Судя по этому указу, положение воспитанников семинарий и духовных училищ, которые были взяты еще и в архиерейский хор, было нелегким: на них сверх учебных налагались еще и певческие обязанности. А эти обязанности, как вообще обязанности постоянного церковного хора, и притом хора в кафедральном соборе, требуют большой работы. Коме обязательных служб, такие хоры приглашались по найму (что составляло некоторый добавочный доход хору) на частные службы: отпевания, венчания, частные панихиды и частные торжественные молебны. Это все кроме обязательных воскресных служб, двунадесятых праздников и памятей великих святых, Великого поста (среду и пяток, и еще на первой седьмице – суббота), Страстная седьмица (начиная с литургии Великого Четвертка – по две службы в день), пасхальная седьмица. В общем, хор должен был по обязанности петь (вечером и утром) богослужения – не менее 100 двойных богослужений в год, причем нужно учесть на всенощной постоянно меняющиеся гласовые песнопения вечерни и утрени, которые нужно было каждый раз на репетиции пропевать. К тому же предъявляемые архиерейскому хору технические требования, вынуждающие делать репетиции и – несмотря на запрещение концертов – обязательно подготовить к каждому большому празднику соответствующий концерт 673 . Так будущие священники и диаконы, еще будучи в семинарии, участвуя в архиерейском хоре, привыкали и к репертуару, и к стилю, господствовавшему в хоровом церковном пении, «дозволенному» и «предписанному» капеллой и, по ее представлению, Синодом. Окончив семинарию, поступив на места или продолжая обучение в академии, у них уже не было времени переучивать свой вкус, а науки о русском церковном пении еще тогда не существовало. Со временем иные из этих бывших семинаристов, ставши сами архиереями, продолжали вести ставшую им давно, еще со школьной скамьи, привычную стилистическую линию. Вполне естественно, что многие регенты, прошедшие регентское обучение в капелле и привыкшие к упрощенному или сокращенному придворному уставу богослужений, к культивируемому в капелле стилю Бортнянского и Львова, ставши во главе архиерейских хоров, тяготели к упрощенному и сокращенному богослужебному порядку, принятому в капелле, которому следовали в Петербурге вообще. Тем более, что такие сокращения содержались в Обиходе капеллы, которому эти регенты были обязаны неуклонно следовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вынужденные переселенцы тепло поблагодарили владыку за встречу, и за концерт — архиерейский хор. Люди были очень тронуты приемом, который им оказали нижегородцы, искренне благодарили за внимание и заботу. Нижний Новгород, по словам жителей Донбасса — очень красивый город, и замечательно, что поблизости от пункта временного размещения находится много храмов, где можно помолиться о здравии родных и близких, оставшихся на родине. Люди переживают о мужьях и сыновьях, которые сейчас защищают родную землю, и сами надеются поскорее вернуться домой. В зале присутствовали в основном женщины и дети, много бабушек с внуками. Их родные остались на Донбассе: мужчины защищать свою Родину, женщины — работать на объектах жизнеобеспечения. У Светланы Остапенко в Донецке остались муж, сын с женой и годовалый внук. Женщина очень переживает за них, и первое, что она сделала, прибыв в Нижний Новгород, — отправилась в храм, чтобы помолиться за своих близких. «Сегодняшняя встреча — это большая радость для всех нас, — признается Светлана. — Такая духовная поддержка очень важна. Хор удивительный, пели так, что до слез. Предложение владыки о поездке в Дивеево — для нас большое утешение. Я там никогда не была, но читала об этом святом месте. Очень хотелось бы самой его увидеть, помолиться. Спасибо большое всем за заботу». Напомним, в Нижегородской области располагаются шесть пунктов временного размещения вынужденных переселенцев из Донбасса, где проживает 1000 человек, половина из которых дети. 23 февраля все пункты посетили священнослужители Нижегородской епархии. Они встретились с вынужденными переселенцами, выслушали их просьбы и пожелания. Уже 24 февраля во всех пунктах будут совершены молебны. В ближайшие выходные дни планируется организация выездов вынужденных переселенцев в храмы Нижегородской епархии на Божественные литургии. Тех, кто по состоянию здоровья не может поехать на богослужения, священники готовы исповедовать и причастить по месту проживания. 22 февраля в Нижегородской епархии был создан оперативный штаб, призванный координировать работу по оказанию помощи вынужденным переселенцам из Донбасса. В тот же день в архиерейской резиденции при Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий провел совещание оперативного штаба, на котором поручил обеспечить возможность вынужденным переселенцам посещать богослужения в нижегородских храмах и совершать паломнические поездки по святым местам Нижнего Новгорода, Дивеева

