Особенности в порядке др. священнодействий при участии в них архиерея. Уставное А. б. требует участия большого числа клириков: протодиакона, неск. пресвитеров и диаконов, иподиаконов — два подают архиерею дикирий и трикирий (они же обычно постилают для архиерея орлецы ) , двум (или четырем) вручаются рипиды, один (т. н. книгодержец) держит перед архиереем богослужебные книги, один (т. н. посошник) носит архиерейский жезл, одному (при совершении службы правящим архиереем в своей епархии) вручается примикирий   — выносная свеча; за Патриаршими богослужениями еще один иподиакон держит во время богослужения выносной Патриарший крест. За совр. греч. А. б., как правило, функции иподиаконов исполняют диаконы. Архиерей облачается особенным образом, что символизирует полноту почивающей на нем благодати. Одно из древнейших свидетельств облачения архиерея в одежды, отличающиеся от одежд проч. клириков, содержится в «Апостольских постановлениях» (VIII 12. 4). В вост. традиции главным знаком отличия епископа от пресвитеров служит омофор, упоминаемый как обычное архиерейское облачение уже преп.  Исидором Пелусиотом (1я пол. V b.) ( Κορκουλα. Σ. 63–65). Вплоть до XI–XII вв. омофор был единственным знаком отличия архиереев и надевался поверх полного священнического облачения, но со временем к архиерейским облачениям добавились и др., так что с XVIII в. полный комплект архиерейских облачений в правосл. традиции включает архиерейский камисий (т. н. подсаккосник), епитрахиль, пояс, поручи, палицу, саккос (может заменяться фелонью), 2 омофора (большой и малый, из коих 1й надевается во время процессий, 2й — во время собственно тайнодействий), панагию (архиерей за богослужением также носит крест и вторую панагию, если он награжден ею), митру; как архипастырь архиерей имеет архипастырский жезл (в рус. традиции украшается сулком; в поздней греч. практике сулком украшают свои жезлы предстоятели Поместных Церквей; в РПЦ Патриарх, как правило, служит с особым жезлом без сулка); как монах архиерей облачается также в монашеские одежды, из них богослужебное значение имеют архиерейская мантия, клобук или куколь, у Патриарха — второй параман (Дмитриевский. Ставленник. С. 265—329). В греч. практике дикирий и трикирий украшаются лентами и эмблемой с вышитыми на ней символом Христа и буквами альфа и омега. См. в ст. «Облачения церковные».

http://azbyka.ru/arhierejskoe-bogosluzhe...

26 июля 1916 года, во вторник, в Духовную Семинарию прибыл Преосвященный Андроник. Во время прощального молебна двумя длинными рядами от амвона встало пермское духовенство – те, кто пришел проститься с отцом Пименом. Читали приветственный прощальный адрес. Владыка Андроник вручил отцу Пимену от имени преподавателей Семинарии и почитателей-мирян архиерейский жезл, а от Братства трезвости – книгу «Чиновник архиерейского богослужения». Друг за другом выходили разные люди, чтобы добавить еще и еще к уже сказанным теплым словам. Прибыла делегация от железнодорожных мастерских. Рабочие, смущаясь своего косноязычия, неловко жестикулируя, с неподдельной искренностью благодарили отца Пимена за посещения и беседы. Выступил Преосвященный Андроник и в речи своей отразил благотворную деятельность отца Пимена, простиравшуюся далеко за пределы Духовной Семинарии, не входившую в круг его прямых обязанностей. Этот сдержанный, взыскательный к себе и другим архипастырь сказал тогда, что хотел видеть не кого другого, а именно отца Пимена в числе своих ближайших сотрудников в Чердынском и Соликамском уездах в архиерейском сане, чего, однако, не судил Господь. Та единственная епископская панагия, которую мы видим на груди владыки Пимена на всех фотографиях, была подарена ему Преосвященным Андроником во время прощания Панагия была дорога епископу Андронику по воспоминаниям: он получил ее в первые дни своего архиерейства в Новгороде. Передавая дар, он произнес: «Да сопутствует отцу Пимену Святая Божия Матерь, образ Знамения Коей изображен на этой панагии и под покровом Которой воспитался отец Пимен». Любовь владыки Андроника к отцу Пимену выразилась в том факте, что уже после назначения последнего на новое послушание Преосвященный представил его к награждению орденом Святого Владимира: «Бывший ректор Пермской Духовной Семинарии архимандрит Пимен, с отменным плодотворным усердием проходя в течение почти двух лет должность ректора, вместе с тем с высоким усердием относился и ко всем духовным требованиям, вызванным обстоятельствами переживаемого военного времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

