демественное пение упоминается с середины XV века, но, скорее всего, оно существовало и гораздо раньше. Демественный распев, как и путевой, имеет свою собственную безлинейную систему знаков (невмов). Название распева произошло от слова доместик — руководитель певческого коллектива. Демественное пение могло исполняться и монодически, и многоголосно на четыре голоса (особенно в XVII и XVIII веках). Так же, как и путевое пение , оно малоисследовано. В первом издании синодальных певческих книг в печатном виде (1772 год) приведено очень мало демественных мелодий, а те, которые есть, относятся только к архиерейскому богослужению. У Ивана Алексеевича есть только три гармонизации демественного распева – «Милость мира…» на Литургии св. ап. Иакова и два женских трио для архиерейского служения: «Святый Боже…» и «Ис полла эти деспота…» На этом основные группы древних распевов, использованных Гарднером для своих гармонизаций, заканчиваются. Есть ещё несколько распевов, которые являются разновидностью уже указанных и поэтому нами рассматриваться здесь не будут. Музыкальные произведения (гармонизации и сочинения) И. А. Гарднера для Литургии апостола Иакова В заключение обзора музыкальных произведений И. А. Гарднера необходимо сказать ещё об одной группе песнопений — это цикл произведений, написанных Иваном Алексеевичем специально для Литургии апостола Иакова, перевод которой с греческого языка на церковнославянский он сделал самостоятельно (первое издание — 1937 г., журнал «Святая земля»). Все они написаны в период с 13 июля 1965 по 15 января 1966 года. Два из них — это оригинальные сочинения: «Да молчит всякая плоть…» и «Дух Святый найдет на тя…». Остальные шесть — авторские обработки и гармонизации различных распевов: «Возлюблю Тя, Господи…», «Дух Святый найдет на тя…», «Милость мира…», «Смерть Твою, Господи, возвещаем…», «Ослаби, остави…», «Един Свят, Един Господ…», «Благословен грядый…» Все произведения предназначены для исполнения смешанным хором и объединены родственными тональностями и музыкальной фактурой.

http://bogoslov.ru/article/6173170

Темы «Церковь и культура» и «Церковь и экономика в условиях глобализации» обсудят во второй день работы пленума Межсоборного Присутствия 30 января, 2015. Новостная служба На повестке дня стоит обсуждение двух тем. 30 января. ПРАВМИР. 30 января 2015 года в Зале церковных соборов Храма Христа под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла начался второй день работы пленума Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви. На повестке дня стоит обсуждение двух тем «Церковь и культура» и «Церковь и экономика в условиях глобализации», — сообщает Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Межсоборное Присутствие — это действующий в периоды между проведением Поместных и Архиерейских Соборов совещательный орган Московского Патриархата, в задачи которого входит подготовка решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви. К компетенции Межсоборного Присутствия относятся вопросы богословия, церковного управления, церковного права, богослужения, пастырства, миссии, духовного образования, религиозного просвещения, диаконии, взаимоотношений Церкви и общества, Церкви и государства, Церкви и иных конфессий и религий. Повестку дня Межсоборного Присутствия определяет Поместный или Архиерейский Собор, Священный Синод, Патриарх Московский и всея Руси. В настоящее время в состав Межсоборного Присутствия входит 159 клириков и 34 мирянина. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 29 января, 2015 31 января, 2017 25 января, 2017 23 января, 2017 17 января, 2017 16 апреля, 2016 12 февраля, 2015 6 февраля, 2015 2 февраля, 2015 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/temyi-tserkov-i-kultur...

