Она была простой крестьянкой, однако я позволю себе сказать кое-что о ее «неграмотности»: по приезде из деревни в райцентр (город Камен-ка-Белинская) какое-то время мы жили при школе, где работал мой отец. Как-то он срочно понадобился директору. Телефоны тогда были редкостью, поэтому директор лично пожаловал в наше жилище. Дав указания отцу, он повернулся к выходу. Стена с входной дверью вся была увешана иконами, среди которых особо выделялся Господень Крест. Прославленный директор, награжденный орденом Ленина, увидев иконы, просто оторопел (шел 1937 год, объявленный безбожным). Оправившись от шока, он повернулся к отцу и строго спросил: «что это?» Отец молчал. Мама же размеренным шагом с достоинством прошла мимо директора и, встав между стеной с иконами и директором, сказала: «Сергей Иванович (так его звали), вы что, забыли? Это — иконы и крест!» Произнесла это она столь убедительно, с таким достоинством, которого дотоле я в ней не замечал. После этих слов директор выскочил из квартиры как ошпаренный. Учитывая страшные атеистические годы, я поступок мамы расцениваю ныне как исповедничество. Потому и говорю, что формирование моей личности обходилось не без ее участия. Однако решающую роль сыграла мама в одну из наших поездок в Пензу, что фактически изменило всю мою дальнейшую судьбу. Было это на Пасхальной седмице 1944 года. В Пензе, войдя в храм, мы были поражены неожиданностью — там служил архиерей епископ Кирилл (Поспелов) 51 . Облачен он был в изумительный саккос, который был повторением патриаршего 50  саккоса — красного бархата, с золотом. Никогда не видел я ничего подобного. Потому молился я тогда не на иконостас и иконы, а на архиерея. Это-то и не ускользнуло от мамы. Епископ Кирилл обычай имел после службы всех до единого благословлять. Мама со мною подошла к архиерею под благословение и вдруг спросила: «Владыка! А не нужен ли вам мальчик?» (явное свидетельство ее знакомства с архиерейской службой). «Мальчики-то мне очень нужны, — сказал архиерей,— вот только не знаю, имею ли я право на то, чтобы они прислуживали мне на богослужении. Я узнаю и тогда скажу». Жили мы за восемьдесят километров от Пензы, посему наш следующий приезд в храм пришелся то ли на Преполовение Пятидесятницы, то ли еще на какой-то другой праздник, помню только, что было это еще на пасхальных днях. Подходим к архиерею; увидев нас, он говорит: «Где ж вы были? Я так вас искал!» Тут все и решилось. Владыка сразу же взял меня к себе келейником и назначил первым иподиаконом (чистая катастрофа!). что понимал я в богослужении, придя «от сохи»?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Устав об управлении Русской Православной Церкви , принятый Поместным Собором РПЦ 1988 г., не ввел значительных изменений в порядок управления благочинническими округами. На Б. устав возложил обязанность не реже 1 раза в год посещать все приходы своего округа (VII 58) и предоставил ему право проводить заседания приходского собрания по указанию архиерея, по просьбе настоятеля, а также приходского собрания и приходского совета (VII 59). По благословению архиерея Б. мог созывать священников своего округа на братские совещания (VII 60). В соответствии с ныне действующим Уставом Русской Православной Церкви , принятым Архиерейским Юбилейным Собором 2000 г. , епархия разделяется на благочиннические округа во главе с Б., назначаемыми правящим архиереем (X 5. 50). Их границы и наименования определяются епархиальным советом (X 5. 51). В обязанности Б. входит забота о чистоте правосл. веры и достойном церковно-нравственном воспитании верующих (X 5. 52а), наблюдение за отправлением богослужений, за благолепием и благочинием в храмах, за состоянием церковной проповеди (52б), «забота об исполнении постановлений и указаний епархиальной власти» (52в), «попечение о своевременном поступлении в епархию приходских взносов» (52г), «преподание советов священнослужителям как относительно выполнения ими своих обязанностей, так и относительно их личной жизни» (52д), устранение недоразумений между клириками, а также между духовенством и мирянами «без формального судопроизводства и с докладом о наиболее значительных инцидентах правящему архиерею» (52е), предварительное расследование церковных правонарушений по указанию архиерея (52ж), ходатайство перед архиереем о награждении клириков и мирян (52з), внесение предложений архиерею по замещению вакантных должностей в округе (52и), забота о религ. окормлении верующих в приходах, временно не имеющих священнослужителей (52к), «наблюдение за строительством и ремонтом церковных зданий в пределах благочиния» (52л), забота о наличии при храмах всего необходимого для совершения богослужений и нормального приходского делопроизводства (52м), «исполнение иных возлагаемых на него архиереем обязанностей» (52н). В сравнении с прежним уставом в круг обязанностей Б. уже не входит предоставление клирикам отпусков.

