О судьбе большинства сестер и духовенства обители после революции сведений не сохранилось. Времена гонений на Церковь дали обители двух священномученников – епископа Орехово-Зуевского Никиту (Делекторского) и протоиерея Евгения Елховского. В 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил их к лику святых. Так Никольская обитель приобрела небесных покровителей и заступников среди вновь прославленных святых. Уповаем, что и безвестные страдальцы из числа духовенства и сестер монастыря пополнили число новомученников и исповедников Российских. И молятся они в обителях небесных за земную свою обитель – Свято-Никольский Переславский монастырь. Более семидесяти лет на месте монастыря царила «мерзость запустения». То, что не уничтожили люди, разрушило время. Казалось, обитель погибла безвозвратно. Но Господь судил иначе. «В смутных обстоятельствах нам не предупредить Господа, хотя бы все приходило в страшную гибель… – писал святитель Иоанн Златоуст еще в 404 году. – Если он творит несущее сущим, нигде и никогда не являющемуся дарует бытие, тем легче Ему поправить то, что есть и что давно было». Свято-Никольский женский монастырь в Переславле-Залесском 27 декабря 1993 года постановлением Святейшего Синода Переславский Свято-Никольский женский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. 16 февраля 1994 года в обитель прибыли первые насельницы из Толгского монастыря города Ярославля. Они поселились в здании Благовещенской церкви, которая в течение последних десятилетий служила жилым домом и складом. В условиях холодной зимы, едва наладив быт, сестры приступили к подготовке разоренного храма к богослужению. Жители Переславля и братия Никитского мужского монастыря оказывали им посильную помощь. Горячая молитва и самоотверженный труд сделали невозможное. Менее чем через два месяца после приезда насельниц, 7 апреля 1994 года на престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы настоятелем Никитского монастыря иеромонахом Анатолием (Аксеновым) была совершена в Никольской обители первая Божественная литургия. С этого дня начал совершаться суточный круг богослужений (при отсутствии священнослужителя богослужение заменялось вычиткой).

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Никольск...

Казанский Богородицкий мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Казанский Богородицкий мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Казанская икона в киоте помещалась в 2 рамах с серебряными позолоченными окладами. На внутренней раме имелось 12 клейм. Оклад внутренней рамы (1806) был выполнен на средства игум. Софии (Болховской) к возведению в 1808 г. нового Казанского собора. Внешнюю раму с клеймами чудес украшал оклад 1-й пол. XVIII в. с фигурными обрамлениями клейм, выполненный на средства полковника А. И. Змеева и его супруги. Внутренняя рама изымалась из внешней и имела ручки для несения чудотворного образа в крестных ходах. В теплое время года чудотворный образ пребывал в летнем Казанском соборе, в холодное - в зимнем храме свт. Николая Чудотворца (Николы Тульского). В Казанском соборе (1808) чудотворный образ находился в иконостасе слева от царских врат в большом деревянном киоте ( Малов. 1879. С. 29-34; Загоскин. 1895. С. 160). Сохранившаяся монастырская пелена кон. XVI в. (27,5×24,5 см) с изображением Казанского образа (НМРТ) создана, вероятно, в местной мастерской. Возможно, именно эта пелена в XIX в. висела под явленной иконой ( Завьялова М. К., Каргалова Т. А. Краткий обзор памятников древнерус. лицевого шитья XVI-XVII вв. в собр. Гос. объединенного музея Респ. Татарстан//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1995. Вып. 10: Древнерус. худож. шитье. С. 76-78. Ил. 4). 8 июля и 22 окт.- в дни празднования Казанской иконе - совершались крестные ходы из Благовещенского собора в монастырский собор, в обители богослужения возглавляли епархиальные архиереи. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. архиерейские службы в мон-ре проходили 15-20 раз в год. Чудотворную икону ежегодно носили еще в 14 крестных ходах в храмы города. По просьбам горожан монастырские священники приносили Казанскую икону в частные дома. Обитель посещало множество паломников, в т. ч. 28 мая 1722 г.- имп. Петр I Алексеевич , 28 мая 1767 г.- имп. Екатерина II Алексеевна , затем имп. Павел I Петрович , 18 авг. 1836 г.- имп. Николай I Павлович , 20 июля 1837 г. и 27 авг. 1871 г.- имп. Александр II Николаевич , в 1871 г.- буд. имп. Александр III Александрович . 5 июля 1894 г. и 16 июля 1897 г. в мон-ре был прав. Иоанн Кронштадтский . После святотатственного похищения явленной Казанской иконы (в ночь на 29 июля 1904) на ее место в соборе была поставлена икона Божией Матери «Паммакаристос», написанная по заказу К-польского патриарха Иоакима III и присланная в дар мон-рю (к 2012 - в фондах Национального музея Республики Татарстан).