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Из трехнедельного путешествия по новой мне вверенной епархии, я вынес отрадное впечатление. Простой народ везде, особенно там, где давно не было архиерейского посещения, встречал меня с необыкновенным усердием. Все церкви, какие я посещал по пути, переполнены были народом, жаждавшим принять Архиерейское благословение, не говоря уже о тех, где довелось мне совершать богослужения. Ничего подобного я не встречал в Полоцкой епархии, при поездках для обозрения церквей. С искренним также усердием и радушием встречали и принимали меня помещики, которых здесь еще очень довольно. Сельское духовенство здешнее не бедствует. Земли, какими оно владеет, большей частью доброкачественные. Народ также нигде не жаловался мне на свою скудость: поистине благословенный край! От духовенства я слышал общие одобрительные отзывы о крайнем усердии прихожан к храмам Божиим. – И церкви, как городские, так и сельские, большей частью, содержатся в приличном виде, а некоторые даже очень благолепны. После путешествия своего, правду сказать, довольно утомительного, я наслаждаюсь теперь приятным отдохновением в загородной даче, отстоящей от городского моего дома в получасе езды». —113— 1875 г. 25-го ч. скончалась в Муроме теща моя, вдова соборного священника Прасковья Степановна Царевская, о чем я был извещен телеграммой. 26-го числа относился ко мне Начальник губернии Князь Д. Н. Крапоткин с официальным письмом следующего содержания: «Ваше Преосвященство, Милостивый Архипастырь! 29-го сего апреля в 10 часов утра имеет быть мною открыта Харьковская Городская Дума нового состава на четырехлетие с 1875 по 1879 год. Сообщая об этом, имею честь покорнейше просить Ваше Преосвященство не отказать отслужить в этот день в Кафедральном Соборе божественную литургию и, по приведении гласных Думы к присяге, молебствие о здравии и долгоденствии Государя Императора». Исполнение этого требования возложено было мною на Преосвященного Викария. 27-го ч. писал я в Москву Графине А.Г. Толстой: «По желанию Вашего Сиятельства, переданному мне Натальей Петровной (Киреевской), я писал в минувшем марте к Преосвященному Феогносту, Епископу Каменец-Подольскому, и просил его принять меры к разысканию могилы Вашей родительницы, Княгини Варвары Николаевны.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Диакон составляет третью степень священства. Как учитель, он может проповедовать Слово Божие в церкви с разрешения местного священника; может также учить Закону Божию на домах и в училищах. Как правительственное лицо, он есть только исполнитель воли и распоряжений священника. Как священнодействователь, диакон служит при совершении таинств, возносит молитвы верующих при общественной службе, наблюдает за благочинием в церкви, хранит священные сосуды и приготовляет их для Богослужения. Одежду диакона составляют стихарь, орарь и поручи. В диаконском сане состоят: архидиакон, лицо, состоящее при Патриархе и служащее ему как при Богослужении, так и в делах внешнего управления церковноо; протодиакон–главный диакон при кафедральном соборе или Архиерее; иеродиакон–диакон в монашеском чине; поддъякон или вернее, иподиакон, лицо, прислуживающее архиерею в служениях. Кроме лиц, принадлежащих к трем степеням священного сана, в церковном причте находятся другие, низшие лица, которые чрез молитву и возложение рук архиерейских получили право надевать стихарь и прислуживать священнику. Они обыкновенно называются: дьячек (с греч. языка, низший служитель) и пономарь (по мнению некоторых сокращенное из слова Парамонарь, состоящий при церкви или священнике). Они обязаны читать и петь на клиросе, подавать кадило, носить и зажигать свечи и–заведовать церковною утварью, кроме той, которая существенно устроена для таинств. 4. О священных вещах К священным вещам принадлежат: священные одежды, богослужебные книги, иконы, священные сосуды с прочею церковною утварью и некоторые вещества (припасы), нужные для таинств и священных молитвословий. 1. О священных одеждах Священные одежды бывают двоякого рода: в одни облачаются священнодействующие, другими покрываются священные вещи. Первого рода священные одежды суть следующие: Стихарь – одежда, общая всем священно- и церковнослужителям. В древности она была или белая, в означение духовной чистоты лиц священных, или полосатая, в воспоминание язв Христовых. На священнике и епископе стихарь называется подризником. Название стихаря объясняют от стихов из Библии , в древности вышиваемых на стихарях.