2.1.5. Награждение клириков производится правящим епархиальным архиереем либо, по его благословению, викарным архиереем. 2.1.6. Богослужебно-иерархические награды определяют иерархическое место священнослужителя при соборном богослужении. При наличии одинаковых наград преимущество принадлежит старшему по хиротонии. 2.2. Богослужебно-иерархические награды епископов 2.2.1. Возведение в сан архиепископа и возведение в сан митрополита определяются местом служения. Митрополит – это архиепископ главного города митрополии и митрополит области. Архиепископ – епархиальный архиерей города и области, не входящих в митрополию. Сана архиепископа и сана митрополита могут быть удостоены архиереи, несущие особо ответственные общецерковные послушания. 2.2.2. При возведении в сан архиепископа архиерей удостаивается права ношения креста на клобуке, а при возведении в сан митрополита – права ношения белого клобука с крестом и мантии голубого цвета. 2.2.3. Право ношения второй панагии принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины. 2.2.4. Право ношения второй панагии принадлежит в пределах их канонических уделов главам Японской Автономной Церкви, Самоуправляемых Православной Церкви в Молдове, Латвийской Православной Церкви, Эстонской Православной Церкви, Белорусского Экзархата, Митрополичьего округа в Республике Казахстан, Среднеазиатского митрополичьего округа, а также председателю Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви. 2.2.5. Правом ношения второй панагии в пределах своего канонического удела может быть за особые заслуги удостоен митрополит. 2.2.6. Право преднесения креста за богослужениями принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины (в пределах Украинской Православной Церкви). 2.2.7. Права преднесения креста за богослужениями могут быть удостоены в качестве высшей иерархической награды, в пределах своих уделов, митрополиты, обладающие правом ношения двух панагий. 2.3. Богослужебно-иерархические награды пресвитеров

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

Диакон поверх стихаря на левое плечо надевает длинную полосу из цветной материи с изображениями креста. Орарь укрепляется петлей на пуговице, пришитой к левому плечу стихаря. В некоторые моменты богослужения диакон опоясывается орарем, помещая его концы крестообразно на груди. В таком виде орарь всегда надевают иподиаконы. Двойной орарь является наградой для диаконов. Священник поверх подризника надевает без которой он не совершает ни одно священнодействие. Епитрахили обычно изготавливают из парчи. Верхней ризой священника является одежда в виде древнего плаща. Русская фелонь в передней части имеет большой вырез, чтобы у священника оставались свободными руки для совершения священнодействий. На спинке фелони в верхней части нашит крест, под ним — восьмиконечная звезда. Епитрахиль, поручи и фелонь составляют малое священническое облачение, в котором совершаются вечерня, утреня и ряд других служб. При совершении Божественной литургии священник надевает полное облачение: подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь. Богослужебный пояс представляет собой полосу материи, завязывающуюся сзади лентами, с крестом посередине. Священник может быть награжден правом ношения набедренника и палицы. Набедренник представляет собой прямоугольный, а палица ромбовидный плат на ленте. Полное архиерейское облачение включает в себя те же ризы, что и священническое: подризник (подсаккосник), епитрахиль, пояс, палицу (для епископов она служит не наградой, а обязательным элементом облачения), поручи, саккос и Омофор является древним элементом архиерейского облачения и представляет собой широкую длинную полосу материи с изображением крестов. Омофоры бывают дух видов — большой и малый. Большой омофор надевается на плечи епископа так, что огибает оба плеча и одним своим концом спускается с левого плеча спереди, а другим — с этого же плеча сзади. Он используется во время крестных ходов и в начальной части Божественной литургии, до малого входа и Трисвятого включительно. Во время чтений Священного Писания епископ снимает омофор, а на протяжении остальной части литургии в наиболее важные ее моменты надевает уже малый омофор.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