http://pravenc.ru/text/1319812.html

В М. З. м. было сделано много частных поминальных вкладов, в т. ч. от настоятелей мон-ря, иером. Епифания (Славинецкого), иконописца Симона Ушакова, Г. Я., Ф. Я. и И. М. Милославских, боярина С. И. Заборовского, думного дьяка И. С. Горохова, дьяка Посольского приказа В. И. Бобинина, полковника А. М. Кравкова, князей Голицыных и др. В 1789 г. в М. З. м. поступили облачения и утварь из упраздненной ц. Воскресения Христова в Булгакове. Большая часть церковных древностей была утрачена во время оккупации Москвы армией Наполеона в 1812 г., когда оставшиеся в мон-ре ценности были захвачены, а иконы использовались вместо дров. Из ранних частных вкладов сохранились только лампада «в поминовение души иеромонаха Епифания Славяницкаго», вклады Кравкова и неск. вкладов XVIII в. (Там же. С. 49-50. 1-я паг.). Библиотека и архив В мон-ре имелась б-ка богослужебной и аскетической лит-ры. Самые ранние книги - рукописная Кормчая XVI в., московские и киевские издания 20-х гг. XVII в. (Псалтырь, «Беседы на Деяния св. апостол», «Лимонарь», «Поучения аввы Дорофея»). В РГАДА сохранился архив М. З. м. благодаря тому, что он был спрятан в одной из ниш ризницы и обнаружен только в 1865 г. Особенности богослужения и праздники Наиболее торжественно в мон-ре отмечался праздник в честь иконы Божией Матери «Знамение», 27 нояб. (Там же. С. 17-18. 1-я паг.). В этот день богослужение совершалось во всех храмах, расположенных рядом с московскими дворами Романовых. М. З. м. посещали патриарх «с властями» и царская семья. Совершались всенощное бдение, литургия и молебен. Царское место устраивалось в Благовещенском приделе. После богослужения монастырь подносил всем членам царской семьи, патриарху, царским и патриаршим боярам и др. лицам иконы «Знамение» со святой водой в вощанках. Стол устраивался на государевом дворе в Кремле, а в мон-ре накрывали др. стол, для государевых и патриарших певчих. В знак признательности имп. Александру II за пожалование мон-рю 20 тыс. р. было учреждено празднование 12 июля, дня памяти прп. Михаила Малеина, небесного покровителя царя Михаила Феодоровича. В этот день в мон-ре совершали панихиду «по родоначальнике и других особах державного рода», архиерейское богослужение и молебен о здравии имп. Александра II и «всей высочайшей фамилии». Настоятели, братия, именитые посетители