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По дороге в Петропавловск я посетил во Владивостоке архиепископа Евсевия. Владыка еще раз внимательно прочел Устав Братства, а в ближайшее воскресенье после торжественного архиерейского богослужения во владивостокском кафедральном соборе был избран Совет Братства во главе с почетным председателем – архиепископом Евсевием. Меня же, как основателя, избрали пожизненным основателем и учредителем Камчатского братства. Отовсюду, в том числе от многих знатных лиц, подписавшихся в свое время под проектом Устава, я получил приветственные телеграммы с пожеланиями успеха в моей дальнейшей пастырско-миссионерской деятельности. Прибыло также пространное приветствие от обер-прокурора Святейшего Синода Лукьянова. Прошел еще год в трудах на ниве Христовой, проводимых мной по-прежнему во всех уголках Камчатского края. Зимой на нартах и на лыжах я пробирался в глубь Камчатского полуострова, а летом путешествовал на пароходе вдоль морского побережья. И вот опять пришло время ехать в Петербург за получением покровителя Братства, о чем мне напомнил Владыка Евсевий, давший свое архипастырское благословение на далекий путь. Теперь у меня был выданный министром путей сообщения Рухловым бесплатный проезд в первом классе по всем железным дорогам Российской Империи. По прибытии в столицу я опять остановился в Александро-Невской лавре, после чего явился к митрополиту Антонию и от него узнал, что обер-прокурор Святейшего Синода Лукьянов находится в отставке. Вместо него на этот пост назначен В. К. Саблер. Владыка Антоний посоветовал мне побывать у него в Святейшем Синоде или на квартире. Жил Саблер на Екатерингофском проспекте, на втором этаже огромного дома. Рано утром я подымался по устланной коврами лестнице. Навстречу мне спускался какой-то пожилой господин с приятным лицом и седой бородой. Он был в расшитом золотом мундире, с лентой через плечо, звездами, орденами и в парадной треуголке. – Вы к кому? – с вопросительным взглядом обратился он ко мне вежливо. – К обер-прокурору Святейшего Синода, – ответил я.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

синод подлинниками. 4) В случае каких-либо препятствий и затруднений доносить об оных св. синоду. Вместе с сим, предписать самому архиепископу Венедикту непременно и без малейшего замедления выполнить все требования командируемого по изложенным делам и с ним же донести о том св. синоду». 261 В этом указе заключались и программа действий для ревизора, и выговор и угроза для Венедикта, и боязнь синода, чтобы Венедикт не сделал какой-либо отчаянной выходки. Ревизором назначен был Антоний, ректор киевской семинарии, человек тонкий, хитрый, самостоятельный и твердый. Венедикт принял Антония не очень мягко и любезно; но он повел дело так ловко, что преосвященный исполнил почти все предписания синода, за исключением только двух, именно: 1) касательно вновь строящейся каменной церкви Олонецкого уезда в Верховском погосте и 2) возвращения в капитал Александровской церкви билета Сохранной казны в 1250 руб. асс., несмотря на то, что он в это время был очень нездоров, так что с ним делались припадки даже во время отправления богослужений. Так, 22-го июля, как рапортовал секретарь олонецкой консистории, случилось следующее происшествие с Венедиктом во время отправления им богослужения в кафедральном соборе: по освящении св. Даров, он упал на руки сослужащих с ним и потом спущен был на пол в полном архиерейском облачении и оставался в беспамятстве до прибытия медиков около 25-ти минут. Священнодействие докончил и положенный на этот день царский молебен совершил уже Антоний – ревизор. 262 Что же касается исполнения высочайшего повеления о неблагонадежных чиновниках, то Венедикт рапортовал и об этом синоду, но объяснил причину своей медленности поэтому делу чрезвычайно темно и уклончиво; впрочем, из этого рапорта можно было видеть, что он недоволен своей консисторией. «Возвратясь на епархию, писал он, в мае месяце 1847 г. и озабочиваясь тем, что около пяти минувших не имел я к служащим в консистории чиновникам личных по службе отношений, ниже непосредственных с ними занятий делами, поручал я для безошибочности своей рассмотреть это присутствием епархиальной консистории и дать мне отзыв свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В авг. 1923 г., после прибытия в Благовещенск обновленческого «епископа» Даниила Громовенко, в городской газете появилась заметка об увольнении Е. на покой решением обновленческого Высшего церковного управления. В ответ Е. составил письмо епархиальному совету, в к-ром заявил, что «распоряжения ВЦУ для меня никакого канонического значения не имеют, ибо я к «Живой Церкви» не принадлежу и ВЦУ, как самочинную организацию, пытающуюся захватить в свои руки церковную власть, не признаю... Святейший Патриарх Тихон с момента освобождения Советской Властью является единственным каноническим законным управителем Церкви Российской, власти которого я по долгу пастырскому подчиняюсь и призываю к этому подчинению вверенную моему духовному водительству Благовещенскую паству и пастырей». 