Каждая из степеней иерархии, имея в себе дар низшей степени, носит и соответствующую ему одежду. Священные одежды диакона – стихарь, орарь, поручи и пояс. Стихарь (прямая длинная одежда до пят) символизирует чистую и непорочную жизнь и происходящую от нее благодать Божию. Орарь (от греч. глагола «оро» – «смотрю, стерегу, наблюдаю», и от лат. слов «орариум» – «полотенце, лентион», и «ора» – «молитва») – лента, висящая на левом плече диакона, символизирующая ангельские крылья, ибо этот церковный чин исполняет ангельское служение и поднятием конца ораря призывает всех христиан к общей молитве с Ангелами. Поручи, или нарукавники, напоминают о том, что через руки священнослужителя действует Сам Бог. Они также символизируют те наручники, которые были на руках господа перед казнью. Особые облачения священника – это епитрахиль, фелонь, поручи и пояс. Награжденные священники носят также набедренник (или палицу), камилавку и митру. Первой из одежд священника является епитрахиль («нашейник»), сдвоенный орарь, он означает двойную благодать священства и символизирует собой веревку, на которой вели Христа на смерть. Без епитрахили нельзя совершить никакой службы. Вторая одежда священника – пояс, знак укрепляющей силы Господа, сокрушающей врага. Набедренник (плат на бедре священника) – меч духовный. Это облачение является наградой за заслуги священника. Такое же значение имеет архиерейская палица. Фелонь (плащ без рукавов) знаменует ту багряницу, которую надели на Христа римские воины. Это облачение надевается на самые торжественные богослужения. Особые одежды епископа – омофор, саккос, митра, палица, панагия и посох. Саккос (евр. – «рубище») – особая одежда, подобная стихарю. Символизм его тождествен фелони. До XVII-ro века почти все епископы, кроме патриархов, носили фелони. Омофор (особая широкая лента, носимая на плечах) означает ту заблудившуюся овцу, которую добрый Пастырь взял на плечи и принес к Отцу ( Лк. 15, 4–7 ). Митра (особая корона) символизирует золотые венцы небесных старцев и напоминает о терновом венце распятого Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Обнаруживая в храме невежество, грубость, бестактность, равнодушие к проблемам современного мира, люди уходят из Церкви, идут в другие места искать ответа на свои вопросы. Чувство недоумения и грусти вызывает внешний вид некоторых молодых священнослужителей, одетых в яркие спортивные куртки, из-под которых виднеется подрясник, на голове у которых спортивные шапочки, а на ногах спортивная обувь. Если бы не подрясник, то подобного человека трудно было бы принять за священнослужителя. На первом нашем епархиальном собрании в гостинице " Санкт-Петербург " я обращал внимание на благообразный внешний вид, но, вероятно, многими не был услышан. Даже на архиерейских богослужениях нередко видны непроглаженные рясы и подрясники, нечищенная обувь, не говоря уже о прическах - это либо коротко остриженные волосы, либо, наоборот, длинные, перевязанные цветными ленточками или резиночками. Все большее распространение получают разноцветные камилавки. В дореволюционное время существовали камилавки лишь двух цветов: черного - для монашествующих и фиолетового - для белого духовенства. Этой старой практики нужно придерживаться нынешнему духовенству, тем более, что возможность приобретения фиолетовых камилавок сейчас есть в магазине " Софрино " . Часто встречаются у священнослужителей нетрадиционные наперсные кресты, начиная от мощевиков. Напоминаю вам, что крест-мощевик может носить только клирик, награжденный крестом с украшениями. Поведение некоторых священнослужителей в алтаре оставляет желать лучшего. Во многих приходах священнослужители своим неблагоговейным, поведением подают плохой пример младшим церковнослужителям, алтарникам, среди которых бывают дети. Многие позволяют себе во время богослужения беседовать в алтаре по мобильному телефону. Во многих храмах наблюдается отсутствие элементарного порядка во Святая Святых, где не должно быть ничего лишнего. Интерьеры ряда действующих храмов, в том числе и не закрывающихся, напоминают складские помещения со множеством икон, занавесок, случайных предметов. Алтарь должен быть местом возвышенным не только по своему расположению, но и по содержанию.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=188...