http://pravenc.ru/text/149349.html

Она была простой крестьянкой, однако я позволю себе сказать кое-что о ее «неграмотности»: по приезде из деревни в райцентр (город Каменка-Белинская) какое-то время мы жили при школе, где работал мой отец. Как-то он срочно понадобился директору. Телефоны тогда были редкостью, поэтому директор лично пожаловал в наше жилище. Дав указания отцу, он повернулся к выходу. Стена с входной дверью вся была увешана иконами, среди которых особо выделялся Господень Крест. Прославленный директор, награжденный орденом Ленина, увидев иконы, просто оторопел (шел 1937 год, объявленный безбожным). Оправившись от шока, он повернулся к отцу и строго спросил: «Что это?» Отец молчал. Мама же размеренным шагом с достоинством прошла мимо директора и, встав между стеной с иконами и директором, сказала: «Сергей Иванович (так его звали), вы что, забыли? Это – иконы и крест!» Произнесла это она столь убедительно, с таким достоинством, которого дотоле я в ней не замечал. После этих слов директор выскочил из квартиры как ошпаренный. Учитывая страшные атеистические годы, я поступок мамы расцениваю ныне как исповедничество. Потому и говорю, что формирование моей личности обходилось не без ее участия. Однако решающую роль сыграла мама в одну из наших поездок в Пензу, что фактически изменило всю мою дальнейшую судьбу. Было это на Пасхальной седмице 1944 года. В Пензе, войдя в храм, мы были поражены неожиданностью – там служил архиерей епископ Кирилл (Поспелов) 51 . Облачен он был в изумительный саккос, который был повторением патриаршего саккоса – красного бархата, с золотом. Никогда не видел я ничего подобного. Потому молился я тогда не на иконостас и иконы, а на архиерея. Это-то и не ускользнуло от мамы. Епископ Кирилл обычай имел после службы всех до единого благословлять. Мама со мною подошла к архиерею под благословение и вдруг спросила: «Владыка! А не нужен ли вам мальчик?» (Явное свидетельство ее знакомства с архиерейской службой.) «Мальчики-то мне очень нужны,– сказал архиерей,– вот только не знаю, имею ли я право на то, чтобы они прислуживали мне на богослужении. Я узнаю и тогда скажу». Жили мы за восемьдесят километров от Пензы, посему наш следующий приезд в храм пришелся то ли на Преполовение Пятидесятницы, то ли еще на какой-то другой праздник, помню только, что было это еще на пасхальных днях. Подходим к архиерею; увидев нас, он говорит: «Где ж вы были? Я так вас искал!» Тут все и решилось. Владыка сразу же взял меня к себе келейником и назначил первым иподиаконом (чистая катастрофа!). Что понимал я в богослужении, придя «от сохи»?

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вследствие отношения вашего сиятельства, от 6 сего февраля за 843, долгом поставляю сообщить, что следующие Римские монастыри, по обнаружившимся в них неблагонамеренным действиям на воссоединённую паству Литовской епархии, оказались до сих пор более против других вредными: 1) в городе Белостоке винкентинский; 2) Белостокской же области в Рожаностоке доминиканский; 3) в городе Слониме доминиканский; 4) в Слониме же каноников-латеранских; 5) в Слониме же бернардинский; 6) в городе Лиде пиарский; 7) в городе Новогрудке доминиканский; 8) Волковыского уезда в местечке Лыскове винкентинский; 9) Ошмянского уезда в Воложине бернардинский; 10) того же уезда, в Ивьи бернардинский же; 11) того же уезда, в Бенице бернардинский же; 12) в городе Ошмяне доминиканский. Сверх того вредны ещё: 13) в городе Вильно винкентинский, по имеющейся в нём типографии и миссионерской семинарии; 14) в Вильно же кармелитов босых, по соседству оного с обоими тамошними Православными монастырями и по состоящей в их ведении Русской Остробрамской иконе Божией Матери, и 15) не вдали от Вильно в Верках доминиканский, Кальварией называемый, будет вреден в том случае, если именьице Тринополь обращено будет на загородный архиерейский дом, так как на землях Тринопольских расположены каплицы, принадлежащие помянутым доминиканцам. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 10 февраля за 186, с ходатайством о назначении камилавок высшим духовным сановникам Литовской епархии, получившим уже высшие награды По бывшему Греко-униатскому ведомству духовные не были награждаемы ни скуфьями, ни камилавками, отчего последовало, что отличий сих не имеют все высшие духовные чиновники Литовской епархии, получившее уже из кабинета Его Императорского Величества золотые наперсные кресты и даже ордена. От сего происходит, что в собраниях и в богослужении многие духовные являются в камилавках и скуфьях, тогда как служащие вместе с ними высшие сановники бывают с открытыми головами. Таковая несообразность возбуждает обыкновенно между народом и духовенством толки, или обидные для высших духовных, или уничтожающие получивших награждение камилавками и скуфьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Необычайно приветливый, благожелательный, он был самым драгоценным и желанным гостем всюду, где ни появлялся – на экзаменах, разных собраниях, актах торжественных, в домах граждан тамбовских, по случаю, например, праздников приходских и т.