http://pravenc.ru/text/2564206.html

38. Иларий. – В 1834 году по указу Св. Синода переведен из Солотченского второклассного монастыря Рязанской епархии с оставлением его степени, тому монастырю присвоенной. Эта степень заключалась в том, что архимандрит Иларий при богослужении осенял трикириями по образцу архиерейского служения. 8 марта 1836 года определен и перемещен настоятелем из Задонского в ставропигиальный Соловецкий монастырь. 39. Досифей. – По указу Св. Синода от 8 марта 1836 года переведен сюда настоятелем из ставропигиального Соловецкого монастыря с оставлением степени, тому монастырю присвоенной; а 7 октября 1840 года уволен на покой в Симонов Московский первоклассный монастырь. 40. Мартирий. – Пермской семинарии ректор и богословия профессор, по указу Св. Синода от 7 октября 1840 года определен в сей монастырь со степенью лично присвоенного ему достоинства – настоятеля второго класса. 23 июля 1842 года переведен настоятелем же в первоклассный Свияжский монастырь Казанской епархии. 41. Иларий. – По прошению его, по болезни от сурового Соловецкого климата, с высочайшего утверждения, указом Св. Синода 23 июля 1842 года из ставропигиального Соловецкого монастыря переведен снова настоятелем в Задонский монастырь, с оставлением при нем за известные его заслуги той степени и всех привилегий, какие присвоены настоятелям соловецким. Скончался в сем монастыре 14 ноября 1845 года 129 . 42. Серафим. – Священнический сын. Перемещен сюда из Нежинского Благовещенского ставропигиального монастыря в 1845 году с оставлением при нем той степени и всех привилегий; имел золотой кабинетный крест и ордена Св. Анны 2 степени с короной и Св. Владимира 3 степени. Скончался 28 марта 1855 года, семидесяти лет. Был настоятель деятельный и добрый. Преосвященный Иосиф на рапорте монастырском о смерти сего настоятеля положил следующую резолюцию: «Вечная память да будет богобоязненному, радушному и добродетельному о. архимандриту Серафиму! Хотел бы я воздать последний долг погребения; но, к душевному моему прискорбию, ненастная погода и пасхальное время удерживает меня от сего. Так как покойный жил не для себя, а для обители, то издержки при погребении с приличием к усопшему принять на счет монастыря. Тело его похоронить в новоустроенном им храме. От 50 до 100 накормить нищей братии, да помолятся о упокоении души его».

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

С января по декабрь 1991 года Высокопреосвященный Митрополит Филарет — народный депутат СССР. С 18 февраля 1992 года Владыка Филарет носит титул: «Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Свято-Успенской Жировицкой обители священноархимандрит». 28 декабря 1993 года Высокопреосвященный Владыка назначен председателем Синодальной Богословской комиссии, образованной из Комиссии по вопросам христианского единства. С 3 февраля 1994 года Митрополит Филарет является священноархимандритом Свято-Благовещенского Ляденского монастыря. С 28 декабря 1996 по 17 июля 1997 года Владыка Филарет являлся временно управляющим Полоцкой епархией. С 28 февраля по 4 июля 2002 года Патриарший Экзарх являлся временно управляющим Могилевской епархией. 25 января 2009 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в Москве избран одним из трёх кандидатов на Московский Патриарший престол. 27 января 2009 года в ходе заседания Поместного Собора, во вторник, во второй половине дня Высокопреосвященнейший Филарет снял свою кандидатуру, призвав сторонников отдать голоса местоблюстителю Патриаршего престола, митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу. С 27 июля 2009 года Владыка Филарет — член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. 21 марта 2010 года за заслуги перед Русской Православной Церковью и в связи с 75-летием со дня рождения Митрополит Филарет был награжден правом преднесения креста за богослужением в пределах Белорусского Экзархата. 31 мая 2010 года Священный Синод, заслушав прошение Владыки Филарета о почислении на покой по достижении 75-летия согласно пункту 26 главы Х Устава Русской Православной Церкви, постановил просить Высокопреосвященнейшего Владыку продолжить управление Минской епархией и руководство Белорусским Экзархатом с выражением благодарности за многолетние труды по окормлению православной паствы Беларуси. НАГРАДЫ: Награды Поместных Православных Церквей:   Награды Республики Беларусь: Награды РСФСР и Российской Федерации: Награды СССР:

http://pravmir.ru/mitropolit-minskij-i-s...