24 февраля 1820г. Св. Синод решил «определяемым к миссиям нашим в иностранных государствах священнослужителям из монашествующаго и белаго духовенства» дозволять, «по введенному издавна обыкновению 42 . на время пребывания их в сем служении, носить наружный наперсныйкрест для приличия по их сану и для отличия в одеянии от жидов там, где оные в большом числе живут». Кресты были золотые и выдавались из кабинета Его Величества, но под условием, чтобы получавший такой крест прослужил за границею семь лет, в противном случае он отбирался у награжденного и передавался его преемнику, а по истечении семи лет «за усердную и без порочную службу означенный крест обращается ему в награждение и оставляется у него навсегда и по возвращении его в Россию» 43 . С 1881 года наперсными крестами награждает Св. Синод и уже не золотыми, а лишь вызолоченными. С 1896 года наперсные серебряные кресты сделались принадлежностью всякого священника и возлагаются при рукоположениях. Скуфья, по примеру греческой церкви, была принята и нашим духовенством, как головное украшение в храмах при богослужении и вне храма в обычное время, и притом не только священников, но и диаконов. Скуфьями обыкновенно прикрывали гуменцо, выстригаемое при посвящениях. Свидетельства об употреблении скуфьи русским духовенством, начиная с XVI столетия, собраны весьма тщательно К. Невоструевым в его статьях «о скуфье и камилавке» 51 . Большой московский собор1667 года на вопрос: «подобает ли священником и диаконом, по нашему древнему обычаю, носити скуфии, или ни»? дал такой категорический ответ: «Ей подобает: зане священническая и диаконская главы есть освящена от святыя трапезы и чрез архиерейския руки во хиротонии. И сего ради подобает всегда покровенней главе быти чести ради священства, кроме церковнаго священнослужения. Понеже в наших странах священники и диаконы носят различныя священническия шапки и никогда ея с главы не снимают, кроме егда служат сами священную литургию. И аще здешния поповския и диаконския скуфии не согласуются с шапками священников и диаконов нашея страны, обаче же есть некоторое знамение священническое, и того ради подобает священником и диаконом носети тую же скуфию по древнему обычаю здешния страны, да имут на главе некоторое священническое знамение и различие от прочих людей...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В новый патриарший период число митрофорных протоиереев значительно умножилось. До сер. XX в. производство в сан архимандрита не сопровождалось дарованием права ношения митры, что было тогда более высокой наградой, чем сан архимандрита. Через 5 лет после награждения митрой митрофорным протоиереям и архимандритам может быть предоставлено право служения Божественной литургии до Херувимской песни с отверстыми царскими вратами. По прошествии еще 5 лет они могут быть удостоены права служения с отверстыми царскими вратами до «Отче наш». За особые заслуги и в связи с особо ответственной должностью архимандриты награждаются правом ношения креста на митре. Такого отличия удостаивается по должности начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме, который по обычаю имеет право пользоваться этой привилегией только до тех пор, пока он находится на должности и лишь в храмах духовной миссии. Исключительно высокой наградой является право ношения патриаршего креста, к-рое жалуется священникам за выдающиеся заслуги, независимо от выслуги лет и предшествующих наград. Клирики, удостоенные этой награды и призванные впосл. к архиерейскому служению, могут носить патриарший крест за богослужением вместо обычного креста с украшениями. Высшей наградой для священника из белого духовенства является возведение его в сан протопресвитера. В прошлом этот сан был сопряжен с занятием особенно важных должностей, таких как протопресвитер армии и флота (начальник военного и дворцового духовенства), настоятель первенствующего в Русской Церкви собора (Успенского в Кремле, позже Богоявленского в Елохове). Действующее ныне «Положение о наградах Русской Православной Церкви» не связывает сан протопресвитера с той или иной церковной должностью. Некоторые из употреблявшихся ранее наград были впосл. упразднены: награждение правом ношения скуфьи, к-рое следовало за дарованием права ношения набедренника; дарование права ношения двух крестов с украшениями - эта награда следовала за предоставлением права совершения литургии с отверстыми царскими вратами до «Отче наш».