13 авг. Е. был вызван на допрос в Амурский губотдел ГПУ, где сообщил, что возглашение за богослужением имени Предстоятеля Церкви происходит согласно церковным канонам и не представляет «какие-либо политические тенденции». В тот же день губотделом ГПУ было начато следствие по факту «использования религиозных предрассудков и малокультурности части населения в целях оказания хотя бы пассивного сопротивления распоряжениям власти путем публичного моления о бывшем патриархе». Одновременно Е. был привлечен к суду за якобы нарушение им трудовых прав служащих архиерейской дачи. В ночь с 29 на 30 авг., сразу после всенощной службы в Благовещенском кафедральном соборе, Е. был арестован. Арест архиерея вызвал выступления прихожан. 30 авг. они собрались около здания ОГПУ, 2 сент.- у здания губ. суда, требуя встречи с губ. прокурором. Людей разогнали, поливая водой из пожарной машины, в городе были проведены новые аресты. Неск. арестованных иереев проходили впосл. по делу Е. Прихожане продолжали оказывать Е. поддержку. По улицам города ежедневно ездила повозка с надписью: «В тюрьму для епископа хлеб». Продуктов набиралось столько, что их хватало и для др. арестантов. На допросе Е. отказался признать себя виновным в предъявленных ему обвинениях, в т. ч. отрицал «участие в укреплении власти правительства Колчака» во время гражданской войны; взаимодействие с Высшим временным церковным управлением Сибири, по словам Е., не имело характера «контрреволюционной деятельности», а являлось «исполнением предписаний, касающихся жизни церковной». Следствие пришло к выводу о недостаточности и неубедительности собранных против Е. обвинительных материалов, однако освобождение архиерея было признано «совершенно недопустимым для охранения власти и революционного порядка». В окт. 1923 г. Е. был этапирован в читинскую тюрьму, его дело рассматривалось в Постоянном представительстве ГПУ на Дальн. Востоке, с дек.- в ОГПУ (Москва).

http://pravenc.ru/text/186937.html

Гурия, от 7 – 17 марта 1882 г.; в) надгробные слова и речи. Все это в свое время было напечатано в Тавр. Еп. Ведомостях за 1882 г. и затем издано в виде отдельной брошюры. В Православном Обозрении за 1882 г., в Таврич. Епарх. Ведомостях за 1883 г. и в Русском Архиве за 1888 г. напечатаны воспоминания И. У. Палимпсестова о Преосвящ. Гурии; но они имеют отрывочный, эпизодический характер. Впрочем, сведения о Преосв. Гурии изложенные в названной брошюре и в воспоминаниях И. У. Палимпсестова хотя и краткие, зато достоверные; потому что сообщаются лицами, близко стоявшими к Преосв. Гурию по своим служебным делам: о. Андрей Жежеленко был долгое время ключарем кафедрального собора, членом консистории и некоторое время исполнял обязанности эконома архиерейского дома у Преосв. Гурия; А. В. Иванов был преподавателем Таврич. дух. семинарии и домашним библиотекарем у Преосв. Гурия; о своих отношениях к Преосвящ. Гуриио бывший ректор Таврич. семинарии (ныне Высокопреосвящ. Архиепископ Харьковский) Архимандрит Арсений в надгробном слове говорит: «Девятилетнее совместное служение с почившим Архипастырем, еженедельные, а иногда ежедневные свидания с ним, во время оных беседы как по делам службы, так и независимо от сих последних – духовно-нравственные беседы, – частое совершение с ним богослужения в соборе кафедральном и в других храмах города Симферополя и Таврической епархии, дают мне право охарактеризовать полную великих дел и неисчислимых добродетелей жизнь и деятельность в Бозе почившего святителя нашего Гурия». Но главным источником, из коего мы надеемся почерпнуть сведения о жизни и деятельности Преосв. Гурия – это письма его собственные к разным лицам; письма к нему и письма о нем. Сам Пр. Гурии придавал письмам большое значение и хранил их. Один из его друзей, И. У. Палимпсестов в своих воспоминаниях о Преосвященном Гурии передает беседу с любимым Архипастырем, из которой видно, как Преосвящ. Гурий смотрел на переписку и какое значение он придавал хранению переписки, особенно людей в каком-либо отношений именитых.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/v...