В настоящее время в обители подвизается тридцать сестер во главе с игуменией Маргаритой (Феоктистовой). Их жизнь наполнена молитвами и трудами. Сёстры ежедневно участвуют в богослужении, выпекают просфоры и хлеб, обслуживают церковь, трапезную, архиерейскую резиденцию, епархиальное управление, проводят экскурсии, несут послушания на загородных подворьях. В обители возрождаются традиционные монастырские ремёсла, действуют мастерские: иконописная, швейная и золотошвейная. В 2004 г. архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря включён в список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Древняя обитель является одним из наиболее посещаемых туристических объектов Москвы. Здесь функционирует церковный музей с экскурсионном бюро и открыты несколько постоянных экспозиций: «Огненные языки благодати» — иконостас XVIII в. Духовской ц. Новодевичьего монастыря, фотовыставка «Московская епархия вчера и сегодня», «Величай душе моя, Деву Пречистую» — Богородичные иконы из монастырского собрания, мемориальная экспозиция, посвященная игумении Серафиме (Чёрной) и «1812 год в судьбах России и Новодевичьего монастыря». В летнее время для осмотра открыт Смоленский собор. Готовятся новые выставки, ведутся реставрационные работы. Новодевичий монастырь приближается к своему 500-летнему Юбилею. Описание [ править править код ] Центр монастыря — монументальный, пятиглавый (первоначально, по-видимому, — девятиглавый, с четырьмя приделами по углам, как у Благовещенского собора Московского Кремля) Смоленский собор, в интерьере которого сохранилась фресковая живопись XVI века. Собор был построен по образцу Успенского собора в Кремле. В конце XVII века, в правление царевны Софьи, вокруг Смоленского собора был создан центрический архитектурный ансамбль, в котором собор оказался центром пересечения двух главных осей. Ось «север-юг» образуют две надвратные церкви, а ось «запад-восток» — колокольня и трапезная. Согласно документу второй половины XVIII века, автором этого ансамбля и создателем большинства сооружений монастыря является зодчий Пётр Потапов — создатель церкви Успения на Покровке, близкой по стилистическим особенностям к постройкам Новодевичьего.

http://azbyka.ru/palomnik/Богородице-Смо...

Новгородский Юрьев монастырь Обитель св. Великомученика и Победоносца Георгия или Юрьев монастырь – находится на левом берегу р. Волхова при истоке его из озера Ильменя. Основан в 1030 году Ярославом – Георгием Шевским Великим Князем, а главный собор его – в 1119 году Всеволодом, внуком Мономаха. Главные святыни Обители: 1) Храмовая, очень древняя икона Св. Великомученнка Георгия греческого письма (3 арш. 7 в. x 2 арш.), богато украшена серебропозолоченною ризой (весом 3 пуд. 27 ф.), усыпанной драгоценными камнями и удивительной величины жемчужинами; и 2) Св. Мощи Святителя Феоктиста Архиепископа Новгородского, сконч. 1308 года 23 Декабря. С 1786 года почивают в Юрьевом Монастыре, перенесенные сюда из упраздненного Благовещенского Монастыря в богатой серебропозолоченной раке, весом 8 пуд. 5 ф. 36 зол. Пришедший к началу прошлого столетия в крайнее запустение от пожаров и опустошений, монастырь богато возобновлен и украшен Архимандритом Фотием при содействии его духовной дочери графиня Анны Алексеевны Орловой-Чесменской (в 1822–1848 годах). Здания монастырские, особенно соборы – поражают своей массивностью и драгоценностью украшений: золотом, серебром, жемчугом и драгоценнейшими камнями. По богатству ризницы и церковной утвари, и вообще по благолепиюмонастырь не уступает нашим Лаврам. Богослужение в нем отличается строгой церковностью и уставностью (с архиерейскими привилегиями настоятелей), пение столповое, редко где так исполняемое. В монастыре до 120 человек братии (с послушниками). Вид на монастырь из Новгорода и с озера – очарователен. Весьма красива колокольня монастыря, в три пролета с 32 колоколами, из коих наибольшие в 2100 пуд, 1140 пуд, 523 пуда, 267 пуд, 130 пуд и т. д. Звон их отличается редкой гармоничностью и силой. Существует несколько подробных описаний Обители, предлагаем благочестивым поклонникам наилучшее из них, по краткости, содержательности и интересности – известного писателя-путешественника А.Н. Муравьева. Церкви Юрьева Монастыря: 1. Георгиевский Собор, в честь Св. Великомученика Георгия Победоносца, с приделом в честь Святителя Феоклиста, Св. мощи коего в Соборе (праздники 23 Апреля, 26 Ноября, 23 Декабря и 23 Января).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