п. Любитель церковной торжественности, так сказать, эстетик в священнослужениях, он обставил свои архиерейские богослужения с давно уже невиданной дотоле в Тамбове красотою. Он обновил, можно сказать, всю обстановку церковную: обновил хор, избрал нового, именно громогласного протодиакона, нашел новых теноров иподиаконов и т.д. я положительно упивался красотою его священнослужений и, помню, послал в уездный свой городок восторженное письмо своему отцу, заочно знакомя его с новым архиереем, «красивым, ласковым, веселым» и т.д. Еще более преосвященный Палладий оживил своим появлением тамбовское духовенство. Со всех концов многолюдной Тамбовской епархии потянулись к Тамбову массы духовных лиц, пред тем долго и безнадежно чаявших движения разнообразнейших дел по своим нуждам и просьбам. Многие, заматеревшие во днях своих, служащие лица духовного мира, в роде благочинных, устаревших диаконов и т.п., скоро были заменены новыми, и притом все без обиды старикам, а – или с повышением, или с каким-либо награждением. Постоянно живой, энергичный владыка ездил по разным краям своей обширной Тамбовской епархии, проникал и в самые глухие захолустья, где дотоле никогда не бывала нога архиерейская. Везде он непосредственно сближался с духовенством, делал окружные с собрания, вел долгие беседы, сам лично заходил в жилища священников, знакомился с семейным их бытом и обстановкой. Словом, новая, бодрая и светлая жизни закипела в дотоле пригнетенном и как бы заброшенном, забытом тамбовском духовенстве. Не забыл новый владыка и с такой надеждой и любовью взиравшую на него Тамбовскую семинарию. Нередко появлялся он в ней, обязательно принося с собой для всех семинаров истинный праздник и светлое оживление. Чем больше стеснялся при его появлении преподаватель или отвечающий в классе ученик, тем с большим радушием он заговаривал с ним, заговаривал иногда о чем-нибудь совсем постороннем, тем давая человеку возможность оправиться, ободриться. Каждый визит его в класс оканчивался всегда благодарностями и ученикам, что несказанно поднимало в последних энергию, и учителю, даже учителю иногда и слабому – очевидно, с целью возвысить, поддержать авторитет его перед учениками. В нужных и сколько-нибудь важных случаях преосвященнейший бывал и строг, даже далек от потворства. Как сейчас помню, например, такой случай: на уроке церковной истории, преподаватель, теперь давно уже сошедший со сцены, позволил себе не серьезно, полуиронически отозваться о предании, что святой апостол Андрей был на горах киевских; так, как внушительно и сильно бывший тут преосвященный укорил учителя за несерьезное отношение к делу! С какой энергией восстал он на принципиальную защиту вообще благочестивых преданий, раз они безусловно не опровергнуты историческим изучением!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Carevs...

Свой священнический путь он начинает в 1921 году после смерти жены. Через два года Валентин Феликсович принимает монашеский постриг с именем Луки в честь святого апостола и евангелиста. И в этот же год он был возведен в епископский сан, после чего спустя десять дней был арестован. С небольшими перерывами святитель Лука провел в тюрьмах, лагерях и ссылках около десяти лет. Всегда и везде в самых невыносимых условиях он оставался верен своему долгу священнослужителя, врача и ученого - нести любовь и милосердие всякому страдающему человеку. Тюремные мытарства закончились в годы Великой Отечественной, когда святитель Лука был востребован как выдающийся врач-хирург для работы в военных госпиталях города Красноярска. Подвижническая жизнь святого Луки Войно-Ясенецкого была высоко отмечена государством и церковью. В декабре 1945 года за помощь Родине архиепископ Лука был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В начале 1946 года постановлением СНК СССР с формулировкой «За научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии» (закончено в 1943 году) и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов» (опубликовано в 1944 году) " профессору Войно-Ясенецкому была присуждена Сталинская премия первой степени. Послевоенные годы по преимуществу были посвящены архипастырскому служению на Крымской земле. Но и они были непростыми в обстановке официального атеизма. Последние три года жизни архиепископу Луке пришлось преодолевать и тяжелый телесный недуг. Он полностью ослеп. Но и в таком состоянии он продолжал управлять Симферопольской епархией и иногда принимать больных, поражая местных врачей безошибочными диагнозами. 30 мая 1948 года на торжественном богослужении по случаю 25-летия своего архиерейского служения архиепископ Лука проповедовал на тему «Наука и религия», где сослался на Коперника, Пастера, Павлова и других верующих ученых и добавил от себя: «Наука без религии — небо без солнца. А наука, облаченная светом, — это вдохновенная мысль, пронизывающая ярким светом тьму этого мира».