Благодаря стараниям Преосвященного открыт был епархиальный свечной завод и начата постройка нового здания для Смоленского Епархиального женского училища. Большой любитель и исследователь древностей, живо интересующийся историей отечественной церкви, Преосв. Никанор основал в Смоленске церковно-археологический комитет, в трудах которого всегда принимал самое близкое и деятельное участие. Особенно дорогим для всего Смоленска делом Преосвященного Никанора является стоившее Владыке многих хлопот и средств устройство парового отопления в дивном кафедральном соборе постройки времен царя Алексея Михайловича. Ревностно заботясь о развитии народного образования, он увеличил число церковно-приходских школ в епархии, а для подготовки педагогического персонала для них в первый же год своего служения в Смоленске почти исключительно на свои личные средства устроил краткосрочные педагогические курсы для девиц, кончивших курс Епархиального женского Училища. В 1897 и 1898 курсы для учителей и учительниц церковно-приходских школ Смоленской епархии были организованы и велись при непосредственном и живом участии Преосвященного, который сам не раз разъяснял участникам курсов тот дух и те задачи, какими должно быть проникнуто православное церковно-школьное учительство, и давал им методические советы и указания о приемах преподавания и воспитания детей русского народа. При архиерейском доме Преосвященный Никанор учредил особые курсы для желающих подготовиться к экзамену на звание учителя церковной школы. На этих курсах Владыка иногда даже сам давал уроки по Закону Божию. С целью религиозно-нравственного просвещения простого народа Преосвященный Никанор открыл в Смоленске и многих уездных городах и селах губернии внебогослужебные собеседования, а для интеллигентного класса ввел религиозно-нравственные чтения, на которых сам неоднократно выступал лектором в залах дворянского собрания и городской думы. Для полноты картины этой кипучей деятельности Преосвященного Никанора надо добавить, что он находил время для частого обозревания епархии, для посещения духовно-учебных и светских заведений Смоленска, не говоря о частых богослужениях в храмах не только в праздничные, но и в будние дни, с произнесением при этом проповедей, производивших на слушателей глубокое впечатление.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Подсушенные надлежащим образом частицы кладутся в святую дарохранительницу. Обряд умовения ног совершается следующим образом: в кафедральном соборе, на литургии, после заамвонной молитвы, читается 50 псалом и поются стихиры, прославляющие смирение Господне, а в это время архиерей, без посоха, без свиты священнослужителей, выходит на амвон, на средину церкви. Перед ним диаконы несут Евангелие, лохань, рукомойник и лентион (полотенце). Сюда же приходят 6 архимандритов и 6 протоиереев. После молитвы о благословении Божием и об утверждении нас в чувствах покаяния, протодиакон читает первое Евангелие на умовение ног, а архиерей, без помощи иподиаконов, снимает с себя омофор и саккос, препоясывается лентием, трижды вливает крестообразно воду в лохань и, омывая ноги священнослужителям, отирает их лентием. Тот, у которого архиерей омывает ногу, целует архиерея в митру и в руку. Когда протодиакон возглашает: «Прииде к Симону Петру и глагола ему той», первый архимандрит встает и говорит: «Господи! Ты ли мои умыеши нози?» Архиерей: «Еже Аз творю, ты не веси, ныне разумееши же посих». Архимандрит: «Не нози мои токмо, но и руции и главу». Указав на свои руки и главу, архимандрит садится. Архиерей говорит: «Измовенный не требует, токмо нози умыти: есть бо весь чист, и вы чисти есте, но не вси», и омывает ноги архимандриту. Затем он отлагает лентион и, при чтении 2-го Евангелия, снова надевает омофор и саккос, а когда протодиакон скажет: «Возлег паки», архиерей садится, священнослужители встают, и архиерей, сидя, доканчивает Евангелие словами: «Образ бо дах вам, да якоже Аз сотворих вам, и вы творите». Затем архиерей встает и молит Господа омыть всякую нечистоту душ наших, дабы мы, очистив прах согрешений наших и отерши друг друга лентием любви, угождали Богу во все дни жизни нашей и обрели благодать пред Ним. Обряд умовения ног живо представляет Господа в смиренном виде архиерея. Высок архиерейский сан, высок и вне церкви, но в церковной службе он возвышен, как град верху горы. И вот, когда мы видим, как архиерей, без свиты и без посоха, выходит на амвон, сам разоблачается, наливает воду, приклоняется к ногам священников, омывает и отирает эти ноги, – тогда мы живо представляем себе, как Господь говорил ученикам, по омовении ног их: «Кто более? Возлежай или служай? Не возлежай ли? Аз же посреде вас есмь, яко служай» ( Лк 22:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010