сост. Г. И. Катышев Автобиография «Даты и этапы моей жизни» 196 Арестован 11 раз. Родился 2 июля 1887 года. Шуйское духовное училище: 1896–1902 годы. Во 2 классе переэкзаменовка. В 3 классе провел два года. Начал прислуживать в алтаре, вероятно, за всенощной в субботу 21 августа 1899 года. Владимирская духовная семинария: 1902–1908 годы. В каникулярное время прислуживал при архиерейском богослужении рипидоносцем и иподиаконом: 1903–1906 годы. То же непрерывно во все время: август 1906 – сентябрь 1908 года. Посвящен в первую степень клира – в чтеца 6 мая 1907 года. Московская духовная академия: 1908–1912 годы. Пострижен в монашество 12 октября 1912 года. Посвящен во иеродиакона 14 октября 1912 года. Посвящен во иеромонаха 17 октября 1912 года. Преподаватель Полтавской духовной семинарии: октябрь 1912 – сентябрь 1913 года. Преподаватель Владимирской духовной семинарии: 1913–1918 годы. Член Поместного Всероссийского Собора по избранию от монашествующих. Помощник заместителя 197 : январь – сентябрь 1918 года. Член Владимирского епархиального совета от монашествующих: 1918–1920 годы. Наместник Владимирского Рождественского монастыря: 1920–1921 годы. Возведен в сан архимандрита 20 января 1920 года. Настоятель Боголюбова монастыря с 18 июня 1921 года. Хиротонисан во епископа Ковровского 27 июня 1921 года. Арестован и препровожден в ревтрибунал 17 марта 1922 года. Освобожден 18 марта 1922 года. Арестован в Великую Среду (митр. Сергий [Страгородский], архиеп. Павел [Борисовский], еп. Василий [Зуммер]) 30 марта 1922 года. Показательный суд по обвинению в связи с изъятием церковных ценностей 27 мая 1922 года. Приговорен к одному году, по амнистии освобожден 28 мая 1922 года. Арестован (еп. Серафим, прот. Мирт[ов]) 15 июля 1922 года. Освобожден 25 июля 1922 года. Арестован (архиеп. Никандр, архиеп. Фаддей, еп. Корнилий, еп. Дамиан, еп. Николай, еп. Василий, прот. Глаголев, игум. Филарет [Волчан], священники Дурылин, Дулов, прот. Благовещенский (Ков[ров]?), Конст[антин] (Суздаль) 10 сентября 1922 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРГЕНТИНСКАЯ И ЮЖНОАМЕРИКАНСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ. Решением Свящ. Синода РПЦ от 29 июня 1946 г. Аргентинское вик-ство Алеутской и Североамериканской епархии было преобразовано в Аргентинскую епархию в составе Алеутского и Североамериканского экзархата (с 1947 экзархат Сев. и Юж. Америки), с 1964 г. епархия называется А. и Ю. е. 31 янв. 1990 г. А. и Ю. е. объединяет приходы в государствах Центральной (кроме Мексики) и Южной Америки. Архиерейский Собор РПЦ упразднил зарубежные экзархаты РПЦ, при этом приходы РПЦ в Мексике из ведения Аргентинских епископов были переданы викарным архиереям, управляющим приходами Московского Патриархата в США. Кафедральный город А. и Ю. е.- Буэнос-Айрес, кафедральный собор - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Правящий архиерей - с 11 мар. 2020 г. еп. Леонид (Солдатов) . Епархия разделена на благочиния - Центральное, Бразильское, Северо-Западное, Центрально-Американское. К 2020 г. в А. и Ю. е. насчитывалось 33 прихода, служили 20 священников и 1 диакон, монастырей нет. История После образования Аргентинской епархии ее правящий архиерей еп. Феодор (Текучёв) , проживавший в США, получил визу на въезд в Аргентину и 7 апр. 1947 г. приехал в Буэнос-Айрес; первоначально он совершал богослужения в храме вмч. Георгия Победоносца (Антиохийский Патриархат), поскольку настоятель рус. храма во имя Св. Троицы прот. Константин Изразцов , создавший в 1926 г. раскольническую «Русскую православную общину» и объявивший себя «самоуправляемым главою православной Церкви в Аргентине», отказался признать еп. Феодора. Через неск. дней после приезда еп. Феодора при храме вмч. Георгия прошло собрание рус. общины, к-рое постановило найти помещение и средства для первого храма А. и Ю. е. В июне 1947 г. был куплен дом и перестроен под храм, освященный еп. Феодором 10 июля 1947 г. в честь Благовещения Пресв. Богородицы; в тот же день прошло организационное собрание, избравшее церковноприходской совет. Вскоре начал действовать епархиальный совет, в состав к-рого вошли еп. Феодор (председатель), первый настоятель Благовещенского храма свящ. Евфимий Мамин, П. П. Шостаковский и В. Ф. Римский-Корсаков.