Архив Пн В связи с открытием Архиерейского Собора празднование Татьяниного дня в домовом храме МГУ состоится на день раньше 20 января 2009 г. 15:37 Праздничное богослужение в день памяти святой мученицы Татианы, который также считается днем российского студенчества, в домовом храме МГУ впервые будет перенесено с 25 на 24 января в связи с проведением Архиерейского и Поместного Соборов Русской Православной Церкви, сообщил РИА «Новости» настоятель храма, протоиерей Максим Козлов . Архиерейский Собор, который изберет кандидатов на Патриарший престол, пройдет 25-26 января, а 27 января откроется Поместный Собор, на котором будет избран новый Патриарх Московский и всея Руси. «В связи с тем, что 25 января открывается Архиерейский Собор, который должен перейти в Поместный для избрания нового Предстоятеля, то, по благословению митрополита Ювеналия , который управляет приходами Москвы, и по просьбе ректора Московского университета, праздничное главное богослужение перенесено на утро 24 числа. В 9.00 его (богослужение) возглавит ректор Московской духовной академии, архиепископ Верейский Евгений. На этом богослужении будет по традиции присутствовать ректор МГУ Виктор Садовничий, члены ректората, деканы», сказал настоятель храма. По его словам, перенос даты уникальное явление, которое вряд ли когда-либо может повториться. «Решение связано, с одной стороны, с проведением Собора, а с другой стороны, с пониманием важности дня мученицы Татианы для университета и для российского студенчества, и чтобы он не оказался в тени этого события», — отметил отец Максим. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/533859.htm...

  ЖУРНАЛ 5 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о неофициальном визите в Русскую Православную Церковь Предстоятеля Православной Церкви в Америке, Блаженнейшего Архиепископа Вашингтонского, Митрополита всей Америки и Канады Ионы. Справка: С 14 по 22 января 2011 года Русскую Православную Церковь посетил Блаженнейший Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады Иона. В поездке Его Блаженство сопровождали епископ Питтсбургский и Западно-Пенсильванский Мелхиседек и инок Григорий (Стивенс). 19 января, в праздник Богоявления, Предстоятелями Русской Православной Церкви и Православной Церкви в Америке была совершена Божественная литургия в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове. В тот же день состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Блаженнейшего Митрополита Ионы. В ходе визита Блаженнейший Митрополит Иона совершил богослужения в Серафимо-Дивеевском женском монастыре, московских храмах в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке и святой великомученицы Екатерины на Всполье (подворье Православной Церкви в Америке); посетил Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, Данилов монастырь в Москве, Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и Московскую духовную академию. Состоялось также посещение Его Блаженством Тверской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: Выразить удовлетворение в связи с состоявшимся визитом Предстоятеля Православной Церкви в Америке.   ЖУРНАЛ 6 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о проведении в городе Москве с 2 по 4 февраля сего года Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: Предложить на утверждение Архиерейского Собора:   ЖУРНАЛ 7 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о составе Президиума предстоящего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-4 февраля 2011 г.). Справка: Согласно пункту 7 главы III Устава Русской Православной Церкви «Президиумом Архиерейского Собора является Священный Синод». ПОСТАНОВИЛИ: Принимая во внимание важность участия в руководстве работой Архиерейского Собора предстоятелей различных частей Московского Патриархата, имея в виду, что предстоятели Японской Православной Церкви и Эстонской Православной Церкви уведомили Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о невозможности для них принять участие в заседаниях Архиерейского Собора по состоянию здоровья,

http://patriarchia.ru/db/text/1397101.ht...