http://ruskline.ru/special_opinion/vladi...

Епархиальное собрание постановило: «Да дарует Милосердный Господь терпение и крепость верным чадам Украинской Православной Церкви в постигших гонениях и испытаниях», — говорится в итоговом документе Епархиального собрания. В завершение мероприятия состоялось награждение клириков Ханты-Мансийской епархии Патриаршими и епархиальными наградами в связи с юбилейными датами. 25 декабря в Оренбургской епархии под председательством митрополита Оренбургского и Саракташского Вениамина прошло ежегодное итоговое Епархиальное собрание, в котором приняли участие руководители епархиальных отделов, благочинные, настоятели храмов и монастырей, председатели приходских советов, духовенство и монашествующие Оренбургской епархии. Митрополит Вениамин выступил на собрании с докладом, в котором огласил основные статистические данные по епархии за прошедший год, а также коснулся различных аспектов епархиальной жизни. В частности, архиерей отметил положительную динамику в выборе модуля ОПК в общеобразовательных учреждениях епархии, а также поблагодарил священнослужителей за активность в проведении миссионерских богослужений в населенных пунктах, где пока нет постоянных приходов. Владыка Вениамин также озвучил план работ епархиальных отделов и комиссий на 2019 год. В завершение собрания митрополит Вениамин предложил принять постановление в поддержку позиции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и решения Священного Синода о прекращении евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом, грубо вмешивающимся во внутренние дела канонической Украинской Православной Церкви. Участники собрания единогласно поддержали предложение архиерея, а также выразили желание направить Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу поздравительный адрес по случаю предстоящей юбилейной даты — 10-летия восшествия Его Святейшества на кафедру Московских первосвятителей и выразить Предстоятелю Русской Православной Церкви благодарность за усердное и мудрое архипастырское попечение об Оренбургской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/5330249.ht...

14 декабря 1931 года отец Николай был осужден на 3 года исправительно-трудовых лагерей. Отбывал наказание на строительстве Беломоро-Балтийского канала на Севере. В лагере работал на сплаве леса. Условия работы и жизни были очень тяжелые. Многие заключенные не выдерживали и погибали на стройке от холода и плохого питания. В лагере отец Николай тяжело болел цингой. Жена с дочерьми дважды приезжали к нему на стройку на свидания. Канал был построен досрочно и многих заключенных отпустили. После освобождения из лагеря отец Николай проживал в Пензе и некоторое время работал сторожем в хлебном магазине на углу улиц Чкалова и Калинина. Жил на съемной квартире по улице Чкалова, в доме 22 (номер квартиры - 7) у Лидии Карловны Фельдман. В Пензе поддерживал отношения с иеромонахами Нектарием (Немчиновым) и Феофаном (Бычковым). 20-21 января 1934 годав его квартире был произведен обыск и обнаружены церковные вещи: «железные вериги для подвижников, железный крест, дароносица, 2 серебряных креста, три подрясника, пара поручей, 5 антиминсов, разрешительные молитвы, деревянная шкатулка, 1 бутылка с церковным маслом, 1 бутылка с настойкой (святая вода)». После обыска священника арестовали в третий раз, но вскоре освободили за недостаточностью улик. В 1934 году он участвовал в архиерейском богослужении в Митрофановском храме Пензы, был награжден камилавкой и направлен для служения в село Чаадаевку Городищенского района. Арестован в четвертый раз вместе с женой после обыска в октябре 1936 года. Обвинялся в принадлежности к контрреволюционной организации, возглавляемой епископом Феодором (Смирновым). 14 января 1937 года освобожден в связи с тем, что в процессе следствия его контрреволюционная деятельность не подтвердилась . С апреля 1937 года отец Николай вновь служил в одной из церквей села Наровчат Пензенской области. 5 декабря того же года арестован в пятый раз по обвинению в антисоветской агитации и заключен в Пензенскую тюрьму. Перед арестом успел сделать единственную семейную фотографию и отправить жену и дочерей на грузовой машине в Пензу к родным. Содержался в Пензенской тюрьме. Жена регулярно носила ему передачи, но однажды, без объяснения причины, ей сказали, чтобы она больше не приходила. О судьбе отца дочери узнали только в 1990 году, когда Мария Николаевна уже скончалась. Дочери получили справку на свой запрос из УКГБ по городу Пензе, в которой указывается, что их отец расстрелян.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/m...