http://pravenc.ru/text/75858.html

Слово митрополита Варсонофия на заседании епархиального совета сентября 2023 Слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия на епархиальном совете с участием благочинных (Портретный зал епархиального управления, 4 сентября 2023 года, 11:00) ___ Ваше Преосвященство, дорогие члены епархиального совета, отцы благочинные! Сердечно вас приветствую на очередном заседании епархиального совета, который по традиции проходит в расширенном составе. Повестка дня сегодня довольно обширная. Мы всегда рассматриваем общецерковные документы, следуя словам Святейшего Патриарха Кирилла, который сказал: " Чтобы " проповедь наша была актуальной, нужно питаться мудростью не только святых отцов, живших более тысячи лет назад, но и быть знакомым с документами, которые принимают наши Соборы и Священный Синод, формулируя отношение Церкви к проблемам современности " . Сегодня также ознакомимся и с материалами состоявшегося 19 июля Архиерейского совещания. В период между заседаниями нашего совета общецерковная работа и деятельность Патриарха, несмотря на летний период, велась интенсивно. Среди епархиальных вопросов мы затронем празднование 12 сентября - дня памяти святого Александра Невского - и проведение общегородского крестного хода по Невскому проспекту. Богослужения пройдут в Благовещенском храме Лавры, куда доступа людей не будет ввиду его небольшого размера, и в Казанском кафедральном соборе. Мы приглашаем в собор на Литургию всех желающих с тем, чтобы можно было пройти с крестным ходом по главной исторической улице города. Большая ответственность лежит на благочинных, которым необходимо приложить максимум усилий не только по информированию в храмах и в интернете об этом праздновании, но и организовать своих прихожан. Хочу в вашем присутствии поздравить нового наместника нашей лавры - епископа Кронштадтского Вениамина - с назначением на последнем заседании Синода и пожелать ему благодатной помощи Божией в предстоящих трудах. В первую очередь это относится к попечению и поддержанию в целом монашеской жизни, соблюдению устава, организации хозяйственной деятельности и наблюдению за реставрационными работами. Монастырь исторический, находится в центре большого города, притягивает паломников и туристов, не обделен вниманием высоких лиц, что накладывает большую ответственность на наместника за все, что в нем происходит. Владыка Вениамин более десяти лет управлял Ардатовской епархией и имеет положительный опыт церковного руководства. Он также будет нести в епархии обязанности председателя церковного суда, богослужебной комиссии и благочинного монастырей.

http://mitropolia.spb.ru/docs/slovo-mitr...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010