Памяти Блаженнейшего митрополита Киевского Владимира 5 июля 2014 г. 18:22 Торжества в Калининграде по случаю 60-летия со дня рождения митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла 20 ноября 2006 г. Всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе в канун дня памяти святителя Николая 18 декабря 2006 г. Встреча Святейшего Патриарха Алексия с митрополитом Киевским Владимиром и мэром Киева 20 декабря 2006 г. Заседание Священного Синода Русской Православной Церкви 23 июня 2008 г. Совместное богослужение Предстоятелей Поместных Православных Церквей на Фанаре 13 октября 2008 г. Отпевание Святейшего Патриарха Алексия в Храме Христа Спасителя 9 декабря 2008 г. Лития по новопреставленному Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II перед началом заседания Священного Синода 10 декабря 2008 г. Заседание Священного Синода Русской Православной Церкви 10 декабря 2008 г. Открытие Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 25 января 2009 г. Голосование членов Архиерейского Собора по кандидатурам на Патриарший Престол 25 января 2009 г. Открытие Поместного Собора Русской Православной Церкви 27 января 2009 г. Открытие Поместного Собора Русской Православной Церкви 27 января 2009 г. Избрание митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на Патриарший Престол 27 января 2009 г. Интронизация Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 1 февраля 2009 г. Всенощное бдение в Почаевской лавре 4 августа 2009 г. Всенощное бдение в Почаевской лавре 4 августа 2009 г. Молебен в Киево-Печерской лавре 25 февраля 2010 г. Божественная литургия в Успенской Киево-Печерской лавре в День Крещения Руси 28 июля 2010 г. Божественная литургия в Успенской Киево-Печерской лавре в День Крещения Руси 28 июля 2010 г. Торжественный акт, посвященный 75-летию Блаженнейшего митрополита Киевского Владимира 22 ноября 2010 г. Божественная литургия в Киево-Печерской лавре в день 75-летия Блаженнейшего митрополита Владимира 23 ноября 2010 г. Посещение зоны отчуждения Чернобыльской АЭС 26 апреля 2011 г. Божественная литургия в Киево-Печерской лавре 27 апреля 2011 г. Посещение Киево-Печерской лавры 26 июля 2011 г. Молебен у памятника Крестителю Руси на Владимирской горке в Киеве 27 июля 2011 г. Божественная литургия в Киево-Печерской лавре в День Крещения Руси 28 июля 2011 г. Принесение Креста святого апостола Андрея Первозванного в Киево-Печерскую лавру 26 июля 2013 г. Принесение Креста святого апостола Андрея Первозванного в Киево-Печерскую лавру 26 июля 2013 г. Молебен на Владимирской горке в Киеве по случаю празднования 1025-летия Крещения Руси 27 июля 2013 г. Совместное служение Предстоятелей и иерархов Поместных Православных Церквей в Киево-Печерской лавре в день памяти святого равноапостольного князя Владимира 28 июля 2013 г. Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3682828.ht...

Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 23 января 2009 года Москва, 23 января 2009 г. Фото mospat.ru 23 января в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре Москвы открылось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Заседание Священного Синода, которое проходит под председательством Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, посвящено предстоящим Архиерейскому и Поместному Соборам и избранию нового Патриарха Московского и всея Руси. Перед началом заседания члены Священного Синода совершили молитву о новопреставленном Святейшем Патриархе Алексии. Панихиду в крестовом храме резиденции, освященном во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, совершил Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Открывая заседание, Местоблюститель Патриаршего престола сообщил, что вчера состоялось последнее заседание Предсоборной комиссии, на котором рассматривались вопросы проведения Архиерейского и Поместного Соборов, которые состоятся 25-26 января и 27-29 января 2009 года. На сегодняшнем заседании членам Синода предстоит утвердить решения Комиссии. Патриархия.ru   ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 23 января 2009 года   ЖУРНАЛ 1 В заседании Священного Синода под председательством Местоблюстителя Патриаршего Престола ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: о составе рабочих органов Архиерейского и Поместного Соборов. ПОСТАНОВИЛИ: Одобрить состав секретариата, а также мандатной, счетной и редакционной комиссий Архиерейского и Поместного Соборов и представить его на рассмотрение Соборов.   ЖУРНАЛ 2 В заседании Священного Синода под председательством Местоблюстителя Патриаршего Престола СЛУШАЛИ: Сообщение Местоблюстителя Патриаршего Престола, Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви, о предложении Комиссии относительно формы молитвенного поминовения на богослужениях новоизбранного 16-го Патриарха Московского и всея Руси в период со времени избрания его на Поместном соборе до патриаршей интронизации 1 февраля 2009 года.

http://pravoslavie.ru/29029.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010