«Но коснувшись этого вопроса, мы не можем умолчать о полученных нами сведениях о том, что будто бы в Москве всюду на церковных дверях расклеено обращение Вселенского Патриарха Григория VII к Патриарху Тихону, в котором первый предлагает последнему временно сложить свою власть для успокоения страстей, имея в виду то обстоятельство, что самое патриаршество возродилось в России в столь смутное и ненормальное время. Мы не верим, чтобы это обращение исходило от Вселенского Патриарха, и думаем, что оно спровоцировано евдокимовцами или политическим отделением большевиков, покорными слугами которого являются евдокимовцы. Далее в статье речь идет о призыве Афинского митрополита Хрисостома признать советскую власть. В одном из предыдущих номеров журнала нами были сообщены газетные сведения о том, что Афинский Митрополит Блаженнейший Хрисостом «поставил условием русскому духовенству в Афинах признание советского «синода», без чего не считает возможным разрешить ему церковные службы». Ныне исп. об. настоятеля русской православной церкви в Афинах протоиерей Сергий Снегирев сообщает нам, что вышеуказанная заметка совершенно не соответствует ни истине, ни действительному положению дела. Во время совершения Митрополитом Афинским литургии в русской Афинской церкви Митрополит поминал наряду с Восточными Патриархами и нашего Свят. Патриарха Тихона. Никаких условий о признании «синода», возглавляемого Евдокимом, никогда не ставил и совершения богослужений и треб не запрещал. Мы с большим удовольствием помещаем это сообщение протоиерея Снегирева, но не можем не выразить сожаления, что Афинская Митрополия до сих пор не опровергла печатно опровергаемые названным протоиереем сведения, позаимствованные нами из многих газет. Точно так же Вселенская Патриархия очень успокоила бы паству Свят. Патриарха Тихона и православный мир, если бы она печатно, как всегда она поступала в подобных случаях, опровергла облетевшие весь мир сведения о намерении ее вмешаться в русские церковные дела. В первых строках 2122 опубликовано краткое Распоряжение Св. Патриарха Тихона о награждении архиепископа Литовского и Виленского Елевферия «бриллиантовым крестом на клобуке за верное (подчеркнуто Патриархом) служение».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В новейший период у нас большинство архимандритов не являются уже ни настоятелями, ни наместниками монастырей. Сейчас это уже не должность, а только сан, или титул. Причиной этой метаморфозы в употреблении термина «архимандрит» может считаться как универсальная тенденция к превращению наименований и государственных и церковных должностей в почетные отличия, ранги или титулы, так и особенности церковной жизни у нас в эпоху гонений, когда монастыри были повсеместно закрыты, а потом возобновлены в незначительном числе, так что в некоторых из них оказалось по нескольку архимандритов. Из того обстоятельства, что в синодальную эпоху кандидатами на архиерейские кафедры были исключительно архимандриты, у нас сложился обычай в тех случаях, когда во епископы избирается не архимандрит, возводить его прежде епископской хиротонии в сан архимандрита. Право возводить в архимандриты в синодальную эпоху принадлежало Св. Синоду, в настоящее время оно принадлежит Святейшему Патриарху, в Украинской Православной Церкви – ее предстоятелю митрополиту Киевскому. В Русской Православной Церкви в настоящее время во всех случаях возведение в сан архимандрита сопровождается награждением правом совершать богослужение в митре. Поэтому по старшинству архимандриты стоят на одной ступени с митрофорными протоиереями, если они не являются настоятелями или наместниками монастырей, принадлежностью каковых, помимо митры, является также и посох. Настоятелей менее значительных монастырей именовали в древности игуменами (γουμενος). В России по монастырским штатам 1764 г. звание игумена принадлежало настоятелям третьеклассных монастырей. Настоятельницы женских монастырей именуются игумениями; на Востоке сохранилось также наименование архимандрита. Ныне у нас, как правило, игумены, подобно архимандритам, не являются ни настоятелями, ни даже наместниками монастырей. В настоящее время это не должность, а сан, или титул, приравниваемый к протоиерейскому. Пока архимандриты и игумены были настоятелями монастырей, их права были одинаковы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010