http://pravenc.ru/text/2564592.html

47. Деятельность Епархиальных управлений, как и иных епархиальных учреждений, регламентируется Положениями (Уставами), утвержденными Синодом, и архиерейскими распоряжениями. 48. Каждое Епархиальное управление должно иметь канцелярию, бухгалтерию, архив и потребное количество иных отделов, обеспечивающих миссионерскую, издательскую, социально-благотворительную, воспитательно-образовательную, реставрационно-строительную, хозяйственную и прочие виды епархиальной деятельности. 49. Секретарь Епархиального управления несет ответственность за делопроизводство епархии и в пределах, определяемых епархиальным архиереем, помогает ему в управлении епархией и в руководстве епархиальным управлением. 5. Благочиния 50. Епархия разделяется на благочиннические округа во главе с благочинными, назначаемыми Епархиальным архиереем. 51. Границы благочиний и их наименования определяются Епархиальным советом. 52. В обязанности благочинного входит: а) забота о чистоте православной веры и достойном церковно-нравственном воспитании верующих, б) наблюдение за правильным и регулярным отправлением богослужений, за благолепием и благочинием в храмах, за состоянием церковной проповеди, в) забота об исполнении постановлений и указаний епархиальной власти, г) попечение о своевременном поступлении в епархию приходских взносов, д) преподание советов священнослужителям как относительно выполнения ими своих обязанностей, так и относительно их личной жизни, е) устранение недоразумений между духовенством, а также между духовенством и мирянами без формального судопроизводства и с докладом о наиболее значительных инцидентах правящему архиерею, ж) предварительное расследование церковных правонарушений по указанию епархиального архиерея, з) ходатайство перед архиереем о награждении заслуживающих поощрения клириков и мирян, и) внесение предложений правящему архиерею по заполнению вакантных должностей священников, диаконов, псаломщиков и регентов, к) забота об удовлетворении религиозных потребностей верующих в приходах, временно не имеющих священнослужителей,

http://sedmitza.ru/lib/text/429415/

Нам обоим легко было служить вместе. Никогда не приходилось сговариваться о службе. Все было раз навсегда налажено и не могло нарушаться. Мне было тяжело в дни праздников и в Воскресенья, когда это все нарушалось нерегулярностью, опаздываниями певчих, лишней суетней прислужников, сборами в церкви… О. Сергий редко проповедывал. Немного не понимая его отношения к богослужению, мы с А. В. часто просили его сказать слово. Как трудно было его подвигнуть на это. Он, как бы не понимая нас, высылал всегда сослужащего на проповедь. Но зато, если он сам решался говорить (а говорил он всегда в одной позе, держа одну руку в другой на поясе), это было для меня праздником торжества Православия. Я не забуду никогда его слова на отпевании здесь его матушки… Такая налаженность богослужения иногда неизбежно нарушалась чем-либо непредвиденным. О. Сергий как-то наивно боялся повторения одного и того же. Каждую страстную пятницу он неизменно спрашивал, не перевернет ли Алеша воду с цветами у плащаницы; о. Димитрий, пока был диаконом, получал предостережение каждую службу не задеть лампаду свечей — это ему однажды удалось сделать; перед Пасхой спрашивал он, достаточно ли высоко подвешено традиционное яйцо (в этом году его, кажется, не было) под лампадой перед Царскими Вратами — кто-то из служащих задел его. Когда стараниями Александры Сергеевны наш храм украшался, о. Сергий сиял, радовался, как радуется ребенок обновке. Мне приходилось часто бывать свидетелем общения о. Сергия с людьми разного положения и в разные моменты. Помню как бородатые мальчики, его полтавские кадеты, подносили ему адрес по случаю награждения о. Сергия митрой. Они хитро дождались конца ими же заказанного молебна и тогда прочли свой свиток: о. Сергий сказал свое характерное «О! А мне ее, может, и не дадут и носить ее не буду. Зачем она мне?» Все же он потом носил митру и притом архиерейскую — вл. Сергия, после того, как он увенчал о. Сергия собственной митрой. Это была обязательная к приятию награда любви. Был и такой случай: какой-то из исчезнувшего сословия стрелков, надумавший неприглядный способ обобрать о. Сергия, пришел к нему исповедываться, простоял службу и ушел прихватив с беспризорного свечного столика какие-то франки. Я сказал о. Сергию об этом. Он очень огорчился. Через два дня пришло письмо в неуклюжих стихах в честь Введенской церкви и с подписью. О. Сергий дал мне прочесть его и радостно сказал: «Это он кается, он даже подписался».

http://bogoslov.ru/article/6174418

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010